Литературное направление «Горя от ума»
«Горе от ума» — одно из самых цитируемых произведений в русской культуре. А.С. Грибоедов закончил работу над комедией в 1824 году.
С точки зрения истории литературы с классицистическими тенденциями уже произошел разрыв, эпоха романтизма, основанная на неприятии действительности и двоемирии является ведущим литературным направлением. Однако двоемирия в произведении не заметно. Более того, в классицизме действий было обычно пять. Здесь же, при открытии афиши, читатель уже замечает противоречие: «комедия в четырех действиях».
Так к какому же литературному направлению следует относить «Горе от ума»?
Черты классицизма
1. Говорящие фамилии/имена героев. Это прием использовали в классицизме для передачи доминирующей черты героя. Софья, Молчалин, Скалозуб — все эти имена раскрывают особенности их обладателей уже при прочтении афиши.
2. Амплуа. Основное составляющее классицистических комедий – комедии масок. Герои придерживаются одной тактики поведения, свойственной заданному типу.
3. Правило трех единств (места, действия, времени). В комедии действие происходит в доме Фамусова, одна основная сюжетная линия, события укладываются в 24 часа.
Черты романтизма
1. Герой – сильная личность, стремящаяся к идеалу, непонятая обществом.
2. Разрыв с окружающими приводит к отъезду героя.
Черты реализма
1. Наличие характеров. На первый взгляд Софья – однозначно положительный персонаж. Но именно она обвиняет Чацкого в сумасшествии. Более того, Софья обманывает отца, скрывая свой роман с Молчалиным. В развязке комедии девушка, увидев возлюбленного с Лизой, самоотверженно заявляет: «Отстаньте, говорю, сейчас, Я криком разбужу всех в доме, И погублю себя и вас». Типичный классицистический персонаж был не способен на такие чувства.
Такую же неоднозначность производит и Чацкий. В деталях изучив нравы страны, он не видит очевидного: влюбленность Софьи в Молчалина. Именно на этом недоразумении и построен сюжет произведения. И именно в этом и заключается основное отступление от классицистических традиций.
2. Внимание к быту. А.С. Грибоедов показывает, как ведут себя не только главные действующие лица, но и второстепенные персонажи. Быт комедии – политическая система, которая становится решающей в конфликте. Существующий уклад жизни враждебен Чацкому. И это является основной причиной, по которой он вынужден покинуть общество.
Вывод
Таким образом «Горе от ума» — синтез различных методов и направлений литературы. Сводить это произведение к какому-либо конкретному направлению – означает воздвигать рамки и ограничивать семантику многогранного произведения.
helperia.ru
Тест по литературе А. С. Грибоедов
Алексей Егоров Профи (503), закрыт 4 года назад 1. Укажите годы жизни А. С. Грибоедова:
а) 1799 — 1837
б) 1795 — 1829
в) 1800 — 1835
г) 1803 — 1855
2. В каком году родился Грибоедов?
а) В москве
б) В Петербургу
в) в Орле
г) в Твери
3. В каком учебном заведении учился Грибоедов?
а) в московском университете
4. По профессии Грибоедов был?
а) чиновником министерства внутренних дел
б) дипломатом
в) литератором
г) военным
5. Укажите к какому направлению литературы относится творчество Грибоедова?
а) классицизм
б) сентиментализм
в) реализм
6. В каком году быа закончена автором комедия «Горе от ума»?
а) в 1821
б) в 1824
в) в 1825
г) в 1829
7. Определите какой конфликт является основным ведущим? сюжетообразующим в комедии Грибоедова?
б) Конфликтный поколений
в) Общественный (между представителями «века нынешнего» и «века минувшего»)
г) Психологический? происходящий в душе главного героя
8. Сколько времени длится действие комедии «Горе от ума»?
а) 3 дня
б) 1 неделя
в) 1 сутки
г) 1 год
9. Сколькр времени отсуствовал в Москве Чацкий?
а) 1год
б) 3 года
в) полгода
г) 5 лет
10. Кто из героев сказал о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
а) Софья
б) Фамусов
в) Лиза
г) Чацкий
11. С какой целью едет Чацкий в дом Фамусова после долгого отсутствия?
а) Чтобы обличить фамусовское общество
б) искать покровительства у Фамусова
в) возобновить светские знакомства
г) сделать предложение Софье
12. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит?
а) Фамусова
б) Софье
в) Лизе
г) Молчалину
13. Кто пустил слух о сумашедствии Чацкого?
а) Софья
б) Фамусов
в) Хлестаков
г) Лиза
14. Каким восклицанием заканчивается комедия?
а) Карету мне, карету!
б) Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Мария Алексеевна!
в) …пойду искать по свету гле оскорбленному есть чувства уголок!
г) в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
15. Кому пренадлежит высказывание о комедии «горе от ума», что в ней 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
а) И. А. Гончарову
б) А. С. Пушкину
в) А. С. Грибоедову
г) П. А. Катенину
16. Какой персонаж комедии «Горе от уцма» не является представителем «фамусовского общества»?
а) Софья
б) Молчалин
в) Хлестов
г) Князь Федор
17. Кто из перечисленных героев не явдяется внесценическим персонажем?
а) Князь Федор
б) Кузьма Петрович
в) Татьяна Юрьевна
г) Скалозуб
18. Определите авторов следующих высказываний:
а) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятия-Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежания зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
в) Там будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.
г) Тот нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!! !
1) скалозуб
2) Чацкий
3) Фамусов
4) Молчалин
19. Определите, кому принадлежит следующие высказывание о главном герое комедии.
«Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека-с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными… »
а) В. К. Кюхельбекеру
б) А. С. Пушкин
в) И. А. Гончаров
г) А. И. Герцену
20. Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний».
а) А. С. Пушкин
б) В. К. Кюхельбекер
в) П. А. Катенин
г) И. А. Гончаров
otvet.mail.ru
Проблемы жанра и литературного направления в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Разделы: Литература
Цели:
- Познакомить с художественным своеобразием жанра комедии (комическое в речи героев, юмор характеров и положений).
- Выделить черты трёх литературных направлений в комедии “Горе от ума” (принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова).
- Актуализировать содержание
литературоведческих терминов
- Продолжить формирование умений работы с текстом художественного произведения.
ХОД УРОКА
Первая учебная ситуация.
? Давайте выясним, почему мы называем “Горе от ума” комедией.
? Над чем мы смеёмся?
? Что всегда лежит в основе комического?
Карточка-информатор №1.
Несоответствие как основа комического
Языковой уровень |
Сюжетный уровень |
Уровень характера |
Нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная или иностилевая, например, “ученая” речь. | Недоразумение: одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия. | Противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т.д. |
Учитель: Давайте вместе подумаем, почему “Горе от ума” – комедия. Что производит комический эффект в этом произведении? Прежде всего, обратим внимание на язык персонажей, так как язык в пьесе (произведении, в котором практически нет слов автора) – основное средство характеристики персонажей.
Карточка-информатор № 2.
Индивидуальное домашнее задание. Карточкой можно пользоваться на протяжении всего урока для актуализации встречающихся в процессе обсуждения терминов, это может делать ученик, приготовивший задание, либо подобные карточки раздаются каждому.
Гипербола |
Намеренное преувеличение. |
Алогизм |
Отрицание логического мышления как средства достижения истины. Намеренное нарушение в речи логических связей с целью комического эффекта. |
Пародия |
Сознательная имитация в сатирической, иронической и юмористической целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения. |
Афоризм |
Изречение, выражающее в лаконической форме обобщенную законченную мысль. |
Ирония |
Скрытая насмешка |
Задание: Привести примеры комических приёмов, опираясь на сведения из карточки-информатора № 2.
Комическое в речи героев
Комический приём |
Примеры |
“смешенье языков //французского с нижегородским”. Французские слова в русском написании. Коверканье французских слов. |
|
Коверканье или неправильное понимание литературных слов. |
“Куда как чуден создан
свет! “Вот фарсы мне как часто были петы…” |
Имитация акцента |
“Поетем, матушка,
мне, прафо, не под силу, |
Смысловые нелепицы |
Армейский юмор Скалозуба: “Мы с нею вместе не служили” “Я князь-Григорию и вам (2 человека – в 3 шеренги). |
Гипербола |
Молчалин в стремлении “угождать всем людям без изъятья”, доходит до угождения “собаке дворника, чтоб ласкова была” |
Алогизм |
“По-христиански
так, он жалости достоин; |
Доведение до абсурда |
“Покойница с ума сходила восемь раз” “Шампанское стаканами тянул |
Учитель: Итак, комическое в речи героев
помогает нам дать более точную характеристику
персонажам. Например, мы делаем вывод о том, что
Скалозуб на самом деле не остроумен, а, наоборот,
тупоумен, что общество, объявляющее Чацкого
сумасшедшим, само является не совсем нормальным
в своих характеристиках и оценках.
“Горе от ума” – это в значительной степени комедия характеров.
? Какие характеры пьесы вы бы назвали чисто комедийными? (Чисто комедийными можно назвать характеры князя Тугоуховского, княгини Тугоуховской, графини Хрюминой (обратите внимание на говорящие фамилии). Именно с их появлением на сцене связаны комедийные ситуации (привести примеры).)
? Найдите черты комедии положений. (В комедии множество различных ситуаций, связанных с падениями, неузнаваниями, подслушиваниями и недослышками. Например, Репетилов падает, произнося: “Тьфу, оплошал” – из чего сразу следует, что это комический персонаж.)
Вторая учебная ситуация.
? Зачем в комедии нужны такие герои как Репетилов, Тугоуховские, какую функцию они выполняют кроме комического эффекта?
Учитель: Вспомните, Чацкий тоже падает, едва появившись на сцене, перед Софьей. Однако, падение Чацкого к ногам возлюбленной (“Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног”) – романтический жест, традиционно призванный возвысить героя, а в случае с Репетиловым это грубо-комический эффект. Репетилов сам по себе – пародийная фигура (на это указывает и его фамилия), и прежде всего это пародия на Чацкого.
? Что такое пародия?
? Давайте найдем примеры пародийных сцен в комедии.
Пародийные сцены в комедии.
Лиза: Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла, |
В конце пьесы по разным причинам и Молчалин, и Чацкий вынуждены тоже “бежать” из дома Фамусова, а Софья остается, несомненно, “в досаде”. |
Чацкий: А тетушка? |
Намек на Софью – девушку довольно умную и с претензиями (Минерва – богиня мудрости, “София” – в переводе с греческого означает “мудрость”), которая в то же время отягощена наследием воспитавшего её “века минувшего”. |
Разговор графини бабушки с князем Тугоуховским (д.3, я.20) |
Мотив глухоты является сквозным в
пьесе, он связан с основным конфликтом. Лиза: “Вы глухи, Алексей Степаноч!..// И слышат, не хотят понять” Чацкий: “И слушаю, не понимаю”. |
? Как вы думаете, зачем автору нужны эти пародийные сцены в комедии? (Эти сцены не только комичны, но и важны для понимания смысла произведения. Например, мотив глухоты непонимания в комедии приобретает символическое значение: когда человека “не слышат” его перетолковывают на свой лад. Однако существенно, что и Чацкий часто не слышит других и этим чем-то напоминает того же князя Тугоуховского. Грибоедов как будто предостерегает героя, напоминает ему о возможности уподобиться тем, с кем он борется. Софья: “Вот вас бы с тётушкою свесть…” Т. е. с одной стороны, образ Чацкого возвышается (по контрасту, например, с Репетиловым), а с другой – заметно снижается, отражаясь в Репетилове, как в кривом зеркале. Сопоставляя реплики разных героев, обнаруживая параллельные ситуации, в которые они попадают, мы видим авторскую иронию.)
? Итак, давайте сделаем вывод, почему “Горе от ума” является комедией. (Во-первых, язык персонажей богат комическим элементом, что помогает характеризовать героев. Во-вторых, Грибоедов широко использует традиционный комедийный арсенал: юмор характеров и положений. В-третьих, авторская ирония, само существование автора “за кадром” делает пьесу комедией.)
Третья учебная ситуация.
Разбить класс на 3 группы (разбивка совершается произвольно, но в этом случае отвечать рекомендуется наиболее пассивным участникам группы. Группам даются вспомогательные вопросы).
1 группа:
Принципы классицизма и отклонения от них в “Горе от ума”.
? Соблюдается ли в комедии “принцип
трёх единств”?
? Чем это обусловлено?
? Разрешается ли конфликт комедии
полностью?
Примерный вариант ответа 1-й группы:
Требование трёх единств в комедии в целом
выполняется – действие происходит в течение
суток и только в доме Фамусова. Но единство
времени и места вводится не просто как
необходимая условность, а содержательно
оправдывается. Смысл единства времени виден из
реплики Чацкого: “Вы правы: из огня тот выйдет
невредим, // кто с вами день прожить успеет, //
Подышит воздухом одним, // И в нём рассудок
уцелеет”. Таким образом, подчеркивается, что
достаточно было одного дня для того, чтобы
произошел этот конфликт.
Единство времени тоже мотивировано сюжетом и
конфликтом: “Что нового покажет мне Москва?” –
говорит Чацкий, подразумевая, что его интересует
только Софья. Но в то же время особняк Фамусова
становится символом всей Москвы. В репликах Лизы,
Фамусова и других происходящее в доме
осмысливается “на уровне Москвы” (“Как все
московские, ваш батюшка таков…”, “На всех
московских есть особый отпечаток…” и т.д.)
По законам классицизма в произведении должен
быть один конфликт, который полностью
разрешается в конце, причем устраняются все
недоразумения, окончательно торжествует
добродетель и наказывается порок. В “Горе от
ума” ни одно из этих требований не выполняется
полностью. В комедии не один, а два конфликта
(один социальный, другой – любовный), и полного их
разрешения мы не наблюдаем.
Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь
формально сохраняет классицистические рамки.
2 группа:
Роль романтических мотивов в комедии “Горе от ума”.
? Какие черты романтического героя мы видим в
Чацком?
? В монологах ещё какого героя мы встречаем
отсылки к романтизму?
? Какие черты романтической героини мы
находим в Софье?
? Почему, несмотря на романтические черты,
нельзя назвать Чацкого и Софью героями
романтизма.
Примерный вариант ответа 2 группы:
Чацкий в комедии разыгрывает роль
романтического героя: несчастный влюблённый,
бунтарь-одиночка, не понятый “светом”: “все
гонят, все клянут, мучителей толпа”, в его
монологах присутствует мотив странничества.
В Софье также можно найти черты романтической
героини.
“Ей сна нет от французских книг” – говорит
Фамусов. Мы можем предположить, что это
сентиментальные и романтические французские
романы. Кроме них, Софья, по-видимому, воспитана и
на таких произведениях как баллада Жуковского
“Светлана”. Это видно из сна, придуманного
Софьей для Фамусова.
Несмотря на то, что романтические черты
присутствуют в образах Чацкого и Софьи, мы не
можем воспринимать эти черты всерьёз в комедии.
Романтические мотивы снижаются автором,
например, в пародийных монологах Репетилова. Из
текста мы знаем, что в его компании любят
поговорить “о Бейроне”, т. е. черты
романтического героя, только уже в пародийном
варианте, популярны и в той среде.
Таким образом, автор использует романтические
мотивы для того, чтобы дать более полную
характеристику внутреннему миру главных героев,
но в то же время относится к ним иронически.
3 группа:
? В чем состоит реализм Грибоедова.
? Какие черты реализма мы можем увидеть в
комедии?
Примерный вариант ответа 3 группы:
По словам Гончарова, в комедии Грибоедова,
“как в зеркале” отразилась Москва того времени,
её обычаи, нравы.
Героев мы не можем оценить однозначно как
положительных или отрицательных.
Даже в Чацком наряду с его прекрасными душевными
качествами мы можем обнаружить недостатки,
например, отсутствие знаний о человеческой душе,
неумение разобраться в чувствах любимой девушки.
Все характеры изображены очень точно, мы можем
проследить, почему у них сложились те или иные
представления о жизни, об обществе, их внутренний
мир показан полно и правдиво. Поэтому комедию
“Горе от ума” мы можем смело назвать
реалистическим произведением.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы доказали, что “Горе от ума” является комедией, познакомились с художественным своеобразием этого жанра. Сделали вывод о том, что в комедии “Горе от ума” сочетаются классицистическая (в основновном) форма, романтические мотивы и реалистическое содержание.
21.12.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тест по литературе Горе от ума для 9 класса
Тест по литературе Горе от ума А.С. Грибоедов для 9 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
1 вариант
Часть А
А1. Выберите неверное утверждение:
1) A.C. Грибоедов получил блестящ ее образование и был очень одарённым человеком.
2) По своим взглядам и оценке государственного устройства в России А.С. Грибоедов был близок к декабристам.
3) А.С. Грибоедов отрицал свою принадлежность к какому-либо тайному обществу.
4) Царь назначил А.С. Грибоедова полномочным министром в Персию, гак как хотел наградить за дипломатическую службу.
А2. В каком городе происходит действие комедии «Горе от ума»?
1) в Петербурге
2) в Москве
3) в Твери
4) в Новгороде
А3. Кому из героев комедии «Горе от ума» принадлежат слова?
Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
1) Чацкому
2) Молчалину
3) Фамусову
4) Тугоуховскому
А4. Как звали Чацкого?
1) Платон Михайлович
2) Сергей Сергеевич
3) Алексей Степанович
4) Александр Андреевич
Часть В
В1. Сколько иностранных языков знал А.С. Грибоедов?
В2. Назовите государственную должность А.С. Грибоедова.
Часть С
С1. В чём суть конфликта фамусовского общества и Чацкого?
2 вариант
Часть А
А1. Выберите верное утверждение:
1) А.С. Грибоедов родился в бедной семье, поэтому не получил достойного образования.
2) А.С. Грибоедов не писал других произведений, кроме комедии «Горе от ума».
3) А.С. Грибоедов критически оценивал российское государственное устройство.
4) А.С. Грибоедов открыто заявлял о своём участии в тайных обществах.
А2. К какому литературному направлению принадлежит комедия «Горе от ума»?
1) к романтизму
2) к классицизму
3) к реализму
4) к сентиментализму
А3. О ком Софья говорит?
Остёр, умён, красноречив, в друзьях особенно счастлив.
1) о Чацком
2) о Молчалине
3) о Скалозубе
4) о Загорецком
А4. Кому принадлежат слова?
Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
1) Репетилову
2) Молчалину
3) Чацкому
4) Софье
Часть В
В1. Назовите имя служанки Софьи.
В2. В заключении какого мирного договора большая заслуга принадлежит А.С. Грибоедову?
Часть С
С1. Каковы особенности языка комедии А.С. Грибоедова?
Ответы на тест по литературе Горе от ума А.С. Грибоедов для 9 класса
1 вариант
А1-4
А2-2
А3-3
А4-4
В1. Девять
В2. Дипломат
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
В1. Лизанька
В2. Туркманчайского
testschool.ru
Тест по литературе «Горе от ума»
«Горе от ума»
Тест
1.Кто автор произведения «Горе от ума»?
1).А.С.Пушкин 2)Н.М.Карамзин 3) А.С.Грибоедов 4)Л.Н.Толстой
2.Определите жанр произведения, по замыслу автора.
1)роман 2)комедия 3)трагедия 4)поэма
3.Год издания произведения
1)1822-1824 2)неизвестен
4.К какому литературному направлению можно отнести произведение?
1)романтизму 2)классицизму 3)сентиментализму 4)реализму
5.Кому принадлежат высказывания? 1 действие.
А. Чацкому Б.Софье В.Фамусову Г.Молчалину Д.Лизе Е.Скалозубу
1) Прошу служить у барышни влюбленной!
2) Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-та не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
3) Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
4) Счастливые часов не наблюдают.
5) Друг, нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
6) Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
7) Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара!
8) А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
9) Судьба нас будто берегла;
Ни беспокойства, ни сомненья…
А горе ждет из-за угла.
10) Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он ба́лы;
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.
11) Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
12) Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать, и ездить так далёко?
13) Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
14) Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
15) Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
16) Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
17) Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
18) Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом
6.Кому принадлежат высказывания? 2 действие.
1) Меня не худо бы спроситься,
Ведь я ей несколько сродни;
По крайней мере искони
Отцом недаром называли.
2) Служить бы рад, прислуживаться тошно.
3) Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!
4) Не знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили
5) При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли,
к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
6) Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
7) Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохинький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким
чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в се́мью не включат.
8) Дома новы́, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
9) Кому назначено-с: не миновать судьбы,
Молчалин на́ лошадь садился, ногу в стремя,
А лошадь на дыбы.
10) Ах! злые языки страшнее пистолета.
11) Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
7.Кому принадлежат высказывания? 3 действие.
1) Дождусь ее, и вынужу признанье:
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
Судьба любви — играть ей в жмурки.
2) Я не старалась, бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто бе́з толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит;
И между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы ре́звимся, хохочем;
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…
3) Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
4) Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.
5) Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
6) В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
7) Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
8) Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
9) Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.
10) Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
11) В той комнате незначущая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча,
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил.
8.Кому принадлежат высказывания? 4 действие.
1) Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд, которые мне душу наполняли.
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
2) Ученостью меня не обморочишь;
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикнете, так мигом успокоит.
3) О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?
4) Уж коли горе пить,
Так лучше сразу,
Чем медлить, — а беды медленьем не избыть.
5) А вам, искателям невест,
Не нежиться и не зевать бы;
Пригож и мил, кто не доест
И не доспит до свадьбы.
6) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
7) Молчалины блаженствуют на свете!
8) Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
9) Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
10) Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
11) Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Ответы
3)
2
1
1, 2, 4
1 действие
А. Чацкому 13, 14, 15, 16, 17
Б.Софье 4, 9, 12
В.Фамусову 2, 5, 6, 7, 8, 18
Г. Лизе 1, 3, 10, 11
6. 2 действие
А. Чацкому 2, 3, 8
Б. Скалозубу 4, 6
В.Фамусову 1, 5, 7
Г. Лизе 9, 11
Д.Молчалину 10
3 действие
А. Чацкому 1, 3, 4, 5, 10, 11
Б. Скалозубу 8
В.Фамусову 7, 9
Г. Софье 2
Д.Молчалину 6
8. 4 действие
А. Чацкому 1, 3, 4, 7, 9, 10
Б. Скалозубу 2,
В.Фамусову 8, 11
Г. Лизе 5
Д.Молчалину 6
infourok.ru
Тесты по творчеству А.С. Грибоедова «Горе от ума»
9 класс. А. С. ГРИБОЕДОВ. «ГОРЕ ОТ УМА»
1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума».
а) классицизм 1) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит
обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества
б) романтизм 2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация
героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не наказан, добродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц
в) реализм 3) единство места, времени и действия произведения; амплуа;
принцип говорящих фамилий
2. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?
а) философскую
б) социальную
в) семейно-бытовую
г) политическую
д) совокупность разновидностей
е) сатирическую
3. Соотнесите элементы композиции и части текста комедии.
а) экспозиция 1) Молчалин признается Лизе, что не любит Софью.
Софья и Чацкий все слышат.
б) завязка 2) До приезда Чацкого
в) кульминация 3) Монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…»
г) развязка 4) Приезд Чацкого
4. Отметьте, в чем состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума».
а) соответствие системе «амплуа»
б) количество действующих лиц — более двадцати
в) в основу системы образов положен принцип типизации
г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные
д) введение внесценических персонажей
5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует.
а) Чацкий 1) отец, не догадывающийся о любви дочери
б) Фамусов 2) удачливый герой-любовник
в) Софья 3) субретка
г) Лиза 4) героиня любовного треугольника ,,.
д) Молчалин 5) герой-резонер
6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.
а) Хрюмины, Тугоуховские, 1) главные герои
Хлёстова
б) князь Федор, Кузьма Петрович, 2) второстепенные
Максим Петрович
в) Чацкий, Софья, Молчалин, 3) эпизодические
Фамусов
г) Г.Б. — Г.Ы. 4) образ-пародия
д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, 5) внесценические персонажи
Горич, Репетилов
е) Репетилов 6) герои, необходимые для связи
сценического действия
7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии.
Индивидуализация языка; афористичность; трагический пафос; авторская ремарка; гипербола; фарсовые детали; катарсис; фразеологизмы; драматизм; просторечия; ирония; сарказм.
8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев, литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства.
а) Молчалин
б) Репетилов
в) Загорецкий
г) Лиза
9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему».
Князь Федор; Максим Петрович; трое из бульварных лиц; Татьяна Юрьевна; двоюродный брат Скалозуба; барон фон Клоц; французик из Бордо; молодые люди — «кто путешествует, в деревне кто живет»; Кузьма Петрович; тетушка Софьи.
10. Назовите полные имена героев.
Чацкий; Фамусов; Молчалин; отец Чацкого; Загорецкий; Горич; Скалозуб.
11. Где живет Хлестова?
а) на Тверской
б) на Кузнецком мосту
в) на Покровке
г) у Никитских ворот
12. Чей это портрет?
Курчавая! горбом лопатки!
Сердитая! все кошачьи ухватки!
Да как черна! да как страшна!..
а) Хлестовой
б) княжны Марьи Алексеевны
в) Хрюминой
г) арапки
13. О ком это сказал Чацкий?
а) Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки…
б) Услужлив, скромненький, в лице румянец есть
Вот он на цыпочках и не богат словами…
в) При нем остерегись: переносить горазд
Ив карты не садись — продаст
г) …все девушкой — Минервой
Все фрейлиной Екатерины Первой…
14. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?
а) образованного человека, который «славно пишет, переводит…»
б) «…если наберется/Душ тысячи две родовых…»
в) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»
г) молодой человек, «враг исканий…»
15. О ком говорят персонажи комедии?
«Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело…» (Софья)
«Где он, кстати?/ Ещё ли не сломил безмолвия печати?» (Чацкий)
«Ну жалкий же ездок…» (Скалозуб)
«…деловой» (Фамусов)
а) Загорецкий
б) Репетилов
в) Молчалин
г) Горич
Ответы к тесту «А. С. ГРИБОЕДОВ. «ГОРЕ ОТ УМА»
1. а — 3; б — 1; в — 2
2. д
3. а — 2, б — 4, в — 1, г — 3
4. б, в, д
5. а — 5, б — 1, в — 4, г — 3, д — 2
6. а — 3, б — 5, в — 1, г — 6, д — 2, е — 4
7. индивидуализация языка, афористичность, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали, фразеологизмы, просторечия, ирония, сарказм
8. б
9. «Век нынешний»: князь Федор, двоюродный брат Скалозуба, молодые люди — «кто путешествует, в деревне кто живет».
«Век минувший»: Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, барон фон Клоц, французик из Бордо, Кузьма Петрович, тетушка Софьи
10. Чацкий Александр Андреевич, Фамусов Павел Афанасьевич, Молчалин Алексей Степанович, отец Чацкого — Андрей Ильич, Загорецкий Антон Антонович, Горич Платон Михайлович, Скалозуб Сергей Сергеевич
11. в
12. г
13. а — о Скалозубе; б — о Молчалине; в — о Загорецком; г —о тетушке Софьи
14. б
15. в
kopilkaurokov.ru
Ответьте на тест по комедии «Горе от ума»
Тест по комедии «Горе от ума» 1.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии «Горе от ума»? 1)Драматическое произведение 2)Реалистично описаны чувства героев 3)Романтическое произведение 2.Укажите, к кому следует отнести факты, характеризующие 1) Софью А) Грозит пожаловаться в Сенат, министру, государю 2)Чацкого Б) Надеется возобновить давние дружеские отношения 3)Фамусова В) Высоко ценит достоинства Чацкого 4)Лизу Г) С негодованием воспринимает насмешки над человеком, которого любит 3.Какие из перечисленных фактов не связаны с биографией А. С. Грибоедова? 1)Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию. 2)После восстания декабристов был арестован и осужден. 3)Знал много иностранных языков. 4)Играл на фортепьяно, сочинял музыку. 4.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова? 1)Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство. 2)Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске. 3)Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на сёстрах. 4)Умер в ссылке, где находился за участие в восстании декабристов. 5.Какое из утверждений верно в отношении Чацкого? 1)Молчалина считает Талантливым, но недооценённым обществом, бедным, но благородным. 2)»Пересмеять умеет всех» 3)не видит вокруг и не знает ни одного единомышленника. 4)Уезжает из дома Фамусова со словами: «Поди, сажай меня в карету, вези меня куда-нибудь» 6.Какое из приводимых утверждений неверно в отношении комедии «Горе от ума»? 1)Писатель использует живую разговорную речь его эпохи. 2)Произведение стало широко известным, распространяясь в списках. 3)Герои не являются однозначно положительными либо отрицательными. 4)В центре произведения так называемый «лишний человек». 7.Укажите признаки литературных направлений, которые наиболее важны в комедии «Горе от ума». 1)Реализм 2)Сентиментализм 3)Классицизм 4)Романтизм 8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого? 1)Молчалин 2)Скалозуб 3)Софья 4)Репетилов 9.Какие из перечисленных идеалов и ценностей Чацкого непосредственно воплощены в комедии «Горе от ума»? 1)Свободолюбие 2)страсть к карточной игре 3)призывыене крепостного права 4)презрение к низкопоклоннству 5)поклонение иностранному 6)критика всего иностранного 7)уважение к русскому языку и обычаям 10.Приведите выражения и строки из комедии, ярко характеризующие Молчалина Скалозуба Ключ к тесту: 1.3; 2.1В, 2Б, 3Г, 4А; 3.2; 4.1; 5.2; 6.4; 7.1,4; 8.3; 9.1,2,4,7. Всего 16 баллов + по 1 баллу за каждое высказывание в 10 задании
Охренеть можно от учёбы по Фурсенко… долго смеялся..))
Долго писал (а) наверно))
touch.otvet.mail.ru