Тесей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тесей | |
---|---|
Θησεύς | |
![]() Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эсон (англ.)русск. (др.-греч. Αἴσων), 425—410 годы до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид | |
Мифология | Древнегреческая мифология |
Пол | мужской |
Отец | Эгей, Посейдон |
Мать | Эфра |
Супруга | Антиопа, Елена, Федра |
Дети | Ифигения, Ипполит, Демофонт, Акамант |
Медиафайлы на Викискладе |
Тесе́й или Тезе́й (др.-греч. Θησεύς, лат. Theseus) — в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии.
В преданиях о Тесее следует различать мифологическую часть, сформировавшую его образ как героя наподобие Геракла, и историческую часть с представлением о нём как о древнем реформаторе Афин, включавшую, в свою очередь, два образа — афинского царя в XIII в. до н. э. и реформатора в Афинах на рубеже X—IX вв. до н. э. В классическую эпоху (V в. до н. э.) афиняне пытались сделать Тесея собственным национальным героем (примерно так же, как дорийцы Геракла)[1].
ru.wikipedia.org
Тесей — история, миф о Минотавре, экранизации, актеры
История персонажа
Персонаж древнегреческой мифологии. Cын Эфры, дочери царя Питфея. У Тесея одновременно два отца — царь города Афины Эгей и бог моря Посейдон, оба возлегли с Эфрой в одну ночь. Один из знаменитейших персонажей мифологии Древней Греции, упомянут в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.
История появления
Античные авторы трактуют образ Тесея, пытаясь найти историческую основу мифа и «обнаружить» некогда взаправду существовавшее лицо, которое стало прообразом мифологического героя. В хронографии римского историка Евсевия Кесарийского Тесей назван десятым царем Афин. Считается, что герой правил после собственного отца Эгея с 1234 по 1205 год до нашей эры. Древнегреческий писатель Плутарх приводит доказательства того, что древний царь, названный в мифах Тесеем, сыном Эгея, реально существовал и правил Афинами.

Миф о Минотавре сторонниками реального существования царя Тесея трактуется следующим образом. Сын царя Миноса был убит афинянами в годы правления Тесея, за что Крит обложил Афины данью. Минос учредил состязания в память об убитом сыне, а афинян обязал платить дань мальчиками. Царь собственнолично отправился на Крит, где принял участие в состязаниях. Минотавр в этой версии — не мифическое чудовище, а сильнейший среди критских воинов, которого Тесей побеждает в борьбе. После этого дань афинскими мальчиками больше не поступала на Крит и была отменена.
Согласно легенде, «исторический» Тесей первым установил процедуру остракизма. Это механизм защиты общества от тирании, когда свободные граждане собираются на голосование и пишут на черепках имя того, кто, по их мнению, угрожает демократии. Если имя одного и того же человека оказывалось написанным более чем на 6000 черепков — его изгоняли из города. Именно таким образом был изгнан из Афин сам Тесей.
Миф о Тесее и Минотавре

Критский царь Минос возложил на афинян тяжкую дань в отместку за то, что в Афинах погиб Андрогей – сын Миноса. Каждые девять лет афиняне должны были отсылать на Крит семь девушек и семь юношей. По другим версиям, дань выплачивалась раз в год или раз в семь лет, количество юношей и девушек тоже варьируется.
При Тесее такую дань отправили дважды, а когда это должно было произойти в третий раз, Тесей принял решение плыть на Крит самому вместе с очередной партией жертв. Афинских юношей и девушке на Крите отдавали на съедение Минотавру — чудовищу с телом человека и головой быка.

Минотавра родила жена царя Миноса Пасифая, которая сошлась с быком. Специально для царицы сделали деревянную корову, в которую та ложилась, чтобы обольстить быка. Чудовищный плод этой страсти царь Минос запер в Кносском лабиринте и кормил преступниками, которых бросали в лабиринт, а также «данью», которая присылалась из Афин.
Для Тесея эта дань показалась до такой степени оскорбительной, что герой решил рискнуть собственной жизнью и сразиться с чудовищем, чтобы избавить Афины от необходимости посылать на съедение своих молодых граждан. По другой версии, прибывший в Афины царь Минос сам выбрал Тесея следующей жертвой.

Из Афин корабль выходил под черным парусом. Однако Тесей прихватил с собой и белый. Предполагалось, что в случае успешного завершения «операции» Тесей сменит черный парус на белый, так что ожидающие героя на берегу будут знать заранее, что тот возвращается с победой.
Во время плавания Минос бросил в море перстень, а Тесей достал тот со дна, доказав тем самым, что ведет происхождение от бога морей Посейдона.
По прибытии на Крит Тесея вместе с его спутниками бросили в лабиринт. Там герой убил Минотавра голыми руками (или, по другой версии, мечом).

Выбраться из лабиринта Тесею помогла Ариадна — дочь царя Миноса и Пасифаи. Девушка влюбилась в героя и преподнесла тому в дар клубок ниток, посоветовав привязать кончик нити у входа в лабиринт. Проходя по лабиринту, Тесей разматывал нить, таким образом отмечая путь, а затем по той же нити вышел назад вместе со спутниками. Ночью спасенная от Минотавра афинская молодежь вместе с героем и Ариадной бежала с Крита на остров Наксос.
Там беглецов застигает буря и Тесей оставляет Ариадну, а сам покидает остров, пока та спит, потому что не желает везти девушку с собой в Афины. В Ариадну влюблен бог виноделия Дионис, который похищает оставленную Тесеем девушку. По одной из версий, Дионис даже является Тесею во сне, чтобы заявить свои права на Ариадну, и именно это вынуждает героя оставить девушку на острове.

Возвращаясь домой, Тесей забывает сменить черный парус на белый. Эгей, отец героя, видит на горизонте черный парус и, думая, что его сын погиб, бросается в море от горя. По другой версии, утрате белого паруса поспособствовал Аполлон. Царь Минос принес богам жертвы, и по воле Аполлона приключилась буря, которая и унесла белый парус, символизирующий победу, так что Тесею пришлось возвращаться под черным.
С Ариадной у героя не сложилось, но Тесей взял в жены Федру, другую дочь царя Миноса. Федра стала второй супругой героя, первой была амазонка Антиопа.
Экранизации
В 1971 году советский режиссер-мультипликатор Александра Снежко-Блоцкая создала по мотивам мифа о подвигах Тесея мультипликационный фильм «Лабиринт. Подвиги Тесея». Мультфильм идет 19 минут. Тесея там озвучивает Алексей Консовский. Мультфильм начинается с того, что молодой сын афинского царя Тесей, которого воспитывал кентавр, отправляется обратно в Афины, к отцу. По дороге юноша совершает подвиги. Побеждает вепря, который наводил страх на окрестности. Расправляется с разбойником Прокрустом, отрубив тому голову.

Вернувшись в Афины, герой узнает о прибытии корабля с Крита. Раз в девять лет этот корабль приходит в Афины, чтобы забрать дань – четырнадцать афинских девушек и юношей, которые будут съедены чудовищем Минотавром. Тесей вызывается плыть на Крит вместе с остальными несчастными жертвами, чтобы уничтожить Минотавра. Расправившись с чудовищем, Тесей покидает лабиринт, используя нить Ариадны, а затем вместе с нею уплывает домой в Афины.
Оскорбленный царь Минос взывает о помощи к богу виноделия Дионису, чтобы тот вернул царю дочь. Дионис устраивает бурю и забирает Ариадну прямо с корабля. Тесей возвращается домой без возлюбленной и без белого паруса, который сдувает во время бури. Отец Тесея стоит на скале над морем и высматривает корабль сына, а когда видит траурный черный парус вместо белого – бросается в море.
В 2011 году вышел приключенческий боевик «Война богов: Бессмертные». Тесея сыграл английский актер Генри Кавилл, который в 2017 году появился на экранах в роли Супермена в фильме «Лига Справедливости». Сценарий фильма создан по мотивам древнегреческих мифов, но сильно отличается от них.

Тесей здесь — крестьянский юноша, который живет с матерью в приморской деревушке. Владеть оружием героя учит местный старик, который позже оказывается богом-громовержцем Зевсом. Но сам Тесей не верит в богов. Тем временем царь Гиперион хочет освободить из Тартара титанов, чтобы те уничтожили ненавистных ему богов, которые дали погибнуть его семье. Чтобы осуществить задуманное, царю нужен артефакт — Эпирский лук.
Когда войска Гипериона разоряют деревушку, где жил Тесей, герой оказывается на соляных копях. В копях юноша встречает деву-оракула, которая называет его избранным, и вместе персонажи бегут.
Позже Тесей находит Эпирский лук, который нужен Гипериону, побеждает Минотавра, которого насылает злой царь. В войну на стороне Тесея вступает часть богов. В конце фильма победитель Тесей возносится на Олимп.

24smi.org
Легенды и мифы Др.Греции и Рима.Часть 11 Персей. Тесей : 2nikgar2 — LiveJournal
Сегодня поговорим о ещё двух могучих героях Древней Греции — Персее и Тесее. Имя первого ассоциируется у нас с Медузой Горгоной и Андромедой, второго — с Минотавром и Ариадной. Но давайте по порядку.Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать рока, Акрисий заключил свою дочь Данаю в медную башню, но громовержец Зевс проник к ней в виде золотого дождя, с одной целью — пополнить свою коллекцию. После этого Даная родила Персея. Однажды царь услышал детский смех и обнаружил, что он теперь дедушка. Испуганный Акрисий поместив дочь и внука в ящик, приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море.(Саша Пушкин, наверное имел в Лицее отличные отметки по древнегреческой литературе)
Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову Серифос. В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Запутался ящик в сетях, и вместе с ними Диктис вытащил его на берег. Он открыл ящик и, к своему удивлению, увидал в нем поразительной красоты женщину и маленького прелестного мальчика.

Джон Уильям Уотерхаус «Даная» 1892 год
Узнав, кто они и что с ними случилось, рыбак пожалел их и взял к себе в дом. Персей рос не по дням, а по часам, вырос высоким, стройным юношей, и никто в Серифе не мог с ним сравняться в красоте, ловкости и силе. Услышал о нём царь острова Серифа Полидект и велел Персею с матерью явиться во дворец. Красота Данаи пленила Полидекта, он принял ласково царицу с сыном и поселил у себя во дворце. Однажды Персей застал мать в слезах; она призналась ему, что Полидект принуждает её выйти за него замуж, и просила у сына защиты. Персей горячо вступился за мать. Чтобы избавится от Персея, Полидект послал Персея за головой горгоны Медузы.
Горгоны — женщины-чудовища Сфено (Стейно), Эвриала и Медуза, которые всех смотревших на них обращали в камень. Из трех сестер смертной была только Медуза.

Караваджо «Медуза» 1596 год
Предположительно Леонардо да Винчи «Медуза» 1600 год
Питер Пауль Рубенс «Медуза» 1618 год
Арнольд Бёклин «Медуза» 1878 год
Отправился Персей в далекий путь. Ему нужна было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны. Все тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон.
Афина и Гермес помогли Персею. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твердую сталь.
Йосиф Вернер «Персей и нимфы» 1700 год
Парис Бордоне «Меркурий и Минерва вооружают Персея» 1555 год
Эдвард Коли Бёрн-Джонс «Вооружение Персея» 1885 год
Долог был путь Персея. Наконец достиг он мрачной страны, где жили старые грайи ,богини Пефредо, Энио и Дейно, олицетворение старости, дочери морского божества Форкиса, сестры горгон, преграждавшие путь к последним.
Один только глаз и один зуб имели они на всех трех. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестер. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Тихо подкрался к ним во тьме Персей, и по совету Гермеса, вырвал у одной из грай чудесный глаз как раз в тот миг, когда она передавала его своей сестре. Вскрикнули грайи от ужаса. Теперь они все трое были слепы. Стали они молить Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам. Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть ему на остров горгон, и быстро отправился дальше.
Джон Генрих Фюссли «Персей возвращает грайям глаз»
Эдвард Коли Бёрн-Джонс «Персей и грайи» 1892 год
Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало.
Он застал трех горгон-сестер спящими. Осторожно приблизился он к чудовищам, глядя на их отражение в щите. С помощью вездесущего Гермеса он выделил из них Медузу (ведь только она одна из трех была смертна) и одним ударом отсек ей голову. Ее темная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал ее в чудесную сумку. От шума его падения проснулись сестры Медузы, Сфено и Эвриала. Взмахнув могучими крыльями, они взвились над островом и горящими яростью глазами смотрят кругом, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. А Персей быстро несся, невидимый в шлеме Аида, над шумящим морем. Вот уже несется он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжелыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей.
Бальдассаре Перуцци » Персей и Пегас» 1511 год
Питер Пауль Рубенс «Персей спасает Андромеду» 1620 год
Питер Пауль Рубенс » Персей и Андромеда» 1621 год
Франческо Маффей «Отсекновение головы Горгоны Медузы Персеем» 1650 год
Евгений Тирион «Победитель Медузы Персей» 1910г.
Вот он достиг той страны, где царил , великан Атлант(Атлас).
Роскошные сады росли в его владениях, а среди садов стояло дерево с золотыми ветвями и листвой, и яблоки, которые росли на этом дереве, были тоже золотые. Атлант хранил, как зеницу ока, это дерево. Богиня Фемида предсказала ему, что наступит день, когда придет к нему сын Зевса и похитит у него золотые яблоки. Вот к нему-то и прилетел в своих крылатых сандалиях Персей и обратился к Атланту приветливо с просьбой приютить его как гостя. Когда Атлант услыхал, что Персей — сын Зевса, тотчас прогнал героя, пригрозив убить его, если тот ослушается. Рассердился Персей на великана, за то что нарушил тот закон гостеприимства, выхватил из сумки голову Медузы и показал ее Атланту. Тотчас же обратился в гору великан. С тех пор поддерживает гора Атлант( Атласcкие горы) весь небесный свод, со всеми его созвездиями.
Эдвард Коли Бёрн-Джонс » Атлас, превращяющийся в камень» 1882 год
После долгого пути Персей достиг царства Кефея. Там, на скале, у самого берега моря он увидал прикованную прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея. Она должна была искупить вину своей матери, Кассиопеи. Кассиопея прогневала морских нимф. Гордясь своей красотой, она сказала, что всех прекрасней она, царица Кассиопея. Разгневались нимфы и умолили бога морей Посейдона наказать Кефея и Кассиопею. Посейдон послал, по просьбе нимф, чудовище, подобное исполинской рыбе. Оно всплывало из морской глубины и опустошало владения Кефея. Плачем и стонами наполнилось царство Кофея. Он обратился, наконец, к оракулу и спросил, как избавиться ему от этого несчастья. Оракул сказал, что только отдав свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, он искупит вину.
Дйорджо Вазари «Персей и Андромеда» 1570 год
Карло Сарачени «Прикованная Андромеда» 16-17 века
Антон Рафаэль Менгс » Персей и Андромеда» 1776 год
Гюстав Доре, «Андромеда прикованная к скале» 1869 год
Фредерик Лейтон » Персей на Пегасе, спешащий на помощь Андромеде 1896 год
Эдвард Коли Бёрн-Джонс «Персей и Андромеда»1888 год
В жестоком бою победил Персей морское чудовище, взял в жены прекрасную Андромеду, попутно убив ее предыдущего жениха Финея и вернулся на Сереф.
Луко Джордано » Персей и Финей» 1680 год
Себастьяно Риччи «Персей , стоящий перед Финеем с головой Медузы» 1710
Прибыв на остров , Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса.
Не избежал предсказания оракула и дед Персея: однажды на играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил насмерть.
Несмотря на то, что мы не так хорошо знакомы с историей еще одного греческого героя — Тесея, у греков это одна из центральных фигур пантеона. Я предполагаю, что это связано с тем, что Тесей(Тезей), скорее всего, реально существовавший человек, 10-й царь Афин. У него великолепная родословная: по материнской линии ведущая к самому Зевсу. Что же касается отца, то как и положено герою, у него их было два: божественный — Посейдон и земной — афинский царь Эгей, чей род восходил к Гефесту и Гее. Эфра, мать Тесея, не была женой Эгея и он, после рождения сына возвратился в Афины, оставил ему свой меч и сандалии, положив их под большой камень, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею. Когда Тесею шёл шестнадцатый год, он вынул сандалии и меч отца из-под камня и отправился в Афины по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники и потомки чудовищ.
Никола Пуссен «Тесей находит меч своего отца» 1638 год
Лорен де Гир «Тесей и Эфра» 1640год
Антонио Балестра «Тесей, открывающий меч» начало 18 века
По дороге Тесей победил и убил:
Разбойника Перифета, убивавшего путников медной палицей.
Разбойника Синиса, расправлявшегося с путниками, привязывая их к двум согнутым соснам.
Кроммионскую свинью,
Разбойника Скирона, заставлявшего путников мыть ему ноги у обрыва и сбрасывающего их пинком в пропасть,
Разбойника Керкиона, заставлявшего путников бороться насмерть.
Разбойника Дамаста (по прозвищу Прокруст),укладывавшего путников на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, ноги вытягивал — по длине этого ложа.
Тесей прибыл в Афины, когда строился храм Аполлона Дельфиния, и рабочие насмешливо назвали его девушкой, тогда он подбросил повозку, показав свою силу. Юный герой, однако, не был узнан Эгеем, которому Медея( тогдашняя жена Эгея) внушила опасения к пришельцу и уговорила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.
Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка.
Джордж Фредерик Уоттс «Минотавр» 1885 год
Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея.
Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть.
Мастер Кассони Кампана «Тесей и Минотавр. Критская легенда» Нач.16 века
Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея.
Якоб ван Лоо «Ариадна» 1652 год
Николо Бамбини «Ариадна и Тесей» середина 18 века
Она дала ему клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос.
Чима де Конельяно «Тесей убивает Минотавра» Конец 15 века.
Шарль Эдуард Шез «Тесей, победивший Минотавра» 1791 год
Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским.
Анжелика Кауфман «Ариадна, оставленная Тесеем» 1774 год
Джордж Фредерик Уоттс «Ариадна на острове Наксос»1875 год
Эвелин де Морган «Ариадна на Наксосе» 1877 год
С именем Тесея связан ряд крылатых выражений:
1.Нить Ариадны — это всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.
2. Прокрустово ложе — означает желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
3. Менее известен «Корабль Тесея или парадокс Тесея» — парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?»
Корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами довольно долго, и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль, или уже другой, новый? Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим?
2nikgar2.livejournal.com
Тесей. Мифы Древней Греции
Тесей родился в Троисене, городе своей матери Эфры. Его отцу, царю Афин Эгею, пришлось покинуть мать и маленькое дитя. Но, уходя, он спрятал свой меч и сандалии под огромной скалой в горах Троисены. «Когда мой сын будет в состоянии отодвинуть эту скалу, пусть возьмём мой меч и сандалии и отправляется в Афины. По ним я и узнаю его», — сказал Эгей его матери.
Тесей вырос в доме своего деда, и в шестнадцать лет уже никто не мог сравниться с ним во владении оружием, в ловкости и силе. Эфра привела Тесея к скале, под которой Эгей когда-то спрятал меч. Легко сдвинул юноша каменную глыбу с места и нашёл под ней вещи своего отца. Ему предстоял долгий путь в Афины. На пути юному Тесею встретилось много опасностей. Среди них и великан, который убивал всех путников, и сгибатель сосен Синид. Недалеко от Коринфа местность была опустошена чудовищной свиньёй, и жители этого города молили героя, чтобы он избавил их от неё. Тесей поразил свинью мечом Эгея.

Разгневанный Тесей зашвырнул повозку за храм
Прокрустово ложе
Последним подвигом Тесея на пути в Афины была схватка с разбойником Дамастом, которого прозвали Прокрустом (или «вытягивателем»). Разбойник этот придумал мучительное истязание для всех проходящих мимо. Он предлагал усталым путникам прилечь на его ложе. И если ложе оказывалось слишком коротким, он обрубал несчастному ноги, а если очень длинным — то вытягивал жертву, пока ноги не касались края ложа. Тесей повалил на это ложе самого великана Прокруста, которое, конечно же, было ему мало, и убил его таким же образом, как и сам злодей убивал путников.
В Афинах
Тесей прибыл в Афины и тотчас же стал объектом для насмешек рабочих, которые возводили крышу храма. Они обзывали Тесея девушкой за его длинную нездешнюю одежду и причёску. Тесей так рассердился, что подбежал к повозке с волами, выпряг их, размахнулся и забросил повозку так высоко, что она перелетела за крышу храма. Старый Эгей не узнал сына, когда тот пришёл во дворец. Но во время пира тот вынул из ножен меч, и царь Афин узнал своё оружие. Посмотрел на ноги незнакомца — и узнал свои сандалии. Радушно принял Эгей Тесея, как своего сына.
Путешествие на Крит
В недобрые дни пришёл Тесей в Афины. Жители были очень обеспокоены тем, что им приходилось платить ужасную дань царю Крита Миносу. Каждый год афиняне должны были отсылать на остров семь девушек и семь юношей, которых отправляли на съедение чудовищному Минотавру с телом человека и головой быка. Видя всеобщую печаль, Тесей решил отправиться с жертвами на Крит, чтобы уберечь их от смерти и освободить Афины от дани, убив Минотавра. Перед отплытием Тесей принёс жертвы богине Афродите, чтобы та помогла ему совершить этот подвиг.
Минотавр

Чудовище Минотавр
Когда корабль из Афин прибыл к берегам Крита, царь Минос сразу же обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя, прекрасная Ариадна. Афродита вызвала в сердце красавицы сильную любовь к Тесею, поэтому Ариадна решила помочь юноше. Она не могла помыслить, что Тесей может пропасть в Лабиринте, растерзанный Минотавром. Ариадна решила пойти против жестокого отца и придумала, как поступить.
Нить Ариадны

Ариадна дала Тесею клубок волшебных ниток
Ариадна пришла на помощь Тесею: она дала ему с собой в Лабиринт клубок ниток, разматывая которые храбрый юноша мог отмечать свой путь, а потом, не заблудившись, по нитке вернуться к выходу. Минотавр ждал свои жертвы в глубине Лабиринта. С грозным рёвом, наклонив голову с огромными рогами, бросился он на юного героя, и начался страшный бой. Несколько раз он пытался растерзать Тесея, но тот наконец поразил чудовище своим мечом.
По нитке клубка Ариадны вышел Тесей из Лабиринта, выведя за собой и всех афинских юношей и девушек. Ариадна ликовала. Она захотела уплыть с любимым Тесеем в Афины со страшного острова.
Но на обратном пути Тесею неожиданно явился бог Дионис с известием: боги решили, что Ариадна должна стать его, Диониса, женой. Тесей не посмел ослушаться богов. Но в горе своём, лишившись Ариадны, он не вспомнил о просьбе старого Эгея, своего отца.
Чёрные паруса

Чёрные паруса
Отправляя своего сына на Крит, старый царь просил его прибыть на корабле с белыми парусами в знак того, что тот победил Минотавра и живым и невредимым возвращается домой. Опечаленный разлукой с Ариадной, Тесей не сменил чёрные паруса на белые. Эгей увидел эти чёрные паруса с берега и решил, что Тесей погиб. В отчаянии бросился Эгей в море с высокой скалы. С тех пор море стало называться Эгейским. А Тесей, узнав, что стал невольной причиной смерти отца, и оплакав его, стал править в Афинах.
Поделиться ссылкой
Тесей. Греческая мифология
Однажды царь Афин, Эгей (Αιγέας), приехал в город Трезену, чтобы попросить его правителя Питфея, растолковать слава, сказанные дельфийским оракулом.
Многие жители обращались к правителю за советом, зная о его мудрости и рассудительности. В Дельфах, Эгей хотел узнать, когда у него, наконец, родится наследник, но ответ оракула был ему непонятен. Поэтому Эгей отправился к Питфею, который без труда разгадал слова прорицательницы: «Родится у тебя сын, он будет царствовать в Афинах».
Так оно и вышло, в Трезене Афинский царь встретил Эфру (Αίθρα), которая была дочерью Питфея и полюбил её, а вскоре у них родился сын, Тесей.
Когда Эфра была еще беременна, Эгей должен быть вернуться в Афины. Прежде чем уехать, он спрятал золотые сандалии и меч под скалой, рядом с храмом Зевса и сказал: «Если ребенок, которого ты родишь будет мальчик, то когда он вырастет и сможет поднять этот огромный камень, пусть возьмёт мои подарки и придет в Афины».
Дорога для Тесея была полна опасностей, но он их преодолел: победил злодеев, бандитов и страшных диких животных, которые съедали и убивали людей.
Когда он прибыл в Афины, Эгей увидев подаренные сандалии и меч, узнал своего сына и встретил его с большой радостью и облегчением.
Тесей и Минотавр
Несколько лет Тесей жил в празднестве у отца в Афинах, но узнав, что афиняне ежегодно платят дань царю Крита в качестве семи девушек и семи юношей, незамедлительно стал снаряжать корабль, что бы отплыть на Крит. Тесей узнал, что у царя Крита, Миноса, живёт минотавр, который пожирает молодых людей. Минотавр был чудовищем с головой быка и телом человека, жил он взаперти в лабиринте, в подвале дворца Миноса, сделанный афинским мастером Дедалом. Там было так много коридоров и комнат, что никому и никогда не удалось выбраться оттуда.
Когда афиняне отдавали своих детей на Крит, по всему городу были слышны плач и слезы. Тесей не мог с этим смериться и принял решение убить минотавра.
В порту Фалиро сына провожал царь Эгей, он попросил, чтобы Тесей, возвращаясь домой, поставил белые паруса на корабль — это будет знак для него, что его сын жив и победил минотавра.
И вот корабль прибыл на Крит, там Тесей встретил дочь Миноса, Ариадну. Девушке понравился Тесей и она решила ему помочь. Клубок ниток, который передала Тесею царская дочка, оказался его спасителем. Ариадна посоветовала, чтобы конец нити герой привязал на вход лабиринта, продвигаясь дальше клубок раскручивался, а при возвращении, скручивая нитку, Тесей мог найти выход.
Тесей мужественно зашёл в лабиринт и стал искать минотавра, в какой-то момент он услышал дикий рёв. Когда они, наконец, встретились, сначала схватились в крепкой схватке, затем Тесей быстро выхватил свой меч и убил страшное чудовище. Сворачивая нить в клубок, он выбрался из лабиринта и бегом направился к кораблю, чтобы Минос не успел отправить за ним погоню. У корабля стояла Ариадна, по её желанию, Тесей забрал её с собой и корабль тут же отчалил. В один из дней, во сне, герой увидел Диониса, который сообщил ему, что боги назначили Дионису в жёны Ариадну. Пришлось Тесею сделать остановку на острове Наксос и пока девушка спала, там её и оставить.
Вскоре на море разыгралась сильная буря, белые паруса были порваны. Что бы остаться живыми, Тесей велел заменить паруса на чёрные.
… Эгей уже несколько дней стоял на высоком мысе и смотрел вдаль, он ждал сына. И вдруг вдалеке показался корабль. Радости отца не было предела. Но когда он увидел на корабле чёрные паруса, он горько заплакал и от горя бросился в море. Море в честь его назвали ЭГЕЙСКИМ.
Тесей и Федра читайте здесь
www.thisgreece.ru
Тесей — Энциклопедия знаков и символов




→ Амазонки / Битва Амазонок / Битва лапифов с кентаврами / Кентавр /
Легендарный царь Афин и знаменитый победитель монстров, «аттический Геракл»
Блестящий представитель мужского героизма, архетипический антипод Минотавра, национальный герой, искатель приключений, в которых он всегда одерживает победу.
В юности пережил множество приключений и схваток с великанами и чудовищами.
Мачеха Медея пыталась отравить Тесея, но он раскрыл ее замыслы и прогнал из страны.
Раз в девять лет полагалось посылать на остров Крит четырнадцать жертв Минотавру (семь юношей и семь девушек). Тесей добровольно соглашается отплыть в их числе.
Влюбившаяся в него Ариадна, дочь царя Миноса и сестра Минотавра вручает ему волшебный клубок шерсти, с помощью которого Тесею удается найти выхд из лабиринта.
Вместе с Ариадной покидает Крит и отправляется на остров Наксос, где бросает её спящую на берегу.
Дионис в сопровождении сатиров и менад и овладевает покинутой Ариадной, которая принимается в сонм богов Олимпа.
Путешествия Тесея находились под покровительством Афродиты, по покинув Ариадну — служанку Афродиты, он тем самым перестал служить и самой богине, которая страшно мстит Тессю:
она делает так, чтобы умер его отец (Тесей, приближаясь к родным берегам, забыват поставить белые паруса и при виде траурных парусов его отеу, уверившись в смерти сына, бросается в море),
влюбляет его будущую супругу Федру в его сына Ипполита.
как и Ясон он умирает насильственной смертью (Жизнь его завершается так: его приглашает на пир другой царь, который оказывает Тесею всяческие знаки внимания, а потом коварно убивает его, столкнув со скалы) (потому что не познал суть любви).
Тесей становится царем Афин. Самая главная побудительная причина его действий — политическая власть.
За время правления он ввязывается в войну с амазонками, царицу которых — Антиопу, он берет в жены.
С самых ранних лет Тесей оказывается вовлеченным в придворные интриги, и все свои помыслы подчиняет задаче расширения и укрепления власти Афин на море и его любовные увлечения также имеют политическую окраску:
он бросает жену, чтобы вступить на трон (Как в легенде о Дидоне и Энее, описанной Виргилием),
союз с Федрой, сестрой Ариадны, призван дать отпор претензиям Крита на морское владычество
женитьба на царице амазонок Антиопе призвана обезопасить северные границы Афин.
Его можно, пожалуй, назвать политическим карьеристом и империалистом, утверждающим превосходство жесткого мужского подхода, характерного для новой Греции, над эротической минойской культурой Крита.
Искусство
Часто встречается в античном искусстве (вазопись и фрески).
Не нашел широкой любви у художников Ренессанса и более позднего времени.
Изображается: типичный молодой герой,
обычно обнаженный, в плаще, сандалиях и, возможно, в шапочке или шлеме.
Атрибуты: У него нет постоянного атрибута, но иногда он вооружен, подобно Геркулесу, дубиной.
Сюжеты:
Тесей находит меч своего отца (Плутарх, 1; Гигин, 14). Хотя его отец был царем Афин, Тесей родился и воспитывался в Трезене: Его отец положил меч и сандалии под большим камнем и приказал, чтобы его сын прибыл к нему в Афины, когда станет достаточно сильным, чтобы поднять камень и взять эти дары, скрытые под землёй. Тесей изображается поднимающим камень или кусок кирпичной кладки, тем временем его мать указывает на меч и сандалии, лежащие в глубине.
Тесей и Минотавр («Мет.», 8:169-173; Плутарх, 1:19). Самым знаменитым подвигом Тесея было убийство Минотавра — бычеголового монстра, рожденного ПАСИФАЕЙ, который укрывался в лабиринте у критского царя Миноса и в жертву которому регулярно приносились афинские юноши и девушки. Дочь царя Ариадна влюбилась в Тесея. Она дала ему клубок нити, которая помогла ему выбраться из лабиринта после того, как он убил Минотавра. Влюбленные скрылись на остров Наксос, где Тесей покинул Ариадну. (Позже она была спасена БАХУСОМ, 4.) Тесей вернулся в Афины на корабле с черным парусом, забыв об обещании, которое он дал своему отцу, вывесить белый парус, если его предприятие увенчается успехом. Увидев вдали корабль и думая, что его сын погиб, отец Тесея бросился в море — так Тесей стал царем Афин. Он изображается — в живописи и скульптуре — победоносно стоящим над головой монстра с дубиной в руке. Он входит в лабиринт, держа нить Ариадны. Ариадна стоит на берегу Наксоса, отчаянно махая платком уплывающему кораблю с черными парусами. Эти сцены могут объединяться на одной картине. Обиталище Минотавра обычно изображается в виде круглого лабиринта в соответствии с античными традиционными образцами. Вергилий рассказывает о том, как Эней нашел его изображение на одной из дверей Кумского храма, где пещера ведет в подземное царство («Энеида», кн.6). Потому в средневековых церквах он стал изображаться в качестве христианского символа Ада. Миф о Минотавре был, вероятно, отзвуком древнего культа быка. Его образ появляется на минойских монетах и печатях.
Среди других подвигов Тесея:
битва с амазонками, когда они напали на Афины.
битва с кентаврами на брачном пире его друга лапифа Перифоя.
Библиография
Н. Lucas: Der Тапг dci Kraniche und die’ ‘НосЬгеа auf dem Meeresgrund, Einsdenen 1971
A. v. Salis: Theseus und Ariadne, Berlin 1930
F. Veifiengniber: Labyrinthus. Hie habitat Minotaunis, in: Festschrift zum 400jilhrigen JubilUum des humanistischen Gymnasiums Linz, Unz 1952
L. Cotuell: The Bull of Minos, London 1954
E. Meinschad: Die Ariadnesage in der Uteratur des 18. Jahrhunderfs, Diss., Wien 1941
Он добровольно отправился на Крит в числе молодежи, предназначенной на съедение Минотавру.
Ему помогла в этом праведном деле дочь Миноса Ариадна — с помощью знаменитого «клубка Ариадны».
- Тесей, Тезей
- гр. Tnseus
В греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры (см. рис.). Имя Т. указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: teu->theso-, «быть сильным»). Т. принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Т., «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Ноm. Il. I 260—274). Т. скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Т. приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Т. относит приблизительно к 13 в. до н. э.).
Рождение Т. необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Т. — миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Т. — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. III 15, 6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.
Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Т. в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Т., и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Т. вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Т. как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Т., став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Т. отправился в Афины не лёгким путём — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8-11). Путь Т., отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространенного фольклорного мотива — розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Т. как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).
В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что ее сын от Эгея Мед получит право на престол. Т. явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Т. вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Т. одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнес ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5-6). К этому походу Т. относится его встреча с Гекалой, в честь которой Т. установил празднества — гекалесии (Collim frg. 230—377 Pf.).
Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. III 15-7). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром (см. рис.), на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Т. повез с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Т. доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl). Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т., рожденный Посейдоном, убил Минотавра — чудовище, рожденное быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Т. Ночью Т. с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом (по одной из версий, оставлена Т.). Огорченный Т. отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7-11).
Подобно другим героям, Т. сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Т. — амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Т. сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Т., сестра Ариадны — Федра, родившая Т. двух сыновей — Акаманта и Демофонта.
Т. участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга T. (Apollod. epit. I 21). T. — участник калидонской охоты (Ovid. Met. 303). Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жёны богиню царства мёртвых Персефону (Apoll. Rhod. I 101—104). Этим поступком Т. переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ubristns). Он бы так и остался в аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Т. и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Столь же дерзким поступком Т. было похищение им Елены. Однако в отсутствие Т., отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру — мать Т. и передав власть в Афинах его родичу Менесфею (I 23), изгнанному Т. Вернувшись из своего похода в царство аида, он нашёл престол занятым Менесфеем (I 24). Т. вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Т. когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Т., столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Т. сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).
Античная традиция приписывает Т. объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24-25). Все эти реформы были проведены Т. в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Т. оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Т. и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н. э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Т. и достойно похоронить его. В 476 до н. э. останки Т. с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Т. считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Т. были установлены празднество восьмого Пианепсиона (то есть в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Т. как сыну Посейдона — бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка — символ куба первого из чётных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).
Образ Т. — это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Т. от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Т.) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Т. получает полуисторическое и символическое истолкование.
Лит.: Wolgensinger F. H., Theseus, Z., 1935; Herter H., Theseus der Jonier, Rheishes Museum fьr Philologie», 1936, Bd 85; его же, Theseus der Athener, там же, 1939, Bd 88; Radermacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Aufl., Brьnn — Mьnch. — W., [1943].
А. А. Тахо-Годи [Мифы народов мира. Энциклопедия: Тесей, С. 9 и далее. Мифы народов мира, С. 7489 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 505 Словарь)]
www.symbolarium.ru
ТЕСЕЙ — Мифологическая энциклопедия
Тезей (Θησεύς;), в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Т. указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tçu->thçso-, «быть сильным»). Т. принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Т., «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Нот. Н. I 260- 274). Т. скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Т. приобрел черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Т. относит приблизительно к 13 в. до н. э.).Рождение Т. необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Ге-феста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Т.- миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Т.- представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. Ill 15,6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Т. в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Т., и Питфей распространил слух, что мальчик рожден от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Т. вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Т. как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Еще до ухода из Трезена Т., став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Т. отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8-11). Путь Т., отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространенного фольклорного мотива — розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Т. как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что ее сын от Эгея Мед получит право на престол. Т. явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Т. вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Т. одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнес ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5-6). К этому походу Т. относится его встреча с Гекалой, в честь которой Т. установил празднества — гекалесии (Collim frg. 230-377 Pf.).Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. Ill 15-7). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Т. повез с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Т. доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl). Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т., рожденный Посейдоном, убил Минотавра — чудовище, рожденное быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Т. Ночью Т. с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом (по одной из версий, оставлена Т.). Огорченный Т. отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7-11).Подобно другим героям, Т. сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошел походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Т.- амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Т. сына Ипполита, в которого влюбилась вторая жена Т., сестра Ариадны — Федра, родившая Т. двух сыновей — Акаманта и Демофонта.Т. участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Т. (Apollod. epit. I 21). Т.- участник калидонской охоты (Ovid. Met. 303). Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону (Apoll. Rhod. I 101-104). Этим поступком Т. переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ύβριστής). Он бы так и остался в виде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Т. и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Столь же дерзким поступком Т. было похищение им Елены. Однако в отсутствие Т., отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру — мать Т. и передав власть в Афинах его родичу Менесфею (I 23), изгнанному Т. Вернувшись из своего похода в царство вида, он нашел престол занятым Менесфеем (I 24). Т. вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Т. когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Т., столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Т. сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).Античная традиция приписывает Т. объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24-25). Все эти реформы были проведены Т. в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Т. оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Т. и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н. э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Т. и достойно похоронить его. В 476 до н. э. останки Т. с копьем и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Т. считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных. В честь Т. были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т. е. в день освобождения афинской молодежи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Т. как сыну Посейдона — бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмерка — символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надежность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).Образ Т.- это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Т. от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Т.) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с ее демократическими идеями и твердым законодательством, когда государственная деятельность Т. получает полуисторическое и символическое истолкование.Лит.: Wolgenelnger F. Н., Theseus, Z., 1935; Herter Н., Theseus der Jonier, «Rheishee Museum für Philologie». 1936, Bd 85; его же, Theseus der Athener, так же, 1939, Bd. 88; Radaumacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Autl., Brunn — Munch.-W., [1943]. А. А. Гахо-Годи.
Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.megufo.me