История временных лет – Повесть временных лет — Википедия

Повесть временных лет». История текста. Основные гипотезы.




Гипотеза А.А.Шахматова.

“Повесть временных лет” – выдающийся исторический и литературный памятник,

отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный

расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые

десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего

времени. Самые старшие из них -Лаврентьевская летопись – 1377 г., Ипатьевская,

относящаяся к 20-м годам XV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве

материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных

исторических лицах и событиях.

История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного

поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только А. А. Шахматову,

выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях “Повести временных лет”.

При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов блестяще применил сравнительно-

исторический метод филологического изучения текста. Результаты исследования

изложены в его работах “Разыскания о древнейших русских летописных сводах”

Начальный свод. Согласно А.А.Шахматову, В 1039 г. в Киеве учредили митрополию —

самостоятельную церковную организацию. При дворе митрополита был создан

≪Древнейший Киевский свод≫, доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А.

Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного

материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на

основе ≪Древнейшего Киевского свода≫ в 1050 г. возникает ≪Древний Новгородский

свод≫. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя

≪Древнейший Киевский свод≫, составил ≪Первый Киево-Печерский свод≫, куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054). На основании ≪Первого Киево-Печерского свода≫ и ≪Древнего Новгородского свода≫ 1050 г. создается в 1095 г. ≪Второй Киево- Печерский свод≫, или, как его сначала назвал Шахматов, ≪Начальный свод≫(назван так, потому что Шахматов сначала именно его определил первым). Автор ≪Второго Киево-Печерского свода≫ дополнил свои источники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. ≪Второй Киево-Печерский свод≫ и послужил основой ≪Повести временных лет≫.



В начале XII в. ≪Начальный свод≫ был снова переработан: монах Киево-Печерского

монастыря Нестор —книжник широкого исторического кругозора и большого

литературного дарования (его перу принадлежат также ≪Житие Бориса и Глеба≫ и ≪Житие Феодосия Печерского≫) создает новый летописный свод —≪Повесть временных лет≫. Нестор поставил перед собой значительную задачу: не только изложить события рубежа XI–II вв., очевидцем которых он был, но и полностью переработать рассказ о начале Руси —≪откуду есть пошла Руская земля кто в Киеве нача первее княжити≫, как сам сформулировал он эту задачу в заголовке своего труда (ПВЛ, с. 9).

Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Он начинает свою летопись

изложением библейской легенды о разделении земли между сыновьями Ноя, при этом

помещая в восходящем к ≪Хронике Амартола≫ перечне народов также и славян (в другом месте текста славяне отождествлены летописцем с ≪нориками≫ —обитателями одной из провинций Римской империи, расположенной на берегах Дуная). Неторопливо и

обстоятельно рассказывает Нестор о территории, занимаемой славянами, о славянских

племенах и их прошлом, постепенно сосредоточивая внимание читателей на одном из этих племен —полянах, на земле которых возник Киев, город, ставший в его время ≪матерью городов русских≫. Нестор уточняет и развивает варяжскую концепцию истории Руси: Аскольд и Дир, упоминаемые в ≪Начальном своде≫ как ≪некие≫ варяжские князья, называются теперь ≪боярами≫ Рюрика, именно им приписывается поход на Византию во времена императора Михаила; Олегу, именуемому в ≪Начальном своде≫ воеводой Игоря, в ≪Повести временных лет≫ ≪возвращено≫ (в соответствии с историей) его княжеское достоинство, но при этом подчеркивается, что именно Игорь является прямым наследником Рюрика, а Олег —родственник Рюрика —княжил лишь в годы малолетства Игоря.




Нестор еще более историк, чем его предшественники. Он пытается расположить

максимум известных ему событий в шкале абсолютной хронологии, привлекает для своего повествования документы (тексты договоров с Византией), использует фрагменты из ≪Хроники Георгия Амартола≫ и русские исторические предания (например, рассказ о

четвертой мести Ольги, легенды о ≪белгородском киселе≫ и о юноше-кожемяке).

Около 1116г. по поручению Владимира Мономаха ≪Повесть временных лет≫ была

переработана игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром. В этой новой (второй) редакции Повести была изменена трактовка событий 1093–113 гг.: они были изложены теперь с явной тенденцией прославить деяния Мономаха.

Наконец, в 1118 г. ≪Повесть временных лет≫ подверглась еще одной переработке,

осуществленной по указанию князя Мстислава —сына Владимира Мономаха.

Повествование было продолжено до 1117г., отдельные статьи за более ранние годы

изменены. Эту редакцию ≪Повести временных лет≫ мы называем третьей. Таковы

современные представления об истории древнейшего летописания.

Лихачев : Политическая борьба Руси (за независимость) с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение. В этот период борьба за самостоятельность охватывает все области культуры Киевской Руси, в том числе и литературу. Д. С. Лихачев указывает, что летопись складывалась постепенно, в результате возникшего интереса к историческому прошлому родной земли и стремления сохранить для будущих потомков значительные события своего времени. Исследователь предполагает, что в 30—0е годы XI в. По распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных

исторических преданий, которые Д. С. Лихачев условно называет ≪Сказания о

первоначальном распространении христианства на Руси. Эти предания носили

антивизантийский характер. Так, в сказании о крещении Ольги подчеркивалось

превосходство русской княгини над греческим императором. Предание об испытании веры Владимиром подчеркивает, что христианство было принято Русью в результате свободного выбора, а не получено в качестве милостивого дара от греков.

Д. С. Лихачев предполагает, что ≪Сказания о первоначальном распространении

христианства на Руси≫ были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Однако Константинополь не был согласен с назначением на митрополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. на его месте видим грека Ефрема), и ≪Сказания≫, носившие антивизантийский характер, не получили здесь дальнейшего развития.

Кратко о повести: Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о

расселении на земле сыновей Ноя –Сима, Хама и Иафета –вместе со своими родами (в

византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ

заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская

история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было

объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти

(что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание

крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в

Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских

(древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия,

его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими

племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, –чтобы они стали

князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную

дату –862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет

устанавливаются два источника власти на Руси –местный (Кий и его братья) и иноземный

(варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для

средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в

западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бoльшие знатность и

достоинство.

Основные события в Повести временных лет –войны (внешние и междоусобные),

основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов –глав Русской церкви.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто

описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются

провиденциализмом –все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в

свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным

связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация

несущественны.

Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и

настоящего: настоящее мыслится как ≪эхо≫ событий и деяний прошлого, прежде всего

деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба

летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного

Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич –креститель

Руси –сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство

официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).

Повести временных лет чуждо единство стиля, это ≪открытый≫ жанр. Самый простой

элемент в летописном тексте –краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но

не описывающая ее.

В состав Повести временных лет также включаются предания. Например –рассказ о

происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге,

победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего

княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за

убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской

земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти

имена.

В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные

особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015,

которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от

руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о

сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

 











infopedia.su

Повесть временных лет

“Повесть временных лет”

  «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – летописный свод нач. XII в., важнейший памятник литературы и общественной мысли Древней Руси, основной источник сведений о ее ранней истории.

  Сохранилась в составе позднейших летописных сводов (в Лаврентьевской, Ипатьевской и других летописях XIV-XVI вв.). Составлена в Киеве в 1113 г. Название получила по начальным строкам: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла
Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть
». По мнению некоторых исследователей, составителем «Повести» был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Другие историки подвергают сомнению его авторство.

  В разных редакциях «Повести» изложение событий доведено до 111О или до 1117 гг. При составлении «Повести» использовался т.н. Начальный свод, возникший в 90-е гг. XI в. в Киеве. Его текст был пополнен рассказом о событиях последующих лет, а также фрагментами византийских хроник, памятниками переводной и древнерусской литературы, текстами договоров Руси и Византии, устными преданиями и собственными рассуждениями летописца. Составитель «Повести» поставил перед собой задачу не просто рассказать о прошлом и настоящем Руси, но показать судьбы населяющих ее народов в контексте мировой истории.

  Рассказ об истории славян начинается в «Повести» с упоминания о Всемирном потопе, после которого, согласно Библии, на земле в живых осталась лишь семья благочестивого Ноя. От трех сыновей Ноя произошли все народы, включая славян. Летописец подробно рассказывает о древней истории народов, живших на территориях, вошедших позднее в состав Киевской Руси, об их нравах и обычаях. В «Повести» подчеркивается единство языка, культуры и созданной в IX в. Кириллом и Мефодием письменности славянских народов. Обращаясь к истории первых русских князей, летописец излагает легенду о призвании варягов, повествует о князе Рюрике и деяниях его потомков. Отображение событий в «Повести временных лет» носит ярко выраженный общерусский характер: рассказ переносится из Киева в Новгород и Ладогу, оттуда – в Смоленск, потом в Чернигов, Ростов, Любеч. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие в кон. X в. христианства. Рассказ о Крещении Руси, распространении новой веры и превращении Киева в один из крупнейших христианских центров занимает в «Повести» центральное место. Пристальное внимание составителя «Повести» приковано и к политическим событиям, происходившим внутри Руси и на ее границах с сер. XI в. Заключительная часть «Повести» пронизана идеей необходимости согласия между русскими князьями. Взаимная ненависть князей, членов одной большой семьи,- это тяжкий грех, преступление против Бога. В качестве примера для подражания летописец приводит образ киевского князя Владимира Мономаха, который не только сумел остановить междоусобья, но и объединил русских князей для общей борьбы против степняков. Летописцы последующих веков использовали «Повесть временных лет» как основу и образец, стремились подражать ей и почти всегда помещали ее текст в начале каждого летописного свода.

автор статьи А. Лаушкин

www.othist.ru

«Летопись фактов всемирной истории – «Повесть временных лет»»

Именно Нестору «Повесть временных лет» обязана своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается история славян, а далее— история Руси. Именно Нестор укрепляет и совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии от «призванного» норманского князя. Нестор — активный поборник идеала государственного устройства Руси, провозглашенного Ярославом Мудрым: все князья — братья и все они должны подчиняться старшему в роде и занимающему киевский великокняжеский стол.

Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

Первая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась вторая ее редакция, составленная в 1116 г. игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя Мстислава Бладимировича во второй редакции была подвергнута переработке лишь заключительная часть «Повести временных лет»; эта редакция и дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи, а также других более поздних летописных сводов. Третья редакция представлена в Ипатьевской летописи, старший список которой — Ипатьевский — датируется первой четвертью XV в.

Композиция «Повести временных лет». Рассмотрим теперь композицию «Повести временных лет», какой она предстает перед нами в Лаврентьевской и Радзивиловской летописях. В вводной части излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом — и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком. Определив, что «язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Говоря о давних временах, когда киевские поляне были данниками хазар, «Повесть временных лет» с гордостью отмечает, что теперь, как это и было предначертано издавна, хазары сами являются данниками киевских князей.

Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени, как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»: в этом году на Константинополь напали киевские князья Аскольд и Дир. Тут же приводится хронологическая выкладка — отсчет лет, прошедших от одного до другого знаменательного события. (авершает выкладку расчет лет от «смерти Ярославли до смерти Сиятополчи» (т. е. с 1054 по 1113 г.), из которого следует, что «Повесть временных лет» не могла быть составлена ранее начала второго десятилетия XII в.

Далее в летописи повествуется о важнейших событиях IX в. — «призвании варягов», походе на Византию Аскольда и Лира, завоевании Киева Олегом. Включенное в летопись сказание о происхождении славянской грамоты заканчивается важным для общей концепции «Повести временных лет» утверждением о тождестве «словенского» и русского языков — еще одним напоминанием о месте полян среди славянских народов и славян |реди народов мира.

В последующих летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно фольклорного характера (Олег подступает к стенам города в ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает свой щит над воротами Константинополя, «показуя победу»). Тут же приводится Известное предание о смерти Олега. Волхв предсказал князю смерть от любимого коня. Олег решил, что никогда больше не идет на коня и вообще его не увидит. Однако впоследствии, ушлв, что конь уже умер, Олег посмеялся над лживым предсказанием и захотел увидеть его кости. Но когда князь наступил НОГОЙ на конский череп, выползшая из него змея ужалила Олега. С той поры он разболелся и умер. Этот летописный Шизод лег в основу баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Это предание сопровождается пространной выпиской из Хроники Георгия Амартола»; ссылка на византийскую хронику должна подтвердить, что иногда оказываются вещими и пророчества языческих мудрецов, и поэтому введение в летопись рассказа о предсказанной волхвами смерти Олега не является предосудительным для летописца-христианина.

Олегу наследовал на киевском «столе» Игорь, которого ле-пишеец считал сыном Рюрика. Сообщается о двух походах Пюря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями: Романом, Константином и Стефаном. Смерть Игоря была неожиданной и бесславной: по совету дружины он отправился в землю древлян на сбор дани (обычно дань собирал его воевода Свенелд). На обратном пути князь вдруг обратился к своим воинам: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». Древляне возмутились: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они послали к Игорю с предупреждением: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». Игорь все же отправился за данью и был убит древлянами.

Рассказ о смерти Игоря в летописи весьма краток; но в народной памяти сохранились предания о том, как вдова Игоря — Ольга отомстила древлянам за убийство мужа. Предания эти были воспроизведены летописцем и читаются в «Повести временных лет» в статье 945 г.

После убийства Игоря древляне послали в Киев к Ольге послов с предложением выйти замуж за их князя Мала. Ольга сделалавид, что ей «любы»слова послов, и велела им явиться на следующий день, при этом не верхом и не пешком, а весьма необычным способом: по приказу княгини киевляне должны были принести древлян на княжеский двор в ладьях. Одновременно Ольга приказывает выкопать возле своего терема глубокую яму. Когда торжествующих древлянских послов (они сидят в ладье «гордящеся», подчеркивает летописец) внесли на княжеский двор, Ольга приказала сбросить их вместе с ладьей в яму. Подойдя к ее краю, княгиня спросила с усмешкой: «Хороша ли вам честь?» Догадавшись, что их ждет, послы отвечали: «Страшнее смерть наша, чем Игорева». И Ольга приказала засыпать их живыми в яме.

Второе посольство, состоявшее из знатных древлянских «мужей», Ольга велела сжечь в бане, куда послов пригласили «измыться». Наконец, дружину древлян, посланную навстречу Ольге, чтобы с почетом ввести ее в столицу Мала, княгиня приказала перебить во время тризны — поминального пира у могилы Игоря.

Внимательное рассмотрение легенд о том, как Ольга трижды отомстила древлянам, раскрывает символическое значение подтекста предания: каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. По обычаям того времени покойников хоронили, положив в ладью; для покойника приготовляли баню, а потом его труп сжигали, в день погребения устраивалась тризна, сопровождавшаяся военными играми.

Были пленены воинами Ольги. Так, по преданию, княгиня отомстила за смерть мужа.

Далее в летописи повествуется о посещении Ольгой Царь-града. Ольга действительно приезжала в Константинополь в 957 г. и была принята императором Константином Багрянородным. Однако, несомненно, легендарен рассказ, как Константин предложил княгине стать его женой, на что Ольга отвечала: «Как же ты хочешь жениться на мне, если сам крестил и назвал дочерью? Это же против христианского закоца». Источники расходятся во мнении: крестилась ли Ольга в Константинополе пли же приехала туда уже будучи христианкой.

Восторженно прославляет летописец сына Игоря — Святослава, его “воинственность, рыцарственную прямоту (он будто бы заранее предупреждал своих врагов: «Хочю на вы ити»), неприхотливость в быту. Летопись рассказывает о походах Святослава па Византию: он едва не дошел до Константинополя и собирался, завоевав Балканские страны, перенести на Дунай свою столицу, ибо там, по его словам, «есть середа земли», куда гтекаются все блага — драгоценные металлы, дорогие ткани, вино, кони и рабы. Но замыслам Святослава не суждено было сбыться: он погиб, попав в засаду печенегов у днепровских порогов.

После смерти Святослава между его сыновьями — Олегом, Ярополком и Владимиром — разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным правителем Руси.

В разделе «Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. К летописи читается так называемая «Речь философа», с котором будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер, убеж-цая князя принять христианство.

www.allsoch.ru

Фальшивка ли Повесть временных лет

Знаменитой «Повести временных лет» в этом году исполняется 900 лет. Уникальный документ, по которому историю древней Руси изучают во всем мире, принадлежит перу Нестора — монаха Киево-Печерского монастыря. Это официальная точка зрения. Но есть и неофициальная. Андрей Синельников — историк, член союза писателей России, — убежден: летопись написал знаменитый колдун, чернокнижник и масон Яков Брюс! Деталями этой мистико-детективной истории Андрей СИНЕЛЬНИКОВ поделился со «Ступенями».

— Андрей, нам всем со школьной скамьи известно, что «Повесть временных лет» написал Нестор. Почему же вы решили, будто ее автор — Брюс?

— Согласно официальной точке зрения, «Повесть временных лет» была переведена со знаменитой Радзивиловской летописи Василием Никитичем Татищевым. Но почему вдруг Татищев, выпускник артиллерийской и инженерной школы, сотрудник берг-коллегии взялся за историческое сочинительство? Потому как именно эту стезю определил для него его учитель — Яков Брюс. Именно Яков Брюс, имевший на Петра I такое же влияние, как Распутин – на Николая II, намекнул императору о необходимости написания подробной «Русской Истории». И он же указал государю на будущего исполнителя этой титанической задачи — Татищева!

— А какая, собственно, разница, кто именно это сделал? Главное, «История» написана!

— Не скажите. Яков Брюс — личность противоречивая. С одной стороны – знатный образованный вельможа, шотландский принц, который многое сделал для в России. С другой — колдун, чернокнижник, основатель масонства. Говорили, что в своей Сухаревой башне на третьем этаже у него жил настоящий дракон, на котором он по ночам летал над Москвой… Так вот именно Брюс передал Татищеву знаменитую «Радзивиловскую летопись», из которой потом и родилась «Повесть временных лет».

— А откуда вдруг взялась «Радзивиловская летопись»?

— Она названа «Радзивиловской» по имени своего первого известного владельца — Януша Радзивила, виленского воеводы. Летопись была написана не ранее XV века на бумаге польского изготовления. Ее главная особенность — иллюстрации. 618 рисунков, изображающие походы русов на Царьград, войны с печенегами и набеги на половцев, взимание дани с покоренных народов, казни, сражения, убийства, небесные знамения: разнообразнейшие картины жизни и быта Древней Руси от постройки Новгорода до 1206 года. Ничего подобного этим рисункам мы не знаем. Это летопись-картинка, сейчас такое называют комиксами. Где, когда именно и по чьему заказу она была написана — неизвестно.

Брюс же обнаружил ее в Книгсбергской библиотеке в 1711 году: то есть летопись появилась «в нужном месте и в нужное время» — как раз тогда, когда Петр задумал писать историю России.

— Несколько подозрительно, да?

— Именно! Много лет я пытался разгадать эту тайну, пока не обнаружил в исторических архивах очень интересный документ: письмо канцеляриста Федора Борисова графу Якову Брюсу, написанное 10 февраля 1712 года из города Кенигсберга. Документ этот касается финансов, а не истории, потому, верно, и дожил до наших дней. «Высокоблагородный и превосходительный Гдн Яков Вилимович. По именному Е. Ц. В. указу, оставлен я здесь при самом от сюда отъезде Е. Вел. для списывания некоторой словенской книги. Того ради прошу вашего высокоблагородия, дабы здешний бургомистр Эгелин дал мне шестьдесят талеров, чем бы мне оную в окончание привести, которая Е. Ц. В. зело потребна. А помянутые талеры заплачены будут из посольской походной канцелярии. При сем остаюсь Вашего Высокоблагородия всепокорный и нижайший слуга канцелярист Ф. Борисов».

Известно, что Петр прибыл в Кенигсберг 9-го, а выехал 11-го ноября 1711 года. Сам он нашел время просмотреть какую-то книгу и дать указание ее списать? Или кто-то подтолкнул его к этому? Судя по письму, сделал это именно Яков Брюс. Далее все становится на свои места: канцелярист книгу аккуратно переписал, а Брюс ее Татищеву отдал.

— А вы не допускали мысли, будто Брюс действительно нашел в Кенигсберге древнюю славянскую рукопись, переписанную поляками?

— Возможно, дело обстояло и так. Почему же тогда рукопись датируется XV веком? Куда пропал оригинал XI-XII веков?.. Но дело даже не в этом. Как только рукопись попала к Василию Татищеву, она начала буквально расти — он был человеком исполнительным. К тому же нашел автора данной летописи в ней же самой, — летописца «Нестора черноризца Феодосиева монастыря Печорского».

— Что же в итоге получилось? Какое прошлое дала нам «Повесть временных лет» в редакции Татищева?

— По сути, летопись открыла нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: от начала становления государственности на Руси до татаро-монгольского ига. Причем все проиллюстрировано подробнейшим образом: доказано, что сначала рисовалась картинка, то есть создавался видеоряд истории, а потом к ней писались пояснения. Но нас интересует, какие именно знания о прошлом Руси принесла «Повесть временных лет».

— И какие же?

— Это сказание о том, как крестилась Русь! «И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот…» Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, «немцев из Рима», византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии. Эта каноническая версия основывается на одном единственном источнике — «Повести временных лет».

— А разве события развивались как-то иначе?

— Боюсь, до изобретения машины времени достоверно мы это не узнаем никогда… Но! Яков Брюс вывел историю России из варягов, причислил государей российских к роду Рюриковичей. Чем подтвердил приоритет самодержавия как формы правления и приоритет единобожия как формы веры. Любители «теории заговоров» могут поискать в анналах истории и другие примеры использования данной матрицы. Например, написанная иезуитами история Великого княжества Литовского.

— И что же это дало России?

— Объясню. Чтобы построить крепкое здание мощного государства, у него должен быть твердый фундамент из прошлого, которое трактуется четко и однозначно. Вот Брюс и постарался свести все летописи в одну: чтобы из нее ясно было бы видно происхождение веры и божественная поддержка верховного правителя. К тому же, выведя Русь от варяга Рюрика, потомками которого считали себя многие европейские монархи, Брюс как бы породнил Русь и Европу, загодя убрав целый ряд спорных вопросов и сменив изоляционную политику на сотрудническую.

— Но если история Руси писалась с рукописи XV века, то достоверна ли она?

— Я думаю, в целом — история истинная, поскольку отдельные ее фрагменты подтверждаются иностранными источниками. Но в ней есть места, которые явно были исправлены в угоду времени и Петру в частности. Но ведь любая история — это прежде всего литературное произведение…

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Похожие публикации

Поделиться этой записью

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Повесть временных лет – это… Что такое Повесть временных лет?

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:

Повѣсть врємѧннꙑхъ лѣтъ чєрнориpца Ѳєдосьєва манастꙑрꙗ Печерьскаго ⁙ Откуду єсть пошла Рускаꙗ землꙗ · кто в неи нача первѣє кнѧжити и откуду Рускаꙗ зємлꙗ стала єсть

История создания летописи

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[2] (1377 год) и других списках[3]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[4]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Содержание

История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:

  • Симу достался восток: Бактрия, Аравия, Индия, Месопотамия, Персия, Мидия, Сирия и Финикия.
  • Хаму достался юг: Египет, Ливия, Мавритания, Нумидия, Эфиопия, но также Вифиния, Киликия, Троада, Фригия, Памфилия, Кипр, Крит, Сардиния.
  • Яфету (словен. Афетъ) достался северо-запад: Армения, Британия, Иллирия, Далмация, Иония, Македония, Мидия, Пафлагония, Каппадокия, Скифия и Фессалия.

Потомками Яфета названы варяги, немцы, русь, шведы (словен. свеи). В начале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые суть славяне. Исходной прародиной славян названы берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии волохов часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. Однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар.

Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда начала называться Русская земля, а русь впервые появилась в Царьграде. В 859 году Восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей.

Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.

В 882 году преемник Рюрика князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев, объединив два русско-варяжских государства. В 883 году Олег покорил древлян, а в 884—885 году покорил хазарских данников радимичей и северян. В 907 году Олег предпринял крупный морской поход на ладьях в Византию, результатом которого стал договор с греками.

После смерти Олега от укуса змеи стал княжить Игорь, который воевал с древлянами, печенегами и греками. Русы первоначально были заморскими варягами, но постепенно слились с полянами, так что летописец мог сказать, что поляне ныне называются русью. Деньгами русов были гривны, а поклонялись они Перуну.

Игоря убили взбунтовавшиеся древляне, а его трон унаследовала его жена Ольга, которая при помощи варяжских воевод Свенельда и Асмуда жестоко отомстила, убив свыше 5 тысяч древлян. Ольга правила как регент при своем сыне Святославе. Возмужав, Святослав покорил вятичей, ясов, касогов и хазар, а затем воевал на Дунае против греков. Возвращаясь после одного из походов на греков, Святослав попал в засаду печенегов и погиб.

От Святослава княжий престол перешел Ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. Ярополк победил своего брата и владетеля древлянского Олега, но погиб от варягов другого брата Владимира. Владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. В годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами.

После смерти Владимира в Киеве начал княжить Святополк. За жестокую расправу над братьями его прозвали Окаянным. Он был свергнут своим братом Ярославом. Оппозицию новому князю составил правитель Тмутараканский Мстислав. После окончания усобицы Ярослав построил каменные стены в Киеве и собор св. Софии. После смерти Ярослава Русская земля вновь распалась. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переяславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После Всеволода Киевом правил Святополк, которого сменил Владимир Мономах.

Христианская идеология

Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (Мал.2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (словен. отвѣржении жидовьстѣ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (словен. цесарь жидовескъ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха.

Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих). Любопытно, что отношения лиц Троицы, которые раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно, используется термин подобосущенъ. Бог обладает хотѣньем спасти тварь. Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окружении ангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи), обителью которых является бездна.

Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.

После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие. Крещенным полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.

Источники и вставные рассказы

Тексты фольклорного происхождения.:

  • Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом)[5]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами)[6]. Лишь несколько слов в Никоновской летописи.
  • Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом[7]. Нет в Н1Л.
  • Осада печенегами Белгорода, под 997 годом[8]. Нет в Н1Л.

Документальные источники:

  • Договор 907 года, текст создан искусственно[9]. Нет в Н1Л.
  • Договор 912 года[10]. Нет в Н1Л.
  • Договор 945 года[11]. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.
  • Договор 971 года[12]. Нет в Н1Л.

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

  • 852[13] — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
  • 858[14] — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
  • 866[15] — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
  • 868[16] — «Начал царствовать Василий».
  • 869[16] — «Крещена была вся земля Болгарская».

Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

  • 887[17] — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
  • 902[18] — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
  • 907[19] — Поход Олега на Византию.
  • 911[19] — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
  • 913[20] — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
  • 914[21] — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
  • 915[21] — Взятие Симеоном Адрианополя.
  • 920[22] — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
  • 929[22] — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
  • 934[23] — Поход венгров на Царьград. Мир.
  • 942[24] — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
  • 943[24] — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

  • «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов[25] и рассказ о нравах народов[26]. Нет в Н1Л[27].
  • Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси[28]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом)[29]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом)[30]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом)[31].
  • Похвала Ольге (под 969 годом)[32].
  • Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом)[33].
  • Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом)[34].
  • «Речь философа»[35].
  • Рассказ о походе на Корсунь[36].
  • Символ веры, семь соборов и разврашение латинян[37].
  • Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян[38].
  • Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу[39].
  • Похвала книгам под 1037 годом[40]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом[41]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом[42].
  • Поучение о казнях божиих, под 1068 годом[43]. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом[44].
  • Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом[45], и продолжение рассказа о волхвах[46].
  • Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом[47]. Нет в Н4Л.
  • Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом[48]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом[49]. Нет в Н1Л, Н4Л.
  • Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом[50]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Поучение о казнях божиих, под 1093 годом[51]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом[52]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича[53]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом[54]. Нет в Н1Л, Н4Л.
  • Рассказ о походе на половцев в 1103 году[55]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

  • Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита[56]. Нет в других летописях.
  • Поход 1111 года на половцев[57].
  • Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах[58]. Нет в других летописях.
  • Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба[59]. Нет в других летописях.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет».

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:

Въ лѣто · ҂ѕ҃ т҃ о҃ · Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами въ собѣ володѣти · и не бѣ въ нихъ правдꙑ · и въста родъ на родъ · и бꙑша въ них҄ усобицѣ · и воєвати почаша сами на сѧ и рѣша сами въ себѣ · поищемъ собѣ кнѧзѧ · иже бꙑ володѣлъ нами · и судилъ по праву · и идаша за море къ Варѧгомъ к Русі · сице бо сѧ звахѫть и · варѧзи суть · ꙗко се друзии зъвутсѧ Свое · друзии же Ѹрмане · Анъглѧне друзіи Гъте · тако и си рѣша · Русь · Чюдь и Словѣни · и Кривичи · всѧ землѧ наша велика и ѡбилна · а нарѧда въ неи нѣтъ · да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами · и изъбращасѧ · г҃ · братьꙗ . съ родꙑ своими · и поꙗша по собѣ всю Русь · и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеѹсъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ…

Литература

biograf.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о