История оон – Организация Объединенных Наций: история создания и задачи

Организация Объединенных Наций: история создания и задачи

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. — к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
— Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) — главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
— Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
— Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.

— Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
— Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН — генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. — Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений — международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН — участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций — английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН — лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

1. Оон. История создания. Структура. Функции.

Организация Объединенных Наций (ООН) — международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

История создания:

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности».

Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. — к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:

  1. Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) — главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос). 193 государства-члена.

  2. Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон. 5 постоянных (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные и Франция) и 10 непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок. Государство, которое является членом Организации Объединенных Наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены Организации Объединенных Наций, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом. За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.

  3. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА. 54 члена. 4 государства — члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 — государствам Азии, 6 — государствам Восточной Европы, 10 — государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 — государствам Западной Европы и другим государствам.

  4. Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам. 15 судей

  5. Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН — генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. — Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений — международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН — участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций — английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН — лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Функции:

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

  1. Миротворческая миссия. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

  • Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

  • Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

  • Содействии поддержанию законности и правопорядка;

  • Предоставлении гуманитарной помощи;

  • Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году — для прекращения военных действий и восстановления порядка), вГрузии (в 1993 году — для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году — для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.

studfiles.net

История ООН — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требуют 8 правок.

Международные организации, создававшиеся в течение XIX века, в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Предшественником ООН в XIX веке стал «Европейский концерт» — первая попытка объединения государств с установкой на достижение политических целей прежде всего дипломатическими, а не военными средствами. «Европейский концерт» внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении. Но лишь после Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества – Лига наций.

Несмотря на эти величественные идеалы, Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политической мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все ещё находилось под колониальным гнетом. В конечном счете Лига наций оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну и в 1946 формально прекратила своё существование.

Флаг ООН – это полотнище с изображением официальной эмблемы Организации Объединенных Наций. Изображение наносится с обеих сторон флага, за исключением некоторых случаев

7 декабря 1946 года предложенная эмблема, с некоторыми изменениями была утверждена в качестве официальной печати и эмблемы ООН. В этом варианте эмблема была белого цвета и её окружала оливковая ветвь – символ мира. Т.о. эмблема ООН означает, что организация стремится достичь мира во всем мире.

20 октября 1947 года ООН приняла и флаг.

Использование флага ООН не ограничено, за исключением случаев его порочащих. В отличие от флага, чтобы использовать эмблему ООН, необходимо направить письменный запрос на имя Исполнительного секретаря.

Правила использования флага записаны в «Положении о флаге». Там, в частности, оговорены правила вывешивания флага ООН вместе с флагами стран. Флаг ООН не должен быть меньше государственных флагов, он всегда помещается в центре группы линейно расположенных флагов, если государственные флаги вывешивают в круг, то флаг ООН помещают в центр, а не с ними. Там же написано, что все желающие могут вывешивать флаг ООН, показывая свою со

ru.wikipedia.org

Организация Объединённых Наций | Гуманитарная энциклопедия

Организация Объединённых Наций — это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством. В рамках этого форума все государства-члены ООН, вне зависимости от своего размера, экономического развития и политических систем, имеют право выразить своё мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

Цели и деятельность ООН

ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

  1. Поддержание международного мира и безопасности.
  2. Развитие дружественных отношений между странами.
  3. Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
  4. Согласование действий разных стран.

Указанные цели реализуются в восьми основных направлениях деятельности ООН:

  1. Мир и безопасность.
  2. Экономическое развитие.
  3. Социальное развитие.
  4. Права человека.
  5. Окружающая среда.
  6. Международное право.
  7. Гуманитарные вопросы.
  8. Здравоохранение.

Сфера деятельности ООН охватывает весь мир, а её всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация не представляет чьи-либо национальные или коммерческие интересы. В выработке наиболее важных стратегических решений ООН участвуют все страны. Выполнение решений, принимаемых ООН, зависит от политической воли её членов, а для финансирования деятельности Организации государства-члены вносят соответствующие взносы. В целом, благодаря усилиям ООН государствами заключено множество многосторонних соглашений, конвенций, договоров и норм, которые делают мир более безопасным и благополучным для жизни. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права, включая стандарты в области прав человека, является наиболее крупным достижением Организации.

Деятельность ООН ведётся на шести официальных языках. Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

История создания ООН

В конце XIX — начале XX века государствами и их объединениями для сотрудничества в отдельных областях начали создаваться первые международные организации. Так, нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных конфликтов и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Непосредственным предшественником ООН была Лига Наций, — организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги Наций оказался неудачным и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги Наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.

14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как «Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира». В хартии провозглашались: отказ от захватов территорий; признание права всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить; намерение содействовать восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём; призыв к послевоенному сотрудничеству; отказ от применения силы в международных отношениях.

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке «Атлантической хартии», подписав «Декларацию Объединённых Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединённые Нации», предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.

30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. В Московской декларации, которая послужила первым практическим шагом по пути создания ООН, были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей Организации. В то же время, основное внимание в ней концентрировалось на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности.

Цель создания всеобщей организации безопасности была вновь подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки в Тегеране 1 декабря 1943 года. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации специального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Франклин Д. Рузвельт предложил образовать так называемый «Полицейский комитет» из представителей четырёх государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчёркивал, что в этом смысле будущая организация «не должна быть похожа на Лигу Наций». В свою очередь, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «Мировым советом».

С 21 августа по 7 ноября 1944 года руководители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки провели ряд встреч на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США, для выработки принципов и целей будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности, а также обсуждения основных вопросов по её учреждению. На этой конференции был выработан подробный проект организации с рабочим названием «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности».

Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, было то, что его предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. При этом, функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации — Генеральной Ассамблеи, а главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе — Совете Безопасности.

Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности Организации послужила Ялтинская конференция, на которой 11 февраля 1945 года президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте, Советский Союз, объявили о своём твёрдом намерении создать Организацию Объединённых Наций. На этой конференции был согласован наиболее важный вопрос — процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашёл своё международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, который послужил основой деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединённых Наций. Таким образом, Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности Организации. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско, США, конференцию Объединённых Наций для подготовки Устава Организации Объединённых Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Думбартон-Оуксе.

25 апреля 1945 года представители 50 стран, представляющие около 80 процентов населения планеты, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединённых Наций по созданию международной организации. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в её работе, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочерёдно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединённые Штаты Америки) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс. Всего состоялось 10 пленарных заседаний и 400 комитетских заседаний, на которых готовился Устав ООН.

В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.

Работа Конференции в Сан-Франциско продолжалась ровно в два месяца. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединённых Штатов Америки в Думбартон-Оукс в августе — октябре 1944 года. Устав ООН, в в ста одиннадцати статьях которого изложены цели, принципы и структура Организации, был единогласно принят 25 июня 1945 года и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран (Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем ООН). Однако с подписанием Устава Организация ещё не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть ещё одобрен Конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту США. 24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединённых Наций стала реальностью. С этого времени 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наци

gtmarket.ru

ООН История Создания и Структура

 

Организация Объединенных Наций как система складывалась на протяжении достаточно длительного периода. Зарождение ООН началось ещё более сотни лет назад. Она создавалась как механизм для эффективного управления мировым сообществом. ООН  история создания шла поэтапно.

Первые межправительственные и международные организации начали формироваться в середине девятнадцатого века. Это явление было вызвано образованием после революций  государств, стремящихся к независимости, а также успехами научно-технического развития, которые вели к взаимосвязи государств. ООН  история создания во многом определяется именно этими факторами.

Интеграционные процессы начали проникать в экономику наиболее развитых стран в Европе. В связи с этим и возникла такая новая форма межгосударственных отношений как межправительственные организации.

ООН  история создания имеет много загадок. Многие вопросы о ее возникновении до сегодняшнего дня остаются спорными. История двадцатого века началась с войн, среди которых две мировых. Это привело к желанию стран создать международную организацию уже не экономической, а политической ориентации с целью предотвращения возможных войн в будущем. Первый проект такого плана был реализован еще при создании Лиги Наций (1919 год). Однако она не доказала своей эффективности. Это стало очевидно с началом второй мировой. Эта война и дала сильный толчок общественной и правительственной инициативе по организации безопасности и мира.

До сих пор спорят о том, кто из союзников первым внес предложение о создании ООН.  ООН  история создания с точки зрения западных историков началась с Атлантической хартии Рузвельта и Черчилля, подписанной в 1941 году, 14 августа. Советские ученые обоснованно ссылаются на такой документ как Советско-польская декларация 1941 года, от 04 декабря.

Не возникает разногласий в вопросе о том, что важнейшим этапом в создании  ООН стал 1943 год. 30 октября этого же года была подписана декларация представителями США, СССР, Китая и Великобритании. В декларации провозглашалось признание необходимости учреждения всеобщей международной организации, целью которой является поддержание безопасности и мира в международной масштабе. В декларации говорилось о равенстве всех миролюбивых государств и их праве на участие в создании международного союза стран.

Само решение о создании ООН было принято на Ялтинской конференции в Крыму руководителями стран антигитлеровской каолиции. Его подписали Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Именно на данной конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 года были сформулированы основные принципы деятельности ООН, определена ее структура и функции.

ООН история создания и структура  вырабатывались постепенно. Уже по уставу ООН были установлены основные органы всемирной организации. Это Генеральная Ассамблея, Совет по опеке, Совет Безопасности, Секретариат и Международный суд ООН, Экономический и Социальный советы.

Помимо этого устав разрешал с согласия Генеральной Ассамблей учреждать другие самоуправляемые организации. По этому пункту Совет Безопасности создал миротворческие силы.

В апреле 1945-го года в Сан-Франциско была проведена конференция ООН с целью выработки устава. В этом приняли участие делегаты от 50 стран. Официально устав вступил в силу 24 октября 1945 года,поэтому эту дату считают Днем рождения ООН.

С 1946 года действует особый орган – ЮНЕСКО (всемирная организация ООН по вопросам науки, культуры и образования), который расположен в Париже.

В 1948 году Генеральная Ассамблея приняла Всемирную Декларацию прав человека, в которой были прописана все права каждого человека, среди которых основные права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, частную собственность и пр.

В 1948 г. ООН создала специальную Комиссию по охране исчезающих животных и растений, с которой началась история создания Красной книги.

Сегодня в состав ООН входит 192 страны.

 

fb.ru

Создание ООН – кратко — Русская историческая библиотека

В апреле 1945 г., в Сан-Франциско, после продолжавшихся почти месяц переговоров между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В. Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, была завершена выработка проекта Устава ООН. Он был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года.

 

ООН: кто и зачем создал организацию!

 

Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом мирополитического регулирования – подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудским институтам. Советский Союз, уклонившись от участия в регулировании международных экономических отношений, сосредоточился на мирополитическом регулировании. Для этого были основания, главным из которых являлась благоприятная для СССР уставная процедура принятия решений в ООН. Эта процедура была двухступенчатой. Нижнее звено организации – общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея – имела право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено – Совет безопасности – имел широкие полномочия, в том числе право применять санкций против тех или иных государств.

Согласно Уставу ООН, СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем получил место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности. Кроме того, все ключевые решения Совета, по Уставу, принимались не большинством голосов, а методом консенсуса – при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопасности. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето на любое решение.

ООН оказалась единственным учреждением, где США и СССР могли сотрудничать в вопросах мировой политики. Но их интересы в ней почти всегда сталкивались. Поэтому на деле главной реальной функцией ООН было не совершенствование мира, а не допущение войны между СССР и США.

 

rushist.com

История создания ООН

История создания ООН

История создания ООН

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов.

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами — и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества — связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств — советского, британского и американского — обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций.24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности — органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода — о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

организация объединенная нация межгосударственный

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) — МОТ, в 1947 году — старейшая международная организация — Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году — Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году — Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации — Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году — всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году — Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа — Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций — МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли.

В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, — предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,

Совет безопасности ООН,

Экономический и Социальный Совет ООН,

Совет по Опеке ООН,

Международный Суд ООН, Секретариат ООН.

В систему также включаются и специализированные учреждения:

Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация,

Международная ассоциация развития,

Международная морская организация,

Международная организация гражданской авиации,

Международная организация труда,

Международный союз электросвязи,

Всемирный почтовый союз,

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

Всемирная организация здравоохранения,

Всемирная организация интеллектуальной собственности,

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,

Всемирная метеорологическая организация,

Международный фонд сельскохозяйственного развития,

Международное агентство по атомной энергии

Направления деятельности ООН и ее органов

Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.

Генеральная ассамблея ООН — обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио — и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна — Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.

Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.


Теги: История создания ООН  Реферат  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 19588
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: История создания ООН

diplomba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *