Ход принятие христианства: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

дата события, причины, значение и последствия

История

12.11.21

17 мин.

Крещение Руси — это событие, ознаменовавшее принятие христианства в качестве государственной религии. Такое решение принял князь Владимир Святославович в конце X века. Современные официальные источники указывают, что утверждение новой религии в Древней Руси произошло в 988 году. Но есть отдельные исследования, в которых событие относят к 990 и даже 991 году.

Оглавление:

  • Упоминание о крещении Руси в летописях
  • Предпосылки
  • Причины принятия новой религии
  • Крещение Киева и основание церкви
  • Крещение Владимира
  • Распространение христианства на другие русские земли
  • Последствия

Упоминание о крещении Руси в летописях

Введение христианства было названо крещением земли Русской в самой древней из известных летописей — «Повести временных лет».

Опираясь на этот источник, исследователи и установили год крещения Руси. Дата знаменательного события была записана в «Повести» как 6496 год от сотворения мира. По принятому в настоящее время летоисчислению от Рождества Христова этот год соответствует 988-му.

Для обозначения события используются различные термины, например, «Просвещение Руси» или «вторая религиозная реформа Владимира», но наиболее употребляемым является именно «крещение», как это было указано сначала в летописи, а потом у известных историков В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина .

Византийские источники мало освещали события, происходившие на Руси в конце X века. По представлениям этого государства христианизация там началась ещё в IX веке. Лишь «Ватиканская хроника» указывает 988 год как дату крещения Владимира, но, возможно, эти данные взяты из обратного перевода «Повести временных лет».

О предпосылках, значении и последствиях важнейшего этапа в истории родины можно узнать из соответствующих таблиц, составленных различными авторами.

Но в таком виде данные не всегда являются довольно информативными. Краткое содержание событий, которые происходили во время крещения Руси или предшествовали ему, помогут подробнее узнать о процессе христианизации.

Предпосылки

Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.

В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.

Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.

Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.

Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Крещение Киева и основание церкви

Решение о принятии христианства было принято и осуществлено в 988 году. Крещение Руси князем Владимиром началось с Киева, и Константинопольским патриархом туда было отправлено своё духовенство для проведения обряда.

Пока в водах реки Днепр происходило крещение, Владимир молился Богу о ниспослании веры его народу и сил для борьбы с врагами.

Несмотря на помощь византийских священников, Киеву нужно было основать собственную церковь. Ряд историков поддерживает версию, что первая Русская церковь находилась в зависимости от Болгарской, правда, документально это версия поддерживается слабо.

А также разделились мнения исследователей относительно первого духовенства. Традиционно принято считать первым митрополитом Михаила Сириянина, основавшего несколько первых монастырей. Но в древних летописях упоминаются и другие имена.

Крещение Владимира

Не удалось доподлинно выяснить, был ли крещён князь вместе со всем Киевом либо же это произошло годом раньше. Поводом предполагать, что сам Владимир крестился в 987 году, послужили события, сопутствующие подавлению мятежа византийского военачальника Варды Фоки. Правитель Руси предложил свою помощь Константинополю за награду в виде руки царевны Анны, но императоры отвергли унизительное требование.

Тогда Владимир воспользовался слабостью Византии, занятой подавлением мятежа в собственной стране, и захватил Корсунь, угрожая в дальнейшем Царьграду.

Императорам пришлось пойти на уступки и согласиться на женитьбу Анны с русским князем. Но в ответ они выдвинули свои требования:

  • Владимир должен принять крещение с именем Василий.
  • Корсунь необходимо освободить в качестве выкупа за невесту.

Распространение христианства на другие русские земли

После Киева обряды крещения начали проходить в Новгороде, Чернигове, Владимире и Полоцке. Но далеко не везде народ покорно принимал новую религию. Сопротивление было вызвано не только нежеланием отказываться от старых верований, но и опасениями, что таким методом Киев пытается взять полный контроль над другими землями

.

Новгород сопротивлялся введению христианства около двух лет, а Ростов и Муром пришлось принуждать почти два века. При этом происходили репрессии, разрушались языческие идолы, изгонялись епископы, самые стойкие противники крещения переселялись на север. Только посредством военной помощи удалось добиться полного крещения Руси. Кратко об этом упоминается в древних летописях.

Последствия

Какими бы ни были мотивы великого князя при выборе религии (укрепление государства, женитьба на Анне, веление сердца), но это решение имело большое историческое значения для дальнейшего развития Киева и других русских земель.

Значение для русской цивилизации

Крещение относится к одному из самых значимых событий для истории государства. Оно позволило объединить с помощью религии всю территорию Древней Руси и заключить выгодные союзы с другими христианскими странами. Морально-нравственный облик народа поднялся на новую ступень. Больше не были возможны человеческие жертвоприношения и жестокие обряды, свойственные язычеству. Впоследствии русские миссионеры сыграли немалую роль в продолжавшемся процессе христианизации остального мира и помогли привести к Богу множество других народов.

Политическое значение

Крещение Руси произошло незадолго до раскола христианской церкви на католическую и православную. Поэтому огромное влияние на дальнейшую историю оказал тот факт, что новая религия перенималась из Константинополя. Византийский император при этом считался религиозным главой всех православных земель, в число которых попала и Киевская Русь. Правитель имел право удостаивать представителей власти чужих стран титулами, так крещёные русские князья именовались при дворе императора стольниками. Титул этот был весьма скромен, и митрополия на Руси значилась на последних местах в Константинопольских списках.

Принятие православия, а не католицизма из Рима, представителями духовенства называлось абсолютно правильным выбором. Митрополит Платон утверждал, что подчинение Папе Римскому повлекло бы развитие государства совсем по пути тотального контроля не только духовной жизни, но и мирских дел.

Культурное значение

После принятия религии Константинополя на живопись и зодчество стала влиять византийская культура. Тогда же было положено начало письменности. Однако появление новых культурных памятников сопровождалось уничтожением древних языческих сооружений. Таким образом власть боролась с продолжением соблюдения языческих традиций и проведения обрядов. Запрещалось не только поклоняться статуям и божкам, но и совершать различные суеверные действия, например, тереть подобные скульптуры на удачу. В результате запретов иногда вспыхивали мятежи и конфликты, сопровождающиеся ритуальными убийствами.

Если бы не событие 988 года, современная Россия могла сейчас иметь совсем другой облик. Мудрость и забота князей о судьбе своей родины позволили Руси пойти по пути просвещения и стать одной из влиятельных и сильных империй. Всё культурное наследие, дошедшее до наших времён, так или иначе связано с православием. И сейчас крещение Руси празднуется церковью 14 августа, а в предыдущем месяце, 28 июля, почитается память святого Владимира.

Крещение Руси (причины, ход, последствия)

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.

Рис. 3. Картина К. В. Лебедева.

В “Повести временных лет” содержится легенда о том, что еще в I веке славян посетил апостол Андрей и познакомил их с христианством.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Духовные и культурные

После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности и культуры, которая за образец была взята из Византии:

  • Установилась новая система летоисчисления (с 1 марта начинался новый год).
  • В жизнь вошли церковные праздники.
  • Появился римский счёт, названия месяцев (генварь, фувруарь и так далее).
  • Греческими монахами Кириллом и Мефодием, были принесены 2 славянские азбуки — кириллица и глаголица, что послужило развитию русской письменности.

Новые культурные традиции предполагали образованность определённого слоя населения — священники, мастера и политики. В связи с этим появлялись школы грамоты, из которых выходили первые поколения русской интеллигенции.

Широко развивалось искусство (иконопись), зодчество, литература и другие. Всё было направлено на духовное преобразование человека, привитие христианских ценностей. Первые книги не были развлекательного характера, к ним относились со всей серьёзностью и бережностью.

Киевская Русь стремилась образовать своё культурное единство на основании духовных качеств: “милосердие” и “совесть” стояли выше, чем “справедливость” и “закон”.

Международные

В 9 веке христианство приняли многие страны Запада (Польша, Дания, Чехия, Венгрия и другие), поэтому христианизация Руси способствовала расширению международных связей на Западе, но в то же время, ограничение их со странами Востока. Единая религия помогла Древней Руси войти в христианскую “семью” европейских стран и стать на одном уровне с ними, впитать их культуру и науки, войти в круг доверия. Значительно укрепились отношения с Византией, которая на тот момент была центром цивилизации. Наладилась международная торговля, заключались браки с европейцами, что также служило укреплению международных связей.

Нравственные

Коренной перелом в мировоззрении христианской Руси повлиял на нравственную составляющую её народа. Так, для язычника главным является достойно проводить умершего человека для приобретения им лучшей посмертной жизни, а для христианина: посмертная участь зависит от того, кем был человек всю свою жизнь. Такой принцип стал определяющим в поступках людей, что послужило становлению русского менталитета, сохраняющегося по сей день. На смену жестокого язычника пришёл христианин, призванный жить по совести и закону Божьему. Отменены многожёнство и жертвоприношения. Народ, входивший в состав Руси, был разнообразен (угро-фины, тюрки-кочевники и другие) и имел свои традиции. Установление государственной религии положило началу единства и образования древнерусской нации, чего не удалось язычеству.

Политические

Церковь значительно помогла в установлении патриархальной государственности: в её руках был суд по семейным делам и правительство осуществляло материальную поддержку.

Структура государства была унаследована от Византии, где существовал принцип: государство подобно организму человека (тело и душа), а значит для организма государства необходимо две ветви (светская и духовная). В связи с этим русская православная церковь стала тесно связана с политикой, а митрополит (затем, патриарх) был советником князя. Благодаря принципу божественного происхождения главы государства, князь смог объединить разрозненные земли Руси и укрепить свой статус.

Экономические

После крещения Руси начала развиваться экономика. На внутренний рынок поступили заграничные товары союзных государств, стало развивать ремесло, чеканились свои монеты. Развитию торговли послужило доверие к русским христианам, в то время как раньше их называли “варварами” и стремились не выстраивать экономические отношения.

Таким образом, христианские постулаты внедрялись во все сферы жизни народа, что и определило дальнейшее успешное развитие Руси.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5
    Какая религия была господствующей в Волжской Булгарии?
    • мусульманство
    • иудаизм

  2. христианство
  3. буддизм

(новая вкладка)

До принятия христианства Киевская Русь была языческой страной с неустойчивой позицией в мире. Могущественные соседи уже давно исповедовали христианскую веру и совершали сильное давление на князя Владимира. Для того чтобы объединить государство и укрепить политические позиции в мире, в 988 году было официально принято христианство на территории Киевской Руси. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения христианства на Руси.

Причина 4: Духовные поиски Владимира

Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.

Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.

Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.

Причины и предпосылки принятия христианства русским государством

Принятие христианства
После продолжительной междоусобицы в 980 году великим киевским князем становится сын Святослава Владимир, за время правления которого Русь не только значительно расширила свои границы, но и изменилась в целом.

Князь Владимир всеми силами пытался укрепить государство и сплотить раздробленный междоусобными войнами народ. Для этого он принял попытку формирования единого пантеона языческих богов с центральным капищем в Киеве. Однако, такие интеграции и изменения не увенчались успехом, после чего в 988 году князь Владимир решает принять христианство.

При этом, история крещения Руси свидетельствует, что данный процесс проходил не очень то и гладко. Полное принятие языческим народом христианской веры заняло десятки лет. Однако, князь смог добиться сменой веры того, что Русь вошла в список развитых во всех отношениях государств и заручилась их поддержкой. С этого момента на Руси стали появляться школы и само понятие грамотности. В открывшихся монастырях начинают писаться летописи, представляя собой исторические хроники, нацеленные на то, чтобы народ помнил свои корни.

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианской веры в решающей степени выступило катализатором расцвета величия Киевской Руси, а также во многом определило будущую траекторию русской истории.

Ранние сообщения о принятие христианства на русской земле

При этом, самые ранние упоминания о проникновении христианской веры на территории Киевской Руси отсылают нас к первым векам нашей эры. Таким образом, Русь дважды принимала христианство (хотя и не в таких масштабах, как при Владимире): первый раз – в 957 году во время правления княгини Ольги, а второй – уже во время княжения Владимира в 988 году.

Многие исследователи и историки отмечают огромный вклад в процесс христианизации Руси крещение княгини, благодаря которому многие простые люди из народа решили следовать христианской вере. Стоит отметить, что на протяжении всего развития Киевской Руси, государство всегда поддерживало добрые отношения как с римской церковью, так и с Византией, где были иудеи и мусульмане.

Поэтому перед князем Владимиром стал сложный вопрос о выборе такой веры, чтобы не только сплотила славянские народы на одной земле, но и такой, чтобы с её помощью языческая Киевская Русь, которую не принимали из-за варварской веры, смогла бы войти в число мощных государств, став одним из них.

Основные причины принятия христианства на Руси

Итак, причины принятия христианства были таковы:

  • Новая религия, в первую очередь, нужна была для развития государства. Ведь, какую бы князь не выбрал сторону – она позволяла выйти Киевской Руси из изоляции, в которой она находилась по отношению к остальному миру.
  • При этом, единобожие совпадало с сущностью единого правителя государства, что могло ещё больше укрепить авторитет великого князя у славянских народов.
  • Христианство могло внести в необразованную Русь новую культуру бытия, мораль и укрепить институт семьи.
  • Кроме того, эта религия способствовала всестороннему развитию государства, интегрируя в него литературу, философию и пр.
  • Из-за долгой междоусобной войны славянский народ был раздроблен и требовал принципиально новой идеологии, которая могла сплотить жителей Руси.

Схема: причины принятия христианства на Руси

Схема: причины принятия христианства

Значение принятия христианства

Таким образом, принятие Русью христианской веры вводило славянское государство в число европейских народов. А вот язычество наоборот – вызывало со стороны христианизированных держав враждебность, обрекая Русь на дальнейшую изоляцию. Стоит отметить, что финальный раскол христианства на две отдельные ветви (православную и католическую) пришёлся только на 1054 год. До этого момента данная религия представляла собой единый мощный институт.

Кроме княжеского стремления при помощи новой религии укрепить государство, сам Владимир также задумался о своей жизни, в которой к тому времени было немало тёмных пятен. Присутствовали в ней и братоубийство в погоне за властью и материальными благами и многожёнство и немало насилия. Поэтому, в качестве ещё одной немаловажной причины принятия христианства и христианизации государства, можно выделить и желание очистить душу от множества грехов, что и обещала заморская религия.

Легенда о выборе веры

Для того чтобы сделать правильный выбор великий князь, согласно легенде, описанной в «Повесть временных лет» отправил во все государства своих гонцов, которые должны были некоторое время жить в чужой стране, изучая иудаизм, мусульманство и христианство. После того как через определённое Владимиром время послы вернулись на славянскую землю, князь внимательно выслушал все «за и против» каждой веры и выбрал среди всех – христианство.

Современные представления

Большинство современных историков считают этот древний рассказ лишь красивой легендой. Ведь, скорее всего, никаких сомнений у князя не было вовсе. Он выбрал самую сильную на тот момент религию, которая имела место быть в Византии.

Хронология: до и после принятия христианства князем Владимиром

До и после принятия христианства князем Владимиром

Таблица: причины и значение принятия христианства

Причины и значение принятия христианства

Кто крестил Русь

Киевская Русь стала православной во времена правления князя Владимира Святославича (Красно Солнышко). Изначально он воспитывался в языческой традиции, однако в зрелом возрасте осознал необходимость кардинальных перемен в обществе.

Владимир Святославич вошел в историю как Креститель всех земель Киевской Руси, человек, сделавший значительный вклад в развитие и процветание христианства. Среди причин, по которым он решился на смену государственной религии, значились политические, внутренние и другие.

Впоследствии Православная церковь объявила князя Владимира святым и официально канонизировала. День памяти Крестителя Киевской Руси отмечают ежегодно 28 июля. На эту дату также приходится праздник провозглашения христианства на русской земле.

Прежде чем ввести в государстве православие, Владимир Святославич долго размышлял над выбором веры. Новая религия должна была отвечать всем потребностям правящих кругов и населения, способствовать сплочению людей. Помимо христианства, правитель Руси рассматривал католицизм, мусульманство, иудаизм. Принятию и реализации исторического решения предшествовали встречи с представителями каждой из религиозных конфессий. По преданию, князя заинтересовал именно христианин. Он оказался философом и поведал правителю о предстоящем суде над человеческими душами, продемонстрировал ему впечатляющие картины будущего библейского события.

Основные предпосылки

В период правления княгини Ольги и князя Святослава на Руси процветало язычество. Оно было связано с существованием родоплеменных отношений. Примерно такое же верование было у множества соседних племен, что сближало их между собой. Христианская вера принималась в государствах с укрепившимся феодальным строем.

Характер родоплеменных отношений был сдерживающим фактором для распространения христианства. В этом и заключалась проблема, почему такое событие не могло здесь произойти быстро. При этом оно охватывало некоторые знатные слои населения. В частности, княгиня Ольга была в свое время крещена.

К наиболее развитым государствам, с которыми тесно контактировала Киевская Русь, относились Хазария и Византия. Они не были языческими странами, процесс христианизации в них уже наблюдался. По этому пути пошли князья Сербии и Польши.

Чтобы не отстать от прогрессивных государств и продолжать с ними сотрудничество, нужно было принять решение относительно изменения веры. В этом и состояли предпосылки крещения Руси и то, почему князь Владимир пошел на такой шаг.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

Причины введения

На основании существующих предпосылок вытекают причины принятия христианства на Руси. Кратко это отражается в следующих пунктах:

  1. Сплочение разобщенного народа. Чтобы понять, зачем нужно было уходить от старой веры, следует знать, что Русь была разобщенным государством. Для создания единой духовной основы Владимиром делались попытки объединения племен вокруг языческого бога Перуна. Однако такое решение проблемы не увенчалось успехом, поскольку особенность веры населения заключалась в поклонении разным идолам: Сварогу, Стрибогу, Ярилу.
  2. Усиление власти князя. Христианская религия признавала власть императора. К этому и стремился Владимир, поэтому византийскому укладу он отдавал предпочтение. Это был главный довод в пользу такого решения.
  3. Улучшение международных отношений. По сравнению со странами, принявшими христианство, Киевская Русь считалась варварским государством. Чтобы вести с ними деловые отношения в качестве равноправных партнеров, Владимиру пришлось крестить все свое окружение и сделать это самому.

В этом заключалась необходимость крещения Руси. Причины носили ярко выраженный характер, поэтому нужно было начинать действовать.

Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией

Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.

988

в этом году состоялось принятие христианства

Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.


Крещение князя Владимира — 988 год

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

РасхождениеПравославиеКатоличество
ОбрядыПричащение велось хлебом и виномВином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
ЯзыкЛюбойЛатынь
Отношения между церковью и государствомШло подчинение духовенства государственной властиГлавой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Принятие решения

После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.

Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.

При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.

Процесс крещения

Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.

На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.

И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.

Распространение христианства на другие русские земли

После Киева обряды крещения начали проходить в Новгороде, Чернигове, Владимире и Полоцке. Но далеко не везде народ покорно принимал новую религию. Сопротивление было вызвано не только нежеланием отказываться от старых верований, но и опасениями, что таким методом Киев пытается взять полный контроль над другими землями.

Новгород сопротивлялся введению христианства около двух лет, а Ростов и Муром пришлось принуждать почти два века. При этом происходили репрессии, разрушались языческие идолы, изгонялись епископы, самые стойкие противники крещения переселялись на север. Только посредством военной помощи удалось добиться полного крещения Руси. Кратко об этом упоминается в древних летописях.

Значение и последствия

Принятие Киевской Русью христианства имело большое значение для дальнейшего развития страны. Состояло оно в следующем:

  1. Именно это событие послужило объединяющим фактором для разрозненного государства.
  2. Началось культурное развитие народа. Связано это было с необходимостью осваивания книжного дела для чтения христианской литературы, переведенной на славянский язык. Потребовалось приобретение умения для строительства церквей, стены которых стала украшать иконопись.
  3. Исчезло жертвоприношение.
  4. Благодаря повышению престижа Киевской Руси у Ярослава Мудрого, следующего князя, появилась возможность выдавать замуж своих дочерей за иностранных женихов.

Последствием такого события стало приобщение русского народа к общей цивилизации. Это был закономерный этап в развитии Древнерусского государства.

Религиозная культура на Руси

С развитием христианства начала обозначаться структура церкви. Она представляла собой множество метрополий. Сколько их было изначально, точно установить не удалось, однако все они объединялись общим правлением – константинопольским архиереем.

Позже Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского святителя Илариона. Именно он стал главным популяризатором религиозной культуры. Из-под его пера вышел знаменитый трактат «Слова о законе и благодати». С его благословения православные писатели издавали исторические труды, знакомили народ с биографиями древних князей, а также значимыми событиями в истории Киевской Руси. Работы являли собой квинтэссенцию фольклора, архивной документации и устных сказаний очевидцев. Спустя два столетия после крещения Нестор Летописец структурировал все эти сведения, написав известную всем нам «Повесть временных лет».


Нестор Летописец является автором «Повести временных лет»

После христианизации Руси начинает появляться образованный слой общества – ученые, литераторы, зодчие, иконописцы. Именно их руками был возведен Софийский храм и Золотые Ворота в Киеве.

Интересная информация

Сегодня известно даже школьнику, в каком году состоялось Крещение Руси. Однако мало кто рассматривает эту тему с точки зрения причинно-следственной связи. Как видим, принятие христианства возвеличило древнеславянское государство и послужило прочной базой для образования современного православного общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как римское христианство перешло от казней к усыновлению? – ЗАТЕРЯННЫЕ В ИСТОРИИ

 

Статуя римского императора Константина возле Йоркского собора

За первые 300 лет после смерти Иисуса христианство выросло раз, но христиане подверглись гонениям жестокой Римской империи. Как же тогда она стала доминирующей мировой религией? Каким был чудесный поворотный момент? Древние римляне поклонялись совокупности богов, большинство из которых заимствовано у древних греков. Зевс стал Юпитером, Афродита стала Венерой и т. д. Рим был полон языческих храмов, где с помощью различных ритуалов и праздников добивались благосклонности богов.

По мере того, как Рим рос по всему Средиземноморью, он столкнулся с новыми религиями – терпящих некоторых и преследовавших большинство . Евреи стали жертвами после завоевания Иудеи римлянами. Таким образом, г. Христианство зародилось в Римской империи г. после того, как Иисус из Назарета был распят в Иерусалиме. Его ученики, особенно Петр и Павел, затем распространили его новую религию в городах и деревнях обширной Римской империи.

Сначала римляне игнорировали этих христиан », так как их было не так много. Однако в течение следующих двухсот лет христианство росло и распространялось по Средиземноморью. Когда германские варвары начали нападать на империю с севера, многие римляне обвинили в этом христиан, говоря, что они прогневили богов, не поклоняясь им.

Римские императоры становились все более нетерпимыми к христианству.

Они увидели в новой религии угрозу для Империи и предприняли шаги, чтобы остановить ее распространение. Христиане отказывались служить в римской армии и поклоняться императору как богу. Итак, христиан арестовывали, избивали и убивали. Те, кто предпочли умереть, чем отказаться от своей веры, стали мучениками за веру. Несмотря на эти гонения, христианство продолжало расти.

Первое преследование в масштабах империи было совершено печально известным императором Нероном. Нерон уже был непопулярен ко времени Великого пожара в Риме в 64 г. н.э. Предположительно, он разжег огонь, чтобы освободить место для нового дворца, а затем играл на скрипке, пока горел Рим. Поползли слухи, что за пожаром стоял Император, так Нерон обвинил христиан! Он приказал их арестовать, подвергнуть пыткам и казнить. На ум приходит ужасный образ христиан, скармливаемых львам в римском Колизее . Нерон также приказал казнить апостола Петра в Риме, распяв его вверх ногами на кресте.

В течение следующих 200 лет последующие римские императоры пытались, но безуспешно, уничтожить растущую христианскую религию. Так когда и как ветры переменились в пользу христианства?

Все началось с приходом династии Константинов. В 306 г. н.э., г., Константин I стал «Императором на Западе» г. после смерти своего отца Констанция. В это время Римская империя была разделена на западную и восточную половины с «соправителями». Константин и его зять Максенций были непримиримыми соперниками за власть, и в конце концов разразилась война. Перед тем, как эти двое встретились в роковой битве в 312 году нашей эры, Константину, как говорят, накануне ночью во сне приснился Христос.

По словам священника Евсевия, Иисус явился императору с пылающим крестом в небе.

Он поручил Константину поместить этот небесный знак на боевые штандарты своей армии. Вертикальное копье с перекладиной, образующей форму креста, вместе с хи-ро лабаран , ранним символом имени Христа, буква ро, пересекающаяся с хи в центре. На баннере были слова: In hoc signo vinces [ в этом знаке ты победишь] . На следующий день он приказал своим солдатам нарисовать крест на всех своих щитах. Вооружившись этими святыми символами, Константин сокрушил Максенция в битве при Мильвийском мосту в северном Риме, закрепив за собой место единственного западного императора. Максенций утонул в реке Тибр.

После того, как его армия победила, Константин поверил, что ему помог христианский Бог! Хотя ранее он был поклонником Sol Invictus , Бога Солнца , теперь он ревностно поддерживал Иисуса и христианство. Он заявил, что своей победой обязан христианскому Богу, и изменил имперскую политику, чтобы продвигать религию.

Он дал деньги и землю христианам и основал новые церкви по всей Империи. Он писал христианским епископам, говоря им, что своим успехом обязан их вере. Константин в конце концов обратился в веру, сам стал христианином. Он крестился незадолго до смерти, как это было принято у первых христиан. Быть «очищенным» от грехов непосредственно перед смертью, а не при рождении.

На собрании епископов в Милане в 313 году нашей эры Константин издал МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ , который предоставил правовой статус христианству и терпимости ко всем религиям. Это позволило римлянам всех вероисповеданий иметь религиозную свободу. Теперь христианам было разрешено свободно участвовать в римской гражданской жизни. пап-католиков , затем Папа Сильвестр I, изгнанные предыдущими императорами, были допущены обратно в Рим.

Император Востока, Лициний , продолжал поддерживать традиционные языческие обычаи, отстаивая поддержку своего нехристианского большинства. К 324 году нашей эры этот конфликт и соперничество вылились в новую войну. Константин победил императора Лициния в 9 г.0007 Битва при Хризополисе (в современном Стамбуле). Лициний был схвачен, и Константин приказал его повесить.

С победой Константина он стал единственным римским императором и продвинул христианство дальше.

Он разрешил христианам служить в армии и работать в правительстве. На строительство были выделены деньги из императорской казны. Новые церкви были построены вокруг империи. Это включало новую базилику в Риме , тщательно построенную на Ватиканском холме, на месте цирка Нерона, где апостол Петр был замучен императором.

Когда Константин перенес столицу Западной Римской империи в Византию , он построил там первые христианские церкви. Собор Святой Ирины и Собор Святой Софии были построены на месте бывших языческих храмов. Греческая Византия была переименована в Константинополь . Его мать, Елена, отправилась в паломничество в Палестину. Там она помогла основать храм Рождества Христова в Вифлееме и храм Гроба Господня в Иерусалиме. За этот и другие подвиги она впоследствии была причислена к лику святых.

Хи Ро – «Под этим знамением ты победишь»

В 325 году нашей эры Константин созвал НИКЕЙСКИЙ СОБОР , собрание 300 христианских епископов со всей империи. Они встретились (в современной Турции), чтобы определить формальные — или ортодоксальные — верования христианства. Результатом стал так называемый Никейский символ веры , в котором были изложены согласованные верования христианства. Никейский собор обсудил состояние христианской церкви и разработал важные доктрины, направленные на противодействие язычеству.0007 еретических идей.

После смерти Константина в 337 г. н.э. его наследники в основном продолжили распространение христианства, а папы в Риме получили право возглавлять церковь. Во время их правления было введено в действие множество антиязыческих законов, направленных на борьбу с инакомыслием часто в жестокой римской манере . В то время как популярность христианства росла естественным образом, оно также было насильственно распространено среди населения Империи по всему Средиземноморью и на запад, в то, что впоследствии стало Францией, Испанией и Великобританией.

ln 380 г. н.э. император Феодосий I сделал христианство официальной государственной религией Римской империи .

Горячий христианин, он признает удивительный рост и силу еще молодой веры. ФЕССАЛОНИКСКИЙ ЭДИКТ Феодосия был последним словом в любых разногласиях в ранней церкви. Например, он закрепил в камне православие Святой Троицы Отца, Сына и Святого Духа. Те «сумасшедшие» старых языческих религий, которые этого не признавали, подавлялись и, конечно же, преследовались. Большинство других христианских сект были признаны еретическими, утратили свой правовой статус или были объявлены вне закона, а их имущество было конфисковано.

Вот и все. К началу V века, всего за 400 лет, христианство выросло из молодой преследуемой религии в силу, почти равную римским императорам, и все благодаря наследию Иисуса из Назарета , его пылких учеников, и Константин Великий . Римская империя вскоре придет в упадок, но римско-католических и восточно-православных церквей (которые отделились в 1054 году) только вырастут оттуда. Христианство постепенно будет доминировать во всем западном мире, распространяясь по королевствам в Европе и России, а также в американских и африканских колониях испанцев, французов, голландцев и британцев. Сегодня он превосходит ислам, индуизм и буддизм.

Для будущих сообщений нажмите ПОДПИСАТЬСЯ ниже. Чтобы узнать больше об историческом писателе Поле Эндрюсе, щелкните КНИГИ в меню.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Усыновление: Сердце Евангелия

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от жены, рожденного под законом, 5 чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление. 6 А так как вы сыновья, то Бог послал в сердца наши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва! Отец!» 7 Итак, ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник от Бога. 8 Прежде, когда вы не знали Бога, вы были рабами тех, кто по природе не боги.

Римлянам 8:14-17

Ибо все, ведомые Духом Божиим, суть сыны Божии. 15 Ибо вы не приняли духа рабства, чтобы впасть в страх, но приняли Духа усыновления, которым мы взываем: «Авва! Отец!» 16 Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии, 17 а если дети, то и наследники, наследники Божии и сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Библейское основание акта усыновления детей находится в основном в Новом Завете, а не в Ветхом. В Ветхом Завете есть только три усыновления (Моисей, Есфирь и Генуват, 3 Царств 11:20). Израиль называется сыном Божьим (Исход 4:22; Второзаконие 14:1; 32:6; Иеремия 31:9; Осия 11:1), но только в Новом Завете это называется усыновлением .

Фонд усыновления

Самая глубокая и прочная основа усыновления заключается не в том, что люди усыновляют людей, а в том, что Бог усыновляет людей. И этот поступок не является частью его обычного промысла в мире; это сердцевина Евангелия. Послание к Галатам 4:4-5 является центральным евангельским утверждением: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от жены, рожденного под законом, чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление». Богу не нужно было использовать концепцию усыновления, чтобы объяснить, как Он спас нас или даже как мы становимся частью Его семьи. Он мог бы остаться на языке нового рождения, чтобы все его дети были описаны как дети только по природе (Ин. 1:12-13: «Но всем, кто принял Его, кто уверовал во имя стали детьми Божьими, которые были родился , не от крови, не от воли плоти, не от воли человека, но от Бога»). Но он предпочел говорить о нас как о , усыновивших , а также как о детях от нового рождения . Это самая важная основа практики усыновления.

Восемь сходств

Что я хотел бы сделать, так это выделить восемь сходств между тем, что Бог сделал при усыновлении, и тем, что происходит с христианским усыновлением сегодня. Я молюсь, чтобы независимо от того, усыновили ли вы детей, помогаете ли вы в усыновлении или обдумываете усыновление, Бог использовал эти сравнения, чтобы усилить вашу уверенность в том, что Бог милостиво участвует в наших усыновлениях. Он сделал это сам. Он знает, чего это стоит. И он готов поддерживать нас до конца.

1. Усыновление было (для Бога) и является (для нас)

дорогостоящим .

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного женщиной, рожденного под законом, , чтобы искупить подзаконных, чтобы мы могли получить усыновление. (Галатам 4:4-5)

Выкупить означает получить или освободить, заплатив цену. Какова была цена, которую Бог заплатил за наше освобождение и усыновление? В предыдущей главе мы услышали ответ: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Галатам 3:13). Это стоило Богу цены жизни Его Сына.

Усыновление детей требует огромных затрат. Некоторые финансовые; некоторые эмоциональны. Есть затраты времени и стресс на всю оставшуюся жизнь. Ты никогда не перестанешь быть родителем, пока не умрешь. И стрессы, связанные с заботой о взрослых детях, могут быть столь же велики или даже больше, чем стрессы, связанные с уходом за маленькими детьми. Есть что-то очень глубокое и правильное в том, чтобы принять эту цену жизни ребенка!

Мало что приносит мне большее удовлетворение, чем видеть, как в Вифлееме процветает культура усыновления. Это означает, что наш народ ищет радости у своего Небесного Отца, а не отвергает стресс и затраты, связанные с детьми, чтобы максимально увеличить свою свободу и комфорт. Когда люди принимают боль и радость детей, а не используют аборты или противозачаточные средства просто для того, чтобы не допускать детей, ценность Христа сияет более заметно. Усыновление максимально далеко от мышления, которое отвергает детей как вторжение. Слава Богу за людей, готовых принять страдания — известные и неизвестные. Божья цена усыновления нас была бесконечно больше, чем любая цена, которую мы понесем, усыновляя и воспитывая детей.

2. Усыновление влекло (для Бога) и влечет (для нас)

правовой статус ребенка.

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от жены, рожденного под законом, чтобы искупить тех, кто был под законом, чтобы мы могли получить усыновление. И , потому что вы сыновья , Бог послал Духа Сына Своего в сердца наши, взывая: «Авва! Отец!» (Галатам 4:4-6)

Были правовые реалии, с которыми Богу приходилось иметь дело. Его собственная справедливость и закон требовали, чтобы мы были наказаны и изгнаны из Его присутствия за наши грехи. Требовалась праведность и требовалось наказание. Бог должен был удовлетворить свою справедливость и свой закон, чтобы принять грешников в свою семью. Он сделал это жизнью, смертью и воскресением Своего Сына Иисуса Христа.

Это означает, что статус сына по закону предшествовал опыту сошествия Духа, чтобы дать нам любовь сыновей. Мы юридически сыновья, прежде чем испытаем радость сыновства. Предметная работа нашего спасения (две тысячи лет назад на Голгофе) предшествует и обосновывает субъективный опыт нашего спасения Духом сегодня.

Так и с нашими усыновителями сегодня: юридические сделки предшествуют и подкрепляют рост семейных чувств. Если юридическая волокита кажется длинной и жесткой, имейте в виду, что эта лента еще не красна от вашей крови, но Иисус удовлетворил все юридические требования именно тем, что пролил свою кровь.

3. Усыновление было благословлено и благословлено Божьим излиянием

Духа сыновства .

Поскольку вы сыновья, Бог послал Духа Своего Сына в наши сердца, взывая: «Авва! Отец! » (Галатам 4:6)

Вы не получили духа рабства, чтобы впасть в страх, но получили Духа усыновления, которым мы взываем: «Авва! Отец!» Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. (Римлянам 8:15-16)

Бог не оставляет нас в состоянии пришельцев, когда усыновляет. Он не оставляет нас без чувства принятия и любви. Наоборот, он изливает Свой Дух в наши сердца, чтобы дать нам возможность почувствовать себя частью семьи. Что примечательно в этих двух текстах, так это термин абба . Это арамейское слово. Почему же тогда Павел использует его в транслитерации в этих двух посланиях, написанных по-гречески?

Ответ заключается в том, что именно так Иисус говорил со своим Отцом, несмотря на то, что практически никто в иудейской культуре не называл Бога этим милым словом abba . Это ошеломило учеников. Они держались за него как за драгоценный остаток самого голоса Иисуса на том языке, на котором Он говорил. В Евангелии от Марка 14:36 ​​Иисус находится в Гефсимании и молится: « Авва, Отец , для тебя все возможно. Уберите от меня эту чашу. Но не то, что я хочу, а то, что вы». Поэтому, усыновляя нас, Бог дает нам самого Духа Своего Сына и дарует нам чувство принадлежности к самой семье Божией.

По милости Божьей, в наших семьях Бог пробуждает в усыновленных детях привязанность к своим родителям, которая выходит далеко за рамки закона. Это глубоко личные и духовные связи. Усыновленные дети не делают вывод о том, что они наши дети, изучая документы об усыновлении. Дух, пронизывающий наши отношения, свидетельствует об этой реальности. Как и другие дети в семье, все они кричат: «Папа».

Слава Богу за то, что Он дал нам и юридическое положение как Своих детей и самого Духа Своего Сына, так что мы обнаруживаем, что говорим от сердца глубокого убеждения: «Авва, Отче».

4. Усыновление было (для Бога) и знаменуется (для нас)

нравственным преобразованием посредством Духа.

Все, водимые Духом Божьим, являются сынами Божьими». (Римлянам 8:14)

Бог не оставляет Своих детей без помощи нести нравственный образ семьи. Мы можем верить, что Его помощь будет с нашими детьми, когда мы приведем их к средствам благодати, которые Бог использует для пробуждения и преобразования Своих детей.

5. Усыновление принесло нам и дает нашим детям право быть

наследниками Отца .

Поскольку вы сыновья, Бог послал в наши сердца Духа Своего Сына, вопиющего: «Авва! Отец!» Так ты уже не раб, а сын, а если сын, то наследник по Богу . (Галатам 4:6-7)

Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии, а если дети, то и наследники — наследники Божии и сонаследники Христу , при условии, что мы страдаем с ним, чтобы мы могли также прославиться с ним. (Римлянам 8:16-17)

Обратите внимание, что в Галатам 4:7 говорится, что мы наследники «через Бога», а в Римлянам 8:17 говорится, что мы наследники «от Бога». В Послании к Галатам контекстом является обетование Авраама — через Бога, то есть через то, что Он послал своего Сына, чтобы искупить нас, мы являемся наследниками с Авраамом (хотя многие из нас — язычники!) его наследия, а именно мира (Римлянам 4:13). Но в Римлянам 8:17 контекст таков, что мы со Христом являемся наследниками всего, что есть у Бога, а именно всего. «Все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше, и вы Христовы, а Христос Божий» (1 Коринфянам 3:21).

Незадолго до того, как мы уехали в Англию в творческий отпуск, мы с Ноэлем пошли к адвокату и обновили наши завещания. Все мальчики женаты, и Талита — единственная законная «иждивенка». Многое изменилось с тех пор, как мы последний раз составляли завещания. Это было напоминанием нам, что она унаследует, как и сыновья. Она не из младшего приемного класса. Все наследуют вместе. Вот как это сделал Бог. Вот как мы это делаем.

6. Усыновление было (для Бога) и есть (для нас) серьезно

запланированным .

Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним. В любви предопределил он нас к усыновлению чрез Иисуса Христа, по изволению Своей воли, в похвалу славной благодати Своей, которою благословил нас в Возлюбленном. (Ефесянам 1:4-6)

Усыновление в уме Бога не было планом Б. Он предопределил нас для усыновления еще до сотворения мира. План А заключался в том, чтобы не было множества детей, которые никогда не грешат и никогда не нуждаются в искуплении. План А заключался в сотворении, падении, искуплении, усыновлении, чтобы Его усыновленные дети могли познать весь спектр Божьей славы, милости и благодати. Усыновление не было вторым лучшим. Это было запланировано с самого начала.

В нашей жизни есть что-то уникально ценное в рождении детей. Это хороший план. В усыновлении детей есть нечто иное, но и уникально ценное. Каждый имеет свою уникальность. Ваш выбор усыновить детей может быть последовательно вторым. Но не обязательно должен быть вторичный . Это может быть так же ценно и важно, как рождение детей. Бог может сделать усыновление и план А+ в нашей жизни.

7. Усыновление было (для Бога) и часто бывает сейчас (для нас)

из очень плохих ситуаций .

Мы . . . были по природе детьми гнева , как и все остальное человечество. (Ефесянам 2:3)

Бог не нашел нас, как брошенного подкидыша, закутанного на крыльце и неотразимо милого. Он нашел нас уродливыми, злыми и мятежными. Мы не были привлекательными. Мы не были бы легкими детьми, чтобы иметь дело с. И, что еще хуже, сам Бог разгневался на нас. Он ненавидит грех и бунт. Тогда мы были вдвойне «детьми гнева».

Это те, кого Бог преследовал в усыновлении. Поэтому все Божьи усыновления преодолели больший моральный и культурный барьер, чем любое из наших усыновлений. Расстояние между тем, кто мы есть, и тем, что есть Бог, бесконечно больше, чем любое расстояние между нами и ребенком, которого мы могли бы усыновить. Бог преодолел величайший культурный барьер, чтобы искупить и усыновить нас.

Учтите также, что, согласно Римлянам 9:4, люди, избранные Богом в Ветхом Завете, израильтяне, были усыновлены из ужасной ситуации. Они израильтяне, и им принадлежит усыновление , слава, заветы, дарование закона, поклонение и обетования». Но как было осуществлено это усыновление? Осия 11:1: «Когда Израиль был ребенком, Я любил его, и из Египта я назвал моего сына ». Они были рабами в Египте. Но не только это, они часто восставали против Бога. «Наши отцы, когда были в Египте, не думали о Твоих чудесах; они не вспомнили обилия твоей непоколебимой любви, но возмутились у моря, у Чермного моря» (Пс. 105:7).

Поэтому Бог пошел и взял из Египта сына, который был и порабощенным, и мятежным. Образец установлен: усыновление происходит не только из приятных, здоровых, безопасных и благоприятных ситуаций.

8. Усыновление означало (для всех христиан) и означает (для родителей-христиан), что

мы страдаем сейчас и переживаем славу позже .

Все творение вместе стонет в муках родов до сих пор. И не только творение, но и мы сами, имеющие начатки Духа , воздыхайте про себя, с нетерпением ожидая усыновления, искупления наших тел . (Римлянам 8:22-23)

Это кажется нам странным. Разве мы уже не усыновлены? Почему Павел говорит, что мы «ожидаем усыновления»? Да, нас уже усыновили. Когда Христос умер за нас, цена была уплачена, и когда мы доверяем Ему, мы законно и навсегда в семье. Но Божья цель усыновления состоит не в том, чтобы оставить кого-либо из Своих детей в состоянии стенаний и страданий. Он воскресил Иисуса из мертвых в новом теле и обещает, что частью нашего усыновления станет новое воскресшее тело, в котором больше не будет недостатков и стонов. Поэтому ждем полный опыт нашего усыновления — воскрешение наших тел.

Много воздыханий на пути усыновления на пути к полному спасению. Но итог славный. Это того стоит. «Я считаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении со славой, которая должна открыться нам» (Римлянам 8:18).

Особенно это актуально для родителей детей-инвалидов. Они знают «стон» этой жизни. У всех нас есть дети с какой-либо инвалидностью, и некоторые из нас доживут до глубокой старости и увидят, как наши дети стареют и умирают раньше нас. Другие увидят, как их дети погибнут на войне, в результате несчастного случая или болезни. Другие будут заботиться о ребенке-инвалиде, пока один из них не умрет. Все эти стенания — стенания надежды, потому что мы усыновлены Богом и предназначены для воскресения и вечного будущего здоровья, целостности и радости. Это того стоит.

***

Удочерение Талиты Рут

В заключение, возможно, вам будет полезно услышать о процессе, через который мы с Ноэлем прошли, принимая решение усыновить Талиту. Мы провели долгие часы и дни, размышляя и молясь о том, стоит ли усыновлять ребенка в 1995 году. Это было нелегкое решение. Мне было пятьдесят лет. Вот письмо, которое я написал Ноэлю, говоря «да».

Понедельник, 6 ноября 1995 г., 23:12

Дорогой Ноэль,

С уверенностью во вседостаточной благодати Божией в будущем я готов и горю желанием двигаться вперед с усыновлением Талиты Рут. Я хочу поблагодарить вас за то, что в эти годы, когда ваше сердце жаждало усыновить дочь, вы не приставали ко мне и не принуждали меня. Вы были удивительно терпеливы. Ты смоделировал веру в достаточность молитвы. Вы всегда выражали поддержку мне и моему служению, даже если мы никогда не усыновим. Вы были разумны во всех наших дискуссиях и изложили свое обоснование только тогда, когда вас спросили. Вы почтили мои опасения как достойные серьезного рассмотрения. Бог вложил в сердце Фиби желание позвонить по поводу этого ребенка, когда она это сделает, а не раньше, чем мы будем готовы.

Я больше, чем когда-либо, понимаю, что «ум человека обдумывает путь свой, но Господь направляет шаги его». Это решение не просто суммирование плюсов и минусов. Я бы обманывал себя, думая так. И все же я убежден, что это решение усыновить прославляет Бога больше, чем отказ от усыновления. С моей точки зрения, это путь, который «распространит страсть к верховенству Бога во всем на радость всем людям». Я верю, что это благословит Вифлеем и не помешает нашей работе там. Я верю, что это путь величайшей любви для наибольшего числа людей. И поэтому я уверен, что Бог доволен этим.

Я выбираю его без принуждения или с оговоркой обязательств. Я отказываюсь от всех мыслей о том, что, поскольку вы инициировали эту идею, вы будете нести вину за бремя, которое она принесет. Как и в случае с нашим выбором иметь детей, в первую очередь, с нашим выбором поехать в Германию и нашим решением покинуть Вефиль и стать пастором, существует общая и единая приверженность всему, чем Бог будет для нас на этом пути, включая любое «хмурое провидение», которое он собирается нам освятить. Я верю, что наши глаза открыты, хотя мы узнали, что ожидаемая зубная боль и испытанная зубная боль — это не одно и то же. Мы прошли достаточно, чтобы поверить, что грядущей Божьей благодати будет достаточно. Его милости обновляются каждое утро, и на этом новом пути нашей жизни будут милости для каждого веса и чуда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *