Краткая история Индии
Индия — государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных доминиона Индию и Пакистан. Однако нельзя забывать, что исторические и современные границы Индии различны, многие исторические области, некогда принадлежавшие Индии, сейчас входят в состав соседних государств.
Большое влияние на судьбу Индии оказали ее внешние границы. С одной стороны, Индия благодаря своим границам изолирована от внешнего мира. На северной, северо-западной и северо-восточной границах страны находятся горные хребты (Гималаи, Каракорум, Пурвачал), а с других сторон она омывается водами Индийского океана (Аравийское море, Бенгальский залив). Эта изолированность естественно отразилась на истории и культуре Индии. Исторический путь Индии уникален, а Индийская культура отличается самобытностью.
Тем не менее на территорию Индии издревле вели горные проходы, которые служили воротами в Индию как для торговых караванов, так и для армий завоевателей. В основном речь идет о северо-западной границе, где находятся такие горные перевалы как: Хайберский, Гомал, Болан, через которые с территории современного Афганистана в Индию пришли почти все завоеватели (арии, персы, Александр Македонский, Махмуд Газневидский, Мухаммед Гури, Бабур). Кроме того в Индию можно попасть с севера и северо-востока из Китая и Мьянмы.
Если говорить о морской границе Индии, то несмотря на ее большую протяженность, Индия никогда не считалась сильной морской державой. Это объясняется тем, что береговая линия слабо расчленена, поэтому естественных гаваней на побережье, где парусные суда могли бы укрыться от ветров, мало. В основном индийские порты расположены либо в устьях рек либо устроены искусственно. Трудности для мореплавателей создавали также мелководье и рифы у берегов Индии. Тем не менее попытки попробовать себя в роли мореплавателей индийцы все же предпринимали.
В истории и этнографии Индию традиционно делят на три физико-географические области: 1)Индо-Гангская равнина, 2)Деканское плоскогорье (Декан), 3) Дальний Юг.
Индо-Гангская равнина исторически является наиболее важной частью Индии, поскольку именно там всегда находились великие империи. Эта северная равнина делится на две части пустыней Тар и горами Аравалли. Западная часть орошается водами Инда, а восточная – Гангом и его притоками. Благодаря рекам почва здесь плодородная, что вело к процветанию местного населения. Именно здесь возникали великие цивилизации древности и средневековые государства. Именно Индо-Гангская долина больше всего подвергалась завоеваниям, пять решающих битв в индийской истории произошли на ее земле.
Индию можно назвать страной контрастов. Существует известная фраза «Индия – мир в миниатюре». Если говорить о климате, то в Индии он различается от сухих морозов Гималаев до тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии можно найти все три типа климата: арктический, умеренный и тропический. То же самое касается и осадков. В Индии есть очень засушливые места, такие как пустыня Тар, и с другой стороны самая влажная точка планеты — Черрапунджи.
Английский историк Смит называет Индию «этнографическим музеем», и не без причин. Индия музей культов, обычаев, вер, культур, религий, языков, расовых типов и различий. С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к разным расам (арии, персы, греки, тюрки и т.д.). В Индии проживает множество народностей, у всех у них собственные традиции, обычаи и языки. В Индии существует огромное разнообразие религиозных направлений. Сюда входят и мировые религии – буддизм, ислам, христианство; религии местного значения – сикхизм, джайнизм и множество других. Самой распространенной религией в Индии является индуизм, ее исповедует большинство индийского населения.
Индийская культура и история одна из древнейших на земле. По оценкам некоторых историков индийская история не уступает по древности историям Египта и Шумера. Хараппская цивилизация в долине Инда возникла приблизительно в 2500 г. до н.э. и просуществовала приблизительно тысячелетие, т е до 1500 г. до н.э. Большинство основных городов этой цивилизации располагались вдоль берегов Инда. Первые масштабные исследования ее начались в 1921 г. Название эта цивилизация получила по названию первого найденного крупного города. Второй наиболее известный и крупный город Индской цивилизации был Махенджо-Даро (Холм мертвых).
Этнический состав населения долины Инда и его корни до сих пор остаются загадкой. Хараппская культура была городской, причем все города были построены по единому плану. Индийцы той эпохи вели активную торговлю с другими странами, занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством. У них была письменность, которая, к сожалению, не расшифрована, поэтому эту культуру изучают по археологическим находкам. Причины упадка этой цивилизации до сих пор четко не определены, но скорее всего она связана с природными катаклизмами. Последние центры Хараппской культуры возможно пали от рук ариев, которые пришли в Индии приблизительно в 1500 г. до н.э.
Арии – это кочевые племена, которые вторглись в Индию с северо-запада, через Хайберский проход. Практически единственным источником наших знаний об этом периоде являются литературные памятники (Веды), археологические же данные очень скудны. У древних ариев не было письменности, и ведийские тексты передавались из уст в уста, позже они были записаны на санскрите. Период первых арийских поселений, который изучается по ведам, называется ведийский период. Характерной чертой ведийской эпохи является доминирование в жизни общества религии и ритуальных культов. Многие элементы из ведийской религии вошли в индуизм. Именно в этот период наметилось разделение общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Ведийская эпоха длилась до VI в. до н.э., до образования первых государств в долине Ганга.
VI в. – эпоха перемен. В этот период помимо появления первых государств, появились и новые религии, главные из которых Джайнизм и Буддизм. Буддийские и Джайнские тексты имеют не только сакральную ценность, но и историческую, поскольку информацию о государствах той эпохи мы в основном черпаем из них. По буддийским источникам в то время существовало 16 государств, которые постоянно воевали между собой. К IV в. до н.э. наметилась тенденция к объединению, количество государств уменьшилось, но политическую раздробленность преодолеть еще не удалось. Существующая политическая нестабильность в стране сделала Индию легкой добычей для Александра Македонского, который вторгся на ее территорию в 326 г. до н.э. Далеко в глубь страны великий завоеватель не пошел, он вынужден был покинуть страну, не дойдя до долины Ганга. Он оставил в Индии некоторые гарнизоны, которые позже ассимилировались с местным населением.
Магадха–Маурийская эпоха (IV в. до н.э. – I в.). После ухода Александра Македонского к правителям пришло осознание необходимости объединения, и лидером объединения стал правитель государства Магадха Чандрагупта Маурья (317 г. до н.э.) – основатель династии Маурья. Столицей Магадхи был город Паталипутра. Самым известным правителем этой династии был Ашока (268 — 231 гг. до н.э.). Он прославился как распространитель буддизма, политика его государства во многих аспектах также базировалась на религиозно-этических нормах буддизма. В 180 г. до н.э. Династию Маурьев свергла династия Шунгов. Это была слабая династия, и некогда великое государство Маурьев распалось.
До IV в. в. власть делили между собой кланы и племена. В 320 г. была основана новая династия Гуптов (IV – VI вв.), под их властью была создана обширная империя. Эпоха Гуптов – период расцвета, «золотой век» культуры Древней Индии. Наибольшим покровительством пользовались литература и архитектура. В VI в. империя Гуптов оказалась на грани распада и пала под натиском вторгнувшихся на территорию Индии кочевых племен (гунны).
После падения государства Гуптов в стране началась политическая раздробленность. Первым, кто после Гуптов попытался объединить страну в рамках единого государства, был Харша (Харшавардхан), он вступил на трон в 606 г. и правил до 646 г. Именно с него принято считать начало средневековой истории Индии. Столицей государства Харши был Канаудж. Он был правителем-просветителем. Покровительствовал литературе и науке, благосклонно относился к буддизму. У Харши не было сильных приемников, сразу после его смерти его государство распалось, и вновь последовал период политического распада. В условиях феодальной раздробленности индийские правители не смогли дать отпор новой угрозе – мусульманским завоеваниям.
Первыми из мусульман на территорию Индии вступили арабы. Арабы к своим завоевательным компаниям приступили после смерти Мухаммеда (632 г.). К VIII веку очередь дошла до Индии. В своих завоеваниях арабы ограничились территорией Синда. Основные их завоевания были связаны с именем Мухаммеда-ибн-Касима (712 г.). Их походы были грабительские, и арабы никаких коренных изменений в управление Индией не внесли, но они впервые организовали на территории Индии мусульманские поселения с отличной от традиционной индийской системой управления.
Следующим завоевателем был Махмуд Газневидский. Газна это княжество в Афганистане. Первый свой поход он совершил в 1000 г., и взял за традицию ходить в Индию каждый год. Последний свой поход он совершил в 1027 г. Постепенно Газна утратила свое политическое влияние, и ее правители уступили власть другому афганскому княжеству Гур. Правители Гура также не смогли обойти своим вниманием Индию, и возглавлял эти походы Мухаммед Гури. Первый поход он совершил в 1175 г., а последний в 1205 г.. Мухаммед Гури в качестве наместника в Индии оставил своего военачальника Кутб-уд-дин Айбека, который вскоре стал править как независимый правитель, и именно с него начинается эпоха Делийского султаната (1206-1526 гг.).
В Делийском Султанате было четыре династии: Гулямы (1206-1287 гг.), Хилджи (1290-1320 гг.), Туглаки (1320-1414 гг.), Сайиды (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг.). Султаны Дели свои военные кампании больше не ограничивали северо-западом страны, а вели их по всей территории Индии. Основная цель их внутренней политики сводилась к завоеваниям, административная система султанов Дели была разрозненной и плохо контролировалась. В период Делийского султаната Индия подверглась нападению монголов и вторжению Тимура (1398-1399 гг.). В 1470 г. Индию посетил русский купец Афанасий Никитин. Но он посетил не Делийский султанат, а одно из государств на Декане – государство Бахманидов. Закончилась история Делийского султаната в битве при Панипате 1526 г., когда победу над правителем из династии Лоди одержал Бабур. Он стал основателем империи Великих Моголов: Бабур (1526-1530 гг.), Хумаюн (1530-1556 гг.), Акбар (1556-1605 гг.), Джахангир (1605-1627 гг.), Шах Джахан (1627-1658 гг.), Аурангзеб (1658-1707 гг.), Поздние Моголы (1707-1858 гг.). Эта эпоха насыщена событиями как во внешней, так и во внутренней политике Индии. Военная стратегия Бабура, реформы Акбара, великие строения Шах Джахана, непримиримость Аурангзеба прославили мусульманских правителей Индии далеко за ее пределами.
Новая история Индии – это эпоха европейцев. Первыми, кто открыли путь в Индию, были португальцы. Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 г. Они обосновались на западном побережье страны (Гоа-Диу). Их власть всегда ограничивалась береговой линией, вглубь страны они не шли. Постепенно свои приоритеты они уступили голландцам, которые начали свою деятельность с 1595 г. Еще одним претендентом на индийские торговые владения были французы, которые пришли в Индию в 1664 г.
История английской Ост-Индской компании берет свое начало с 1600 г. Отправной точкой завоевания Индии англичанами принято считать битву при Плесси 1757 г., когда английский военачальник Роберт Клайв одержал победу над правителем Бенгалии Сирадж-уд-доулой. Завершилось установление британского владычества в Индии к 1856 г. Индия стала «жемчужиной» британских колониальных владений. Она была как сырьевой базой так и рынком сбыта для Великобритании.
Индийцы не готовы были мириться со своим положением, в стране вспыхивали восстания (Великое Сипайское восстание ( 1857 — 1859 гг.), организовывалось национально – освободительное движение. Лидеры движения за независимость такие как: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак, Винаяка Дамодар Саваркар придерживались разных взглядов на путь к освобождению. Великий мыслитель XX века Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди) считал, что путь к свободе лежит через «ахимсу» (ненасилие). Он пропагандировал, что бойкоты и бездействие гораздо эффективнее силовых и вооруженных методов борьбы.
20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Ричард Эттли объявил о готовности британского правительства предоставить Индии полную независимость самое позднее — к июню 1948 года. После переговоров со всеми заинтересованными сторонами и ряда согласований генерал-губернатор Индии Луис Маунтбеттен представил план раздела Британской Индии на два независимых государства: мусульманское и индуистское. На основе этого плана британский парламент разработал и принял Акт о независимости Индии, который получил королевское одобрение 18 июля 1947 г. В полночь 14/15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством.
15 августа 1947 г. – День независимости Индии. Первым премьер-министром Индии был Джавахарлал Неру. Раздел Индии, осуществленный по религиозному принципу, сопровождался многочисленными жертвами. Те регионы, где большинство населения составляли мусульмане отошли к Пакистану, а остальные к Индии. Спорной территорией до сих пор остается Кашмир.
Согласно Конституции, принятой в 1950 г., Индия является суверенной федеративной светской демократической республикой. До 1990-х гг. власть в стране принадлежала партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и клану Неру-Ганди. С 1990-х гг. Индия жила в условиях коалиционного правительства. На парламентских выборах 2014 г. решительную победу одержала Индийская народная партия (БДП), а на пост премьер-министра был избран Нарендра Моди.
See also:
Monographs and Papers
Monographs and Papers
Индийские танцы
Индийский танец – понятие более многогранное; это целый мир, неразрывно связанный с музыкой, пением, театром, литературой, религией и философией.
Центры изучения Индии в России
Где в России изучают Индию
Языки Индии
Индия — огромная страна, она сама по себе представляет собой целый мир, поражает разнообразие во всём, и языки — не исключение.
Зографские Чтения
Международная конференция «Зографские Чтения»
Изучение Древней Индии
Преподавание индийских языков и литературы в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 г, когда для чтения лекций по санскриту и сравнительному языкознанию был приглашен Р. Х. Ленц. (1808-1836), но систематическое изучение индийской филологии началось уже после создания Факультета Восточных Языков и открытия на нем кафедры индийской филологии (1958 г.).
Информационный индологический центр СПбГУ
Об Индийском информационном центре, контактная информация, область деятельности, цели.
История Индии, цивилизация долины Инда
До начала ХХ столетия считалось, что история Древней Индии начинается с прихода в неё с северо-запада воинственных кочевников — арийских племён, носителей архаичной ведической культуры, а то, что было до них — лишь первобытные примитивные племена, история которых покрыта мраком
india.spbu.ru
Краткая история Индии от древности до наших дней
Индия – страна в Южной Азии, которая всегда была известна своей высокой культурой и несметными богатствами, поскольку через неё проходило множество торговых путей. История Индии интересна и увлекательна, ведь это очень древнее государство, традиции которого практически не менялись на протяжении многих веков.
Древность
Бронзовый век
Примерно в III тысячелетии до нашей эры появилась первая индийская цивилизация, которая получила название Индской (или Хараппской).
Изначально среди ремёсел были развиты металлургия, строительство, мелкая скульптура. А вот монументальная скульптура, в отличие от Месопотамии или Египта, не получила развития. Активно велась внешняя торговля, например, со Средней Азией, Месопотамией, Шумером или Аравией.
Буддийский период
Примерно с середины I тысячелетия до нашей эры начинаются разногласия между представителями ведийской религии, которая на то время уже значительно устарела, и между кшатриями – сословиями правителей и воинов. Вследствие этого появилось множество новых течений, наиболее популярным из которых стал буддизм. История Индии гласит, что его основателем был Будда Шакьямуни.
Классический период
В этом периоде были окончательно сформированы религиозная, экономическая и общинно-кастовая системы. Эта эпоха характеризуется многочисленными вторжениями со стороны северо-западных государств и племён, например, Греко-бактрийского царства, кочевников.
История Древней Индии заканчивается династией Гуптов, во время правления которой наступил «золотой век» индийской цивилизации. Но этот период продолжался недолго. В четвёртом веке ираноязычные кочевники эфталиты создали своё государство, в которое вошла и Индия.
История Индии в Средние века
С десятого по двенадцатый век происходило исламское вторжение из Центральной Азии, в результате которого контроль над Северной Индией получил Делийский султанат. Через некоторое время большая часть страны вошла в состав Империи Великих Моголов. Тем не менее на юге полуострова оставалось несколько туземных королевств, которые находились вне досягаемости захватчиков.
Европейские колонии в Индии
С шестнадцатого века история Индии рассказывает о борьбе влиятельных европейских стран, в том числе Нидерландов, Португалии, Великобритании и Франции, за образование колоний на территории государства, так как все они были заинтересованы в торговле с Индией. Большая часть страны оказалась под контролем Англии, а точнее, Ост-Индской компании. В конечном итоге эта компания ликвидировалась, а Индия перешла под управление Британской короны в качестве колонии.
Национально-освободительная война
В 1857 году началось восстание против Ост-Индской компании, которое получило название Первая освободительная война. Однако оно было подавлено, а Британская империя установила практически над всей территорией колонии прямой административный контроль.
В первой половине ХХ века в Индии началось национально-освободительное движение, главой которого стал Махатма Ганди. С этого момента начинается история Индии как независимого государства. При этом она всё ещё входила в состав Британского содружества наций.
Современная история
В 1950 году Индия стала республикой.
В 1974 провела испытания ядерного оружия.
В 1988 году были проведены пять новых взрывов.
В 2008 произошла серия террактов в Бомбее (с 26 по 29 ноября).
fb.ru
Краткая история Индии в датах для школьников. Кратко и только основные события
Краткая история Индии
В глобальном масштабе территория современной Индии существовала и была заселена еще в межледниковый период, но свидетельств этого факта почти не сохранилось. В 3-м тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась Хараппская (Индская) цивилизация. Сразу после этого появилась Ведийская цивилизация — источник индуизма и многих других культурных аспектов страны.
С VI века до н.э. стали появляться независимые княжества и республики. Примерно в 2500 — 1500 гг. до н.э. земли современной Индии были завоеваны индо-арийскими племенами. В IV-II вв. до н.э. сформировалось первое государство, ставшее великой империей Маурьев. Наивысшего расцвета эта империя достигла при императоре Ашоке — человеке, распространившем буддизм и значительно расширившем территорию и население страны.
С годами влияние буддизма угасло, а в I веке н.э. индуизм вновь получил развитие. Из-за частых набегов со стороны Центральной Азии, государство было поделено на несколько царств, в том числе и Индо-греческое, Индо-парфянское, Индо-скифское. «Золотым веком» Индии считается период с III по VI вв. н.э., когда к власти пришла династия Гуптов. Именно в этот период были выработаны каноны национальной архитектуры, искусства, литературы.
Примерно с VIII века начались исламские вторжения, север страны постепенно был завоеван тюрками. После падения империи Маурьев появлялись новые, но недолговечные империи. С IX по XIII век была империя Чола со столицей в Танджавуре, с XIII по XVI век существовал Делийский султанат со столицей в Дели, а с XVI по XVIII век была Империя Великих Моголов.
Несмотря ни на что, туземные королевства все же не исчезли из Индии. Так, например, на юге страны сохранилась империя Виджаянагара. А после упадка империи монголов, на смену пришла Маратхская империя со столицей в Райгаде. Это государство было образовано на территории современного штата Махараштра в 1674 году.
Начиная с XVI века на разрозненные королевства стали покушаться некоторые европейские государства. Будучи заинтересованными в торговле на полуострове, британцы, французы, португальцы, датчане и голландцы мечтали установить свои колонии. В этом деле британцы оказались самыми удачливыми, и уже к середине XIX века большая часть страны оказалась под их контролем.
В этот период в Индии началось строительство первой железной дороги, появились чайные и хлопковые плантации, стали добывать уголь и железную руду. Начало XX века было ознаменовано затяжными мятежами и восстаниями за независимость. Одним из лидеров и идеологов этого движения был Махатма Ганди. В 1947 году Индия все же получила независимость от Британии, но была поделена на два отдельных государства — Индию и Пакистан.
см. также: Все краткие истории государств, городов, событий
Рефераты по истории
www.sdamna5.ru
Краткая история Индии от древности до совеременности
ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В 3 тыс. до н.э в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация — названная так по современному названию населенного пункта на левом берегу р. Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации.
Второй известный большой город этой цивилизации — Махенджо-Даро — находится на правом берегу Инда приблизительно в 400 км. от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней реки Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден еще один город, относящийся к это цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. В целом хараппская цивилизация занимала огромную даже по современным меркам территорию — протяженностью около 1500 км с севера на юг.
Мохенджо-Даро и Хараппа возникли предположительно в средине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во 2-м тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилилизация была, скорее всего, теократической, т.е.управлялась жрецами.
Оба города были построены по сходному плану — цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь более квадратного километра. Совершенно прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожженный кирпич чрезвычайно высокого качества.
Дома высотой в 2 этажа тоже строились по одному плану — вокруг прямоугольного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор.
В домах имелись комнаты для омовений — своеобразные «ванны» с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами.
В Мохенджо-Даро открыт один из древнейших в мире бассейн для купания размером около 11 Х 7 м.
В Хараппе севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище размером 45 Х 60 м. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, собаки и различные домашные птицы.
К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как храм.
Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около 270 знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать пока не удалось.
Около 1500 г. до н.э происходит мощное землетрясение, уничтожившее множество городов Хараппской цивилизации, а всед за этим в долину Инда вторгаюся завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установившегося мнения, были ли это уже арийские племена, или более ранние завоеватели.
АРИИ
Существуют многочисленные теории происхожения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можна сказать, что около 2000 г.до н.э где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в легкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.
В начале 2 тыс. до н.э из-за какой-то причины(перенаселенность? засуха?) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.
Проникновение ариев в Индию не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры — поэтические эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного более раньше — около 6000 тыс. лет до н.э, т.е когда арии еще жили на своей прародине).
Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. Лошадь также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.
Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (касты). Семья, которая была основной единицей арийского общества — строго патриархальной, брак — моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).
Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготоваливали из нее оружие и орудия труда (следует отметить, что древние медные копи найдены еще на предполагаемой прародине ариев).
ПОЗДНЕВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-и веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают,что «Махабхарата» И «Рамаяна» отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь еще слишком много загадок — и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.
ЭПОХА БУДДЫ. МАГАДХО-МАУРИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э одному из них — Магадхи — удается создать по сути первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн Ганга и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.
Около 326 г. Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.
После смерти Александра одному из военачальников Александра Селевк Никатор в 305 г. до н.э вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.
Примерно в 269 г. до н.э. имератором становиться Ашока — впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам, Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно инным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя политика. Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей — охоту — на паломничесвто к буддийским святыням.
Согласно традиции благодаря сыну(брату?) Ашоки — Махендра (Махинда) произошло обращение Шри Ланки в буддизм.
Император Ашока умер около 232 г. до н.э, по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50 лет правили Индией.
ЭПОХА НАШЕСТВИЙ
В 183 г. до н.э. власть в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуистской религии. Происходит постепенная «эррозия» Маурийского царства — от него отходят и становитятся независимыми многие княжества.
В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в серверо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.
Во 2-м в. до н.э орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили ее, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов(саков, шаков) распостранилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индиии, — Мауэс( 80 г. до н.э.?).
В 1 в. н.э Кунджулы Кадзива из племени юэчжей кушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией,а а затем ему удется захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей — Канишке, удается сконцетрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до Варанаси). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.
Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 в., когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо-западная Индия попадает под иранское влияние.
В 1 в. до н.э — 4 в. н.э на Деканском полуострове возникают несколько новых царств (Орисса, царство Сатаваханов) просуществавших несколько сотен лет.
На юге Индии в Тамилнаде в это период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаюся на о. Ланку и на некотрое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.
ЭПОХА ГУПТОВ
В 320 г. н.э. в истории Индии появляется Чандра Гупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи.
При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создается великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам(потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удается поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. Чандра Гупта II окончательно побеждает шаков.
В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников , известных из византийских источников под именем гуннов.
Его сыну Сканлагупте(около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.
В конце 5 в. гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгоняте гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.
Воследствии Харша (606-647 гг.) из боковой ветви династии Гуптов восстанавливает контроль над значительной частью империи от Гуджарата до Бенгалии.
После смерти Харши начинается великая смута. — непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.
В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.
Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 под Пешаваром. К 1027 г. Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.
ЭПОХА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ
Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из ее представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военначальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил Бихар, затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начало 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущеник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату(1206-1526). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов(1206-1290), Хильджи, (1290-1320), Тугхлака (1320-1413), Сайидов(1414-1451), Лоди (1451-1526). Во время правления Мухаммеда Туглака удалось завоевать практическу всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.
В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16 в. в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.
В 15-16 вв. в Южной Индии существовали индуистская Виджаянагарская империя и мусульманская империя бахманидов.
В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на ее западном побережье.
В начале 16 в. на обломках Делийского султаната начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разномил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.
Первоначально имерия Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джамны, но уже при внуке Бабура Акбаре(1556-1505) была завоевана вся Северная и Центральная Индия и Афганистан.
Во времена правления сына Акбара Джахангира(1605-1627) в Индию прибыл первый английский посол.
Внук Акбара Шахджахан (правил 1628-1658) перенес столицу из Дели в Агру.
Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707) взошел на трон, заточив отца в Красном форте г. Агра. После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.
ПРИХОД ЕВРОПЕЙЦЕВ
Васко-да Гама, первый европеец, москки путем добравшийся в Индию, высадился в районе современного города Калькутта в 1498 г.
В 1600 г. была основан английская Ост-индийская компания. Первый ее корабль прибыл в Индию в 1608 г.
В 1613 г. компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.
В 1640 г. Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного горда Мадраса заложен форт Святого Геогрия.
В 1668 г. на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров Бомбей, где основывается фактория.
В 1690 г. на месте деревушки, переданой Компании, основана Калькутта.
Постепенно Ост-Индийская Компания устанавливает контроль над всей дельтой Ганга.
В результате нескольких англо-майсурских войн в 1799 г. присоединяется Майсур и Хайдерабад в Южной Индии. В начале 19 в. завоевана Махараштра, в 1829 г.- Ассам, 1843 г. — Синд, в 1849 г. — Пенджаб. К средине 19 в. практически вся Индия оказалась под властью британской короны.
В 1857 г. вспыхивает мощнейшее сипайское восстание(сипаи — индийцы, служившие в англо-индийской армии), получившее название Первой войной за независимость Индии. Восстание было подавлено, но Британия пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индийская компания была ликвидирована, а Индия стала владение(колонией) Британской империи.
Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 г. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была принять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы — Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточне районы Индии. Позже (в 1971 г.) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство Бангладеш.
НЕЗАВИСИМАЯ ИНДИЯ
26 января Индия стала независимой суверенной республикой.
В 1951 г. в стране прошли первые всеобщие выборы.
В 1954 г. Индия присоединила к себе французскую колонию Пондишери.
В 1961 г. Индия стала одним из основателей движения неприсоединения. В этом же году к Индии были присоедены португальские колонии Гоа, Даман, Диу.
Автор и источник публикации:
автор неизвестен, материал был сохранен с indiaonline.ru/history.shtml (сайт уже не работает)
indonet.ru
Краткая история Индии
Древнейший период
Первые следы пребывания на территории Индии (палеотические рубила соанской культуры в Пенджабе) относятся ко второму межледниковому периоду более чем 100 тысяч лет назад. На юге Индии приблизительно в это же время также существовала культура, получившая название мадрасской. Колыбели всей индийской — долины Ганга, как предполагают, в то время не существовало — там было мелководное море. Древнейшие свидетельства оседлых земледельческих культур — поселения — открыты в Белуджистане и Синде и датируются 4 тыс. до н.э. В те времена климат Индии, особенно в Северо-Западной части был существенно другим — более влажным. Весь бассейн Инда был покрыт лесами; ныне почти безводный Белуджистан орошали полноводные реки, что давало возможность существовать многочисленным земледельческим племенам. Обитатели поселений жили в домах из сырцового кирпича, изготовляли керамику высокого качества и уже использовали металл. Их религиозные воззрения были во многом схожи с верованиями других земледельческих общин Ближнего и Среднего Востока, связанные с культом плодородия и Богини-матери.
Хараппская цивилизация
В 3 тыс. до н.э. в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация — названная так по современному названию населѐнного пункта на левом берегу реки Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации. Второй известный большой город этой цивилизации — Махенджо-Даро — находится на правом берегу Инда приблизительно в четырѐхстах километрах от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней реки Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден ещѐ один город, относящийся к этой цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. Хараппская цивилизация занимала огромную территорию протяжѐнностью около тысячи пятьсот километров с севера на юг.
Махенджо-Даро и Хараппи возникли предположительно в середине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во втором тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилизация была, скорее всего, теократической, т.е. управлялась жрецами.
Оба города были построены по сходному плану — цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь, более квадратного километра. Прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожжѐнный кирпич чрезвычайно высокого качества.
Дома высотой в два этажа тоже строились по одному плану — вокруг прямоугольного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор. В домах имелись комнаты для омовений — своеобразные «ванны» с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами. В Махенджо-Даро открыт один из древнейших бассейнов для купания.
В Хараппи севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, собаки и различные домашние птицы. К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как храм.
Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около двухсот семидесяти знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать, пока не удалось.
Около 1500 года до н.э. произошло серьѐзное землетрясение, уничтожившее множество городов Хараппской цивилизации, а вслед за этим в долину Инда вторглись завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установившегося мнения, были ли это уже арийские племена, или более ранние завоеватели.
Арии
Существуют многочисленные теории происхождения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можно сказать, что около 2000 г. до н.э. где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в лѐгкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.
В начале 2 тыс. до н.э., из-за какой-то причины (перенаселѐнность, засуха) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.
Проникновение ариев в Индию не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры — поэтические эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного раньше — около 6000 тыс. лет до н. э., т. е. когда арии еще жили на своей прародине).
Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. Лошадь также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.
Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (касты). Семья, которая была основной единицей арийского общества — строго патриархальной, брак — моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).
Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготавливали из неѐ оружие и орудия труда (древние медные копи найдены ещѐ на предполагаемой прародине ариев).
Поздневедийский период
Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-ти веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают, что «Махабхарата» и «Рамаяна» отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь ещѐ много загадок — и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.
Эпоха Будды. Магадхо-маурийское государство
В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе, как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э. одному из них — Магадхи — удаѐтся создать, по сути, первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн Ганга и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.
Около 326 года Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.
После смерти Александра одному из военачальников Александра, Селевк Никатор в 305 году до н.э. вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.
Примерно в 269 г. до н.э. императором становиться Ашока — впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам,
Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно иным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя политика. Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей — охоту – на паломничество к буддийским святыням.
Согласно традиции благодаря сыну (или брату) Ашоки, Махендра (Махинда) произошло обращение Шри-Ланки в буддизм.
Император Ашока умер около 232 г. до н.э., по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50-ти лет правили Индией.
Эпоха нашествий
В 183 г. до н.э. власть, в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуисткой религии. Происходит «эрозия» Маурийского царства, от него отходят и становятся независимыми многие княжества.
В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в северо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.
Во втором веке до н.э., орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили еѐ, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов (саков, шаков) распространилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индии, Мауэс (80 г. до н.э.)
В 1 в. н.э. Кунджулы Кадзива из племени юэчжейкушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией, а затем ему удаѐтся захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей Канишке, удаѐтся сконцентрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до Варанаси). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.
Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 века, когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо-западная Индия попадает под иранское влияние.
В 1 в. до н.э. — 4 в. н.э. на Деканском полуострове возникают несколько новых царств (Орисса, царство Сатаваханов) просуществовавших несколько сотен лет.
На юге Индии в Тамилнаде в этот период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаются на о. Ланку и на некоторое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.
Эпоха Гуптов
В 320 г. н.э. в истории Индии появляется ЧандраГупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи. При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создаѐтся великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам (потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удаѐтся поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. ЧандраГупта II окончательно побеждает шаков.
В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников, известных из византийских источников под именем гуннов.
Его сыну Сканлагупте (около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.
В конце пятого века гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгонят гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.
Впоследствии Харша (606-647гг.) из боковой ветви династии Гуптов восстанавливает контроль над значительной частью империи от Гуджарата до Бенгалии.
После смерти Харши начинается великая смута, непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.
В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.
Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 году под Пешаваром. К 1027 году Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.
Эпоха Великих Моголов
Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из еѐ представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военачальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил Бихар, затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начала 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущенник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату (1206-1526 гг.). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов (1206-1290 гг.), Хильджи, (1290-1320 гг.), Тугхлака (1320-1413 гг.), Сайидов (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг). Во время правления Мухаммеда Тугхлака удалось завоевать практически всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.
В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16-го века в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.
В 15-16х. веках в Южной Индии существовали индуисская Виджайнагарская империя и мусульманская империя бахманидов.
В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на еѐ западном побережье. В начале 16-го в., на обломках Делийского султаната, начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разгромил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.
Первоначально империя Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джанмы, но уже при внуке Бабура Акбаре (1556-1505 гг.) была завоѐвана вся Северная и Центральная Индия и Афганистан.
Во времена правления сына Акбара Джахангира (1605-1627 гг.) в Индию прибыл первый английский посол.
Внук Акбара Шахджахан (правил с 1628 по 1658 гг.) перенѐс столицу из Дели в Агру.
Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707 гг.) взошѐл на трон, заточив отца в Красном форте г. Агра. После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.
Приход европейцев
Васко да Гама, первый европеец, морским путѐм добравшийся в Индию, высадился в районе современного города Калькутта в 1498 году.
В 1600 году была основана английская Ост-индская компания. Первый еѐ корабль прибыл в Индию в 1608 году.
В 1613 году компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.
В 1640 году Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного города Мадраса заложен форт Святого Георгия.
В 1668 году на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров Бомбей, где основывается фактория.
В 1690 году на месте деревушки, переданной Компании, основана Калькутта.
Постепенно Ост-Индская Компания устанавливает контроль над всей дельтой Ганга. В результате нескольких англо-майсурских войн в 1799 г. присоединяется Майсур и Хайдерабад в Южной Индии. В начале 19 в. была завоевана Махараштра, в 1829 г. Ассам, в 1843 г. Синд, в 1849 г. Пенджаб. К средине 19-го века практически вся Индия оказалась под властью британской короны.
В 1857 году вспыхивает мощнейшее сипайское восстание (сипаи — индийцы, служившие в англо-индийской армии), получившее название Первой войной за независимость Индии. Восстание было подавлено, но Британия пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индская компания была ликвидирована, а Индия стала колонией Британской империи.
Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 года. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов, оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была приять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы — Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточные районы Индии. Позже (в 1971 году) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство Бангладеш.
Независимая Индия
26 января 1950 года Индия стала независимой суверенной республикой.
В 1951 году в стране прошли первые всеобщие выборы.
В 1954 году Индия присоединила к себе французскую колонию Пондишери.
В 1961 году Индия стала одним из основателей движения неприсоединения.
В этом же году к Индии были присоединены португальские колонии Гоа, Даман, Диу.
www.ashram.ru
История Индии. Краткие тезисы :: SYL.ru
Страна Индия занимает весомое положение и на географической, и на исторической карте мира. Огромная держава сплотила на своей территории множество народов разного происхождения и мировоззрения. История Индии насчитывает несколько тысячелетий, это одна из самых древних стран мира, которая сохранила свою уникальность и свою собственную культуру.
Возникновение цивилизации
Древнейшие индийские поселения на территории Индии возникли около 9 тыс. лет назад. В те времена первобытные племена начинали обрабатывать землю и приручать скот. Поэтому первобытные люди предпочитали селиться вдоль рек, где они могли найти пресную воду и плодородную почву. В 3 тысячелетии до н.э. возникает первая индийская цивилизация, и на ее землях появляется первое государство. Главным городом древней страны был Хараппа. Бывшая столица Индии дала название древней культуре, поэтому эта цивилизация иногда называется хараппской. Жители древней страны имели свою культуру и письменность. Язык Индии того далекого времени ученые до сих пор не могут расшифровать.
Уже тогда возникли первые ирригационные сооружения, необходимые для орошения земель. История Индии тех веков упоминает о тесных отношениях жителей этой страны с другими азиатскими цивилизациям: Китаем, Ниневией, Шумерским царством. Закат Индского царства приходится на 16 век до н.э. Упадок был вызван, скорее всего, истощением земель и миграцией на земли Индии жителей других территорий.
Ведийская цивилизация
Индо-арийские племена, заселявшие земли Индии, привнесли в эту страну свою культуру и своих богов. Арийцы сформировали свое государство, ставшее империей Маурьев. В стране распространяется новая религия – ведизм. До нашего времени дошли значительные отрывки из священного произведения арийцев – Вед, в которых описывались обряды, песни и магические ритуалы арийских племен. Самым известным правителем того времени был Ашок – император, который принес в страну буддизм и значительно расширил территорию своей державы.
После смерти Ашока буддизм как религия постепенно терял своих сторонников, индийцы вернулись к поклонению древним богам. Частые набеги кочевников разрушили целостность страны, государство постепенно распалось на более мелкие княжества. В истории они остались как Индо-скифское, Индо-парфянское и другие княжества.
Золотой век Индии
Зарождение индийской культуры пришлось на 3-4 века нашей эры. Это время история Индии называет золотым веком индийской культуры, литературы, искусства. Индией правит династия Гуптов. Ее родоначальник имел незнатное происхождение, но сумел заключить брак с наследницей могущественного рода Личчхави. Его потомки оставили после себя грандиозные храмы и образовательные центры, развалины которых мы можем наблюдать до сих пор.
Исламское влияние
Начиная с середины 6 века н.э., на территорию Индии начали совершать регулярные набеги мусульманские кочевники. Начиная с 9 века, арабы постоянно стремились покорить индийские земли, но наталкивались на ожесточенное сопротивление раджпутских княжеств. Тем не менее, влияние ислама неуклонно росло, и захватчики постепенно отхватывали себе все новые куски индийских территорий, на которых позднее распространила свое влияние Империя Великих Моголов. Иногда под угрозой уничтожения, иногда с помощью подкупов индийцы принимали новую религию и образовали несколько государств. Наиболее известным были Делийский султанат со столицей в г. Дели.
В 18 веке Империя Моголов теряет свое влияние, и богатые индийские земли привлекают к себе влияние предприимчивых европейцев. Франция, Великобритания, Португалия и Голландия образовывали свои колонии. В этом процессе больше всего преуспели англичане, и к началу 19 века большую часть индийских территорий контролировала крупнейшая коммерческая структура того времени – Ост-Индская компания.
Британское владычество
Завоевание Индии изменило не только политические условия страны. Изменился не только язык Индии, но и ее социально- экономические основы. В отличие от всех прежних завоевателей, которые рассматривали захваченные территории как свою собственность, британские чиновники рассматривали Индию всего лишь как средство выкачки средств и быстрого обогащения. Огромные богатства вывозились кораблями. Даже простые солдаты возвращались домой, набив карманы драгоценными камнями. Жесткое отношение и стандартизированная система налогообложения обескровили индийское крестьянство. В богатейшей стране поднимались голодные бунты. Один из них, происшедший в Бангладеше в 1770 году, унес 10 млн. жизней.
Неудивительно, что история Индии рассматривала британское владычество как тяжкий, непосильный гнет и неоднократно пыталась избавиться от этой зависимости. Начало 20 века ознаменовалось длительными мятежами и восстаниями, которые в конце концов принесли свои плоды. В 1947 году Индия обрела независимость и стала самостоятельным государством.
www.syl.ru
История Индии – Арриво
Доарийский период истории Индии
Археологические свидетельства позволяют отнести древнейший период истории Индии к VII тыс. до н. э., когда в долинах рек Инд и Сарасвати появляются первые общины неолитических земледельцев и скотоводов.
В III тыс. до н. э. дравидские аборигены создали свою первую цивилизацию, которая в наше время получила название Хараппской (Индской), по крупнейшему поселению, раскопанному в начале ХХ в. на территории современного пакистанского Пенджаба. Несмотря на высочайший для того времени уровень развития материальной культуры (монументальное строительство, металлургия, международная торговля), к XVIII–XVII века до н. э. Хараппская цивилизация пришла в явный упадок. Главные города (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал) были заброшены, а население массово переселилось на юг и восток субконтинента.
Индия фото – Мохенджо-Даро (реконструкция) | Индия фото – письменность Хараппы |
Ведический период истории Индии
Падение Хараппской цивилизации ускорило вторжение в регион кочевых племен ариев, которые находились ниже по уровню материальной культуры, но были весьма воинственны и без труда покорили Северную Индию. С вторжением ариев в истории Индии начался ведический период, названный так по системе священных гимнов – Вед, составлявших основу духовной культуры захватчиков и заложивших основу современного индуизма. Язык ариев (родственный языку иранцев и древних славян) со временем дал жизнь санскриту – языку классической индийской культуры, из которого появился современный государственный язык Индии – хинди.
К VI веку до н. э. арийские кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни, образовав на покоренных территориях 16 мелких царств – Махаджанападов, наиболее могущественным из которых стала Магадха. В этот же период с разницей в 36 лет появились на свет Сиддхартха Гаутама (Будда) и Вардхамана (Махавир), ставшие основателями 2-х крупнейших религиозных учений Востока – буддизма и джайнизма. К концу VI в. до н. э. часть земель на Северо-Западе Индии вошла в состав империи иранских царей из империи Ахеменидов.
Древнее время
В 327-325 гг до н. э. Александр Македонский совершил завоевательный поход в Северо-Западную Индию и присоединил часть территорий к своей разрастающейся империи. На волне борьбы с греческими захватчиками в 317 до н.э. Чандрагупта из рода Маурьев возглавил освободительное восстание племен Пенджаба и изгнал остатки греко-македонских войск из их индийских сатрапий.
В 321 до н.э. Чандрагупта основал первую в истории Индии империю Маурья, в которую вошли земли долин Инда и Ганга, а позже захваченные территории государствах Камбоджа, Гандхара и часть земель в Восточном Иране. При императоре Ашоке, захватившем в 268 г до н. э. власть и наследников Чандрагупты, государство Маурьев достигло вершины своего могущества, став одним из крупнейших в Азии. Ашока проводил уникальную политику религиозной терпимости. Особым его покровительством пользовалась буддистская община, что вызвало недовольство его ближайшего окружения и отстранение его от власти.
Приемникам Ашоки не удалось удержать империю от распада, и в 180 г. до н. э. последний из Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим новую династию Шунгов.
Индия фото – войны Кушан (реконструкция) | Индия фото – искусство Гуптов |
В середине II в. до н. э. начинается период вторжения в Северную Индию войск из Греко-бактрийского царства (территория современного Афганистана), ранее отколовшегося от эллинистического государства Селевкидов. После похода 180 г. до н. э. правитель греко-бактрийцев Деметрий смог вырвать значительную часть территорий из слабеющих рук Шунгов и основать там Индо-греческое царство. Официальный религией Индо-греческого царства стал буддизм. В I веке до н. э. в результате вторжения в Северную Индию различных кочевых племен там поочередно возникли Индо-скифское и Индо-парфянское царсва.
Начиная со II в. до н. э., в соседней с Индией Бактрии к власти приходят кушанские племена, правители которых начинают постепенное завоевание индийских земель. В 68 г. н.э. царь Куджула Кадфиз основывает Кушанскую империю, которая вскоре захватывает значительные территории в Северной и Восточной Индии. Зенита своего могущества Кушанская империя достигла при царе Канишке, расширившем ее границы до земель Центральной Индии. При Канишке Кушанское государство встало в один ряд с крупнейшими империями древнего мира – Римской, Китайской и Парфянской. В III веке империя Кушанов распалась под воздействием внутренних противоречий и внешним натиском войск персидского царства Сасанидов.
Последней могучей державой в древней истории Индии стала империя Гуптов, основанная царем Шри-Гуптой в 240 г. н.э.. При царе Чандрагупте II Викрамадитье, который начал править в 320 г. н. э., государство Гуптов достигает своего наивысшего могущества. Это время, названное «золотым веком Гуптов», стало периодом невиданного расцвета индийской культуры и науки. В IV веке империя Гуптов была сокрушена вторжением кочевников из племени гуннов-эфталнтов, которые создали на ее обломков несколько мелких княжеств.
Средние века в Индии
Средневековая история Индии началась со вторжения в середине VIII в. н.э. мусульманских завоевателей тюркского происхождения из Средней Азии. На захваченных землях Северной и Центральной Индии мусульмане основали могущественный Делийский султанат, который существовал с X по XII века н.э..
Индия фото – Бабур ведет войско в бой |
Новая мощная волна завоевателей хлынула на земли Индии также из Средней Азии. Потомок легендарного монгольского полководца Тамерлана Бабур занял сначала Кабул, а оттуда в 1518-1524 совершил ряд успешных набегов на Индию. В 1526 г. Бабур наголову разгромил войска Делийского султаната, а год спустя победил объединенное войско раджпутов, создав на завоеванных землях государство, позже вошедшее в историю под именем империи Великих Моголов. Завоевания Бабура продолжили его великие приемники – Акбар и Джахан, которые расширили и укрепили власть Великих Моголов над большей территорией Индии.
Колониальный период истории Индии
Начиная с XVI века, в Индии начинают активно действовать торговые представители Португалии, Нидерландов, Франции и Великобритании, заинтересованных в установлении контроля над торговлей с Европой. Это соперничество в итоге выигрывает Британская империя, создавшая в 1600 г. могущественную Ост-Индскую компанию. Компания надежно закрепилась в Бенгалии и вскоре вытеснила конкурентов с территории Индии.
С середины XVIII в. в империи Великих Моголов начинаются процессы распада. Наследники Великих Моголов ведут опустошительные междоусобные войны, а наместники провинций начинают отделять от единого государства крупные области. К этим обстоятельствам добавилась военная агрессия со стороны соседней Персии и южноиндийского государства Маратхов.
Англичане умело воспользовались внутренними противоречиями индийских государств. К 1856 году они низложили последнего Великого Могола Бахадур-шаха и установили практически полный контроль Британской Ост-Индской компании над Индостаном.
Индия фото – казнь восставших сипаев | Индия фото – Мохатма Ганди |
В 1857-59 гг. по стране прокатилось восстание сипаев (наемных солдат, набранных из индусов) – первая попытка народно-освободительной войны жителей Индии против английских колонизаторов. Восстание было жестоко подавлено, но послужило причиной ликвидации Ост-Индской компании и введения прямого королевского правления в Индии.
Первая половина ХХ в. стала временем начала национально-освободительного движения в Индии. Деятельность партии Индийский национальный конгресс и Махатмы Ганди привела к тому, что Индия смогла получить независимость от Великобритании ненасильственным путем 15 августа 1947 года. Уходя, коварные англичане разделили «жемчужину Британской империи» на 2 государства – Индию и Пакистан, населенные преимущественно индусами и мусульманами. Это сразу же привело к кровавым столкновениям на религиозно-этнической почве, которые продолжались весь остаток ХХ в..
Современный период истории Индии
Современная история Индии началась 26 января 1950 г. с принятия новой конституции и установления республиканского правления. Став независимой Индия приняла курс на становление демократического государства и экономических реформ.
История Индии в качестве независимого государства была омрачена четырьмя пакистано-индийскими войнами (1947-49, 1965, 1971, 1999), в ходе которых большая часть спорного Кашмира осталась за Индией, а от Пакистана отделилось независимое государство Бангладеш. В 1962 г. имел место вооруженный пограничный конфликт Индии и Китая из-за спорных территорий между Тибетом и Кашмиром. В 1974 г. Индия произвела первое испытание ядерного оружия, присоединившись к сильнейшим державам на планете.
Индия фото – мирный договор в войне с Пакистаном | Индия фото – парад в честь Дня Независимости |
История Индии в XXI в. характеризуется бурным ростом экономики, к чему привели успешные реформы 1991-1996 гг.. Сегодня Индия входит в группу так называемых стран БРИКС (куда помимо нее входят Бразилия, Россия, Китай и ЮАР), где ее специализацией являются интеллектуальные ресурсы. Хотя такие проблемы, как неконтролируемый рост численности населения, загрязнение окружающей среды, межрелигиозные распри и угроза терроризма тормозят развитие страны, Индия неуклонно стремится занять достойное место в числе ведущих мировых держав.
www.arrivo.ru