Искусство древнего египта доклад 5 класс – Доклад на тему Искусство Древнего Египта сообщение по истории 5 класс

Содержание

Доклад на тему Искусство Древнего Египта сообщение по истории 5 класс

Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени. Свои дворцы египетские фараоны строили из не особенно прочных материалов, поэтому они практически не сохранились, но сохранились трапециевидные усыпальницы – мастабы, скальные гробницы и означенные ранее пирамиды.

Помимо этого следует отметить храмы. Которые воздвигались в период Нового царства, такими являются Карнакский и Луксорский, которые имеют характерные колонные дворы и огромные залы. Стены этих конструкций изобилуют рельефами и множеством иероглифов.

Скульптурное искусство развивалось довольно активно, но по большей части оно склонялось к монументальности. Характерным примером является громада Сфинкса в Гизе.

Скульптуры являлись частью религиозной культуры, с которой были тесно связаны. Согласно египетской религии, каждый человек обладал семью ипостасями души, и одна из таких ипостасей могла переходить в изображение, в том числе и статую. Поэтому огромные статуи фараонов имели в том числе и существенное культовое значение, в качестве примера вспомним гигантскую статую Рамзеса Второго.

Отличительной особенностью изображения людей на плоскости является стандартизация всех образов, которые предлагаются сугубо в профиль, но при этом лицо всегда повернуто одним глазом, смотрящим на зрителя. Также человеческие фигуры даются как бы в полоборота, где грудь и плечи, тоже разворачиваются к смотрящему. На самом деле такая особенность обуславливается совсем не неумением египетских художников рисовать, просто существовала многовековая традиция, согласно которой на плоскости изображались только видимые взглядом части зрительного поля.

Отдельная традиция существовала для изображения фараонов, которые запечатлевались в неподвижной и величественной позе с небольшой полуулыбкой. Помимо этого устранялись любые физические недостатки и иногда фигуры немного увеличивали для того чтобы указать на значимость по сравнению с остальными изображаемыми.

Сообщение 2

В V тыс.лет. до н.э. долина Нила стала местом основания первых государств рабовладельческого строя. Конец IV тыс.лет. до н.э. пришелся на создание царства с центром в городе Мемфисе, что на левобережье Нила. Жизнь государства была обособленной. В 2800гг. до н.э. там правил фараон Хуфу (ныне называемый Хеопсом). Его стремления заключались лишь в том, чтобы обогатиться. На плодородных берегах Нила работал трудолюбивый народ. Большая часть урожая сдавалась сборщикам царя. В птичниках и скотных дворах фараона содержалось несчетное поголовье животных и птиц. Фараоны владели рудниками и каменоломнями, в их руках была неограниченная власть. Так, закабалив сельское население, фараон решил прославить себя, создав самую высокую в царстве гробницу.

Изолированная от всего мира египетская цивилизация не меняла свой уклад в течение 3 тыс.лет. Ввиду отсутствия конкуренции методы добычи и обработки камней не изменялись. Поэтому гробница фараона, выстроенная, как и другие, в форме пирамиды, не отличалась изысканностью, но поражала своей грандиозностью. 100 тыс.человек было пригнано на ее сооружение. Работали они впроголодь, умирающие от истощения заменялись новыми. Строительство пирамиды Хеопса высотой в 147м продолжалось в течение 30 лет. В результате Хеопс добился, чего хотел, но страна была разорена.

В Древнем Египте особое внимание уделялось литературе. Но древнеегипетские летописцы описывали лишь события, приятные для фараонов и приближенных к ним лиц. Надписи на папирусных свитках, камнях, или коже несут информацию о победах в войнах, окончании строительства святилищ и гробниц – обо всем, кроме народного негодования. Летописцы рисуют бедный народ покорным и безропотным, подставляющим спины под розги «солнечного сына» – так официально назывался египетский фараон.

В XXI-XVIII вв. до н.э., после разделения Египта на отдельные области, власть забрали фиванские правители. Их пирамиды более скромные и отличаются меньшим размером. В этот период получило распространение ювелирного дела.

В XII-XI вв. до н.э. возведение пирамид прекратилось, гробницы были перенесены в скалистые ущелья. Архитектура Египта была направлена на строительство храмов. В этот период появились святилища Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Помещения имели довольно сложное решение, в них можно было заблудиться.

В Древнем Египте наряду с архитектурой и литературой уделялось внимание театру. Главными действующими лицами представлений являлись мифические герои – бог загробного мира Осирис и его жена Исида. Тема была одна – война тьмы и света. В качестве актеров выступали жрецы, а иногда – фараоны.

5, 8 класс

Картинка к сообщению Искусство Древнего Египта

Популярные сегодня сообщения и доклады

  • Доклад на тему Брюхоногие моллюски сообщение 7 класс

    Практически все брюхоногие имеют раковину закрученного типа. Но, так же есть представители вообще не имеющие раковины. К таким относится, например, слизняк.

  • Доклад на тему Горькие продукты

    Горькие продукты редко пользуются популярностью и спросом среди населения. Однако врачи утверждают, что именно в горьких продуктах много пользы. В Древней Греции ученые говорили, что вылечить

  • Доклад на тему Профессия юрист сообщение

    На данный момент в нашем цивилизованном и развитом обществе существует множество интересных и увлекательных профессий, среди которых найдётся занятия даже для самого уникального и необычного

  • Доклад на тему Мавзолей в Галикарнасе сообщение

    Одним из чудес света является Галикарнасский мавзолей, который располагается на территории современного турецкого города Бодрум. Ранее тут располагалось царство Кария и город Галикарнасс, кот

  • Доклад на тему Прыжки сообщение

    Современный спорт сейчас очень тяжело представить без такого вида упражнений, как прыжки. Они являются одной из главных частей всех олимпиад.

  • Доклад сообщение Вредные привычки

    Каждый человек имеет вредные привычки. Что же это такое? Вредными называют те привычки, которые мешают человеку нормально жить, становясь своеобразной навязчивой идеей.

doklad-i-referat.ru

Искусство Древнего Египта

МКОУ КГО «СШ №2 города Теберды имени М.И.Халилова»

РЕФЕРАТ

по истории

на тему:

«Искусство Древнего Египта»

Ученица 5 класса

Байчорова Каралина

Учитель:

Кодинцева А.Н.

«Искусство Древнего Египта»

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». И не случайно древние греки так называли эту страну, и сейчас в современное время людей поражает Египет своей необычной: архитектурой, скульптурой, живописью. И в первую очередь – это величественные пирамиды. Ни в одной другой стране мы не встретим такие сооружения. Ни зря пирамиды называют первым, из семи, чудом света.

Строительство пирамиды было долгим и тяжелым делом. Историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.

Первая пирамида была сооружена для фараона Джосера известным архитектором Имхотепом. Она состояла из нескольких прямоугольных сооружений – «мастаб», от арабского слова «скамья», водруженных друг на друга. Это сооружение настолько впечатлило египтян, что в последствии Имхотеп был приравнен к богам. 

Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она, как видите, уже состоит из трех мастаб (самая верхняя, к сожалению, разрушилась).

Самая высокая это пирамида фараона Хеопса была построена около 2600 года до н.э. Её высота 147 метров. Это высота дома в 50 этажей, а чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Сложена она из блоков известняка весом 2,5 тонны, всего потребовалось на сооружение этой пирамиды 2 300 000 таких блоков. Они не чем не скреплены и держатся под тяжестью своего веса. Даже в наше время не возможно объяснить ту невероятную точность с которой строители делали и ставили блоки один на другой. Щель между блоками не превышает полмиллиметра. 

Пирамиды охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У сфинкса – тело льва и голова человека. Голова его в 30 раз больше человеческой, длина тела 57 метров.

Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой – это гробница фараона Тутанхамона. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет, все сокровища остались на месте.

В первой комнате стоял трон – покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг в нем второй, а во втором третий. Или в последнем четвертом саркофаге из чистого золота, который, был сделан в виде человеческой фигуры с лицом фараона находилась мумия фараона Тутанхамона.

В Египте есть и другие

знаменитые сооружения – это храмы.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва

и головой человека или барана.

Обелиски – каменные столбы, сужающиеся к верху.

Колонны – высокий столб, обычно служащий

опорой в здании.

Скульптура и живопись.

В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, а умерших представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть — символы власти.

Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. В гробницу ставили статую, которая должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

Были и другие правила: мужчин изображали с кожей темно цвета, а женщин – светлого.

Художники Египта, тоже придерживались определенным правилам изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.

videouroki.net

Реферат — Уроки истории. 5 класс. Искусство древнего Египта


Уроки истории. 5 класс.

Искусство древнего Египта.

Цели: Познакомить c искусством древнего Египта.

Составить коллективный коллаж. Развивать умение работать в группе, умение слушать товарища, воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: Слайды, схема.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задание:

1. По рисункам определить бога и назвать его.

Ответить на вопросы:

1. Какие явления природы отразились в мифах древних египтян?

2.Кого в Египте считали добрым человеком?

Ответить на вопросы:

1. Почему египтяне обожествляли фараона, в чем сходство верований древних египтян с верованиями древних людей?

Сообщение учащегося: «Загадка древних пирамид».

Практическая работа по группам. Выбирают группы учащиеся по желанию

Задание:

1 группа: атака мыслей. Подумайте, как древние египтяне могли отколоть огромную каменную глыбу от скалы, используя костяную трубочку, деревянные колышки и воду. Покажите с помощью пластилина и кубиков, как могли переносить каменные глыбы. Нарисуйте, известные вам пирамиды.

2 группа: Проведите экскурсию по музею под открытым небом в Египте по слайдам. Подумайте, о каких памятниках вы расскажите, продумайте рассказ.

3 группа: (Создайте древнеегипетскую статую по правилам. Покажите на ученике и нарисуйте статую фараона).

Задание:

1. Рассмотрите изображение статуй в учебнике, что в них общего,

2. Что различного в изображении статуй мужчин и женщин.

3. Какие правила в создании статуй вы можете выделить, сравните с правилами, данными в учебнике.

4 группа:

1. Рассмотрите рисунки людей в учебнике,

2. По каким правилам изображаются люди.

3. По древнеегипетским правилам нарисуйте ученика 5 класса и египетского бога.

Представление результатов работы групп. Запись в тетрадях учениками главных мыслей. Помещение рисунков в коллаж.

Творческое домашнее задание.

Предположите ситуацию, что вы на машине времени попали в древний Египет, какие памятники вы посетите?

Приготовить сценку: «В Египетской школе».

www.ronl.ru

Искусство Древнего Египта. Видеоурок. Всеобщая история 5 Класс

Об искусстве Древнего Египта можно рассказывать долго: до нас дошли удивительные рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако, Древний Египет – это, в первую очередь, пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Им и будет посвящена значительная часть урока.

Искусство Древнего Египта

Архитектура

Помимо жилых помещений, египтяне строили гробницы, храмы, дворцы.

Более всего известны гробницы (см. Гробница) – («дома вечности»). В гробницы помещали саркофаг с мумией, так как считали, что тело надо сохранить для продолжения жизни души в загробном мире. Мумифицированное тело умершего укладывали в каменный саркофаг и помещали в самом центре гробницы. Стены погребальной камеры покрывались надписями, содержащими магические формулы и заклинания. Это должно было помочь, как считали египтяне, переправиться фараону в мир иной. Живопись и скульптура должны были сопровождать душу в иной мир. Египтяне верили, что все изображенное на стенах гробницы оживет в загробном мире.

Пирамиды (см. Пирамида) – гробницы фараонов.

Где расположены самые известные египетские пирамиды

В городе Гиза. Здесь расположены три пирамиды – пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.

Когда строили пирамиды

В III тыс. до н.э. (Древнее царство)

Для чего строили пирамиды

Для того чтобы обеспечить жизнь в загробном мире.

Исследователи считают, что пирамиды были олицетворением солнца для египтян. Грани пирамиды устремлены к небу под тем же углом, под каким лучи солнца падают на землю. Скорее всего, египтяне предполагали, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут совершить фараону восхождение к богам.

Из чего строили пирамиды

Для строительства пирамид египтяне использовали каменные блоки из известняка, которые выламывали в горах, а затем переносили к месту строительства на волокушах.

Самая древняя пирамида – пирамида Джосера, была построена в 2650 г. до н.э. архитектором Имхотепом.

Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса (высота – 139 м) построена около 2600 г. до н.э.

Скульптура

Египтяне, конечно, изображали фараонов (см. Статуя фараона Хафре. Каирский музей).

Существовали также скульптуры вельмож и простолюдинов (писцов, чиновников, ремесленников).
• Статуэтка пивовара (см. Статуэтка пивовара. Каирский музей).
• Сидячий писец (см. Статуя «Сидящий писец». Музей в Лувре).

Скульптуры в гробницах выполняли ту же роль, что и мумии, – обеспечивали умершему посмертное существование в загробном мире.

Правила скульптурного изображения

Египтяне всегда изображали богов большего размера, чем фараонов, а фараонов – большего размера, чем обычных людей. Кожу мужчин на скульптурных портретах делали более темной, женщин – светлой.

Для чего египтяне делали скульптуры сфинксов

Египтяне верили, что статуи сфинксов охраняют храмы.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека (часто портрет фараона) или барана. Его египтяне почитали как хранителя древних знаний.

Крупнейший из сохранившихся сфинксов – Большой сфинкс в Гизе. Высечен из целой скалы, изображен с лицом фараона Хефрена.

Живопись

Что рисовали

Египтяне делали настенные росписи на стенах храмов, дворцов и гробниц. На росписях гробниц можно увидеть сцены из обычной жизни: от вспашки полей до пиршеств. Египтяне верили, что эти рисунки, нарисованные на стенах гробницы, оживают в загробном мире.

Как рисовали

Существовал канон изображения фигуры на плоскости (в росписях и рельефах): голову и ноги изображали в профиль, плечи – в фас. Форму головы – в профиль, глаз – в фас. Тем самым египтяне старались запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось им существенным (а не то, что можно увидеть с определенной позиции). Обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, для того чтобы виден был четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы.

 

Конспект

Богато и удивительно разнообразно искусство Древнего Египта, до нас дошли рисунки на папирусе, величественные статуи, прекрасные ювелирные украшения… Однако Древний Египет — это в первую очередь пирамиды. Эти сооружения, где подлинное искусство сочетается с тонким научным расчетом, поражают воображение до сих пор. Как строились пирамиды? Что олицетворял собой сфинкс? Чем знаменита гробница Тутанхамона? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рис. 1). Это огромные гробницы фараонов. Самая высокая пирамида — пирамида Хеопса — была построена около 2600 г. до н. э. Ее высота — почти 150 м. Самая древняя пирамида — пирамида Джосера. Пирамиды — единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней. Долину пирамид  охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Некогда священный для египтян город мертвых превращен в наши дни в центр туристического паломничества.  

Рис. 1. Пирамиды в Гизе (Источник)

Первые письменные сведения о пирамидах относятся к середине V века до н. э. Греческий историк Геродот, путешествуя по Египту, составил описания пирамид в Гизе. Геродот общался с египтянами через переводчиков, поэтому сведения, полученные им, не всегда достоверны. Геродот рассказывает, что 100 000 человек выполняли работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Камень добывали в каменоломнях. Громадные плиты перетаскивались на волокушах к  месту постройки пирамид, вокруг делали насыпь, по которой известняковые блоки затаскивали наверх. Для сооружения пирамид требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта (рис. 2).  

Рис. 2. Строительство пирамиды (Источник)

Во II тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Многие захоронения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Это была гробница Тутанхамона. Посреди первой комнаты стоял трон на звериных лапах, покрытый золотом и украшенный слоновой костью. Здесь же были сотни предметов, которые могли пригодиться фараону в царстве мертвых. В главной комнате находился каменный саркофаг, в нем — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге, сделанном из чистого золота, покоилась мумия юного фараона (рис. 3).

Рис. 3. Саркофаг Тутанхамона (Источник)

Найденные произведения искусства хранятся в музее. Памятники искусства Древнего Египта ни с чем не спутаешь, так как выполнены они по особым правилам, канонам. Так, скульптурные изображения богов всегда выше скульптур фараонов, а фараоны изображались выше своих подданных. Мужчин изображали с кожей темного цвета, женщин — светлого. Художники всегда изображали богов, фараонов и вельмож в одинаковых позах. Верхняя часть тела развернута вперед, голова и ноги повернуты боком. Большинство статуй находились в гробницах. Египтяне верили, что после смерти душа — Ка — обязательно вернется в тело, и если мумия не сохранится, вселится в статую, которой предавались портретные черты сходства с умершим.

Чтобы познакомиться с искусством Древнего Египта, вам не обязательно ехать в Египет. В Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина находится Египетский зал, в котором хранятся подлинные произведения искусства египетских мастеров. В Санкт-Петербурге вы можете посетить Эрмитаж, а на Университетской набережной стоят сфинксы, которым более 3000 лет (рис. 4).

Рис. 4. Сфинкс на Университетской набережной в Санкт-Петербурге (Источник)

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Журнал пробуждения (Источник).

 

Домашнее задание

  1. С какими целями сооружались пирамиды? Какие научные и ненаучные теории вам известны?
  2. Какие сведения о строительстве пирамид оставил Геродот?
  3. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, расписывавшие стены гробниц и создававшие статуи?

interneturok.ru

Культура Древнего Египта 5 класс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

доклад Искусство Древнего Египта

Одной из наиболее ранних в истории является культура Древнего Египта – высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в IIIтысячелетии до н. э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и географическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сплошной сад.

Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как центры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулирования количества воды на полях после ее спада.

Разливы Нила во многом обусловили появление календаря и развитие астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.

Разливы Нила обусловили и характер построек, монументальных, с наклонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам.

В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений: пирамид, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.

Древнее царство ( XXVIIIXXIII вв. до н. э.) – время строительства пирамид

Приблизительно в 3000 г. до н. э. фараоном Iдинастии Нармером, или Меном, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — м‘астаба– в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались совершенно плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового значения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного и эбенового дерева, фигуркиушебти. Эти фигурки под действием магии должны были оживать и производить в загробном мире физические работы за умершего.

В погребении, в специальном помещении – сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперед левой ногой – поза движения в вечности, либо чинно сидящей на кубообразном троне, либо в позе египетских писцов со скрещенными ногами на земле. У фараонов были сверхмощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды – белыми. Иногда царя изображали вместе с богами, как равного им, или со священным соколом Гором, осеняющим голову фараона своими крыльями.

В статуях «ка» ( одна из душ человека – его двойник или жизненная сила, обладает плотью, способностью потреблять пищу и является вместилищем для улетающей и возвращающейся души) поражает техника изготовления глаз, делающих лицо живым. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя – для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек отполированного дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придает живость зрачку и всему глазу. Такие глаза, свойственные скульптурам Древнего царства, придавали определенную живость лицу статуи.

Портретная скульптура – одно из величайших достижений Древнего царства. В стране, где каждый готовился к вечному миросозерцанию, скульптура идеально резюмировала основную идею искусства Египта – стремление к выражению абсолютного покоя. Поэтому все статуи так торжественны, величавы и застылы. Все они являются определенным обобщением наиболее характерных особенностей образа и далеки от пассивной передачи действительности. Все они стереотипны и представляют собой одно из самых излюбленных египетских изображений, положивших начало тем колоссам, которыми позже стали украшать храмы.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида фараона IIIдинастии Джосера в Саккаре. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, нареченной египтянами «страной смерти», ибо за горизонтом, на западе скрывалось солнце. Фараоны IVдинастии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура ( в греческой транскрипции – Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Таким образом, с востока его обрамляли зеленеющие поля, а с запада безжизненные пески Ливийской пустыни – своеобразная граница жизни и смерти. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырехгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Сфинкс – фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещенный у нижнего заупокойного храма Хафра (Хефрена), считающийся портретным изображением этого фараона. Египтяне называли его «живой образ» и считали, что сфинкс уходит в пустыню, когда чем-то недоволен.

Поскольку для плавания по небу в его восточную часть, в это желанное местопребывание богов, требовалось судно, близ верхних заупокойных храмов оставляли «солнечную» ладью. Такие «солнечные ладьи» в натуральную величину были найдены близ заупокойных храмов Хуфу и Хафра.

Особое внимание уделялось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Такие иероглифы, окрашенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов Vдинастии, составили знаменитые «Тексты пирамид»,

Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц украшали рельефами, они представляли собой настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы – самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.

Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в композициях того времени можно было выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. В первом цикле преобладали эпизоды биографического характера, обычно связанные с родом занятий умершего. Эти росписи касались всех, за исключением фараона.

Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов встали известны многие обычаи древних египтян. Они, к примеру, редко готовили себе еду сами. Чаще всего относили зерно в специальные столовые, в которых кормилась вся деревня. Эти столовые находились под надзором самого фараона. Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлебку, кашу и пиво; он же собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде.

Второй цикл росписей посвящался процедуре погребения, важное место в которой занимал обряд «отверзания уст и очей». Смысл его заключался в том, чтобы «оживить» мумию перед погребением, обеспечить ей способность к восприятию внешнего мира: пить, есть, говорить. Осуществлялось это при помощи магии. Жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного барана, затем резцом скульптора и мешком с красным минералом «диди». Действия сопровождались произнесением соответствующих магических слов.

Уже в ранних гробницах типа мастаба сложился определенный канон изображения фигуры на плоскости. Поскольку египтяне верили в магическую силу искусства и считали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, плечи – в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия. Особо следует сказать о разномасштабности фигур в росписях: боги и фараоны всегда были в несколько раз крупнее остальных участников сцены. И последнее: стоящая фигура всегда изображалась в полный рост, с выставленной вперед левой ногой как знак движения в вечности.

К концу периода Древнего царства появился новый тип здания – солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытым переходом с воротами в долине.

В период Древнего царства весьма развито было художественное ремесло. Сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня – алебастра, порфира, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами; охотников на гиппопотамов; крестьян во время молотьбы; рыбаков, тянущих сети; женщин, готовящих пиво или пекущих лепешки. Многочисленными были изображения египетских богов в виде зверей и птиц.

Во второй половине XXIIIвв. до н. э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.

studfiles.net

Культура Древнего Египта кратко

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

pristor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *