Виктор гюго кто это – Гюго, Виктор — Википедия

Гюго, Виктор Википедия

Виктор Гюго
фр. Victor Hugo
Имя при рождении Виктор Мари Гюго
Дата рождения 26 февраля 1802(1802-02-26)[1][2][…]
Место рождения Безансон, Первая французская республика
Дата смерти 22 мая 1885(1885-05-22)[1][2][…](83 года)
Место смерти Париж, Третья французская республика
Гражданство (подданство)
Род деятельности политик, драматург, романист, рисовальщик, либреттист, эссеист, мемуарист, писатель, иллюстратор, писатель-путешественник, поэт
Жанр роман, поэзия, драматическая пьеса[d] и памфлет
Язык произведений французский[3]
Награды

ru-wiki.ru

Виктор Гюго (Victor Hugo), Люди за кадром: фото, биография, фильмография, новости

Французский писатель XIX века, создатель таких известных романов как «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» и «Последний день приговоренного к смерти». Представитель романтизма, большое внимание уделял теории этого литературного направления.

Биография Виктора Гюго / Victor Hugo

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo) родился 26 февраля 1802 года во французском городе Безансон. Его отец — писатель Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго, впоследствии стал генералом наполеоновской армии, а мать, Софи Требюше, была роялисткой-вольтерианкой, дочерью судовладельца. Детство Виктора Гюго проходило в самых разных местах, куда его отца направляли на военную службу: в Марселе, на Корсике, на Эльбе, в Италии, в Мадриде, в Париже. Длительные путешествия в юном возрасте безусловно оказали большое влияние на будущего писателя и во многом сформировали его взгляды.

В 1813 году Софи Требюше ушла от мужа к генералу Логари и обосновалась вместе с сыном в Париже.

Произведения Виктора Гюго / Victor Hugo

Свою творческую деятельность писатель начал уже в 14 лет. Он написал несколько трагедий, занимался переводами Вергилия и успешно принимает участие в поэтических конкурсах. Первым заметным произведением Виктора Гюго стала ультрароялистическая сатира «Телеграф», а в 1819—1821 он издавал Le Conservateur littéraire, приложение к католическому журналу Le Conservateur.  Первый поэтический сборник Виктора Гюго под названием «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году. Очень быстро автор снискал славу великолепного поэта и королем Людовиком XIII ему было пожаловано ежегодное денежное содержание.

В 1822 году Виктор Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родилось пятеро детей.

В доме Гюго часто проходили светские приемы, на которых присутствовали многие видные деятели культуры того времени: писатели Проспер Мериме, Альфонс де Ламартин и Альфред де Мюссе, художник Эжен Делакруа. Виктор Гюго общался с Гектором Берлиозом, Ференсом Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером.

В 1823-м в свет вышел первый роман писателя, не имевший, впрочем, особого успеха. Совсем иначе был встречен его роман «Последний день приговоренного к смерти», изданный в 1829 году, а опубликованный в 1831-м «Собор Парижской Богоматери» имел эффект разорвавшейся бомбы.

В 30-е годы писатель работал в основном для театра, он создал ряд пьес и издал несколько поэтических сборников. В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской академии, а в 1845 ему было пожаловано звание пэра Франции.

Одним из самых главных произведений писателя стал роман-эпопея «Отверженные», вышедший в 1862 году. Другим культовым романом Виктора Гюго стал «Человек, который смеется», изданный в 1869-м. Всего на счету писателя девять романов, двенадцать пьес,  более двух десятков поэтических сборников и ряд эссе.

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет в Париже. Его прах покоится в Пантеоне, усыпальнице многих выдающихся людей Франции.

Творчество Виктора Гюго / Victor Hugo в театре и кинематографе

Уже при жизни писателя некоторые его произведения нашли свое отражение на сцене, и речь идет не только о драматургии Виктора Гюго. Его пьеса «Король забавляется» легла в основу оперы Джузеппе Верди «Риголетто», а по мотивам «Собора Парижской Богоматери» только в 30-е годы XIX века было создано несколько опер и балетов.

В XX веке чаще всего экранизировались два романа Виктора Гюго: «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные». Одна из самых известных постановок «Собора» — картина 1956 года с Джиной Лоллобриджидой, Энтони Куинном и Аленом Кюни. В 1998 во Франции на основе этого романа был поставлен мюзикл, позже переведенный на многие языки, включая русский. Одна из последних и самых масштабных экранизаций «Отверженных» — музыкальный фильм Тома Хупера, снятый в 2012 году.

www.vokrug.tv

Гюго Виктор. Victor Hugo. Биография

Гюго Виктор Мари (Victor Hugo) (1802 – 1885)

Гюго Виктор. Victor Hugo.

Биография

Французский поэт, писатель-романтик, глава французского демократического романтизма. Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 в местечке Безансон (Франция), в семье наполеоновского генерала. Мать Виктора стремилась привить сыну свои политические взгляды роялистки, что отразилось в его ранних произведениях: в сборнике “Оды и различные стихотворения” (1822) воспевалась династия Бурбонов. В 1822 получил пенсию от Людовика XVIII. Во второй половине 1820-х годов Виктор Гюго сближается с либерально-демократической оппозицией.

В 1848 был избран депутатом Национального собрания. Активно выступал против Луи Бонапарта, который после контрреволюционного переворота 1851 был провозглашен императором Наполеоном III (1852). Виктор Гюго был вынужден покинуть Францию, переехал в Брюссель, а затем – на острова в проливе Ла-Манш, находившиеся во владении Англии: Джерси с 1852 и Гернси с 1855. В Париж Виктор Гюго смог вернуться только 4 сентября 1870, после низложения Наполеона III.

Среди произведений Виктора Гюго – стихи, оды, политические памфлеты, рассказы, драмы, романы: “Оды и различные стихотворения” (1822; сборник стихов, воспевавших династию Бурбонов), “Кромвель” (1827; драма), “Восточные мотивы” (1829; поэтический сборник), “Эрнани” (1829, постановка – в феврале 1830; драма), “Марион Делорм” (1829; драма), “Собор Парижской богоматери” (1831; роман о Париже XV в.), “Осенние листья” (1831; поэтический сборник), “Король забавляется” (1832; драма), “Мария Тюдор” (1833; драма), “Клод Ге” (1834; рассказ), “Песни сумерек” (1835; поэтический сборник), “Внутренние голоса” (1837; поэтический сборник), “Рюи Блаз” (1838; драма), “Лучи и тени” (1840; поэтический сборник), “Бургграфы” (1843; драма), “Наполеон Малый” (1852; политический памфлет), “История одного преступления” (в 2 томах; 1852, первое издание – 1877-1878), “Возмездие” (1853; сборник политических стихов), “Легенды веков” (1859; 1-й сборник лиро-эпических исторических преданий и легенд), “Отверженные” (1862; роман), “Труженики моря” (1866; роман), “Человек, который смеется” (1869; роман об Англии XVII-XVIII в.в.), “Грозный год” (1872; сборник стихов о событиях франко-прусской войны 1870-1871 и Парижской Коммуны), “Девяносто третий год” (1874; роман о борьбе якобинской республики против вандейского мятежа), “Легенды веков” (1877; 2-й сборник лиро-эпических исторических преданий и легенд), “Искусство быть дедом” (1877; поэтический сборник), “Легенды веков” (1883; 3-й сборник лиро-эпических исторических преданий и легенд).

__________

Источники информации:

Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект “Россия поздравляет!” – www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

dic.academic.ru

Биография Виктора Гюго, борца с социальным неравенством

Великий французский писатель и поэт родился в Безансоне в 1802 году. Отец Виктора сделал военную карьеру, став генералом в армии Наполеона. Мать будущего писателя была дочерью судовладельца из Нанта. У Гюго было 2 старших брата – Абель и Евгений.

В детстве маленький Виктор много путешествовал с родителями, жил на Корсике и на Эльбе, а также в Италии и Испании. Детство «на чемоданах» сформировало романтическое мировоззрение мальчика, оставив в его душе глубокое впечатление. Когда Виктору было 11 лет, родители развелись: у матери был роман с генералом Лагори. После развода мать и младший сын поселились в Париже. Расставание родителей оставило в душе маленького Виктора не менее глубокое впечатление, чем путешествия.

Гюго начал творческую деятельность в возрасте четырнадцати лет. Молодого человека заметили, когда ему было 15. Однако первые успехи были связаны не с прозой, а с поэтическим творчеством. С 1819 по 1821 годы Гюго издавал Le Conservateur littéraire (литературное приложение к одному из популярных в те годы католических журналов, которое писатель заполнял сам под различными псевдонимами).

В 1822 году писатель женился на Адель Фуше. У пары родилось пятеро детей. В отличие от своего отца-долгожителя, почти никто из детей писателя не дожил до преклонного возраста. Гюго пережила только младшая дочь Адель, умершая в 1915 году.

В середине 1820-х годов писатель возобновил общение со своим отцом, с которым не виделся с тех пор, как родители расстались. Результатом общения стало появление поэмы «Ода моему отцу». В 1828 году отец Виктора Гюго скончался.

От стихов к прозе

Один из первых романов молодого писателя – «Ган Исландец» – был опубликован в 1823 году. Критика встретила роман более чем сдержанно. Пьеса «Кромвель», опубликованная в 1827 году, наоборот вызвала бурные споры. Произведение было написано специально для одного из величайших французских актёров XIX века Франсуа-Жозефа Тальма. В 1830-х и в начале 1840-х годов Гюго писал практически только для театра. В это же время вышло несколько поэтических сборников: «Лучи и тени», «Песня сумерек» и другие.

Несмотря на то, что некоторые произведения Виктора Гюго вызывали споры или даже скандалы, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. В 1841 году Гюго был выбран во Французскую академию. Через 4 года ему присвоили звание пэра. А ещё через 3 года писателя избрали в Национальное собрание. В начале 1850-х годов Гюго неожиданно впал в немилость властей. Писатель выступил против государственного переворота, произошедшего в 1851 году, и вынужден был покинуть Францию. Гюго смог вернуться на родину только в 1870 году. Через несколько лет после возвращения писателя выбрали сенатором.

В стиле Шатобриана

Огромное влияние на многих молодых писателей первой половины XIX века оказал Франсуа Шатобриан, одна из самых известных фигур литературного романтизма. В молодости Гюго поставил перед собой цель: стать «Шатобрианом или никем». Молодому писателю было недостаточно подражать своему великому предшественнику только на литературном поприще. Гюго мечтал, чтобы вся его жизнь была похожа на жизнь Шатобриана. Цель была достигнута. Биографии двух великих деятелей литературы во многом перекликаются.

Успех и слава

Романтизм, которому Гюго был так предан ещё в ранней молодости, принёс ему славу, почёт и материальное благополучие. Первые произведения молодого автора можно считать незрелыми. Однако благодаря умелому использованию писателем различных стилистических средств его первые работы пользовались огромной популярностью. Король Людовик XVIII так высоко оценил творчество Гюго, что назначил ему ежегодное денежное содержание.

Незрелости творчества Гюго способствовало его активное стремление к романтизму. Одной из первых «взрослых» работ молодого автора стало произведение «Последний день приговорённого к смерти», которое было опубликовано в конце 1820-х годов. Произведение смогло отразить социальное сознание Гюго и впоследствии оказало влияние на таких известных литературных деятелей, как Ф. Достоевский, А. Камю и Ч. Диккенз. Не менее зрелой оказалась документальная история под названием «Клод Гё». История рассказывает о жизни реально существовавшего убийцы, который был схвачен и казнён. Сам Гюго признавался в том, что биография Клода подтолкнула его к написанию более масштабного произведения – романа «Отверженные».

Последние годы жизни

Виктор Гюго прожил длинную, интересную и насыщенную событиями жизнь, дожив до глубокой старости. Однако последние годы писателя не были счастливыми. Гюго пережил почти всех членов своей семьи: жену и четырёх детей. Младшая дочь Адель с 26-летнего возраста страдала психическим расстройством. Много лет она прожила за границей, уехав вслед за любимым человеком, который на ней так и не женился, а затем вернулась во Францию. Адель не могла быть надёжной опорой для своего престарелого отца. К старости ей становилось только хуже. Адель помести в лечебницу. Отец до конца своих дней навещал дочь. Проблемы с психическим здоровьем, вероятнее всего, были наследственными. Один из братьев писателя, Евгений, также был психически нездоров.

Писатель скончался в мае 1885 года от пневмонии. Гюго было 83 года. Похоронная церемония продолжалась больше недели. В похоронах приняло участие около миллиона человек. Гюго похоронили как национального героя. Прах великого французского писателя покоится в Пантеоне.

Вершина творчества

Творчество Виктора Гюго разнообразно и многогранно. Каждое произведение отражает какую-либо черту характера самого автора.

Человек, который смеётся

Один из самых известных романов писателя, созданный в 1860-х годах. Работа над произведением была начата в Брюсселе в 1866 году. Перед тем, как начать работу, Гюго несколько месяцев собирал и изучал материалы. Роман был написан за 2 года. Изначально автор планировал назвать свой роман «По приказу короля», но друзья посоветовали отказаться от такого названия.

В своём произведении автор порицает бесправие простого человека и произвол сильных мира сего. Гюго возмущает социальная несправедливость, царящая во многих европейских государствах. Автор противопоставляет 2 мира. Мир, в котором живёт аристократия, полон удовольствия и наслаждений. Чтобы позабавить себя, все средства хороши. Мир бедняков полон страданий и лишений, а унижение иногда становится единственным способом заработать свой хлеб.

Отверженные

Тема социального неравноправия также затронута Гюго в романе «Отверженные». Жизнь Жана Вальжана уничтожила каторга. Он смог выжить, но душа его была искалечена. Главный герой ненавидит весь мир. Вальжана смог изменить только епископ Мириэль, скрывший от полиции кражу бывшего каторжника в его доме. Жан Вальжан понял, что добро на свете всё ещё существует. Благородный поступок епископа подтолкнул его к заботе о несчастной сироте Козетте, воспитанию которой он и посвятил остаток своей жизни.

Одним из самых известных произведений Виктора Гюго является книга Одним из самых известных произведений Виктора Гюго является книга “Человек, который смеется”, затрагивающая тему внутренней и внешней красоты.

Роман Виктора Гюго “Отверженные” еще раз доказывает, что прощение и доброта всегда будут важнее, чем озлобленность и желание мести, с помощью которых многие люди желают строить свою жизнь.

Гюго ужасают реалии страны, в которой он живёт. Хуже всего то, что жертвами несправедливости, как правило, становятся дети. Единственный выход, который видит автор, это полюбить ближнего.

Собор Парижской Богоматери

Роман был опубликован в 1831 году. Гюго написал это произведение, будучи ещё сравнительно молодым. «Собор Парижской Богоматери» выдаёт в авторе последователя романтизма. Всего за несколько лет роман успел стать настолько популярным в Европе, что был переведён на многие языки.

Многие герои романа могут показаться читателю несколько оторванными от реальности. Никто из них не обладает сверхъестественными способностями, тем не менее, они кажутся фантастическими. Танцовщица Эсмеральда и её «умеющая» читать козочка, зловещий Клод Фролло и загадочный горбун Квазимодо – все они словно сошли со страниц волшебной сказки. В каждом герое романа можно увидеть стремление молодого писателя к романтизму. Гюго называл главным героем «Собора Парижской Богоматери» сам собор. В первой половине XIX века власти Парижа планировали снос знаменитой достопримечательности, считая её слишком старомодной. Книга Гюго помогла привлечь к готическому собору внимание общественности. После выхода романа в Париж стали съезжаться желающие увидеть достопримечательность, что приносило французской столице немалый доход. Таким образом, благодаря молодому писателю собор был спасён.

Биография выдающегося французского писателя Виктора Гюго

Оцените страницу

r-book.club

Виктор Гюго — суперзвезда. Как тщеславие погубило французского гения | Персона | Культура

Прославленный поэт, гениальный писатель и великий любовник — таким вошёл в историю Виктор Гюго. АиФ.ru вспоминает, какой была жизнь одного из самых читаемых в мире французских авторов.

Творчество

На Гюго оказала влияние фигура популярного французского писателя Франсуа Шатобриана. Уже в 14 лет честолюбивый юноша заявил: «Я буду Шатобрианом или никем», — но он оказался одним из немногих, кому удалось превзойти своего кумира. Когда у знаменитого критика Андре Жида спросили, кто является лучшим французским поэтом, тот ответил: «Увы, Виктор Гюго».

Виктор Гюго в молодости. Источник: Public Domain

Несмотря на то, что некоторые произведения Гюго вызывали у критиков непонимание или жаркие споры, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. Уже в 15 лет он добился первых литературных успехов, а в 29 написал одну из своих самых знаменитых книг — «Собор Парижской Богоматери».

Первый исторический роман на французском языке сразу получил признание широкой публики. Примечательно, что книга принесла мировую известность не только своему молодому автору, но и главному герою — готическому собору.

В первой половине XIX века Собор Парижской Богоматери планировали снести, так как считали его слишком старомодным. Гюго, который любил бывать в готическом соборе, всерьёз обеспокоился его судьбой и решил увековечить архитектурный памятник в своём новом произведении. Как и рассчитывал автор, после выхода книги о сносе собора не могло быть и речи — в столицу Франции стали съезжаться туристы, чтобы увидеть достопримечательность своими глазами.

Литературная карьера Гюго всегда шла в гору — регулярно из-под его пера выходили новые шедевры, и уже в 1841 году он был избран во Французскую академию. Казалось, талантливому автору всё даётся легко, но это было не так. К примеру, над своим знаменитым романом «Отверженные» Гюго работал почти 20 лет. Иногда, чтобы ничто не отвлекало его от написания книги, он закрывался в комнате, снимая с себя всю одежду (литератор приказывал слугам возвращать её лишь после того, как напишет хотя бы несколько страниц).

Принято считать, что Гюго возродил французский язык: в своих произведениях он говорил с народом языком народа, употреблял разговорное просторечие и богатые метафоры. Сегодня его называют «солнцем французской поэзии», да и сам он не страдал от скромности: «Есть только один классик в нашем столетии, единственный, вы понимаете? Это я. Я знаю французский язык лучше всех… Меня обвиняют в том, что я горд; да, это правда, моя гордость — это моя сила», — говорил Гюго.

Адель Фуше. Источник: Public Domain

Любовь

Вся Франция говорила не только о выдающихся литературных способностях Гюго, но и о его слабости к женскому полу. О похождениях знаменитого писателя слагали целые легенды. Однако бессовестным ловеласом француз слыл не всегда: в юности он был убеждён, что супруги должны блюсти целомудрие до брака, чтобы «позднее вкусить радости любви полной чашей».

Свою первую взаимную любовь — Адель Фуше — писатель добивался несколько лет, ей же он посвятил первый сборник стихов: «Моей любимой Адели, ангелу, в котором вся моя слава и всё мое счастье» (не случайно «счастье» Гюго поставил на второе место, слава и признание для «солнца французской поэзии» были превыше всего).

В браке у Гюго и Адель родилось пятеро детей, но с годами знаменитый супруг стал чаще заглядываться на молодых девушек. А конец благополучной семейной жизни положила встреча писателя с актрисой Жюльеттой Друэ, которая в свои 26 лет слыла искушённой куртизанкой. Судя по воспоминаниям Гюго, внезапная любовь к ветреной актрисе превратила его из застенчивого юноши в уверенного самодостаточного мужчину. С этих пор новые произведения прославленный писатель посвящал не матери своих детей, а Жюльетте — «моему ангелу, у которого растут крылья».

Ветреная девушка тоже оказалась без ума от Гюго, ради него она покинула сцену и отказалась от многочисленных поклонников. Он же превратился в настоящего тирана: запрещал любовнице выходить из дома, а сам продолжал менять женщин, как перчатки.

Роман писателя и экс-актрисы продолжался пять десятков лет — до самой смерти Жюльетты. Гюго очень тяжело переживал потерю возлюбленной, а незадолго до её кончины преподнёс свою фотографию с надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков». Но не смотря на глубокие чувства к Жюльетте, до конца своих дней знаменитый француз оставался неисправимым ловеласом. На последних страницах записной книжки Гюго было отмечено восемь любовных свиданий — последнее из них произошло всего за несколько недель до его смерти.

Слава

Всю жизнь Гюго старался быть в центре внимания. Даже когда писателю было под 80 лет, он продолжал посещать многочисленные мероприятия, предназначенные для молодых людей.

Последние годы жизни Гюго провел в Париже. Забавно, но ещё до смерти писателя улица, на которой он жил, была переименована в его честь. Поэтому, когда знаменитый литератор оставлял кому-либо свой почтовый адрес, всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже». Но и этого «солнцу французской поэзии» было мало: говорят, он хотел, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго.

Тщеславие и погубило писателя. Он умер в возрасте 83 лет, но если бы не воспаление лёгких, полученное по глупости, мог бы прожить ещё дольше.

Похороны Виктора Гюго. Фото: www.globallookpress.com

Заболевание развилось у француза после парада, который устраивали в его честь. В тот день врачи рекомендовали Гюго соблюдать постельный режим, но он, конечно же, не хотел пропускать масштабное действо в свою честь и приветствовал поклонников из распахнутого окна. На следующий день прославленный автор слёг с простудой, которая переросла в пневмонию.

«Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго», — написал знаменитый француз в своём завещании. Однако гроб с его прахом провожали в последний путь около миллиона человек, а церемония похорон проходила в течение 10 дней — никто из его современников не удостаивался такой же чести.

aif.ru

Женщины Виктора Гюго



…Акушерка промолчала, но, если бы спросили ее мнение, она не замедлила бы сообщить, что ребенок не доживет до утра. Из всех младенцев, появившихся с ее помощью на свет божий, этот был самым хилым. Тощее синеватое тельце, непропорциональные руки и ноги, к тому же — уродливо большая голова… Короче, не жилец. Да и не плачет уже, просто пищит, издавая тихие, едва слышные звуки.



Роды прошли тяжело, и Софи Гюго, мать младенца, забылась тревожным сном. И только один человек в доме был твердо уверен: этот ребенок будет жить! Будет, потому, что он — особенный. Трудно, конечно, было бы четко определить, что такого особенного в новорожденном, но он — знал. Этим человеком был отец.

Прогнозы акушерки не оправдались. Младенец пережил не только тяжелую ночь, но и остался в мире еще на множество тяжелых ночей. Отец был прав. Ребенок действительно был особенный. Впоследствии, рассказывая о своем детстве, Виктор Гюго подчеркивал один факт (этот факт он узнал от отца): он был зачат во время прогулки в горы, на самой высокой горе Донон, самой высшей вершине Вогезов, среди облаков. На вершине — значит, над всем миром. Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, и факт зачатия оставался самым значительным фактом его детства. Все остальное было весьма печально. Виктор был третьим сыном военного Леопольда Гюго и Софи Требюше. Два брата — Абель и Эжен были здоровыми, жизнерадостными детьми. Третий же, Виктор, самый слабый и болезненный из всех, всегда оставался задумчивым и печальным. Может быть, потому, что в семье никогда не было мира. Трудно было представить более не похожих людей, чем супруги Гюго. Очень скоро мать, Софи, безумно влюбилась в офицера по фамилии Лагори и вместе с детьми уехала от мужа. Фактически родители расстались из-за этой любви, хотя впоследствии Софи не раз сожалела о своем решении. Леопольд Гюго сделал блестящую карьеру, он стал состоятельным человеком. Не раз Софи делала попытки к примирению, возила к отцу детей, но было поздно. Отец не мог простить давнюю обиду, к тому же у него появилась любимая женщина. Все эти тягостные детские впечатления, постоянные семейные свары и ссоры наложили свой отпечаток на характер Виктора, превратив его в довольно вредного, честолюбивого юношу с неустойчивой психикой. Юность же его прошла под знаком тяжелейшего бракоразводного процесса, который устроили его родители. Любовник матери, Лагори, был убит по политическим мотивам. Леопольд Гюго не принял жену назад, и она принялась судиться, требуя значительную часть его состояния. В ответ муж возбудил бракоразводный процесс. Когда Виктор переживал первую поэтическую славу и свою первую юношескую любовь (ею была девица Адель Фуше, типичный продукт воспитания буржуазного века), родителей, наконец, развели. Старший брат, Абель, стал военным. Эжен и Виктор решили избрать литературное поприще — они стали поэтами.

Глупое, конечно, выражение «стать поэтом», ведь талант либо есть, либо его нет. Талант был у Виктора. А Эжен «пытался стать» и потому не мог ничего простить своему брату — ни любви Адели, ни удачной строки. После смерти матери у Виктора произошло неожиданное примирение с отцом. Именно отец способствовал тому, что Адель и Виктор смогли наконец пожениться.



Адель Фуше представляла собой маленькую мещанку без бурных порывов страсти. Подлинные ее слова, обращенные к мужу, звучали так: «Признаюсь тебе, твой ум и талант, который, возможно, есть у тебя, не производят на меня ни малейшего впечатления». Адель никогда не читала ни единой строки, написанной мужем — ее это не интересовало. Они поженились 12 октября 1822 года — Виктору и Адели было по 20 лет. Их первый ребенок умер. Второй — дочь Леопольдина — выжила. Дидина (так называли девочку в семье) стала любимицей Виктора и на всю жизнь. Супружеская жизнь дала крен — в точности повторилась история родителей Виктора. Адель не терпела плотских отношений с мужем, ее это раздражало. Она желала бы целиком и полностью обходиться без секса. Виктор же обладал бурным темпераментом и… несокрушимым здоровьем (и куда только делся хилый младенец?). Женившись девственником, он ничего не знал о женщинах, ничего не умел, но, общаясь в богемной среде, он приобрел интерес к интимной стороне жизни. Но история его родителей повторилась не только в этом.

Адель влюбилась в друга Гюго поэта Сент-Бева. У нее не было решительного характера Софи. Она не отважилась уйти к любовнику, а продолжала медленно «вытягивать жилы» и у того, и у другого. К тому же после выхода в свет романа «Собор парижской богоматери» Виктор Гюго стал знаменитым. От такого мужа так просто не уходят. А что же муж? Он, разумеется, страдал. Страдал страшно, когда разочарование, трагедия фактически разрушили этот брак. Он принялся бросаться «во все тяжкие» — в мимолетные любовные приключения, которые заканчивались ничем….



И вот однажды… Надо сказать, что физических отношений с Аделью у него уже не было. Во-первых, Адель их не терпела. Во-вторых, не хотела иметь больше детей (а детей родилось четверо — две дочери и два сына), в-третьих, время от времени спала с любимым Сент-Бевом. Со временем отношения Виктора и Адели стали дружескими и вошли в спокойное, мирное русло. И вот однажды в театре на репетиции одной из своих пьес, он познакомился с блестящей красавицей Жюльеттой Друэ. Ей было 26 лет. Она была ослепительной красавицей и абсолютно никудышной актрисой. У нее была незаконнорожденная дочь Клер. Жюльетта вела жизнь светской куртизанки и была содержанкой русского князя Анатолия Демидова. Демидов снимал ей роскошную квартиру, всегда богато одаривал туалетами и подарками. Связь Жюльетты с Виктором Гюго началась 17 февраля 1833 года. Гюго был 31 год. Безумно влюбившись, Виктор заставил ее порвать с Демидовым, со своим прошлым и со сценой. Жюльетта, которая испытывала к нему не меньшую страсть, покорилась, и мгновенно стала очень бедной. Денег ей Гюго не давал. Несмотря на большие заработки, у него было своеобразное отношение в деньгам. На материальную помощь красавице не приходилось рассчитывать. В январе 1834 года она заложила в ломбард… «4 дюжины батистовых сорочек, 3 дюжины сорочек с кружевами, 25 платьев, 30 юбок, 23 пеньюара, кашемировую накидку с оборками, шубу из русских соболей, шаль из индийского кашемира» и т. д. — то есть всю свою одежду. Ту красоту, в которой когда-то сверкая, она проходила по блестящим залам…. Она стала носить только грубые поношенные платья из холста, как самые бедные женщины из народа. Когда Жюльетта вздумала признаться своему любовнику, что умирает от нищеты, экономный буржуа возмутился и принялся отчитывать ее… за расточительность! Несмотря на то, что пьесы Гюго с успехом шли в театрах, он пальцем о палец не ударил, чтобы помочь Жюльетте получить роль. Если Александр Дюма помогал своим любовницам, то Гюго этого не делал. Наконец, Жюльетту окончательно уволили из театра. Когда же ее выгнали из квартиры и кредиторы описали всю ее обстановку, Жюльетта стала думать о самоубийстве. Чтобы утешить подругу, Гюго отправился вместе с ней путешествовать по Франции.



Когда же они вернулись, для Жюльетты началась особенная жизнь! Гюго снял ей крошечную комнатушку, красавица Жюльетта должна была отказаться от кокетства, роскоши и новых вещей. Выходить на улицу можно было только с любовником, а без него, одной — запрещено! Каждый месяц он выдавал ей на расходы ничтожную сумму в 800 франков и требовал письменного отчета о каждом потраченном франке. Из этих денег она была обязана платить за комнату и за пансион, где обучалась ее дочка. На жизнь ничего не оставалось. В комнате нечем было топить. Каждый вечер она была обязана записывать свои расходы за день, которые «ее повелитель» тщательно проверял. Ела она только молоко, сыр и яйца. В день ей было разрешено съесть только одно яблоко! Покупать новые платья и белье, Гюго ей категорически запрещал! Ей приходилось переделывать старые платья — рваные и в заплатах. Гюго требовал отчета по пустякам: по какому праву куплена новая коробка зубного порошка, откуда взялся новый передник. В свободные часы она переписывала его рукописи и чинила одежду. Иногда Жюльетта неделями не выходила на улицу, ждала любовника, который про нее забывал, и томилась, как в клетке. Зная все о Жюльетте, Адель ее ненавидела. Так шли годы. Единственной наградой были путешествия, которые они совершали каждое лето.



Гюго же принялся делать политическую карьеру: пытался вступить в академию, подлизывался к политикам. Сопровождая его с визитами, Жюльетта ждала на улице или в карете.

От такой жизни Жюльетта превратилась в уродину, поседела, постарела — и влечение Гюго к ней исчезло. Даже ее собачья преданность стала его раздражать. На горизонте появилась новая любовница — светская замужняя дама Леони д’Онэ. Кроме постоянных, были и любовницы на один раз. Для приема таких дам он обустроил в своем доме кабинет с отдельным входом. Сколько их входило в тайные двери, не знал никто.

Леони, по мужу Биар, была официально замужем. Утром 5 июля 1845 года по прошению мужа Огюста Биара полицейский комиссар квартала Вандом заставил открыть дверь уютной квартирки на улице Сен-Рок и арестовал во время прелюбодеяния Виктора Гюго и Леони Биар. В то время адюльтер преследовался по закону. Виктор Гюго сослался на закон о неприкосновенности пэра, и комиссар его отпустил. Леони же была арестована и посажена в тюрьму Сен-Лазар. Любовницу можно было либо выкупить, либо освободить, использовав связи пэра, но Виктор Гюго этого не сделал. Он даже не попытался хоть как-то помочь женщине, с которой несколько часов назад занимался любовью! Зная, что подругу повезли в тюрьму, где она будет находиться в одной камере с воровками, проститутками, убийцами, он преспокойно отправился домой. Скандал был страшный. Гюго укрылся у Жюльетты, которая ничего не знала, так как не выходила из дома. Леони провела в тюрьме месяц (согласитесь, слишком много за короткие мгновения любви!), потом, по настоянию мужа, ее перевели в монастырь августинок на три месяца. За это время супругов Биар официально развели. Выйдя из монастыря, Леони простила своего любовника, и их связь возобновилась. Впрочем, ненадолго.



Гюго забросил литературную карьеру ради государственной. Он мечтал сменить пост пэра на пост министра. Но тут на него обрушилось страшное горе — смерть обожаемой дочери Леопольдины. Катаясь вместе с мужем на яхте, они попали в шторм и утонули. Эта трагедия подкосила силы Гюго. Но в это же время он неожиданно сблизился с Жюльеттой — она тоже потеряла дочь. Ее единственная дочь Клер умерла от болезни. Впрочем, с Жюльеттой он и не расставался — никогда.

В парламенте Гюго не пользовался успехом. Он заучивал речи, а не импровизировал, и не мог приспособиться к реакции аудитории. Предполагая, что в каком-то месте его прервут, он ожидал этого момента, а если этого не происходило, терял равновесие и как бы падал в пустоту. В результате стал человеком совсем не влиятельным, доказав лишний раз: какая нелепость, когда писатель занимается не своим делом, а, к примеру, политикой, в которой он ничего не понимает!



Во время парламентских исканий у Гюго было целых три «жены»! В этом его даже упрекали оппоненты. Адель, Жюльетта и Леони — все они жили близко друг к другу. В 1845 году Гюго разрешил (наконец!) Жюльетте одной выходить на улицу! Леони и Адель подружились и быстро сплотились против Жюльетты. Кстати, совершенно зря. У писателя появилось множество других любовниц. Певичка Жозефина Фавиль, Роже де Женет, воровка Элен Госен, поэтесса Луиза Колле, Натали Рену, авантюристка Лаура Депре, актриса «Комеди Франсез» Сильвани Плесси, виконтесса Лаура дю Валлон, куртизанки Эсфирь Гимон, Рашель и Нитуш. Самый разнообразный круг!

Наконец, не выдержав, Леони решила нанести удар и послала Жюльетте пакет с письмами Гюго, адресованными ей, Леони. Жюльетта едва не умерла от горя. Она поставила писателя перед выбором: либо она, либо Леони. Разумеется, Гюго выбрал Жюльетту. Рассвирепев, он окончательно порвал с Леони. Примирение с Жюльеттой, конечно же, состоялось. Она его простила (а разве могло быть иначе?).

В изгнание по политическим мотивам Жюльетта отправилась вместе с ним, что привело в состояние бешенства Адель. «Семейство» переехало на остров Гернси, и Гюго построилтам большой дом. Именно с острова Гернси и уехала его дочь Адель — за военным, который и знать ее не хотел. Гюго стал беспокоиться о душевном состоянии дочери. В его семье были случаи сумасшествия: родной брат Виктора, Эжен, сошел с ума, был помещен в лечебницу и умер там же. Теперь Гюго предстояло убедиться в том, что и его дочь сходит с ума. Адель жила странными фантазиями. Помешательство ее было тихим. И, когда посторонние люди вернули ее в дом отца с Карибских островов (ее привезла темнокожая миссионерка), несчастную пришлось поместить в сумасшедший дом. В нормальное состояние его дочь так никогда уже и не вернулась.

На фоне личной трагедии Гюго переживал огромный успех романа «Отверженные» — романа, который он писал в полном одиночестве, а материал для него собирал 30 лет. Его сыновья вернулись в Париж. А в жизни 67-летнего Гюго появилась очередная любовница-горничная, 33-летняя Тереза Бикар. Любовные утехи с Жюльеттой (превратившейся в седую старуху) давно были в прошлом, но любовники все равно оставались неразлучны. В Париже (в последние годы супруги жили раздельно, Адель винила мужа в том, что произошло с дочерью) умерла жена, Адель. Виктор горько ее оплакивал. Но это не помешало ему переживать очередной роман — с молодой вдовой Мари Мерсье, которой было всего 18 лет. Гюго был в восторге от такой победы! Изменившись в старости, он даже купил Мари мастерскую модистки в Париже. В дневнике о свиданиях с Мари писал на испанском, опасаясь ревности Жюльетты. Вместе с семьей сына Шарля вернулся в Париж, и…стал любовником Сары Бернар, тогда — начинающей актрисы. Сара была безумно влюблена и хотела родить от него ребенка. Но увы…. Любовник был слишком стар. После Сары Бернар в его жизнь вошла очередная пассия — Жюдит Готье, светская дама, любительница модных салонов и замужняя женщина.



В марте 1872 года Жюльетта взяла к себе в дом красивую белошвейку Бланш Ланвен. Гюго влюбился. Ему было 70, ей — 22. Назревал скандал, который мог повредить не на шутку. В Париже, разумеется, были и другие: Жюдит Готье, Сара Бернар, Джейн Эйслер, Эжени Гино, Зели Роббер, Альбертина Серан. Но влюблен Гюго был в Бланш Ланвен, которая оставалась в Гернси. Он дал ей новое имя — Альба (простонародное Бланш было не очень романтичным). Разгневанная Жюльетта выгнала девушку, и та уехала в Париж. Гюго отправился в Париж следом за ней — вместе с Жюльеттой. Гюго снял Бланш квартиру на улице Турнель и каждое утро после завтрака отправлялся к ней на омнибусе. Гюго осуждал себя за эту позднюю и позорную страсть. Жюльетта наняла частного сыщика и раскрыла его похождения. Гюго обещал порвать с Бланш, но обещания своего не сдержал.



К тому времени два его сына были уже мертвы. Он жил вместе с семьей сына Шарля — невесткой и двумя внуками. Невестка Алиса вышла замуж второй раз. Гюго не возражал — наоборот, даже дал ей большое приданое. Он обожал своих внуков Жоржа и Жанну, и написал поэтический сборник «Искусство быть дедом».



Преклонение перед детьми не положило конец любовным приключениям похотливого старика. Наоборот. Ему исполнилось 75 лет, и он стал злоупотреблять своей свободой. Жюльетта постоянно рылась в его вещах, все время следила и устраивала жуткие сцены. Невестка Алиса вместе с новым мужем и Жюльеттой запугали Бланш, сказав, что она может убить старика, он умрет в ее объятиях и она будет отвечать за убийство. Они заставили ее выйти замуж за владельца книжной лавки. Брак оказался несчастливым, и судьба Бланш сложилась весьма печально. Она пыталась увидеться с Гюго, но страдающий склерозом старик о ней забыл. Окончательно и навсегда.



Жюльетта умерла от рака кишечника в возрасте 77 лет. За несколько лет до ее смерти Гюго подарил Жюльетте часы с надписью «50 лет любви — самое счастливое из супружеств». Это было чистой правдой. Вместе с ним Жюльетта прожила более 50 лет. После смерти верной подруги Гюго не изменил своим привычкам. В записной книжке, начатой в январе 1885 года, он еще отметил восемь любовных свиданий (и это в 83 года!). Последнее из них состоялось в конце апреля 1885 года. Умер он 22 мая 1885 года от воспаления легких. Похоронен в Пантеоне в Париже.

Нет писателя более противоречивого, чем Виктор Гюго. Нравственность его произведений каким-то странным образом сочетается с удивительной безнравственностью писателя. В произведениях его больше сентиментальности, но меньше — подлинного величия. И совсем мало понимания человеческой души (этим как раз может похвастать другой классик французской литературы, стоящий на несколько голов выше Гюго, — Ги де Мопассан). Но почему-то до сих пор сердца людей продолжает волновать сентиментальная история об уродливом горбуне Квазимодо и девушке-цыганке с козочкой, которая произошла у стен древнейшего и прекраснейшего собора. Современность немыслима без этой истории — какой бы она ни была! Ее перечитывают, о ней спорят, по ней ставят популярные мюзиклы. Интересно — почему?


 


Коментарии:

  • < Назад
  • Вперёд >

retro.cc

Гюго, Виктор — WiKi

Детство

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — Абель[fr], (1798—1865) и Эжен[fr], (1800—1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго[fr] (1773—1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше[fr] (1772—1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж[6]. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

Юность и начало литературной деятельности

  Виктор Гюго в молодости

С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — «Yrtatine», которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия. В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri IV), положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издаёт Le Conservateur littéraire[fr], литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur[fr]. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго закрепившую за ним репутацию монархиста[6].

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше[fr] (1803—1868), в этом браке родилось пятеро детей:

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец»[fr] (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала — колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель»[fr] (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.

С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош[fr], в Бьевре[fr], поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивов» — Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера.

В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 — «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.

Гюго становится признанным вождём французского романтизма и его теоретиком.

  Карикатура Бенжамена Рубо «Большая дорога в будущее» (1842). Впереди колонны одетый драгуном Гюго, с лозунгом «Уродливое — это прекрасное». За ним следуют Т. Готье, Кассаньяк, Ф. Вей, Ламартин, некто П. Фуше, Э. Сю, А. Дюма, Ф. Сулье, Л. Гозлан, К. Делавинь, Ж. Мери, А. Карр, А. де Виньи.

Годы, посвящённые театру

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:

  • «Осенние листья»[fr] (Les Feuilles d’automne, 1831),
  • «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835),
  • «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures, 1837),
  • «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840).

В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 — год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» — в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: “Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра».

Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября — Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришелье в драме «Марион Делорм» или изгнанника Эрнани с испанским королём доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности, как в драме «Король забавляется», где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью, — красавцем и бессердечным эгоистом королём Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым уродом — шутом Трибуле.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра[7], в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором[7].

Смерть и похороны

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.

1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.

После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон[7].

  Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся — во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский[8]. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости — романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de ParisСобор Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Отверженные»

«Отве́рженные» (фр. Les Misérables) — роман-эпопея. Широко признан мировой литературной критикой и мировой общественностью апофеозом творчества писателя и одним из величайших романов XIX столетия. Впервые опубликован в 1862 году.

  Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)

Роман переведён на многие мировые языки и входит в большое количество школьных курсов по литературе. Он многократно ставился на сценах театров и не раз экранизировался во Франции и за её пределами под своим оригинальным названием.

«Собор Парижской Богоматери»

«Собо́р Пари́жской Богома́тери» (фр. Notre-Dame de Paris) — первый исторический роман на французском языке. Опубликован в марте 1831 года.

Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников (см. неоготика, Виолле-ле-Дюк).

Роман Гюго многократно экранизировался (впервые — в 1905 году). Также на основе «Собора Парижской Богоматери» были написаны музыкальные произведения, наиболее известное из которых — мюзикл «Нотр-Дам де Пари», поставленный в 1998 году во Франции.

«Человек, который смеётся»

  Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)

«Человек, который смеётся» (фр. L’Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля», но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся».

Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля — 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII века.[9]

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»)[12].

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя. Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери».

  Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».[13]

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго является художник Эмиль Байар («Отверженные»).[источник не указан 16 дней] Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги П. Н. Пинкисевич, последней книгой, которую иллюстрировал известный мастер гравюры А. И. Кравченко, был «Собор Парижской богоматери» (1940)[14]. Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 – 2011, Partie 2 – 2012. Éditions Soleil).

ru-wiki.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о