Иноземный гость посетив москву в 1819 г мог бы – Примеры 1 используя все приведенные слова и словосочетания составьте определения исторических понятий назовите эти понятия слова и словосочетания не могут использоваться дважды вы можете добавлять предлоги изменять слова по падежам и пр

Штрихи к портрету». О ком идет речь? — Мегаобучалка

Тексты олимпиадных заданий

По истории для школьных олимпиад

В 2011-2012 учебном году.

Раздел 1. Выполните задания, ответьте на вопросы:

1. Соотнесите имя князя и его прозвище:

1) Андрей а) «Александр Македонский русской истории»

2) Василий б) Боголюбский

3) Владимир в) Большое Гнездо

4) Всеволод г) Вещий

5) Иван д) Калита

6) Олег е) Красное Солнышко

7) Святослав ж) Мудрый

8) Ярослав з) «Пардус»

и) Святой

к) Темный

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)

2. Соотнесите дату и событие :

а) 907 а) Присоединение Астраханского ханства к России
б) 1552 б) Первый раздел Речи Посполитой
в) 1598 в) Завершение работы Венского конгресса
г) 1556 г) Начало покорения Западной Сибири
д) 1757 д) Нерчинский мир
е) 1581 е) Цусимское сражение
ж) 1772 ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе
з) 1815 з) Присоединение Западной Сибири к России
и) 1905 и) Ништадский мир
к) 1689 к) «Договор Олега с греками»
л) 1721 л) Присоединение Казанского ханства к России

(Форма записи: кд.)

(1 балл за каждую правильно составленную пару.

Максимальное число баллов – 10.)

3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.

А) съезд князей в Любече 1) 1097 г.

Б) поход русских князей против половцев 2) 1019 г.

В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве 3) 1111 г.

Г) битва на реке Воже 4) 1556 г.

Д) присоединение Астрахани 5) 1378 г.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

4. Какой князь правил позже других:

1) Иван Калита;

2) Симеон Гордый;

3) Юрий Долгорукий;

4) Иван II ?

(1 балл за правильный ответ.)

Что объединяет эти даты?

а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480

б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878

(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

Какие события стоят за следующими датами?

А) 1962 г.;

Б) август 1939 г.;

В) 1979-1989 гг;

Г) 12 июня 1991 г.;

Д) март 1953 г.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)



7. Государственный совет был основан:

А) в 1825 г.;

Б) в 1812 г.;

В) в 1810 г.;

Г) в 1861 г.

(1 балл за правильный ответ.)

8. Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?

(2 балла за правильный ответ.)

О ком эти слова?

А) «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».

Б) «Готовил реформы, пытался начать,

Но милостью царской решили сослать.»

(1 балл за правильный ответ.)

Исторический портрет.

Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений.

Кто она?

(2 балла за правильный ответ.)

11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

1) Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».

2) Посетить Третьяковскую галерею.

3) Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.

4) Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.

5) Закупить товары в ГУМе.

6) Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.

7) Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

Теория официальной народности» это-

А) революционная теория 19 века;

Б) идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;

В) манифест об отмене крепостного права;

Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».

(1 балл за правильный ответ.)

Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют

А) интеллигентами;

Б) бюрократами;

В) диссидентами;

Г) коррупционерами.

(1 балл за правильный ответ.)

14. Передача в частную собственность государственного имущества называется

А) конверсией;

Б) приватизацией;

В) Монополизацией;

Г) секуляризацией.

(1 балл за правильный ответ.)

15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:

А) писателями;

Б) художниками;

В) карикатуристами;

Г) скульпторами;

Д) музыкантами.

(1 балл за правильный ответ.)

О каком событии идет речь?

«Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку….»

Ответ:_____________________________

(3 балла за правильный ответ.)

17. Объясните значение слов:

Вотчина, вервь, летопись, праславяне, пергамент, писало.

( 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

18. В октябре 1748 года в Петербурге по настоянию М.В. Ломоносова было построено и открыто здание первой в России __________________, в ней сам Михаил Васильевич провел более 4000 опытов. Как называлось это заведение?

(2 балла за правильный ответ.)

Штрихи к портрету». О ком идет речь?

1. Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»

2. На его гербе было написано «Без лести предан»

3. Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

4. Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:

«Не время нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Добудем славу и свободу».

Жил и похоронен в Твери.

5. О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»

6. К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.

 

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

20. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны:

А) В.М. Молотов;

Б) Г.К. Жуков;

В) И.В. Сталин;

Г) Г.М. Маленков.

(1 балл за правильный ответ.)

21. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих во время Великой Отечественной войны:

А) «Илья Муромец»;

Б) «Святой Дмитрий Донской»;

В) «Святой Андрей Первозванный».

(1 балл за правильный ответ.)

22. Прочтите текст и укажите имя героя Великой Отечественной войны, о котором идет речь в тексте:

Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

(1 балл за правильный ответ.)

23. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

Б) бездельничать, праздно проводить время.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2.)

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?

(До 5 баллов за правильный ответ.)

Ответы на вопросы олимпиады.

1. 1-б, 2-к, 3-е, и, 4-в, 5-д, 6-г, 7-з,а , 8-ж.

2. ак, бл, вз, га, дж, ег, жб, зв, ие, кд, ли.

3. 1-в, 2-б, 3-а, 5-г, 4-д.

4. 4.

5. А) Борьба Руси с монголо-татарами;

Б) этапы закрепощения крестьян;

В) русско-турецкие войны.

6. а) карибский кризис;

б) подписание пакта Молотова-Риббентропа;

в) афганская война;

г) День независимости России; избрание первого президента РФ;

д) смерть И.В. Сталина.

7. в.

8. А. Невский, в 1242 г., после победы на Чудском озере.

9. О М.М. Сперанском.

10. княгиня Е.Р. Дашкова

11. 3, 6, 7.

12. б

13. в

14. б

15. г

16. подписание капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

17. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

18. химическая лаборатория.

19. Дурова, Аракчеев, Кипренский, Глинка, Брюллов, Семенов Тян-Шанский.

20. в

21. б

22. А. Матросов.

23. а) в грош не ставить, б) бить баклуши.

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Император имел в виду, что для осуществления либеральных реформ нужны люди, которые бы эти взгляды разделяли.

 

 

megaobuchalka.ru

Укажите лишнее имя в ряду российских дипломатов


2. Определение даты и события (-й) по представленному изображению

Восстановите тексты плакатов и расположите их в хронологическом порядке.

Даются изображения плакатов:

1. «Родина мать зовет!»;

2. «Ты – записался добровольцем?»;

3. «Помоги!»;

4. «Отстоим Москву!».

Ответ: 1) «Родина мать зовет!», 2) «Ты – записался добровольцем?», 3) «Помоги!»; 4) «Отстоим Москву!».

Плакаты должны были быть расположены в следующем порядке: 2, 3, 1, 4.

Соответствие событий, дат, персоналий

Примеры:

1. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими документами (укажите сочетание букв и номеров):

А. Иван IV 1) Указ о вольности дворянства

Б. Екатерина II 2) Жалованная грамота городам

В. Пётр III 3) Судебник

Г. Анна Иоанновна 4) Кондиции

Ответ:

А – 3, Б – 2, В – 1, Г — 4

2. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности.
1) Владимир Немирович-Данченко А) театр

2) Исаак Дунаевский Б) балет

3) Вера Мухина В) кинематограф

4) Вера Холодная Г) скульптура

Д) музыка

1) __; 2) __; 3) __; 4) __.

Ответ: 1) А; 2) Д; 3) Г; 4) В.

3. Соотнесите даты и события:

1. Включение Украины в состав России. А) 1700 г.

2. Освобождение Москвы от польских захватчиков. Б) 1654 г.

3. Начало Северной войны. В) 1721 г.

4. Провозглашение России империей. Г) 1612 г.

Д) 1762 г.

1) __; 2) __; 3) __; 4) __.

Ответ: 1) Б; 2) Г; 3) А; 4) В.

Познавательные задачи

Примеры:

1. Представьте себе такую ситуацию. На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает о том, что размеры земельных наделов, которыми его бывшие крепостные крестьяне владели до 19 февраля 1861 г., превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины всей земли и при этом отрезал излишек в свое непосредственное распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой, – отвечает другой помещик. – Мои бывшие крепостные тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». «И все по закону!» – вздохнул первый помещик. Почему первый помещик имел, согласно условиям крестьянской реформы 1861 г., на «отрезки», а второй помещик – не имел.

………………………………………………………………………………….

Ответ: Первый помещик имел земли в нечерноземной или черноземной полосе, а второй помещик – в степной полосе.

2. Представьте себе такую ситуацию. В княжеском суде в конце XI в. разбираются две абсолютно одинаковые жалобы. В обоих случаях жалуются на то, что должник не хочет возвращать данные под проценты деньги – 5 гривен. Однако в первом случае судья требует привести свидетелей, а во втором – приказывает жалобщику принести клятву в том, что он не лжет. Историки утверждают, что они могут точно определить род занятий второго жалобщика. Определите, чем он занимался, и объясните свое решение.

………………………………………………………………………………………

Ответ: Второй жалобщик – купец. Данный вывод опирается на нормы «пространной Русской правды».

Исторические кроссворды

Примеры:

1. Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».

В выделенной вертикальной строке должно получиться название город

Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой. Напишите хронологические рамки этой битвы.

1. Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. 2. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием Рейхстага. 3. Название немецкого плана вторжения в СССР. 4. Советский военачальник, с июня 1942 г. возглавлявший Генеральный штаб. 5. Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией в апреле 1945 г. 6. Герой Советского Союза, командир 316-й стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г. 7. Название операции по освобождению Белоруссии. 8. Город в Германии, близ которого произошла встреча советских и американских армий. 9. Командир крупного партизанского соединения на Украине. 10. Поэт, создатель «Василия Теркина».


Ответ: 1. Шостакович. 2. Кантария. 3. Барбаросса. 4. Василевский. 5. Кенигсберг. 6. Панфилов. 7. Багратион. 8. Торгау. 9. Ковпак. 10. Твардовский. Слово – Сталинград.

1) Коренной перелом. 2) 17 июля – 18 ноября 1942 г. 3) 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.

Региональный компонент истории (на примере московских городских олимпиад)

1. На территории Московского Кремля находятся:

1) Потешный дворец

2) Богоявленский собор

3) Патриаршие палаты

4) Палаты бояр Романовых

5) Здание синодальной типографии

Ответ: 1, 3.

2. Школьники, приехавшие в Москву на исторический марафон из разных городов России, работали с документами XVII века, и им захотелось увидеть те места нашего города, которые упоминаются в этих исторических источниках (они выделены в текстах курсивом).

2.1. Помогите им, указав эти места на карте современной Москвы. Впишите порядковые номера документов в пустые кружки на карте.

2.2. Выберите из перечня событий отечественной истории, приведенного ниже, те, которые упоминаются в данных отрывках. Внесите их порядковые номера и порядковые номера соответствующих отрывков в предложенную таблицу.

1. «По государеву указу для потехи государевой и его домочадцев иноземцу магистру Ягану Годфриду с Кокуя учинити комедию, а на комедии действовати из Библии «Книгу Есфирь…»

2. «Царю государю Алексею Михайловичу бьет челом холоп твой, Марчка Клементьев, сын Нелидов. По твоему, великого государя, указу велено мне быть в объезде за Москвой – рекой в Татарской слободе в Толмачах…»

3. «По твоему, государя Михаила Федоровича, указу поставлена новая хамовная изба в Хамовнической слободе после московского разорения вскоре…»

4. «Подьячий Роман Протопопов по крестному целованию сказал. Когда учинился пожар на Кулишках, я услышал колокол церкви Николая Чудотворца и увидел, что во дворе вдовы Ульяны горит кровля ее горницы…»

5. «Царю государю Михаилу Федоровичу бьют челом холопы твои, государевы, Кадашевской слободы старосты Родка Петров да Миронко Макарьев с товарищи…»

6. «Часов около 6 утра 25 июля 7170 года состоялся совет мирских людей, на котором стрелец Кузьма Нагаев, пришедший сюда с Трубы, говорил, чтоб стоять всем на изменников…»
Дается карта современной Москвы, где кружками обозначены районы исторических мест (Китай-город, Кремль, Таганское, Замоскворечье, Якиманка) о которых идет речь в приведенных выше отрывках.

События: 1) Соляной бунт, 2) казнь Степана Разина, 3) Медный бунт, 4) открытие Славяно-греко-латинской академии, 5) Смута начала XVII в., 6) открытие «Комидийной хоромины», 7) Хованщина.


События

Отрывки из документов

Ответы:


События

Отрывки из документов

3

6

5

3

6

1

3. Московской битве 1941-1942 гг. относятся следующие события:

а) Можайско-Малоярославецкая операция

б) парад Победы на Красной площади

в) ночной таран В.В. Талалихина

г) операция фашистских войск «Тайфун»

д) Тихвинская оборонительная операция

1) а, в, г, д 2) б, в, г, д 3) а, г 4) а, в, г

4. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:


  1. послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя»

  2. посетить Третьяковскую галерею

  3. полюбоваться памятником Минину и Пожарскому

  4. послушать литургию в Храме Христа Спасителя

  5. закупить товары в ГУМе

  6. пройтись по магазинам Кузнецкого моста

  7. купить сочинения И.А. Крылова

Напишите номер (а) ответа

Ответ: 1, 6, 7.

5. В Москве работают следующие государственные музеи:


  1. Палеонтологический

  2. А.В. Суворова

  3. Воды

  4. Русский

  5. А.И. Герцена

  6. Янтаря

Ответ: 1, 3, 5

Использование государственной символики


  1. Назовите элементы герба России, которые появились в следующие эпохи истории Отечества:

    1. Великое княжество Московское.

    2. Московское царство;

    3. Российская империя.

Ответ:

    1. Великое княжество Московское – изображения Георгия Победоносца;

    2. Московское царство – двуглавый орел, скипетр и держава;

    3. Российская империя – императорская корона.

  1. Перед Вами изображения короны, державы и скипетра. Какое отношение имеют эти регалии царской власти к гербу Российской империи? Что каждая из них символизировала?

Ответ:

1 – на гербе было три короны (две на головах орлов и одна между ними), а в лапах орел держал скипетр и державу;

2 – корона — венок (венец) римских царей; держава – подвластное монарху государство, скипетр – посох пастыря.

Примеры тем-сочинений-эссе (примеры охватывают отдельные исторические периоды)

— «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.М. Карпов).

— Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов).

— «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов).

— «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с Земским собором. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли». (В.О. Ключевский).

— «Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед». (И.Л. Андреев).

— «Елизавета своей популярностью обязана ужасам времен Анны». (В.О. Ключевский).

— «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер).

— «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко).

— «Есть имена, которые покрывают собой работу целого поколения… 60-х гг. имя Чернышевского было таким условным именем». (Н.А. Котляревский)

— «Отмена» крепостного права представляет собой, вероятно… единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике». (Т. Эмменс).
Региональное жюри Олимпиады по истории желает Вам УСПЕХА!

mognovse.ru

Тексты олимпиадных заданий по истории для школьных олимпиад

Раздел 1. Выполните задания, ответьте на вопросы:

  1. Соотнесите имя князя и его прозвище:
  1. Андрей                              а)  «Александр Македонский русской истории»
  2. Василий                                б)   Боголюбский
  3. Владимир                             в)  Большое Гнездо
  4. Всеволод                              г)  Вещий
  5. Иван                                       д) Калита
  6. Олег                                        е) Красное Солнышко
  7. Святослав                              ж) Мудрый
  8. Ярослав                                   з) «Пардус»

                                                   и)  Святой

                                                    к) Темный

(1 балл  за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)

2. Соотнесите дату и событие :

а) 907

а) Присоединение Астраханского ханства к России

б) 1552

б) Первый раздел Речи Посполитой

в) 1598

в) Завершение работы Венского конгресса

г) 1556

г) Начало покорения Западной Сибири

д) 1757

д) Нерчинский мир

е) 1581

е) Цусимское сражение

ж) 1772

ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе

з) 1815

з) Присоединение Западной Сибири к России

и) 1905

и) Ништадский мир

к) 1689

к) «Договор Олега с греками»

л) 1721

л) Присоединение Казанского ханства к России

(Форма записи: кд.)

(1 балл за каждую правильно составленную пару.

Максимальное число баллов – 10.)

3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.

         А)  съезд князей в Любече                                                          1)  1097 г.

         Б)  поход русских князей против половцев                           2) 1019 г.

         В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве                                3) 1111 г.

         Г) битва на реке Воже                                                          4) 1556 г.

         Д) присоединение Астрахани                                               5) 1378 г.

(1 балл за   правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

      4.  Какой князь правил позже других:

         1) Иван Калита;

         2) Симеон Гордый;

          3) Юрий Долгорукий;

          4)  Иван II ?

         (1 балл   за   правильный ответ.)

      5. Что объединяет эти даты?

        а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480

        б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

        в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878

       (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

6. Какие события стоят за следующими датами?

А)  1962 г.;

Б) август 1939 г.;

В)  1979-1989 гг;

Г) 12 июня 1991 г.;

Д)  март 1953 г.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

7. Государственный совет был основан:

А) в 1825 г.;

Б) в 1812 г.;

В) в 1810 г.;

Г) в 1861 г.

(1 балл за   правильный ответ.)

8.  Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?

(2 балла  за   правильный ответ.)

9. О ком эти слова?

А)  «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».

Б) «Готовил реформы, пытался начать,

      Но милостью царской решили сослать.»

(1 балл  за   правильный ответ.)

10.  Исторический портрет.

Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений. Кто она?

(2 балла  за   правильный ответ.)

11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

  1. Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».
  2. Посетить Третьяковскую галерею.
  3. Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.
  4. Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.
  5. Закупить товары в ГУМе.
  6. Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.
  7. Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________________________________________

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

12.        «Теория официальной народности» это-

А)  революционная теория 19 века;

Б)  идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;

В) манифест об отмене крепостного права;

Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».

(1 балл  за   правильный ответ.)

 13. Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют

А) интеллигентами;

Б) бюрократами;

В) диссидентами;

Г) коррупционерами.

(1 балл  за   правильный ответ.)

14.  Передача   в частную собственность государственного имущества называется

А) конверсией;

Б) приватизацией;

В) Монополизацией;

Г) секуляризацией.

(1 балл  за   правильный ответ.)

15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:

А) писателями;

Б) художниками;

В) карикатуристами;

Г) скульпторами;

Д) музыкантами.

(1 балл  за   правильный ответ.)

16.  О каком событии идет речь?

«Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку….»

Ответ:_____________________________________________________________

(3 балла  за   правильный ответ.)

17. Объясните значение слов:

Вотчина, вервь, летопись, праславяне, пергамент, писало.

( 1 балл  за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

18.  В  октябре 1748 года в Петербурге по настоянию М.В. Ломоносова было построено и открыто здание первой в России __________________, в ней сам Михаил Васильевич провел более 4000 опытов. Как называлось это заведение?

(2 балла  за   правильный ответ.)

19. «Штрихи к портрету». О ком идет речь?

  1. Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»
  2. На его гербе было написано «Без лести предан»
  3. Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
  4. Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:

«Не время нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Добудем славу и свободу».

Жил и похоронен в Твери.

  1. О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»
  2. К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.

 

(1 балл  за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

20. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны:

А) В.М. Молотов;

Б) Г.К. Жуков;

В) И.В. Сталин;

Г) Г.М. Маленков.

(1 балл  за   правильный ответ.)

21. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих во время Великой Отечественной войны:

А) «Илья Муромец»;

Б) «Святой Дмитрий Донской»;

В) «Святой Андрей Первозванный».

(1 балл   за   правильный ответ.)

22. Прочтите текст и укажите имя героя Великой Отечественной войны, о котором идет речь в тексте:

Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

(1 балл   за   правильный ответ.)

23. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

Б) бездельничать, праздно проводить время.

(1 балл   за   правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2.)

 

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?

(До 5 баллов  за   правильный ответ.)

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы олимпиады.

  1. 1-б, 2-к, 3-е, и, 4-в, 5-д, 6-г, 7-з,а , 8-ж.
  2. ак,  бл, вз,  га,  дж,  ег, жб, зв,  ие, кд, ли.
  3. 1-в, 2-б, 3-а, 5-г, 4-д.
  4. 4.
  5. А) Борьба Руси с монголо-татарами;

Б) этапы закрепощения крестьян;

В) русско-турецкие войны.

       6. а) карибский кризис;

            б) подписание пакта Молотова-Риббентропа;

           в) афганская война;

            г) День независимости России; избрание первого президента РФ;

            д) смерть И.В. Сталина.

7.  в.

8.   А. Невский, в 1242 г., после победы на Чудском озере.

9.   О М.М. Сперанском.

10.  княгиня Е.Р. Дашкова

11. 3, 6, 7.

12. б

13. в

14. б

15. г

16. подписание капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

17. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

18. химическая лаборатория.

19. Дурова, Аракчеев, Кипренский, Глинка, Брюллов, Семенов Тян-Шанский.

20. в

21. б

22. А. Матросов.

23. а) в грош не ставить, б) бить баклуши.

Раздел 2. Проблемный вопрос:

 Император имел в виду, что для осуществления либеральных реформ нужны люди, которые бы эти взгляды разделяли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lavrova.pedumr.ru

Олимпиадная работа по истории 11 класс

Олимпиадная работа по истории 11 класс
Раздел 1. Выполните задания, ответьте на вопросы:

Соотнесите имя князя и его прозвище:

Андрей а) «Александр Македонский русской истории»

Василий б) Боголюбский

Владимир в) Большое Гнездо

Всеволод г) Вещий

Иван д) Калита

Олег е) Красное Солнышко

Святослав ж) Мудрый

Ярослав з) «Пардус»

и) Святой

к) Темный

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)
2. Соотнесите дату и событие:

а) 907 а) Присоединение Астраханского ханства к России

б) 1552 б) Первый раздел Речи Посполитой

в) 1598 в) Завершение работы Венского конгресса

г) 1556 г) Начало покорения Западной Сибири

д) 1757 д) Нерчинский мир

е) 1581 е) Цусимское сражение

ж) 1772 ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе

з) 1815 з) Присоединение Западной Сибири к России

и) 1905 и) Ништадский мир

к) 1689 к) «Договор Олега с греками»

л) 1721 л) Присоединение Казанского ханства к России
(1 балл за каждую правильно составленную пару.

Максимальное число баллов – 10.)
3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.
А) съезд князей в Любече 1) 1097 г.

Б) поход русских князей против половцев 2) 1019 г.

В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве 3) 1111 г.

Г) битва на реке Воже 4) 1556 г.

Д) присоединение Астрахани 5) 1378 г.
(1 балл за правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)
4. Какой князь правил позже других:

1) Иван Калита;

2) Симеон Гордый;

3) Юрий Долгорукий;

4) Иван II

(1 балл за правильный ответ.)
5. Что объединяет эти даты?

а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480

б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878

(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)
6. Какие события стоят за следующими датами?
А) 1962 г.;

Б) август 1939 г.;

В) 1979-1989 гг;

Г) 12 июня 1991 г.;

Д) март 1953 г.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)
7. Государственный совет был основан:
А) в 1825 г.;

Б) в 1812 г.;

В) в 1810 г.;

Г) в 1861 г.

(1 балл за правильный ответ.)
8. Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?

(2 балла за правильный ответ.)
9. О ком эти слова?
А) «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».

Б) «Готовил реформы, пытался начать,

Но милостью царской решили сослать».

(1 балл за правильный ответ.)

10. Исторический портрет.
Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений. Кто она?

(2 балла за правильный ответ.)
11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Посетить Третьяковскую галерею.

Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.

Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.

Закупить товары в ГУМе.

Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.

Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________________________________________

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)
12. «Теория официальной народности» это-
А) революционная теория 19 века;

Б) идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;

В) манифест об отмене крепостного права;

Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».

(1 балл за правильный ответ.)
13. Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют
А) интеллигентами;

Б) бюрократами;

В) диссидентами;

Г) коррупционерами.

(1 балл за правильный ответ.)
14. Передача в частную собственность государственного имущества называется
А) конверсией;

Б) приватизацией;

В) монополизацией;

Г) секуляризацией.

(1 балл за правильный ответ.)
15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:
А) писателями;

Б) художниками;

В) карикатуристами;

Г) скульпторами;

Д) музыкантами.

(1 балл за правильный ответ.)
16. О каком событии идет речь?
«Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку….»

Ответ:_____________________________________________________________
(3 балла за правильный ответ.)
17. Объясните значение слов:
Вотчина, вервь, летопись, праславяне, пергамент, писало.

( 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)
18. В октябре 1748 года в Петербурге по настоянию М.В. Ломоносова было построено и открыто здание первой в России __________________, в ней сам Михаил Васильевич провел более 4000 опытов. Как называлось это заведение?

(2 балла за правильный ответ.)
19. «Штрихи к портрету». О ком идет речь?

А) Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»

Б) На его гербе было написано «Без лести предан»

В) Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

Г) Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:

«Не время нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Добудем славу и свободу».

Д) О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»

Е) К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)
20. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны:
А) В.М. Молотов;

Б) Г.К. Жуков;

В) И.В. Сталин;

Г) Г.М. Маленков.

(1 балл за правильный ответ.)
21. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих во время Великой Отечественной войны:
А) «Илья Муромец»

Б) «Святой Дмитрий Донской»;

В) «Святой Андрей Первозванный».

(1 балл за правильный ответ.)
22. Прочтите текст и укажите имя героя Великой Отечественной войны, о котором идет речь в тексте:
Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

(1 балл за правильный ответ.)
23. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:
А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

Б) бездельничать, праздно проводить время.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2)

Раздел 2. Проблемный вопрос:
Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?

(До 5 баллов за правильный ответ.)

h.120-bal.ru

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории

9 класс

Часть А

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Свой ответ обоснуйте.

а) он приказал убить полоцкого князя Рогволода, способствовал убийству своего брата Ярополка, изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь. _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) Он принимал активное участие: во введении в России первой винной монополии, строительстве Транссибирской магистрали, проведении финансовой реформы, заключении Портсмутского мира.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

в) Он благоговел перед памятью таких разных людей, как: Ермак Тимофеевич, А.Д. Меньшиков, Ф.Р. Морозова -Соковнина, С.Т. Разин, П.А. Романов и показал это отношении своим современникам и потомкам.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и обоснуйте свой выбор.

а) Земский собор, коллегия, министерство, приказ

______________________________________________________________________________________________________________________________________

б) 1852 год стал годом больших потерь для русской культуры. Тогда из жизни ушли: А.А. Алябьев, К.П. Брюллов, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, П.А. Федотов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

в) 1686 г., 1772 г., 1793 г., 1795 г. __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Найдите несколько ошибок в тексте, и подчеркните их.

«В средние века русский крестьянин возделывал следующие сельскохозяйственные культуры: картофель, огурцы, помидоры, репу, баклажаны, морковь, капусту, зелёный перец, фасоль, петрушку».

Задание 4. Предположите, когда и кем эта программа могла быть создана?

«4. Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие — гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский.

5. Вся земля… разделяется на две части: волостную и частную. Первая принадлежит обществу, вторая — частным людям.

8. Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается народному вечу, вторая Державной Думе. Власть блюстительная поручается Верховному собору».

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы (выпишите номера правильных вариантов):

1) Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».

2) Посетить Третьяковскую галерею.

3) Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.

4) Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.

5) Закупить товары в ГУМе.

6) Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.

7) Купить сочинения И.А. Крылова.

__________________________________________________________________

Задание 6. Подчеркните НЕ верное: в Красноярске воздвигнуты скульптурные памятники следующим историческим деятелям:

Ф.М. Достоевскому,

А.А. Дубенскому,

Ермаку,

В.И. Ленину,

А.С. Пушкину,

Н.П. Резанову,

В.И. Сурикову,

Л.Н. Толстому,

А.П. Чехову.

Задание 7. Расположите в хронологической последовательности:

1) «Народная воля»;

2) «Союз Михаила Архангела»;

3) «Северный союз русских рабочих»

4) «Союз освобождения»;

5) Группа «Освобождение труда»;

6) «Союз благоденствия».

__________________________________________

Задание 8. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определение исторических понятий. Назовите эти понятия.

1) накопление, истории, дисциплина, развитие, изучающая, общества, знаний, человеческого, по, историческая, и;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) географические, изучающий, происхождение, их, названия, и, ономастики, раздел;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) уходящий, заработки, на, деревни, крестьянин, работы, сезонные, из, на;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. В России (по древнеримской практике) с XVIII века стали давать военачальникам почётные титулы, связанные с названием мест или стран, где ими были одержаны победы. Так, А.В. Суворов имел почётные титулы графа Рымникского и князя Италийского. Вспомните победы, одержанные перечисленными ниже лицами и пожалованные им титулы. Свой ответ впишите в таблицу.

Фамилия

Почётный титул

М.Н. Голенищев — Кутузов

В.М. Долгоруков

А.Г. Орлов

И.Ф. Паскевич

Г.А. Потёмкин

П.А. Румянцев

Задание 10. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими документами. (Отметьте сочетания букв и порядковых номеров).

1) Указ о вольности дворянства А. Анна Иоановна

2) Жалованная грамота городам Б. Иван IV Грозный

3) Судебник В. Екатерина II Великая

4) Кондиции Г. Пётр III

5) Соборное уложение

___________________________________________________________

Задание 11. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о выдающихся достижениях архитектуры барокко
в России. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о барокко представлены сведения о постройках, возведенных в других архитектурных стилях.

В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия архитектурных стилей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.

1) Торжественность, необычайная пышность, обилие лепнины — вот что отличало в первую очередь этот стиль в архитектуре.

2) Заимствуя приемы и формы, разработанные в античной архитектуре, российские зодчие создавали удивительные по красоте и изяществу ансамбли.

3) Екатерининский дворец в Царском Селе, построенный по проекту В.В.Растрелли, по праву считается классическим воплощением принципов и требований этого стиля в архитектуре.

4) Постройки, выполненные по канонам данного стиля, легко узнать по разнообразию форм окон, фасадам, украшенным живописными панно или мозаикой, замысловатым балконам, нависающим карнизам.

5) И еще один неизменный признак этого архитектурного стиля — величественный портик с колоннами, фронтонами, скульптурным фризом.

6) Таков, например, великолепный ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге с его знаменитой колокольней.

7) Достойно соперничает с колокольней Смольного собора шпиль Адмиралтейства, увенчанный корабликом, символом Санкт-Петербурга.

8) Для Москвы таким символом можно считать дом Пашкова, удивительно гармоничный и праздничный.

9) Впечатляет и особняк Рябушинского, возведенный по проекту классика этого архитектурного стиля Ф.О.Шехтеля.

10) Прекрасны Строгановский дворец на набережной реки Мойки в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве.

Задание 12. Установите соответствие между именами историков и названиями произведений.

1) Н.М. Карамзин А. «Очерк по истории смуты в Московском государстве»

2) В.О. Ключевский Б. «История государства российского»

3) С.Ф. Платонов В. «Древняя Русь и Великая Степь»

4) С.М. Соловьёв Г. «История России с древнейших времён»

Д. «Курс русской истории»

__________________________________________________________________

Задание 13. Расположите в хронологической последовательности:

1) Открытие Славяно-греко-латинской академии;

2) Переход на летоисчисление от Рождества Христова;

3) Переяславская Рада;

4) Воцарение династии Романовых.

__________________________________________________________________

Задание 14. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет».

1) Новгород в ХII — ХIII вв. производил хлеб в объемах, обеспечивавших не только внутреннее потребление, но и обширный экспорт. ______________

2) Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций. _____________________________

3) Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.__________________________________________

4)В начале XIX в. уходивший в город на заработки крестьянин-отходник мог получить паспорт сроком до трех лет. ______________________________

5) «Безобразовской кликой» в начале XX в. называли группу придворных, выступавших за отмену ключевых положений Манифеста 17 октября 1905 г.

__________________________________________________________________

Задание 15. Скульптору М.О. Микешину, автору памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, царствовавший монарх высказал пожелание: «Батюшку хорошо бы на памятнике изобразить».

Назовите этого монарха. Кого он просил изобразить на памятнике?

__________________________________________________________________

Часть B.

Темы сочинений – эссе.

Дорогие участники олимпиады!

Перед вами 10 высказываний о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой Вашего эссе. Желательно, чтобы при выполнении письменной работы Вы смогли продемонстрировать членам жюри:

— обоснованность выбора темы;

— творческий характер восприятия темы, её смысла;

— грамотность в использовании фактов и терминов;

— чёткость и доказательность основных положений работы;

— знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем удачи!

1. «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой».

(С.Ф. Платонов).

2.«Великий вклад великого преобразователя — Петра I — создание в государстве промышленного производства, способствовавшему гигантскому скачку в развитии производительных сил страны. Однако заимствование «западных технологий» такимархаическим, точнее, своеобразным социумом, как Россия, впоследствии дало вместе стем и чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни еще болеежестокие, более грубые формы эксплуатации, чем самые суровые формы крепостной зависимости».

(Л.В. Милов).

3. «Реформы Александра остановили страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей».

(В.В. Бондаренко).

4. «Декабристы — историческая случайность, обросшая литературой».

(В.О. Ключевский).

5. «У нас западников и славянофилов была одна любовь … — и мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, вто время, как сердце билось одно».

(А.И. Герцен)

.

6. «Было бынесправедливо отрицать громадные успехи, сделанные в это 30-летнее царствование (Николая I) во всех отраслях государственного устройства России; во всем же, что было сделано в этот период, Государю принадлежало личное, непосредственное руководство».

(Д.А. Милютин).

7. «Разумеется не все намеченное Александру II удалось выполнить…

какие-то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, а

зачастую и недобросовестными исполнителями…И все же, несмотря на всю

критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра II великимреформатором».

(Я.К Длуголенский).

8. Главнейшая заслуга императора Александра III в том, что он процарствовал 13 летмирно, не имея ни одной войны, но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия неуступками, а справедливой и непоколебимой твердостью».

(С.Ю. Витте).

9. Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина, этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И сдвиг поистине революционный по существу».

(П.Б. Струве).

10. «Совершенное по тайному приказу правительства убийство семьи, которая, несмотря на свое царственное происхождение, была на удивление обычной семьей…, стремившейся только к мирной жизни, стало первым шагом на пути геноцида миллионов людей».

(Р. Пайпс).

7

refdb.ru

Олимпиада по истории России 9 класс

Всероссийская олимпиада по истории России (школьный этап) 9 класс.

Фамилия, имя, отчество (полностью)________________________________________________________________

Класс ______________________

1.Выполните задания, ответьте на вопросы:

Соотнесите имя князя и его прозвище:

  1. Андрей                               а)  «Александр Македонский русской истории»

  2. Василий                             б)   Боголюбский

  3. Владимир                           в)  Большое Гнездо

  4. Всеволод                            г)  Вещий

  5. Иван                                    д) Калита

  6. Олег                                     е) Красное Солнышко

  7. Святослав                            ж) Мудрый

  8. Ярослав                                з) «Пардус»

                                              и)  Святой

                                              к) Темный

(1 балл  за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)

2. Соотнесите дату и событие :

а) 907

а) Присоединение Астраханского ханства к России

б) 1552

б) Первый раздел Речи Посполитой

в) 1598

в) Завершение работы Венского конгресса

г) 1556

г) Начало покорения Западной Сибири

д) 1757

д) Нерчинский мир

е) 1581

е) Цусимское сражение

ж) 1772

ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе

з) 1815

з) Присоединение Западной Сибири к России

и) 1905

и) Ништадский мир

к) 1689

к) «Договор Олега с греками»

л) 1721

л) Присоединение Казанского ханства к России

(1 балл за каждую правильно составленную пару. Максимальное число баллов – 10.)

3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.

         А)  съезд князей в Любече                                                     1)  1097 г.

         Б)  поход русских князей против половцев                           2) 1019 г.

         В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве                               3) 1111 г.

         Г) битва на реке Воже       4) 1556 г.

         Д) присоединение Астрахани         5) 1378 г.

(1 балл за   правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

      4.  Какой князь правил позже других:

        1) Иван Калита;

         2) Симеон Гордый;

        3) Юрий Долгорукий;

        4)  Иван II ?

         (1 балл   за   правильный ответ.)

      5. Что объединяет эти даты?

        а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480

        б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

        в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878

       (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

6. Какие события стоят за следующими датами?

А)  9 января 1905 год Б) 2 марта 1917 год В)  3 марта 1918 год Г) 1894-1917 год

Д)  1904-1905 год

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

7. Государственный совет был основан:

А) в 1825 г.; Б) в 1812 г.; В) в 1810 г.; Г) в 1861 г.

(1 балл за   правильный ответ.)

8.  Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?

(2 балла  за   правильный ответ.)

9. О ком эти слова?

А)  «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».

Б) «Готовил реформы, пытался начать, но милостью царской решили сослать.»

(1 балл  за   правильный ответ. Всего2 балла )

10.  Исторический портрет.

Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений. Кто она?

(2 балла  за   правильный ответ.)

11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

  1. Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».

  2. Посетить Третьяковскую галерею.

  3. Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.

  4. Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.

  5. Закупить товары в ГУМе.

  6. Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.

  7. Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________________________________________

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

12.    «Теория официальной народности» это-

А)  революционная теория 19 века;

Б)  идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;

В) манифест об отмене крепостного права;

Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».

(1 балл  за   правильный ответ.)

 13. Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют

А) интеллигентами; Б) бюрократами; В) диссидентами; Г) коррупционерами.

(1 балл  за   правильный ответ.)

14.  Передача   в частную собственность государственного имущества называется

А) конверсией; Б) приватизацией; В) Монополизацией; Г) секуляризацией.

(1 балл  за   правильный ответ.)

15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:

А) писателями; Б) художниками; В) карикатуристами; Г) скульпторами; Д) музыкантами.

(1 балл  за   правильный ответ.)

16.  О каком событии идет речь?

Расположите в хронологической последовательности:

     А) Указ о вольных хлебопашцах    Б) Указ о единонаследии В) Указ об учреждении Сената

  Г) Указ об обмене выкупных платежей с крестьян.

(4 балла за каждый правильный ответ )

17. Объясните значение слов:

Вотчина, вервь, летопись, мануфактура, пергамент.

( 1 балл  за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

18.  Что является лишним в ряду?

     А) Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве:

          холоп, тысяцкий, закуп, рядович.

     Б) Техника ювелирного искусства Древней Руси:

          скань, зернь, финифть, фреска.

     В) Должностные лица Новгородской республики:

          тысяцкий, посадник, колчанский староста, фендрик.

     Г) Вооружение стрелецкого войска:

          бердыш, пищаль, арбалет.

(1 балл за каждый правильный ответ. Всего 4 балла)

19. «Штрихи к портрету». О ком идет речь?

  1. Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»

  2. На его гербе было написано «Без лести предан»

  3. Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

  4. Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:

«Не время нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Добудем славу и свободу».

Жил и похоронен в Твери.

  1. О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»

  2. К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.

(1 балл  за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

20. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

Б) бездельничать, праздно проводить время.

(1 балл   за   правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2.

21.Проблемный вопрос:

Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?

(До 5 баллов  за   правильный ответ.)

Всего:74 балла

infourok.ru

Олимпиада по истории 9 класс с ответами фгос |

Раздел 1. Выполните задания, ответьте на вопросы:

Соотнесите имя князя и его прозвище:

Андрей а) «Александр Македонский русской истории»
Василий б) Боголюбский
Владимир в) Большое Гнездо
Всеволод г) Вещий
Иван д) Калита
Олег е) Красное Солнышко
Святослав ж) Мудрый
Ярослав з) «Пардус»

и) Святой

к) Темный

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)

2. Соотнесите дату и событие :

а) 907

а) Присоединение Астраханского ханства к России

б) 1552

б) Первый раздел Речи Посполитой

в) 1598

в) Завершение работы Венского конгресса

г) 1556

г) Начало покорения Западной Сибири

д) 1757

д) Нерчинский мир

е) 1581

е) Цусимское сражение

ж) 1772

ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе

з) 1815

з) Присоединение Западной Сибири к России

и) 1905

и) Ништадский мир

к) 1689

к) «Договор Олега с греками»

л) 1721

л) Присоединение Казанского ханства к России

(Форма записи: кд.)

(1 балл за каждую правильно составленную пару.

Максимальное число баллов – 10.)

3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.

А) съезд князей в Любече 1) 1097 г.

Б) поход русских князей против половцев 2) 1019 г.

В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве 3) 1111 г.

Г) битва на реке Воже 4) 1556 г.

Д) присоединение Астрахани 5) 1378 г.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

4. Какой князь правил позже других:

1) Иван Калита;

2) Симеон Гордый;

3) Юрий Долгорукий;

4) Иван II ?

(1 балл за правильный ответ.)

5. Что объединяет эти даты?

а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480

б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878

(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

6. Какие события стоят за следующими датами?

А) 1962 г.;

Б) август 1939 г.;

В) 1979-1989 гг;

Г) 12 июня 1991 г.;

Д) март 1953 г.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

7. Государственный совет был основан:

А) в 1825 г.;

Б) в 1812 г.;

В) в 1810 г.;

Г) в 1861 г.

(1 балл за правильный ответ.)

8. Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?

(2 балла за правильный ответ.)

9. О ком эти слова?

А) «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».

Б) «Готовил реформы, пытался начать,

Но милостью царской решили сослать.»

(1 балл за правильный ответ.)

10. Исторический портрет.

Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений. Кто она?

(2 балла за правильный ответ.)

11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Посетить Третьяковскую галерею.
Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.
Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.
Закупить товары в ГУМе.
Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.
Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________________________________________

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

12. «Теория официальной народности» это-

А) революционная теория 19 века;

Б) идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;

В) манифест об отмене крепостного права;

Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».

(1 балл за правильный ответ.)

13. Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют

А) интеллигентами;

Б) бюрократами;

В) диссидентами;

Г) коррупционерами.

(1 балл за правильный ответ.)

14. Передача в частную собственность государственного имущества называется

А) конверсией;

Б) приватизацией;

В) Монополизацией;

Г) секуляризацией.

(1 балл за правильный ответ.)

15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:

А) писателями;

Б) художниками;

В) карикатуристами;

Г) скульпторами;

Д) музыкантами.

(1 балл за правильный ответ.)

16. О каком событии идет речь?

«Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку….»

Ответ:_____________________________________________________________

(3 балла за правильный ответ.)

17. Объясните значение слов:

Вотчина, вервь, летопись, праславяне, пергамент, писало.

( 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

18. В октябре 1748 года в Петербурге по настоянию М.В. Ломоносова было построено и открыто здание первой в России __________________, в ней сам Михаил Васильевич провел более 4000 опытов. Как называлось это заведение?

(2 балла за правильный ответ.)

19. «Штрихи к портрету». О ком идет речь?

Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»
На его гербе было написано «Без лести предан»
Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:

«Не время нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Добудем славу и свободу».

Жил и похоронен в Твери.

О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»
К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

20. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны:

А) В.М. Молотов;

Б) Г.К. Жуков;

В) И.В. Сталин;

Г) Г.М. Маленков.

(1 балл за правильный ответ.)

21. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих во время Великой Отечественной войны:

А) «Илья Муромец»;

Б) «Святой Дмитрий Донской»;

В) «Святой Андрей Первозванный».

(1 балл за правильный ответ.)

22. Прочтите текст и укажите имя героя Великой Отечественной войны, о котором идет речь в тексте:

Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

(1 балл за правильный ответ.)

23. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

Б) бездельничать, праздно проводить время.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2.)

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?

(До 5 баллов за правильный ответ.)

Ответы на вопросы олимпиады.

1-б, 2-к, 3-е, и, 4-в, 5-д, 6-г, 7-з,а , 8-ж.
ак, бл, вз, га, дж, ег, жб, зв, ие, кд, ли.
1-в, 2-б, 3-а, 5-г, 4-д.
4.
А) Борьба Руси с монголо-татарами;

Б) этапы закрепощения крестьян;

В) русско-турецкие войны.

6. а) карибский кризис;

б) подписание пакта Молотова-Риббентропа;

в) афганская война;

г) День независимости России; избрание первого президента РФ;

д) смерть И.В. Сталина.

7. в.

8. А. Невский, в 1242 г., после победы на Чудском озере.

9. О М.М. Сперанском.

10. княгиня Е.Р. Дашкова

11. 3, 6, 7.

12. б

13. в

14. б

15. г

16. подписание капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

17. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

18. химическая лаборатория.

19. Дурова, Аракчеев, Кипренский, Глинка, Брюллов, Семенов Тян-Шанский.

20. в

21. б

22. А. Матросов.

23. а) в грош не ставить, б) бить баклуши.

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Император имел в виду, что для осуществления либеральных реформ нужны люди, которые бы эти взгляды разделяли.

urok-na-temu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *