Идейно тематическое содержание сатир кантемира – Литературная судьба А.Кантемира. Сатиры А.Кантемира. Объекты и пафос сатирического осмеяния, идейные позиции сатирика. Значения Кантемира в истории русской литературы.

Творчество А.Д. Кантемира. Композиционное и тематическое своеобразие сатир Кантемира.

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир, сатирик, переводчик и дипломат первой половины XVIII века, родился в 1708 г. в Константинополе.

Он составил «Симфонию на Псалтырь» — систематизацию изречений, взятых из Псалтыри, облегчавшую пользование ими для практических целей. Рукопись своего труда вместе с посвящением автор поднес императрице Екатерине I, и в следующем году книга была напечатана в 1250 экземплярах. В то же время Кантемир усердно занимался переводами и сочинял любовные песенки, о которых он вспомнил потом в IV сатире (стихи 151 — 165).

 

Горячо сочувствуя делам Петра I, Кантемир сознательно примкнул к небольшому кружку лиц, хранивших петровские предания, во главе которого стоял Феофан Прокопович. Памятником благоговейного отношения А. Кантемира к памяти Петра Великого стала еще, «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (1731), где за неуклюжими виршами чувствуется искренний лиризм автора.

 

Сатиры Кантемира были приветствованы сочувственными стихотворениями Феофана Прокоповича и Феофила Кролика, префекта Заиконоспасской академии. В словах Феофана, однако, слышится упрек в недостаточно смелом нападении на общего врага. Ответом на сочувственный отзыв Феофана Прокоповича явилась III сатира, которую Кантемир послал архиепископу новгородскому из Москвы в августе 1730 г. В начале 1731г. написаны сатиры IV и V (первая из них содержит обращение автора к своей музе). В последних трех сатирах мы уже не видим живого отношения к окружающей действительности: обличения автора принимают отвлеченный, философический характер, теряя и в сатирической силе, и в историческом значении. Только там и сям рассеянные личные намеки на Меншикова, Остермана, Рагузинского и др. состав­ляют связь с русской действительностью; недостаточное знакомство с русской жизнью вне столиц слишком очевидно. Когда в VI сатире он заговорил о сельском священнике, которому знакома дорога в кружало, то обличительный тон его не вяжется с картиной безысходной нужды, которую создает себе по некоторым подробностям более вдумчивый читатель.



 

Сатиры Кантемира, за немногими исключениями, имеют два заглавия. Одно заглавие — «тематическое» («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и т. п.). Другое заглавие — «нетематическое» — как правило, обозначает адресата, к которому обращается автор («К уму своему», «К Архиепископу Новгородскому» и т. д.), либо — в случае диалогического построения сатиры — участников диалога («Филарет и Евгений», «Сатир и Периерг»).

В известном смысле стихосложение сатир — явление уникальное в русской поэзии. Кроме Кантемира, почти никто им не пользовался. Стих его сатир в основе своей, конечно, силлабический, но это не обычная, не «классическая» силлабика, а реформированная. В нее введены элементы тонического принципа, и потому вернее будет определить ее как своего рода тонизированную силлабику. Сатиры написаны тринадцатисложным стихом с обычной для силлабической системы женской рифмой. Каждый стих обязательно имеет цезуру, делящую стих на два полустишия; в первом полустишии семь слогов, во втором — шесть. Обычное силлабическое стихосложение совершенно не регламентировало ударений в строке, за исключением ударения, связанного с рифмой. Именно таким обычным силлабическим стихом Кантемир писал первоначальную редакцию сатирического цикла из пяти сатир, созданных в период 1729—1731 гг.

 

Многочисленные заимствования из Ювенала, Горация, Персия и Буало автор и не думал скрывать; но в образах хулителей просвещения несомненны черты, списанные с натуры, и образ науки, скитающейся в рубище, — его оригинальное создание.

 

Сатиры его наряду с баснями и эпиграммами важны скорее для характеристики личности поэта и эпохи в целом, чем как памятник русского слова. Кантемир был, по мнению многих, лишен художественного творческого дара. Другой причиной нежизненности его созданий служил недостаток живого источника речи: «не русак породой», по его собственному выражению, он не обладал тем творческим потенциалом, который столь мощно проявился в трудах Ломоносова. К тому же и стих его шел вразрез с музыкальными элементами русского языка.

 

С творчеством Кантемира русская поэзия XVIII в. вступила в новый круг литературных имен и современных ей западноевропейских традиций.
17. Своеобразие русского классицизма. Поэзия М.В. Ломоносова.

В человеке классицизм утверждал приоритет разума. Классицисты выдвинули принцип бытового правдоподобия. В центре внимания-человек, но нет внимания к человеческой индивидуальности, неповторимости. Человеческий характер мыслится в классицизме как воплощение порока или добродетели => + и – герои. Герои однолинейные и статичные. Эстетический идеал-человек, овладевший своими страстями, подчинивший свои чувства разуму. Был выдвинут принцип трех единств: единство места, единство времени, единство действия. Наличие любовной интриги. В это время Ломоносовым создается теория трех штилей. Теория Ломоносова разграничила литературные жанры. В высоких жанрах изображались «высокие герои»: монархи (оды). Средние жанры: их предмет — обычные человеческие чувства. Сфера низких жанров — сфера порочности. Своеобразие русского классицизма сформировалось позднее, чем в Европе. Предпосылки — петровские реформы. Русские классицисты были воодушевлены идеей просвещения своего отечества. Он соединил в себе пафос служения отечеству с передовыми идеями раннего европейского просвещения. Политической основой классицизма была идея просвещенного абсолютизма. Культ просвещенного монарха. Главным в формировании человека было воспитание. Как следствие русские поэты — голос нации, судьи общества, советники монарха. Для русского классицизма характерна открытая тенденциозность и учительность. Как художественная система классицизм оформился в 30е-50е годы. В это же время определился его ярко-выраженный характер. В 60-90е годы начинается трансформация канонической системы классицизма. Популярный жанр-ода.

Поэзия Ломоносова.

Творчество Михаила Васильевича — яркий пример классицизма в русской литературе XVIII века. Основным жанром его были оды — хвалебные стихотворения в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность соединить лирику и публицистику поэзии, высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение. Центральной в одах Ломоносова была тема Родины, ее красота и могущество. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств (Например «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года). Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труда занимает важное место в поэзии Ломоносова (Например «Ода на взятие Хотина»). С темой труда в творчестве Михаила Васильевича тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить «усердный труд», обогатить народ не только материально, но и духовно. Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы получили развитие науки и просвещение, России необходим мир. Ломоносов славит успехи русского оружия («Ода на взятие Хотина»), но война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Сатира Кантемира. Проблема, идеи, стиль. В.Г.Белинский о Кантемире.

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) — сын молдавского господаря, бывшего союзником Петра I во время русско-турецкой войны, родился в Константинополе, но стрех лет жил и воспитывался в России. Родители Кантемира дали ему хорошее образование. Он зал греческий, латинский и итальянский языки и классическую литературу. Самую ценную часть в литературном наследии Кантемира составляют девять его сатир. Одой из лучших является первая -«К уму своему, или на хулящих учение» в этой сатире автор иронически обращается «к уму своему» с дружеским советом «покоиться» и не заниматься литературным трудом. Славы можно достигнуть и не на том пути науки и искусства, который «проторили» музы («девять босых сестер») путь этот теперь стал трудным и неприятным. Затем автор рисует различные типы невежд, названных условными именами, но характерных для русской жизни (Критон — тип ханжи, Силван — невежественный помещик, Лука — гуляка и кутила и т.д.) Вторая сатира Кантемира «Филарет и Евгений, или на зависть и гордость дворян злонравных» также является резким обличением врагов петровских реформ. Остальные семь сатир отличаются меньшей остротой и силой обличения, чем первая и вторая. Кантемир был первым русским бытописателем. В его сатирах часто встречается обличение определенных лиц – противников петровских реформ и «ученой дружины». Благодаря этому сатиры Кантемира являются ценным историческим документом, свидетельствующим о социально-политической борьбе его эпохи. «Содержанием сатир Кантемира, — писал Белинский, — служит выражение негодования или насмешки, вызванных врагами Петровской реформы. Врагов этих было два рода: приверженцы старины, не хотевшие принять идеи великого преобразователя, и бессмысленные последователи новизны, плохо или превратно понимавшие хар-р преобразования. Кантемир вооружается преимущественно против первых; однако ж встречаются у него злые выходки и против вторых. Как обличительное, так и поучительное содержание сатир Кантемира продиктовано глубоким гражданским чувством, сознанием истинного патриота. Горькие и правдивые наблюдения над русской действительностью его времени – вот источник сатир Кантемира. В композиции сатир Кантемира обнаруживаются три элемента: 1) обращение (к уму своему, к Филарету, к музе, и т.п.), с которого сатира начинается и благодаря которому получается хар-р разговора, беседы; 2) характеристики (Критона, Силвана, Медора и т.п.), которые иллюстрируют мысль автора и следуют одна за другой без сюжетной связи, в виде портретной галереи; 3) рассуждение, в котором автор излагает свои положительные взгляды. Поэтому сатиры Кантемира, кроме заглавия, указывающего, к кому обращена речь, обычно имеют подзаголовок, определяющий объект сатиры или тему рассуждения (на хулящих учение, на состояние света сего, о воспитании и т.д.). Все три элемента его сатир имели прочную литературную традицию на русской почве, но в другом жанре — проповеди. Ближайший предшественник Кантемира Феофан вводил в свои проповеди сатирический материал обычно в виде характеристик. Этой стороной своих проповедей Феофан оказал воздействие и на Кантемира. Искусству построения сатиры Кантемир учился и у западноевропейских писателей (Буало). В языке сатир Кантемира, еще не свободном от примеси старославянских элементов словаря и синтаксиса, следует отмечать довольно частое обращение автора к «просторечию». Стих сатир Кантемира является наиболее отсталым и архаичным элементом их литературной формы. Это силлабические вирши. Значение сатир Кантемира заключается прежде всего в их живой связи с современностью. Кантемир был внимательным наблюдателем, тщательной изучавшим жизнь русского дворянства, духовенства, чиновничества. Он сумел подметить многие характерные детали, образы и картины русской жизни и живописно отразить их в своих сатирах. Важное место Кантемира в истории русской литературы определил Белинский: «Кантемир начал собою историю светской русской литературы». Великий критик метко назвал Кантемира «первым сподвижником Петра Великого на поприще литературы». Важнейшей заслугой Кантемира Белинский считал именно то, что тот «свел поэзию с жизнью» и стал основоположником сатирического направления в русской литературе.


students-library.com

Сатиры А.Д. Кантемира. Проблематика, стиль (анализ одной сатиры по выбору).




Стихотворн сатира – поэтич жанр нормотивной лит-ры ( с античности до 19века). Проблематика сатиры – осуждение обществ значимых пороков. В отличие от басни нет аллегории, порок изобр прямо, звучит авторский голос, авторская оценка. Наопминает ораторскую речь. 3 части: 1встпуление-авторская формулировка проблемы. 2часть основная – галерея сатирич персонажей, 3 часть заключение – авторский вывод.

Антиох Дмитриевич Кантемир. В литературном наследии Кантемира главное место занимают сатиры. Их всего девять: пять написанных до отъезда за границу (1729– 1731) и потом (1736–1737) переработанных в Лондоне и три сатиры (VI, VII, VIII), задуманных и написанных в Париже (1738–1739). Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Построение сатир Кантемира обычно единообразно. После вступления (представляющего чаще всего обращение, например, к уму своему, к Феофану, к музе, к солнцу и т.д.) Кантемир сразу переходит к живым примерам, которые, следуя один за другим, составляют галерею литературных портретов, связанных почти без переходов простым порядком звеньев. Отсюда типичное для Кантемира двойное заглавие; первое определяет обращение, дающее рамку всей сатиры; второе относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты. Так, например, «К уму своему (на хулящих учение)»; «К архиепископу новгородскому (о различии страстей человеческих)».Белинский говорил в 1845 г., что «развернуть изредка старика Кантемира и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение». В статье о Кантемире (1845) Белинский писал: «Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами – размером, который’ совершенно не свойственен русскому языку; этот размер существовал на Руси задолго до Кантемира… Кантемир же первый начал писать стихи, также силлабическим размером, но содержание, характер и цель его стихов были уже совсем другие, нежели у его предшественников на стихотворческом поприще. Кантемир начал собою историю светской русской литературы. Вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю».



В.А.Жуковский: « Кантемир принадлежит к немногим классическим стихотворцам России; но редкий из русских развертывает его сатиры, ибо старинный слог его пугает читателя, который ищет в стихах одного легкого удовольствия».

«Какой предмет сатиры? Осмеяние человеческих заблуждений, глупостей и пороков. Смех производит веселость, а веселость почитается одним из счастливейших состояний человеческого духа».

Анализ:

В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. За это Кантемир обрушивается на представителей церк и светской реакции. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Сатира написана изначально не с целью издания, а для себя. Но через друзей она попала к Новгородскому архиепископу Феофану, который и дал толчок для продолжения этого цикла сатир. Кантермир определяет эту сатиру, как насмешку над невежами и презирателями наук. В то время этот вопрос был очень актуален. образование становилось доступным для людей, были учреждены коллегии, университет. Это был качественный шаг в области наук. А любой качественный шаг – это если не революция, то реформа. И немудрено, что он вызывал столько споров. Автор обращается, что и следует из названия, к уму своему, называя его «уме недозрелый», т.к. сатира написана им в двадцатилетнем, то есть еще совсем недозрелом по тем меркам возрасте. Все стремятся к славе, а достичь ее через науку сложнее всего. Автор использует 9 муз и Аполлона как образ наук, которые делают дорогу к славе трудной.




Далее в сатире по очереди появляются 4 персонажа: Критон, Силван, Лука и Медор. Каждый из них осуждает науку, объясняет по-своему ее ненужность.

Критон считает, что те, кто увлекается наукой, желают постичь причины всего происходящего. А это плохо, т.к. они отходят от веры в Священное Писание. Да и вовсе по его мнению наука вредна, надо просто слепо верить.

«Расколы и ереси науки суть дети;

Больше врет, кому далось больше разумети;

Приходит в безбожие, кто над книгой тает…»

Силван – скупой дворянин. Он не понимает денежной пользы науки, поэтому она ему не нужна. Для него ценность имеет лишь то, что может принести конкретно ему выгоду. А наука этого ему предоставить не может. Он ведь жил без нее, так и проживет еще!

Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди —

Можно знать различие злата, сребра, меди.

Лука – пьяница. По его мнению, наука людей разъединяет, т.к. не дело это – сидеть в одиночку над книгами, которых он и подавно зовет «мертвыми друзьями». Он хвалит вино как источник хорошего настроения и других благ и говорит, что променяет стакан на книгу только если время побежит вспять, звезды появятся на земле и т.п.

Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:

«Наука содружество людей разрушает;

«Когда по небу сохой бразды водить станут,

А с поверхности земли звезды уж проглянут,

Когда будут течь к ключам своим быстры реки

И возвратятся назад минувшие веки,

Когда в поcт чернец одну есть станет вязигу, —

Тогда, оставя стакан, примуся за книгу»»

Медор – щеголь и франт. Ему обидно, что бумагу, с помощью которой в то время завивали волосы, расходуют на книги. Для него славный портной и сапожник гораздо важнее Виргилия и Цицерона.

Автор обращает внимание, что у всех дел возможны два мотива: польза и хвала. И есть мнение, что если наука не приносит ни того ни другого, то зачем ею заниматься? Люди не привыкли, что может быть иначе, что добродетель сама по себе ценна. Но любой, едва что-либо узнав, требует повышения по службе или другого статуса. Например, солдат, едва научившись ставить подпись, хочет командовать полком. Автор сетует, что ушло то время, когда ценилась мудрость.

В конечном итоге из портретных зарисовок носителей невежества складывается значительная и опасная сила, стремившаяся ликвидировать петр преобразования. И этот устрашающий союз наделен властью церковной и административной:

«ордость, леность, богатство — мудрость одолело,

Науку невежество местом уж посело,

Под митрой гордится то, в шитом платье ходит,

Судит за красным сукном, смело полки водит».

 

2«Евгений Онегин». Классический реализм, проблемы хар-ра. Дискуссионные вопросы изучения романа.

Главное произведение, которое завершено в Болдино(30г) – ЕО.

Это первый реалистический роман в мировой лит-ре.

Начал писать 9 мая 1823г. В Кишиневе. Закончил 9 главу 25 сентября 1830 года. Написал роман. После его завершения разбил его на 3 части, каждую из которых на 3 песни, озаглавив каждую( Русские народные сказки, число 3- удивительное число, церковная семантика: отец, сын, дух. Всё связано с высшей организацией).

Часть 1— Предисловие. Песнь1. Хандра. (Кишинев, Одесса 1823).

2 песнь. Поэт. Одесса, 1824.

3 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское, 1824 г.

Часть 2. 4 песнь. Деревня. Михайловское, 1825г.

5 песнь. Именины. Михайловское, 1825г.

6 песнь. Поединок. Михайловское, 26 год.

Часть 3. 7 песнь. Москва. Михайловское, 27-28 год.

8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, Болдино, 1829г.

9 песнь. Большой свет. Болдино, 1830г. 7 лет, 4 месяца, 17 дней.

В окончательном тексте нет 8 песни. Это объяснил Катенин: «Онегин видел сверх нижегородской ярмарки одесской пристани военные поселения, заведенные графом Аракчеевым…».

Пушкин написал 10 главу. Была задумала в 1829 г. В Болдино и сожжена 19 октября 1830( в день лицея). Перед сожжением Пушкин зашифровал отдельные моменты, которые Моров в 1910 г расшифровал. Речь шла об Отечественной войне, о восстании декабристов и участии в нем Онегина. Пушкин думал продолжить роман, по его замыслам, Онегин должен был оказаться на Кавказе и там погибнуть. Это не было реализовано. Работа над романом была долгой и трудной.

Первые 5 глав были написаны быстро(2 года). Остальные- долго(5 лет).

По жанру ЕО – роман в стихах, социально-бытовой роман. Общественные вопросы решаются через изображение быта. Пушкин обратил внимание на специфику жанра.

4 ноября 1823г писал Вяземскому: «что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Роман – это лиро-эпический жанр. «Лиро»- никаких законов, принцип свободы, которым он дорожил. «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё неявно различал». Эпос обязывает к сюжету ( сгусток событий, самое главное) и к фабуле (последовательность событий).











infopedia.su

Просветительский характер сатир А. Д. Кантемира

Просветительский характер сатир А. Д. Кантемира

Просветительский характер сатир А. Д. Кантемира
1. Цели сатир Кантемира. 1. Образы, созданные в сатирах. 1. Пороки человечества.

«Его поэзия — поэзия ума, здравого смысла и благородного сердца», — так отзывался о творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира В. Г. Белинский. Назидательно-морализирующие его сатиры были связаны с идеологией второй половины XVII века. В них сквозят идеи общегосударственного значения, их содержание серьезно, но при этом в них сквозит иронический подтекст. «Неутомимый просветитель и знаток книг», Кантемир написал восемь сатир на злободневные темы.

«На хулящих учение. К уму своему» сделало имя автора известным, прославило Кантемира в 1729 году. В своих сатирах Кантемир, как и Феофан Прокопович, рассказывал о смысле учений, наставлял и показывал пользу наук и с непониманием и иронией относился к противникам. Вообще, их с Феофаном многое идейно связывало. Кантемира не минула судьба Феофана, которого упрекали в ереси, невежестве, конечно, все интриги велись со сторон и духовенства.

Кантемир в своих сатирах обобщил все свои сомнения, думы и недовольства. Написал о царившем в то время пренебрежении к наукам, о дворянском злонравии да и вообще о человеке как таковом с его слабостями и пороками. Конечно, многим подобные высказывания были очень не нужны, ведь объектами его нападок, как правило, были влиятельные люди, способные причинить реальный вред. В своих стихах он часто мечтает о спокойствии, воспетом Сенекой в трактатах «О счастливой жизни и Душевном спокойствии».

Ах дражайшая, воля, с чем тебя сравнять? Жизнь, так покойну, можно ль несчастьем звати?

Эти стихи навеяны Кантемиру потерей наследства и отправкой на заграничную службу.

Главное наследие Петровского времени для Кантемира — просвещение, и, конечно, противники Кантемира — его идейные враги. В I сатире он говорит бедственном положении науки:

Гордость, леность, богатство мудрость одолели. Науку невежество местом уже посело.

И целая галерея образов вырисовывалось перед нами: и тупоголовый Силван, пьяница и гуляка Лука, ханжа Критон, высокомерный и самолюбивый Медор. Их речь направлена против науки. Из-за своего слабоумия они винят науку во всех смертных грехах, не видят в ней никакой пользы — один вред, считают именно ее виновницей спада религиозности, безбожия, да и дохода она не приносит.

Кантемир показал, как можно все перевернуть с ног на голову и как опасно, когда несведущие люди легкомысленно осваивают новую зарождающуюся культуру. Эти люди поддались тем модным тенденциям послепетровских времен, которые приобрели большие масштабы: напыщенный внешний лоск, глупая погоня за западноевропейской модой не только во внешнем виде, но и манере поведения, в том числе в вопросах науки. Отсюда вышел образ такого щеголя, как Медор.

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри.

В «Сатире на зависть и гордость дворян злонравных» Кантемир утверждал, что «благородных явит одна добродетель», тем самым давая понять, что отрицает подобные преимущества дворян: «Адам дворян не родил». И с Кантемиром трудно поспорить. Только личные заслуги, личные умения и возможности — вот показатели, вот путь к власти и чинам. Кантемир в своих сатирах рассмотрел спектр вопросов. Это проблемы благородства и дворянской чести, раскрытие судебных недостатков, он даже размышлял о том, какие надо иметь качества для карьерного роста. Далее его тенденции раскрыли в своих произведениях Сумароков и Фонвизин.

Кантемир не был ярым борцом за отмену крепостного права, но являлся явным его противником и «естественно, обличителем»:

…зверям лишь прилична Жажда крови: плоть в слуге твоем однолична.

Как поэт-гражданин он, конечно, не мог равнодушно смотреть на творившееся вокруг него; это задевало и заставля­ло общественного деятеля и художника изливать свои мысли: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина».

Сатиры Кантемира были подвержены влиянию сатир Горация, Буало, но он создавал все же новое, индивидуальное, самобытное, опираясь на современную ему действительность. Общие человеческие недостатки у Кантемира приобретали конкретные черты недостатков именно русского общества. Отсюда появляются сатиры «на лицо», точнее портреты Архимандрида Варлаама, епископа Георгия Дашкова и др.

Кантемир с достоверностью описывает быт, призванный оживить произведение, «усилить обличительный эффект». Он был, наверное, одним из первых бытописателей XVIII века. Опираясь на просторечие, не чурался Кантемир и грубоватых народных выражений. Отсюда и простота его письма. Дидактическая направленность произведений его налицо, нравоучения все его понятны обычному читателю.

В сатире III он ясно создал образ сплетника Менедра, который «с зарею восставши, везде побывает, развесивши уши везде, везде примечает». Он кладезь новостей и слухов. «…Где кто с кем подрался, /Сватается кто на ком, где кто проигрался» — все он знает.

А корыстолюбивые и лицемерные враги просвещения церковники были частым объектом нападок со стороны Кантемира. Их ханжество и невежество подвергались обличению в его сатирах. Они готовы восхвалять любого, кто дает деньги на церковь; они пьяницы и дебоширы.

…спешу. Как вождь на победу Или как поп с похорон к жирному обеду.

«Для чего в подобных телом и душою человеческих столь различные находятся страсти, которые сами узнать не могут?» Этот вопрос задается в сатире «О различии страстей человеческих». Здесь затронуты и темы безграничной жадности, расточительства, сильном влиянии денег, порождающее пороки человека. Чего только стоит Тиций, будучи стариком, продолжающий рьяно умножить свои богатства, естественно, незаконным путем. И, конечно, ни к чему хорошему такое богатство не приведет. Даже этот образ скупца раскроет более полно многогранно в своем произведении Пушкин. Расточитель же в сатире Кантемира проматывает имение отца. Такие люди тоже страшны и опасны.

А что в доме, что не нем, та вся долгом пахнет, А когда он творит, то деревни чахнут.

Кантемир осмеивал пороки человека, которые заключаются в удовлетворении низменных своих потребностей, а его «веселый» слог более быстро и верно доносил суть его задач по раскрытию и обличению. «Мы посмеяния больше всякого другого наказания боимся». Но он все же был достаточно далек от истинно «смеховой сатиры».

Надо ли вообще писать сатиры? Именно этот вопрос Кантемир задает в IV сатире «К музе. Об опасности сатирических произведений», которая восходит к источнику западной литературы, к сатире Буало.

Написав V сатиру, Кантемир вывел на сцену самое большое количество образов, галерею характеров с индивидуальными пороками. И это произведение стало самым объемным в жанре сатиры, оно, можно сказать, вершина его сатирического творчества. Потом, уже за границей, он пишет VI сатиру, где призывает быть добродетельными жить в спокойствии и согласии с собой и довольствоваться малым. Конечно, здесь он затронул проблемы молодежи, ведь воспитание очень важно и от него многое зависит в формировании личности. Давая советы родителям, сатирик стремился дать принципы правильного воспитания детей.

Что может быть хуже наглости и нахальства? Люди с этими качествами неприятны, с ними не хочется сталкиваться по жизни, тем более на пути к высокой цели. Но Кантемир сталкивался, он не принимал и не понимал таких людей, именно их он высмеял в сатире VIII.

В сатирах Кантемира всегда были живые, оригинальные портреты, истинно русский быт, они бурлили мыслями и желаниями автора, они пронизаны любовью к своей родине. Кантемир был человеком, не боявшимся выразить свое мнение, не взирая на недовольства и страхи других. Он явно видел свою цель, знал к чему надо идти, к чему надо призывать людей, на чем настоять, чтобы могло привести к развитию науки, ее правильному пониманию и отношению к ней. Просвещенный монарх и великая Россия — вот чего хотел Антиох Кантемир.

www.testsoch.com

Просветительский характер сатир А. Д. Кантемира

1.  Цели сатир Кантемира.

1.  Образы, созданные в сатирах.

1.  Пороки человечества.

«Его поэзия — поэзия ума, здравого смысла и благородного сердца», — так отзывался о творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира В. Г. Белинский. Назидательно-морализирующие его сатиры были связаны с идеологией второй половины XVII века. В них сквозят идеи общегосударственного значения, их содержание серьезно, но при этом в них сквозит иронический подтекст. «Неутомимый просветитель и знаток книг», Кантемир написал восемь сатир на злободневные темы.

«На хулящих учение. К уму своему» сделало имя автора известным, прославило Кантемира в 1729 году. В своих сатирах Кантемир, как и Феофан Прокопович, рассказывал о смысле учений, наставлял и показывал пользу наук и с непониманием и иронией относился к противникам. Вообще, их с Феофаном многое идейно связывало. Кантемира не минула судьба Феофана, которого упрекали в ереси, невежестве, конечно, все интриги велись со сторон и духовенства.

Кантемир в своих сатирах обобщил все свои сомнения, думы и недовольства. Написал о царившем в то время пренебрежении к наукам, о дворянском злонравии да и вообще о человеке как таковом с его слабостями и пороками. Конечно, многим подобные высказывания были очень не нужны, ведь объектами его нападок, как правило, были влиятельные люди, способные причинить реальный вред. В своих стихах он часто мечтает о спокойствии, воспетом Сенекой в трактатах «О счастливой жизни и Душевном спокойствии».

Ах дражайшая, воля, с чем тебя сравнять?

Жизнь, так покойну, можно ль несчастьем звати ?

Эти стихи навеяны Кантемиру потерей наследства и отправкой на заграничную службу.

Главное наследие Петровского времени для Кантемира — просвещение, и, конечно, противники Кантемира — его идейные враги. В I сатире он говорит бедственном положении науки:

Гордость, леность, богатство мудрость одолели.

Науку невежество местом уже посело.

И целая галерея образов вырисовывалось перед нами: и тупоголовый Силван, пьяница и гуляка Лука, ханжа Критон, высокомерный и самолюбивый Медор. Их речь направлена против науки. Из-за своего слабоумия они винят науку во всех смертных грехах, не видят в ней никакой пользы — один вред, считают именно ее виновницей спада религиозности, безбожия, да и дохода она не приносит.

Кантемир показал, как можно все перевернуть с ног на голову и как опасно, когда несведущие люди легкомысленно осваивают новую зарождающуюся культуру. Эти люди поддались тем модным тенденциям послепетровских времен, которые приобрели большие масштабы: напыщенный внешний лоск, глупая погоня за западноевропейской модой не только во внешнем виде, но и манере поведения, в том числе в вопросах науки. Отсюда вышел образ такого щеголя, как Медор.

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть завитые кудри.

В «Сатире на зависть и гордость дворян злонравных» Кантемир утверждал, что «благородных явит одна добродетель», тем самым давая понять, что отрицает подобные преимущества дворян: «Адам дворян не родил». И с Кантемиром трудно поспорить. Только личные заслуги, личные умения и возможности — вот показатели, вот путь к власти и чинам. Кантемир в своих сатирах рассмотрел спектр вопросов. Это проблемы благородства и дворянской чести, раскрытие судебных недостатков, он даже размышлял о том, какие надо иметь качества для карьерного роста. Далее его тенденции раскрыли в своих произведениях Сумароков и Фонвизин.

Кантемир не был ярым борцом за отмену крепостного права, но являлся явным его противником и «естественно, обличителем»:

…зверям лишь прилична

Жажда крови: плоть в слуге твоем однолична.

Как поэт-гражданин он, конечно, не мог равнодушно смотреть на творившееся вокруг него; это задевало и заставля­ло общественного деятеля и художника изливать свои мысли: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина».

Сатиры Кантемира были подвержены влиянию сатир Горация, Буало, но он создавал все же новое, индивидуальное, самобытное, опираясь на современную ему действительность. Общие человеческие недостатки у Кантемира приобретали конкретные черты недостатков именно русского общества. Отсюда появляются сатиры «на лицо», точнее портреты Архимандрида Варлаама, епископа Георгия Дашкова и др.

Кантемир с достоверностью описывает быт, призванный оживить произведение, «усилить обличительный эффект». Он был, наверное, одним из первых бытописателей XVIII века. Опираясь на просторечие, не чурался Кантемир и грубоватых народных выражений. Отсюда и простота его письма. Дидактическая направленность произведений его налицо, нравоучения все его понятны обычному читателю.

В сатире III он ясно создал образ сплетника Менедра, который «с зарею восставши, везде побывает, развесивши уши везде, везде примечает». Он кладезь новостей и слухов. «…Где кто с кем подрался, / Сватается кто на ком, где кто проигрался» — все он знает.

А корыстолюбивые и лицемерные враги просвещения церковники были частым объектом нападок со стороны Кантемира. Их ханжество и невежество подвергались обличению в его сатирах. Они готовы восхвалять любого, кто дает деньги на церковь; они пьяницы и дебоширы.

…спешу. Как вождь на победу

Или как поп с похорон к жирному обеду.

«Для чего в подобных телом и душою человеческих столь различные находятся страсти, которые сами узнать не могут?» Этот вопрос задается в сатире «О различии страстей человеческих». Здесь затронуты и темы безграничной жадности, расточительства, сильном влиянии денег, порождающее пороки человека. Чего только стоит Тиций, будучи стариком, продолжающий рьяно умножить свои богатства, естественно, незаконным путем. И, конечно, ни к чему хорошему такое богатство не приведет. Даже этот образ скупца раскроет более полно многогранно в своем произведении Пушкин. Расточитель же в сатире Кантемира проматывает имение отца. Такие люди тоже страшны и опасны.

А что в доме, что не нем, та вся долгом пахнет,

А когда он творит, то деревни чахнут.

Кантемир осмеивал пороки человека, которые заключаются в удовлетворении низменных своих потребностей, а его «веселый» слог более быстро и верно доносил суть его задач по раскрытию и обличению. «Мы посмеяния больше всякого другого наказания боимся». Но он все же был достаточно далек от истинно «смеховой сатиры».

Надо ли вообще писать сатиры? Именно этот вопрос Кантемир задает в IV сатире «К музе. Об опасности сатирических произведений», которая восходит к источнику западной литературы, к сатире Буало.

Написав V сатиру, Кантемир вывел на сцену самое большое количество образов, галерею характеров с индивидуальными пороками. И это произведение стало самым объемным в жанре сатиры, оно, можно сказать, вершина его сатирического творчества. Потом, уже за границей, он пишет VI сатиру, где призывает быть добродетельными жить в спокойствии и согласии с собой и довольствоваться малым. Конечно, здесь он затронул проблемы молодежи, ведь воспитание очень важно и от него многое зависит в формировании личности. Давая советы родителям, сатирик стремился дать принципы правильного воспитания детей.

Что может быть хуже наглости и нахальства? Люди с этими качествами неприятны, с ними не хочется сталкиваться по жизни, тем более на пути к высокой цели. Но Кантемир сталкивался, он не принимал и не понимал таких людей, именно их он высмеял в сатире VIII.

В сатирах Кантемира всегда были живые, оригинальные портреты, истинно русский быт, они бурлили мыслями и желаниями автора, они пронизаны любовью к своей родине. Кантемир был человеком, не боявшимся выразить свое мнение, не взирая на недовольства и страхи других. Он явно видел свою цель, знал к чему надо идти, к чему надо призывать людей, на чем настоять, чтобы могло привести к развитию науки, ее правильному пониманию и отношению к ней. Просвещенный монарх и великая Россия — вот чего хотел Антиох Кантемир.

sochineny.ru

Учебное пособие — №3 Сатиры А. Д. Кантемира

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ[1]

Раздел 2. Литература 30 — 50 годов.

Тема № 3 Сатиры А.Д. Кантемира.

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Определить особенности идейно-тематического содержания сатир

— Определить художественные особенности сатир

Основные вопросы к теме:

1. Стихотворная сатира: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой)

2. Причины обращения Кантемира к жанру сатиры. Судьба сатир Кантемира.

3. Анализ 1 сатиры «К уму своему. На хулящих учение»:

3.1. Композиция. Двойное заглавие. Личность автора. Система образов.

3.2. Формы и приемы сатиры: словесный портрет, саморазоблачительные монологи, ирония.

3.3 Силлабический стих. Инверсия. Перенос. Афористичность стиля. Фольклорные элементы. Ориентация на просторечие.

4. Основные положения II и VII сатир Кантемира. Просветительские идеалы Кантемира.

5. «Предисловие к сатирам» и авторские примечания Кантемира.

6. Сопоставительный анализ статей Белинского и Жуковского о Кантемире.

Методические рекомендации :

Прочитайте биографию Кантемира (хрестоматия В. Западова). Составьте выборочные конспекты статей Белинского и Жуковского. Составьте план 1 сатиры, выпишите к плану цитаты. Подготовьтесь к чтению сатир Кантемира, выучите наизусть отрывок (по выбору).

Литература:

1. Указанные разделы в хрестоматиях и учебных пособиях.

2. Белинский В.Г. Кантемир (любое издание).

3. Жуковский В.А. О русской сатире и сатирах Кантемира (любое издание).

4. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М.,1986. С.96 — 102

Тема 2. Оды М.В. Ломоносова

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей од Ломоносова

Основные вопросы к теме:

1. Ода: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой).

2. Ода в творчестве Ломоносова. Причины обращения к жанру оды. Похвальная ода Ломоносова в оценках Радищева и Пушкина.

3. Ода Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» (построение оды, ее проблематика, программный характер, просветительский пафос). Ломоносов — создатель жанра «программной оды», «оды-рекомендации».

4. Структурные элементы оды Ломоносова (тропы, образы античной мифологии, лексика, поэтический синтаксис, звукопись, строфика, метрика). Приведите примеры.

5. Оды Ломоносова в оценках литературоведов XX века: споры, концепции.

Методические рекомендации :

Составьте план и выпишите примеры, необходимые для анализа оды Ломоносова 1747 года. Подготовьте выразительное чтение произведений Ломоносова и чтение наизусть (см. программу). Составьте (выборочно) конспект книг Г.В. Москвичевой и А.В. Западова.

Литература:

1. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий.

2. Ломоносов М.В. Сочинения. — М., 1987. Или любое издание.

3. Радищев А.Н. Слово о Ломоносове. В кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (любое издание).

4. Пушкин А.С. О литературе (любое издание).

5. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М, 1986. С. 20-23, 27-28, 38-41.

6. Западов А.В. В глубине строки. О мастерстве читателя. — М., 1975. Гл. 1. «Умение прочитать оду».

7. Западов А.В. Поэты XVIII века. — М., 1979. Раздел «М.В.Ломоносов».

К разделу 3. Классицизм в русской литературе

Тема 3: Сатирические журналы Н.И. Новикова

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Выявление специфических особенностей развития сатиры в «век Екатерины»

— Определить суть полемики в журнальной сатире

— Изучить основные произведения из сатирических журналов Новикова

Основные вопросы к теме:

1. Журнал «Трутень»

· Полемика о сатире с журналом »Всякая всячина«.

· Рецепты

· Копии с отписок (три документа)

2. Журнал «Живописец»

· Письма Фалалею (два письма от отца Трифона Панкратьевича,

· одно — от дяди Ермолая Терентьевича, одно — от матери Акулины

· Сидоровны).

· Отрывок путешествия в *И *Т.

Методические рекомендации :

Прочитайте указанные разделы хрестоматий и учебных пособий. Подготовьтесь к тематическому контролю. Составьте развернутый план семинара (не менее пяти пунктов с подпунктами на листе формата А-4) с указанием литературы (автор, название, выходные данные, разделы, страницы) и заданий. Выполните одно из ваших заданий и выступите по одному из вопросов вашего плана.

Литература :

1. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий

2. Добролюбов Н.А. Русская сатира екатерининского времени // Собр. соч. В 9 т. — М., 1962.

3. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. — М.-Л.,1952. Гл. 4

4. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. — М, 1964. Гл. «Всякая всячина» и ее внуки».

5. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. — М., 1969. Гл. 7.

6. Сатирические журналы Н.И.Новикова. — М.-Л., 1951

Тема 4: Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— выявление новаторства драматурга

— определение идейно-художественного своеобразия пьес

Основные вопросы к теме:

1. Литературная комедия: из теории и истории жанра (по книге Г.В.

Москвичевой).

2. Комментарий к названию комедии. Характеристика действующих лиц комедии («говорящие имена»).

3. Любовная интрига и общественный конфликт, их развитие в комедии (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, постпозиция).

4. Группировка персонажей, место каждой группы в комедии.

5. Социальный пафос комедии. Создание характера Простаковой (сцены,

факты биографии, отношение автора и других персонажей).

6. Политическая сатира Фонвизина. Характеристика Стародума: биография, взгляды, речь.

7. «Недоросль» в оценках литературоведов XX века: научные споры,

концепции.

Методические рекомендации :

Внимательно прочитайте текст комедии, определите элементы сюжета с указанием явлений и актов, кратко изложите развитие любовной интриги (борьба за Софью) и общественного конфликта. Соотнесите слова и поступки героев комедии с их фамилиями, выпишите примеры, необходимые для характеристики персонажей.

Литература:

1. Текст комедии и разделы учебных пособий.

2. Пигарёв К. Творчество Фонвизина. — М., 1954. Гл. «Недоросль»

3. Москвичева Г В. Русский классицизм — М, 1986. С 113-129.

4. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. — М, 1969 Гл.5 5 Исакович И.В. «Бригадир» и « Недоросль» Фонвизина. — Л., 1973.

Тема 5: «Фелица» Г.Р. Державина

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Охарактеризовать основные этапы эволюции жанра оды в русской литературе 18 века

— Раскрыть новаторство и мастерство Державина

Основные вопросы к теме:

1. Прочитайте произведения «Признание» и «Памятник», соотнесите их с одой «Фелица»

2. История создания и опубликования оды. Сказочный сюжет и восточный колорит «Фелицы». Тема Фелицы в дальнейшем творчестве Державина.

3. Композиция оды и ее проблематика. Функция контраста в создании образа идеального монарха.

4. Эволюция оды в творчестве Державина, нарушение поэтом нормативных установок классицизма (иерархия жанров и стиля). Привести примеры

5. Сравните оду «Фелица» с одой Ломоносова 1747 года, выявите общие черты и черты различия. Опишите одическое «Я» Ломоносова и Державина.

6. Державин как теоретик жанра оды.

7. Поэзия Державина в оценках Пушкина, Белинского, литературоведов XX века.

Методические рекомендации :

Прочитайте внимательно текст оды Державина, авторские комментарии к ней и материалы автобиографии поэта. Составьте план и выпишите примеры, необходимые для анализа оды. Подготовьте выразительное чтение и чтение наизусть, Напишите реферат по книге В.Ходасевича «Державин», выделив в большей степени творчество поэта, чем биографию.

Литература :

1. Державин Г.Р. Сочинения. — М., 1985.

2. Державин Г.Р. Стихотворения. — М., 1981.

3. Державин Г.Р. «Объяснения на сочинения Державина…», «Записки…», «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде».

4. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий.

5. Белинский В.Г. Сочинения Державина (любое издание).

6. Пушкин А.С. О литературе (любое издание).

7. Ходасевич В. Державин. – М., 1988.

8. Западов А.В. Поэты XVIII века. — М., 1979. Раздел «Г.Р.Державин»

9. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. — М., 1969. Гл. IX.

Тема 6: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 1)

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы

— Раскрыть идейное содержание книги Радищева.

Основные вопросы к теме:

1. История создания и опубликования книги.

2. Эпиграф и посвящение «А.М.К.» как структурно значимые элементы книги (по кн. Кулаковой Л., Западова В.).

3. Проблематика книги и система образов.

4. Идейное содержание «Путешествия». Анализ глав:

4.1. София. Любани. Чудово. Спасская по лесть.

4.2 Зайцово. Крестьцы. Едрово.

4.3 Медное. Тверь. Городня. Пешки.

4.4. «Слово о Ломоносове», его связь с общим замыслом книги.

5. Диалогическая природа текста книги. Особенности языка и стиля писателя.

Привести примеры.

Методические рекомендации :

Познакомьтесь с историей создания и опубликования книги Радищева. Перечитайте полный текст «Путешествия» и дайте письменный тематический комментарий к книге по главам. Подготовьтесь к текстовому контролю.

Литература:

1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (любое издание).

2. Кулакова Л.И. Западов В.А «. Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. — Л., 1974.

3. Бегунов Ю. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. – М., 1983.

Тема 7: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 2)

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы

— Раскрыть суть дискуссионных проблем изучения творчества Радищева.

Основные вопросы к теме:

1. Дискуссионные проблемы изучение книги А.Н. Радищева:

1.1 Проблема композиции

1.2. Проблема соотношения автора и повествователя.

1.3 Проблема творческого метода.

2. Книга Радищева в контексте творчества писателя:

2.1. Проза — «Беседа о том, что есть сын отечества». «Житие Федора Васильевича Ушакова». «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». «Дневник одной недели».

2.2. Поэзия — «Вольность». «Ты хочешь знать…». «Журавли». «Осьмнадцатое столетие».

3. Литературно-эстетическая позиция Радищева («Путешествие…»,«Памятник дактилохореическому витязю»).

4. А.Н. Радищев в оценках А.С. Пушкина.

Методические рекомендации :

Познакомьтесь с биографией Радищева, составьте хронологическую схему жизни и творчества писателя, особо выделив 1790 год.

Литература :

1. Указанные разделы учебных пособий и хрестоматий.

2 Радищев А.Н. Стихотворения. — М., 1975.

3 Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. — М., 1969. Гл. X.

4. Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М., 1977.

5. Пушкин А.С. О литературе (любое издание)

Тема 8: Проза Н.М. Карамзина

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Общая характеристика жизни и этапов творчества Карамзина.

— Рассмотреть Карамзина как теоретика и писателя русского сентиментализма.

Основные вопросы к теме:

1. «Письма русского путешественника» Карамзина:

1.1 История создания и опубликования. Жанр.

1.2 Европа в изображении писателя.

1.3 Приемы повествования. Образ путешественника.

1.4 Проблемы изучения книги.

2 Просветительская проблематика очерка «Фрол Силин, благодетельный

человек»

3 Анализ повести «Наталья, боярская дочь» (по кн. Федорова В.И. и Орлова

П.А.)

4 Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Выделите приемы романтической поэтики.

5 Неоклассицизм в прозе Карамзина («Марфа Посадница, или Покорение Новгорода). Тема новгородской республики в русской литературе

6 Карамзин – историограф

Методические рекомендации :

Познакомьтесь с книгой Карамзина «Письма русского путешественника», подберите иллюстративный материал для характеристики европейских стран по следующей схеме: национальный характер, политическое устройство государства, природный ландшафт, культура. Подготовьтесь к текстовому контролю (вопросы 2 — 5).

Литература:

1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника (любое издание)

2. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий

3. Орлов П.А. Русский сентиментализм – М., 1977

4. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979. С.94 – 117

Тема 9: «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?».

— Определить черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

Основные вопросы к теме:

1. Поэтика заглавия повести. Ономастика Карамзина (имя персонажа)

2. Истоки повести. Карамзин и Руссо

3. Новый принцип в изображении чувства в повести Карамзина. Функция портрета, жеста, детали. Линия Лизы в повести

4. Новый принцип в изображении характера. Линия Эраста в повести

5. Психологическая функция пейзажа. Приведите примеры

6. Личностное начало в сентиментализме. Поэтика диалога. Роль авторских отступлений. Автор и читатель.

7. Анализ элементов «карамзинского слога» в повести

8. Особенности русской сентиментальной повести

Методические рекомендации :

Составьте хронологию жизни и творчества Карамзина. Сделайте выписки из повести «Бедная Лиза» и научной литературы, необходимые для анализа произведения.

Литература:

1 Карамзин Н. М. «Бедная Лиза» (научное издание)

2 Указанные разделы учебных пособий

3 Орлов П. А. Русский сентиментализм – М., 1977

4 Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть — М., 1979

5 Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

//Язык писателей XVIII века – Л., 1981

Тема 10: Литературно-теоретические манифесты русских писателей 18 в.

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия :

— Определить основные каноны классицизма

— Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?».

— Определить основные черты «просветительского реализма»

Основные вопросы к теме:

1 «Эпистола о стихотворстве» Сумарокова — эстетический кодекс русского классицизма. Сравните с трактатом Н.Буало «О поэтическом искусстве» (общие черты и черты различия).

2 Жанры русского классицизма. Приведите примеры. Классицистические пародии И. А. Крылова («Каиб», «Подщипа»).

3 Статья Н.М. Карамзина «Что нужно автору?» — манифест русского

4 сентиментализма.

5 Жанры русского сентиментализма. Приведите примеры.

6 Дискуссия о «просветительском реализме» в литературоведении.

Методические рекомендации :

Повторите материал по классицизму и сентиментализму. Изложите письменно содержание «Эпистолы о стихотворстве Сумарокова». Подберите иллюстративный материал к жанрам русского классицизма и сентиментализма с кратким комментарием. Составьте конспект статьи Карамзина «Что нужно автору?», подтвердите материал статьи примерами.

Литература:

1 Сумароков А. П. Эпистола о стихотворстве (хрестоматия)

2 Карамзин Н. М. Что нужно автору? (хрестоматия)

3 Москвичева Г. В. Русский классицизм – М., 1986

4 Крылов И. А. Каиб. Подщипа. (хрестоматия)

5 Орлов П.А. Русский сентиментализм — М.,1977

6 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979

[1] Учебным планом практические занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП

www.ronl.ru

Кантемир, Сатира 3 – краткое содержание и анализ

В чем сила Антиоха Кантемира как сатирика? Главным образом, в изумительном знании русской жизни: от дворца до монастыря, от купеческой лавки до глухой деревни… Епископы, царедворцы, ханжи, моты, раскольники – все живой чередой проходят перед нами… Вестовщики, честолюбцы, строгие критики, люди злоязычные, сладкоречивые, скупцы, завистники, – все это портреты, идеи которых, быть может, взяты у Лабрюйера, Феофраста, но заполнены таким русским содержанием, что мы в них узнаем будущих Загорецких, Репетиловых, Ноздревых, Собакевичей, Маниловых, Молчалиных…

 

Антиох Кантемир

 

Вот, например, в третьей его сатире (см. её полный текст) Менандр – предшественник Загорецкого:

 

С зарею вставши, Менандр везде побывает,
Развесит уши везде, везде примечает,
Что в домех, что в улице, в дворе и в приказе
Говорят и делают…

 

Он знает наизусть все указы, которые должны еще появиться; он знает, –

 

…где кто с кем подрался,
Сватается кто на ком, где кто проигрался,
Кто за кем волочится, кто выехал, въехал,
У кого родился сын, кто на тот свет съехал.

 

А потом, объездив знакомых, он наберет столько «новизн», что не в силах удержать их: новости в нем. как молодое вино в бочке –

 

Кипит, шипит, обруч рвет, доски подувая,
Выбьет втулку, свирепо устьми вытекая.
Встретит ли тебя – тотчас в уши вестей с двести
Насвищет, и слышал те из верных рук вести,
И тебе с любви своей оны сообщает,
Прося держать про себя…

 

Хорош также портрет епископа:

 

Епископом хочешь быть – уберися в рясу,
Сверх той тело с гордостью риза полосата
Да прикроет; на шею повесь цепь от злата,
Клобуком покрой главу, брюхо – бородою,
Клюку пышно повели нести пред тобою;
Раздувшися в карете, когда сердце с гневу
Трещит, всех благословлять нудь праву и леву.
Под видом смирения зависть преглубока,
Да цветет в сердце к власти охота жестока.
Священноначальника всяк тя в сих познает
Знаках; благоговейно отцом называет.

 

Удачно обрисовал Кантемир ханжу-лицемера:

 

Смотри: купец украшен в пояс бородою,
В святом и платье ходит, только не с клюкою,
Во всем правдив, набожен: прийдет до иконы –
Пол весь заставит дрожать, как кладет поклоны!
И чаял бы ты, что он весь в правости важен;
Погляди ж завтра аж где? – Уж в тюрьме посажен.
Спросишь: «За что тут муж сидит святой и старый?» –
Воровством без пошлины провозил товары.

 

Вот, например, деревенские хозяева, которые рады, что к ним завернул гость; они расскажут ему все, не разбирая, интересно ли для него это, или нет, – они сообщают гостю, что у их маленькой дочери –

 

Четвертый уже зубок в деснах показался,
Ночь всю и день плачется; жар вчера унялся.
Другую замуж дает, жених знатен родом,
Богат, красив и жены старее лишь годом.
Приданое дочерне опишет подробно,
Прочтет рядную всю сплошь, и всяку особно
Истолкует в ней статью. Сын меньшой, недавно
Начав азбуку, теперь чтет склады исправно.
В деревне своей копать начал он пруд новый.

 

Словоохотливый помещик вытаскивает свои планы, на ножах и вилках старается объяснить расположение пруда, заводить речи о посеве, о соседях и т. д.

В результате, перед нами получается живой и тонко нарисованный образ, выхваченный из жизни, до сих пор нам всем знакомый. Уменье рисовать русских современных людей соединялось у Кантемира с даром рисовать ярко и выпукло «фон» для них. Оттого картины действительности выходят из-под его пера сжатыми и типичными.

Подобных картинок можно найти у Кантемира большое число, – видно, что он, изучая русский быт, везде умел находить яркое. Таково, к примеру, описание Николина дня, – глухая городская улица покрыта телами пьяных. Реализм этой пестрой живописной картины поразителен по силе.

(См. также краткие содержания 1-й и 2-й сатир Кантемира.)

 

rushist.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о