Главные идеи мартина лютера – Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации?

Содержание

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации?

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и Центральную Европу охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом реформации в Европе была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, душа человека и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

fb.ru

Основные идеи Мартина Лютера | Kratkoe.com

Идеи учения Мартина Лютера, человека, который положил начало Реформации в Германии, кратко изложенные в этой статье.

Основные идеи Мартина Лютера

Мартин Лютер (1483-1546 годы) — монах-августинец и профессор Виттенбергского университета. Он открыто выступил в 1517  году против индульгенций. Он положил начало Реформации в Германии.

Основные идеи учения Мартина Лютера о церкви:
  • Доказывал, в действительности что монашество и церковная иерархия во всех их проявлениях и обрядах далеки от «подлинного слова Божьего».
  • Говорил, что человеку для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, достаточно лишь веры. В свою очередь, католическая церковь для спасения души предписывала выполнение многочисленных обрядов и совершение взносов.
  • Священным является только то, что встречается в Библии. Остальное – творения рук человека, а значит оно должно быть подвергнуто строгой критике.

Эти  3 тезиса были основными идеями реформатора касательно Церкви, за что она начала преследование Лютера. Он утверждал, что верующий человек может оправдываться лишь перед лицом Господа и является сам себе священником. Согласно его учению человеку не нужно посредничество священников и подчиняться он может только Богу, а никак не быть работ Церкви. Также Мартин Лютер утверждал, что все сословия общества одинаковы и жизнь, деятельность священников не должна отличаться от мирской. 

Основные идеи Мартина Лютера касательно государства:
  • Разграничение светской и религиозной власти.
  • Выступает против восстаний.
  • Хороший правитель тот, власть для которого является бременем, а не привилегией. 
  • Правитель – это слуга народа, а не его господин.
  • Хороший правитель заслуживает на покорность, терпение и смирение со сторон своего народа. 
  • Духовенство также принадлежит к простому народу и должно подчиняться светской власти.
Основные идеи Мартина Лютера о соотношении светской и духовной власти:
  • Порядок постигается путем опоры светской власти на естественное право, а не на божественное.
  • Свобода, душа,  и внутренний мир воля человека не подчиняются юрисдикции государства.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Мартина Лютера.

kratkoe.com

Основные идеи Мартина Лютера | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

В разделенной на десятки мелких государств Германии не существовало крепкой королевской власти, способной защитить ее от церковников. Из разъединенной Гер­мании в папские сундуки регулярно перетекали огромные суммы денег. Страну буквально наводнили папские продавцы индульгенций. Челове­ком, из уст которого прозвучал призыв прекратить циничную торговлю, стал Мартин Лютер (1483-1546).

Мартин Лютер родился в Саксонии в семье горного мастера. В 18 лет способный юноша потупил в Эрфуртский университет — знаменитый центр гуманистического образования. Отец хотел видеть сына юристом, но Лютер избрал себе другую судьбу. Глубокая вера привела его в стены августинского монастыря. Став монахом, Лютер вел очень аскетическую жизнь. Однажды даже пришлось сломать двери кельи, за которыми истощенного чрезмерными молитвами молодо­го монаха обнаружили на полу без сознания. Однако вскоре пришло разочарование в мона­шестве. Осуществив путешествие в Рим, Лютер был поражен вопиющим богатством католи­ческой церкви. Он много времени уделял размышлениям на тему служения Господу, увлекался трудами выдающегося средневеко­вого философа Аврелия Августина. Лютер оставил монастырь и начал препо­давать теологию в Виттенбергском универ­ситете. Один из его знакомых предрекал Лютеру необычное будущее: «Он в Церковь внесет большие преобразования».

Лукас Кранах Старший. Мартин Лютер. Ок. 1532 г.
Лютер — волынка дьявола. Карикатура. 1521 г.

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям замковой церкви в Вит­тенберге «95 тезисов против индульгенций». Это были 95 возражений молодого профессора против права пап прощать грешников, купивших отпущение грехов. В считанные дни он стал известен всей Германии. Вокруг Лютера сплотились единомышленники. От критики индульген­ций они перешли к осуждению папства и католической церкви в целом.

Над Лютером нависла угроза обвине­ния в ереси, однако он непреклонно стоял на своем. В 1520 г. Папа издал буллу об отлучении бунтовщика от церкви. Лютер прилюдно сжег ее во дворе университета. Это означало окон­чательный разрыв с Римом. Его популяр­ность на родине была невероятной.

Папский посол сообщал в Рим: «Девять десятых в Германии кричат “Лютер”, а одна десятая по крайней мере — “Смерть римскому двору!”».

Главная идея Лютера заключалась в том, что человек спасается лишь верой в Бога. По убеждению Лютера, верующие всегда прямо связаны с Хри­стом, необходимости в посредничестве священника не существует. Каждый христианин имеет право сам свободно предстать перед Богом. Католический клир предлагалось упразднить, богатства церкви секуляризовать, монастыри за­крыть, а монашеские ордена распустить. Однако это вовсе не означало уничтожения церкви. Она лишь должна была стать совсем другой, намного более простой. Священники могли жениться, носить обычную одежду, подчиняться общим для всех зако­нам. Лютеранская церковь освобождалась от икон и скульптурных изо­бражений Христа и Богоматери, их почитание Лютер объявил идолопо­клонством, которое лишь отвлекает от подлинной веры. Он предложил из семи таинств оставить только два, описание которых содержится в Библии, — крещение и причастие, а все прочие считал более поздними выдумками церкви.

Дверь замковой церкви в Виттенберге
Библия. Перевод М. Лютера. 1534 г.

Лютер также провозгласил Библию единственным авторитетом для хри­стиан как в церковной, так и в повседневной жизни. По его мнению, каж­дый верующий должен был регулярно ее читать и размышлять над ней.

Чтобы сделать Библию доступной каждому, Лютер перевел ее на немецкий язык. Пышное, но малопонятное обычным прихожанам бого­служение на латыни он предложил заменить проповедью на родном языке. Труды Лютера, написанные по-немецки, печатались большими тиражами и молниеносно расходились по всей стране. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Протесты в адрес Папы все громче звучали по всей Германии. Рев­ностный католик император Карл V решил вмешаться в дело. В 1521 г. он вызвал Лютера в рейхстаг в город Вормс. Там «еретику» предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался это сделать. Он не желал идти против собственной совести, а свою непоколебимость выра­зил во фразе: «На том стою и не могу иначе».

Мартин Лютер в рейхстаге в Вормсе. Гравюра. 1557 г.

Император, поддерживая Папу, настоял на принятии решения о пре­следовании поборников новой ереси. Реформация уже обрела множество сторонников. К ней присоединились все слои немецкого населения — дво­рянство, бюргерство, крестьянство. По стране прокатилась волна город­ских восстаний, в ходе которых громили церкви и монастыри, уничтожа­ли иконы и статуи, нападали на монахов и священников. Начав с реформы церкви, городская беднота и крестьянство надеялись обновить мир и уста­новить в нем справедливость.

Вопросы по этому материалу:
  • Почему учение Лютера, получившее название «оправдание верой», представляло угрозу для католической церкви?

  • Почему личность Лютера и его учение были чрезвычайно популяр­ными в Германии?

worldofschool.ru

Лютеранство: основные учения Мартина Лютера

Лютеранство зародилось в далеком XVI столетии. К тому времени недовольством католической церковью достигло своего предела. Многих возмущал и особый статус высшего духовенства и несоблюдение Библейских заповедей служителями церкви. Особенно много вопросов о необходимости индульгенций (специальный документ, покупаемый за довольно большую сумму и подтверждающий прощение грехов).

К началу XVI века развращенность католической церкви достигла своего предела. Она уже давно потеряла былой престиж и доверие. Мартин Лютер хотел это изменить. Стоит подчеркнуть, что он хотел лишь реформировать церковь (долгое время это направления в христианстве так и называлось реформаторская церковь, протестантизм вошел в употребление только в 1529 года после Шпайерского протеста и окончательно закрепился после Тридцатилетней войны). В скором времени начали появляться более радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и анабаптизм.

Желание изменить церковь вылилось в написано небезызвестных «95 тезисах». Суть их сводилось к следующему:

• Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь;
• Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
• Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком;
• Чистилище не существует;
• Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.

В целом, Лютер лишь пытался удалить из церкви явные несоответствия Библии. Однако, несмотря на это, он был объявлен еретиком. Причиной было «богохульное» утверждение, что Папа Римский – обычный человек. Лютер ставил под сомнение решения пап и церковный соборов. Во время диспутов он требовал доказательств на основе Библии, которые ему предоставить не могли.

Также немецкий проповедник много внимания уделял труду человека. Он утверждал, что добросовестный труд является важной духовной частью человека. Примечательна одна история. Однажды сапожник спросил Лютера, как ему познать Царство Божье. На что Лютер ответил: «Шей лучшие сапоги и продавай их по справедливой цене». Мартин Лютер упорно доказывал, что Благодать Господня осуществлятся в любой профессиональной деятельности человека.

Еще особое внимание уделялось браку. Лютер считал, что священники должны иметь право жениться. Неспособность многих служителей сдержать похоть приводило к развращению и паданию авторитета церкви, поэтому реформатор настаивал на предоставлении священникам этого важного права. К тому же историки убеждены, что принятие решения об обязательном обете безбрачия был принят исключительно для обогащения церкви. Таким образом, все имущество священников после их смерти переходило в распоряжение церкви, а не к их детям.

Также был еще один аспект, который входил в основные учения Мартина Лютера. Он касался Библии и языка проповедей. Он считал, что Библия должна переведена на немецкий язык (чем он и занялся в 1521 году) и стать общедоступной, чтобы каждый мог позвать Волю Отца через Его Слово. Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.

Еще можно выделить небольшой пункт о бескомпромиссности по отношению католической церкви. Его известная фраза «На том стою, не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» явное тому подтверждение.


www.istmira.com

Мартин Лютер и его реформационные идеи

Мартин Лютер и его реформационные идеи

Реформация (от лат. reformatio — «преобразование») — религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.

Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483—1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. Его с юношеских лет отличала глубокая религиозность; в 1505 г., получив степень магистра «свободных искусств», он вопреки воле отца, желавшего видеть своего сына юристом, становится монахом августинского монастыря в Эрфурте. В надежде на спасение души будущий реформатор строго выполнял монашеские предписания (посты и молитвы). Однако уже тогда у него зародились сомнения в правильности этого пути. Став в 1507 г. священником, Лютер по настоянию своего ордена продолжил университетское образование на факультете теологии Эрфуртского университета. Поездка в 1511 г. в Рим и впечатления отличного знакомства с развращенными нравами высшего католического клира усилили в Лютере стремление к поиску тех основ христианской догматики, которые должны были отвечать внутренней религиозности, а не обрядовой, внешней Стороне культа.

Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера. 1522 г.

С 1512 г., после получения степени доктора богословия, Лютер начал читать лекции в университете г. Виттенберга. Здесь он обратился к углубленному изучению Библии, к тому же он как лектор вынужден был вырабатывать свои трактовки библейского текста. В 1512—1517 гг. постепенно начинает оформляться его теологическая концепция. 18 октября 1517 г. папа римский Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях, как утверждалось, «оказания содействий построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви. 31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» («Диспут о прояснении действенности индульгенций»). Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль, в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия».

«Тезисы» Лютера, переведенные на немецкий язык, за короткий срок обрели феноменальную популярность. Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк. Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. ему было передано приказание явиться на суд в Рим. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался.

Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. в Лейпциге между ним и Экком. Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов. Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом.

В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520) Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти. Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи. Важным пунктом в национальном развитии немцев стал призыв к чтению мессы на немецком языке. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, отмены церковных иммунитетов, отлучений, многочисленных праздников, целибата духовных лиц.

К этому же моменту можно говорить уже о сложившейся системе богословских взглядов Лютера. Основное положение, выдвинутое им, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом. Смысл этого утверждения заключался, прежде всего, в отрицании посреднической роли духовенства между верующими и Богом. Другой тезис Лютера сводился к утверждению приоритета Священного Писания над Священным Преданием — в виде папских декретов и постановлений вселенских соборов. Это положение Лютера, как и первое, противоречило католической догме о централизованной универсальной церкви, распределяющей по своему усмотрению Божественную благодать, и о непререкаемом авторитете папы как вероучителя.

Однако Лютер не отвергал полностью значения духовенства, без помощи которого человеку трудно достигнуть состояния смирения. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять люден в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов (это дело Бога). Лютером отрицалась та сторона католического культа, которая не находила подтверждения и оправдания в букве Священного Писания, поэтому другое название лютеранской церкви — евангелическая церковь. Среди церковной атрибутики, отвергнутой Лютером, оказались поклонение святым, почитание икон, коленопреклонение, алтарь, иконы, скульптуры, учение о чистилище. Из семи таинств было сохранено в конечном итоге только два: крещение и причастие.

Историческое значение выступления Лютера заключалось в том, что оно сделалось центром сложной по своему социальном составу оппозиции. Вокруг Лютера объединились различные элементы германского общества, от умеренных до самых радикальных, выступившие под флагом новой концепции христианского учения против папской власти, католической церкви и их защитников: рыцарство, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших на обогащение путем конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать новое вероисповедание для завоевания большей независимости от империи, городские низы. Широкий социальный состав сторонников Лютера обеспечил вскоре ряд значительных успехов лютеранской Реформации. Правда, сам Лютер неоднократно уточнял, что христианская свобода должна пониматься только в смысле духовной свободы, а не телесной. Лютер считал недопустимым аргументировать необходимость политических и социальных изменений ссылками на Священное Писание.

Триумфом Лютера стал Вормский рейхстаг 1521 г., где Лютер категорично заявил об отказе отречься от своих реформационных идей («На том стою и не могу иначе…»). Императорский указ, известный под названием «Вормский эдикт», запрещал на всей территории империи проповедь в духе Лютера и предавал Лютера опале, а его сочинения — сожжению. Однако он не возымел нужного действия и не приостановил распространение лютеровского учения. Найдя пристанище в замке курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого (1463—1525), Лютер осуществил перевод на немецкий язык Нового Завета, тем самым дав в руки своих сторонников мощное идеологическое оружие.

Наступившая после Вормского рейхстага дифференциация антиримского движения, выделение из него радикальных группировок, которые в понимании задач реформ расходились с Лютером, заставили его определенно высказаться, прежде всего, по вопросу о способах и методах претворения в жизнь общих принципов Реформации. Лютер упорно отстаивает свою программу «духовного мятежа», центральным моментом которой был тезис о непризнании католической церкви в Германии и борьбе с нею исключительно мирными средствами. Поэтому Лютер не поддержал рыцарское восстание 1522—1523 гг., осудил бюргерство, стремившееся к коренным преобразованиям церкви (в том числе и путем насилия) и проведению социальных реформ.

Чем больше реформационные лозунги привлекали немцев, тем важнее было Лютеру определиться с той политической силой, которая будет осуществлять Реформацию. Реалии Германии того времени вели Лютера к мысли, что такой силой могла стать княжеская власть, представитель которой, саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, не раз в 1517—1521 гг. защищал реформатора. Более того, идея о «всеобщем священстве» позволяла рассматривать княжескую власть как подлинно апостольскую, а значит, ей и должна была принадлежать руководящая роль в новой церкви. Окончательно Лютер сформулирует свои взгляды на этот вопрос после попытки в 1522 г. анабаптистов, переселившихся в Виттенберг, осуществить Реформацию в собственной трактовке. Поскольку Лютер не верил в способность церкви на внутреннюю реформу и считал недопустимым проведение преобразований народом, он доказывал, что право осуществлять Реформацию принадлежит только государям и магистратам. Духовная власть, таким образом, подчинялась светской.

В отечественной историографии преобладала оценка лютеровского реформационного учения как идеологии умеренного бюргерства. Наличие этой более или менее аргументированной точки зрения не отрицает возможности видеть в М. Лютере общенационального идеолога немецкой Реформации. Лютер обращался ко всей немецкой пастве с универсальными (важными для представителей всех социальных и профессиональных групп) религиозными проблемами и обсуждал не менее универсальные христианские ценности. Главное, что волновало его — правильность веры для спасения души. Сам Лютер никогда не говорил определенно о какой-то социальной предпочтительности своего учения, даже его «симпатии» к князьям были связаны не с содержанием Реформации, а с ее осуществлением.

Конечно, реализация некоторых идей Лютера представляла известный интерес для бюргерства — как умеренного, так и радикального, — но в то же время «плодами» Реформации воспользовались и князья, и дворяне, и патрициат, и даже крестьянство.

Простому человеку Лютер отводил крайне пассивную роль как в религиозной, так и в общественной жизни, что противоречило активной позиции бюргерства начала XVI в. Характерно высказывание М. Лютера: «Праведен не тот, кто много делает, а тот, кто без всяких дел глубоко верует в Христа… Закон гласит: сделай это — и ничего не происходит. Милосердие гласит: веруй в этого — и сразу все сделано». Такое видение проблемы резко отличало М. Лютера от настоящих идеологов бюргерства У. Цвингли и Ж. Кальвина. Но обращение Лютера к проблеме человека, внимание к его личным переживаниям, стремление возвести в абсолют религиозной деятельности персональное общение с Богом говорит о том, что реформатор смог найти религиозное выражение ментальным процессам индивидуализации сознания. Неслучайно современные немецкие историки трактуют лютеранское вероучение как «эмансипацию индивидуума», основанную на лучших достижениях человеческой мысли XVI столетия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

идеи, мысли, взгляды, движение: VIKENT.RU

Немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации в Европе.

«Мухаммед явился создателем новой мировой религии, которая была связана с фазой пассионарного подъёма целого суперэтноса - мусульманского мира. Лютер, напротив, был деятелем фазы спада пассионарного напряжения - фазы надлома, и его проповедь вовсе не была новым словом. Проповеди, призывавшие к Реформации - исправлению недостатков католической церкви, - звучали в Западной Европе и раньше, до Лютера: Гус в Чехии и Уиклиф в Англии говорили то же самое. Более того, обличения Лютера признавали правильными даже его противники, иерархи католической церкви. Никто не спорил с тем, что предоставление индульгенций превратилось в торговлю, что назначение на церковные должности «по блату» - зло, что невежество священников - зло не меньшее. Но, соглашаясь с доводами Лютера, католические прелаты утверждали, что лечение язв церкви - это дело Святого престола. Правда, сами они для исправления ситуации ничего не предпринимали. Из-за этого, собственно, и начались разногласия. «Физической» же основой Реформации стал раскол целостности христианского мира, вызванный резким падением его пассионарности после выхода из акматической фазы. Европа разделилась на протестантскую и католическую, и произошло это разделение в финале западноевропейского этногенеза, а не в начале его».

Гумилёв Л.Н., От Руси до России: очерки этнической истории, М., «Айрис-пресс», 2007 г., с.204-205.

 

«Лютер не был анархистом в политическом смысле. Он считал, что власть в светском государстве и желательна и необходима: «Гражданский меч будет и должен быть красным от крови». Анархизм Лютера относится к той особой области отношений, которая существует между человеком и его совестью - или, если Вам угодно, между всем, что есть ещё в человеке, и одной важной силой, влияющей на его решения. Эти отношения носят специфический, глубоко личный характер. Сущность учения Лютера, а вместе с тем всего протестантства и вообще индивидуализма заключается в признании, что в целом взаимоотношения между человеком и его совестью имеют более важное значение и более результативны, чем взаимоотношения между разными лицами в любых общественных организациях и в любом организованном обществе. Несомненно, трудно быть еретиком, не разделяя этой или какой-либо подобной ей идеи».

Бэрроуз Данэм, Герои и еретики. Политическая история западной мысли, М., «Прогресс», 1967 г., с.304.

 

«Папа Лев X увидел в бунте Лютера всего лишь очередную «монашескую перебранку» и долгое время не относился к нему с той серьёзностью, которую он заслуживал. Когда Лютер, почти три года спустя по выдвижении своих 95 тезисов, наконец получил папскую буллу о своём отлучении от Церкви, он публично сжёг её. На заседании императорского ландтага Священной Римской Империи Габсбургов Карл V самолично заявил, что правда не может быть на стороне одного-единственного монаха, отрицающего всякую ценность предыдущего тысячелетнего периода христианства. Желая сохранить единство христианской Церкви и столкнувшись с упрямым отказом Лютера отречься, он наложил императорский запрет на доктрину Лютера, а его самого объявил еретиком. Однако теологическое бунтарство Лютера, найдя поддержку среди мятежных немецких князей и рыцарей, вылилось в крупные волнения, стремительно вышедшие из национальных берегов Германии…»

Ричард Тарнас, История западного мышления, М., «Крон-пресс», 1993 г., с. 196-197.

 

Юный Карл Маркс так охарактеризовал историческое значение реформы: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место  рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет  веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил  человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром  человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека. Но если протестантизм не дал правильного решения задачи, то всё же он  правильно поставил её. Речь теперь шла уже не о борьбе мирянина с попом вне  мирянина, а о борьбе со своим собственным внутренним попом, со своей  поповской натурой».

Карл Маркс, К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 г.-  январь 1844 г.) / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 1, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г.,  с. 422-423.

vikent.ru

1 Укажите основные идеи Мартина Лютера. 2 Указать основные причины реформации.3 Отразите суть пространства.4 Основные последствия по Аугсбургскому мирному договору

Вопрос 1

Основные идеи учения Мартина Лютера?

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией) 11.

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция призвания (нем. Berufung) . В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога12. Бог предназначает человека к определнному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя сво призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного13.

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Сама концепция призвания появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21) : пребывай в труде (призвании) своем14

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. Человек спасает душу не через Церковь, а через веру, писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер учил, что мртвые ничего не знают (Эккл. 9:5) 15. Кальвин возражает против него в своем первом теологическом труде Сон душ (1534) 16.

iotvet.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о