Стародум что означает – Стародум в комедии «Недоросль»: образ, характеристика, описание, биография |LITERATURUS: Мир русской литературы

СТАРОДУМ — это… Что такое СТАРОДУМ?

СТАРОДУМ — центральный персонаж комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С., служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь», — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке.

Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь». Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека.

13-33 Государству, если исходить из сюжета «Недо- 385 росля», люди, подобные С., не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно».

Рассуждения С. об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В.О.Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых», обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным.

Пьеса «Недоросль» в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И.А.Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль С. (1782).

Е.В.Юсим

Литературные герои. — Академик. 2009.

dic.academic.ru

СТАРОДУМ — Литературная энциклопедия — Литература

СТАРОДУМ

— центральный персонаж комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С., служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь», — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке. Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь». Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека. 13-33 Государству, если исходить из сюжета «Недо- 385 росля», люди, подобные С., не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно». Рассуждения С. об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В.О.Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых», обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным. Пьеса «Недоросль» в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И.А.Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль С. (1782). Лит. см. к статье «МИТРОФАНУШКА ». Е.В.Юсим (лит. герои)

Литературная энциклопедия. 2012

Словари → Литература → Литературная энциклопедия


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТАРОДУМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


slovar.cc

Комедия «Недоросль». Характеристика Стародума: описание героя и цитаты

Стародум – один из главных героев комедии талантливого драматурга XVIII века Дениса Фонвизина. Этот персонаж стал для современников примером гуманности и символом просвещения. Его образ противопоставляется невежеству и жадности других героев пьесы «Недоросль». Характеристика Стародума – тема этой статьи.

Комедия

На театральной сцене пьеса была поставлена впервые в 1782 году. Но интересна она и современному зрителю. Одним из известнейших произведений в мировой драматургии является комедия «Недоросль». Характеристика Стародума – ключевая тема в общем художественном анализе пьесы Фонвизина. Но прежде чем приступить к изучению этого образа, следует сказать несколько слов об актуальности классицистического произведения, которое вызывает горячий отклик даже у представителей XXI века.

Значение имени

Последствиям бездуховной и праздной жизни посвящено произведение «Недоросль». Характеристика Стародума кратко изложена далее. Имя этого персонажа, как и других героев пьесы, несет смысловую нагрузку. Таковы нормы классицистической комедии. Стародум – человек, обладающий старым мировоззрением. В этом случае такой намек имеет положительный окрас. С помощью него автор указывает на стремление своего героя следовать принципам правления Петра I.

Прототипы Стародума

Обладая четким представлением о том, каким обязан быть честный человек, и каковы должны быть его поступки, Фонвизин создал образ Стародума. В нем сочетались лучшие нравственные качества, к которым стремились передовые и просвещенные люди второй половины восемнадцатого века. Но существовал ли живой пример-идеал среди современников автора?

Некоторые критики полагают, что прототипом этого персонажа является граф И. И. Панин – одна из самых передовых личностей того времени, принимавшая активное участие в проекте ограничения самодержавия. Этот человек был также наставником Павла I. Существует ли сходство этого человека с положительным героем комедии «Недоросль»? Характеристика Стародума указывает на черты, характерные и для другой, не менее известной общественной личности XVIII века. Существует мнение, что, вводя в свое произведения образ Стародума, автор ссылался на одну из крупнейших фигур Русского Просвещения – на Николая Новикова, журналиста, издателя и общественного деятеля. Так или иначе, характеристика Стародума из комедии «Недоросль» позволяет сказать, что персонаж этот являет собой олицетворение мудрости, доброты, честности и уважения к людям.

Роль в комедии

Стародум появляется в пьесе довольно поздно – в конце первого явления. Он не совершает активных действий. Его функция – установление справедливости. К моменту его появления конфликт в комедии уже обозначен. Его долг – избавить племянницу от глупой, но хитрой Простаковой. Эта героиня является собирательным образом худших представителей старого дворянства. Она абсолютно невежественна, чрезвычайно меркантильна. И в ней присутствуют такие качества, как трусость и склонность к тирании, которые, сочетаясь, превращают ее в гнусную и отвратительную даму.

Единственным ее положительным качеством является безграничная любовь к сыну, которая, впрочем, имеет такие чудовищные формы, что превращается, скорее, в жуткий порок. Образ этой героини и характеристика Стародума из комедии «Недоросль» в сравнении позволяют сделать вывод, что персонажи эти создают антитезу.

Мыслитель

Стародум не предпринимает активных действий. Его функция «избавителя» несколько ослаблена. Главную задачу выполняют Милон и Правдин. Однако дядя Софьи выступает в произведении в качестве своего рода мыслителя. Он высказывает политические взгляды, формулирует нравственную позицию. Своими речами он как будто дает читателю возможность понять, почему все-таки восторжествовала справедливость и наказано зло.

Одной из сложных тем в истории русской литературы является характеристика Стародума из комедии «Недоросль». С цитатами этого персонажа немного знакомы представители более старшего поколения. Для современных школьников это произведение (как и система образов в нем) – тема непростая. Для того чтобы освоить ее, необходимо иметь представление о социально-политической ситуации в России второй половины восемнадцатого века.

Сатира

Ограниченный и скудный духовный мир дворян высмеивали в жесткой форме и более поздние авторы. О праздности и невежестве представителей этого социального слоя говорили и Гоголь, и Салтыков-Щедрин. Одним из первых все же обличил в своем творчестве человеческое ничтожество и глупость русского дворянина Фонвизин — в произведении «Недоросль».

Характеристика «Стародума», однако, позволяет сделать вывод, что сатира на представителей этого класса не имеет общего характера. Автор высмеивает определенную категорию дворян. Стародум является сторонником петровской эпохи. Он и ему подобные не признают политики Екатерины II. Программа просвещения, которую она проводит, имеет, по его мнению, искаженную, неправильную форму. И главным ее недостатком является то, что императрица отошла от принципов, которые являлись основополагающими в управление Петра I. Политическую позицию драматурга можно понять, рассмотрев основные критерии, которыми располагает характеристика Стародума из комедии «Недоросль». С цитатами этого персонажа можно ознакомиться ниже. Именно эти высказывания и создают характерный художественный образ, заключающий в себе мировоззренческую позицию автора:

  • «Начинаются чины – перестает искренность…».
  • «Без души просвещенная умница – жалкая тварь».
  • «Лучше жизнь вести у себя дома, нежели в чужой передней».
  • «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».
  • «Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
  • «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
  • «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно».

Душа или разум

Время, в которое была создана комедия, пронизано духом просвещения. Необходимость образования и правильной системы воспитания – вот идея комедии «Недоросль». Характеристика Стародума все же не сводится исключительно к таким качествам, как рассудительность и мудрость. Это также и доброта, и милосердие. Просвещенный человек может быть низким и мелким. А человек недостаточно образованный способен на чистые благородные поступки.

Классическим персонажем, воплощающим чаяния представителей Русского Просвещения, является Стародум («Недоросль»). Характеристика, цитаты и роль этого персонажа, представленные в этой статье, воссоздают картину времени, в котором жил русский драматург, и позволяют понять, каким он видел идеального русского дворянина.

fb.ru

Комедия Недоросль Фонвизин. Нужен образ Стародума) Кто чем поможет) Заранее спасибо)

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия « Стародум » означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые) . По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому» , «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды! » — д. 5, явл. последнее) , но зато усилена функция С. — политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.

здесь см http://www.studbirga.info/obraz-staroduma-komedii-fonvizina-nedorosl/

otvet.mail.ru

Биография Стародума. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

Эта знаменитая пьеса Фонвизина была написана им в 1782 году. Героями комедии стали люди разных социальных слоев XVIII века: дворяне, крепостные, государственные чиновники и самозваные модные учителя. Прежде чем раскрыть полнее тему «Биография Стародума», остановимся немного на обитателях дома Простаковых, ведь с них все и началось.

Простаковы

Итак, главные герои: недоросль — шестнадцатилетний Митрофанушка — и его мать, госпожа Простакова, которая является главным отрицательным персонажем этого произведения. Она жестока и своенравна и хочет женить своего бездарного сына Митрофана, который абсолютно безразличен ко всему. Он не любит мать, лишь только притворяется из-за ее сильного и властного характера.

Простакова, узнав о том, что племянница ее мужа Софья (очень порядочная и образованная девушка) стала наследницей огромного состояния, которое ей завещает ее драгоценный дядюшка Стародум, решила во что бы то ни стало выдать ее замуж за своего ленивого Митрофанушку. Однако родственники Стародума давно похоронили его, и теперь с этого самого момента его имя выходит на первый план. В доме Простаковых все начинают сходить с ума из-за наследства Софьи, ведь 10 тысяч — сумма по тем временам совсем не пустяковая. Кто же такой Стародум и откуда он взялся?

Биография Стародума

В свей пьесе Фонвизин представил Стародума одним из самых благородных и самых положительных персонажей. Он стал его единомышленником. Ведь в произведении «Недоросль» затронуто очень много политических, социальных, педагогических и нравственных вопросов.

Писатель специально оставляет вопрос открытым, был ли Стародум помещиком, зато становится известно, что он не прижился при царском дворе и тогда отправился в Сибирь. По собственным словам героя, там достают деньги, не меняя их на совесть, подло не выслуживаются и не грабят отечество, зарабатывая их из земли, которая не знает лицемерия и будет поправосуднее людей, да и за труды честные платит верно и щедро.

«Торгующее дворянство»

Фонвизин в предпринимательстве Стародума отражает реальный процесс экономической жизни русского дворянства, привлекший его особое внимание после того, как писатель перевел французский трактат под названием «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному».

Биография Стародума рассказывает, что он обогатился на золотых приисках, его целью было обеспечить безбедное будущее своей единственной и любимой племянницы — Софьюшки. Мысли Стародума мудры и ценны, он говорит ей, что нажил такое состояние, которое может ей позволить выйти замуж даже за бедного, но главное — достойного человека. Он не связывает благосостояние племянницы с владением крепостным людом.

И это неслучайно: Фонвизин написал пьесу как раз в то время, когда Россия пыталась извлечь уроки из крестьянской войны 1773-1775 гг. и задумалась над ее причинами, которые чуть не привели феодально-дворянское государство к разрушению и погибели. Но, подавив народное возмущение, государственные вельможи Екатерины II еще больше укрепили и расширили привилегии правящего класса. Бедный народ перед лицом закона выглядел еще более бесправным и беспомощным. В пьесе «Недоросль» эти политические вопросы стали очень острыми и злободневными.

Вольнодум, революционер и реформатор

Биография Стародума, которую он сам и рассказывает своим собеседникам, в частности Правдину и Милону, включает информацию о том что, что ему 60 лет. Его фамилия говорит о том, что он следует принципам старой эпохи – эпохи Петра I. Стародум вспоминал слова своего отца, который твердил ему всегда о том, что нужно иметь сердце и душу, и тогда будешь человеком во всякое время.

В этой сатирической пьесе Стародум появляется только к концу первого акта. Вместе с Правдиным и Милоном он избавляет Софью от издевательств Простаковой и дает оценку воспитанию невежественного и глупого Митрофана.

Характеристика Стародума говорит о том, что в душе своей он великий реформатор и революционер. Он сыт по горло государственной несправедливостью, где правда и честное служение уже давно обесценились, все решают связи, приспособленничество и угодничество. Воспитание Стародума не позволило спокойно взирать на то, как некоторые его близкие друзья хитростью и наглостью добивались своего. Именно поэтому он и покинул службу, потому как не смог больше смотреть, как по карьерной лестнице поднимались совсем не те люди, а умнейшие и достойнейшие оставались за дверями.

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает принципы государственного устройства, где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина – это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.

Премьера спектакля

В пьесе «Недоросль» Фонвизин передал свое личное представление о «честных людях» и наблюдения о том, какими они должны быть в их живом олицетворении. И поэтому образ Стародума здесь не случаен. Постановка «Недоросля» по понятным причинам некоторое время задерживалась. В одночасье посыпались «злобные» стрелы, с помощью которых те лица, которые увидели себя в пьесе в нелицеприятном виде, хотели воспрепятствовать ее выходу. И, по всей видимости, Фонвизину самому пришлось прибегнуть к влиятельным покровителям для устранения всех преград.

В 1782 году, 24 сентября, премьера спектакля все-таки состоялась на сцене Санкт-Петербургского Вольного российского театра. Режиссером выступил сам автор произведения. И, что любопытно, в пьесе не пришлось изменять ни одного слога, поэтому успех был оглушительный.

Один из тех, кто видел премьеру, рассказывал, что некоторые комические сцены вызывали мимолетный смех, а вот серьезные сцены с большой жаждой и вниманием слушала вся светская публика, которая любила в то время намеки и замечания на светскую слабость и дикость некоторых обычаев того времени. Пьеса, благодаря живости диалога, юмору, афоризмам, интересным цитатам и воспитательному характеру, помогла некоторым увидеть в себе Простаковых, которые потом изгнали из своих домов лжепедагогов типа Вральмана и Цыфиркина.

Заключение

Пьеса «Недоросль» стала единственной прочно утвердившейся из всех в русской драматургии XVIII века. В эпоху классицизма она осуждала традиционное дворянское воспитание, «дикость» и «злонравие» провинциального дворянства. Все персонажи четко подразделяются на положительных и отрицательных, о чем намекают их фамилии: Стародум, Правдин, Простаковы, Скотинины и т. д.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *