Почему образ Гамлета — вечный образ? Образ Гамлета в трагедии Шекспира
Почему образ Гамлета — вечный образ? Причин множество, и вместе с тем, каждая по отдельности или все вместе, в слаженном и гармоничном единстве, они не могут дать исчерпывающего ответа. Почему? Потому что как бы мы не старались, какие бы исследования не проводили, нам не подвластна «сия великая тайна» — тайна гения Шекспира, тайна творческого акта, когда одно произведение, один образ становится вечным, а другой – исчезает, растворяется в небытие, так и не прикоснувшись к нашей душе. И все же, образ Гамлета манит, не даёт покоя…
В. Шекспир, «Гамлет»: история создания
Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие вглубь души Гамлета, вспомним краткое содержание и историю написания великой трагедии. Сюжет произведения основан на реальных событиях, описанных Саксоном Грамматиком в книге «История Датчан». Некий Хорвендил, богатый правитель Ютландии, был женат на Геруте, имел сына Амлета и родного брата Фенго. Последний завидовал его богатству, храбрости и славе, и однажды на глазах у всех придворных жестоко расправился с братом, и впоследствии женился на его вдове. Амлет не покорился новому правителю и, несмотря ни на что, решил отомстить ему. Он притворился сумасшедшим и убил его. Через некоторое время Амлет сам был убит другим своим дядей… Посмотрите – сходство очевидно!
Время действия, место, само действо и все участники разворачивающихся событий – параллелей множество, однако, проблематика трагедии В.Шекспира не умещается в понятие «трагедия мести» и выходит далеко за её пределы. Почему? Всё дело в том, что главные герои Шекспировской драмы во главе с Гамлетом, принцем Датским, по своему характеру неоднозначны, и существенно отличаются от цельных героев Средневековья. В те времена не принято было много думать, рассуждать, и тем более, сомневаться в принятых законах и древних традициях. К примеру, кровная месть считалась не злом, а формой восстановления справедливости. Но в образе Гамлета мы видим иную трактовку мотива мести. Это и есть главная отличительная черта пьесы, точка отсчета всего того неповторимого и удивительного, что есть в трагедии, и что не дает покоя вот уже несколько столетий.
Краткое содержание пьесы
Эльсинор – величественный замок датских королей. Каждую ночь ночная стража наблюдает появление Призрака, о чём и сообщает Горацио – другу Гамлета. Это призрак покойного отца датского принца. В «мёртвый час ночи» он и поверяет Гамлету главный свой секрет – он умер не своей смертью, а был предательски убит своим братом Клавдием, который занял его место – престол и женился на вдове – королеве Гертруде. Безутешная душа убиенного требует от сына мести, но Гамлет, растерянный и ошеломлённый от всего услышанного, не спешит действовать: а что, если призрак – это вовсе не отец, а посланник ада? Ему нужно время, чтобы убедиться в истинности поведанной ему тайны, и он притворяется сумасшедшим. Смерть короля, который в глазах Гамлета был не только отцом, но и идеалом человека, затем поспешная, несмотря на траур, свадьба матери и дяди, рассказ Призрака – это первые зарницы выявляющегося несовершентства мира, это завязка трагедии. После неё сюжет стремительно развивается, а вместе с ним кардинально меняется и сам главный герой. За два месяца он превращается из восторженного юноши в равнодушного, меланхоличного «старика». На этом раскрываемая тема «В. Шекспир, «Гамлет», образ Гамлета» не заканчивается.
Коварство и предательство
Клавдий подозрительно относится к недугу Гамлета. Чтобы проверить, на самом ли деле племянник внезапно лишился рассудка, он сговаривается с Полонием, верным придворным новоиспечённого короля. Они решаются использовать ничего не подозревающую Офелию, возлюбленную Гамлета. Для этой же цели в замок вызваны и старые преданные друзья принца – Розенкранц и Гильденстен, которые оказываются не такими уж преданными, и с готовностью соглашаются помочь Клавдию.
Мышеловка
В Эльсинор прибывает театральная труппа. Гамлет подговаривает их разыграть перед королём и королевой спектакль, сюжет которого в точности передаёт рассказ Призрака. Во время представления он видит страх и смятение на лице Клавдия, и убеждается в его виновности. Что ж, преступление раскрыто – пришло время действовать. Но Гамлет вновь не спешит. «Дания – тюрьма», «время вывихнуто», зло и предательство обнаруживают себя не только в убийстве короля своим родным братом, они везде, отныне это нормальное состояние мира. Эпоха идеальных людей давно прошла. На этом фоне кровная месть теряет своё первоначальное значение, перестаёт быть формой «реабилитации» справедливости, потому как ничего, в сущности, не меняет.
Путь зла
Гамлет оказывается на распутье: «Быть или не быть? – вот в чём вопрос». Что толку от мести, она пуста и бессмысленна. Но и без скорой расплаты за содеянное зло жить дальше невозможно. Это долг чести. Внутренний конфликт Гамлета приводит не только к его собственному страданию, к его бесконечным рассуждениям о тщетности жизни, к мыслям о самоубийстве, но, словно кипящая вода в закупоренном сосуде, бурлит и выливается в целый ряд смертей. Принц прямо или косвенно оказывается виновен в этих убийствах. Он убивает Полония, подслушивающего его разговор с матерью, по ошибке приняв его за Клавдия. По дороге в Англию, где Гамлета должны были казнить, он подменяет на борту корабля порочащее его письмо, и вместо него были преданы казни его друзья – Розенкранц и Гильденстер. В Эльсиноре умирает сошедшая с ума от горя Офелия. Лаэрт, брат Офелии, решает отомстить за отца и сестру, и вызывает Гамлета на придворный поединок. Наконечник его шпаги отравлен Клавдием. Во время поединка умирает Гертруда, испробовав отравленного вина из чаши, предназначенной на самом деле для Гамлета. В результате убит Лаэрт, Клавдий, и погибает сам Гамлет… Отныне Датское королевство под властью норвежского короля Фортинбраса.
Образ Гамлета в трагедии
Образ Гамлета возникает как раз тогда, когда эпоха Возрождения близится к своему закату. В это же время появляются и другие, не менее яркие, «вечные образы» — Фауст, Дон Кихот, Дон Жуан. Так в чём секрет их долговечности? Прежде всего, они неоднозначны и многогранны. В каждом из них кроются великие страсти, которые под влиянием некоторых событий заостряют до крайней степени ту и иную черту характера. К примеру, крайность Дон Кихота заключается в его идеализме. Образ Гамлета же претворил в жизнь, можно сказать, последнюю, крайнюю степень самоанализа, самокопания, которая не толкает его к быстрому принятию решения, к решительным действиям, не заставляет менять свою жизнь, а наоборот – парализует. С одной стороны, события головокружительно сменяют друг друга, и Гамлет является непосредственным участником их, главным действующим лицом. Но это с одной стороны, это то, что лежит на поверхности. А с другой? – Не он «режиссёр», не он главный распорядитель всего действа, он всего лишь «марионетка». Он убивает Полония, Лаэрта, Клавдия, становится виновником смерти Офелии, Гертруды, Розенкранца и Гильденстена, но всё это происходит волею судьбы, по трагической случайности, по ошибке.
Исход Возрождения
Однако, вновь не всё так просто и однозначно. Да, у читателя складывается впечатление, что образ Гамлета в трагедии Шекспира исполнен нерешительностью, бездеятельностью и слабостью. И снова это лишь «верхушка айсберга». Под непроглядной толщею воды скрывается иное – острый ум, удивительная способность смотреть на мир и себя самого со стороны, желание добраться до самой сути, и, в конце концов, увидеть истину, несмотря ни на что. Гамлет – самый настоящий герой эпохи Возрождения, великий и сильный, ставящий на первое место духовное и нравственное самосовершенствование, прославляющий красоту и безграничную свободу. Однако, не его вина, что идеология Возрождения на поздней своей стадии переживает кризис, на фоне которого он и вынужден жить и действовать. Он приходит к тому, что все, во что он верил и чем жил – это лишь иллюзия. Труд пересмотра и переоценки гуманистических ценностей оборачивается разочарованием, и в результате заканчивается трагедией.
Разные подходы
Продолжаем тему того, каков художественный образ, характеристика Гамлета. Так в чем же корень трагедии Гамлета, принца Датского? В разные эпохи образ Гамлета воспринимался и трактовался по-разному. К примеру, Иоганн Вильгельм Гете, страстный почитатель таланта В. Шекспира, считал Гамлета существом прекрасным, благородным и высоконравственным, а его гибель происходит от возложенного на него судьбой бремени, которого он не мог ни снести, ни сбросить.
Известный английский поэт, С. Т. Кольдридж, обращает наше внимание на полное отсутствие воли у принца. Все происходящие в трагедии события, без сомнения, должны были вызвать небывалый всплеск эмоций, и впоследствии рост активности и решительности действий. Иначе и быть не могло. Но что мы видим? Жажду мести? Мгновенное исполнение задуманного? Ничего подобного, наоборот – бесконечные сомнения и бессмысленные и неоправданные философские размышления. И здесь дело не в отсутствии храбрости. Просто это единственное, на что он способен.
Слабость воли приписывал Гамлету и В.Г. Белинский. Но, по мнению выдающегося литературного критика, она не является его природным качеством, скорее условным, обусловленным ситуацией. Она происходит от душевного раскола, когда жизнь, обстоятельства диктуют одно, а внутренние убеждения, ценности и духовные способности и возможности – иное, абсолютно противоположное.
В. Шекспир, «Гамлет», образ Гамлета: заключение
Как видно, сколько людей – столько и мнений. Вечный образ Гамлета удивительно многолик. Можно сказать, целая картинная галерея взаимоисключающих портретов Гамлета: мистик, эгоист, жертва эдипового комплекса, отважный герой, выдающийся философ, женоненавистник, высшее воплощение идеалов гуманизма, меланхолик, не к чему не приспособленный… Есть ли этому конец? Скорее нет, чем да. Как расширение Вселенной будет продолжаться бесконечно, так и образ Гамлета в трагедии Шекспира будет волновать людей вечно. Он давно оторвался от самого текста, покинул узкие для него рамки пьесы, и стал тем «абсолютом», «сверхтипом», имеющим право на существование вне времени.
fb.ru
История создания «Гамлета», новаторство Шекспира в трагедии «Гамлет» / Шекспир
Шекспир не изобретал сюжетов для своих пьес. Он переделывал уже известные сюжеты так, что они обретали иной, иногда принципиально иной смысл. О «Гамлете» написано более трёх тысяч книг и статей. Известный отечественный шекспировед А.А. Аникст подробно описал историю создания Шекспиром этой великой трагедии. Прототипом главного героя «Гамлета» был принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг Снорри Стурлусона. Он запомнился как полулегендарный мститель.
История принца Амлета была известна еще в языческой Дании, то есть до 827 года. Летопись Саксона Грамматика, в которой впервые встречается эта история, была опубликована в XVI веке французским издателем. Публикация заинтересовала французского писателя Франсуа Бельфоре (1530-1583), который в своих «Трагических историях» (1576) опубликовал сагу об Амлете на французском языке. Английский перевод был опубликован в 1608 году под названием «История Гамблета». Одно время считалось, что Шекспир познакомился с историей Гамлета по этому переводу. Однако трагедия Шекспира была написана за семь-восемь лет до его появления. Так что как раз английский перевод рассказа Бельфоре появился вследствие исключительной популярности шекспировской пьесы. Но и до Шекспира мы встречаем упоминания о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи». А первое упоминание о состоявшемся по пьесе «Гамлет» спектакле относится к 1594 году. Автором дошекспировского «Гамлета» был драматург Томас Кид. В Англии уже в XVII веке существовала Палата книготорговцев, которая регистрировала все предполагавшиеся к изданию книги. Согласно сохранившемуся реестру 26 июля 1602 года связанный с труппой Шекспира издатель Робертс зарегистрировал «Книгу, называющуюся Месть Гамлета, принца Датского, в том виде, в каком она недавно исполнялась слугами лорда-камергера». Эта запись доказывает, что трагедия была написана Шекспиром и поставлена на сцене до указанной даты. Принято считать, что трагедия «Гамлет» была создана и впервые поставлена на сцене в 1600-1601 годах.
Полагают, что подлинно шекспировский текст опубликован в издании 1604 года, в то время как текст 1603 года не только искажён, но и вдвое короче. На титульном листе публикации 1604 года подчёркивалось, что она «дополнена вдвое против прежнего в соответствии с подлинной и точной рукописью». Важно, что все изменения вносились самим Шекспиром, поэтому мы можем утверждать, что именно здесь перед читателями появился наиболее полный текст трагедии. После этой публикации в текст было внесено только одно существенное изменение: в так называемом «актёрском кварто» «Гамлета» 1676 года он был разбит на различные акты в соответствии с требованиями теории классицизма, предъявляемыми к драме. Её неутомимым приверженцем и пропагандистом в Англии был современник Шекспира драматург Бен Джонсон. Первое издание «Гамлета» в 1603 году вообще не имело никаких внутренних делений: в таком виде спектакль и был представлен в английском театре конца XVI — начала XVII века, то есть при жизни Шекспира. В 1709 году английский редактор шекспировских сочинений Н. Роу разделил текст на пять актов. С тех пор эта структура сохраняется при публикации. Впрочем, при постановке трагедии такая разбивка имеет лишь условное значение. Обычно в театре пьеса идёт в трёх частях, причём режиссёры варьируют продолжительность и соотношение частей в соответствии со своим замыслом. Ведь театр значительно изменился за эти триста лет…
Новаторство Шекспира в трагедии «Гамлет»
Трагедия «Гамлет» принадлежит к распространённому в ту пору в Англии типу «трагедий мести». Уже в самом начале пьесы зритель слышит о свершившемся преступлении. Принц Гамлет узнаёт от тени своего отца о коварном и подлом убийстве. Итак, трон захвачен преступником! Отныне жажда возмездия охватывает принца, но… великий час расплаты откладывается. Отсрочка происходит благодаря художественной условности. Конечно, зрители знают о том, что праведная кара непременно свершится, но сюжет трагедии разворачивается именно в этом промежутке — между фактом преступления и актом возмездия.
Чем интереснее, насыщеннее этот «промежуток» заполнен — тем интереснее и увлекательнее сюжет, тем богаче художественное содержание трагедии. Шекспир заполнил его самым новаторским на тот момент образом: анализом и самоанализом человека той эпохи. Гамлет наблюдает за людьми вокруг себя, размышляет о них. Однако ещё более важным оказывается его беспощадный и глубокий самоанализ. Таким образом, если в подавляющем большинстве трагедий мести многочисленные события становились препятствием для торжества справедливости, то у Шекспира художественное время растянуто благодаря самоанализу заглавного героя, его колебаниям, сомнениям, многочисленным попыткам разобраться в эпохе и найти своё место в ней.
Источник: Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2016
История создания и краткий сюжет трагедии «Гамлет»
История создания и краткий сюжет трагедии «Гамлет»
«Тот странный мир, в котором он живёт, — в конце концов наш мир. Он — тот мрачный человек, каким мы все можем стать при определённом стечении обстоятельств… Он воплощает неудовлетворенность души жизнью, где нет необходимой ей гармонии».
Виктор Гюго
История создания. Трагедия «Гамлет» (1600–1601) — один из наиболее ярких образцов мировой драматургии. Иван Франко подчёркивал, что эта пьеса по праву считается самым гениальным произведением Шекспира. Следует отметить, что сюжеты для своих пьес он, как правило, заимствовал у других авторов. Не исключением была и рассматриваемая трагедия. Источником истории стало предание, впервые записанное датским летописцем ХII века Саксоном Грамматиком. Оно рассказывает о юном принце Амлете, жившем в языческие времена в Ютландии (Дании). Его отец совместно со своим младшим братом правил страной. Решив полностью захватить власть, дядя Амлета убивает короля и женится на его вдове. Принц жаждет отомстить за смерть отца и, чтобы приспать бдительность своих врагов, притворяется сумасшедшим. Ему удаётся расправиться с убийцей и придворными, предавшими отца. Он долго и счастливо правит Ютландией, но судьба не даёт ему возможности умереть своей смертью: Амлет погибает на поле боя от руки другого своего дяди.
Это летописное предание переработал в своих «Трагических историях» (1876) французский автор Франсуа де Бельфора. А неизвестный английский драматург написал пьесу «Гамлет», которая шла в Лондоне в 80-х гг. XVI в. На основе этих источников и создана трагедия Шекспира. Сюжет. События пьесы происходят в городе Эльсиноре, в резиденции датских королей. На территории королевского замка появляется Призрак, «совсем такой, как был король покойный». Об этой новости узнаёт принц Гамлет — сын недавно умершего правителя. Он встречается с Призраком, и тот рассказывает ему о страшных событиях:
… Слушай, Гамлет:
Идёт молва, что я, уснув в саду,
Ужален был змеёй; так ухо Дании
Поддельной басней о моей кончине
Обмануто; но знай, мой сын достойный:
Змей, поразивший твоего отца,
Надел его венец. Так принц узнаёт о том, что отца убил его родной дядя Клавдий, вскоре после похорон женившийся на матери Гамлета. Призрак просит отомстить за злодеяние. Гамлет, поражённый случившимся, решает во что бы то ни стало убедиться в достоверности услышанного. Чтобы не вызывать подозрений у новоявленного короля и его свиты, он притворяется безумным.
В это время в замок приезжает бродячий театр. Гамлет обращается к актёрам с просьбой разыграть сцену убийства, в основе которой — события, рассказанные Призраком. Он предполагает, что во время спектакля Клавдий каким-то образом обязательно выдаст себя. Гамлета мучает вопрос: как быть в этой сложной ситуации, вправе ли он лишать жизни этого человека:
Быть иль не быть — таков вопрос;
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть –
И только; и сказать, сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, — как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. — Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чём трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум,
Вот что сбивает нас; вот где причина
!Текст трагедии «Гамлет» даётся в переводе Михаила Лозинского.
Того, что бедствия так долговечны; Кто снёс бы плети и глумленье века, Гнёт сильного, насмешку гордеца, Боль презренной любви, судей неправду, Заносчивость властей и оскорбленья, Чинимые безропотной заслуге, Когда б он сам мог дать себе расчёт Простым кинжалом? Кто бы плёлся с ношей, Чтоб охать и потеть под нудной жизнью, Когда бы страх чего-то после смерти, Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам, — волю не смущал, Внушая нам терпеть невзгоды наши И не спешить к другим, от нас сокрытым? Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налётом мысли бледным, И начинанья, взнёсшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия. Но тише! Офелия? — В твоих молитвах, нимфа, Да вспомнятся мои грехи.
Король внимательно смотрит пьесу и, не выдержав испытания приготовленной ему «мышеловкой», сразу же после сцены убийства уходит. Гамлет понимает, что этот факт доказывает вину Клавдия. В отчаянии он упрекает мать в том, что она, выйдя замуж за убийцу, тем самым оскорбила честь покойного короля. Опасаясь действий Гамлета, Клавдий отправляет его в Англию. Туда же он посылает письмо с приказом убить племянника. Принцу всё же удаётся спастись и вернуться на родину. Но коварный родственник подносит ему чашу с отравленным вином. Умирая, Гамлет успевает смертельно ранить короля. Датский престол достаётся норвежскому принцу Фортинбрасу. Почему же Гамлет так долго и мучительно размышлял над вопросом: мстить или не мстить за смерть отца? Что останавливало его, человека, жившего во времена средневековья, когда кровная месть считалась обыденной?
Не является Гамлет и бездейственным человеком. Разве можно назвать бездействием духовные искания героя? Ведь мысль тоже есть форма человеческой активности, и этой способностью Гамлет, как мы знаем, наделён в особенно большой мере. Однако мы не хотим этим сказать, что активность Гамлета происходит только в интеллектуальной сфере. Он действует беспрерывно. Каждое его столкновение с другими лицами, за исключением Горацио, представляет собой поединок взглядов и чувств.
Наконец, Гамлет действует и в самом прямом смысле слова. Можно только удивляться тому, что он заслужил славу человека, неспособного к действиям. Ведь он на наших глазах убивает Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и приканчивает Клавдия. Не говорим уже о том, что косвенно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии. Можно ли после всего этого считать, что Гамлет ничего не делает и на протяжении всей трагедии только предаётся размышлениям?
Хотя мы видим, что Гамлет совершил больше убийств, чем его враг Клавдий, тем не менее, как правило, никто этого не замечает и не принимает в расчёт. Нас самих больше интересует и волнует то, что думает Гамлет, чем то, что он делает, и поэтому мы не замечаем деятельного характера героя. Мастерство Шекспира в том и проявилось, что он направил наше внимание не столько на внешние события, сколько на душевные переживания героя, а они полны трагизма. Трагедия заключается для Гамлета не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознаёт, что сам далёк от совершенства, и, действительно, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере пятнает и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, сам тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и сын Полония мстит ему».
www.testsoch.net
История создания «Гамлет»
Великий «Гамлет» Шекспира.
Уильям Шекспир выдающийся английский поет и драматург. Многие биографы и историки называют его «национальным английским поэтом». В основном он писал пьесы для театра, которые ещё при жизни принесли ему славу. При жизни пьесы Шекспира не воспринимали всерьёз. Это уязвляло самолюбие автора, потому как он вкладывал душу в эти пьесы, считая по праву их делом своей жизни.
Пьесы Шекспира стали визитной карточкой Великобритании.
Гамлет или «Трагическая история о принце датском», является трагедией, с глубоким смыслом. Это самая знаменитая пьеса Шекспира. Она написана в начале семнадцатого века в Лондоне. По праву считается бессмертной не только в английской, но и мировой литературе.
Исторической основой к её написанию послужила старинная легенда о датском принце Амлете, по легенде Амлет жаждет мести за смерть своего отца (короля). Первый спектакль поставленный в 1601 году имел успех, даже сам Шекспир играл там (тень убитого отца Гамлета), — роль трагическую и роковую, не менее чем роль принца датского.
Однако, спектакли с такими же названиями уже шли в лондонских театрах за долго до премьеры шекспировского Гамлета.
Есть свидетельства, что пьеса «Гамлет» шла ещё в 1594 году, то есть за семь лет до официальной премьеры. Об этом есть свидетельства в дневниковых записях антрепренёра (менеджера по постановкам).
Многие историки, полагают что существовала другая пьеса, ещё до Шекспира написанная так же на основании легенды об Амлете. Автором её был Томас Кид, автор «Испанской трагедии», схожей по сюжету с «Гамлетом» Шекспира.
Сюжет «Гамлета» очень эмоционален и продуман. В нём подробно раскрывается сущность личности главного героя. Молодого человека ищущего ответы на вечные вопросы человеческого бытия. В пьесе показаны коварство, любовь, лицемерие. Предательство матери, которая, не прошло и двух месяцев обручается с братом её покойного мужа (он же убийца короля). В этой крайне запутанной ситуации автор показывает как среди всеобщей грязи, интриг, двуличия и подлости, главный герой остаётся честным и наказывает зло, к сожалению, ценой собственной жизни. В этом присутствует беспощадный реализм и фатализм жизни. Именно это и делает пьесу Шекспира бессмертной. Ей уже более 400-сот лет а она по прежнему актуальна и интересна.
Эта пьеса является самой большой по содержанию из всех пьес Шекспира.
Сама дата написания и опубликования Шекспиром «Гамлета», точно не установлена.
Один из издателей, знакомый Шекспира, в конце шестнадцатого века опубликовал список в котором перечислялись произведения уже напечатанные автором, там не было «Гамлета».
В 1602 году другой знакомый Шекспира, Робертс подал в книжное издательство на опубликование материал под названием «Книга, называющаяся: месть Гамлета, принца датского, в том виде, в каком она уже исполнялась слугами лорда-камергера». С большой долей вероятности можно утверждать что «Гамлет» У. Шекспира был написан либо в начале 1602 года, либо в 1601. Такая версия наиболее распространена среди авторов, публицистов и историков.
После смерти Уильяма Шекспира, в 1623 году, увидело свет собрание сочинений его работ, среди них есть и «Гамлет». Потом были и другие переиздания, которых к нынешнему времени около миллиона.
www.istmira.com
Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии — ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ — II семестр — ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС — конспекты уроков — План урока — Конспект урока
II семестр
ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
УРОК № 60
Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии
Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.
Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».
Это прекрасно, как «Гамлет»!
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Работа у доски
Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.
II. Изучение нового материала
1. Слово учителя
История создания трагедии «Гамлет»
Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.
За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.
Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»
Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков.
В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.
2. Усвоение литературоведческих терминов
Трагедия — это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.
3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)
Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.
4. Работа с текстом трагедии (I действие)
Беседа
• Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)
• От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)
• Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.
Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)
Король
Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время
И трать его по мере лучших сил! —
А ты, мой Гамлет, мой племянник милый…
Гамлет (в сторону)
Племянник — пусть; но уж никак не милый.
Король
Ты все еще окутан прежней тучей?
Гамлет
О нет, мне даже слишком много солнца.
Королева
Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,
Взгляни как друг на датского владыку.
Нельзя же день за днем, потупя взор,
Почившего отца искать во прахе.
То участие всех: все жившее умрет
И сквозь природу в вечность перейдет.
Гамлет
Да, участие всех.
Королева
Так что же в его судьбе
Столь необычным кажется тебя?
Гамлет
Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу
Того, что кажется. Ни плащ мой темный,
Ни эти мрачные одежды, мать,
Ни бурный стон стесненного дыханья,
Нет, ни очей поток многообильный,
Ни горем удрученные черты
И все обличья, виды, знаки скорби
Не выразят меня; в них только то,
Что кажется и может быть игрою;
То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все — наряд и мишура.
Король
Весьма отрадно и похвально, Гамлет,
Что ты отцу печальный платишь долг;
Но и отец твой потерял отца;
Тот — своего; и переживший призван
Сыновней верностью на некий срок
К надгробной скорби; но вот явят упорство
В строптивом горе будет нечестивым
Упрямством, так не сетует мужчина;
То признак воли, непокорной небу,
Души нестойкой, буйного ума,
Худого и немудрого рассудка.
Ведь если что-нибудь неотвратимо
И спустя случается со всеми,
То можно ль этим в хмуром возмущеньи
Тревожить сердце? Это грех пред небом,
Грех пред усопшим, грех пред естеством,
Противный разуму, чье наставленье
Есть смерть отцов, чей вековечный клич
Вот первого покойника доныне:
«Так должно быть». Тебя мы просим, брось
Бесплодную печаль, о нас помысли
Как об отце; пусть не забудет мир,
Что ты всех ближе к нашему престолу,
И я, с не меньшей щедростью любви,
Чем сына самый нежный из отцов,
Тебя дарю. Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденьи.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родственник и наш сын.
Королева
Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;
Останься здесь, не езди в Виттенберг.
Гамлет
Сударыня, я вам во всем послушен.
Король
Вот любящий и милый нам ответ;
Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;
В согласьи принца, вольном и радушном,-
Улыбка сердцу; в знак чего сегодня
На всякий ковш, что Датчанин осушит,
Большая пушка грянет в облака,
И гул небес над королевской чашей
Земным грома откликнется: — Идем.
Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.
Чтение монолога Тамлета (сцена 3)
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует. До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить х —
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица, о небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
Вот насыщения. А через месяц —
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! — и башмаков
Не иВНОсив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она —
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! — замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность —
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. —
Но смолкни, сердце, скован мой язык!
Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.
Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)
Горацио
Привет вам, принц!
Гамлет
Я очень рад вас видеть,
Горацио? Или я сам не я.
Горацио
Он самый, принц, и бедный ваш слуга.
Гамлет
Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,
Но почему же вы не в Виттенберге?
Марцелл?
Марцелл
Мой добрый принц…
Гамлет
Я очень рад вас видеть.
(К Бернардо)
Добрый вечер.
Так почему же вы не в Виттенберге?
Горацио
По склонности к безделью, добрый принц.
Гамлет
Мне этого и враг ваш не сказал бы,
И слух мой не насилуйте и вы,
Чтоб он поверил вашему извету
На самого себя; вы не бездельник.
Но что у вас за дело в Эльсиноре?
Пока вы здесь, мы вас научим пить.
Горацио
Я плыл на похороны короля.
Гамлет
Прошу тебя, без шуток, друг-студент;
Скорей уж — на свадьбу королевы.
Горацио
Да, принц, она последовала быстро.
Гамлет
Расчет, расчет, приятель! Вот поминок
Холодное пошло на брачный стол.
О, лучше бы мне встретить в раю
Мой злейший враг, чем этот день, Горацио!
Отец!.. Мне кажется, его я вижу
Горацио
Где, принц?
Гамлет
В глазах моей души, Горацио.
В разговоре с Горацио Гамлет саркастически замечает, что похороны короля и свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.
Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.
Беседа
• Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.
«Так я во сне от братственной руки
Утратил жизнь, венец и королеву…»
Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)
• Решает Гамлет?
(«Ах, я с таблицы памяти моей
Все суетные записи сотру,
Все книжные слова, все отпечатки,
Что молодость и опыт сберегли;
И в книге мозга моего пребудет
Лишь твой завет…»,
«Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!»)
• Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)
• Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет — принц, он вне твоей звезды».)
• Что ответила Офелия Полонієві на эти слова? (Она соглашается как послушная дочь.)
III. Обобщение и систематизация знаний
1. Составление опорного конспекта по содержанию И действия трагедии
2. Запись афоризмов в «Копилку мудрости»
Запишем:
«Можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере в Дании».
ОК № 5
«Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!»
IV. Домашнее задание
Прочитать II действие трагедии «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.
zarlitra.in.ua
История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет»
Цели: расширить понятие о трагедии и трагическом; показать отражение противоречий эпохи в творчестве Шекспира; формировать навыки комментирования художественного текста, умения видеть и формулировать проблемы, поставленные автором, определять авторскую позицию, умение вести диалог; развивать связную логическую речь; прививать духовную культуру.
Оборудование: иллюстрации к трагедии «Гамлет»; цитаты из трагедии; раздаточный материал для групповой работы; эпиграф на доске.
Если он велик, то это в Гамлете; если он
Истинно Шекспир, этот гений необъемлемый,
Проникающий в сердце человека, в законы
Судьбы, оригинальный, то есть неподражаемый
Шекспир — то это в Гамлете.
М. Ю. Лермонтов
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Литературный диктант
1) Шекспир жил и творил в эпоху… (Возрождения).
2) «Гамлет» по жанру… (трагедия).
3) Главный герой пьесы «Гамлет»… (принц Гамлет).
4) Гертруда — это… (королева, мать Гамлета).
5) Возлюбленную Гамлета звали… (Офелия).
6) Кто говорит Гамлету: «Прощай, прощай и помни обо мне»? (Призрак отца Гамлета)
7) Гамлет обвиняет королеву-мать в том, что… (рано вышла замуж).
Закончите афоризм Гамлета: «О, женщины, вам имя — … (вероломство).
9) За ковром в комнате королевы стоял… (Полоний).
10) Помогли Гамлету раскрыть тайну смерти короля Гамлета… (артисты, приехавшие в замок).
11) Убийцей отца Гамлета был… (брат короля Гамлета Клавдий).
12) В конце трагедии погибают… (Гамлет, Лаэрт, королева и Клавдий).
III. Работа над темой урока
1. Сообщение учителя об истории создания трагедии «Гамлет»
— В основу истории Гамлета легла датская средневековая легенда о принце амлете, записанная XII веке летописцем Саксоном
Грамматиком. В ней рассказывается, как принц амлет сумел отомстить своему дяде за смерть отца и вернуть утраченный престол. Чтобы обмануть дядю и спастись от верной гибели, он прикинулся сумасшедшим и одержал полную победу.
Однако между повестью об амлете, принце датском, и шекспировским Гамлетом существует значительное отличие. Герой старинной легенды побеждал и становился королём, а Гамлет Шекспира погибает. Гамлет был хитрым и ловким мстителем, настоящим человеком Средневековья. Гамлет же Шекспира — необычайно сложная натура, человек нового времени. Взяв знакомый многим англичанам сюжет, Шекспир наполнил его острым злободневным смыслом, и «трагедия мести» обрела под его пером острое социальное звучание.
2. Групповая работа с текстом трагедии Шекспира «Гамлет»
Вопросы и задания для 1 группы
Š Что вы узнали об обстановке в Дании, о действующих лицах трагедии из 1–4 сцен первого действия?
Š В чём смысл сцены 2-й первого действия? Как она характеризует Гамлета, короля, королеву?
Š Встретившись с Призраком, Гамлет узнал об убийстве своего отца Клавдием. Как он отнёсся к сказанному Призраком?
Š Как характеризует Клавдия убийство брата и последовавшее за ним поведение? Осталось ли в Клавдии что-то человеческое, полностью ли он утратил совесть?
Вывод, к которому приходят ученики 1 группы Преступное начало, укоренившись в Клавдии, быстро разрослось. Конфликт с Гамлетом ускорил этот процесс. После решения Клавдия устранить Гамлета место совести занимает до конца рассчитанная дипломатия. Клавдий хитёр и коварен. Он прикрывается маской доброжелательности, а в это время подписывает смертный приговор Гамлету перед его отправкой в англию. Когда же принц возвращается, «любящий отец» замышляет убийство Гамлета. Клавдий — не просто личный враг Гамлета, он — наиболее опасный носитель зла. Можно полагать, что в данном случае обрисован облик монарха современной Шекспиру формации, когда поощрялся тайный шпионаж, когда предпочитали убивать тайно. Гамлет противостоит королю, осуждает его, а значит, противостоит всему злу, окружающему его. Гамлет потрясён тем, что человеческие права попраны, торжествует несправедливость, и решает броситься в схватку со всем злом мира: «Век расшатался,— и скверней всего, что я рождён восстановить его».
Вопросы и задания для 2 группы
Š Что вы можете сказать о Полонии, судя по его монологу в сцене 4 первого действия пьесы?
Š Проанализируйте сцену 2-ю второго действия трагедии. Что нового можно заметить в характере и поведении Полония? Какова, на ваш взгляд, роль розенкранца и Гильденстерна?
Š Чем близки Полонию розенкранц и Гильденстерн?
Š В чём конкретно проявляется нравственное уродство Полония? Вызывает ли сожаление его гибель?
Вывод, к которому приходят ученики 2 группы нравственное уродство Полония проявляется в угодничестве королю, он достойный помощник своего властителя, их цели одинаково ничтожны, основа их деятельности — эгоизм. Излюбленные средства и приёмы достижения собственной цели, которыми пользуется Полоний,— это хитрость, лицемерие, наушничество, подсматривание и подслушивание. Даже такие высокие человеческие чувства, как дружба и любовь, Полоний стремится использовать в своих корыстных целях. Бывших друзей Гамлета розенкранца и Гильденстерна он втягивает в грязную интригу с покушением на жизнь принца, а свою дочь Офелию заставляет следить за ним. Полоний становится жертвой своего усердия, и его гибель не вызывает сожалений. то же самое можно сказать и о мнимых друзьях Гамлета — розенкранце и Гильденстерне. Гамлет же правдив и честен в дружбе, в людях ценит ум, независимость, постоянство чувств, верность идеалам.
Вопросы и задания для 3 группы
Š Проанализируйте сцену 2 третьего действия трагедии. Какую роль играет сцена «мышеловки»?
Š Что добавляется к характеристике Гамлета и королевы в сцене 4 третьего действия?
Вывод, к которому приходят ученики 3 группы В сцене 2 третьего действия ярко проявляется отношение Гамлета, а значит, и Шекспира, к роли театра (актёров) в жизни общества. В ней звучат слова Гамлета: «Весь мир — театр, и люди в нём актёры».
Знаменитая «мышеловка» — это настоящее сражение Гамлета с Клавдием, в результате которого принцу удалось «заарканить совесть короля». Именно эту сцену «мышеловки» для короля многие исследователи творчества Шекспира считают кульминацией трагедии. Король Клавдий уходит, потому что спектакль напомнил ему о совершённом злодействе. Это крупная победа Гамлета. Но Клавдий не раскаялся, он снова замышляет убийство, пуская в ход коварство: кубок с отравленным вином, отравленное оружие. не честный поединок, а заранее подготовленное убийство должно решить исход борьбы.
Вопросы и задания для 4 группы
♦ Как Гамлет понимает свою трагедию?
♦ Сравните понимание своей трагедии лаэртом. Способен ли он увидеть истинный источник зла?
♦ Какие средства в борьбе со злом применяет лаэрт? Мог ли бы ими воспользоваться Гамлет?
Вывод, к которому приходят ученики 4 группы Гамлет видит, что не только он несчастен и одинок. теперь его не удовлетворит простая месть за смерть отца. Он размышляет о том, как «вправить суставы» веку, времени, как добиться того, чтобы страна перестала быть тюрьмой. но он долгое время бездействует, потому что не может пользоваться любыми средствами борьбы, как это делает лаэрт.
IV. Вывод по теме. Подведение итогов урока. Рефлексия
1. проблемный вопрос
♦ на основе каких противоречий рождается трагический конфликт Гамлета с миром Эльсинора, миром преступлений, коварства и подлости?
2. Вопросы для рефлексии
♦ Каково ваше отношение к поступкам и поведению Гамлета?
♦ на чьей вы стороне в схватке Гамлета с миром Эльсинора?
♦ Кому из героев трагедии вы искренне сочувствуете, а к кому относитесь иначе?
V. Домашнее задание
1) Подготовить выразительное чтение и анализ монолога Гамлета «Быть или не быть…» (сцена 1-я третьего действия).
2) Записать в тетрадь аргументы в виде собственных высказываний или цитат к рассуждению «Гамлет — борец или созерцатель?» по форме:
Борец
Созерцатель
www.testsoch.com
История создания и краткий сюжет трагедии “Гамлет”
“Тот странный мир, в котором он живёт, – в конце концов наш мир. Он – тот мрачный человек, каким мы все можем стать при определённом стечении обстоятельств… Он воплощает неудовлетворенность души жизнью, где нет необходимой ей гармонии”.
Виктор Гюго
История создания. Трагедия “Гамлет” (1600-1601) – один из наиболее ярких образцов мировой драматургии. Иван Франко подчёркивал, что эта пьеса по праву считается самым гениальным произведением Шекспира. Следует отметить, что сюжеты для своих пьес он, как правило, заимствовал у других авторов. Не исключением была и рассматриваемая трагедия. Источником истории стало предание, впервые записанное датским летописцем ХII века Саксоном Грамматиком. Оно рассказывает о юном принце Амлете, жившем в языческие времена в Ютландии (Дании). Его отец совместно со своим младшим братом правил страной. Решив полностью захватить власть, дядя Амлета убивает короля и женится на его вдове. Принц жаждет отомстить за смерть отца и, чтобы приспать бдительность своих врагов, притворяется сумасшедшим. Ему удаётся расправиться с убийцей и придворными, предавшими отца. Он долго и счастливо правит Ютландией, но судьба не даёт ему возможности умереть своей смертью: Амлет погибает на поле боя от руки другого своего дяди.
Это летописное предание переработал в своих “Трагических историях” (1876) французский
автор Франсуа де Бельфора. А неизвестный английский драматург написал пьесу “Гамлет”, которая шла в Лондоне в 80-х гг. XVI в. На основе этих источников и создана трагедия Шекспира. Сюжет. События пьесы происходят в городе Эльсиноре, в резиденции датских королей. На территории королевского замка появляется Призрак, “совсем такой, как был король покойный”. Об этой новости узнаёт принц Гамлет – сын недавно умершего правителя. Он встречается с Призраком, и тот рассказывает ему о страшных событиях:
… Слушай, Гамлет:
Идёт молва, что я, уснув в саду,
Ужален был змеёй; так ухо Дании
Поддельной басней о моей кончине
Обмануто; но знай, мой сын достойный:
Змей, поразивший твоего отца,
Надел его венец. Так принц узнаёт о том, что отца убил его родной дядя Клавдий, вскоре после похорон женившийся на матери Гамлета. Призрак просит отомстить за злодеяние. Гамлет, поражённый случившимся, решает во что бы то ни стало убедиться в достоверности услышанного. Чтобы не вызывать подозрений у новоявленного короля и его свиты, он притворяется безумным.
В это время в замок приезжает бродячий театр. Гамлет обращается к актёрам с просьбой разыграть сцену убийства, в основе которой – события, рассказанные Призраком. Он предполагает, что во время спектакля Клавдий каким-то образом обязательно выдаст себя. Гамлета мучает вопрос: как быть в этой сложной ситуации, вправе ли он лишать жизни этого человека:
Быть иль не быть – таков вопрос;
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть –
И только; и сказать, сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, – как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. – Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чём трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум,
Вот что сбивает нас; вот где причина
!Текст трагедии “Гамлет” даётся в переводе Михаила Лозинского.
Того, что бедствия так долговечны; Кто снёс бы плети и глумленье века, Гнёт сильного, насмешку гордеца, Боль презренной любви, судей неправду, Заносчивость властей и оскорбленья, Чинимые безропотной заслуге, Когда б он сам мог дать себе расчёт Простым кинжалом? Кто бы плёлся с ношей, Чтоб охать и потеть под нудной жизнью, Когда бы страх чего-то после смерти, Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам, – волю не смущал, Внушая нам терпеть невзгоды наши И не спешить к другим, от нас сокрытым? Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налётом мысли бледным, И начинанья, взнёсшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия. Но тише! Офелия? – В твоих молитвах, нимфа, Да вспомнятся мои грехи.
Король внимательно смотрит пьесу и, не выдержав испытания приготовленной ему “мышеловкой”, сразу же после сцены убийства уходит. Гамлет понимает, что этот факт доказывает вину Клавдия. В отчаянии он упрекает мать в том, что она, выйдя замуж за убийцу, тем самым оскорбила честь покойного короля. Опасаясь действий Гамлета, Клавдий отправляет его в Англию. Туда же он посылает письмо с приказом убить племянника. Принцу всё же удаётся спастись и вернуться на родину. Но коварный родственник подносит ему чашу с отравленным вином. Умирая, Гамлет успевает смертельно ранить короля. Датский престол достаётся норвежскому принцу Фортинбрасу. Почему же Гамлет так долго и мучительно размышлял над вопросом: мстить или не мстить за смерть отца? Что останавливало его, человека, жившего во времена средневековья, когда кровная месть считалась обыденной?
Не является Гамлет и бездейственным человеком. Разве можно назвать бездействием духовные искания героя? Ведь мысль тоже есть форма человеческой активности, и этой способностью Гамлет, как мы знаем, наделён в особенно большой мере. Однако мы не хотим этим сказать, что активность Гамлета происходит только в интеллектуальной сфере. Он действует беспрерывно. Каждое его столкновение с другими лицами, за исключением Горацио, представляет собой поединок взглядов и чувств.
Наконец, Гамлет действует и в самом прямом смысле слова. Можно только удивляться тому, что он заслужил славу человека, неспособного к действиям. Ведь он на наших глазах убивает Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и приканчивает Клавдия. Не говорим уже о том, что косвенно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии. Можно ли после всего этого считать, что Гамлет ничего не делает и на протяжении всей трагедии только предаётся размышлениям?
Хотя мы видим, что Гамлет совершил больше убийств, чем его враг Клавдий, тем не менее, как правило, никто этого не замечает и не принимает в расчёт. Нас самих больше интересует и волнует то, что думает Гамлет, чем то, что он делает, и поэтому мы не замечаем деятельного характера героя. Мастерство Шекспира в том и проявилось, что он направил наше внимание не столько на внешние события, сколько на душевные переживания героя, а они полны трагизма. Трагедия заключается для Гамлета не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознаёт, что сам далёк от совершенства, и, действительно, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере пятнает и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, сам тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и сын Полония мстит ему”.
fable.in.ua