Какие перемены произошли во внешнем облике дворян: Какие перемены произошли во внешнем облике дворян в эпоху Петра I?

Повседневная жизнь и быт при Петре I. Модернизации Петра

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с предыдущим временем?

Дворяне часто служили рядовыми в пехотных или драгунских полках или матросами на кораблях – вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Нужно было усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат, самим учиться артиллерийскому или инженерному делу.

2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян?

Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье».

3. Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены.

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика.

Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как-то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.

Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной — похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.

В крестьянской и городской среде известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин – воспринимались с осуждением, как нарушение старины и православного благочестия.

4. Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по-прежнему?

После возвращения из «Великого посольства» Петр I самолично стриг бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье.

Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление.

Резко разошлось с правилами «Домостроя» XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.

Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» — свода правил общежития.

Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718г. указа царя о проведении «ассамблей» — вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины — завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома.

Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться традиция отмечать это событие устройством елок и народных гуляний.

Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.

В целом все эти преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.

5. Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше?

Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы-кабинеты для бумаг, табуреты.

Изучаем документ

1. Какие новшества Петровской эпохи в документе не названы?

Арабские цифры, косы-литовки, морской флот.

2. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.

Летосчисление от Рождества Христова, гражданский шрифт, арабские цифры, газеты, картофель.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы Петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Свое мнение аргументируйте.

Я считаю, что безмерное увлечение всем иноземным в годы Петровских преобразований не являлось неизбежным. Например, при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче европеизация развивалась более медленно, постепенно, органично, через польское и украинское посредничество. Но Петр 1 предпочел более быстрый и жесткий, даже жестокий, вариант ускоренной европеизации и модернизации России. С другой стороны, чтобы научно-технические новшества и социальные изменения были приняты российским обществом, было необходимо «завернуть» их привлекательную оболочку, сделать модным сам западноевропейский образ жизни. Поэтому увлечение всем иностранным не было случайным.

3. Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

Будьте здоровы, государь-батюшка и государыня-матушка!

Вечор был у графа на ассамблее. Это пир, по-нашему, только там совсем мало ели и выпивали, и обиход весьма чудной. Где это видано, когда совсем чужие люди в гости к знатному человеку запросто приезжали? Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, известил моего командира письмом, куда следует приходить желающим, а командир-то приказал и мне прибыть, на ночь глядя. Говорят, раньше четырех часов встреча не начинается, позднее десяти не заканчивается, гости приезжают, когда пожелают. Это собрание для развлечения, но может послужить и делу: в непринужденных беседах гости обмениваются новостями, а в серьезных разговорах обсуждают важные дела.

Здесь заведены новые игры и чудные заморские танцы: полонез, менуэт, контрданс, англез, аллеманд. Вы меня наставляли, чтобы мужчин в гостях принимали отдельно от женщин, а тут дамы присутствовали весь вечер наравне с кавалерами. Чудные в Петребурге нравы и обычаи, да супротив государевой воли не пойдешь…

4. Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила и повседневную жизнь людей.

Модернизация Петра изменила, прежде всего, повседневную жизнь знатных и богатых людей, но постепенно изменения охватывали все большие круги населения. Это касалась календаря, определявшего ритм будней и праздников, еды и напитков, одежды, бритья бород и ношения париков, мебели, новых привычек, например, курения трубки.

Trojden | Повседневная жизнь и быт при Петре I

Основные вопросы изучения материала

1) Дворянский образ жизни.

2) В крестьянском и городском «миру».

3) Новшества в повседневной жизни

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 11. Фрагменты документов, трудов историков, картины

Основные понятия и термины

Повседневная жизнь

Домашнее задание

§11.

*Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

*Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи».

*Подберите дополнительный материал и иллюстрации по истории и культуре родного края первой четверти XVIII в. Составьте список литературы, ресурсов Интернета по этой теме

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Как вы понимаете слова повседневная жизнь? Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?

Высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-культурного, модернизационного подходов к оценке развития культуры страны

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие нововведения появились ещё при отце Петра I — Алексее Михайловиче? Какие учебные заведения существовали в России до Петра I?

Привлекать предметные знания

Беседа

Содержательно-операционный

Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра I по сравнению с предыдущим временем? Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? Опишите крестьянский быт начала XVIII в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены.

Что изменилось в жизни горожан в начале XVIII в., а что осталось по-прежнему?

Какие товары, появившиеся в России при Петре I, были неизвестны жителям страны раньше? Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила повседневную жизнь людей

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

Описывать условия жизни и быта социальных групп.

Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур.

Обосновывать суждение примерами параграфа

Беседа.

Презентация

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Своё мнение аргументируйте.

Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России. Что из списка используете лично вы?

Какие вопросы урока вас особенно заинтересовали? Как вы планируете получить на них ответы?

Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народа, его быта.

Оценивать и планировать результаты своей познавательной деятельности

Беседа.

Рефлексия



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница