Повседневная жизнь и быт при Петре I. Модернизации Петра
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с предыдущим временем?
Дворяне часто служили рядовыми в пехотных или драгунских полках или матросами на кораблях – вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Нужно было усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат, самим учиться артиллерийскому или инженерному делу.
2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян?
Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье».
3. Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены.
Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика.
Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной — похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.
В крестьянской и городской среде известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин – воспринимались с осуждением, как нарушение старины и православного благочестия.
4. Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по-прежнему?
После возвращения из «Великого посольства» Петр I самолично стриг бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье.
Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление.Резко разошлось с правилами «Домостроя» XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.
Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» — свода правил общежития.
Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718г. указа царя о проведении «ассамблей» — вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины — завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома.
Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться традиция отмечать это событие устройством елок и народных гуляний.
Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.
В целом все эти преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.
5. Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше?
Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы-кабинеты для бумаг, табуреты.
Изучаем документ
1. Какие новшества Петровской эпохи в документе не названы?
Арабские цифры, косы-литовки, морской флот.
2. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.
Летосчисление от Рождества Христова, гражданский шрифт, арабские цифры, газеты, картофель.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы Петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Свое мнение аргументируйте.
Я считаю, что безмерное увлечение всем иноземным в годы Петровских преобразований не являлось неизбежным. Например, при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче европеизация развивалась более медленно, постепенно, органично, через польское и украинское посредничество. Но Петр 1 предпочел более быстрый и жесткий, даже жестокий, вариант ускоренной европеизации и модернизации России. С другой стороны, чтобы научно-технические новшества и социальные изменения были приняты российским обществом, было необходимо «завернуть» их привлекательную оболочку, сделать модным сам западноевропейский образ жизни. Поэтому увлечение всем иностранным не было случайным.
3. Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.
Будьте здоровы, государь-батюшка и государыня-матушка!
Вечор был у графа на ассамблее. Это пир, по-нашему, только там совсем мало ели и выпивали, и обиход весьма чудной. Где это видано, когда совсем чужие люди в гости к знатному человеку запросто приезжали? Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, известил моего командира письмом, куда следует приходить желающим, а командир-то приказал и мне прибыть, на ночь глядя. Говорят, раньше четырех часов встреча не начинается, позднее десяти не заканчивается, гости приезжают, когда пожелают. Это собрание для развлечения, но может послужить и делу: в непринужденных беседах гости обмениваются новостями, а в серьезных разговорах обсуждают важные дела.
4. Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила и повседневную жизнь людей.
Модернизация Петра изменила, прежде всего, повседневную жизнь знатных и богатых людей, но постепенно изменения охватывали все большие круги населения. Это касалась календаря, определявшего ритм будней и праздников, еды и напитков, одежды, бритья бород и ношения париков, мебели, новых привычек, например, курения трубки.
Trojden | Повседневная жизнь и быт при Петре I
Основные вопросы изучения материала | 1) Дворянский образ жизни. 2) В крестьянском и городском «миру». 3) Новшества в повседневной жизни |
Тип урока | Комбинированный урок |
Ресурсы урока | Учебник, § 11. Фрагменты документов, трудов историков, картины |
Основные понятия и термины | Повседневная жизнь |
Домашнее задание | §11. *Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею. *Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи». *Подберите дополнительный материал и иллюстрации по истории и культуре родного края первой четверти XVIII в. Составьте список литературы, ресурсов Интернета по этой теме |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Как вы понимаете слова повседневная жизнь? Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? | Высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-культурного, модернизационного подходов к оценке развития культуры страны | Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Какие нововведения появились ещё при отце Петра I — Алексее Михайловиче? Какие учебные заведения существовали в России до Петра I? | Привлекать предметные знания | Беседа |
Содержательно-операционный | Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра I по сравнению с предыдущим временем? Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? Опишите крестьянский быт начала XVIII в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены. Что изменилось в жизни горожан в начале XVIII в., а что осталось по-прежнему? Какие товары, появившиеся в России при Петре I, были неизвестны жителям страны раньше? Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила повседневную жизнь людей | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Описывать условия жизни и быта социальных групп. Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. Обосновывать суждение примерами параграфа | Беседа. Презентация |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Своё мнение аргументируйте. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России. Что из списка используете лично вы? Какие вопросы урока вас особенно заинтересовали? Как вы планируете получить на них ответы? | Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народа, его быта. Оценивать и планировать результаты своей познавательной деятельности | Беседа. Рефлексия |
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
История Европы | Резюме, войны, карта, идеи и колониализм
история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.
Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.
Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.
Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.
Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.
Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.
Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Чтобы узнать о жизни выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по именам, например, Карла Великого, Эразма и Бисмарка. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия, греческая религия, германская религия, христианство и иудаизм), литературе (например, английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительном искусстве (например, английская литература). , живопись, история и музыка, история).
Ричард Дж. Мейн
Самый эксклюзивный клуб средневековой Европы
Филип Дайлидер, доктор философии, Колледж Уильяма и Марии
Стать дворянином в Средневековье было непростой задачей. Дворяне использовали такие меры безопасности, как родословные, чтобы поддерживать свой элитарный статус. Узнайте, почему они стали такими эксклюзивными, и узнайте об уникальных привилегиях, предоставляемых лордам.
(Изображение: Ян Матейко/Общедоступное достояние)Дворянство становится более эксклюзивным
Мало того, что к 1300 году дворяне обладали определенными, четко определенными привилегиями, которые они яростно охраняли, дворянство стало более эксклюзивным. К концу Высокого Средневековья дворянство было гораздо более закрытой группой, чем в начале эпохи.
Необходимо было выполнить особые требования, выходящие за рамки простого общественного мнения. Вы должны были быть потомком других дворян. Вы должны были быть в состоянии доказать, что ваши родители, их предки и их предки также считались благородными.
Это стенограмма из серии видео Высокое Средневековье . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
Сделав дворянство наследственным состоянием, передающимся по кровному родству, дворянство стало более закрытой группой. Вы можете попытаться проникнуть в дворянство, пытаясь подделать документы, подтверждающие, что ваши предки были дворянами, или вы можете купить исключения из этих правил.
Она никогда не была полностью закрытой группой, но она была существенно закрытой, намного больше, чем в 1000 году. разработал различные инструменты для рекламы и доказательства своей родословной, чтобы более четко отделить себя от других сегментов средневекового общества. Эти инструменты включали фамильные фамилии или «отчества».
Если бы вы путешествовали по Европе в 1000 году, вы бы заметили, что у людей было одно имя: Рейнхардт, Натгар, Фил. Не было второй фамилии, которую носили все члены одной семьи.
К 1300 году отчества были относительно распространены. Практика использования фамилий в единственном числе, которые разделяли бы все члены семьи, началась в 11 веке со средневековой знати.
Оттуда практика просочилась в другие слои общества. Весьма показательно, что самые ранние отчества или фамилии, принятые дворянскими семьями, как правило, происходили от фамильных замков, чтобы лучше указать, кем были их семейные предки.
Дворяне брали имя самого важного замка, которым они владели, и оно становилось их фамилией. Это открыло кое-что о том, что было действительно важно для средневекового дворянина.
Узнайте больше о ересях и еретических движениях в Средневековье
Помимо введения этих отчеств, чтобы сразу же идентифицировать предков человека, средневековая знать в Средневековье также разработала гербы.
Герб королевы Великобритании Анны (1707-1714), последнего монарха из династии Стюартов. (Изображение: Sodacan/общественное достояние)Гербы — это визуальное представление чьей-либо отрасли или специализации. Герб, который был изображен на щите или знамени человека, делал семью, к которой принадлежал этот человек, немедленно узнаваемой.
Высшая средневековая знать также пыталась отделить себя от остального общества, все чаще используя генеалогию. У высшего средневекового дворянства была настоящая мания генеалогий, которых не существовало в большом количестве до 1000 года.
Большинство высокосредневековых генеалогий датируются только 1000 годом, по крайней мере, честные могли, из-за изменения моделей именования. Около 1000 года исследования зашли в тупик, потому что отчеств не существовало. Вы просто сталкиваетесь с морем людей, у которых было только одно имя.
Повышение статуса рыцарей
Дворянство было лучше определено на 1300 и более эксклюзивно; рыцари поднялись в статусе в период между 1000 и 1300 годами.
Рыцарство, которое не считалось почетным призванием в 1000 году, стало считаться почетным к 1300 году. Титул «рыцарь» был добавлен ко всем другим дворянским титулам: Вы могли быть «графом» и «рыцарем», «герцогом» и «рыцарем».
В 1300 году для прохождения обряда «дублирования» нужно было показать, что их предки тоже были рыцарями. Картина Эдмунда Лейтона (1901). (Изображение: Эдмунд Лейтон/Общественное достояние)Поскольку рыцарство стало приравниваться к дворянству, рыцари были низшей ступенью средневековой знати; чтобы стать более исключительным, чем это было раньше, рыцарство также стало наследственным условием.
Чтобы стать рыцарем, индивидуум прошел церемонию «дублирования», изобретение высокого средневековья. Вы также должны были доказать, что ваши предки тоже были рыцарями. В 1000 году такого не было.
Начиная с 1000 года, если вы могли позволить себе снаряжение и обучение, вы становились рыцарем. К 13:00 этого уже было недостаточно; условности изменились, и вы должны были иметь фамилию.
Узнайте больше о том, как рыцарский кодекс появился из литературы
Повышение планки до рыцарства
Определение дворянства изменилось в Средневековье с появлением группы людей, у которых были экономические ресурсы, чтобы стать рыцарями, чтобы приобретать оборудование и тренироваться.
Эти люди рассматривали вступление в рыцари — и, соответственно, дворянство — как социальный прогресс. Стремление дворянства требовать доказательств наследственности было в значительной степени защитным шагом, чтобы держать этих людей на расстоянии вытянутой руки.
Группы были горожанами и ремесленниками в Средневековье, особенно купцами. По мере того, как коммерческая революция набирала обороты и возрождалась коммерческая жизнь, они начали накапливать богатства, которые стали соперничать с богатствами, по крайней мере, самых низших рангов средневековой знати.
Бросить работу, иметь возможность вести благородную жизнь и бороться, а не иметь занятие для существования, считалось величайшей формой социального успеха.
Однако образ жизни, менталитет и особенности этих горожан были в некотором роде предосудительны для знати. Чтобы не допустить этих людей, дворяне сделали дворянство зависимым от своих предков.
Идеализированное представление о том, что средневековые рыцари, графы или герцоги проводили время, сражаясь с ограми или даже пытаясь творить добро, следует отбросить.
Драки и войны были обычным явлением среди знати. Дворянство обратило свое военное превосходство в хозяйственную пользу. Они постоянно дрались, потому что драться было выгодно.
Из-за готовности знати постоянно сражаться друг с другом и использовать свое военное превосходство для жестокого обращения с другими слоями населения дворянское насилие было серьезной социальной проблемой в Средневековье.
Средневековая знать использовала свою военную доблесть различными способами, чтобы стать богаче. Война всегда имела возможность получить прибыль за счет грабежей, за счет собратьев-дворян и за счет религиозных учреждений; церкви часто были богатыми и плохо защищенными.
Однако война всегда сопряжена с риском. Был риск умереть или проиграть.
Узнать больше о тех, кто работал — горожане
Права лордов
Дворянство также использовало свое военное превосходство для создания системы, с помощью которой оно могло зарабатывать приличные деньги без риска, связанного с настоящей войной. Дворянство использовало свою способность сражаться лучше, чем кто-либо другой, чтобы навязывать и поддерживать свои права господства над не-дворянами.
Господство — понятие, сложное для понимания сегодня, поскольку оно больше не существует как система. Тем не менее, система господства была повсеместно распространена в средневековой Европе.
Будучи дворянином — рыцарем, кастеляном, графом или герцогом — вы могли создавать права господства над людьми, которые жили рядом с вами, такими как крестьяне или горожане; эти права господства давали вам определенные полномочия над другими людьми.
Как чей-то лорд, вы имели право собирать платежи с других лиц. Эти платежи могут производиться наличными или в натуральной форме, например, в виде процента от чьего-либо урожая.
Вдобавок к взятию чьих-то денег — теоретически в обмен на защиту — вы также имели право справедливости по отношению к другим.
В этом качестве лорд мог судить отдельных лиц за преступления и взимать штрафы, если лица были признаны виновными. Поскольку лорд был судьей, они, вероятно, признали бы отдельных лиц виновными, поскольку штрафы шли в их казну.
Узнайте больше о том, как Средневековье породило университеты
В дополнение к судебным правам, праву судить других за преступления и взимать взыскания, лорды также имели третье право по сравнению с другими. Они имели право взимать неоплачиваемый труд с отдельных лиц.
Вы могли заставить кого-то работать на вашей земле, и вам не нужно было ничего для этого давать, будь то акции, права или оплата.
Это было неотъемлемой частью прав лорда.