Философия вольтера кратко – : ,

Содержание

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Идеи французского Просвещения заключались в нравственном возрождении общества, которое должно было подняться для восстания. Выдающимися просветителями были Шарль Монтескье и Вольтер, а позднее Жан-Жак Руссо и Дени Дидро.

Идеи Монтескье и Вольтера не были одинаковыми относительно вопросов государства и общества. Однако они стали основополагающими в развитии нового общества. Основная идея Вольтера отличалась от взглядов других представителей эпохи.

Краткая биография

Родился Вольтер (при рождении дали имя Франсуа-Мари Аруэ) в Париже (Королевство Франция) 21 ноября 1694 года. Его матерью была дочь секретаря уголовного суда. Отец работал нотариусом и сборщиком налогов. Вольтер не принимал профессию отца, как и его самого, поэтому в 1744 году он даже объявил себя незаконнорожденным сыном нищего мушкетера, слагающего стихи.

В юности он учился в иезуитском колледже, после чего начал изучать право. Со временем молодому человеку надоело подчиняться отцу, он начал искать свой путь в жизни. С 1718 года он подписывается псевдонимом Вольтер, который является анаграммой его полного имени с припиской «младший».

За время занятий сатирой поэт несколько раз сидел в Бастилии. Первый раз это случилось в 1717 году. Причиной ареста была оскорбительная сатира в адрес герцога Орлеанского, который являлся регентом Франции.

В течение жизни Вольтер еще не раз сталкивался с угрозой ареста. Он вынужден был покидать Францию. Философ на протяжении своего пути жил в Англии, Пруссии, Швейцарии. К 1776 году он стал богатейшим человеком Франции, что дало ему возможность создать свое «удельное княжество» в поместье Ферней.

Из своего имения Вольтер, политические взгляды которого были монархическими, вел переписку со многими известными людьми того времени. В их число входили главы держав:

  • Король Пруссии – Фридрих 2.
  • Императрица России – Екатерина 2.
  • Король Польши – Станислав Август Понятовский.
  • Король Швеции – Густав 3.
  • Король Дании – Христиан 7.

В возрасте 83 лет известный просветитель вернулся в Париж, где вскоре скончался. Его останки хранятся в национальной усыпальнице для выдающихся людей – Пантеоне.

Философские идеи Вольтера

Кратко о философии Вольтера можно сказать так – он был сторонником эмпиризма. В некоторых своих трудах он пропагандировал учение английского философа Локка. При этом он был противником французской материалистической школы.

Свои важнейшие философские статьи он издал в «Карманном философском словаре». В этом труде он выступил против идеализма и религии. Опирался Вольтер на научные познания своего времени.

Основные взгляды Вольтера относительно человека сводятся к тому, что каждый должен иметь естественные права:

  • свободу;
  • безопасность;
  • равенство;
  • собственность.

Однако естественные права должны быть ограждены позитивными законами, поскольку «люди злы». При этом многие законы такого рода философ признавал несправедливыми.

Социально-философские взгляды

Основная идея Вольтера в социальном воззрении сводится к необходимости неравенства в обществе. По его мнению, оно должно состоять из богатых, образованных и тех, кто обязан на них работать. Он считал, что трудящимся людям ни к чему образование, поскольку их рассуждения могут все погубить.

Вольтер был приверженцем просвещенного абсолютизма. До конца жизни он был монархистом. По его мнению, монарх должен опираться на просвещенную часть общества в лице интеллигенции и философов.

Основные идеи о вере

Основная идея Вольтера относительно существования Бога сводится к тому, что тот является неким инженером, который придумал, создал и продолжает гармонизировать систему мироздания.

Вольтер выступал против атеизма. Он считал, что: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Это разумное высшее существо предстает как вечное и необходимое. Однако философ придерживался позиции, что доказывать существование Бога нужно не через веру, а путем разумного исследования.

Это объясняется тем, что вера не способна раскрыть его бытие. Она построена на суевериях и множестве противоречивых вещей. Единственной правдой в данном аспекте является поклонение Богу и его заповедям. По мнению Вольтера, атеизм, как и теизм, противоречит деизму своей абсурдностью.

Великий философ не оставил после себя специальных трудов по политике и юриспруденции. Однако политические и правовые взгляды Вольтера заслуживают особого внимания. Все его мысли по поводу государства, права, закона размещены в различных произведениях.

В прозе встречается критический настрой автора, который осмеивает и отрицает идеологические устои феодального общества. Произведения пронизаны духом свободы, терпимости и гуманизма.

Основные взгляды

Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом.

Последний, насаждающийся Церковью, умерщвляет свободу совести и слова. А это является жизнетворным началом любой свободы. При этом Вольтер не отвергал существование Бога и необходимость религии.

Основная идея Вольтера не была демократичной. Просвещение не было рассчитано на простых рабочих. Философ не почитал людей физического труда, поэтому в своей идее он не брал их во внимание. Более того, больше всего он боялся народовластия. В этом Вольтер и его политические идеи отличались от других представителей того времени.

Равенство людей он понимал только в политико-юридическом смысле. Все люди должны быть гражданами, которые в равных правах зависят от законов и защищены ими. При этом он считал, что положение человека в обществе должно зависеть от того, обладает ли он имуществом. Например, право голоса относительно общественного блага должно быть только у собственников, а не у всех простых людей.

В судебном деле Вольтер выступал за справедливое судопроизводство, в котором будут участвовать адвокаты. Пытки он не признавал и желал их отмены.

В плане государственного устройства философ был сторонником абсолютной монархии с просвещенным правителем во главе. Однако ему также нравилась на практике система правления в Англии. Конституционная монархия и наличие двух партий, которые способны следить одна за другой, почитались Вольтером.

Как идеолог, мыслитель не создал собственной политической теории. Однако правовые взгляды Вольтера подготовили почву для дальнейшего развития политических и правовых учений. Вольтеровские идеи в большей или меньшей степени проникли во взгляды всех французских просветителей.

Правозащитная деятельность

Уже упоминалось о том, что Вольтер не уважал труд своего отца. Однако он все же связывал свою жизнь с юридическим делом в 1760-1770 годах. Так, в 1762 году он провел компанию, чтобы отменить приговор о смертной казни, который был вынесен протестанту Жану Каласу. Его обвинили в убийстве собственного сына. Вольтер смог добиться оправдательного приговора.

Другими жертвами политических и религиозных гонений, которых защищал просветитель, были Сирвен, граф де Лалли, шевалье де Ла Барр. Политико-правовые взгляды Вольтера заключались в борьбе с Церковью и ее предрассудками.

Вольтер-литератор

В литературе Вольтер симпатизировал аристократическому 18 веку. Он известен своими философскими повестями, драматическими произведениями, поэзией. Особенность его произведений в простоте и доступности языка, афористичности, сатире.

Художественная литература являлась для автора не самоцелью, а средством. При помощи нее он пропагандировал свои идеи, протестуя против церковников и самодержавия, проповедуя веротерпимость и гражданскую свободу.

Драма

На протяжении жизни автор написал 28 классических трагедий, среди которых чаще всего выделяют «Эдипа», «Заиру», «Цезаря», «Китайскую сироту» и другие. Он долгое время боролся с появлением новой драмы, но в конце концов стал сам смешивать воедино трагическое и комическое.

Под напором новой буржуазной жизни политико-правовые взгляды Вольтера изменились относительно театра, он открыл двери драмы всем сословиям. Он понял, что людям легче внушать свои мысли при помощи героев из низших сословий. Автор вывел на сцену садовника, солдата, простую девушку, речи и проблемы которых более близки обществу. Они производили более сильное впечатление и достигали поставленной автором цели. К таким буржуазным пьесам относят «Нанину», «Расточителя», «Право сеньора».

Библиотека Вольтера

После смерти философа его библиотекой заинтересовалась Екатерина 2, с которой он вел переписку. Русская императрица поручила это дело своему агенту, который обсудил все с наследниками Вольтера. В эту сделку должны были войти и личные письма Екатерины, однако они были куплены Бомарше. Он опубликовал их с некоторыми поправками и пропусками по просьбе императрицы.

Сама библиотека была доставлена на корабле в 1779 году. В нее вошли 6814 книг и 37 рукописей. Вначале ее разместили в Эрмитаже. Во времена правления Николая 1 доступ к библиотеке был закрыт. Известно, что А. С. Пушкин работал с ней по особому распоряжению царя, когда писал «Историю Петра».

В 1861 году Александр 2 распорядился о переводе всего имеющегося материала в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.

Книги содержат много личных пометок Вольтера. Они составляют отдельный объект изучения. Вольтер, политические взгляды которого, как и вся жизнь, привлекают до сих пор многих философов, литераторов, политологов и историков, был очень интересной личностью. Интерес к его персоне и творчеству продолжает существовать.

fb.ru

краткая биография, основные идеи и философия

Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял  мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан. Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания. И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования  достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.

Краткая биография Вольтера

Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа. Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.

Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.

Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не  заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.

Первые опыты в драматургии

В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».

Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности. Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI, идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля – деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.

Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.

Отъезд в Англию

Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на  моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.

Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Пребывание в Англии в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбе за политические свободы, сильно изменило молодого человека и помогло  закончить формирование его убеждений. Новые взгляды нашли свое отражение в сборнике статей «Философские письма», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском.

В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.

По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору  Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.

Пребывание в Шампани

В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де  Шатле. Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию. Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.

Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона». Отчеты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук. В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV».

Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.

Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвященная одному из самых тяжелых периодов французской истории и ее национальной героине Жанне Д, Арк. Поэма была закончена еще в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году.

В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и  религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.

Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.

Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.

В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.

Вольтер – царедворец

Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.

И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.

Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II. Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру. Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции  в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.

Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.

Создание «Энциклопедии»

В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.

Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера.

В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той ее части, где описывались различные чудеса и видения.

В очерке «Идолы и идолопоклонство» он упрекал христиан в поклонении идолам не менее чем язычники, только христиане при этом прикрываются высшими идеями и красивыми словами, но жертвы приносят не прямо, как это было у язычников, но тайно под покровом темноты и невежества.

В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина.

С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьяненных одной идеей и ради э

mirfrance.ru

основные идеи. Философские идеи Вольтера

Двадцать первого ноября 1694 года в Париже в семье чиновника родился сын. Мальчика назвали Франсуа-Мари Аруэ (литературное имя — Вольтер). Образование он получил в колледже иезуитов. Вся семья желала для Вольтера юридической карьеры, но он занялся литературой. Франсуа предпочитал сатиру, впрочем, его пристрастия не одобрялись цензурой, потому он был частым гостем в тюрьме из-за своих стихотворений.

Свободолюбив был Вольтер, взгляды и идеи считались смелыми и дерзкими. В историю он вошел как знаменитый философ, писатель, поэт, борец с мракобесием, фанатизмом, обличитель католической церкви.

Вольтер был изгнан из Франции и несколько лет провёл в Англии, где и сложилось его мировоззрение. Когда он вернулся в родные края, то написал «Философские письма», благодаря чему и обрёл известность. Теперь многие знали, кто такой Вольтер. Идеи просвещения, которые сквозили в вышеупомянутом произведении, впоследствии были развиты многими в исторических и философских трудах.

Феодальные порядки Франсуа критиковал с позиции рационализма. Он желал свободы для всех людей. Слишком уж эти мысли были смелыми. Это понимал и сам Вольтер. Основные идеи свободы сводились к тому, чтобы зависеть только от законов, это было бы идеальным, как считал сам философ. Однако он не признавал равенства. Вольтер говорил, что не может не быть деления на богатых и бедных, это недостижимо. Лучшей формой правления он считал республику.

Вольтер писал как прозу,так и стихи. Рассмотрим его лучшие творения.

«Кандид»

Название переводится как «ослепительно-белый». Повесть написана с горечью и иронией, в ней Вольтер размышляет о мире насилия, глупости, предрассудков и угнетений. Такому ужасному месту философ противопоставил своего героя, у которого доброе сердце, и страну-утопию — Эльдорадо, та представляла собой мечту и воплощение идеалов Вольтера. Издавалось произведение нелегально, так как во Франции оно было запрещено. Этот труд — своего рода отклик на борьбу Европы с иезуитами. Толчком к его созданию послужило Лиссабонское землетрясение.

«Орлеанская девственница»

Это поэма, которую написал Вольтер. Основные идеи (кратко, конечно) труда выражают господствовавшие мысли эпохи Нового времени. Тонкое и ироничное произведение, пропитанное остроумием, благодаря изяществу стиля оказало влияние на дальнейшее развитие поэзии Европы.

«История Карла, короля Швеции»

Этот шедевр написан о двух выдающихся монархах Европы (Петре Великом и Карле). Труд описывает борьбу между ними. Романтизированная биография полководца короля Карла, героя Полтавы, ярко и красочно описана Вольтером. Достойное произведение, которое трогает глубины души. В своё время труд принес известность Вольтеру.

«Царевна Вавилонская»

Оригинальное произведение, которое входило в цикл повестей философа. Основная идея: человек рождён для счастья, но жизнь тяжела, потому, ему приходится страдать.

Вольтер: основные идеи, кратко о его отношении к Богу

Философ в своём творчестве уделял особое место религии. Бога он представлял как разум, которому подчинены законы природы. Вольтеру не требуются доказательства существования Всевышнего. Он писал: «Только безумец сможет отрицать существование Бога, сам разум верит в его присутствие». Философу кажется неразумным то, что весь мир образовался сам по себе, без какой-то идеи или цели. Он уверен, что сам факт человеческого разума доказывает существование Бога, который даровал нам способность мыслить.

Философские идеи Вольтера относительно религии очень сомнительны и противоречивы, в них, скорее, слепая вера, чем разум. Например, зачем доказывать существование Бога, если пишешь, что это не нуждается в подтверждении? Также он отмечает, что Господь создал землю и материю, а затем, видимо, запутавшись в своих рассуждениях, утверждает, что Бог и материя существуют в силу природы вещей.

Философ в своих трудах повествует о том, что никакая школа и никакие доводы не заставят его усомниться в вере. Вот таким был набожным Вольтер. Основные идеи в религиозной сфере сводились к тому, что фанатики гораздо опаснее атеистов, так как последние не раздувают «кровавых споров». Вольтер был за веру, но сомневался в религии, потому он для себя их разделял. Атеисты, по большей части, — сбившиеся с пути ученые, отторжение от религии у которых началось как раз из-за тех, кто помешан на ней, использует веру не в благих, гуманных целях.

В своих трудах Вольтер оправдывает атеизм, хоть и пишет, что это губительно для добродетельности. Философ уверен, что общество из неверующих учёных жило бы более счастливо, руководствуясь только законами и моралью, нежели фанатики, которые поражены безумием.

Разум остается у атеистов, ибо фанатики его лишаются. Именно способность человека мыслить всегда стояла для Вольтера на первом месте. Поэтому к атеизму философ относится как к меньшему злу, оставаясь при этом верующим в Бога, но сохраняющим разум человеком. «Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать», — так сказал Вольтер, кратко это высказывание раскрывает позицию философа, всю необходимость веры.

Идеи о происхождении мира

Материализм Вольтера не является таковым в прямом смысле. Дело в том, что философ только частично разделяет данную концепцию. Вольтер в своих трудах пытается размышлять на тему материи и приходит к выводу о её вечности, что совпадает с взглядами материалистов, однако не все аспекты их учений Франсуа-Мари разделяет. Первичной материю он также не считает, так как она создана Богом, а вот пустое пространство необходимо для существования Господа.

Вольтер, цитаты которого наполнены мудростью («Мир конечен, если существует пустое пространство»), далее рассуждает следующим образом: «Значит, материя получила своё существование от произвольной причины».

Из ничего ничто не происходит (Вольтер). Цитаты этого человека позволяют задуматься. По взглядам философа, материя инертна, потому именно Бог ею движет. Эта мысль была ещё одним доказательством существования Господа.

Идеи Вольтера (кратко) его суждения о душе

Философ и в этих вопросах придерживался взглядов материалистов. Вольтер отрицал, что люди состоят из двух сущностей — духа и материи, которые связаны друг с другом только по воле Бога. Философ считал, что за мысли отвечает тело, а не душа, следовательно, последняя смертна. «Способность чувствовать, запоминать, фантазировать — и есть то, что именуют душой», — очень интересно сказал Вольтер. Цитаты его любопытны, над ними стоит задуматься.

Смертен ли дух

Душа у философа не имеет материальной структуры. Этот факт он объяснял тем, что мы не мыслим постоянно (например, когда спим). Не верил он и в переселение душ. Ведь если бы это было так, то, переселяясь, дух смог бы сохранить все накопленные знания, мысли, а этого не происходит. Но всё же философ настаивает, что душа дарована нам Богом, как и тело. Первая, по его мнению, смертна (доказывать он это не стал).

Материален ли дух

Что же писал Вольтер по этому вопросу? Мысль — не материя, так как она не обладает сходными ей свойствами, например, её нельзя разделить.

Чувства

Ощущения для философа очень важны. Вольтер пишет, что знания и идеи мы получаем из внешнего мира, а помогают нам в этом именно чувства. У человека нет врожденных принципов и идей. Для лучшего осознания мира требуется пользоваться несколькими чувствами, так считал Вольтер. Основные идеи философа строились на познании того, что ему было доступно. Франсуа изучал чувства, идеи, процесс мышления. Многие даже не задумывались над этими вопросами. Вольтер пытается не только объяснить, но и понять сущность, механизм зарождения чувств и мыслей.

Размышления о жизни, принципах и устройстве бытия интриговали Вольтера, заставляли углубить свои познания в данных областях. Взгляды этого человека были весьма прогрессивны для времени, в котором он родился. Философ считал, что жизнь состоит из дарованных Богом страданий и удовольствий. Действиями людей руководит рутина. Обдумывать свои поступки склонны немногие, да и те делают это в «особых случаях». Многие деяния, которые, как кажется, вызваны умом и образованностью, часто оказываются лишь инстинктами для человека. Люди на подсознательном уровне стремятся к удовольствию, кроме тех, конечно, кто ищет более утончённые забавы. Все действия человека Вольтер объясняет любовью к самому себе. Однако к пороку Франсуа не призывает, напротив, считает добродетель лекарством от болезней совести. Людей он делит на две категории:

— Личности, влюблённые только в себя (полный сброд).

— Те, кто жертвует собственными интересами ради общества.

Человек отличается от животных тем, что пользуется в жизни не одними лишь инстинктами, но и моралью, жалостью, законом. Такие выводы сделал Вольтер.

Основные идеи философа просты. Человечество не может жить без правил, ибо без страха наказания общество потеряло бы приличный вид и вернулось к первобытности. Веру философ всё же ставит во главу угла, так как право бессильно против тайных преступлений, а совесть может остановить их, поскольку является незримым стражем, от неё не скрыться. Вольтер всегда разделял понятия веры и религии, без первой он не представлял существования человечества в целом.

Мысли о правлении

Бывает так, что законы несовершенны, а правитель не оправдывает ожиданий и не выполняет волю народа. Тогда виновато общество, ведь оно это допустило. Почитание Бога в образе монарха Вольтер считал глупым, что было для того времени очень смело. Философ говорил, что не может творенье Господа почитаться в равной степени с создателем.

Вот таким был Вольтер. Основные идеи этого человека, несомненно, повлияли на развитие общества.

fb.ru

14. Творческий путь Вольтера. Его социально-политические, философские и эстетические взгляды. Общественная деятельность Вольтера.

Краткая биография

Родился Вольтер (при рождении дали имя Франсуа-Мари Аруэ) в Париже (Королевство Франция) 21 ноября 1694 года. Его матерью была дочь секретаря уголовного суда. Отец работал нотариусом и сборщиком налогов. Вольтер не принимал профессию отца, как и его самого, поэтому в 1744 году он даже объявил себя незаконнорожденным сыном нищего мушкетера, слагающего стихи. В юности он учился в иезуитском колледже, после чего начал изучать право. Со временем молодому человеку надоело подчиняться отцу, он начал искать свой путь в жизни. С 1718 года он подписывается псевдонимом Вольтер, который является анаграммой его полного имени с припиской «младший». За время занятий сатирой поэт несколько раз сидел в Бастилии. Первый раз это случилось в 1717 году. Причиной ареста была оскорбительная сатира в адрес герцога Орлеанского, который являлся регентом Франции.

Философские идеи

Вольтера Кратко о философии Вольтера можно сказать так – он был сторонником эмпиризма. В некоторых своих трудах он пропагандировал учение английского философа Локка. При этом он был противником французской материалистической школы. Свои важнейшие философские статьи он издал в «Карманном философском словаре». В этом труде он выступил против идеализма и религии. Опирался Вольтер на научные познания своего времени. Основные взгляды Вольтера относительно человека сводятся к тому, что каждый должен иметь естественные права: свободу; безопасность; равенство; собственность. Однако естественные права должны быть ограждены позитивными законами, поскольку «люди злы». При этом многие законы такого рода философ признавал несправедливыми. Социально-философские взгляды

Основная идея Вольтера в социальном воззрении сводится к необходимости неравенства в обществе. По его мнению, оно должно состоять из богатых, образованных и тех, кто обязан на них работать. Он считал, что трудящимся людям ни к чему образование, поскольку их рассуждения могут все погубить. Вольтер был приверженцем просвещенного абсолютизма. До конца жизни он был монархистом. По его мнению, монарх должен опираться на просвещенную часть общества в лице интеллигенции и философов.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Великий философ не оставил после себя специальных трудов по политике и юриспруденции. Однако политические и правовые взгляды Вольтера заслуживают особого внимания. Все его мысли по поводу государства, права, закона размещены в различных произведениях. В прозе встречается критический настрой автора, который осмеивает и отрицает идеологические устои феодального общества. Произведения пронизаны духом свободы, терпимости и гуманизма.

Основные взгляды

Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом. Последний, насаждающийся Церковью, умерщвляет свободу совести и слова. А это является жизнетворным началом любой свободы. При этом Вольтер не отвергал существование Бога и необходимость религии. Основная идея Вольтера не была демократичной. Просвещение не было рассчитано на простых рабочих. Философ не почитал людей физического труда, поэтому в своей идее он не брал их во внимание. Более того, больше всего он боялся народовластия. В этом Вольтер и его политические идеи отличались от других представителей того времени. Равенство людей он понимал только в политико-юридическом смысле. Все люди должны быть гражданами, которые в равных правах зависят от законов и защищены ими. При этом он считал, что положение человека в обществе должно зависеть от того, обладает ли он имуществом. Например, право голоса относительно общественного блага должно быть только у собственников, а не у всех простых людей. В судебном деле Вольтер выступал за справедливое судопроизводство, в котором будут участвовать адвокаты. Пытки он не признавал и желал их отмены. В плане государственного устройства философ был сторонником абсолютной монархии с просвещенным правителем во главе. Однако ему также нравилась на практике система правления в Англии. Конституционная монархия и наличие двух партий, которые способны следить одна за другой, почитались Вольтером. Как идеолог, мыслитель не создал собственной политической теории. Однако правовые взгляды Вольтера подготовили почву для дальнейшего развития политических и правовых учений. Вольтеровские идеи в большей или меньшей степени проникли во взгляды всех французских просветителей.

Правозащитная деятельность

Уже упоминалось о том, что Вольтер не уважал труд своего отца. Однако он все же связывал свою жизнь с юридическим делом в 1760-1770 годах. Так, в 1762 году он провел компанию, чтобы отменить приговор о смертной казни, который был вынесен протестанту Жану Каласу. Его обвинили в убийстве собственного сына. Вольтер смог добиться оправдательного приговора. Другими жертвами политических и религиозных гонений, которых защищал просветитель, были Сирвен, граф де Лалли, шевалье де Ла Барр. Политико-правовые взгляды Вольтера заключались в борьбе с Церковью и ее предрассудками.

Вольтер-литератор

В литературе Вольтер симпатизировал аристократическому 18 веку. Он известен своими философскими повестями, драматическими произведениями, поэзией. Особенность его произведений в простоте и доступности языка, афористичности, сатире. Художественная литература являлась для автора не самоцелью, а средством. При помощи нее он пропагандировал свои идеи, протестуя против церковников и самодержавия, проповедуя веротерпимость и гражданскую свободу.

Драма

На протяжении жизни автор написал 28 классических трагедий, среди которых чаще всего выделяют «Эдипа», «Заиру», «Цезаря», «Китайскую сироту» и другие. Он долгое время боролся с появлением новой драмы, но в конце концов стал сам смешивать воедино трагическое и комическое. Под напором новой буржуазной жизни политико-правовые взгляды Вольтера изменились относительно театра, он открыл двери драмы всем сословиям. Он понял, что людям легче внушать свои мысли при помощи героев из низших сословий. Автор вывел на сцену садовника, солдата, простую девушку, речи и проблемы которых более близки обществу. Они производили более сильное впечатление и достигали поставленной автором цели. К таким буржуазным пьесам относят «Нанину», «Расточителя», «Право сеньора».

studfiles.net

Основные идеи Вольтера | Kratkoe.com

Вольтер основные идеи одного из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэта, прозаика, сатирика, трагика, историка, публициста изложены в этой статье.

Вольтер основные идеи кратко:

Не признавал равенства общества. Вольтер утверждал, что не может не быть разделения на богатых и бедных, это недопустимо

Лучшая форма правления – это республика

Яро выступал против религии, особенно против католицизма

Он считал Бога как основателя окружающего мира, который является связующим началом для всего сущего, но в то же время был глубоко убежден, что никакая практика и теория не смогут косвенно доказать ни его наличие, ни его отсутствие

Вольтер видел, что необходимость в признании существования Господа Бога с моральной и эстетической точки зрения нужна для того, чтобы, в первую очередь,  поддержать в обществе порядок, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности под угрозой божьего наказания

В отношении познания мира он выступал за совмещение рационализма и эмпиризма, отдавая предпочтение эмпиризму

Философ был на стороне  гуманного отношения к простому народу и выступал за уважение его прав

Идеалом государства считал  абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем

В судебном деле философ выступал за справедливое судопроизводство, в котором  обязательно будут участвовать адвокаты. Пытки и жестокие наказания категорически отрицал

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали об основных идеях Вольтера.

kratkoe.com

Этико — философское учение Вольтера

Вольтер — выдающийся философ Французского Просвещения. А что же такое Эпоха Просвещения? Срок просвещения был предложен Вольтером и Гердером.

В период просвещения доминируют Филосовское — мировоззренческое и политическое радикальное учение. Главным является человек, который способен познать и изменить мир как он пожелает, для улучшения своего существования. Человеческий разум — это продукт творчества и деятельности каждой личности. В данный период ум выступает как яркое проявление свободной мысли, собственной деятельности человека, активности в решениях и свободе.

По идее Просвещения человек создан быть обладателем мира, построить отношения с учетом потребностей и желаний самих людей. Право человека это быть равным к другим людям, право самостоятельно принимать решения и действовать по собственному желанию. Главной чертой Просвещения — осознание души человека, освобождения ее от всемирных страданий, установления равенства между людьми, любовь друг к другу, справедливость.

Одним из главных основоположников Просвещения был Вольтер. Известным он был под одним из 137 псевдонимов (Франсуа Мари Аруэ). Вольтер был талантливым философом, историком, мастером исторических трудов, поэтом и драматургом. Родился он в семье французского юриста, учился в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже.

Вольтер проявил свои творческие способности, умение творчески и точно выражаться, показал свою сильную остроту ума, которая в дальнейшем помогла ему в жизни. Жизнь Вольтера была драматическая и яркая, в истории известен как вождь Просвещения, «король вольнодумцев», «оракул новых философов». Он всегда стремился к справедливости перед людьми.

Вольтер отрицал существование Бога, но не был атеистом. Он призвал людей чтобы те не боялись высмеивать предрассудки, потому что нет лучшего способа убить предрассудки, как показать суеверие в смешном виде. Ведь то что уже стало смешным с чего посмеялись люди не может быть опасным. Вольтер говорил о Боге как о философе сидящего на троне который решает человеческую судьбу, устанавливает правила природы, правила морали и судит людей.

Рассуждения Вольтера склонялись к тому что вся религия имеет пользу, то есть люди придумали религию чтобы иметь влияние на других людей. Главным законом природы — есть не равенство. Ведь во все времена существования, человечество было разделено на бедных и богатых людей. Богатые диктовали правила бедным, а бедные выполняли все прихоти богатых. А следовательно и религия создана для того чтобы покорить всех людей, где на вершине религии будет стоять один человек и диктовать правила и состоятельным и бедным и таким образом возвеличивать себя и достигать своих целей с помощью неутомимого и тяжелого труда людей. Вольтер считал что если все люди начнут думать то над ними нельзя будет осуществлять контроль и влиять на них.

Он разделял людей на богатых и умных но не образованных и бедных. Чем больше будет не образованных и бедных людей тем лучше верхушка церкви сможет контролировать их и диктовать правила. Мыслитель и философ Ж. Ж. Руссо писал что неравенство, незначительно по природе, она растет благодаря развитию и успеху ума человека и только тогда становится прочной и законной когда установлены права собственности и законы.

Религия, писал Вольтер — это и есть закрепощения людей, которые верят в Бога, делают все что он прикажет, поскольку Бог не мог ничего приказать людям, церковно служители придумали священную книгу в которой Бог передал свои наставления и заповеди людям, и люди имеют праведно их выполнять не считаясь со своим мнением и соображениями. Главной задачей церкви было вселить в сердца людей веру, которой можно будет управлять. Вольтер верил в основоположника вселенной, того кто создал всё живое на земле, но был против религии и предрассудков церкви.

По словам Вольтера, Бог – это духовное начало всего живого, и он не вмешивается в дела природы которую он создал. Франсуа Мари Аруэ не был атеистом, но был против церковного влияния. Он утверждал, что если бы не было Бога, то нужно было бы его придумать и заставить покорно поверить в него.

Могуществу Франсуа Мари Аруэ как философа, не составляет разработку положительного учения, а критикует прежние представления о вселенной. Он отрицал и уничтожал старое, которое уже не было актуальным, его высмеивание были губительными для церковно феодального строя.

Философия — это любовь к мудрости писал Вольтер. В философию входит все что привлекает внимание. Раскрытие тайн человеческого существования, изучение культуры и обычаев народа. Вольтер понимает человека как существо живущее вокруг таких как она существ. По своей природе все люди должны быть равными и иметь право на свободу. Для порядка и взаимопонимания действий люди должны передать государству руководящие функции. А государство в ответ должно обеспечить естественные права людей, главными из которых является выполнение обязанностей людей перед законом, свобода слова, собственность своего труда.

Итак, по мнению Вольтера свобода является человеческим феноменом. Она выступает как свойство проявлять свою волю и действовать. Сам Бог был свободен в этом смысле, когда создавал мир и все живое в нем. Он создал мир так как захотел, и как считал нужным.

moral.infotaste.com

Вольтер и его философия

Франсуа-Мари Аруэ

При рождении Вольтеру – французскому философу – было дано имя Франсуа-Мари Аруэ. Он является крупнейшим французским-философом-просветителем $18$ века, также поэтом, прозаиком, сатириком, трагиком, историком, публицистом.

Философия

В философских взглядах Вольтер является сторонником эмпиризма по взглядам английского философа Локка. Учение Локка Вольтер старался пропагандировать в своих письмах философской направленности. В то же время Вольтер выступал против французских материалистических течений философии, а именно барона Гольбаха, против его было направлено письмо Вольтера под названием «Письмо Меммия к Цицерону».

В вопросах о духе Вольтер колеблется между отрицаниями и утверждениями бессмертия души, в вопросах свободы воли его взгляды направлены, и данные взгляды нерешительны, но он всё-таки переходит от индетерминизма к детерминизму. Свои важные философские статьи Вольтер напечатал в «Энциклопедии» и после этого издаёт отдельной книгой. Поначалу заглавие — «Карманный философский словарь». В данном труде Вольтер проявляет себя борцом против идеализма и религиозных течений, которые опираются на научное достижение своего времени. Многочисленные статьи полны критики по поводу религиозного представления христианской церкви, религиозной морали, также он обличающе пишет о преступлениях, совершенных христианской церковью.

Главные философские принципы

Замечание 1

Вольтер является представителем школы естественного права, поэтому он считает, что каждый индивид имеет право на существование в отношении его на неотчуждаемые естественные права, такие, как свобода, наличие собственности, безопасности, равенство.

Позитивные законы

Вместе с естественными законами философ-мыслитель рассматривает позитивные законы. По его мнению, они необходимы, потому что он считает, что «люди злы». Каждый пункт позитивного закона был призван давать гарантию для естественных прав человека. Большинство позитивных законов представляются философу несовершенными, он даёт им следующую окраску, что они несправедливы, воплощают лишь человеческое невежество.

Социально-философский взгляд

По социальному мировоззрению Вольтер является сторонником неравенства. Согласно его философии, общество должно подразделяться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», должен на них работать или им доставлять удовольствие. Он говорит о том, что трудящемуся человеку не нужно поэтому образование. По письмам Вольтера, где он пишет о народе следующее, что «если народ начнёт рассуждать, всё погибло». Когда Вольтер печатал «Завещание» Мелье, он выкидывает всю его острую критику частной собственности, которую находит «возмутительной». По данной точке зрения можно и объяснить его отрицательное отношение к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Философская проза

Замечание 2

Согласно строению Вольтера в философских взглядах, намечается естественный переход к прозе, а конкретнее к философскому роману. По данной тематике написаны следующие романы: «Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие. Он писал в данном направлении с $1740$ по $1760$ год.

В данных произведениях через стержень приключений, путешествий, экзотики Вольтер затрагивает тонкости диалектики взаимовлияния случайностей и предопределенностей («Задиг или судьба»), одновременных критериев низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид»). А также Вольтер рассуждает по поводу единственной мудрости, которая заключается в убеждениях Кандида, который познал все изгибы и превратности жизни. Вольтер через главного героя Кандида передаёт, что человек призван «возделывать свой сад».

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *