Гладиатор против льва: Гладиатор против льва

Содержание

Гладиаторы и их виды — Офтоп на DTF

Или как древние римляне умели развлекаться

23 059 просмотров

В фильме Ридли Скотта «Гладиатор», главный герой Максимус волею судьбы становится гладиатором, после чего получает шанс отомстить главному источнику всех своих бед – императору Коммоду. Кроме отличного сюжета, фильм продемонстрировал зрителям отличные гладиаторские бои.

Фильм «Гладиатор», 2000 г. Режиссёр Сэр Ридли Скотт

Вышедший через десять лет, сериал «Спартак: Кровь и песок» и его приквел «Спартак: Боги арены» показал то, каким был быт гладиаторов, то, через какие тренировки они проходили. А сами гладиаторские поединки были подняты на новый уровень зрелищности.

Сериал «Спартак: Боги арены»

Итак, кем же являлись эти гладиаторы? Это были тренированные бойцы, которые сражались на специальной арене, чтобы развлечь публику. По основной на данный момент версии, гладиаторские бои римляне заимствовали у своих соседей — этрусков, у которых был схожий погребальный обряд.

Двое избранных рабов или же свободных этрусков, сражались у могилы погибшего. Считалось, что погибший в этом бою окроплял могилу умершего и успокаивал его дух.

Обучались гладиаторы в специальных школах — лудусах. Стать гладиаторами стремились множество рабов. Цель обычно у них была одна – завоевать любовь и уважение публики, а потом заполучить и свободу. Однако тут выяснялся один неприятный момент. Оказывалось, что попасть в школу было лишь половиной дела, а нужно было ещё пройти тяжёлое обучение, которое выдерживали далеко не все.

Картина «Pollice verso» Жан-Леон Жером

Каждый подготовленный и обученный раб-гладиатор дорого стоил своему господину. Именно из-за этого, большая часть гладиаторских боёв были далеко не такими кровавыми, какими нам обычно их представляют. Хороший гладиатор был своего рода местной суперзвездой, и просто так никто им не жертвовал. В качестве таких жертв, на убой опытному бойцу обычно направлялись неподготовленные преступники.

Все были довольны: и преступники наказаны, и зрители зрелище увидели.

В тех случаях, когда бой должен был закончиться смертью одного из противников, то их владельцы старались по максимуму отбить свои убытки, например, повышая цены на такие зрелища.

Своего рассвета, гладиаторские бои приобрели во время Империи, когда многие повелители старались проводить массовые и зрелищные игры, чтобы завоевать любовь и расположение толпы.

Не только раб мог стать гладиатором. Такая возможность имелась и у свободных граждан. Обычно это были люди, желавшие заработать. Императору Константину пришлось своим указом запрещать римским солдатам и офицерам добровольно становится гладиаторами.

Современная реконструкция гладиаторов

Лишь редкий гладиатор, пройдя через множество поединков, имел шанс заполучить из рук императора деревянный меч рудис, символизировавший почетную отставку гладиатора и дарованное право свободы. Однако, даже после этого, многие оставались, становясь тренерами для новых гладиаторов.

Быт и устройство гладиаторской школы были хорошо продемонстрированы в сериале «Спартак». Правда, штат учителей показан в сильно меньшем числе. Обычно в школе работало множество разных учителей, учивших гладиаторов мастерству боя и фехтования, оружейники, врачи, повара и даже своя похоронная команда.

Колизей — крупнейшая гладиаторская арена

По окончании курса «молодого гладиатора», они показывали то, чему научились. Обычно это были бои двоих таких «выпускников». Победители, или же те, кто не проиграл своему сопернику, приносили присягу верности своему господину, после чего приобретали статус гладиатора.

Гладиаторы различались по своему вооружению и манере сражаться. Имелось множество видов таких бойцов. Давайте же рассмотрим их.

Галл

Данный тип гладиаторов был популярен во времена Республики. Их экипировка состояла из копья, шлема и галльского щита. Такой внешний вид бойца имел цель напоминать внешне галльского воина, да и набирались на эту роль в основном представители этой нации. Предполагается, что позднее, галл трансформировался в мурмиллона.

Димахер

Не частый представитель гладиаторского ремесла. Узнаваем тем, что сражался двумя мечами, по одной в каждой руке. Руки и ноги туго перебинтовывались, иногда в качестве защиты использовались поножи. Считается, что из-за особенностей своего стиля, эти бойцы были одними из самых опасных видов гладиаторов.

Есть мнение, что их голова и тело могли быть защищены кольчугой и шлемом с забралом. Но в этом случае, бойцы теряют свой козырь в ловкости, однако приобретают значительную защиту, что даёт им большое преимущество перед другими гладиаторами. В сериале «Спартак: Боги Арены», главный герой Ганник, как раз являлся димахером.

Мурмиллон

Один из самых распространённых и известных типов гладиаторов. Скорее всего, мурмиллоны являлись более «прогрессивной» версией «галлов». Считается, что своим названием они обязаны морской рыбе мормир, обитавшей в Средиземном море. В качестве верности этой версии, указывают на некоторые находки, на которых шлем мурмиллона украшен изображением рыб.

В их стандартную экипировку входил шлем беотийского типа, доспех для предплечья, набедренная повязка, короткий понож на левой ноге. Вооружены они были мечами гладиусами, и щитом скутум. Есть некоторые свидетельства, указывающие на то, что гладиаторы могли привязывать меч к руке, дабы не терять его в бою т.к. он был их единственным оружием. В позднее время гладиус был заменен спатой.

Мурмиллоны никогда не сражались с себе подобными. Их традиционными противниками были фракийцы, гопломахи, иногда ретиарии.

Гопломах

Ещё один распространённый вид гладиаторов. Ноги обматывались стеганками, или же защищались поножами. Боец выступал в набедренной повязке, доспехе-манике для предплечья и шлеме, с широкими полями. Мог использоваться большой бронзовый легионерский щит или же маленький, круглый щит-парма. Вооружение обычно составлял короткий меч, коим мог быть как гладиус, так и кинжал пугио.

Но наряду с ними использовалось и копье-гаст. Традиционными соперниками гопломаха были фракийцы или мурмиллоны.

Фракиец

Этот популярный вид гладиаторов своим появлением обязан наплыву фракийских военнопленных. В дальнейшем это стало указанием именно типа бойца, а не его национальности. Они были оснащены набедренной повязкой, доспехом для предплечья, маленький щит, два больших поножа. Вооружены они были кривым фракийским мечом — сика. Такая форма меча давала определённые преимущества в ближнем бою, и потому стиль боя фракийца был явно атакующим. Стандартной парой против них были мурмиллоны и гопломахи.

Ретиарий

Довольно поздний вид гладиаторов. Являлись одним из самых легковооружённых типов гладиаторов. Одеты они были в набедренную повязку, поддерживаемую большим поясом. Вся защита ограничивалась наручем на одну руку и наплечником, защищавшим часть груди. Ноги были защищены лишь обмотками, и то не всегда. В некоторых случаях, бойцы одевались в туники.

Куда более интересным было их вооружение, которое состояло из круглой сети, трезубца и кинжала. Чтобы сеть не терялась, она привязывалась к руке, и если соперник её перехватывал, то ретиарий всегда мог избавиться от неё кинжалом. Их обычными противниками были секуторы, но иногда их ставили против мурмиллона (интересное, наверное, было противостояние: рыбак против рыбы).

Из-за того, что в их экипировке, практически не было ничего традиционно римского, данный тип гладиаторов считался одним из наименее престижных. Этим и обусловлено то, народ не спешил одаривать ретиариев особой любовью.

Леквеарий

Этот тип гладиатора был практической копиркой ретиария. Отличием было то, что вместо сети у него было лассо, а трезубец заменяло копьё. И если ретиарий олицетворял рыбака, то леквеарий символизировал охотника. Некоторые исследователи считают, что гладиаторы данного типа должны были развлекать зрителей в перерывах серьёзных боёв.

Скиссор

Защищены эти бойцы были гладким шлемом без выступов, имевшими два отверстия для глаз, короткими поножами, наручами на одной руке, и кольчугой или же пластинчатым доспехом. Вооружение было куда более экзотичным. Наряду с гладиусом, вооружён он был ножом в виде полумесяца, который крепился к полому креплению, надеваемому на руку. Оно же заменяло гладиатору щит. Форма шлема может указывать на то, что основным противником являлся ретиарий. Скиссоры могли являться одной из вариаций димахеров.

Секутор

Данный вид гладиаторов был создан под конкретного соперника – ретиария. Являлись они разновидностью мурмиллонов, и потому их экипировка была довольно схожа. Для защиты они использовали прямоугольные щиты-скутумы, а атакующим оружием был гладиус. Выделял их шлем, закрывавший всё лицо, имевший округлую форму и два отверстия для глаз, чтобы сеть ретиария не могла за него зацепиться. В бою секутор старался приблизиться на дистанцию ближнего боя, чтобы использовать своё преимущество в весе доспехов и оружии.

Крупеларий

Самые крепкие и сильные гладиаторы становились крупелариями. Этот тип гладиатора выделялся тем, что обе его руки были защищены наручами, ноги поножами, а тело покрывалось пластинчатым доспехом. Голова полностью защищалась шлемом, с прорезями для глаз. Вооружены они были гладиусами и скутумами. Такой внешний вид делал его схожим со средневековыми рыцарями. Тяжесть доспехов делала его медлительными в атаке, но это компенсировалось отличной защитой.

Самниты

Этот тип гладиаторов был очень популярен в период Республики. Голова была защищена шлемом с гребнем и забралом, рука наручем, а левая нога поножем. Вооружение составляли короткий меч и щит скутум. Своё название получили в честь народа самнитов, которые были покорены римлянами. Вполне вероятно, что первыми самнитами были как раз и были представители этого народа.

Бестиарий

Первоначально, бестиариями были не обученные воины, а обычные преступники, приговоренные к поединку с хищными животными. Фактически, у них отсутствовала какая-либо подготовка, нормальная защита и оружие. По своей сути это была обычная травля. В более поздний период, ситуация поменялась на сто восемьдесят градусов. Теперь бестиарии проходили мощную подготовку, у них появились поножи, наручи, овальный щит. Обычное вооружение составляло копьё-гаст. Поединки устраивались таким образом, что теперь у животных практически не было никаких шансов победить. Действительно, кому захочется, чтобы тот, в кого ты вложил столько усилий и денег, окажется растерзанным каким-то животным.

Эквиты

Эквитами в Древнем Риме называли армейских кавалеристов. И что логично предположить, этот тип гладиаторов отличался тем, что они сражались на лошадях. Во времена Республики они были защищены чешуйчатой кольчугой, средним щитом-пармой и шлемом с широкими полями. Во времена Империи их доспехи значительно облегчились. Теперь они были одеты в тунику без рукавов и доспех для предплечья. Вооружение составляли копье-гаст и гладиус. Обычно, они были теми, кто выступал первыми, так сказать на разогреве толпы, перед основными зрелищами.

Сражаться могли они лишь с себе подобными бойцами. Причем, после того, как копье металось в противника, эквиты спешивались и продолжали сражаться мечами. Увы, до изобретения стремян кавалерийские бои были крайне неудобным деянием.

Эсседарий

Эсседарии – это гладиаторы, сражавшиеся на колесницах. Одновременно на колеснице могло находиться двое: один управлял, другой сражался. Известны они лишь описанием, и об их тактике боя остаётся лишь предполагать. Их вооружение, скорее всего, составляли дротики, лук и стрелы и меч, на случай ближнего боя. Скорее всего, он кружил по арене вокруг противника и обстреливал его, а в случае необходимости переходил в рукопашный бой.

Провокатор

Изначально, провокаторы состояли из преступников, осуждённых на смерть. Они носили обычный шлем легионера, который в дальнейшем стал закрытым с забралом, и полями, которые защищали шею бойца. Правая рука была защищена маникой, а левая нога поножем. Отличительной чертой провокаторов от других гладиаторов была металлическая пластина, защищавшая грудь. Вооружались данные гладиаторы гладиусом, а позднее спатой, и средним щитом – скутумом.

Своим названием они обязаны своей тактике с ложными отступлениями и резкими контратаками. Сражались они исключительно между собой. Поединки с бойцами других типов были исключительным событием.

Андабаты

Про андабатов известно немногое, и большая часть является предположениями исследователей. Известно, что вооружены они, были кинжалами, и что сражались они в шлемах, не имевших прорези для глаз, либо имевших лишь одно отверстие. Скорее всего, защищены они были кольчугой. Можно сказать, что их бои могли быть похожи на бои средневековых рыцарей, но практически вслепую.

Другое предположение говорит о том, что они являлись не отдельным видом гладиаторов, а любыми бойцами, кому выпало сражаться в подобном шлеме.

Сагитарий

Сведения о данном типе гладиаторов крайне фрагментарны. Дошедшие до нас изображения показывают нам воинов вооружённых луком и защищённых чешуйчатыми доспехами. Шлем схож с теми, что носили римские воины. Вполне возможно, что у них мог иметься кинжал для ближнего боя. Учитывая его вооружение, вполне возможно то, что сагитарии выступали лишь в массовых боях.

Велит

Вооружение и тактика боя этого гладиатора практически полностью совпадала с одноимёнными лёгкими пехотинцами. Из вооружения у них имелись щиты и дротики. Учитывая это, скорее всего, данный тип гладиаторов мог выступать в массовых побоищах.

Пегниарий

Можно сказать, что пегниарии были «недо-гладиаторами». В отличие от других гладиаторов, эти бойцы не имели серьезной защиты и вооружения. Они сражались деревянными мечами и кнутами, а из защиты у них имелись деревянные щитки на руках и ногах, обмотка для головы, небольшой деревянный щит. Их поединки носили чисто развлекательную цель. Неудивительно, что продолжительность их жизни была значительно длиннее, нежели у других гладиаторов.

Женщины-гладиаторы

Современные ученые уверенно утверждают, что женщины-гладиаторы существовали. Об этом свидетельствуют и изображения на барельефах, и юридические документы. В них ограничивается возраст, с которого женщина может добровольно стать гладиатором, а позже и вовсе запрещается. Это свидетельствует о том, что такое явление имело место. Понятно, если рабыни становились гладиаторами, но для свободных римлян такое поведение могло расцениваться лишь как позор семьи. Найденные свидетельства указывают на то, что сражались женщины в экипировке мужчин-гладиаторов. Вполне возможно и обучение они должны были пройти соответствующее, без скидок на пол. Смешанные поединки не допускались.

Вполне вероятно, что древние римляне, не скованные нормами морали современного мира, вполне могли выдумать и иные вариации гладиаторских сражений, а вместе с ним и различные виды гладиаторов, со своими характерными особенностями боя или вооружений. Однако, сведений о тех временах сохранилось немного, и многое строится лишь на догадках. Потому совсем не удивительно, что в фильмах или сериалах можно увидеть разного рода не стыковки, сделанные ради зрелищных кадров. Но уж лучше за таким зрелищем, как гладиаторские бои, наблюдать по эту сторону экрана, нежели быть участником тех, кровавых развлечений.

Интересные факты о римских гладиаторах

Кровавая бойня без правил и регламента — так большинство представляет себе гладиаторские бои. Еще мы знаем про Спартака, что все гладиаторы были рабами, а на арене сражались только мужчины. А знаете ли вы, что у гладиаторских боев и единоборств сумо общая причина возникновения, какая роль в боях была отведена женщинам, и как народ использовал пот и кровь гладиаторов? Мы собрали малоизвестные факты об одном из самых популярных античных зрелищ.

Саша Эпштейн

Теги:

История

Спорт

Кино

Женщины тоже сражались

Рабыни регулярно отправлялись на арену вместе с мужчинами, но некоторые свободные женщины брали в руки меч по собственному желанию. Историки не уверены, когда именно женщины появились в рядах гладиаторов, но к I веку нашей эры они стали обычным явлением на боях. На мраморном рельефе, датируемом примерно 2 веком нашей эры, изображена схватка между двумя бойцами по прозвищу «Амазонка» и «Ахиллия», которые сразились «до достойной ничьей».

Не все гладиаторы были рабами

Далеко не всех гладиаторов выводили на арену в цепях. К I веку нашей эры азарт битвы и рев толпы стал привлекать множество свободных людей, которые начали добровольно записываться в школы гладиаторов в надежде завоевать славу и деньги. Зачастую это были бывшие солдаты, слава гладиаторов также не давала покоя некоторым патрициям высшего сословия, рыцарям и даже сенаторам.

Гладиаторы не всегда сражались насмерть

Голливуд частенько изображает гладиаторские поединки как кровавое побоище без правил, в то время как большинство состязаний проводилось по весьма строгим правилам. Соревнования обычно представляли собой поединок между двумя мужчинами одинакового роста и опыта. Были даже судьи, которые останавливали бой, как только один из участников был тяжело ранен. Вдобавок, матч мог закончиться ничьей, если толпе наскучила затяжная битва. Поскольку содержать гладиаторов было накладно, их, как бы сейчас сказали, промоутеры не хотели, чтобы бойца убивали напрасно. Тем не менее, жизнь гладиатора была короткой: историки подсчитали, что примерно в каждом 5-10 бою один из участников погибал, вдобавок, редкий гладиатор доживал до 25 лет.

Бойцы редко боролись с животными

Как ни крути, Колизей и другие римские арены сегодня часто ассоциируются с охотой на животных (или наоборот). Во-первых, связь с дикими зверями была предназначена для бестиариев — особого класса воинов, которые сражались против любых животных: от оленей и страусов до львов, крокодилов, медведей и даже слонов. Охота на животных, как правило, была первым событием игр, и не было ничего необычного в том, что за серию схваток убивали множество несчастных существ. Девять тысяч животных были убиты во время стодневной церемонии открытия Колизея. Во-вторых, дикие животные также были популярной формой казни. Осужденных преступников и христиан часто бросали хищным собакам, львам и медведям в рамках повседневных развлечений.

Изначально схватки были частью похоронных церемоний

Многие древние летописцы описывали римские игры как заимствованные у этрусков, но теперь большинство историков склоняются к мнению, что гладиаторские бои зародились как обряд погребения богатой знати. Кстати, в этом они похожи на древнюю японскую борьбу сумо, которая изначально также была частью похоронного обряда. Римляне верили, что человеческая кровь помогает очистить душу умершего, состязания могли также выступать в качестве замены человеческим жертвоприношениям. Позднее погребальные игры расширились во время правления Юлия Цезаря, который устраивал схватки между сотнями гладиаторов. Зрелища оказались настолько популярными, что к концу I века до н. э. чиновники начали финансировать бои, чтобы снискать расположение масс.

Императоры тоже участвовали в боях

Проведение игр гладиаторов было простым способом для римских императоров завоевать любовь народа, но некоторые из них пошли дальше и не стали ограничиваться организацией зрелищ. На арене выступали Калигула, Тит, Адриан, Коммод (провел аж 735 боев. Постановочных, конечно) и другие монархи. Разумеется в строго контролируемых условиях: с тупыми орудиями и под строгим надзором охраны.

«Большой палец вниз» не всегда означал смерть

Тут стоит внести ясность: касательно легендарного жеста, описываемого фразой pollice verso (лат. «поворотом большого пальца»), ученые спорят и по сей день. Некоторые историки полагают, что знаком смерти на самом деле мог быть «большой палец вверх», в то время как «большой палец вниз» мог сигнализировать о милосердии и трактовался как «мечи вниз». Какой бы жест ни использовался, он обычно сопровождался пронзительными криками толпы «Отпусти!» или «Убей!». Жест был популяризирован в 1872 году французским художником Жаном-Леоном Жеромом в картине под названием «Pollice verso», которая уже в наши дни произвела большое впечатление на Ридли Сскотта во время съемок фильма «Гладиатор».

У гладиаторов были свои категории

К тому времени, когда примерно в 80 году нашей эры открылся Колизей, гладиаторские игры превратились из неорганизованных битв на смерть в хорошо регламентированный пусть и кровавый, но все же спорт. Бойцов распределяли по классам в зависимости от их достижений, уровня навыков и опыта, у каждого была своя специализация по применяемому оружию и технике боя. Самыми популярными были фракийцы и их главные противники мирмиллоны. В романе Рафаэлло Джованьоли «Спартак» главный герой сражался на арене именно во фракийском вооружении. Были также эквиты, которые выходили на арену верхом, эсседарии, сражавшиеся на колесницах, и димахеры, которые могли владеть двумя мечами одновременно.

Гладиаторы были настоящими звездами

Портреты многих успешных гладиаторов украшали стены общественных мест. У детей в качестве игрушек были фигурки гладиаторов из глины. Наиболее предприимчивые бойцы рекламировали продукты питания, как и лучшие спортсмены нашего времени. Многие женщины носили украшения, пропитанные кровью гладиаторов, а некоторые даже подмешивали пот гладиаторов, который считался особым афродизиаком, в кремы для лица и другую косметику.

Гладиаторы объединились профсоюзы

Хотя их регулярно заставляли драться не на жизнь, а на смерть, гладиаторы считали себя своего рода братством, а некоторые даже объединялись в союзы со своими собственными избранными лидерами и божествами-защитниками. Когда воин погибал в битве, эти группы устраивали товарищу достойные похороны, а если у умершего была семья, они выплачивали денежную компенсацию родным за потерю кормильца.

Venationes, Жестокие битвы с животными в Древнем Риме

Автор Tim Brinkhof | Проверено Джоном Куроски. всего региона.

Wikimedia CommonsМозаика, изображающая популярные виды развлечений в Древнем Риме, в том числе промыслы.

В Древнем Риме ничто не могло оживить ночь так, как посещение venatio. В этих битвах, обычно проводимых в Колизее или в Большом цирке, участвовали экзотические животные, такие как львы, медведи и бегемоты. Иногда животные дрались друг с другом. В другой раз им противостояли венаторов — воинов с оружием.

Плебеи и патриции, заполнявшие трибуны Колизея, были не единственными, кто наслаждался такими кровавыми событиями. Некоторые императоры были так увлечены venatio , что они устроили зрелища, которые длились более 100 дней. У одного было убито 500 львов одним махом.

Это история venationes — ужасного и жестокого кровавого спорта, покорившего древних римлян.

Начало

Venationes В Древнем Риме

Фонд Харриса Брисбена Дика, Wikimedia CommonsPrint с изображением промыслов, проводимых внутри Колизея, сделанный в 17 веке.

Зрители в Древнем Риме имели вкус к крови. Они давно приветствовали гонки на колесницах и гладиаторские бои. Так что неудивительно, что они были в равной степени очарованы venatio , что означает охота на диких животных или постановочная охота.

По некоторым оценкам, venationes начались еще в 252 г. до н.э. Плиний Старший описывает venatio , в котором участвовали слоны, захваченные во время Первой Пунической войны.

Однако кажется, что слонов Плиния не убивали, а просто выставляли на обозрение. В конце концов, большинство римлян никогда раньше не видели слона. Зверей иногда использовали на войне, но они были бы совершенно чужды гражданскому лицу.

Римский историк Ливий предполагает, что первое venatio произошло несколько позже, в 185 г. до н.э. — после Второй Пунической войны. Затем римский полководец Марк Фульвий Нобилиор отпраздновал свои победы в Греции, устроив инсценированную охоту.

«Впервые в Риме состоялись спортивные соревнования, — писал Ливий. «И была устроена охота, в которой добычей были львы и пантеры, и игры проводились практически со всеми ресурсами и разнообразием, которые только могла собрать вся эпоха».

Наступила эпоха venatio .

Животные арены и люди, которые с ними сражались

Wikimedia CommonsМозаика, изображающая перевозку экзотических животных.

Чтобы развлечь массы, римские власти призвали экзотических животных со всей своей огромной империи. Они собирали североафриканских львов, пантер и слонов, медведей из Шотландии, Венгрии и Австрии, тигров из Персии, крокодилов и носорогов из Индии.

Собирать животных было сложно и опасно. В конце концов, их нужно было вернуть в Рим живыми. Поэт Оппиан описал одну такую ​​охоту на медведя: собаки выслеживали зверя, трубы сбивали его с толку, и как охотники загоняли зверя в сети.

Это была самая опасная часть, писал Оппиан, «ибо в этот момент медведи сильно свирепствуют с челюстями и страшными лапами».

Охотники тоже использовали ямы. Они привлекали животное — может быть, тигра или льва — к яме, наполненной приманкой. Когда животное прыгало внутрь, охотники опускали в яму клетку, чтобы поймать животное.

Вернувшись в Рим, существа будут стравлены с другими животными. Или, иногда, против мужчин.

Большинство ученых различают два типа боев человека с животным, имевших место в Риме. Шоу, в которых вооруженные люди сражаются с дикими зверями, назывались venatio . Однако римляне также бросали приговоренных к смерти людей на арену с разъяренным медведем или тигром — идея, которую они переняли у карфагенян.

Итак, кто были те люди, которые сражались с тиграми, львами и медведями?

Pinterest/Galleria BorgheseA venatore сражается с леопардом.

venatores имели много общего с римскими гладиаторами. Как и гладиаторы, они обычно были рабами, преступниками или заключали контракт на бой. Но венаторов считались даже хуже гладиаторов (часто принадлежавших к низшему слою общества. )

Однако, как и гладиаторы, венаторов тренировались для встреч с дикими животными. Они бы посетили ludus , или профессиональная боевая школа, до своего дебюта. В отличие от людей, приговоренных к смерти, им было разрешено оружие для самообороны.

Сначала животные были прикованы цепями, чтобы венаторов могли легко их убить. Но к 100 г. до н.э. животным часто позволяли свободно бродить. Это побудило соорудить в Колизее высокие стены, чтобы животные не могли вылезти за пределы ринга и напасть на зрителей.

Внутри кровавого мира

Venationes

Пабло Салинас/Wikimedia CommonsКак художник 20-го века представил, как выглядел Колизей во времена расцвета Рима.

Римляне бросили venatio по разным причинам. Иногда охоты устраивались в честь божеств, таких как Диана, богиня охоты. Иногда праздновали годовщину, вроде победы в войне. Часто venationes отмечали монументальные события, такие как свадьба, похороны или коронация императора.

Примерно к 80 г. н.э. римляне праздновали нечто грандиозное — открытие Колизея. Император Тит наблюдал за этим событием, которое включало массовое venatio , длившееся более 100 дней. Римляне обрадовались, когда во время инсценированной охоты было убито более 9000 животных.

Wikimedia CommonsНа римской монете изображен бой между воином и вепрем.

Траян, ставший императором в 98 г. н.э., хотел побить рекорд Тита. Его venatio год, проведенный в честь сокрушительного поражения Рима от даков, длился более 120 дней — и в нем было убито 11 000 животных. Это более 90 животных в день в течение трех месяцев подряд.

Некоторым правителям нравилось участвовать в venationes . Коммод, правивший Римской империей с 177 г. до своего убийства в 192 г. н.э., рьяно бросился на ринг. Известный как гладиатор и любитель venatore , Коммод особенно любил придумывать творческие способы убийства животных. Он изобрел стрелу в форме полумесяца, чтобы убивать страусов. Римские толпы сходили с ума при виде безголовых птиц, бегающих вокруг.

Marie-Lan Nguyen/Wikimedia CommonsБюст императора Коммода в шлеме из львиной шкуры.

Другие императоры пошли еще дальше. Септимус Северус, правивший с 193 по 211 год нашей эры, пытался превзойти своих предшественников, построив гигантский корабль в 204 году нашей эры — вероятно, в Большом цирке — который разломился, чтобы выпустить медведей, львов, леопардов, страусов, ослов и бизонов.

Император Проб (276–282 гг. н. э.) устроил подобное venatio . Проб приказал покрыть пол Большого цирка кустами и деревьями, чтобы он выглядел как заросший лес.

Затем он выпустил в кусты различных экзотических существ и пригласил зрителей сойти со своих мест и присоединиться к охоте. Какое бы существо они ни поймали, им, по-видимому, разрешили взять домой и съесть.

Как только это было сделано, Проб перенес празднование в Колизей, где были выставлены, затравлены и убиты сотни львов.

Конец постановочной охоты Древнего Рима

Wikimedia CommonsМозаика III века с изображением диких животных, убитых во время инсценированной охоты.

К третьему и четвертому векам популярность древнеримских venationes начала снижаться. Это произошло по нескольким причинам.

Во-первых, звезд шоу — самих экзотических животных — становилось все труднее найти. Празднование тысячелетия Рима в 248 году нашей эры включало «всего» 32 слона, 10 лосей, 10 тигров, 60 ручных львов, 30 ручных леопардов, 10 гиен, 6 бегемотов, 10 жирафов и одного носорога. Хотя это впечатляющее число, более чем достаточное для заполнения современного зоопарка, оно меркнет по сравнению с тысячами животных, которые когда-то насыщали аппетит Рима.

У Рима больше не было финансов или военной мощи, чтобы привлекать экзотических животных со всех уголков своей империи.

Кроме того, менялись общественные нравы. Христианская церковь начала оказывать большее влияние в Риме. В 404 году нашей эры монах по имени Телемах прыгнул на ринг, чтобы помешать нескольким гладиаторам драться друг с другом. Он был убит, а впоследствии император Гонорий запретил будущие гладиаторские бои.

римляне продолжали заставлять животных сражаться в venationes некоторое время спустя, но ненасытная жажда крови, окружавшая первые несколько столетий игр, утихла. У римлян больше не было ни аппетита, ни бюджета, чтобы убивать тысячи животных в течение 100 дней.

Тем не менее, venationes проводились примерно до седьмого века. А археологи обнаружили сцены охоты на мозаиках, керамике, изделиях из серебра и других предметах, доказывая, что этот предмет оставался популярным среди римлян.

К тому времени, когда эпоха жилкования закончилась, римляне навсегда изменили экосферу всего региона, находящегося под их контролем, от Северной Африки до Ближнего Востока и средиземноморского побережья Европы. Они истребили множество животных до полного или почти полного исчезновения, превратив обширные участки земли в настоящие пустыни.

Среди животных, которых римляне либо истребили, либо почти истребили, были европейская дикая лошадь, евразийская рысь, североафриканский слон, берберийский лев и многие другие. В конце концов, римляне вызвали самое массовое вымирание со времен плейстоценового вымирания мегафауны, которое уничтожило мамонтов и мастодонтов.

Тем временем быстрая территориальная экспансия римлян в сочетании с экологически безответственными методами ведения сельского хозяйства привела к тому, что целые участки земли превратились из плодородных и зеленых в сухие и пустынные. Массовая вырубка лесов и разграбление природных ресурсов оставили такие области, как Сицилия и большая часть Северной Африки, относительно бесплодными, что сохраняется и по сей день.

Сегодня сама идея venationes кажется невообразимой. Но их привлекательность сохраняется. В прошлом веке современным людям нравилось посещать слонов в зоопарках, наблюдать за выступлениями медведей в цирке и наблюдать, как киты устраивают шоу в Seaworld.

Это не то же самое, что смотреть, как медведь убивает льва или венаторе пронзает копьем леопарда. Но это кое-что говорит об увлечении человечества экзотическими животными.


Прочитав о кровавой постановочной охоте, имевшей место в Древнем Риме, узнайте о капитане Джеке Бонавите, бесстрашном дрессировщике львов 20-го века. Или посмотрите, как некоторые христианские мученики встретили жестокую смерть.

Скорми их львам! Как Древний Рим демонстрировал свою жестокость и мощь | Culture

Select:

  • — — —
  • España
  • América
    • México
    • Chile
    • Argentina
  • USA

Culture

Culture

ANCIENT ROME

The Roman rulers использовали гладиаторские игры для развлечения публики, но эти бои также служили политическим театром

Мозаика 4-го века, хранящаяся в Тускулуме, Италия, изображает гладиатора, сражающегося с тигром, Гетти

Рим был первой европейской цивилизацией, очарованной дикими и экзотическими животными. Эти существа стали символами власти и оружием войны, используемыми для беспощадного наказания преступников или инакомыслящих. «Львам» — любимая фраза Юлия Цезаря в серии комиксов «Астерикс » и «Обеликс », просто чтобы продемонстрировать, насколько широко распространено это явление.

Древние римляне неустанно искали редких существ. Они даже вызвали исчезновение нескольких видов в Северной Африке, истощив популяции животных, чтобы заставить огромных зверей сражаться в своих амфитеатрах или использовать их в торговых целях. Американский писатель Пол Боулз, проживший большую часть своей жизни в Танжере и много путешествовавший по Сахаре, писал, что «большое количество слонов, бродивших по пустыне, было захвачено и обучено, чтобы стать частью карфагенской армии… Римляне, которые окончательно уничтожили этот вид, чтобы получить слоновую кость для европейского рынка».

В своей книге « Жираф Медичи и другие сказки об экзотических животных и силе » искусствовед Марина Белозерская писала, что «с каждым территориальным завоеванием масштабы и пышность сражений с экзотическими животными возрастали. Они начинались как способ развлекать и контролировать население и заставлять его символически разделять славу государства. Но по мере того, как люди становились все более и более зависимыми от этих демонстраций, политикам приходилось продвигать их, чтобы заручиться поддержкой населения. В конце концов, репутация правителя зависела от игр, которые он организовывал».

Сохранившаяся в Стамбуле мозаика изображает двух гладиаторов, сражающихся с тигром.Getty

Животные использовались в боевых целях, в качестве простых зрелищ (наибольшее удивление вызывали жирафы) или для особо жестоких казней. Изображения христиан, пожираемых львами, стали популярными в фильмах, романах или картинах о Древнем Риме… и они довольно точно отображают реальность.

Животные были уничтожены в поистине чудовищных масштабах. Кит Хопкинс и Мэри Бирд рассказывают в своей книге 9.0212 Колизей что всего за несколько игр, организованных Помпеем Великим, было убито 20 слонов, 400 леопардов и 600 львов. Император Август подсчитал, что во время его правления в очках погибло около 35 000 животных. И это были не простые шоу: часто воссоздавались мифологические или исторические сцены.

«Логика этих шоу была очень ясной», — пишут Хопкинс и Берд. «Это была инсценировка завоевания мира Римом. Было бы трудно созерцать бойню [во время правления Августа] нильских крокодилов на арене, не думая, что это отражало тот факт, что Египет был только что покорен Римом».

Но все эти празднества, наполненные жестокостью и смертью, поднимают вопрос, на который есть лишь частичный ответ: как ловили и обращались со всеми этими дикими зверями, иногда путешествующими даже из Индии? Как видно в фильме Гладиатор , на арене присутствовали бенгальские тигры. Хроники также отражают присутствие носорогов, как азиатских, так и африканских, и даже белых медведей!

Мозаика изображает игры, которые проходили в амфитеатре в Суссе, Тунис.Getty

Испанский исследователь Мария Энграсия Муньос-Сантос опубликовала всестороннее исследование на эту тему: «Из всех художественных проявлений… мозаики, пожалуй, дают нам больше всего информации о фазе отлова животных», — пишет она. Захват, несомненно, начался с того, что кто-то могущественный решил устроить шоу — впоследствии завербованные охотники были комбинацией туземцев и легионеров. «Есть доказательства того, что римские войска были замешаны. Вероятно, это было частью солдатской службы или обучения».

Конечно, использовались системы отлова, либо через клетки с приманками, либо через отверстия в земле, хотя, как объясняет автор, «система не работала со слонами из-за их стадного характера и инстинкта сотрудничества. Для пантер был использован неожиданный прием: лужа наполнялась вином, и, напившись, животное из семейства кошачьих становилось ручным — я не думаю, что какой-либо легионер был бы в восторге от того, чтобы проверить, сработал ли этот трюк».

Мозаика, изображающая слона, которого ведут на борт корабля, из коллекции, принадлежащей Государственному музею Бадена на юго-западе Германии.Getty

Что касается вида транспорта, чтобы добраться до метрополии, мозаики и картины 3-го и 4-го веков указывают на то, что этот процесс осуществлялся по морю. Есть бесчисленное множество изображений слонов, садящихся на корабли по пандусам, а также клеток на палубах, содержащих медведей и львов.

Все дорогие и сложные системы, используемые для отлова и транспортировки животных с концов земли, были созданы для того, чтобы делать больше, чем просто развлекать массы садистскими зрелищами. Идея разорвать врагов Римской империи на куски — будь то зубами льва, тигра или медведя — была, прежде всего, демонстрацией силы. Послание о том, что ничто не остановит Рим в его стремлении господствовать над миром.

Дополнительная информация

«Пещерный малум Cacator»: что коллективные туалеты учат нас о Древнем Риме

Гильермо Альтарес

Облысение было забавным, но слепота не была: Мэри Бирд раскрывает юмор в Древнем Риме

Гильермо Альтарес | Madrid

Adheres to

More information

newsletter

Sign up to EL PAÍS In English Edition bulletin

Most viewed

Centros

cursosonline

MBA con Especialización en Contabilidad 100% en línea

cursosonline

Maestría en Marketing Digital.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *