Грамота ярослава мудрого – .

Русь. Документы и термины.: yar46 — LiveJournal

Опираясь на достоверные подлинные документы можно развернуть нашу историю в увлекательную повесть. И она совсем не будет походить на «общепринятое мнение».

Личная жизнь Ярослава Мудрого.

В истории Ладоги XI века имеется загадка. И связана она с женитьбой князя Ярослава, прозванного впоследствии Мудрым.

Источник иллюстрации

На картине пока неизвестного художника видим неизвестную же красавицу с Ярославом.

Нет достоверной информации про двух жен Ярослава. Некоторые источники сообщают, что у князя были и подружки с правами жен.

Более известны и другие версии, но по-человечески как-то ближе та, что на картине. Но перейдём к общеизвестным.

По «Сагам об Олаве Святом» принцесса Ингегерда, выходя замуж за Ярослава получила в «приданое» город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

По другим источникам этот жест Ярослав сделал по договоренности с отцом Ингигерды. Брак, безусловно, династический, а его цель очевидна – установление добрососедских отношений. Ярослав решил отдать спорный город Альдейгаборг-Ладогу за жену, всё равно город остается в семье. Став княгиней, принцесса приняла имя Ирина.

Первоначально Ингигерда должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II, в качестве гарантии мира между Швецией и Норвегией, но Ярослав сделал шведам предложение, от которого они не могли отказаться, и увел невесту у Олафа почти из-под венца.

Новгородская демократия.

Зададимся вопросом. А как это князь Ярослав мог распорядиться территорией без согласия Веча Новгорода, когда отдавал Ладогу Ингигерде, будущей жене? Оказывается, мог. Ярослав и другие князья до 1136 года распоряжались в Новгороде по своей воле. До XII столетия это молодое княжество по укладу жизни не отличалось от других русских земель. Правда к обычности следует добавить особо высокий уровень грамотности населения и если верить современным картам то и значительную территорию.

Рассуждения о грамотности находят документальное подтверждение. Археологами найдено более 1000 берёст, которые написаны представителями разных слоев новгородского общества. Датировки грамот подтверждают возраст новгородской истории определенный по датам строений.

Самая древняя берестяная грамота относится к X веку, самая «молодая» - к середине XV-го. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века, которая более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия. Псалтырь найдена в июле 2000 года.

Что касается современных карт Новгородской республики, то здесь мнения ученых расходятся и значительно. Многие относят эти пространства к другим центрам русской государственности.

Датировки ПВЛ о Новгородской истории подлинным документам не соответствуют. Отсюда и поиск пытливыми умами другого Новгорода не на Волхове, а того, что описан и датирован в летописях. Кому будем верить, вещественным доказательствам, дошедшим до нас или поздним копиям летописной Повести и устоявшимся мнениям? Кажется, в отношении Новгорода намечается тема по рассмотрению этого расхождения, а пока продолжим.

Княжеские грамоты относятся к периоду, реального, а не летописного начала княжения на Волхове. С XII века появляется укрепление Детинец и т.н. Рюриково Городище. Здесь и повели свои дела князья.

Как возникла республика?

Изучая этот вопрос, историки натолкнулись на две сохранившиеся грамоты. Одна грамота датирована 1130 годом, вторая 1148-м.


Прорись текста грамоты Мстислава 1130 года.

Грамота 1130 года начинается весьма торжественно: "Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю, в своё княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгию...". Начало грамоты от 1148 года скромнее: "Се яз князь великий Изяслав Мстиславич, по благословению епископа Нифонта, испрошав есми у Новгорода святому Пантелеймону землю село Витославиц...".

Сравним грамоты. В 1130 году Новгородские князья были полновластны. С 1148 года они вынуждены просить «у Новагорода» разрешение на свои земельные пожалования.

Круто изменили ситуацию выступление оппозиции и переворот, случившийся в 1136 году. Победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород как наёмных военачальников. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Приглашенные князья не имели права даже селиться в пределах города, им отвели место, получившее у современных этнографов название «Рюриково Городище». Утвердившийся в Новгороде республиканский строй в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия, вплоть до присоединения Новгорода к Москве. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kn02.htm

Русская земля и Ярослав Мудрый.

Вы обратили внимание на первые две строки грамоты от1130 года? «Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю…». Вот оно документальное упоминание о Русской земле. А на юге? Начиная с XVII века, все учебники забиты историей про «Киевскую Русь», на эту же тему написано множество картин. А до того? А до того про Русь Киевскую тогдашние жители и понятия не имели. Такое не поминается подлинными документами, только поздними копиями.

В 1051 году пришел с Афона монах Антоний и начал копать первые пещеры будущей Киево-печерской лавры. И где здесь «Русская земля»? Даже в ПВЛ сказано «… и от тех варяг прозвалась русская земля». Варяги – пришли сначала на север, а уж затем...

Те варяги, что приплыли с Рюриком, пришли в северную Ладогу, и с того момента её окрестности стали именоваться Русской землёй. Далее встаёт Новый город, который и наследует этноним «Русская земля». Именно так записано в подлинной грамоте Мстислава. А далее это название распространяется повсеместно.

Могут возразить. А вот Ярослав Мудрый судя по летописям сидел в Киеве и составил свод законов «Русская правда». Значит русские корни от юга?


Перед нами ситуация с путаницей в терминах и датах.

Первое. Вы не забыли, что до этого момента Ярослав княжил в Новгороде, отсюда и принес на юг этот северный этноним. Заодно, там, на севере и заразился писательским духом и всех местных к письменности приучил. А что изучал, будучи в Новгороде? Древние письмена и предания волхвов изучал, и ещё Псалтирь XI века. Эту книгу современную князю археологи здесь на севере и раскопали. Более древний сборник псалмов на Руси пока не нашли.

Ярославу летописец приписывает слова, - «Книги это реки, способные напоить мудростью». Откуда бы эта мудрость, и из каких книг? Древней Русской письменности историки отказывают в праве на существование, с библиотеками не густо и интерента не было. Неужели от одной Псалтыри просвещался? Реально остаются только предания волхвов.

Второе. Этноним «Русь» не мог проявиться на юге ранее XIII века. Во всяком случае, не мог в связи с «Русской Правдой», которая издана лишь потомками Ярослава.

Русская Правда. http://russkaya-pravda.ru/

Вошедший в историю, правовой сборник «Русская Правда» дошел до нас в виде «списков», т е. рукописных копий, сделанных самое раннее в XIV веке. Современная наука располагает достоверными данными об изданиях Правды не ранее конца XIII века.

«Русская Правда» вобрала в себя нормы устного права славян, а также некоторые заимствования византийского и скандинавского права. Заметно влияние церкви.

В подробностях «Русская Правда» содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. До «Русской Правды» был составлен кодекс «Правда Ярослава».

«Правда Ярослава» или Древнейшая Правда — правовой кодекс, выдан в 1016 году Новгороду, и только впоследствии вошёл в «Русскую Правду».

«Древнейшая Пра́вда» содержала 17 статей. Ими предусматривалось наказание за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. Сохранялось право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.

Конечно, изучая уклад жизни славян, князь пользовался преданиями волхвов! А начал знакомство с той мудростью ещё на Волхове.

Прочтите несколько псалмов, загляните в текст Правды, и станет ясно, что свод законов только из Псалтыри не выведешь.

Мудрый не является непосредственным автором «Русской правды». Сей документ, составили уже его потомки. Но мы можем со всем основанием считать Ярослава Мудрого основоположником русского письменного права, родоначальником всех современных кодексов: Уголовного, гражданского, административного, о браке и семье и т.п.

Вывод о терминах.

Этноним «Русь» в пределах современной Украины не мог появиться ранее XIII века. А, значит, и следующий термин - «Русь Киевская», ещё более поздний. Обращает на себя внимание и факт, что термин «Русь Киевская» начинает встречаться в русских источниках не ранее XVIII века.

 Но только термин. История на юге была в давние времена не менее бурной, чем на севере.

Термин Малороссия.

В БСЭ читаем. «Малороссия, название Украины, употреблявшееся в официальных актах царской России, исторических источниках и дворянской историографии. Термин «Малороссия» возник в XIV веке и сначала применялся по отношению к Галицко-Волынской Руси. В XVII веке, после воссоединения Украины с Россией, термин приобрёл в правительственных кругах официальное значение».

Есть и другая не политизированная версия. «В XIV—XVI веках появляются новые названия для обозначения двух частей Руси:

Первая – «Великая Русь», связана с Золотой Ордой и вторая – «Малая Русь», входила в состав Великого княжества Литовского.

Делению Руси на «Малая» и «Великая» мы обязаны Византии, которая использовала эти термины в церковно-административной практике с начала XIV века».

А вот «Росия» вместо привычной для нас формы «Русь» Византия вывела из иных источников, о которых поговорим позднее.

Именно эту эллинизированную версию, сочетающую Малую и Великую части одного царства  восприняли официальные круги Русского государства, унаследовав её вместе с христианством Византии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Малая_Русь

Великое дело первоисточники.

В список по теме

yar46.livejournal.com

Ярослав Мудрый. Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый талантливо и успешно продолжал дело Владимира Святого – строительство русского государства.

Еще будучи Новгородским князем, Ярослав совершил успешный поход в Прибалтику, в землю прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев (Дерпт). Город назван был Юрьевым в честь христианского имени Ярослава Мудрого – Юрий-Георгий. Позже Ярослав построил на берегу Волги город, который назвал по своему княжескому имени Ярославлем. Во время войн с поляками за города Червонной Руси, Галичину, Ярослав заложил в Галицкой Руси над рекой Саном – г. Ярослав.

В 1043 г. Ярослав совершил последний поход на Византию, но этот поход был неудачным. Зато Ярослав с полным успехом закончил борьбу с печенегами. На месте, где под самым Киевом было нанесено печенегам решительное поражение, Ярослав Мудрый построил «Золотые ворота» с церковью Благовещения. Еще в годы своей борьбы со Святополком Окаянным, во период временного владения Киевом, Ярослав Мудрый заложил в Киеве кафедральный собор Св. Софии; в последующие годы княжения Ярослава заканчивалось строительство этого храма.

Ярослав Мудрый вызывал мастеров из Византии, основывал монастыри, заботился об укреплении Православной Церкви, способствовал распространению и укреплению христианства на обширных просторах русского государства. Ярослав укрепил Киев сооружением каменных стен вокруг города.

При Ярославе Мудром Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы. Иностранный современник – Адам Бременский – называет Киев «соперником Константинополя и славнейшим украшением православного Востока». Киев поражал своей красотой, видом и культурой не только русских людей, но и приезжих иностранцев. Не много было в XI веке в Европе таких больших, богатых, культурных и хорошо украшенных городов, как Киев, с каменными и деревянными храмами, монастырями, с палатами князей, с теремами и хоромами бояр и зажиточных людей с чудной архитектурой и живописью, со школами, с книгохранилищами рукописных книг, с художественными ремесленными мастерскими и с оживленной внешней и внутренней торговлей. По свидетельству иностранных посетителей, Киев имел свыше 100 000 населения, свыше 400 церквей и восемь рынков.

Русь того времени в Западной Европе называли «страной городов», она поражала иностранцев большим числом населенных городов, среди которых кроме Киева, было много других значительных торговых и культурных центров, как например – Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Ростов, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Галич, Полоцк, Витебск, Рязань, Ярославль, Тмутаракань и т. д. Киевская держава в XI веке была самым обширным и самым культурным государством Европы.

Европейские династии искали родства с Ярославом Мудрым – русские княжны выходили замуж за королей и принцев Западной Европы, русские князья женились на европейских принцессах. Дочери Ярослава Мудрого были замужем – одна за французским королем Генрихом I, другая – за норвежским королем Гарольдом Смелым, третья – за королем венгерским Андреем, внучка – Евпраксия Всеволодовна, вышла замуж за сына германского императора Генриха IV, сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Инигерде (Ирине).

Русь времен Ярослава Мудрого поддерживала торговые, культурные и политические отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, вступала также в сношения с Францией и Англией. Купеческие обозы и караваны приходили на Русь из Регенсбурга, из Праги, Кракова, Любека, Старграда, Сигтуны, Византии и из арабских стран. В Киев приезжали купцы из разных стран Европы и Азии. Русские купцы имели свои дворы в крупнейших центрах мировой торговли (в Константинополе, на острове Готланде и в городах Западной Европы).

Ярослав Мудрый стремился к независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха и при нем был созван собор епископов, на котором был избран митрополитом впервые не грек, а россиянин, выдающийся церковный писатель, проповедник и подвижник Иларион. До избрания митрополитом он вел подвижническую жизнь в выкопанной им пещере, на месте которой вскоре возникла Киево-Печерская Лавра.

Ярослав заботился о народном просвещении и ввел обязательное обучение для боярских детей. История Ярославу приписывает начало сборника законов русского обычного права – «Русской Правды».

При Ярославе чеканились золотые и серебряные монеты с изображением св. Георгия с надписью «Георгия-Ярослава»; на другой стороне монеты был знак князей Киевской династии, – знак русского единства – тризуб.

Однако, при огромных заслугах Ярослава Мудрого в устроении Русской Земли, современная и близкая ему по времени народная Русь относилась к нему с заметной сдержанностью, как бы с некоторой неприязнью. Ярослав Мудрый не был воспет народом в песнях подобно Мстиславу Владимировичу Удалому, он не был восславлен народом в былинах, подобно князю Владимиру Святому. В этом можно видеть как бы подтверждение соучастия Ярослава в заговоре против князя Владимира. Русь того времени очевидно знала, помнила, осуждала и не могла простить Ярославу Мудрому его соучастие в злодеянии Святополка Окаянного.

Ярослав стремился создать защиту Руси против степных кочевников путем постройки укреплений на границах и колонизации ее степных окраин. На реке Роси Ярослав основывает ряд укрепленных городов, строит земляные укрепления в степи и усиленно заселяет эти места.

Русская территория во время Ярослава простиралась от Ладожского озера до устьев рек Роси, Ворсклы и Пела; с востока на запад она шла от нижнего течения реки Оки и от устьев реки Клязьмы, на которой, при Владимире Мономахе, возник город Владимир (Залесский), до области верховьев Западного Буга, где раньше, при Владимире Святом, возник другой город Владимир (Волынский).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Буров В. А. «Ярославли грамоты»

«Ярославля грамоты» упоминаются в новгородских летописях и актовых документах в первой половине XIII в. Немногочисленные свидетельства о них поставили перед исследователями целый ряд вопросов: 1. Насколько достоверен сам факт существования грамот Ярослава? 2. Когда и каким именно князем Ярославом были даны эти грамоты Новгороду? 3. Сколько было грамот? 4. Что они из себя представляли? 5. Каково было значение этих документов для судеб Новгорода?
Поиски ответов на перечисленные вопросы начались еще в XVIII в. Однако за более чем двухсотлетний период историки так и не пришли к единому мнению по большинству вопросов.
Практически все исследователи признают существование «Ярославлих грамот» как неоспоримый факт. Как отметил в 1875 г. Д. Д. Сонцов, никто из князей не оспаривал грамот Ярослава и целовал «реет, заверяя тем самым свое полное согласие с их существованием. Прямое указание на грамоту Ярослава имеется в Новгородской Первой летописи, где помещен список русских князей: «А Володимер роди Ярослава, его же грамота в Новегороде».
Историки единодушны во мнении, что грамоты дал Новгороду Ярослав Мудрый во время борьбы со Святополком за киевский стол.
Было две грамоты. На это прямо указывает изображение на одной из миниатюр Никоновской летописи, что отметил еще А. В. Арциховский. Однако этот факт обойден вниманием исследователей.
Первая грамота была дана новгородцам в 1019 г., когда Ярослав утвердился в Киеве и «нача вой свои делити, старостам по десяти гривен, а новгородцам по 10 гривен всем, и отпусти их всех домов, и дав им правду и устав списав, тако рекши им «по сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите».
Обращение к «Повести временных лет» и летописям (отрывки о крещении Ольги, смерти Владимира, мести Ярослава) показывает, что слово «правда» до середины XI в. имело три значения: 1) языческие обычаи, которыми недовольна церковь; 2) обычное право, в частности, право кровной мести; 3) справедливость. Все три значения могут быть сведены к одному — право. Варварское право было гораздо шире по объему и функциям, чем это принято представлять, и тесно связано с религией. Оно было освящено языческими богами. Право и справедливость — синонимы: источником права считался бог, отсюда право не могло быть несправедливым (А. Я. Гуревич).
«Правда» и «устав», данные Ярославом Новгороду, и составляли грамоту. Это Древнейшая Правда (статьи 1 —18 Краткой редакции). «Правда» — подзаголовок к первой статье о кровной мести, связанной с обычным правом. «Устав» — остальные статьи 2—18, содержащие перечень штрафов за конкретные нарушения. Следовательно, первая грамота Ярослава представляла собой записанное положение из обычного права с дополнениями, установленными князьями. Иными словами, это был судебник. По названию первой статьи грамота стала называться Правдой. Во второй половине XI — начале XII вв. само слово «правда» уже означало конкретный закон — Правду Русскую.
О второй грамоте сообщает летопись под 1035 г. «По сей грамоте дадите дань». Отсюда следует, что Новгород до 1035 г. не платил дань Киеву, ровно 20 лет с 1015 г. Сохранение новгородцами этой грамоты Ярослава Мудрого свидетельствует о том, что она служила подтверждением существовавшего ранее договора о податных привилегиях, данных Новгороду. Примечательно, что под 1229 г. в летописи упоминаются «Ярославли грамоты», а затем сообщается, что князь «вда свободу смердом на 5 лет дани не платити».
Грамоты Ярослава представляли договор князя с новгородской общиной о соблюдении права. В 1015 г. Ярослав, казнив новгородцев без всякого суда («обольстив, их, иссече»), выступил как правитель с неограниченной властью. Тем самым он нарушил право — существовавшую веками «правда», «погубил правду». Дав «правду» и «устав», князь тем самым представил письменные гарантии того, что произвол и самосуд не повторятся, что он будет действовать по «правде» и установлениям князей. Князь не мог лишить жизни новгородца без суда. Жизнь новгородца охранялась правом кровной мести или вирой. Отсюда невыплаченную Новгородом за 20 лет дань следует трактовать как своеобразную виру за убитых Ярославом новгородцев. Размер виры составил 40000 гривен. Каждый год в счет виры шло 2000 гривен.
Наша трактовка событий 1015—1019 гг. и «Ярославлих грамот» подтверждается наблюдениями за правом в средневековой Западной Европе, где король, вступая на престол, присягал праву. Правитель должен уважать обычай и править в соответствии с ним. Крестоцелование новгородских князей и целование ими «Ярославлих грамот» и было присягой праву, обычаям в понятие которых, очевидно, входил целый комплекс представлений, в том числе обычай самоуправления. Отсюда «Ярославли грамоты» явились важным этапом во взаимоотношении новгородской общины с князем, гарантией незыблемости древних порядков.

АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1987 год

arheologi.livejournal.com

Новгород во времена Ярослава Мудрого и его ближайших преемников

Новгород во времена Ярослава Мудрого и его ближайших преемников

Если до 1014 г. Новгород в орбите Киевского государства был одним из подобных ему городских центров, то в указанном году Ярослав решил придать ему статус большей самостоятельности: «Ярославу же живущу в Новегороде и уроком дающю дань Кыеву 2000 гривен от года до года, а тысящу Новегороде гридем раздаваху; и тако даяху въси князи новгородстии, а Ярослав сего не даяше к Кыеву отцу своему»[30]. Известно, что в Новгороде князь не мог собирать государственные доходы своими людьми, а получал от новгородцев «дар». Отказ от посылки части этого «дара» в Киев материально укреплял новгородского князя. Возможно, что именно эти новые экономические возможности легли в основу решения Ярослава о переносе резиденции из Городища в Новгород, где место организованной им новой резиденции на правом берегу Волхова, напротив Детинца, в дальнейшем получило название «Ярославова дворища». В ответ на отказ Ярослава платить дань Киеву Владимир Святославич приказал дружине готовиться к походу на своего сына, но заболел и умер 15 июля.[31]

Перенос резиденции в Новгород привел к опасному соприкосновению новгородцев с варяжской дружиной, находящейся в ближайшем соседстве с резиденцией, где в городской средневековой топонимике фиксируется Варяжская («Варецкая») улица. «В Новегороде же тогда Ярослав кормяще Варяг много, бояся рати; и начаша Варязи насилие деяти на мужатых женах. Ркоша новгородци: «сего мы насилья не можем смотрити»; и собрашася в нощь, исекоша Варягы в Поромоне дворе». Узнав об этом, Ярослав собрал тысячу воинов Славенского конца и, «обольстив их, исече, иже бяху Варягы ти исекли. А друзии бежаша из града». Однако в ту же ночь сестра Ярослава Предслава прислала ему из Киева весть о смерти отца и об убийстве Святополком братьев – Бориса и Глеба. Повинившись перед новгородцами «юже вы исекох вчера в безумии моем», Ярослав объявил о своем желании, расправившись со Святополком, княжить в Киеве и попросил у новгородцев помощи. Ему удалось собрать войско из 1000 варягов и 3000 новгородцев, с которыми он и отправился в поход на Святополка в 1016 г., оставив в Новгороде наместником («посадником») Коснятина (сына крестившего новгородцев Добрыни)[32]

Войско Ярослава три месяца до заморозков стояло на берегу Днепра напротив Киева. Любопытна характеристика новгородцев, которых укорял воевода Святополка: «Что придосте с хромьцем сим, а вы плотници суще? А приставим вы хоромове рубити наших»[33]. Решительным ударом Ярослав захватил Киев, вынудив Святополка бежать «в ляхы». Однако в 1018 г. Святополк в союзе с польским князем Болеславом вновь захватил Киев и вынудил Ярослава уйти в Новгород. Отчаяние Ярослава перешло в намерение бежать «за море». Но посадник Коснятин с новгородцами воспрепятствовали этой затее, изрубив ладьи Ярослава. Население Новгорода было обложено «чрезвычайным налогом»: по 4 куны «от мужа», по 10 гривен от старост и по 18 гривен от бояр. На эти деньги была нанята дружина варягов. Вместе с новгородскими воинами они обеспечили наконец Ярославу полную победу и доставили ему киевский стол в 1019 г.

Ко времени новгородского княжения Ярослава относится важное новшество в денежном хозяйстве. В связи с сокращением ввоза арабского монетного серебра, вызванного истощением восточных рудников, русские князья осуществляют попытку чеканить собственную монету на базе скопившегося на Руси драгоценного металла. В Киеве золотые и серебряные монеты чеканит Владимир Святославич, а после его смерти (только серебряные) Святополк. В Новгороде осуществлен выпуск серебряных монет с изображением св. Георгия (небесного патрона князя Ярослава Владимировича) на лицевой стороне, а на оборотной с изображением княжеского знака Ярослава и надписью «Ярославле сребро» (рис. 7).

Рис. 7. «Ярославле сребро»

Истощение запасов серебра воспрепятствовало продолжению этой древнерусской монетной чеканки[34].

Другой исключительно важной для русской культуры инициативой Ярослава, обеспечившей ему прозвище «Мудрый», стала организация в Новгороде первой школы. В 1030 г., как сообщает летопись, Ярослав, придя в Новгород, собрал 300 детей от старост и попов, чтобы учить их грамоте[35].

Окончательное вокняжение Ярослава в Киеве сопровождалось актом его благодарности новгородцам, обеспечившим ему победу: «Ярослав иде к Кыеву, седе на столе отца своего Володимира; и абие нача вои свои делите, старостам по 10 гривен, а смердом по гривне, а новгородцом по 10 гривен всем, и отпусти их всех домов, и дав им правду и устав списав, тако рекши им: «по сеи грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите»»[36].

В Новгороде при раскопках была найдена свинцовая привесная печать Ярослава Мудрого с уникальным его изображением, надписью «Ярослав князь Русский» на одной стороне и изображением небесного патрона Ярослава – св. Георгия на другой (рис. 8). Коль скоро титулатура этой печати соответствует киевскому княжению, можно полагать, что в Новгороде она оказалась будучи привешена к одной из благодарственных грамот Ярослава[37].

Рис. 8. Печать Ярослава Мудрого

Вопрос о существе главных пожалований Ярослава новгородцам не прост. Что касается «правды», очевидно, что речь идет о «Русской правде», древнейшем писаном русском законе, текст которого воспроизведен в новгородской летописи вслед за сообщением о княжеских пожалованиях. Будучи памятником общерусского законодательства, этот текст, однако, содержит статью, прямо касающуюся Новгорода. Вопреки установившемуся после принятия христианства запрету кровной мести, первая статья кодекса декларирует право кровной мести для русинов, словен и ряда должностных лиц. По-видимому, ее следует понимать как декларацию изъятия боярских дел из княжеской юрисдикции и передачу их в ведение самого боярства. В отличие от «правды» текст «устава» в летописях отсутствует, однако очевидно, что он содержал в себе, по крайней мере, подтверждение тех ограничений княжеской власти, которые были провозглашены в прецедентном договоре с Рюриком, писаный текст которого не сохранился. Не потому ли позднейшие докончания Новгорода с князьями содержат отсылку к «Ярославовым грамотам»?

Льготы, предоставленные новгородскому боярству Ярославом Мудрым, несомненно, положили начало разделению Новгорода на две административные структуры. Боярские гнезда, неподсудные князю, остались основой системы концов. Разделявшие эти «концы» пространства заселялись независимым от бояр населением, в том числе свободными ремесленниками и купцами. Эти районы оставались в юрисдикции князя. Они были разделены на сотни и управлялись тысяцким и соцкими, которые вплоть до конца XII в. составляли аппарат княжеского управления.

Под 1019 г. некоторые поздние летописи помещают известие о том, что наместник Коснятин был заточен Ярославом

Владимировичем в Ростове, а на третье лето убит в Муроме по приказанию Ярослава. Между тем в Новгородской Первой летописи имеется текст, содержащий интересные хронологические подробности и указание причин опалы Коснятина: Ярослав, «идя к Кыеву, и посади в Новегороде Коснятина Добрыница. И родися у Ярослава сын Илья, и посади в Новгороде, и умре. И потом разгневася Ярослав на Коснятина, и заточи и; а сына своего Владимира посади в Новегороде»[38]. Владимир, родившийся в 1020 г., стал новгородским князем, по разным летописным версиям, в 1034 или 1036 г. Однако существует также противоречивое сообщение о том, что в Новгороде Владимир стал княжить в 1030 г., когда ему было 14 лет (!) Это противоречие может быть объяснено тем, что летописец в указанном случае знал о вокняжении в Новгороде в 1030 г. какого-то сына Ярослава, но не будучи осведомлен о существовании Ильи, которого знает только цитированный текст, ошибочно связал с этой датой вокняжение Владимира, действительно занявшего новгородский стол, когда ему было 14 лет. Если это так, то опала Коснятина в действительности относится отнюдь не к 1019, а к 1030 г.[39] До этого года Ярослав постоянно приезжает в Новгород, ощущая себя не только киевским, но и новгородским князем.

Из происходящих в этот период событий отметим, что в 1021 г. Новгород был захвачен полоцким князем Брячиславом Изяславичем, но подоспевший Ярослав прогнал своего племянника в его вотчину.

* * *

Непродолжительное княжение молодого энергичного Владимира Ярославича наполнено важными и яркими событиями. В 1042 г. двадцатидвухлетний князь возглавляет поход на ямь, увенчавшийся успехом несмотря на мор, поразивший коней его войска. На следующий год Ярослав посылает своего сына в поход на греков, дав ему большое войско, «а воеводьство поручи Вышате, отцю Яневу». При подходе к Константинополю буря разметала корабли его эскадры, а самого Владимира взял в свой корабль воевода Ярослава Иван Творимирич. Шесть тысяч воинов Владимира, пожелавших вернуться в Русь и не поддержанных дружиной Ярослава, оказались в греческом плену, где многие из них были ослеплены. Владимир же сумел разбить греческие ладьи, пришедшие его пленить, и вернулся в Новгород.

Весной 1044 г. Владимир сооружает кирпичные стены новгородского Детинца, который тогда был много меньше нынешнего, занимая лишь его северную часть. Остатки части кремлевских стен этой постройки были исследованы археологическими раскопками. Вероятно, сооружение кремлевских укреплений связано единым замыслом с закладкой в следующем – 1045 – году каменного Софийского собора, поскольку строить Софийский собор начали отнюдь не по случаю утраты предшествующего ему деревянного храма св. Софии, который, как сообщает летопись, имел 13 верхов. Деревянный храм погиб от пожара 4 марта 1049 г., когда строительство каменного собора еще не было завершено. Лишь в 1050 г. «свершена бысть святая Софеа в Новегороде, повелениемь князя Ярослава и сына его Володимира и архиепископа (позднейшая ошибка, следовало бы: «епископа») Лукы»[40]. Этот собор, сохранившийся до сегодняшнего дня, является древнейшим каменным зданием средневековой Руси на территории России (см. илл. 9 цв. вкл.).

В 1052 г. 4 октября в воскресенье «преставися Володимир, сын Ярославль стареишии в Новгороде; положиша и в Новегороде в святеи Софеи, юже бе создал сам». Погребение его не сохранилось. Но до 1439 г. оно находилось в юго-западном углу Рождественского придела, где впоследствии были помещены останки князя Мстислава Ростиславича Безокого, умершего в 1178 г.[41]

* * *

Ярослав Мудрый скончался 1 февраля 1054 г. в Киеве. Летописец так изображает дальнейшую судьбу новгородского стола: «По преставлении Володимире в Новегороде Изяслав посади сына своего Мстислава, и победиша на Черехи, бежа Киеву, и по взятии града преста рать. И посади Святослав сына своего Глеба, и выгнаша из града, и бежа за Волок, и убиша и чудь»[42]. В этом небольшом сообщении немало противоречий. Прежде всего, Изяслав Ярославич не мог посадить в Новгороде своего сына сразу же после смерти Владимира. Тогда он еще не был киевским князем и, следовательно, забота о новгородском столе оставалась вне его компетенции. Получив в 1054 г. киевский стол, Изяслав в том же году посылает в Новгород не своего сына Мстислава, а наместника Остромира, которого летопись титулует «посадником». Этот факт записан современником в приписке к «Остромирову Евангелию» 1056–1057 гг.: «Изяславу же кънязю тогда предрьжящу обе власти: и отца своего Ярослава и брата своего Володимера. Сам же Изяслав кънязь, правляаше стол отца своего Ярослава Кыеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде»[43]. Поскольку это Евангелие было переписано для «посадника Остромира», Мстислав мог стать новгородским князем не ранее 1057 г. Между 1052 и 1054 гг. судьба новгородского стола остается неясной.

В дальнейшем перерывов в новгородском княжении не наблюдается. Конец княжения Мстислава датируется 1066 г. Д. С. Лихачев связывает битву на Черехе, положившую конец новгородскому княжению Мстислава Изяславича, с походом полоцкого князя Всеслава Брячиславича на Новгород в 1066 г.[44] Через год Мстислав был уже на юге, а вскоре умер. Его преемник Глеб Святославич, напротив, зимой 1067/68 г., как это явствует из надписи на Тмутараканском камне, княжил в Тмутаракани, но под следующим – 1069 – годом летописец уже называет его новгородским князем. По-видимому, он действительно получил новгородский стол от Святослава, хотя Святослав в 1068 г. и не был киевским князем. Это могло произойти во время семимесячного киевского княжения Всеслава, когда киевский князь Изяслав Ярославич вынужден был бежать в Польшу.

Упомянув о походе Всеслава Брячиславича, необходимо остановиться на некоторых его подробностях. Это было первое его нападение на Новгород: «Приде Всеслав и възя Новъгород, с женами и с детми; и колоколы съима у святыя Софие. О, велика бяше беда в час тыи; и понекадила съима»[45]. Об этом эпизоде спустя более чем сто лет, в 1180 г., вспоминал новгородский князь Мстислав Ростиславич Храбрый, собираясь идти на полоцкого князя и аргументируя свое намерение тем, что «ходил бо беаше дед его на Новгород и взял иерусалим церковныи и сосуды служебныя, и погост един завел за Полтеск»[46].

Второе нападение состоялось осенью 1069 г.: «месяца октября в 23, на святого Якова брата Господня, в пятничи, в час 6 дни, опять приде Всеслав к Новугороду, новгородци же поставиша пълъкъ противу их, у Зверинця на Къземли; и пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеця вожаном, и паде их бещисльное число; а самого князя отпустишя Бога деля. А на заутрие обретеся крест честныи Володимирь у святеи Софие Новегороде, при епископе Федоре»[47].

Между двумя этими походами произошло немало событий. 3 марта 1067 г. братья Святослав, Изяслав и Всеволод Ярославичи победили Всеслава в битве на Немиге, а 10 июля заключили Всеслава с двумя его сыновьями «в поруб» в Киеве. В 1068 г. братья Ярославичи потерпели поражение от половцев, после чего 15 сентября киевляне выпустили Всеслава из заключения и сделали его своим князем. Всеслав княжил в Киеве до 2 мая 1069 г., когда стол вернулся к Изяславу Ярославичу, который затем «прогна Всеслава ис Полочка, и посади в сего место брата его Святополка; Всеслав же бежа».

Вернул себе Полоцк, прогнав Святополка, Всеслав Брячиславич только в 1070 г. Следовательно, попытка снова захватить Новгород осенью 1069 г. была предпринята им не из Полоцка, а из изгнания. Указание летописи на потери, понесенные союзными Всеславу вожанами в битве на Гзени, прямо свидетельствует, что исходным пунктом его похода 1069 г. и, таким образом, местом, где он оказался после потери Полоцка, была Водская земля.

В 1981 г. при раскопках в Новгороде в слоях 60-х – 80-х гг. XI в. была найдена берестяная грамота № 590, содержащая краткий текст донесения «Литва встала на Корелу»[48] (рис. 10). Именно в Водской земле (или, что более вероятно, – на пути из Водской земли к Новгороду) и могло произойти отмеченное этим донесением столкновение литовцев из числа дружинников Всеслава с пограничными вожанам карелами. Наличие литовцев в войске полоцкого князя более чем естественно, так как до возникновения Литвы как самостоятельного государства ее территория входила в орбиту полоцкого влияния.

Рис. 10. Берестяная грамота № 590 (фрагмент)

Полученное в Новгороде донесение информирует новгородцев о конфликте между литовцами и карелами в войске Всеслава, движущемся к Новгороду. Отнюдь не исключено, что внутренние конфликты стали одной из причин того сокрушительного поражения, которое Всеслав потерпел в битве на Гзени[49].

Под 1071 г. летописи описывают острейший конфликт в Новгороде, возникший после антихристианской проповеди некоего волхва, когда убежденные им многие новгородцы решили убить епископа Федора. Новгородцы «разделишася надвое: князь бо Глеб и дружина его идоша и сташа у епископа, а людье вси идоша за волхва. И бысть мятежь велик межи ими», закончившийся после того как князь Глеб зарубил волхва топором[50]. Новгородский мятеж был только частью «восстания волхвов», охватившего тогда широкие пространства новгородской и соседней с ней земель.

В 1078 г. Глеб Святославич был убит во время похода за Волок, а новгородский стол перешел к Святополку Изяславичу. Составитель летописного списка новгородских князей так продолжает свой рассказ: «А Святополк седе на столе сын Изяславль, иде Киеву. И присла Всеволод внука своего Мстислава, сына Володимеря, и княжив 5 лет, иде Ростову; а Давыд приде Новугороду княжить и по двою лету выгнаша и. И приде Мстислав опять, и седе в Новегороде 20 лет».[51]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

57. ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА НОВГОРОДА С ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ТВЕРСКИМ ЯРОСЛАВОМ ЯРОСЛАВИЧЕМ (1270 г.)

57. ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА НОВГОРОДА С ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ТВЕРСКИМ ЯРОСЛАВОМ ЯРОСЛАВИЧЕМ

(1270 г.)

Договорные грамоты князей с Новгородом напечатаны в «Собрании государственных грамот и договоров», т. I, № 3. Здесь грамота 1270 г. перепечатывается с сокращениями.

Благословение от владыкы, поклон от посадника Павше, и от всех старейших, и от всех менших, и от всего Новагорода, к господину князю Ярославу. На семь, княже, целуй хрест к всему Новугороду; на цемь[80] то целовали деди и отець твой Ярослав. Новгород ти2 держати в старине по пошлине. Что волостий всех Новгородьскых, тех волостий, княже, не держати ти своими мужи, нъ держати мужи новгородьскыми; а дар, княже, тобе кмати от тех волостий. А бес посадника ти, княже, суда не судити, ни волостий раздавати, ни грамот ти даяти: а кому волости роздаял Дмитрий 3 с новгородци и Александр4 брат твой, тех волостий тобе без вины не лишати. А что ти, княже, пошло на То-рожку и на Волоче, тивун свой дьржати на своей чясти; а Новгородець на своей чясти. А в Бежичях5 тобе, княже, ни твоей княгыни, ни твоим бояром, ни твоим слугам сел не держати, ни купити, ни даром приимати, и по всей волости Новгородьской.

А се, княже, волости Новгородьскые: Волок с всеми волостьми, Торжек, Бежиче, городець Палиць, Мелечя, Шипино, Егна, За-волочье, Тре, Перемь, Югра, Вологда. А в Русу ти, княже, ездити на третиюю зиму; а лете, княже, ездити на Озвадо6 звери гонит. А в Ладогу, княже, слати, осетрьник и медовара, по грамоте отца своего Ярослава; а ту грамоту, княже, отъял еси, а та грамота, княже, дати ти назад; а в Ладогу, княже, ездити на третиее лето. А из Бежиць, княже, людий не выводити в свою волость, ни из иной волости Новгородьской; ни грамот им даяти, ни закладников приимати, ни твоей княгыни, ни бояром твоим, ни слугам твоим ни смерда, ни купцины. А без вины ти, княже, мужа без вины не лишати волости, а грамот ти не посужати. А пожне7, княже, что твое и твоих мужь пошло, то твое и твоих муж; а что был отъял брат твой Александр пожне, то ти нена-добе. А что, княже, грамоты посудил еси8 отца своего и брата своего, а свое грамоты подаял еси на ты9 грамоты; ты грамоты отъимати, а старые оправливати10. А что, княже, брат твой Александр деял насилие на Новегороде, того ти ся отступити. А дво-ряном твоим, како пошло, погон11 имати от князя по 5 кун, а от тивуна по 2 куне. А что, княже, мыт по Суждальской земли, и в твей волости, от воза имати по 2 векши12, и от людье, и от хмелна короба и от лняна. А дворяном твоим у купчее повозов не имати13, разве14 ратной вести. А свобод ти, ни мыт на Новгородьской волости не ставити; а на Имоволозьском погосте куны ти имати и на Важаньском… А холоп или роба почнеть вадити15 на господу, тому ти веры не яти. А на Низу16, княже, новгородца не судити, ни даний ти раздавати. А что, княже, тобе было гнева на посадника и на всь Новгород; то ни княже, все нелюбье отло-жити, и от мала и от велика не мщати ти ни судом, ни чим же: а кто почнеть вадити к тобе, тому ти веры не яти. А про послы, княже, про купче новгородьскые, что в Костроме и по иным городом, то исправив, пусти в Новгород с товаром. А в Немецком дворе тобе торговати нашею братиею, а двора ти не затваряги, а приставов ти не приставливати. А про полон, кто кде заточен, или человек, или конь русьскый и новгородьскый, то исправи. А село святой Софии исправи к святой Софии. А до владыкы отча нашего гнева ти не держати. На томь, господине, на всемь крест целуй к всему Новугороду. А гости нашему гостити по Суждальской земли, без. рубежа, по цареве17 грамоте. А судье слати на Петров день, тако пошло. А вывода ти, княже, межи Суждальскою землею и Новымгородом не чинити. А что закладников за Гюргом18 на Торожку, или за тобою, или за княгынею, или за мужи твоими, что купець, тот в сто, а кто смерд, а тот потягнеть в свой погост: тако пошло в Новегороде; отпусти всих проць.

ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА НОВГОРОДА С ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ТВЕРСКИМ ЯРОСЛАВОМ ЯРОСЛАВИЧЕМ (Перевод)

Благословение от владыки, поклон от посадника Павши, от всех старейших и от всех меньших (людей) и от всего Новгорода к господину князю Ярославу.

Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости Новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать. Кому раздал волости Дмитрий вместе с новгородцами и брат твой Александр, тех волостей тебе без вины не отнимать.

А что пошло тебе, князь, на Торжке и на Волоке, тиунов тебе держать на своей части, а новгородцам на своей части. А в Бе-жичах и во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоей княгине, ни твоим боярам, ни твоим слугам сел не держать, не покупать и в подарок не брать. А вот, князь, волости Новгородские: Волок со всеми волостями, Торжок, Бежичи, городок Палиць, Мелеча, Шипино, Егна, Заволочье, Тре, Пермь, Печора, Югра, Вологда. В Русу тебе, князь, ездить на третью зиму, а летом, князь, ездить на Озвадо зверей ловить. В Ладогу, князь, посылать осетреника (ловца осетров) и медовара по грамоте отца твоего Ярослава; ту грамоту ты, князь, отнял, и ту грамоту тебе следует отдать назад. В Ладогу тебе, князь, ездить на третий год. А из Бежичей, князь, людей не выводить в свою волость, ни из другой волости Новгородской, ни грамот им не давать, ни закладников не принимать, ни твоей княгине, ни твоим боярам, ни твоим слугам — ни смерда, ни купца. Без вины тебе, князь, мужа не лишать волости и грамот не отменять. Какие покосы, князь, повелись исстари твои и твоих мужей, то твое и твоих мужей. А какие покосы отнял брат твой Александр, те тебе не надобны. А какие грамоты своего отца и своего брата ты, князь, отменил, вместо тех грамот дал свои грамоты, то те грамоты взять назад, а старые восстановить. А какие насилия в Новгороде учинял твой брат Александр, тебе от того отказаться. Твоим дворянам, как повелось, получать погон от князя по 5 кун, а от тиуна — по 2 куны. А мыта, князь, в Суздальской земле и своей волости брать по 2 векши от воза, от лодки, от короба хмеля и льна. Дворянам твоим у купцов подвод не брать, за исключением военных вестей. Слобод и мыта тебе в Новгородской волости не устраивать, а брать тебе деньги на Имоволозском погосте и на Важанском…

Если холоп или раб станет жаловаться на господ, тем не верить. А в Суздальском крае тебе, князь, новгородцев не судить и даней не раздавать. Гнев твой, князь, на посадников и всех новгородцев отложить и никому от мала до велика не мстить ни судом, ни как-либо иначе; если кто начнет жаловаться тебе, тому не верить. Что касается послов и купцов новгородских — в Костроме и других городах, — то, разобрав дела, отпустить их в Новгород с товаром. В Немецком дворе торговать тебе через нашу братию, а двора тебе не затворять и приставов не приставлять. Пленников, где кто заточен, человек или конь, русский и новгородский, про то разобрать. Село святой Софии верни по праву к святой Софии. На владыку, отца нашего, тебе не держать.

На всем этом целуй, князь, крест ко всему Новгороду.

А купцу нашему торговать по Суздальской земле без проезжих пошлин, по ханской грамоте. Судей посылать на Петров день, как повелось. А вывода тебе, князь, между Суздальской землей и Новгородом не чинить. А закладчиков, которые за князем Юрием на Торжку или за тобою, или за княгиней, или за мужами твоими, то отпусти их всех прочь: кто купец, тот вернется в свою сотню, а смерд — в свой погост. Так повелось в Новгороде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 9. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЕГО ВРЕМЯ

§ 9. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЕГО ВРЕМЯ

Княжеские усобицы. Владимир I по обычаям своего времени выделил сыновьям в управление земли: Святополку – Туров, Борису – Ростов, Изяславу – Полоцк, Ярославу – Новгород, Мстиславу – Тмутаракань, Глебу – Муром, Святославу – Древлянскую землю. После смерти Владимира (1015) Святополк объявил себя великим князем киевским. Опасаясь соперничества со стороны братьев, он приказал убить Бориса и Глеба. За христианское смирение церковь причислила этих князей к лику святых.

Ярослав, княживший в Новгороде, находился в ссоре с горожанами, потому что нанятая им варяжская дружина вела себя в городе буйно и разнузданно. Новгородцы потребовали от Ярослава изгнать варягов и часть их убили. В ответ князь казнил главных зачинщиков. Однако, получив известие об убийстве Бориса и Глеба, Ярослав помирился с новгородцами. Во главе объединённых сил, куда входили и наёмники-варяги, князь пошёл на Киев.

Великий князь Владимир Святославич с сыновьями. Фрагмент росписи стены Грановитой палаты Кремля

Борис и Глеб. Икона XIV века

Поздней осенью 1015 года у Любеча на Днепре в битве сошлись войска Ярослава и Святополка. Победу праздновали новгородцы. Святополк бежал к печенегам. В Киеве стал править Ярослав.

Святополк не оставил надежды вернуть киевский престол. В союзники он призвал печенегов, но это не помогло – Святополк потерпел полное поражение. Он укрылся у польского короля Болеслава Храброго, на дочери которого был женат. На Русь Святополк вернулся с поляками. Ярослав проиграл битву и был вынужден бежать в Новгород.

Святополк снова занял Киев. Затем он рассорился с Болеславом и лишился его поддержки. Новгородцы не оставили своего князя. Они дали Ярославу деньги для найма варяжских воинов. В 1019 году на реке Альте дружины во главе с Ярославом разгромили печенежское войско, собранное Святополком. Неудачи сломили Святополка. Вскоре он тяжело заболел и умер. Святополк за свои деяния получил прозвище Окаянный.

В 1024 году к Киеву привёл войско из Тмутараканского княжества (Таманский полуостров) другой сын Владимира – князь Мстислав. Близ Чернигова он нанёс поражение Ярославу. В 1026 году оба брата помирились и поделили русские земли по Днепру. Территория западнее Днепра оставалась за Ярославом, который сидел на киевском престоле и был признан старшим князем. Земли восточнее Днепра отошли Мстиславу. Оба князя жили «мирно и в братолюбстве». В 1036 году Мстислав умер, не оставив наследников. Все русские земли воссоединились под властью Ярослава, великого князя киевского.

Родословная Рюриковичей. Конец X – XI век (красным цветом выделены имена великих князей киевских, в скобках указаны даты правления)

«Самовластец Русской земли». Ярослав княжил в Киеве с 1019 по 1054 год. Он утвердил свою власть на севере, на юге разбил печенегов и обезопасил Русь от их набегов. При нём она стала одним из сильнейших государств Европы. С киевским князем находились в родстве королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, представители которых брали в жёны дочерей Ярослава. Елизавета вышла замуж за короля Гарольда Норвежского, Анна – за Генриха I Французского, Анастасия обвенчалась с Андреем Венгерским. Сыновья Ярослава женились на иностранных принцессах, а женой киевского князя была дочь шведского короля Олафа – Ингигерда.

Брачными династическими союзами Ярослав обеспечивал мир русским землям и взаимовыгодные отношения с западными и северными соседями.

Большие средства князь расходовал на украшение Киева, мечтая, чтобы стольный град Руси был похож на пышный Царь-град. В Киеве, как и в столице Византии, построили удивительные по красоте Золотые ворота, заблистал куполами величественный Софийский собор, украшенный мраморной отделкой, мозаикой и фресками. Современники сравнивали Киев с Константинополем.

Ярослав понимал значение церкви в укреплении княжеской власти и не жалел средств для строительства храмов. При нём был основан Киево-Печерский монастырь. Здесь составляли летописи, переписывали церковные и исторические книги, переводили с греческого языка на русский духовные сочинения, готовили священнослужителей из русских людей.

Золотые ворота в Киеве. Реконструкция

Софийский собор в Киеве. Реконструкция

В 1051 году князь, без ведома константинопольского патриарха, назначил главой Русской церкви киевлянина Илариона, с целью ослабить зависимость от Византии.

Народ назвал Ярослава Мудрым, русские летописцы – «самовластцем Русской земли».

Великий князь умер в 1054 году на 74-м году жизни. Его похоронили в Софийском соборе, на стене над могилой Ярослава выбито: об «успении царя нашего».

Русская Правда. Ярослав сделал для Руси великое дело – положил начало составлению первого свода законов государства – Русской Правды.

Основу Русской Правды составляла «Грамота» Ярослава новгородцам, датированная 1016 годом.

«Грамота» определяла штрафы за различные преступления против личности, особенно против княжеских дружинников. Помимо этого в «Грамоте» содержались статьи о нарушении прав собственности.

До Ярослава действовали нормы права, не записанные, но устно определённые. Таким было право кровной мести, устанавливающее равное наказание за равное преступление – «кровь за кровь, смерть за смерть». Русская Правда ограничивала это право кругом ближайших родственников (брат мог мстить за брата, сын – за отца или отец – за сына, а также двоюродные братья и племянники). В случае отсутствия мстителей со стороны потерпевшего виновник преступления платил штраф 40 гривен. За оскорбление предусматривался штраф в 3 гривны. Кровная месть как пережиток родовых отношений постепенно отмирала.

Ярослав Мудрый. Скульптор М. Антокольский

Позднее в Русскую Правду вошли дополнения, сделанные сыновьями князя, – Правда Ярославичей. Согласно этому документу, увеличивался штраф (вира) за убийство княжеских людей. За огнищанина устанавливался штраф 80 гривен (4 кг серебра – большая по тем временам сумма), за старосту – 12 гривен, за смерда – 5 гривен, столько же – за холопа. В Древнерусском государстве по закону выше всего ценилась жизнь княжеских дружинников и слуг.

В Русскую Правду вошёл устав Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщичество после киевского восстания 1113 года. Это означало, что правовые нормы изменялись и расширялись по мере развития общественных, хозяйственных и политических отношений в Древней Руси.

Ярослав Мудрый. Чтение Правды Ярослава. Художник А. Кившенко

Суд во времена Русской Правды. Художник И. Билибин

Суд находился в ведении князя. С каждого судебного дела князь получал с виновной стороны штрафы. В Новгородской земле действовало правило, предусматривавшее решение спора поединком («поле»). Выигрывал тот, кто с оружием в руках побеждал в единоборстве. Иногда, доказывая свою правоту, человек должен был взять в руки кусок раскалённого железа (испытание огнём). Наши предки верили, что Бог принимает непосредственное участие в делах людей, оправдывает правых и наказывает виновных.

В Новгороде виновных по постановлению веча сбрасывали с моста в Волхов. В Киеве князья применяли пытки и казни. Однако смертная казнь была скорее исключением, чем распространённым видом наказания за преступления. Как правовая норма смертная казнь появилась в XIV – XV веках.

Международная торговля и денежное обращение. Среди городов Древней Руси крупнейшими ремесленными и торговыми центрами были Киев и Новгород. Оба города стояли на пути «из варяг в греки». В Киев прибывали торговые люди из Византии, Польши, Венгрии, в Новгород – из германских городов, Дании, Швеции, Франции, Англии. Тесные торговые связи Русь установила с народами Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Ирана. По Волге и Каспийскому морю двигались суда в страны Азии. Сухопутный путь через степи и пустыни нынешнего Казахстана пролегал до Хорезма.

Русь торговала рабами, пушниной (мехами лисиц, соболей, куниц, бобров, горностаев), льном, кожей. Вывозили из государства изделия ремесленников из дерева и металла, а также резную кость, мечи, оружие, доспехи. Об этом свидетельствуют предметы, найденные археологами на территории Волжской Булгарии, Херсонеса, Чехии, Моравии, Прибалтики, Швеции. В русские земли из других стран поступали ткани (сукно, шёлк, парча), оружие, железо, медь, золото, серебро, вина, пряности.

В древнейшие времена славяне, в том числе и на Руси, в качестве денег использовали домашний скот, меха, куски металла. В цене были и монеты – римские денарии, арабские дирхемы, византийские серебряные милиарисии и золотые – солиды, а также западноевропейские шляги (от английского слова «шиллинг»).

В Х – начале XI века на Руси появились свои монеты – златники и серебреники, близкие по весу и типу к византийским. Древнейшие русские монеты чеканили с именем Владимира и изображением Иисуса Христа на одной стороне и изображением князя – на другой.

Серебряная гривна

Золотая монета времён князя Владимира

В Древнерусском государстве основной денежно-счётной единицей стала гривна. Возникновение этого понятия связано с женским украшением – шейным обручем. Затем гривна приобрела весовое значение – гривна серебра. Наряду с ней появилась счётная денежная единица – гривна кун. В Х – XI веках гривна кун равнялась 51,19 г серебра. Слиток серебра, разрубленный на части, назывался «рубль».

Монастырь место, в котором живут монахи (иноки), которые удалились от мирского общества и приняли единые правила жизни.

Кровная месть обычай, сложившийся при родовом строе как важнейшее средство защиты чести и имущества рода. Состоял в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным.

Огнищанин («огнище» дом) – управляющий княжеским хозяйством.

Смерд сельский житель, зависимый от князя и плативший ему подати (в дальнейшем крестьянин).

Холоп первоначально купленный или пленённый человек (раб), в дальнейшем лицо, находившееся в полной собственности господина.

1015 – 1019 годы – усобицы между сыновьями Владимира I.

1016 год – составление «Грамоты» Ярослава новгородцам (древнейшей Русской Правды).

1019 – 1054 годы – княжение Ярослава Владимировича (Мудрого).

1037 – 1041 годы – строительство Софийского собора в Киеве.

Вопросы и задания

1. Почему князя Ярослава Владимировича назвали Мудрым?

2. Чьи интересы защищала Русская Правда?

3. Какие виды судебных доказательств существовали в Древней Руси?

4*. Сравните законы древних германцев и Русскую Правду, используя. знания истории Средних веков.

5*. Составьте кроссворд из шести слов (терминов, имён) по материалу параграфа. Поменяйтесь кроссвордом с одноклассником и проверьте свои знания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Печать Ярослава Всеволодовича.

Печать Ярослава Всеволодовича.

 

http://xlt.narod.ru
Итоги поискового сезона - 2001
Печать Ярослава Всеволодовича

Янин, Гайдуков № 370-16.

Печать Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского). 1226-1229 годы. Свинец.


    Л.с.Изображение св. Феодора в полный рост, с копьем в правой руке и со щитом в левой. Справа:

    О.с.Изображение Вседержителя; правая рука в благословляющем жесте. По сторонам:

    По свидетельству д-ра Гайдукова, эта печать - лучший по сохранности экземпляр из 17 известных. В чем мы легко убедились, посмотрев книгу Янина и Гайдукова "Актовые печати древней Руси X-XV вв."

     Ярослав родился в 1191 году 3-м сыном Всеволода Большое Гнездо и чешской королевны Марии Шварновны. Получил от отца Переяславль-Залесский. Биография князя насыщена многочисленными злодеяниями и братоубийственными разборками. В 1220-1230 неоднократно приглашался новгородцами на княжескую "должность" в Великий Новгород и изгонялся с нее новгородцами же, поскольку не сходились во взглядах на государственное устройство.
    Новгородцы хотели, чтобы князья соблюдали условия заключаемого с ними договора, основанного на привилегиях, данных им еще грамотами Ярослава Мудрого. Ярослав Всеволодович же, как говорится, лез в чужой монастырь со своим уставом. По старинной владимиро-суздальской, а позже московской, традиции, Ярослав считал что все люди делятся на две категории - князя и его холопов, и что всякая (особенно его) власть - от бога. Ну какие могут быть права у горожан, какие еще договора с князьями?? Какие там взаимные обязательства между господином и его рабами, между пастухом и овцами? Однако новгородцы еще 260 лет не считали себя ничьими рабами и продолжали "призывать на княжение" приглянувшихся им полководцев только на взаимоприемлимых условиях, оговаривая их в письменном договоре. Нарушитель договора выгонялся из города взашей несмотря на все свои былые заслуги. Во Владимиро-Суздальском же княжестве (а потом Московском) князь всегда отвечал за свои действия только перед господом Богом, никак не перед "чернью".
(Проблема ответа "власти" перед "народом", пардон "электоратом", кстати, не решена в Московском государстве и по сей день. В Московии можно смело обещать народу чего угодно, давая "руки на отсечение" и обещая "лечь на рельсы", прекрасно зная, что "отвечать за базар" не придется).

    В 1215 году Ярослава пригласили княжить в Новгород. Ярослав начал править явно по принципу "посади свинью за стол - она и ноги на стол". С новгородскими традициями он сразу же вступил в конфликт, стал притеснять новгородцев и, вступив с ними в открытое противостояние, уехал в Торжок. Для навязывания своей воли новгородцам организавал жестокий голод, перекрыв подвоз хлеба с юга в Новгород.
    Пара слов для последователей "новой хронологии" А.Фоменко. Если, как утверждает Анатолий Тимофеевич, Великий Новгород - это на самом деле нынешний Ярославль, то попробуйте-ка организовать голод в Ярославле, перекрыв дорогу для подвоза хлеба в Торжке. Или теперь скажете, что тогдашний Торжок - это Ростов Великий??

    Всех послов, присланных из Новгорода для переговоров, Ярослав арестовывал и ждал только "полной и безоговорочной капитуляции". В Новгороде люди ели сосновую кору и мох, трупы умерших валялись повсюду, но свобода для новгородцев была важнее сытости и они не сдавались. Как говорится, остер был топор, да и сук - зубаст. Новгородцы договорились о своей защите со смоленским князем Мстиславом Удалым. Ярослав послал в Новгород "группу захвата" из 100 наиболее верных ему людей, цель которой было поднять восстание в городе и изгнать Мстислава, но оказавшись в Новгороде все засланные бойцы единодушно перешли на сторону новгородцев. На все мировые предложения новгородцев Ярослав высокомерно отвечал: "Мира не хочу;... на одного вашего придется по сто наших". 21 апреля 1216 года дело дошло до открытого военного столкновения. В битве на реке Липице Ярослав был вдребезги разбит новгородцами под руководством Мстислава Удалого. Ярослав бежал в Переяславль от преследовавших его новгородцев, загнав 4 коней, и, оказавшись в безопасности, отыгрался на первых попавшихся под руку новгородских и смоленских купцах, убив 150 человек.
    Кстати, удирая с поля боя, он потерял свой золоченый шлем, который пролежал 600 лет и в 1808 году был найден крестьянами под выросшей на нем кочкой на поле былого сражения.
    После разгрома в Липицкой битве Ярославу не удалось отсидеться в Переяславле и помимо щедрых "репараций" ему пришлось отдать Мстиславу собственную жену Ростиславу (которая была дочкой Мстислава). Вернуть, так сказать, дочку папе.
    Новгородцам нужен был яркий, агрессивный полководец, который бы защищал их от немцев, но им вовсе не нужны были тираны, диктаторы и самодуры. Снова и снова пытались они договориться с Ярославом. Трижды звали его княжить в Новгород, и он даже оказывал новгородцам некоторую военную помощь против немцев и Литвы. Однако трижды он нарушал заключенные договоренности и бывал изгнан с княжеской должности. Причина его изгнаний понятна. Собаку держат все же для того, чтобы она стерегла дом, а не чтобы кусала своих хозяев, которые ее кормят.
    В 1238 после гибели брата от рук татар, стал Великим князем Владимирским. Но и татарам его характер, видимо, не пришелся ко двору и в 1246 Ярослав был отравлен в Каракоруме великим ханом Гуюком. По другим сведениям, его отравила ханша.
    Сын Ярослава, Александр Невский, унаследовал характер неугомонного родителя (и так же трижды его новгородцы выгоняли вон из Новгорода). Тем не менее особой сыновней почтительностью не отличался и предпочел себе другого отца - хана Батыя, став его приемным сыном. (И помимо Ледового побоища был известен на Руси тем, что с энтузиазмом помогал вновь обретенному папаше давить антитатарские восстания по всей Руси.)

    ...В период княжения в Новгороде в 1226-1229 гг. Ярославом был издан некий документ особой важности, который был скреплен княжеской печатью (см. фото выше). Грамота сия по своей особой ценности хранилась в княжеском архиве на Новгородском Городище триста лет. Во время опричного похода Ивана Грозного архив разгромили опричники, пытаясь уничтожить все следы независимой новгородской истории. Документ выбросили в снег, где он благополучно истлел в веках. Печать же уцелела до наших времен и лежала там, где ее некогда бросила рука опричника.



автор   Mole Man   mailto:[email protected]

Copyright ©2001,Mole Man, All Rights Reserved Worldwide


http://xlt.narod.ru
Спонсоры страницы:
Сайт управляется системой uCoz

xlt.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о