Феодализм в древней руси кратко – Глава 19. Специфика феодализма в России Становление феодального способа производства в Древней Руси. Феодалы древней руси

Содержание

Глава 19. Специфика феодализма в России Становление феодального способа производства в Древней Руси

Феодализм в России возникал в результате распада первобытнообщинного строя. Развитие производительных сил достигло такого уровня, что стало возможно вести не общинное, а индивидуальное хозяйство. На место коллективного труда общинников, которые объединялись лишь в силу примитивности техники, феодализм поставил труд многих тысяч крестьянских семей, ведущих хозяйство своим сельскохозяйственным инвентарем и заинтересованных в результатах своего труда.

Основных форм феодального землевладения было две. Во-первых, вотчинное землевладение, то есть полное наследственное владение землёй, усадьбой, крестьянами. Вотчинник обладал правом продавать землю, делить её между наследниками, дарить. Во-вторых, поместье – это часть населённых земель, которую крупный феодал предоставлял во временное владение дружиннику или управителю. Поместья служили в качестве обеспечения и условия военной или административной службы.

Кроме того, существовало крестьянское общинное и индивидуальное землевладение. Оно сохранилось вдали от феодальных замков и городов, там, куда ещё не проникли феодальные отношения. Но такие области свободного крестьянского труда с каждым десятилетием всё более сокращались. Когда здесь появлялись феодалы, земля становилась их собственностью, а крестьянское землевладение превращалось в землепользование.

Элементы растущей феодальной экономики ясно обнаруживаются у восточных славян уже в VI–VIII вв. Восточное славянство представляло собой совокупность мелких сельских общин, слабо связанных между собой экономически.

Если говорить об экономических связях в этот период, то в первую очередь надо иметь в виду города, где развивалось ремесло и торговля. Но и города в большинстве ещё не достаточно окрепли, чтобы поставить деревню в значительную зависимость от себя. В установлении экономических связей всё большую роль начала играть растущая землевладельческая знать.

В России община сыграла ту же роль, что и германская община на Западе – не дала развиться рабству в рабовладельческую формацию. В условиях более высокого, чем в рабовладельческих странах, уровня развития производительных сил, община способствовала победе более прогрессивной формы общественных отношений – феодализма. В основе феодализма лежит не труд раба, а труд крестьянина, который в той или иной форме попадает в зависимость от феодала. На Руси оформлялась и развивалась феодальная собственность на землю. Землевладельцами являлись князья и бояре.

Вырабатывалась практика пожалования государственной властью земли представителям растущей феодальной знати. В XI–XIII вв. процесс развития крупной земельной собственности продолжался, хотя значительное число крестьян ещё оставалось лично свободным. Шло наступление крупного землевладельца на крестьянскую общину, на общинные земли и самого крестьянина.

В IX веке возникла Киевская Русь, именно в этот период внутри неё сформировался феодализм. В XII веке государство распалось на мелкие феодальные княжества.

Процесс формирования феодализма проходил почти так же, как и в Западной Европе. Главную роль в государстве стали играть князь и военная дружина, образовавшие государственный аппарат. Вначале знатные люди ещё не были крупными землевладельцами. Они существовали за счёт военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Но по мере того, как устанавливались нормы дани с населения, уже не сама дань, а земля с проживающими на ней крестьянами, которые её платили, превращалась в главную ценность для феодалов.

Почти до XI века князья давали боярам землю без крестьян, которые не подчинялись боярам, оказывали им сопротивление. Земля приносила ренту только в том случае, если на ней были крестьяне. Поэтому бояре были заинтересованы в формировании зависимых крестьян. Следует отметить, что в период образования и развития Киевской Руси феодальный строй не сложился окончательно. Большинство населения состояло из смердов – свободных крестьян-общинников, которые были обязаны платить дань киевскому князю натурой или деньгами и выполнять различные повинности в пользу государства (содержать дружину, строить, дороги, участвовать за свой счёт в ополчении).

В Киевской Руси землевладение принимало форму вотчины. Это земельное владение, которое находилось в полной собственности феодала, передавалось по наследству, могло быть продано, подарено. Вотчина могла включать несколько сел, её центром был двор, где стояли господские хоромы, избы для челяди, хозяйственные постройки. Ко двору примыкали пашни, луга, леса, бортнические угодья. Во дворе содер-жали лошадей, крупный рогатый скот, птицу, охотничьих собак и ловчих птиц. Управлял вотчинным хозяйством огнищанин, ему подчинялись тиуны – приказчики и сельские ста-росты. Крепостные крестьяне были непосредственными производителями.

В Киевском государстве произошли важные изменения в области земледелия: кроме сохи появился плуг, кроме переложной и двухпольной системы земледелия появляется трёхпольная система. Охота, бортничество, рыболовство не потеряли своего значения. Дорогие меха, такие, как соболь, бобер, лиса, куница, а также мёд и воск были основными продуктами экспорта. Широкое распространение получили гончарные промыслы, обработка дерева, металлообработка, оружейное дело. Развивалась торговля. Возникла денежная система. Первое время деньгами служили меха и скот, а с конца X века на Руси стали чеканить свою монету: слитки серебра определённой формы и веса – гривны.

Однако, несмотря на развитие товарного производства, на Руси господствовало в целом натуральное хозяйство.

studfiles.net

Глава 19. Специфика феодализма в России Становление феодального способа производства в Древней Руси

Феодализм в России возникал в результате распада первобытнообщинного строя. Развитие производительных сил достигло такого уровня, что стало возможно вести не общинное, а индивидуальное хозяйство. На место коллективного труда общинников, которые объединялись лишь в силу примитивности техники, феодализм поставил труд многих тысяч крестьянских семей, ведущих хозяйство своим сельскохозяйственным инвентарем и заинтересованных в результатах своего труда.

Основных форм феодального землевладения было две. Во-первых, вотчинное землевладение, то есть полное наследственное владение землёй, усадьбой, крестьянами. Вотчинник обладал правом продавать землю, делить её между наследниками, дарить. Во-вторых, поместье – это часть населённых земель, которую крупный феодал предоставлял во временное владение дружиннику или управителю. Поместья служили в качестве обеспечения и условия военной или административной службы.

Кроме того, существовало крестьянское общинное и индивидуальное землевладение. Оно сохранилось вдали от феодальных замков и городов, там, куда ещё не проникли феодальные отношения. Но такие области свободного крестьянского труда с каждым десятилетием всё более сокращались. Когда здесь появлялись феодалы, земля становилась их собственностью, а крестьянское землевладение превращалось в землепользование.

Элементы растущей феодальной экономики ясно обнаруживаются у восточных славян уже в VI–VIII вв. Восточное славянство представляло собой совокупность мелких сельских общин, слабо связанных между собой экономически.

Если говорить об экономических связях в этот период, то в первую очередь надо иметь в виду города, где развивалось ремесло и торговля. Но и города в большинстве ещё не достаточно окрепли, чтобы поставить деревню в значительную зависимость от себя. В установлении экономических связей всё большую роль начала играть растущая землевладельческая знать.

В России община сыграла ту же роль, что и германская община на Западе – не дала развиться рабству в рабовладельческую формацию. В условиях более высокого, чем в рабовладельческих странах, уровня развития производительных сил, община способствовала победе более прогрессивной формы общественных отношений – феодализма. В основе феодализма лежит не труд раба, а труд крестьянина, который в той или иной форме попадает в зависимость от феодала. На Руси оформлялась и развивалась феодальная собственность на землю. Землевладельцами являлись князья и бояре.

Вырабатывалась практика пожалования государственной властью земли представителям растущей феодальной знати. В XI–XIII вв. процесс развития крупной земельной собственности продолжался, хотя значительное число крестьян ещё оставалось лично свободным. Шло наступление крупного землевладельца на крестьянскую общину, на общинные земли и самого крестьянина.

В IX веке возникла Киевская Русь, именно в этот период внутри неё сформировался феодализм. В XII веке государство распалось на мелкие феодальные княжества.

Процесс формирования феодализма проходил почти так же, как и в Западной Европе. Главную роль в государстве стали играть князь и военная дружина, образовавшие государственный аппарат. Вначале знатные люди ещё не были крупными землевладельцами. Они существовали за счёт военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Но по мере того, как устанавливались нормы дани с населения, уже не сама дань, а земля с проживающими на ней крестьянами, которые её платили, превращалась в главную ценность для феодалов.

Почти до XI века князья давали боярам землю без крестьян, которые не подчинялись боярам, оказывали им сопротивление. Земля приносила ренту только в том случае, если на ней были крестьяне. Поэтому бояре были заинтересованы в формировании зависимых крестьян. Следует отметить, что в период образования и развития Киевской Руси феодальный строй не сложился окончательно. Большинство населения состояло из смердов – свободных крестьян-общинников, которые были обязаны платить дань киевскому князю натурой или деньгами и выполнять различные повинности в пользу государства (содержать дружину, строить, дороги, участвовать за свой счёт в ополчении).

В Киевской Руси землевладение принимало форму вотчины. Это земельное владение, которое находилось в полной собственности феодала, передавалось по наследству, могло быть продано, подарено. Вотчина могла включать несколько сел, её центром был двор, где стояли господские хоромы, избы для челяди, хозяйственные постройки. Ко двору примыкали пашни, луга, леса, бортнические угодья. Во дворе содер-жали лошадей, крупный рогатый скот, птицу, охотничьих собак и ловчих птиц. Управлял вотчинным хозяйством огнищанин, ему подчинялись тиуны – приказчики и сельские ста-росты. Крепостные крестьяне были непосредственными производителями.

В Киевском государстве произошли важные изменения в области земледелия: кроме сохи появился плуг, кроме переложной и двухпольной системы земледелия появляется трёхпольная система. Охота, бортничество, рыболовство не потеряли своего значения. Дорогие меха, такие, как соболь, бобер, лиса, куница, а также мёд и воск были основными продуктами экспорта. Широкое распространение получили гончарные промыслы, обработка дерева, металлообработка, оружейное дело. Развивалась торговля. Возникла денежная система. Первое время деньгами служили меха и скот, а с конца X века на Руси стали чеканить свою монету: слитки серебра определённой формы и веса – гривны.

Однако, несмотря на развитие товарного производства, на Руси господствовало в целом натуральное хозяйство.

studfiles.net

5. Формирование феодальных отношений на Руси.

Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладе­ния, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отноше­ний определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде нака­зания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социаль­ную структуру древнерусского общества. О характере этой структу­ры можем судить на основе изучения свода законов того времени — “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициа­тиве Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично слу­жили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка зна­ти, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи.

Основной массой населения Древнерусского государства яв­лялись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убий­ство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусво­бодное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, извест­ным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство истори­ков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего пери­ода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного чело­века холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свиде­тельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь цер­ковному покаянию.

Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядо­вичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не сов­сем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на во­лю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным на­казаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Ог­ромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с мно­гоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

studfiles.net

Особенности феодализма. Древнерусский феодализм — реферат

Похожие главы из других работ:

Древнерусский феодализм

Возникновение феодализма на Руси

« Начало российской истории (862—879гг.), — пишет Н.М…

История становления денежного хозяйства

2. Зарождение денежного хозяйства в Древней Руси. Денежные средства при переходе от феодализма к капитализму

Киевская Русь выступала плавильным котлом, где смешивались не только разнообразные народы и культуры, но и встречались и отрабатывались новые способы торговли, ведения хозяйства и меняльного дела…

Организация деятельности предприятия Hesburger

2.3 Особенности продукции

Качество продукции За высокое качество готовой продукции отвечает первоклассное сырье, использование заготовок по налаженной рецептуре концепта при приготовлении пищи…

Основы деятельности бизнес-инкубатора

3. Особенности и проблемы

Именно в России применение такого инструмента, как создание бизнес-инкубаторов, обещает успех. Во многих городах и районах имеются пустые, неиспользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Вместо того…

Особенности использования экономического операционного рычага

3. Особенности использования ЭОР

операционный рычаг маржинальный доход Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования…

Особенности общества с дополнительной ответственностью

1.2. Особенности ОДО

Спецификой, отличающей эту форму предпринимательской деятельности, является имущественная ответственность участников ОДО по долгам общества…

Оценка конкурентных преимуществ фирм-изготовителей

4.3 Особенности взаимодействия

Взаимодействие зависит от типа рынка (абсолютной монополии). То есть для авто-, мотопродукции необходимы такие комплектующие, как электрические фонари. Такую продукцию выпускает только Вяземский комбинат электрооборудования…

Проблема феодализма на Востоке

1. Средневековье и проблема феодализма на Востоке

Для раннефеодального периода в странах Востока типично существование сильных централизованных монархий. При сохранении здесь общины господствующий класс в раннефеодальных империях Востока (Арабский халифат, Танская империя в Китае и др…

Проблема феодализма на Востоке

1.1 Проблема феодализма на Востоке

О том, как пытался истмат постулировать наличие рабовладельческой формации на Востоке, речь уже шла. Нечто подобное произошло и с феодальной формацией. Более того, поиски феодализма оказались даже более легкими, чем то было с рабовладением…

Проектирование и обоснование основных направлений снижения себестоимости продукции в организации

1.1 Особенности отрасли ЖКХ

Специфика отрасли ЖКХ диктует организациям, работающим в этой сфере, особенности выбора вариантов ведения бухгалтерского учета. Это связано с тем…

Совершенствование организации производства, повышение экономической эффективности компании ОАО «ЮНИМИЛК»

1.3 Особенности организации

Индустрия продовольствия является одной из древнейших сферы деятельности человека, которая оказывает существенное воздействие на уровень потребления энергетических, минеральных и других ресурсов планеты…

Финансово-промышленные группы

4. Особенности ФПГ

В отличие от других распространенных в современной рыночной экономике форм интеграции и организации производства (таких, как концерны, картели…

Фундаментальные идеи экономистов-классиков и маржиналистов

2. Маржиналисты-субъективисты первого этапа «маржинальной революции» (Начало «маржинальной революции» и его субъективно-психологические особенности. Австрийская школа и ее особенности. Экономические воззрения К. Менгера, Ф. Визера, О. Бем-Баверка Сущность терминов «хозяйство Робинзона», «блага перво

Маржинализм зародился во второй половине XIX века. Этот период характеризовался завершением промышленного переворота. В ту эпоху объем и номенклатура совокупного производства стремительно возрастали, и, таким образом…

Экономика средневекового города

· 2. Особенности эволюции форм хозяйствования в макромоделях феодализма

В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни, естественно-географической средой и культурными традициями…

Этапы становления экономической мысли

2.4 Эпоха меркантилизма как переходный период от феодализма к капитализму

Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями происходило на протяжение значительного промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как эпохой меркантилизма…

econ.bobrodobro.ru

Развитие феодальных отношений, «Русская Правда»

1. Ярослав Мудрый.

Великим киевским князем в первой половине XI в. был сын Владимира Святославича Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054). Он укреплял древнерусское государство, заботился о его могуществе. Ему удалось наголову разбить печенегов, и они с тех пор перестали нападать на Русь.

Христианскую церковь Ярослав усиливал, давая ей земли и обязывая крестьян на нее работать. При монастырях устраивали школы, где обучали детей грамоте и готовили служителей церкви.

Сам Ярослав любил чтение и часто читал книги. В Киеве по его приказу были возведены прекрасные строения — величественный Софийский собор, новые городские стены с Золотыми воротами. В Киеве в его княжение работали многие искусные художники и архитекторы- русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках и в церковных иконах и картинах сильно было влияние Византии, но в целом складывались постепенно новая своеобразная русская живопись и архитектура.

При Ярославе Мудром росли и укреплялись международные связи Руси. Иностранные короли искали с ней союза: ведь теперь это было большое и сильное государство. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. В те времена брачные связи членов королевских и княжеских семей устанавливались по политическим расчетам, являлись средством укрепления и развития связей между государствами. Иностранные короли считали честью породниться с семьей киевского князя, и это говорило о международном значении древней Руси.

 

2. Окончательная победа феодальных отношений.

Усиление угнетения смердов. Образование большого и сильного государства -древней Руси — создавало условия для более успешного развития хозяйства. К XI в. пашенное земледелие стало господствующим почти на всей территории Руси. Крестьяне производили больше продуктов. Этим пользовались феодалы. Разными путями они закабаляли свободных смердов и заставляли их выполнять барщину и платить оброк.

Земельные владения феодалов — князей и бояр — назывались вотчинами Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находился жилой дом феодала, помещения для слуг, хозяйственные постройки: клеть — для хранения зерна, хлев и загон — для коров и овец, конюшня — для лошадей.

В каждой вотчине было много слуг, помогающих феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тивун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и другие.

Вблизи господского двора стояли убогие избы зависимых людей: закупов, рядовичей, холопов. Среди них были и ремесленники, которые обслуживали своего господина и живущих вокруг крестьян.

Избы крестьян покрыты соломой. Маленькие оконца, прорезанные в бревнах и закрывавшиеся доской, пропускали в избу скудный свет. В холодное время вместе с людьми в избе находился и мелкий скот, домашняя птица. Топилась крестьянская изба по-черному: печь не имела трубы, и дым выходил через дверь и отверстие в крыше.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян. Наличие у крестьянина надела и своего хозяйства было необходимым условием существования феодальной вотчины. Ведь крестьянин со своего хозяйства платил феодалу оброк и своими орудиями труда, на своей лошади обрабатывал господское поле.

Постепенно феодал прибирал к рукам все новые земли и расширял свои владения. Этому способствовала княжеская власть. Киевские князья раздавали земли с крестьянами местным феодалам и своим дружинникам. Новыми богатыми землевладельцами — притеснителями крестьян стали монастыри.

Во время суда часто применяли испытание огнем: обвиняемого заставляли брать в руки раскаленное железо. Если ожоги были сильными, его считали виноватым.

В первой половине XI в. феодальные отношения в древней Руси окончательно победили.

 

3. «Русская Правда»

Укрепление феодальных отношении сопровождалось острой классовой борьбой. Крестьяне не хотели мириться с потерей свободы. Они отказывались выполнять повинности, убивали боярских слуг, а случалось, и самого феодала, поджигали его дом, поднимали восстания. Сопротивление смердов жестоко подавлялось феодалами, интересы которых охраняло государство: княжеская власть, дружина, суд, церковь. На страже интересов феодалов были и постепенно сложившиеся на Руси феодальные обычаи и законы. При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству.

Законы того времени были записаны в сборнике, который назвали «Русской Правдой». Сыновья Ярослава дополнили ее новыми постановлениями.

Была запрещена кровная родовая месть — пережиток родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. (См. документ ниже.)

Гривной тогда назывался слиток серебра весом около 200 граммов. Паше слово «гривенник» происходит от слова «гривна», но разница, как видите, очень большая.

«Русская Правда» охраняла частную собственность, и в первую очередь собственность феодалов на землю. Кто перепашет чужую межу, платит штраф 12 гривен

Украдут вола- штраф одна гривна и вернуть вола. Если убили смерда — штраф 5 гривен. Если убили княжеского слугу, старшего дружинника,- штраф гораздо больше- 80 гривен. В 16 раз дешевле ценилась жизнь простого крестьянина по сравнению с жизнью знатного человека. Таковы были феодальные порядки. Закон охранял прежде всего собственность и жизнь феодала.

Разбирала «Русская Правда» и ссоры между дружинниками. В драке вырвали клок бороды — штраф 12 гривен в пользу князя. Выбили в драке зуб, и кровь течет изо рта (улика налицо) — штраф 12 гривен в пользу князя, а потерпевшему — гривна. 

 

ДОКУМЕНТ ИЗ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»

(в переводе на современный русский язык)

  • 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен… а за княжеского подъездного — 80 гривен.
  • 21.А за княжеского тивуна — 80 гривен…
  • 22.За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича -5 гривен. 
  • 23.А за убитого смерда или холопа — 5 гривен.
  • 25. А за княжеского коня… 3 гривны, а за коня смерда — 2 гривны.
  • 27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен…
  • 31.За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду — 3 гривны.
  • 32.А за огнищанина, тивуна… 12 гривен.
  • 33.А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду -12 гривен.
  • 79. Если кто сожжет гумно, то выдается головой князю со всем имуществом, из коего наперед вознаграждается убыток хозяину, а остальным располагает по своей воле князь. Так же поступить с тем, кто двор сожжет.
  • < Усиление древнерусского государства
  • -> Народные восстания, Феодальные усобицы на Руси >

hist-world.com

Формирование феодальных отношений на Руси

Категория: Билеты по Истории России.

Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладе­ния, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отноше­ний определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде нака­зания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социаль­ную структуру древнерусского общества. О характере этой структу­ры можем судить на основе изучения свода законов того времени — “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициа­тиве Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично слу­жили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка зна­ти, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи.

Основной массой населения Древнерусского государства яв­лялись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убий­ство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусво­бодное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, извест­ным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство истори­ков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего пери­ода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного чело­века холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свиде­тельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь цер­ковному покаянию.

Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядо­вичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не сов­сем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на во­лю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным на­казаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Ог­ромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с мно­гоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

historyrusedu.ru

Особенности феодальных отношений Киевской Руси

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников — печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина Х в.) — время первых киевских князей. Второй (вторая половина Х — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период — вторая половина XI — начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Социально- экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги.

Отсюда название этой категорий населения — закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы. «Русская Правда».

Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»), «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Народные восстания в 60- 70- х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068- 1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Правда Ярославичей. Восстания конца 60- х — начала 70- х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину.

Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

Особенности государственной системы в 9- 12 в.

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально- экономического строя.

И. Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2- ой половине Х1 в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским — защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи «военной демократии» и ограничивающих княжескую власть.

К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего Х1 в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т. к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправлять ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительница принципа государственности, а, с другой — сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир «думал» с дружиной «строе земленем, и о ратех», т. е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Так летописец приводит случай, когда дружина высказала свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду. Князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже злата и серебра, удовлетворил ее требование.

Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет («думу») князя, назывались боярами. Младшие дружинники — рядовые воины именовались «отроки» и «гриди».

Вооружение свободных общинников — «воев», характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшающемся масштабе. В летописи зафиксировано участие общинников в военных действиях. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.

Родовой (династический) характер наследования власти. В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало т. н. «лествичное» право наследования, т. е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

С другой стороны, продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя (ее теперь считали священной), что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти. Важно, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально- экономическими и политическими.

Эволюция древнерусской государственности.

Усобицы. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019- 1054) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца место», начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина — Суздальская земля.

Местные княжеские династии. С изменением социально- экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: «Каждо да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии — отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не стало единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.

Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.

Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Собственниками земли являлись князья, представители родовой знати (бояре), дружинники, а позже и церковь. Часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинникам, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников называли смердами.

Это была самая многочисленная по составу группа крестьянского населения. Однако притеснения со стороны князя и бояр, дружинников и духовенства вели к разорению части смердов и изменению их социального статуса. Из числа разорившихся смердов формировались новые категории зависимого населения. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключивших договор (ряд) об условиях работы на господина. Договор был обязателен для выполнения обеими сторонами. Но у крестьянина было меньше возможностей выполнить его в полной мере В случае, если договорные условия им не выполнялись, рядович чаще всего становился полностью зависимым. (холопом). Некоторые общинники порой обращались к богатым землевладельцам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева или другое имущество (купу). Таких людей называли закупами. Они были обязаны нести различные повинности в пользу заимодавца до полного возврата долга и процентов с него. Невозможность отдать долг означала попадание закупа в полную зависимость. Наиболее бесправной категорией населения были холопы. Они находились на положении рабов, были полностью лишены не только орудий труда и имущества, но порой и жилища. Холопство считалось потомственным, хотя при определенных условиях можно было выйти из этой категории за выкуп.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X—XII вв. была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим кредиторам или хозяевам оговоренное количество зерна, мяса, рыбы, овощей, птицы, холстов.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси было появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. На начальном этапе существования Древнерусского государства, несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранялась традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Городское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя (особенно если функции князя сводились лишь к организации отпора врагу в случае войны). Однако право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

Основные даты и события:

1015 – 1019 — годы правления Святополка I Окаянного,

1019- 1054 — годы правления Ярослава Мудрого,

1054 — разделение единой христианской церкви на православную и католическую,

1054 — … — 1078 — годы правления Изяслава I,

1078- 1093 — годы правления Всеволода I,

1093- 1113 — годы правления Святополка II,

1097 — съезд в Любече,

1113 – 1125 — годы правления Владимира Мономаха

30- е гг. XII в. — распад Древнерусского государства

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

Ярослав Мудрый

Своего расцвета Древнерусское государство достигло при Ярославе Мудром (1019—1054). По его инициативе был введен первый из дошедших до нас кодекс законов государства — «Русская правда». Он предусматривал, в частности, штраф за убийство господина — 80 гривен (огромную по тем временам сумму), холопа — 5 гривен. Если же раба убил сам хозяин, то ему не грозило ничего, кроме церковного покаяния. В этот период заметно укрепились и международные позиции Руси. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов.

Владимир II Мономах.(внук Ярослава Мудрого)

Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Достаточно стабильным было внешнеполитическое положение государства. Хотя непрерывно шла борьба с печенегами, а затем и с половцами, победа всегда была на стороне Руси.



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *