Какая нравственная кара постигла простакову – Вопросы и ответы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера |LITERATURUS: Мир русской литературы

Госпожа Простакова — одна из центральных героинь комедии

Фонвизина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль», описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»


Госпожа Простакова — бесчеловечная помещица:

«…Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…» 
«…Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?..» 
«…за бесчеловечие жены вашей…»
Госпожа Простакова ведет себя жестоко как варвар:
«…Я уведомил уже о всех здешних варварствах…»
Простакова ведет себя как животное:
«…От таких-то животных пришел я свободить…»
Простакова — злобная женщина, которая любит «делать дурно другим»:
«…Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа…»
«…Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно…»
Госпожа Простакова — злонравная женщина (то есть у нее злой нрав):
«…Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может…» 
«…Вот злонравия достойные плоды!..»
Госпожа Простакова — злая фурия с адским нравом, из-за которой страдает весь дом и все имение:
«…Злая фурия с адским нравом…» 
«…а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома…»
Простакова — хитрая и лицемерная женщина. Ради выгоды грубая Простакова умеет притворяться ласковой и милой:
«…Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…» (Софья о Простаковой)
Простакова — «бешеная» женщина, из-за которой страдают ее крестьяне и т.д.:
«…Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…»
Госпожа Простакова не уважает своего мужа и при всех называет его «уродом»:
«…урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился…» (Простакова о своем муже)
Простакова бьет не только своих крестьян, но и своего мужа. Об этом свидетельствуют следующие слова:
«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… 
Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку!…»
Госпожа Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку:
«…К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…»
Единственная радость и отрада Простаковой — это ее Митрофанушка:
«…Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит…»

Простакова «нежит», балует сына:

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…»
Невежественная Простакова не видит смысла в науках. Он учит сына не ради знаний, а «для виду». Настоящие знания ее не интересуют:
«… друг мой, ты хоть для виду поучись…»
«…Без наук люди живут и жили…»
«…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка…»
Госпожа Простакова учит сына думать только о себе, быть эгоистичным и жадным человеком:
«…Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка…»
За своего Митрофанушку Простакова готова драться с кем угодно — даже с родным отцом:
«…Ради сына готова драться хоть с отцом родным…»  
«…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному…»
В девичестве Простакова носила фамилию Скотининых. Действительно, у нее много «скотининских черт»:
«…Вить и я по отце Скотининых…»   
У Простаковой были плохие, невнимательные родители. По их вине погибли их же дети — братья и сестры Простаковой:
«…Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли…» 
Госпожа Простакова — невежественная, малограмотная женщина. Ее родители ничему ее не учили ни ее, ни ее брата Тараса Скотинина:
«…Нас ничему не учили…»
Невежа Простакова, например, не знает, что такое география, и называет ее «еоргафией»:
«…Это что за наука? […] Слышишь, еоргафия…» 
Судя по всему, помещица Простакова даже не умеет читать, потому что письмо к Софье она просит прочитать мужа и других героев:
«…Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай…»
Госпожа Простакова — родственница и опекунша несчастной сироты Софьи. Но вместо заботы несчастная девушка видит только плохое обращение со стороны Простаковой:
«…какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни…» 
«…Бог велел нам взять на свои руки девицу…»

Критика об образе госпожи Простаковой

«…Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.

Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности…

Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет…»

(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г.)
«…хозяйка дома госпожа Простакова, урожденная Скотинина… Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически… Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка — по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, то есть отвратительна по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху…» 
 
(В. О. Ключевский, книга «Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.

Смотрите: «Все материалы по комедии «Недоросль» 

www.literaturus.ru

Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно…. Уроки русского языка


Смешное и трагическое в комедии Д. И, Фонвизина Недоросль

Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных

жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, и слабости.

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина Недоросль отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма. На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы. Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

В Недоросле, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническаяпрактика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского злонравия, писатель. стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных егопроявлениях.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что Недоросль, по словам Г. А. Гуковского, полукомедия, полудрама. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Старо дума с Софьей и Ми лоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также страждущей добродетели в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой Вот злонравия достойные плоды — т. е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.

Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к благородному сословию далеко от взгляда стороннего человека Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце.

Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — Горе от ума Грибоедова и Ревизор Гоголя. …Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями перед комедией Фонвизина Недоросль и Грибоедова Горе от ума… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения.

www.school-essays.info

Характеристика госпожи Простаковой в «Недоросле» Фонвизина

Главная женская героиня «Недоросля» Фонвизина – госпожа Простакова. Драматург изображает её ярко и реально. Перед нами живое лицо, мы видим Простакову, понимаем всю ее несложную примитивную психологию, понимаем, почему и как сложился характер этой «презлой фурии», как называет ее Правдин. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Недоросль», или видишь постановку этой комедии, это – необычайная грубость г-жи Простаковой: первое действие начинается с того, что она бранит портного Тришку, называя его «скотом, воровской харей и болваном». Та же грубость видна в ее словах, обращенных к мужу, к брату. Но в обращении со слугами видна не только грубость, но и бесчеловечная жестокость. Узнав, что девка Палашка заболела, слегла и бредит, Простакова восклицает: «Ах, она, бестия! Лежит! Бредит, бестия! Как будто она благородная!» Тришку портного она велит мужу наказать за то, что, по ее мнению, кафтан, который он сшил Митрофану, плохо сидит. «Плуты! воры! мошенники! всех прибить до смерти!» – кричит она людям. Дурное обращение со слугами Простакова считает не только своим правом, но и своим долгом: «Все сама управляюсь, батюшка», – говорит она Правдину, «с утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится!» Крепостных своих она совершенно разорила оброками и сама это говорит: «с тех пор, как все, что у крестьян было, мы обобрали, ничего уже содрать не можем». То же самое делает и брат ее, Скотинин, со своими крестьянами: «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали», говорит он, «я ни на кого не бил челом: а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду».

Герои «Недоросля» Фонвизина

 

Брат и сестра получили одинаковое воспитание, которым отчасти объясняется грубость их нравов. Простакова сама рассказывает, что их у отца было восемнадцать человек братьев и сестер, но, кроме нее с братом, все «примерли»; видно, что дети росли без всякого присмотра: «иных из бани мертвых вытащили; трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались; двое о Святой с колокольни свалились; а достальные сами не стояли…» Детей дома ничему не учили. Отец сердился, когда «добрые люди» уговаривали его отдать сына в школу, и кричал: «прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

 

 

В разговоре со Стародумом, Простакова дорисовывает портрет своего отца: «Покойник батюшка», говорит она, «воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал, бывало, всегда, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит». При этом он «эконом» великий был, другими словами, – скупой скряга. «Покойник, свет», оканчивает свой рассказ Простакова, «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Пример такого отца и воспитание, данное им детям, отразилось на характере и взглядах Простаковой.

 

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

 

Однако, соглашаясь с отцом в том, что «без наук люди живут и жили», Простакова старается дать сыну своему Митрофанушке какое-то образование. Следуя требованиям времени, она даже сама говорит Митрофану: «век живи, век учись». Она понимает, что теперь без грамоты больших чинов не получишь. Поэтому семинарист Кутейкин уже третий год как учит Митрофана грамоте, отставной солдат Цыфиркин – арифметике, а немец Вральман, пользующийся в доме особым почетом, как иностранец, всем наукам. Простакова ничего не жалеет для того, чтобы вывести Митрофанушку в люди, но, сама не понимая ничего в науках, она вмешивается в уроки, глупо мешает учителям делать свое дело и потакает лени Митрофана.

Безумная любовь Простаковой к сыну – единственная хорошая черта ее характера, хотя, по существу, это – примитивное, грубое чувство; сама Простакова сравнивает свою любовь к сыну с естественной привязанностью собаки к своему щенку. Но любовь к сыну, какая бы она ни была, занимает первое место во всех поступках и мыслях госпожи Простаковой. Митрофан – центр и смысл ее жизни. Ради него она готова совершить преступление, пытается увезти Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Поэтому, когда все ее злодеяния раскрыты, когда Правдин берет в опеку ее имение за бесчеловечное обращение со слугами и грозит отдать ее под суд, видя, что власть и сила у нее отняты, она бросается к своему обожаемому сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И когда Митрофан, в ответ на этот крик материнского сердца, грубо ее отталкивает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – она не выдерживает своего горя и со словами: «И ты! И ты меня бросаешь!» лишается чувств. В этот момент невольно становится жалко г-жу Простакову; автор сумел изобразить ее действительно, как живое лицо. Указывая на нее, Стародум говорит известные заключительные слова комедии: «Вот злонравия достойные плоды!»

Читайте также статью Герои «Недоросля» Фонвизина.

 

rushist.com

Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие, когда многим помещикам было позволено буквально все. Подобная политика привела к значительному понижению моральных норм, участились случаи ужасной жестокости по отношению к крестьянам. О хозяевах, которые господствуют не по праву, и о дворян, недостойных быть дворянами, и говорит автор в своем произведении.

Для разоблачения пороков дворянского общества того времени, Фонвизин вводи целый ряд отрицательных героев, через поведение и слова которых он передает проблему. К ним относятся Митрофанушка, Скотинин, господин Простаков и госпожа Простакова. Последнюю можно выделить как наиболее яркого персонажа, наделенного огромным количеством отрицательных черт характера, и показывающего типичную помещицу-тирана того времени.

В первую очередь стоит упомянуть о детстве и родном доме Простаковой. Она выросла в семье, где было восемнадцать детей, но выжили только двое (она и ее брат Скотинин), остальные погибли по недосмотру родителей. О матери ничего не известно, отец же всю свою жизнь прослужил воеводой, был неграмотным, однако, как-то умудрился разбогатеть, обеспечив дочь приданным. Но был настолько жадным, что умер от голода, лежа на сундуке с золотом. История героини дана Фонвизиным не просто так, она позволяет понять, что отсутствие моральных принципов и подобные жизненные установки героиня унаследовала от своих родителей.

Простакова показана жестокой, деспотично. Однако, это достаточно молодая женщина, а не сварливая старуха, как могло показаться. Ей всего чуть более 30 (эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие возникает из-за того, что ее все бояться, и никто не любит в собственном дом.

Героиня крайне невежественна, не образована. В начале пьесы, когда приходит письмо от Стародума, она не может его прочитать (также, как и все другие отрицательные персонажи) и просит об этом Софью. Простакова не считает образование чем-то нужным или полезным, нанимает учителей Митрофану только потому, что в те времена это считалось очень модным. Также, без базовых знаний, ее сын не смог бы получить бы «вечную память», документ, дающий разрешение вступать в брак. Без него же нельзя было поступить на службу, что было обязательно для дворян. Героиня печется о будущем сына (в собственном понимании), хочет выгодно выдать его замуж, нанимает учителей. Но ей не важно, какие знания дадут Митрофану и дадут ли вообще. Таким образом, в учителях оказывается Вральман – бывший кучер, которому удалось выдать себя за немца, учителя истории. Иностранцев было крайне модно нанимать в те времена, поэтому Простакова хорошо относилась к нему, сажала его за обеденный стол к своей семье, не понимая, что ее так глупо обманывают.

Любит Простакова только Митрофана, к остальным героем она очень груба. Отдельного внимания стоит ее отношение крепостным. По признанию самой героини, она уже давно обобрала их до нитки и теперь не знает, что с них взять. Она не считает их за людей, обращается с ними, как с животными. Это отчётливо прослеживается в ее диалогах с кормилицей Митрофана, Еремеевной. По признанию самой старушки, она всю жизнь проработала в дома Простаковых, однако, ни раз не заслужила ни единого ласкового слова, одни оскорбления и побои. Ее рабская натура не позволяет ей восстать против хозяев. Поэтому, показывает Фонвизин, крестьянский вопрос еще долго будет нерешенным в России.

8, 9 класс

Характеристика,образ Простаковой в комедии Недоросль

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, один из центральных образов комедии. Злая, требовательная со скверным характером помещица. Она груба со своими крестьянами, бранчлива и, кроме того, отобрала у них все, что только можно. Для Простаковой не существует понятия человечности. Фонвизин  описывает ее как дикое животное, способное ударить, нанести вред, «сделать дурно другим». На это указывает и ее девичья фамилия, которая до замужества была Скотинина.

Простокова держит в страхе всех своих слуг, даже муж ее побаивается. К нему она относится так, будто это не человек. Мнение супруга для помещицы ничего не значит, она сама решает все вопросы и стоит во главе хозяйства.

Есть лишь одно сокровище, которое холит и лелеет «презрелая фурия», — сын Митрофан.

Единственного и, возможно, позднего ребенка госпожа Простокова безумно любит, чересчур о нем заботится и опекает во всем. Любая просьба, любой каприз Митрофанушки мать стремится тут же исполнить.  Слепо следуя желаниям своего разбалованного и от того малообразованного сына Простокова все же видит в нем свое будущее.

Но будущее это довольно туманно. Мать совсем не заботится об образовании сына, более того для обучения Митрофана нанимаются ужасные люди. Они не только его не учат, а наоборот пользуются простотой молодого барина, потакают его лени.

Она готова унижать и оскорблять людей без разбору. Так няню Еремеевну, обеспокоенную здоровьем Митрофанушки, который за обедом переел булочек, Простакова отчитывает и попрекает в жадности.

Получается, что в образе госпожи Простаковой слились воедино две личности. Первая — властная, жестокая и своевольная помещица, которая готова на все ради своей выгоды. Злонравие и лицемерие бурлят внутри этой натуры. Вторая – безумно любящая своего сына мать, которая балует его, нежит, совсем не готовит к суровой реальной жизни. Она готова держать Митрофана под своим крылом всю жизнь. Учит его быть эгоистичным и жадным.

Простокова, обделенная любовью родителей, возмещает эти чувства на сыне. Однако тяжело назвать такое отношение материнской любовью, это грубая любовь, которая скорее нужна её как некая вещь, а не чувство души.

Фонвизин в лице Простаковой показал опошленного властью человека, который своими поступками доводит до беды и себя и своих близких.

8, 9 класс

Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль Сейчас читают:
  • История создания Мёртвых душ Гоголя (поэма)

    Николай Васильевич Гоголь начал писать Мертвые души в 1835 году. Писал, находясь в сильнейшем душевном смятении и переживая драму в личной жизни. Полотно об российской действительности он, задумал еще

  • Сюжет и композиция поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» считается одним из любимых произведений одного из великих русских писателей Некрасова Николая Алексеевича. Для того, чтобы на свет появилось данное произведение автор не один год

  • Сочинения на тему Лето
  • Сочинение Остап и Андрий Братья и враги 7, 8 класс

    События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество

  • Анализ баллады Жуковского Лесной царь сочинение 8, 9 класс

    В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки

  • Сочинение Душа человека рассуждение

    У каждого из нас, очень часто возникает достаточно интересный вопрос, который не дает нам покоя: что такое человеческая душа, и существует ли она вообще? Ответов на этот счет множество, и найти, что-то одно

uchim-klass.ru

Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина (Недоросль Фонвизин)

Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.

Простакова.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Главное лицо комедии — помещица Простакова. — грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», — говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, напри мер, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, — сокрушённо жалуется она брату, — что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему} Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка», — говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям — все это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну — «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.

Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт — вместо первый-то, ища — вместо ещё, деушки — вместо девушки.

Но Простакова — помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»

Заискивающе, льстиво обращается она к Стародуму: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Образ Простоковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права — её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.

Образ Простаковой, так широко и мастерски зарисованный Фонвизиным, жизненно правдив и убедителен.

Глубокой жизненностью, правдивостью отличается и образ её сына Митрофана.

www.allsoch.ru

Cемья Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина: характеристика, описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Семья Простаковых — это группа центральных персонажей комедии «Недоросль».

Все действие пьесы «Недоросль» происходит именно в доме Простаковых.

Ниже представлена характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание членов семьи.

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

Члены семьи Простаковых


Семья Простаковых состоит из следующих персонажей:
  1. Госпожа Простакова — жестокая и властная помещица
  2. Господин Простаков — муж-подкаблучник Простаковой, бесхарактерный «простачок»
  3. Митрофанушка — сын Простаковых, избалованный и глупый подросток
Также членом семьи Простаковых можно считать Тараса Скотинина — брата госпожи Простаковой.

В доме Простаковых также живут следующие герои:

  • Софья — сирота, родственница Простаковых, живущая в их доме
  • Вральман — учитель Митрофанушки, живущий у Простаковых  

Характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль»: описание в цитатах


Характеристика семьи Простаковых представляет собой общее описание трех персонажей — госпожи Простаковой, ее мужа и сына.

Главой этой нехорошей семьи является злая и жестокая помещица, госпожа Простакова:

«…Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю…» 
Господин Простаков, робкий и бесхарактерный человек, во всем потакает своей злой жене и от нее же терпит оскорбления и побои:
«…Я женин муж…» 

В семье Простаковых муж — дурак, а жена — злая фурия:

«…Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома…» 
«…положить скоро границы злобе жены и глупости мужа…»
Семья Простаковых — настоящие животные:
«…От таких-то животных пришел я свободить…» (Стародум приехал освободить Софью)
Простаковы — грубые люди. Исключение в семье составляет тихий и робкий господин Простаков:
«…Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть мое чувство…»
Госпожа Простакова бьет и обижает крестьян. Ее сын Митрофанушка также плохо относится к слугам:
«… то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..»
Простаковы — бессовестные люди, по мнению доброй Софьи:
«…Бессовестные мои свойственники…» (Софья)

Семья Простаковых — недостойные люди, по мнению Милона:

«…Недостойные люди!..» (Милон)

Простаковы — «корыстолюбцы», корыстные люди:

«…Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве…»
Простаковы — бесчеловечные люди:
«…Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…» (Правдин)

Простаковы ведут себя как варвары:

«…Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…»

В доме Простаковых происходит «бесовщина»:

«…Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь каждое утро процветет и погибнет…»
Простаковы любят командовать:
«…Здешни господа добры командеры!..»
В Простаковых нет благородства:
«…таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками…»
Простаковы — невежды, малообразованные люди:
«…невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..»
Крепостные крестьяне Простаковых живут как на войне:
«…Я сам видал здесь беглый огонь в сутки сряду часа по три…» (*беглый огонь — интенсивный обстрел)
Жизнь в доме Простаковых напоминает жизнь с лошадьми:
«…Живучи со здешними господами, казалось мне, что все с лошадками…» («…Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками…»)

Описание членов семьи Простаковых

Госпожа Простакова — глава семьи, женщина с «адским» характером, злая и жестокая. Она безжалостна к своим крепостным, которых постоянно оскорбляет и бьет.

Господин Простаков — это настоящий «простачок», безвольный и глупый мужчина. Он слепо верит своей жене и очень ее боится. Он терпит оскорбления и побои от жены. Простаков — безразличный и молчаливый соратник своей супруги.

Митрофанушка Простаков — единственный сын Простаковых, 15-летний подросток. Митрофан — избалованный, грубый, ленивый, невоспитанный и необразованный человек. Митрофанушка перенял от своей матери ее худшие качества.

Это была характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина: краткое описание членов семьи.

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

www.literaturus.ru

Ответы@Mail.Ru: Характеристика Простоковой (подробно)

Госпожа Простакова Провинциальная помещица. Отец ее пятнадцать лет служил воеводой, «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить» , был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду» . Простакова — полновластная хозяйка имения. Безвольный и робкий муж ее во всем уступает и подчиняется ей. Никто в доме не может ни своего слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, бесцеремонно и деспотично относится она и к учителям Митрофанушки, и к Софье (до того, как та становится богатой наследницей) , и к Стародуму (до того, как узнает, кто он такой) . Особенно отвратительна Простакова как помещица-крепостница, грубая, жестокая и невежественная. Положение дворовых (крепостных слуг) в ее доме ужасно. По всякому поводу и без повода, из самодурства, она беспощадно наказывает их. Это «презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома» .

Свою жестокость, произвол и насилие Простакова обосновывает существующими законами, правами дворянского класса. Она убеждена, что дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей. Зачем Простаковой образование и просвещение, если «и без наук люди живут и жили» ? Сама помещица — крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако Простакова живет в то время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя сама не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжкую повинность.

Характер этой женщины нарисован живо, с реалистической многогранностью и широтой. Она не только деспот в семье и, беспощадная крепостница, она скупа, лицемерна и вместе с тем труслива. Не родственные чувства заставили Простакову взять в дом Софью после смерти ее матери. Не заботливость вызывает ее желание выдать Софью замуж за Скотини-на. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает своего братца, решив выдать Софью за Митрофанушку. Нагло и бесстыдно она хочет осуществить свой план. Цинизм и грубость сменяются трусливым пресмыкательством, доходящим до подлости, когда ее разоблачают. Но лишь только прощение Стародума получено, она тут же становится прежней бесчеловечной крепостницей. Ее любовь к сыну, к Митрофанушке, — чувство безрассудное, слепое. Счастье сына она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Любовь Простаковой к сыну воспитывает паразита, тунеядца.

Исключительно ярко черты Простаковой находят отражение в ее языке. Речевая характеристика подчеркивает и грубость, и невежество, и деспотизм злой, бесчеловечной провинциальной помещицы.

Заслуга Фонвизина в создании образа Простаковой заключается в том, что яркие и во многом индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения. Как могли появляться в жизни такие люди, как Простакова? Все содержание комедии дает ответ: крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, паразитическое существование за счет их каторжного труда — вот та почва, на которой вырастают деспотизм, произвол, бесчеловечная жестокость и отвратительные нравственные качества помещичьего класса.

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *