Дворец в древней руси это – ДВОРЕЦ это что такое ДВОРЕЦ: определение — История.НЭС

Дворец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 мая 2017;
проверки требуют 19 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 мая 2017;
проверки требуют 19 правок.

Дворе́ц — большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих владетельных лиц, высшей знати[1] и уже с XIII века так же назывались некоторые здания органов государственной власти. Качественным отличием дворцовой архитектуры от замковой является отсутствие оборонительного назначения и фортификационных элементов[2].

Слово «дворец» является уменьшительным образованием от «двор, участок земли», буквально «жилая, но меньшая часть двора»[3]. В западной традиции считается, что латинское слово palatium (дворец) ведёт своё происхождение от названия Палатинского холма

ru.wikipedia.org

Исторический словарь — значение слова Дворец


— от «княжий двор» — жилище князя — монументальное парадное здание, первоначально — резиденция властителя, высшей знати, с XIII—XV вв. также здание органов власти. В XIX—XX вв. так называют и важнейшие общественные здания: Д. спорта, Д. культуры, Д. съездов и др.

Смотреть значение Дворец в других словарях


Дворец — м. дворище ср. стар. дом владетельной особы, иногда и великолепный дом министерства, посольства или известного, богатого вельможи. Путевые дворцы, выстроенные на пути……..
Толковый словарь Даля


Дворец — дворца, м. 1. здание, служащее местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства (дореволюц. и загр.). Ездить во дворец. 2. Большое здание,……..
Толковый словарь Ушакова


Дворец М. — 1. Здание, являющееся местом постоянного пребывания царствующих владетельных лиц или главы государства. 2. Большое здание, выделяющееся своей архитектурой и используемое……..
Толковый словарь Ефремовой


Дворец — -рца́; м.
1. Здание, являющееся жилищем, постоянным местопребыванием царствующей особы, главы государства, а также членов царствующей семьи. // Отличающееся великолепием……..
Толковый словарь Кузнецова


Дворец — Это, на первый взгляд, самостоятельное слово является уменьшительным образованием от дворъ (по такому же принципу ларь – ларец). См. .
Этимологический словарь Крылова


Большой Кремлевский Дворец — дворец в Московском Кремле (1839-49,архитектор К. А. Тон). До 1917 московская резиденция российскихимператоров и место парадных приемов. После 1917 Большой Кремлевскийдворец……..
Большой энциклопедический словарь


Дворец — (от «княжий двор» — жилище князя) — монументальное парадное здание.Первоначально резиденция властителя, высшей знати, с 13-15 вв. такжездание органов государственной власти;……..
Большой энциклопедический словарь


Дворец Дожей — в Венеции — выдающийся памятник итальянской готическойархитектуры (14-15 вв.). В сочетании с собором и библиотекой Сан-Марко идругими зданиями образует главный архитектурный ансамбль города.
Большой энциклопедический словарь


Зимний Дворец — в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры русского барокко.Построен в 1754-1762 В. В. Растрелли. Был резиденцией российскихимператоров, в июле — октябре 1917 — Временного правительства………
Большой энциклопедический словарь


Кремлевский Дворец Государственный — здание на территории МосковскогоКремля. Используется для проведения государственных, общественных имеждународных мероприятий, а также для театрально-зрелищных представленийи……..
Большой энциклопедический словарь


Рундальский Дворец — (Rundales pils) — памятник архитектуры барокко близ г.Бауска (Латвия). Построен В. В. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-40.Двухэтажное здание образует ансамбль со служебными постройками и парком.
Большой энциклопедический словарь


Таврический Дворец — исторический и архитектурный памятник вСанкт-Петербурге, бывший дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического,построен в 1783-89 архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма………
Большой энциклопедический словарь


Ширваншахов Дворец — в Баку — памятник азербайджанской средневековойархитектуры. Ансамбль зданий вокруг 3 дворов: дворец, т. н. Диван-хане,усыпальница (1435/36), мавзолей Сейида Яхья Бакуви, мечеть……..
Большой энциклопедический словарь


Большой Кремлёвский Дворец — дворец в Моск. Кремле. Построен в 1838-49 арх. К. А. Тоном при участии арх. Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарева и др. Б. К. д. образует с примыкающими к нему древними……..
Советская историческая энциклопедия


Дворец, Мария Федоровна — (Дворецкая-Дворец) — арт. оперы (сопрано). В 1889—92 солистка моск. Большого т-ра, позднее пела в Петербурге, Харькове (1893), Екатеринбурге (1897—?). Обладала сильным голосом.Большая биографическая энциклопедия


Зимний Дворец — в Ленинграде — памятник архитектуры, часть Гос. музея Эрмитаж. До Февр. революции 1917 З. д. — гл. резиденция рус. императоров. Первая зимняя резиденция Петра I, т. н. Зимний……..
Советская историческая энциклопедия


Латеранский Дворец — (Palazzo Laterano) — резиденция пап в Риме с 4 в. (когда рим. епископ получил Л. д. в дар от жены имп. Константина Великого) до нач. 14 в. Сгорел в 1308, отстроен в кон. 16 в. (арх. Д. Фонтана)………
Советская историческая энциклопедия


Таврический Дворец — историко-революц. и архит. памятник Ленинграда. Построен в 1783-89 арх. И. Е. Огаревым в стиле рус. классицизма. Назван Таврическим в честь первого владельца кн. Г. А. Потемкина-Таврического………
Советская историческая энциклопедия


Одиссей 20 Приходит Под Видом Странника В Свой Дворец — На следующий день, лишь только край неба окрасился ярким пурпуром зари, Телемах отправился в город. Уходя, он велел Эвмею проводить в город странника, чтобы он мог там……..
Энциклопедия мифологии


Дворец — (от «княжий двор» — жилище князя) — резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека. В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной……..
Архитектурный словарь


ДВОРЕЦ — ДВОРЕЦ, -рца,м. 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Такое здание как место пребывания монарха, его семьи. Летний д. Петра Первого………
Толковый словарь Ожегова


Дворец дожей —    в Венеции, выдающийся памятник итальянской архитектуры. Сооружен в стиле венецианской готики в 14-15 вв. (строительство началось в 9 в.; южный корпус — 14 в.; западный……..
Архитектурный словарь


Зимний дворец — в Санкт-Петербурге    памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754-1762 годах В. В. Растрелли. Был резиденцией российских императоров, в июле — октябре 1917 года……..
Архитектурный словарь


Коровий дворец —    Скотный двор.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь


Путевой дворец —    Дворцовый комплекс для непродолжительного отдыха лиц царской фамилии во время дальнего путешествия.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь


Рундальский дворец — (Rundales pils), памятник архитектуры барокко близ г. Бауска (Латвия). Построен В. В. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-40. Двухэтажное здание образует ансамбль со служебными постройками и парком.
Архитектурный словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Киевская Русь: архитектура в идеале

Для разных лекций давно столько всего отсканировано, что можно было бы развлекать почтеннейшую публику всякими картинками на заврак, обед и ужин. Да вот не складывается (и почему модераторы не на окладе в ЖЖ сидят? — непорядок). Чтение лекций иногда полезнее для препода, чем для студентов — лекарство от склероза. Вот не читаю уже лет шесть Древний Египет с Грецией, все начисто и позабыл, лишняя информация в голове не держится. А Древнюю Русь пришлось на днях освежить в памяти. Вот и склепал по-быстрому сей постик.

Здесь красочные реконструкции храмов (+в конце один дворец) Киевской Руси, накиданные из лекционных подборок. Авторы разные, но все крутые мэтры, признанные в науке, хотя не всё, что ими нарисовано, бесспорно. Материал благодатный, но очень сложный. Тут вам не Ывропа, где от каждой из региональных романских школ Франции осталось по 40-80 памятиков, живых, сохранивших все формы и даже (о чудо!!!) интерьеры с убранством. Здесь же сами знаете, то татары придут, то Иван Грозный, то большевики, то чубайсы. В итоге от всей Киевской Руси (а страна была мощнейшая, и в культурном плане тоже) едва можно наскрести полсотни памятников на гигантском квадрате: Киев-Галич-Гродно-Новгород. Да и то из них только единицы без серьезных утрат, остальные 90% уделаны давно и неузнаваемо, либо дошли и вовсе фрагментарно. Вот и возникает простор для бумажного реконструирования. И когда собираешь все эти эффектные отмывки и прорисовки вместе, главное чувство, которое испытываешь — это та Киевская Русь, которую мы очень плохо себе представляем, это другая, несуществующая архитектура, чтобы ни обещали туристам всякие путеводители.

Только по реконструкциям понятно, что русское отражение Византии было сильным и ярким.
Эти стройные, гармоничные, красивые во всех отношениях соборы мы такими уже никогда и нигде не увидим. В лучшем случае в реальности нас ожидают воссозданные реставраторами формы, при созерцании которых обычно вспоминаешь Станиславского с его «не верю». И упаси боже призывать вернуть всем перестроенным древним храмам вид, как на картинках Асеева или Логвина. Барановских сегодня нет, а реставраторы «Косоручко» и «Криворучко» (не в обиду хорошим реставраторам, просто отрасль ныне в конвульсиях корчится) так сделают, что мало не покажется. Так что призываю любоваться графическими реконструкциями, а не фальшивыми муляжами на местах памятников. Это безопаснее для самих древностей. И имейте в виду, что в картинках, какие бы уважаемые академики их не придумали, все равно остается своя немалая доля фантазии. По другому и быть не может, ибо как по откопанной части фундаментов понять, сколько куполов было у Десятинной церкви. Вот и существует полемика гипотез — у Асеева вы одни и те же храмы найдете с одним куполом, у Логвина — с тремя, а у Холостенко — с пятью. И за каждой гипотезой своя доказательная база и свои последователи.
…»преданья старины глубокой».

И напоследок реконструкция княжеского дворца в Киеве на времена Ярослава Мудрого. Про него мы вообще почти ничего не знаем. Давно и следа (кроме части фундамента) не осталось. Наверное был красивый.

arch-heritage.livejournal.com

Двор или дворец государев — это… Что такое Двор или дворец государев?



Двор или дворец государев
(история). — Родоначальник государева двора — княжий стан, потом княжий двор, с необходимыми хоромами или клетями на случай приезда князя. Княжий Д., по летописным известиям X, XI и XII вв., состоял из клетей — летних княжеских покоев, и изб — зимних покоев. Некоторые из клетей носили особые названия: горенки, ложницы или одрины (спальни), гридницы (где происходили пиры), божницы (домовые храмы князей) и с XIII в. повалуши (для склада домашней рухляди), столовые, горницы, светлицы, сонники (летние спальни). Все эти клети или хоромы и избы ставились отдельно и соединялись сенями, Последние служили обыкновенно разделением хором на два этажа: верхний и нижний; все постройки (горницы и церкви) «на сенях» были уже во втором этаже. Князья занимали верхний этаж, который в XVI и XVII веках назывался просто «верхом»; в нижнем, т. е. в подклетях, древнейших порубах, жили «княжи слуги», «отроки», «детские» и все, составлявшие Д. княжий. Над клетями строились иногда чердаки и терема, которые составляли третий этаж. В древности красивые по постройке или местоположению княжие Д. назывались красными, а Д. Юрия Долгорукого — даже раем. По своему назначению и расположению княжеские и великокняжеские хоромы (дворы) до конца XV в. состояли из трех отделений: 1) помещение князя и отдельно для княгини, детей и родственников князя; 2) хоромы непоковые, назначенные для разных собраний, и 3) все хозяйственные дворовые постройки и службы. До конца XV в. все постройки были деревянные. В 1484 г. Иоанн III приказал Марку Руфу заложить новые каменные палаты, окончательно отстроенные только в 1508 г. Хотя в общем новая постройка сохранила тип прежних хором, но в ней, по отзывам современников, отразился итальянский характер архитектуры, а во внутреннем убранстве комнат — вкус Софьи, стремившейся к пышности.


С течением времени, особенно после пожаров, довольно частых в XVI и XVII вв., многие деревянные Д. были заменены каменными строениями. Не было ни одного государя после Василия III, который бы не сделал каких-либо пристроек, новых палат, украшений в них и т. д. Все эти новые постройки сохраняли во многом прежний характер древнерусской архитектуры. Только Лжедмитрий I построил новые хоромы в «польском вкусе». При Алексее Михайловиче в царском дворце было сделано много разных улучшений, главным образом во внутреннем убранстве (немецкая и польская мебель, обои, фигурная немецкая резьба и т. д.). С наступлением XVIII в. государев Кремлевский Д., сделавшийся только местопребыванием императорского Д. во время нахождения его в Москве, постепенно приходил в упадок, и к нынешнему столетию от прежних хором остались лишь ничтожные части. Более всего сведений о внешнем и внутреннем виде государева Д. сохранилось от XVI (вт. пол.) и XVII вв. Первый представлял пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанных без всякой симметрии, теснившихся друг подле друга и возвышавшихся одно над другим. Общая пестрота увеличивалась еще от разнообразнейших крыш: двускатных, епанечных, в виде шатров, скирдов, бочек с гребнями и маковицами, башен и башенок, внешних резных украшений. Д. огораживался решеткой с воротами, на которых висели образа. Ворота были: Курятные (переименованы в 1658 г. в Троицкие), Колымажные, Воскресенские и Золотые или Гербовые, с башней, на вершине которой — двуглавый орел, а настенах — гербы областей Московского государства. До начала XVIII в. самой обыкновенной мебелью были лавки подле стен, иногда накрывавшиеся «полавочниками»; стены украшались «стенным подволочным письмом» («бытейскою стенописью»), а иногда «травами» и «аспидом». В приемных палатах государева Д. стоял еще, кроме лавок, трон (царское место), богато украшенный золотом, серебром и тканями. В красных углах стояли простые столы, дубовые или липовые, а с XVII в. — «немецкие и польские», на кривых резных ногах. Подле столов и лавок — скамьи и стольцы (табуреты). В последние годы XVII ст. появились вместо лавок стулья, на стенах зеркала, которые раньше хранились в чехлах, картины и «персоны» (портреты), для свеч — паникадила, шенданы.

Значение государева Д.

Княжий Д. был сначала простой вотчинною усадьбой, местом, где творились суд и расправа и жил начальник дружины. В XVI и XVII вв. он стал труднодоступным жилищем великого государя, чему много содействовало установление новых придворных обычаев и обрядов, заимствованных из Византии. Доступ во дворец имели только высшие сановники, обязанные сходить с лошади или экипажа за несколько саженей от дворца, да придворные чины, и только в приемные покои. Остальные являвшиеся ко двору — с челобитьями, напр., — оставались у лестниц ближайших комнат. Совершенно нельзя было являться во дворец с оружием и в болезнях. Все бояре, окольничие и думные люди обязаны были являться во дворец рано утром и после обеда в вечерню, собираясь в передней, где ждали выхода царя. После приема бояр царь шел к обедне, в сопровождении приехавших сановников, и после обедни начиналось «сиденье с бояры» (заседания царской думы). См. Грановитая палата, Передняя, Теремные покои.

Части государева Д. — Д. или дворцы: сытный, кормовой, хлебенной, казенный, потешный.

Двор сытный

приготовлял и сохранял разные питья про царский обиход. По словам Котошихина, он занимал более 30 погребов и ледников, «кроме погреба, что с фряжскими питьями», и несколько «деловых изб и палат» (сытная изба, пивоварня, браговарня, квасоварня, бочарня и др.). Кроме питей, в сытном Д. хранились виноград, арбузные и дынные полосы, фрукты, орехи и т. д.

Двор кормовой —

«поварня» с палатами: «курятной», отпускавшей кур и др. птиц, сушильной и др. В нем хранились и сосуды для кушанья.

Двор хлебенный,

или житный, приготовлял разного рода хлеб. В нем также были свои палаты и деловые избы: бурникова изба, в которой готовились хлебы недомерки и кольца; мучная палата, ледник, овощная и купецкая, где хранилась посуда и предметы дворцового обихода.

Двор казенный

сохранял казну государеву — золото и серебро в разных видах, большей частью в посуде, которой украшались царские столы; золотые, серебряные и шелковые ткани, сукна, шерстяные и бумажные ткани и мягкую рухлядь (меха). В одной из палат этого Д. — образовой — хранились иконы, кресты и другие святыни. Казенный Д. соединялся с дворцом госуд. переходами с западной стороны Благовещенского собора и особыми палатами, примыкавшими к собору с южной стороны. Все эти дворы были государственными учреждениями и находились в заведовании особого лица, при котором, для записки приема и расхода вещей, к его двору принадлежащих, и для производства суда и расправы между людьми его ведомства был учрежден приказ, подчинявшийся дворцовому приказу. См. Забелин, «Быт русских царей».

Двор потешный

— заменивший Потешную палату, построен при Алексее Михайловиче для потехи, для игр, к которым при нем присоединились еще «комидийныя действа», впервые данные в потешном Д. Но этой цели он стал служить только по смерти тестя Алексея Михайловича, И. Д. Милославского, которому был дан царем для житья. Через 10 лет он был переделан и увеличен пристройкой новых хором и теремов и обращен в жилой дворец, в котором по смерти Федора Алексеевича жили его сестры. В 1698 г. потешный Д. был обращен в полицейскую расправу. Во второй половине ХVIII в., когда все почти прежние дворцовые строения обветшали и были срыты, потешный Д. один оставался удобным жилищем для приезжавших в Москву императриц. В 1806 г. обращен в комендантский дом, существующий и теперь.

В. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.

  • Двор и дворовое место
  • Двор монетный

Смотреть что такое «Двор или дворец государев» в других словарях:

  • Двор, или дворец государев — (история). Родоначальник государева двора княжий стан, потом княжий двор, с необходимыми хоромами или клетями на случай приезда князя. Княжий Д., по летописным известиям X, XI и XII вв., состоял из клетей летних княжеских покоев, и изб зимних… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДВОР — В Древней Руси (см. Русь*) огороженное забором место, где находился комплекс жилых и хозяйственных построек, а также производство или официальное учреждение. Это слово, с таким широким, обобщенным значением, со временем развило более частные… …   Лингвострановедческий словарь

  • АЛЕКСАНДРОВ (город) — АЛЕКСАНДРОВ (Александровская слобода), город в Российской Федерации, Владимирская обл., расположен в юго восточной части Смоленско Московской возвышенности, на Клинско Дмитриевской гряде, на р. Серая (приток р. Шерна), в 120 км к северо западу от …   Энциклопедический словарь

  • Мадианитяне — Битва между евреями и мадианитянами, французский средневековый манускрипт …   Википедия

  • История «Новой хронологии» — Основная статья: Новая хронология (Фоменко) Содержание 1 Ранние попытки ревизии хронологии 2 В России 3 Идеи Н. А. Морозова …   Википедия

  • История «Новой Хронологии» — Основная статья: Новая хронология (Фоменко) Содержание 1 Ранние попытки ревизии хронологии 2 В России 3 Идеи Н. А. Морозова …   Википедия

  • История «Новой Хронологии» — Основная статья: Новая хронология (Фоменко) Содержание 1 Ранние попытки ревизии хронологии 2 В России 3 Идеи Н. А. Морозова …   Википедия

  • Гедеон — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его …   Википедия

  • опричнина — 1) в XIV XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 1572 гг …   Большой юридический словарь

  • ОПРИЧНИНА — (древнерусское «оприч» – кроме, отдельно, особо) – система мероприятий, проведённых Иваном IV в целях .укрепления централизованного государства и ликвидации экономической мощи и политического влияния боярства и княжат (бывших удельных князей). В… …   Советский юридический словарь

dic.academic.ru

Древнерусский стиль | Древнерусская архитектура

Рубрика: архитектура

Опубликовано 04.08.2018   ·  
Комментарии: 5

  ·  
На чтение: 7 мин
  ·  
Просмотры:

1 540

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)

 

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

 

Древнерусский стиль в архитектуре

 

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

 

Архитектор неизвестен

 

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

 

Архитектор неизвестен

 

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

 

Архитектор неизвестен

 

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

 

Архитектор неизвестен

 

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

 

Архитектор неизвестен

 

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

 

Архитектор М.А. Кузьмин

 

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.

 

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

 

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.

 

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

 

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

svistanet.com

Как жили в Древней Руси

Как жили в Древней Руси

ЖИЛИЩЕ В РОССИИ В X–XVII ВВ.

РУССКАЯ ИЗБА

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные.

 

Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.

 

Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба — от «истба», «истопка», поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.

 

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались — «заволакивались» досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света.

 

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети — холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.

 

ХОРОМЫ

Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

 

Помимо избы и клети летописи упоминают и другие помещения: гридницы — парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу или одрину — спальню, медушу — кладовую для хранения напитков, мыльню — баню, различные хозяйственные постройки.

 

Хоромы строили двух-трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.

 

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

 

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМОВ

Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже — в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы — здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.

 

Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

 

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

 

Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

 

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.

 

ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В XVII В. В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины. Здания теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами — двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали многочисленные резные орнаменты — листья, трава, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.

 

ХОРОМЫ И ПАЛАТЫ

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.

 

В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

 

В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый — украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец — это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.

 

КРЕМЛЕВСКИЕ САДЫ

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.

 

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом — квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы — персидскими и индийскими коврами.

 

Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники — матрацы из хлопчатобумажной ткани или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые — крашенные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а торжественные дни — золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII в. в моду входят столы «немецкие и польские», украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.

 

В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы — подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.

 

Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.

 

Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.

 

ЦАРСКОЕ МЕСТО

В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних или красных углах стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.

 

В Передней комнате, где стоял трон во второй половине XVII в., более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки, по старшинству, более почетных — ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например, знатному духовенству, подавали особое кресло.

 

КОМНАТНЫЕ ЧАСЫ

В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами. Одни были с трубачами и со слоном, другие с турецким всадником на коне, третьи — в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой — державу.

Страница


1 — 1 из 2



Начало | Пред. |


1

2
|

След. |
Конец



| Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Дворцы в древней руси это. Как жили в Древней Руси

Как жили в Древней Руси

Жилище в России в X–XVII вв.

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные.

Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.

Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба — от «истба», «истопка», поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались — «заволакивались» досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света.

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети — холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.

Хоромы

Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

Помимо избы и клети летописи упоминают и другие помещения: гридницы — парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу или одрину — спальню, медушу — кладовую для хранения напитков, мыльню — баню, различные хозяйственные постройки.

Хоромы строили двух-трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

Внутреннее убранство домов

Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже — в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы — здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.

Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.

Царский дворец в XVII В. в московском Кремле

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины. Здания теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами — двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали многочисленные резные орнаменты — листья, трава, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.

Хоромы и палаты

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.

В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый — украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец — это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.

Кремлевские сады

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.

Внутреннее убранство

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом — квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы — персидскими и индийскими коврами.

Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники — матрацы из хлопчатобумажной ткани или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые — крашенные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а торжественные дни — золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII в. в моду входят столы «немецкие и польские», украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.

В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы — подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне з

religionpeace.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о