1. Что вы узнали о Диком Борисе из 1 действия. Гроза. 2. Что вы узнали о Кабанихе из 1 действия. Гроза.
Главная героиня пьесы- молодая купчиха КатеринаКабанова. Но чтобы понять её характер, причины её
поступков, надо знать, среди каких людей она живёт,
кто её окружает.
Знакомство с персонажами происходит в первом
действии пьесы.
Действие пьесы начинается со сцены в общественном
саду города Калинова, где, по словам Кулигина,
царят «жестокие нравы».
Об этом Кулигин рассуждает с Ванькой Кудряшом,
молодым конторщиком, весельчаком и балагуром.
Они становятся свидетелями сцены, в которой
известный в городе купец Савел Прокофьич Дикой
появляется на сцене в обычном своём качестве —
ругает племянника.
«Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» —
говорит о нем Кудряш.
Произвол Дикого безграничен, обитатели города
пасуют и смиряются перед ним.
Вынужден терпеть унижения и Бориса.
Тот приехал вместе с сестрой к дяде, чтобы получить
свою долю наследства, оставленного бабушкой.
Но есть условие, которое Борису никогда не выполнить:
нужно быть почтительным к своему дяде.
Все жители города понимают, что наследства
Борису не видать, ведь Дикой, в силу своего капризного
и своенравного характера, не скрываясь, заявляет,
что у него есть свои дети и негоже отдавать деньги
чужим.
Появляется странница Феклуша, которая хвалит Калинов,
его купечество, в особенности семью Кабановых.
Кулигин поясняет Борису, что Кабаниха – почтенная купчиха,
только вот «домашних заела совсем».
В это время на площадь выходит сама Марфа Игнатьевна
Кабанова, ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина.
Кабаниха распекает сына за то, что он не слишком
почтителен к ней; достается и невестке, которая
пытается вступить в разговор.
Затем опять набрасывается на сына, что тот не может
держать жену в строгости.
Уходит Кабаниха — жену начинает упрекать Тихон:
«Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается
от маменьки!..»
Безвольный и слабый муж не способен защитить
Катерину.
Примечательно, что и он, и возлюбленный героини
соотнесены между собой:
Борис столь же уступчив, тих и робок.
otvet.mail.ru
сравнить душевное состояние героини (катерины) в 1 и 4 действии (пьеса Гроза) помогите
В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы.1 действие – социально-бытовой фон конфликта, неизбежность (предчувствие) конфликта;
2 действие – непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «темным царством»
3 действие – свобода, обретенная Катериной, — шаг к трагической гибели героини;
4 действие – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретенной ею;
5 действие – самоубийство Катерины как вызов самодурству.
Катерина в первом действии кажется пассивной. Но ее молчание настораживает, у нас возникает предчувствие беды. Первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене: Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. Далее мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция на «урок» Кабанихи детям говорит о полной психологической несовместимости ее со свекровью и мужем. Ясно, что она не может любить мужа: в ее молчании во время наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с не переживаем досаду за Тихона и жалость к нему. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича.
Но уже в этой сцене Катерина на прямое обращение к ней Кабанихи ответила репликой, в которой содержится «зародыш протеста» : «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…..» . Видя забитость Тихона, его полную зависимость от матери, его неумение постоять за себя (где уж ему постоять за жену!) , мы понимаем, что в борьбе с Кабанихой Катерина будет одна.
В четвертом действии собственная оценка Катериной своего поступка как «преступления» – причина, побудившая ее к признанию. В те дни, когда Тихон был в отъезде, Катерина жила без оглядки, не боясь никакого суда: ни Божьего, ни людского. С приездом Тихона внешне ничего не изменилось в ее положении: на замок ее не заперли, как она боялась, возможность повидаться с Борисом осталась. Но она теперь не ищет этих встреч, боится их. Катерина переживает «сильное смятение» , оценив свой поступок как «преступление» .
Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина страшного суда, которую она видит на стенах галереи, — все это доводит ее до исступления. И в таком состоянии она всенародно признается мужу в своем «грехе» . Катерина не раскаивается в том, что она совершила, а только хочет признанием искупить свою вину.
otvet.mail.ru
Индивидуальные задания по драме А.Островского «Гроза»
Индивидуальные задания по драме А.Островского «Гроза»
1 вариант
Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
Жанр пьесы «Гроза»
В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
В чем проявляется самодурство Дикого?
В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
В чем трагедия Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант
Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?
Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
Особенности композиции.
В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант
Чем отличается от жителей города Кулигин?
Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
Композиция пьесы.
Достоин ли Борис любви Катерины?
Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
Смысл названия пьесы.
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант
По каким законам живут в городе Калинове?
Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
Почему Варваре не понять страданий Катерины?
Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
В чем суть основного конфликта?
Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант
Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
Уверены ли самодуры в своей правоте?
Проиграла или победила Кабаниха?
Докажите, что смерть Катерины – это протест?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант
Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?
Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?
Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?
Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход.
infourok.ru
Разноуровневые задания по литературе, Стешкова Елена Васильевна, страница №5
1 вариант
1.Какие фольклорные образы и средства поэтической выразительности использовал автор в прологе поэмы?
2.Назовите жанр этого произведения.
3.Что заставило мужиков идти по Руси в поисках счастья?
4.Как герои понимают счастье?
5.Назвать помещиков, описанных в поэме . (немного рассказать о них)
6.Можете ли вы согласиться с тем, что в поэме народ не только страдающий, но и протестующий, ищущий выхода из своего положения?
7.Ответил ли Некрасов на вопрос, поставленный в начале поэмы? Кто же счастливый в поэме?
8.Как расказывает Некрасов о страданиях и бесрпавии народа?
9.Каково роль автора – повествователя в поэме?
Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо».
2 вариант
1.Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?
2.Кем являются персонажи главки «Счастливые» и в чем их «счастье»?
3.За что народ ославил Матрену Тимофеевну «счастливой»?
4.Что сообщает Некрасов о времени действия поэмы? Можно ли, на ваш взгляд, узнать время действия , не читая всей поэмы, а только из пролога?
5.Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?
6.Какими образами и картинами представлена в поэме народная жизнь?
-7.Каокй ответ дают песни Гриши Добросклонова на вопрос, поставленный в заглавии поэмы?
8.Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному?
9.Актуальны ли проблемы, поставленные НюНекрасовым в поэме, в наше время?
Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо».
3 вариант
1.Расскажите о Савелии, богатыре святоруском.
2.Что выможете сказать о Грише Добросклонове:
3.В чем сила Савелия?
4.У Савелия, Якима Нагого и Ермила Гирина разные судьбы. Но есть у них много общих черт. Назовите их.
5.Как вы думаете, какое место в поэме занимает биография Матрены Тимофеевны?
6.Глава «Поп». Почем рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает т смущение и сочувствие странников?
7.Какие фольклорные мотивы прослеживаются в поэме Некрасова?
8. В чем видит Счастье Гриша Добросклонов? Согласен ли, по вашему мнению, с ним автор?
9.Что общего в судьбах Матрены Тимофеевны и Дарьи – героини поэмы «Мороз — Красный нос»?
Разноуровневые задания по поэме Н.Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». 4 вариант
1.Можно ли сказать о главной проблеме поэмы уже по прочтении первых строк?
2.Как показаны страдания народа в поэме.
3.На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?
4.В рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни введены народные песни. О ем в них поется? С какой целью автор использовал эти песни7
www.prodlenka.org
Помогите с ответом на вопросы по произведению Гроза.
XFX-XFX XFX Ученик (113), закрыт 7 лет назад1)Сколько действий в пьесе гроза. 2)В каком городе происходят действия. 3)Как зовут племянника Совёла Прокофьева Дикова. 4)Кем работал Ваня Кудряш. 5)Как зовут механика самоучку. 6)Чьим разговором начиналось первое явление первое действие. 7)За что мать Дикова не невзлюбила его брата, отца Бориса. 8)Где учился Борис 10) Чем занимался Борис в доме у своего дяди?! 11)Кого не сумел обругать Дикой и какие последствия это имело для окружающих 12)За что кабаниха упрекает сына. 13)Какие воспоминания остались у Екатерину о жизни в родительском доме. 14)Какие подробности о характере Екатерины мы узнали из её рассказа «Варваре». 15)Почему Тихон уезжает. 16)Хочет ли Екатерина скорейшего отъезда Тихона. 17)Кто даёт Екатерине ключ от колидки в сад.
Никитина Елена Мастер (2403) 7 лет назад 1. Пять действий2. Калинов
3 Борис
4. конторщик Дикова
5.Кулигин
6. Кулигин и Кудряш с Шапкиным
7. за то, что женился на благородной и жил с ней в Москве
9 — го нет.
10.Жил, делал, что прикажут, чтобы получить наследство.
11. Гусара на перевозе. После этого две недели все домашние прятались по чердакам да по чуланам.
12. За непочтительность к ней и за то, что слишком много свободы дает жене
13. Она не Екатерина, а Катерина. Воспоминаний много: мать ее любила, Катерина на ключ умываться ходила и за водой, цветы поливала, в церковь ходила, золотом по бархату вышивала, но главное — жила точно птичка на воле.
14. Искренняя, не умеет и не хочет лгать, свободолюбивая, чуткая к красоте
15. Хочет вырваться из-под контроля матушки
16. Она не хочет, чтобы он уезжал
17. Варвара
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают
otvet.mail.ruЧто вам кажется самым главным в монологе катерины? явление10
Монолог Катерины (Действие 2, явление 10) – одна из ключевых сцен драмы А. Н. Островского «Гроза» . Многим кажется, что изучение драмы А. Н. Островского «Гроза» – анахронизм: давно ушёл в прошлое купеческий быт, нет и в помине ориентации на домостроевские порядки, можно в соответствии со своими представлениями трактовать понятие свободы. И всё-таки всмотримся пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от времени пребывания в мире. Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, что отношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечение жены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой, но одновременно и интригующей, ибо разрушить узы брака в сложившейся ситуации невозможно, во-первых, потому что брак Катерины и Тихона освящён церковью, во-вторых, потому что и по законам светским Катерина не может думать об освобождении от брачных уз. («Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» , – говорит Варвара, напоминая Катерине о законе) . В то же время именно Варвара понимает, что Катерина не вольна в своих чувствах, что любовь, неожиданно нагрянувшая, страшащая саму Катерину, может оказаться разрушительной силой, потому что это первое в жизни Катерины чувство. Именно Варвара, жалея Катерину, пытается объяснить ей причины её страданий и дать совет, как лучше всего устроить жизнь: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще» . Анализируемое явление можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства. Действительно, до монолога с ключом мы знали героиню как человека свободолюбивых устремлений (воспоминания о детстве и о жизни в родительском доме) , как человека решительного (Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Д. 2, явл. 2), как человека волевого (Катерина. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Д. 2, явл. 2). Монолог с ключом открывает перед читателем (зрителем) и другие стороны личности героини. Прежде всего, обращаем внимание на то, что драматург передаёт действия Катерины: от полного отрицания предложенного Варварой способа жизни до безоговорочного утверждения правильности собственного выбора. В монологе Катерины представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь – это грех, через попытки найти виновного в том, что человеческие желания и чувства приходят в несоответствие с общественными установками – к пониманию того, что главное для человека – быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце. Внутреннее освобождение Катерины связано именно с тем, что она учится прислушиваться не только к голосу разума, но и к голосу собственной души. Так на наших глазах рождается личность, рождается Человек в высоком смысле этого слова. Для такого Человека основой жизни является свобода мысли и чувства, ничего общего не имеющая ни с самодурством (неограниченная свобода выражения собственных эмоций) Дикого, ни с ханжеством Кабанихи. Монолог с ключом завершается полной победой человеческого в человеке: гармонией разумного и эмоционального начал.
touch.otvet.mail.ru
Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой?
Сцена разговора Катерины и Варвары во втором явлении 2-го действия помогает нам проанализировать особенности характера Катерины, дает нам ключ к пониманию ее дальнейших поступков, а также заставляет задуматься и над судьбой Варвары. Этот разговор происходит перед отъездом Тихона, когда Варвара строит планы вырваться хоть на время от материнского гнета. Она хочет лучше узнать Катерину, хочет выведать ее затаенные желания. Главное различие между Катериной и Варварой в том, что Катерина не умеет ничего скрывать, она честный, открытый, правдивый человек. Когда Варвара говорит ей, что заметила любовь Катерины к Борису, то Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу» . Варвара исподволь пытается изменить взгляды Катерины: во-первых, ей непонятна логика правдивого человека, во-вторых, она надеется сделать Катерину такой, как она сама. Варвара хочет доказать Катерине, что без лжи, обмана, лицемерия в доме Кабановых жить нельзя: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» . Катерина ведет внутреннюю борьбу со своим чувством к Борису: как человек религиозный, она боится греха, ее мучает совесть, что, будучи замужней, она мечтает о другом мужчине. А Варвара постоянно напоминает Катерине о Борисе, как будто хочет ее грехопадения. Видимо, Варвара чувствует нравственное превосходство Катерины, ее душевную чистоту, недаром имя Катерина означает «чистая» . Варвара хочет снизить нравственную планку Катерины, поставить на один уровень с собой. Катерина говорит Варваре, как она борется со своей любовью к Борису: «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла» . Враг — так в народе называют дьявола, так называет Катерина своего искусителя. Но в разговоре Катерины и Варвары в роли искусителя выступает Варвара. На все речи Катерины она отвечает: «Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» . Но Катерина так не может. И будь Варвара более дальновидной, она бы поняла, что ее поступки приведут к трагедии. Ведь характер у Катерины очень горячий, вспыльчивый, своевольный, непокорный: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять! » В этом же разговоре Катерина восклицает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случится! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! » В этих репликах чувствуются сила Катерины «уйти» от опостылевшего быта. После этих слов Варвара молчит, словно обдумывает свои дальнейшие действия, и предлагает Катерине на время отсутствия Тихона спать в саду, в беседке. Она, конечно, не объясняет Катерине, что по ночам хочет встречаться с Кудряшом. Простодушная, доверчивая Катерина не подозревает, зачем понадобилось ее согласие спать в беседке. Она соглашается, потому что единственный человек в семье Кабановых, с которым она может откровенно поговорить, излить свою душу, — это Варвара, которую она не хочет огорчить отказом. На примере двух рассмотренных нами женских образов А. Н. Островский отобразил проблему эмансипации женщин, которая приобрела особую актуальность в середине прошлого века, в связи с общими идеями освободительной борьбы. <a rel=»nofollow» href=»http://school-essay.ru/razgovor-kateriny-s-varvaroj.html» target=»_blank»>http://school-essay.ru/razgovor-kateriny-s-varvaroj.html</a>
touch.otvet.mail.ru