17. Русская культура 14-16вв.
Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.
Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.
Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. “Хождение за три моря” — описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.
Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.
В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. — как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.
Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564). Эта книга была выполнена на высоком для того времени полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве — здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В “Сказании о князьях Владимирских” подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва — это “Третий Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”, — утверждал он.
Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.
Заметный памятник духовной культуры XVI в. — “Домострой”, одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV — Сильвестр. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.
Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: “А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же”. Курбский представлял себе царскую власть иначе — царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.
Архитектура. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.
Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор -кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров — они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей — Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля — колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту — более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.
Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в Коломенском. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1551-1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.Живопись. Во второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А. Рублева уникальна по композиции и только ей свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе “Троица”. Традиции Андрея Рублева были продолжены и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае). Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А. Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.
studfiles.net
13. Культура и быт 14-16 вв.
В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица».
В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задон-щина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.
В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска.
В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.
14. «Смута» в России в начале 17 в.: причины, пути преодоления.
События рубежа 16-17 вв. получили название «Смутное время». Причины смуты заключились в обострении социальных сословных, финансовых и международных отношений в конце правления Ивана IV и его приемниках. Огромные затраты на Левонскую битву и разорение привели к экономическому кризису. 50% земель не обрабатывалось, а цены выросли в 4 раза. В целях закрепощения крестьян вводились «Заповедные лета» – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу. В 1597 г. принят указ о пятилетнем сыске беглом крестьян. В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Ивановича, Земский собор избирает царем Бориса Годунова. Он проводил дворянскую политику и против него выступили бояре. В 1601-03 гг. Борис Годунов в голодное время раздавал хлеб, разрешил выход на юге в день, что вызвало недовольство дворян. Против царя выступили все слои населения этим воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1604 г. он с польским отрядом выступил походом на Москву, Россию. Борис Годунов внезапно умирает и в мае 1605 г. Лже Дмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание данное полякам. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстания. Лже Дмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского. Из Польши весной 1608 г. выступил Лже Дмитрий II и в 1609 г. в районе Тушино разбил свой лагерь. Шведы, которых нанял Шуйский, разбили Тушенцев. В 1609 г. Поляки начали открытую интервенцию России, и подошли к Москве. В 1610 г. Шуйский был, свергнут, власть захватили бояре («Семи боярщина»), которые сдали Москву полякам и пригласили на престол польского королевича Владислава. Страну спасли ополченцы. В 1611 г. создано 1-ое ополчение во главе с Ляпуновым, но во время осады Москвы оно распалось. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде Минин и Пожарский создают новое ополчение, которое разгромило поляков. В 1613 г. Земский собор избирает царем Михаила Романова. В 1617 г. заключен мир со Швецией, и Россия вернула себе Новгородские земли. Договор с Польшей 1618 г. вернул России западные земли. В ходе борьбы Россия хотя и потеряла часть земель, но сохранила независимость и окрепла политически.
studfiles.net
Культура 14-16 вв. Литература. Образование
Расцвет житийной литературы.
Писатели: Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый-о митрополите Петре(перенёс центр в Москву), Сергие Радонежском.
Литература путешествий.( путевые записки).
Хождения. В последней четверти 165 в- светские хождения- путешествие Афанасия Никитина в Индию ( Хождение за три моря).1468-1474
Хронографы — всемирная история того времени. В сер.16в.- Пахомий Логофет —первый русский хронограф( при Иване 3)
Повести: «О Петре и Февронии Муромских» (вероятно, написал Ермолай — Еразм.сер. 16 в.)
Летописи – «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного.
Лицевой летописный свод (Никоновская летопись)- всемирная история до 16в. Летопись содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).
Исторические повести – героическая тематика.
-Казанское взятие,
-О хождении Стефана Батория на град Псков.
Развитие публицистики
— Сказания о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе — идея наследственной связи русских князей с византийскими и римскими императорами.
Публицист — Иван Пересвето в— в Сказании о царе Константине, Сказании о Магомете- Султане- изложил свою программу преобразования в стране. Идеал устройства- сильная самодержавная власть, опирающейся на поместное дворянство. За возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. В «Большой челобитной» (1549)звучит мысль, что, карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство.
Андрей Курбский — История о великом князе Московском и др.- за ограничение власти царя + его переписка с Иваном Грозным (1564-1577), в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. «…Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?»
Домострой (составил протопоп Сильвестр )-16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
Четьи — Минеи— 16в. 13 томов- свод церковной литературы
(ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём — все произведения русской письменности, одобренные церковью.
Появилась официальная идеология о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима «второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).
poznaemvmeste.ru
Русская культура в 14 -16 веках 1 Влияние
Русская культура в 14 -16 веках 1. Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры. 2. Летописание. 3. Устное народное творчество. 4. Литература. 5. Общественно-политическая мысль 16 века. 6. Живопись. 7. Архитектура.
Монголо-татарское иго Русская культура Подорвана материальная база: разгромлены города, ремесленники уведены в неволю По собственно культуре: уничтожены памятники архитектуры, письменности, исчезло летописание Положено начало отставанию русской культуры от западной
Главная задача – сохранить культурные памятники, которые не погибли во время татаро-монгольского нашествия 1247 – церковный собор во Владимире. Принято решение о сборе уцелевших книг.
Ведущая роль в сохранении культурного наследия – Новгороду и Пскову
Со второй половины 16 в. – наибольшее значение – Московское летописание 1442 — Пахомий Логофет составил «хронограф»
Летописные памятники 16 в. «Воскресенская летопись»
Летописные памятники 16 в. «Никоновская летопись»
Устное народное творчество Ведущие темы: — Борьба с татаро-монголами: — Борьба за единство страны.
Куликовская битва
Цикл новгородских былин Воспевалось богатство и могущество Новгорода, мужество защитников (былины о Садко, Василии Буслаевиче)
14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «Повесть о битве на Калке»
14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «О разорении Рязани Батыем»
14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «Песня о Щелкане» (восстание в Твери, 1327)
14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «О русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском»
Меркурий Смоленский
В традициях плачей написано: 1. «Слово о погибели Русской земли»
В традициях плачей написано: 2. «Сказание о Мамаевом побоище»
«Сказание о Мамаевом побоище»
В традициях плачей написано: 3. «Задонщина» (автор – Сафоний Рязанец)
Любовный жанр – первые «русские романы» . «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Жанр путешествий. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
Начало книгопечатания Крупнейшее событие в 16 веке – книгопечатание. Инициатива принадлежит Ивану IV, митрополиту Макарию. Цель: распространение единообразных церковных книг.
Иван Грозный и Макарий
1563 – в Москве открыта первая типография Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец
1564 – отпечатана первая книга «Апостол» – начало книгопечатания на Руси
«Домострой» – 16 век, автор (редактор) Сильвестр
Общественно-политическая мысль А) какую роль должна играть церковь? 1. Иосифляне (настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий): церковь должна иметь населенные деревни.
Общественно-политическая мысль 2. Нестяжатели (заволжский старец Нил Сорский): церковь не должна владеть населенными деревнями
Общественно-политическая мысль Б) какую роль должно играть самодержавие? Иван Пересветов: необходима сильная царская власть, опирающаяся на служилое сословие дворянство
Иван Грозный: самодержавие необходимо
А. Курбский: царь должен прислушиваться к другому мнению
Конец 14 – 15 в. в. – наивысший расцвет церковной живописи Феофан Грек Андрей Рублев
Конец 14 – 15 в. в. – наивысший расцвет церковной живописи Феофан Грек
Конец 14 – 15 в. в. – наивысший расцвет церковной живописи Андрей Рублев
Андрей Рублев Троица Спас
Андрей Рублев Благовещение Рождество
Новгородская церковь Спаса на Ильине
Часть иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Живопись 15 -16 в. в. – мастер Дионисий Пафнутьево-Боровский монастырь
Живопись 15 -16 в. в. – мастер Дионисий Ферапонтов монастырь
Живопись 15 -16 в. в. – мастер Дионисий Успенский собор Московского Кремля
Житейские иконы В центре – изображение святого, вокруг – маленькие «клейма» с изображением отдельных эпизодов его жизни строго по «житию»
Архитектура При Иване Калите – каменное строительство, при Дмитрии Донском – белокаменный Кремль
При Иване III и Василии IV завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля Иван III Василий IV
Московский Кремль
Московский Кремль
1479 – построен Успенский собор Кремля Архитектор, инженер Аристотель Фиорованти
Успенский собор Кремля
До начала 16 века итальянскими и русскими мастерами возведены: Благовещенский собор
До начала 16 века итальянскими и русскими мастерами возведены: Архангельский собор
До начала 16 века итальянскими и русскими мастерами возведены: Грановитая палата
Для московской архитектурной школы характерен «шатровый стиль» В каменном строительстве присутствуют элементы деревянной архитектуры. Церковь Вознесения в селе Коломенском
Венец архитектуры 16 в. – Покровский собор (храм Василия Блаженного)
Взятие Казани. Василий Блаженный
Вывод Культура 16 века – культура великорусской народности. В это время – предпосылки для появления новой русской культуры 17 века.
present5.com
Русская культура в XIV-XVI веках
Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.
С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.
Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, «Сказание о граде Китеже»). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо — полуустав.
Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод — «Троицкая летопись», созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.
Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: «О битве на Калке», «О разорении Рязани Батыем», «О мамаевом побоище», «Задонщина». Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в «хождениях» новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.
Церковная («житийная») литература также получила широкое распространение: «Житие Дмитрия Донского»; «Житие Стефана Пермского» Епифания премудрого, «Похвала Сергиевой добродетели», «Житие митрополита Петра» того же автора.
Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. — кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор — Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.
Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение «Троицу». Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.
Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.
В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.
Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. — Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный — в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих подданных.
С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.
Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) — выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы — иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).
Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.
Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина — создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.
Рекомендуем прочитать:
Конспект по истории России
rgrtu-640.ru
Вариант 2 Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.
К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы. Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на «Куликовском поле», героизм русских воинов. В «Задонщине» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о победе над монголо-татарами. Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки «Хождение за три моря», где повествует об обычаях и красотах этого края. Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России «Апостол», а позже «Букварь». В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный «Троицой». Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность. Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело. Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.
Вариант 3 Культура России в XIV – XVI в. В.
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.
Общественно-политическая мысльпроблемы того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.
Литературно-пубпицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». О том что русские князья потомки римского императора Августа , вернее его брата Пруса. И о том , что Владимир мономах получил от Византийских царей символы царской власти – шапку и драгоценные брамы-оплечья.
В церковной среде был выдвинут течис о Москве — «третьем Риме» Первый Рим “ вечный город”- погиб из-за ересей; “второй Рим”- Константинополь – из-за унии с католиками; “ третий Рим”- истенный хранитель христианства- Москва, которая будет существовать вечно.
И.С. Пересветоврассуждал о необходимости создания сильной самодержавной власти , опирающейся на дворянство, Вопросы, касающиеся родит и места знати в управлении феодальным государством , нашли отражения в переписке Ивана VI и А. Курбского.
Летописание. Продолжало развиваться русское летописание.
«Летописец начала Царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.
Никоновскую летопись. огромный летописный свод московских летописцев, своеобразная историческая энциклопедию XVI в(принадлежала патриарху Никону). содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).
Исторические повести в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.)
Хронографы. Свидетельствуют об обмирщении культуры «Домострой» (в переводе — домоводство), содержащая разнообразные ( полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, автором которой считают Сильвестра.
Начало книгопечатания
1564 г. — первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров н его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку«. За весь-XVI в 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и вXVI, и в XVII в.
Архитектура строительство шатровых храмов Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенское, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани
Строительство больших пятиглавых монастырских храмов типа Успенского собора в Москве. (Успенский собор в Тронце-Серхвевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове )Строительство небольших, каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, И посвящались. покровителю ремесла. Строительство каменных кремлей.
studfiles.net
12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.
В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения.
Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.
Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. Первой русской ересью было стригольничество. Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и Пскове.
Живопись
Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.
Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.
Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание, возникает Московский печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.
Научные знания в XVI в. носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии — специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других церковных праздников по годам.
13. Смутное время в начале 17 века.
1598-1613 (смута-распад государственности)
После смерти Ивана4(1584)престол унаследовал Федор — не способный для правления человек. Вся власть была у его шурина Бориса Годунова. Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного. После смерти Федора, не имевший наследства, Земским собором был избран царем Борис Годунов. Что позволило отодвинуть назревавший соц. конфликт. 1601 — в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за сына Ивана4 . в1605 Бояре предав Бориса присягнули к Лжедмитрию, который начал царствовать. В1606в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Василий Шуйский. Усиление крепостного гнета, нестабильность и произвол феодалов вызвали восстание крестьян, холопов. 1606-первая крестьянская война. Основные причины: процесс закрепощения (указы1581,92,97),нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву.
Летом 1607 г., когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.
Причины смуты: 1. прервался род Рюриковичей (последователи от Бога) 2. Начало 17в являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. Нравственная проблема
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ: Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. В конкретных геополитических условиях был избран дальнейший путь развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура
studfiles.net