Боярская дума период семь власть смута бояре – Семибоярщина — Википедия

Содержание

годы правления 1610-1613, состав, реформы

19 января 2018 | Категория: Смутное время

Семибоярщина – переходное правительство из 7 бояр, захватившее власть в России в июле 1610 года и формально просуществовавшее до избрания на трон Михаила Романова. Это краткое определение весьма неоднозначного времени в истории Российского государства. Чтобы постигнуть суть этого термина, необходимо вспомнить основные события, которые привели к созданию Семибоярщины.

Состояние государства к моменту создания Семибоярщины

После смерти Лжедмитрия І русский трон занял князь Василий Шуйский (1606–1610 гг.). Но это не только не прекратило Смуту, но ещё больше усилило её. В стране разразилась гражданская война. Шуйскому удалось справиться с восстанием Ивана Болотникова, но последующие события стали для него губительными. Россия одновременно оказалась:

  • охвачена восстанием Лжедмитрия II;
  • в состоянии войны с Речью Посполитой.

Восстание Лжедмитрия II привело к образованию в стране двух царей и двух правительств. Чтобы подавить восстание самозванца Шуйский заключил союз со Швецией. Но этот шаг повлек за собой вторжение в Россию Сигизмунда ІІІ. Войска поляков и Лжедмитрия II двинулись на Москву.

В этот критический момент бояре организовали свержение Шуйского. Царя насильно постригли в монахи, а затем выдали полякам. Так начался период междуцарствия, длившийся с 1610 по 1613 год.

Правление Семибоярщины

В результате переворота, произошедшего в июле 1610 года, в России началось правление Семибоярщины или 7 наиболее влиятельных членов Боярской думы. В состав первой Семибоярщины входили Ф. Мстиславский (был главой), И. Воротынский, Б. Лыков, А. Трубецкой, И. Романов, Ф. Шереметев и В. Голицын. Что представляла собой внутренняя и внешняя политика этого боярского правления?

Князь Федор Иванович Мстиславский

Их главной целью было расширение власти Боярской думы. Не менее важным для участников Семибоярщины было прекращение смуты и избрание нового царя. Желая покончить с войной, бояре позвали на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда ІІІ.

Официальное приглашение на трон Владислава состоялось в августе 1610 г., в то время под Москвой стояли войска польского гетмана Жолкевского. Столь неоднозначным способом бояре рассчитывали одновременно достигнуть двух целей – избавиться от польских захватчиков и сохранить свою власть. Члены Семибоярщины планировали получить правителя-марионетку, который бы делегировал ряд полномочий Боярской Думе. Это могло быть началом невиданных доселе реформ.

Владислав должен был принять православие, признать личную и имущественную неприкосновенность служилых людей и существенно ограничить количество приближённых лиц из поляков. Старания бояр не возымели должных последствий. Сигизмунд III не только не согласился на предложенные условия, но и потребовал русский трон себе.

Итоги боярского правления и мнения историков

В ночь на 21 сентября 1610 г. правительство Семибоярщины решило тайно впустить в столицу польские войска. Многие историки рассматривают этот факт как акт национальной измены. В некотором смысле это запятнало имена бояр, а в истории России понятие Семибоярщины стало символом предательства.

С октября 1610 власть в Москве сосредоточилась в руках руководителей польских военных формирований, С. Жолкевского и А. Гонсевского. С русским правительством поляки особо не считались, поэтому достаточно скоро бояре поняли, что совершили ошибку.

Семибоярщина номинально работала вплоть до освобождения страны от иноземных захватчиков Вторым ополчением, которое возглавили К.Минин и Д.Пожарский. Боярское правительство, олицетворявшее предательство, было свергнуто.

Стоит отметить, что в польской историографии период правления Семибоярщины имеет в основном положительную оценку. В любом случае, если бы первоначальный замысел бояр имел успех, Московское государство мог ждать совершенно другой путь развития.

archeonews.ru

Падение Боярской думы 16-18 вв

Борьба с боярством
при Иване Грозном

Иван
Грозный в своей внутренней политике планомерно шел к утверждению самодержавия в
Московском государстве. Это прослеживается в нескольких направлениях,
результатом которых является уменьшение влияния Боярской думы. Царю необходимо
было укрепить свою власть. Русское дворянство было особо заинтересовано в
проведении реформ, которые были разработаны И. С. Пересветовым.
Необходимость перемен он изложил царю в двух челобитных (прошение, заявление,
жалоба в Русском государстве XV – начале XVIII в.):
идея сильной царской власти, обуздания боярского самоуправства, опора на
служилых людей (дворян). Эта программа была поддержана царем. Проведена земская
реформа 1555–1556 гг., одним из результатов которой была ликвидация
кормлений. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в
пользу казны – «кормленый окуп». Некоторые авторы не согласны с тем, что отмена
системы кормлений была наступлением на боярство. «Кормления вовсе не были, как
часто полагали, системой боярской власти на местах, а их отмена не была ударом
по феодальной аристократии».

Н. Е. Носов тщательно проанализировал состав
кормленщиков «последнего призыва» и пришел к обоснованному выводу, что они
отнюдь не были только представителями крупных боярских родов, а рекрутировались
из всего состава государева Двора в целом. Но, не смотря на данные выводы,
большая часть кормленщиков все, же происходила в целом из среды феодальной
аристократии. И это в полной мере можно назвать шагом на пути ограничений и
ущемлений прав бояр, в данном случае наблюдаются экономические потери, т.е.
«корм». Кроме приговорах о кормлениях правительство принимает в 1556 г.
ряд других важных указов, регулирующих служебные обязанности землевладельцев.
Устанавливается единая норма военной службы с земельных владений: с каждых 170
га земли «в одном поле» должен был идти в поход один вооруженный человек.
«Реформы Ивана Грозного узаконили положение, при котором все члены феодального
сословия были обязаны нести службу, как с поместий, так и с вотчин». «Все
феодалы землевладельцы независимо от размера своих владений становились
служилыми людьми государства». Таким образом, в какой-то степени уравнивалось
положение бояр и дворян в служебной повинности перед государством. Следующий
шаг – это изменения внутри самой Думы.

Чтобы умерить в Думе значение бояр – княжат,
царь Иван стал назначать туда людей незнатных, но знающих дело и зависевших в
своем благополучии не от «породы», а от него – великого государя. Таких
незнатных, но нужных ему людей царь Иван жаловал чином думных дворян. Они
заседали в Думе вместе с боярами и окольничими. Преследуя знать и стараясь
держать ее по возможности дальше от непосредственного участия в делах, царь
Иван и в приказы назначал по-прежнему на первые места бояр, а в товарищи им
давал дьяков, людей простых, выслуживавшихся только своим знанием дела. Дьяки
являются в XVI в. собственно настоящими правителями приказов и в этом
звании оказывают сильное влияние на дела в Боярской думе, участвуя в ее
заседаниях в чинах думных дьяков. Таким образом, с конца XVI в. Боярская
дума перестает быть советом исключительно знати, княжат, потомков удельных
князей при государе всей Руси, и в среду ее начинают проникать новые люди,
незнатные, в чинах думных дворян и думных дьяков. Одновременно с политическим авторитетом
боярства, стало колебаться и боярское землевладение, во-первых, под тяжестью
ратных служб и повинностей, которые на него ложились с особенной силой во время
войн Грозного, а во-вторых, от недостатка рабочих рук, вследствие того, что
рабочее население стало с середины XVI в. уходить со
старых мест на новые земли.

Продавая и закладывая часть земель капиталистам того
времени – монастырям, бояре одновременно должны были принимать меры против
того, чтобы не запустошить остальных своих земель и не выпустить с них крестьян
за те же монастыри. Таким образом, сверху, от государей, боярство не встречало
полного признания того, что считало своим неотъемлемым правом; снизу, от своих
«работных» оно видело подрыв своему хозяйственному благосостоянию; в духовенстве
же оно находило в одно и то же время и политического оппонента, который стоял
на стороне государева «самодержавства», и хозяйственного соперника, который
отовсюду перетягивал в свои руки и земли и земледельцев. В этот период Дума еще
сильна, сильно боярство и его экономический и политический вес. В начале 1560-х
гг. царь отстранил от власти прежнее правительство и казнил нескольких видных
бояр. Все это вызвало протест Думы. В России отношения власти и подданных
всегда регулировались не, сколько законами, сколько не писаными нормами и
традициями. Нельзя было просто отрубить голову боярину, надо было предъявить
обвинения и заручиться поддержкой Думы.

Но «опричнина нанесла удар по Боярской
думе». Р. Г. Скрынников выдвинул гипотезу о том, что опричнина пережила два
этапа: на первом (в 1565–1566 гг.) ее основной удар был направлен против
княжеско-боярской оппозиции (его результатом были начавшиеся казни и ссылки в
Казанский край множества феодалов), а на втором, во время массового террора
(1567–1572 гг.) пострадали в первую очередь представители старомосковского
боярства. В этот период, когда царь получил право казнить всех «изменников»
начинается планомерное истребление членов родовитых княжеско-боярских фамилий.
Опричнина не только не только физически уничтожала бояр и княжат, это мера
коснулась в первую очередь экономической составляющей боярского благосостояния
– землевладения (вотчины). Опричнина ликвидировала крупное княжеское и боярское
землевладение со всеми его привилегиями. «Уничтожение политической роли
крупного феодального владения путем ликвидации его экономической базы –
конфискации земли» – это путь, по которому боярство было поставлено «в еще
большую зависимость от монархии». Оппозицию царь разгромил – в целом цель,
которую поставил перед собой Иван Грозный, была достигнута. «Княжеско-боярская
аристократия если и не была уничтожена ею (опричниной) целиком, «всеродне», то
во всяком случае разгромила так, что не являлась уже политически опасной для
самодержавной власти московского царя». Правление Ивана Грозного – это время
окончательной победы государственных начал. На данном этапе на первый план
выходит второстепенный феодальный класс – поместный дворянин и сын боярский,
который и станет в последующем хозяином в политике.

Боярство и Боярская дума периода Смуты

Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, к разрушению моральных ценностей и устоев общества. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII века. Нарушив «старину», грубо поправ казавшиеся безусловными обычаи, растеряв во время опричнины результаты, достигнутые во время реформ 1550-х гг., власть обрекла себя на нестабильность. Кризис возник в 1598 г., когда встал вопрос о новом царе. В этой ситуации необходимо было согласовать интересы различных социальных групп. Политическая борьба и интриги претендентов на русский престол выдвинули на первые ряды Бориса Годунова. «На более высоком уровне политической жизни наметились попытки ограничения самодержавной власти царя». По сообщению М. Татищева, в 1598 году, не желая повторения кровавых репрессий Грозного, бояре потребовали, чтобы новый Борис «государству по предписанной грамоте крест целовал». Г

одунов крест целовать не стал, вместо этого он поднял над головой рубаху в знак того, что готов поделиться с народом всем, что у него есть. Таким образом, Годунов никаких уступок думцам не предоставил, все оставалось как прежде, т.е. роль боярства и Боярской думы шла по пути снижения, наметившегося еще при Грозном. Годунов чувствовал себя на троне не слишком уверенно и, опасаясь заговоров, поощрял доносы, затевал интриги, прибегал к открытым репрессиям. Однако стремление единолично властвовать не позволили Борису вовремя сделать необходимые уступки социально-политическим интересам различных общественных групп и сословий. Оттолкнув одних он не приблизил к себе других, его власть не нашла опоры на какую-либо социальную группу общества. Колебания и нерешительность властей стали гибельными для новой династии, которая не устраивала все сословия. Такая же ситуация постигла их и при Лжедмитрии I, самостоятельная политика нового царя, его нежелание считаться с Боярской думой опрокинули все их планы. Добиться ограничения царской власти удалось спустя семь лет. Боярский заговор и мятеж москвичей привели к тому, что на троне оказался один из выходцев заговора – Василий Шуйский (1606–1610), заслуживший репутацию боярского царя.

Вступая на престол, Шуйский произнес клятву народу и дал обещание, что наиболее важные судебные дела будут рассматриваться совместно с Боярской думой; обещал не подвергать опале бояр без согласия Думы. Эти заверения Шуйского стали первой попыткой построения государственной власти на основе ограничения самодержавия. Хотя по замечанию В. О. Ключевского, «все обязательства, принятые на себя царем Василием по этой записи, были направлены исключительно к ограничению личной и имущественной безопасности подданных от произвола сверху, но не касались прямо общих оснований государственного порядка не изменили и не определили точнее значения, компетенции и взаимного отношения царя и высших правительственных учреждений». Это показывает на отсутствие какой-либо сословной солидарности, каждый думает только о своих интересах. В этом смысле требования Боярской думы не ограничение самодержавия, а попытка самосохранения: себя, своего имущества, политического положения. Показательна в этом отношении фигура «боярского» царя В. Шуйского, которого Н. Костомаров характеризует как самое жалкое лицо, когда-либо сидевшее на московском престоле (не исключая и слабоумного Федора), готового чередовать ложные клятвы под присягой с их нарушением; готового войти в любые политические союзы и предать всех и вся во имя сохранения власти. Против этого «боярского царя» поднялись средние служилые люди и крестьянство, т.е. те слои населения, которые больше других терпели от боярского засилья.

Царь Василий недолго усидел на царстве. После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 года к власти пришла Боярская дума. Фактически всё управление государством осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого и других). Это боярское правление получило у современников наименование «семибоярщины». Боярство окончательно уронило свое значение в народе после того, как согласилось на избрание в цари московские и всей Руси польского королевича Владислава. Здесь примечателен «Тушинский проект» Михаила Салтыкова в начале 1610 года. Проект договора об условиях передачи московского престола 15-летнему сыну Сигизмунда III Владиславу. Царская власть ограничивалась Боярской думой и Земским собором. Это в очередной раз показывает слабость боярства, которые не смогли преодолеть взаимное соперничество, какие-то эгоистические моменты и выбрать из своей среды нового царя, который бы устраивал всех и радел за дело ограничения власти самодержца. В этом в какой-то степени виновато христианство с ее теорией о божественном происхождении власти и о помазаннике божьем.

Местническая система боярства, которая в какой-то степени консолидировала сословие, но и держало его замкнутым (вряд ли было возможным выдвижение царя без ропота части боярства, а точнее их враждующих группировок). Наличная Боярская дума выдержала, правда, не совсем по своей воле осаду Кремля вместе с польским гарнизоном, когда на выручку Москвы пришло ополчение низовых городов. Политическое влияние боярства упало в это время так, что, когда началось избрание нового царя, избирательный собор предложил думцам уехать в их деревни, и они были позваны в Москву после того, как наметилось избрание нового государя. Этому падению политического значения княжьего боярства очень способствовало то обстоятельство, что после мер Грозного царя и событий Смутного времени ряды знатного княжеского боярства сильно поредели. Как отмечал С. Ф. Платонов, «Для московской аристократии время Смуты было тем же, чем были войны Алой и Белой Роз для аристократии Англии: она потерпела такую убыль, что должна была воспринять в себя новые, демократические, сравнительно, элементы, чтобы не истощиться совсем». И ко второй половине XVII в. как замечает Котошихин, «Прежние болшие роды, князей и бояр, многие без остатку миновалися». Угасли фамилии князей Милославских, Шуйских, Воротынских, и место их заняли другие, менее родовитые люди.

Боярская дума при первых Романовых

Изменения в составе Боярской думы

И при новых
царях Боярская Дума по-прежнему является советом наиболее знатных и родовитых
людей при государе, но теперь, в XVII в., эта знать не так знатна, если
можно так выразиться, как она была знатна в XVI в. По мнению
исследователей, аристократический уклад Боярской думы был сломлен бурями эпохи
опричнины и Смутного времени. Новая династия сама создавала свой боярский совет,
лишь отчасти по традиции считаясь с вниманием к «родословным» людям: «Боярство
XVII в. ближе по типу к вельможным верхам» случайных «людей XVIII
столетия, чем к своим историческим предкам времен старой династии. Мало в его
рядах кровной знати. Зато оно доступно не только людям «меньших родов», но даже
приказным дельцам и простым провинциальным дворянам, вовсе не родословным, но
возвышенным царскою милостью и собственной выслугой. Боярская дума царей
Михаила и Алексея – чиновный и сановный совет при государе, далекий от того,
чтобы иметь собственный общественный вес, свои традиции и притязания. Лишенная
какого-либо определенного отпечатка, она – покорное орудие верховной власти». В
Думе увеличивается ее неродовитая часть, а именно число думных дьяков. В начале
века было 2–3 думных дьяка, во второй половине (в 1677 г.) их число
увеличилось до 11 человек.

Таким образом, «к концу XVII в.
Дума превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей». Боярство
уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на
монарха или оспаривать его решения. Царь предпочитал выбирать людей умных и
даровитых, возвышать по способностям, а не только по знатности рода. Так, его
любимейший боярин, начальник посольского приказа А. Л. Ордин-Нащекин
происходил из бедной семьи псковских служилых людей. «Ордин-Нащекин…прошел
большой, длительный и тернистый путь – от захудалого провинциального дворянина
до лица, облеченного высшей правительственной властью, осыпанного всеми почти
возможными наградами, отличиями, почестями». И таких вот выходцев из низов
служилых людей с каждым годом в Думе было все больше и больше. Важные отрасли
делопроизводства в Думе, такие как дипломатия, финансирование полностью
переходят под контроль нетитулованной и неродовитой части Боярской думы. По
существу боярство находилось в Думе по традиции сложившейся веками, а не по
заслугам или иным личностным качествам. На заседаниях Боярской Думы царь
зачастую присутствовал сам, руководил совещаниями, заранее записывал на
листочке бумаги вопросы, о которых нужно было посоветоваться с боярами.
Выслушав советы, решения принимал самостоятельно, если согласия не находил. Но
чаще всего бояре соглашались с царем. Внутри самодержавие укрепилось. Никто
государе не мог ни судить, ни жаловать. Жизнь, имущество, имение зависело от
произвола царей. И, несмотря на то, что писали: «Государь указал, бояре
приговорили», но сия законная пословица была на Руси… панихидой на усопшую
аристократию боярскую».

Отмена местничества

Институт местничества возник на рубеже XV–XVI вв., как
следствие централизации государства и ликвидации удельной системы, т.е. со
времени превращения бояр в обязательно-служилых людей. «Местничество как
система, замещения должностей и служебного функционирования высших рангов
служилого сословия в государстве – чинов государева двора». К середине XVI века
местническая система приняла незыблемый характер. С ней вынуждены были
считаться и великие князья, и последовавшие за ними цари. В начале царствования
Ивана Грозного была составлена официальная родословная книга «Государев
родословец», в которой содержалась поимённая роспись основных аристократических
родов по поколениям. Перечисленные в этом документе фамилии стали называть
родословными. Родословец позволял четко определить старшинство лиц одного рода
при назначении на должности. С. Долгое время попытки ограничить
местничество успехов не имели, так как назначение любого представителя рода на
низшую должность, чем ему положено по заслугам предков, автоматически понижала
места в служебной иерархии для всех его потомков. Поэтому бояре и окольничие
готовы были подвергаться жестокой опале и даже идти на плаху, но место «не по
отечеству» занимать категорически отказывались.

Во второй половине XVII в.
местничество выглядело вредным анахронизмом, и самодержавная власть по
собственной инициативе решила пресечь этот давний обычай. Побудительным толчком
послужила война с Турцией, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским миром,
условия которого не могли удовлетворить Россию. Возник вопрос о преобразовании
войска. Еще в царствование Михаила Федоровича не только были приглашены
иностранцы в русскую военную службу, но из русских людей были составлены полки,
обученные иностранному строю. Теперь же возник вопрос о необходимости
преобразования в целом состава русского войска. Поскольку, как говорилось в
царском указе, «неприятели показали новые в ратных делах вымыслы», выборные из
военных чинов должны были помыслить о том, как «прежде бывшее воинское
устроение, которое показалось на боях не прибыльно, переменить на лучшее». С. Совещание
возглавил князь Василий Васильевич Голицын один из знатнейших бояр, человек
образованный и просвещенный. Голицын, обсуждая с выборными служилыми людьми
переустройство военной силы Московского государства, предложил «для лучшего устроения
государевых ратных и посольских всяких дел» оставить и искоренить все счеты с
местами.

Его предки готовы были пойти в ссылку и в тюрьму за местнические
привилегии, однако князь В. В. Голицын, один из самых просвещенных людей
своего времени, видел необходимость преобразований. К тому же разочарование в
неудачных для России результатах войны было настолько сильным, что выборные
люди, посовещавшись, объявили то, о чем раньше никто не осмеливался заявлять
вслух. Служилые люди предложили отказаться от местничества. Сначала речь шла
только о военной сфере, но раз высказанная мысль получила свое логическое
завершение, и через несколько дней от имени выборных была подана челобитная, в
которой ставился вопрос об упразднении местничества вообще. М. Царь Федор
Алексеевич и его ближайшее окружение были готовы к такому повороту событий и
поощряли его. 12 января 1682 г. царь Федор Алексеевич обсуждал этот вопрос
на соборе из думных чинов, дворян и духовенства. Царь обратился к собравшимся с
речью, в которой указывал, как со времен деда его, царя Михаила, началась
постепенная отмена неприкосновенности местничества, как при его отце, царе
Алексее, тоже во многих походах «все чины были безместны во время того
безместия, при помощи Божьей, славные над неприятелем победы учинились. А
которые бояре, презрев его государское повеление, вчинили тогда места, и тем
чинено наказание и разорение отнятием поместий и вотчин»…

Затем царь отметил,
что когда в других походах «между бояр и воевод, для случая отечеств их, многие
были несогласия и ратным людям теснота, и того их несогласия многий упадок
ратным людям учинился, а именно – под Конотопом, под Чудновым и в иных многих
местах». Возникновение местничества государь приписывал лукавству
«злокозненного супостата общего дьявола» и объявлял, что желает «эти
разрушающие любовь местничества разрушить и от такого злокозньства разрозненные
сердца в мирную и благословенную любовь соединить». Патриарх отвечал царю
речью, в которой резко порицал местничество, как «источник горчайший всякого
зла и Богу очень мерзкий, а царственным делам вредный», и хвалил за доброе
намерение, «за премудрое благоволение». Царь обратился тогда к боярам и просил
их, чтобы каждый из них высказал «чистосердечно свою мысль без всякого зазора».
Бояре, окольничие, все думные люди единогласно отвечали: «чтобы великий
государь указал учинить по прошению патриарха и архиереев и всех их – быть им в
военных чинах без мест для того, что в прошлые годы во многих ратных,
посольских и всяких делах чинились от местничества великие напасти, нестроения,
разрушения, неприятелям радость, а между ними самими было противное дело:
великие продолжительные вражды».

Выслушав этот ответ, государь приказал
принести разрядные книги и сказал: «Для совершенного искоренения и вечного
забвения те все прошения о случаях и о местах записки изволяем предать огню,
чтобы та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь не памятна была и
соблазна и преткновения никто никакого не имел. И от сего времени повелеваем
боярами нашими и окольничими, и думными, и ближними, и всяких чинов людьми на
Москве, в приказах и у расправных дел, и в полках у ратных, и у посольских, и
везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем
никакими прежними случаями не считаться и никого не укорять». Все собравшиеся
отвечали на это: – «Да погибнет в огне это богоненавистное, враждотворное,
братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не вспомнится
вовеки!» В тот же день разрядные «записки о местах» были преданы огню в сенях
дворца. Боярин князь Долгорукий, думный дьяк Семенов, митрополиты и
архиепископы «при том стояли, пока те книги совершенно все сгорели». Так
прекратила свое существование главная опора первенствующего положения знати в
правительстве Московского государства. М. На место «породы» теперь при
служебных назначениях становится основой царская милость и заслуга. Пока знать
была сильна, было крепко и местничество, ослабла знать – и оно пало легко, без
борьбы, как «зяблое дерево».

В конце XVI в. бояре говорили: «то им смерть,
что им без мест быть», а в конце XVII в. она жгут записки о местах по
единогласному приговору. Так как местничество основано было на связи
политического положения родовитого человека с значением его предков,
следовательно на предании, a это предание часто не имело никакой опоры ни в
экономическом положении, ни в личном значении родовитых потомков, то московское
боярство царя Алексея можно назвать в полном смысле слова «аристократией
воспоминаний». Но эта аристократия понесла столько потерь в своем генеалогическом
составе, так разбилась, растворяясь в массе дворянства, что стало трудно
поддерживать местнический порядок, высчитывать отечество каждого, и в конце
века сами наличные остатки боярства принуждены были согласиться на отмену того,
за что, как выразился один боярин царя Алексея, «прежде наша братия помирали».
Так не боярство умерло потому, что осталось «без мест», чего оно боялось в XVI в.,
a «места» исчезли потому, что умерло боярство и некому стадо сидеть на них. М. Если
прежнее время правительство не могло обойтись на службе только одними знатными
людьми, то в XVII в., когда государственная жизнь так усложнилась и
требования ее стали так разнообразны, обходиться в высшем правительстве только
одной знатью стало совсем невозможно. Понадобились люди «студированные»,
особенно в ведомствах, финансовом и иностранных деле, где, при тогдашних
обстоятельствах, требовался большой навык и опытность в делах, приобретаемые
долговременной службой, любовью к делу, умом и изобретательностью. Эти качества
– «промысел» и «рассмотрение» – не всегда совмещались с родовой знатью.

Окончательное падение боярства и Боярской думы при Петре I

После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и
сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает. Царская
власть, эволюционировавшая в сторону абсолютизма, уже не нуждалось в сословном
учреждении, являвшемся цитаделью крупной феодальной аристократии. М. Окончательно
Боярская дума прекратила свою деятельность при Петре I. Уезжая за границу в
1697 г., Петр приказал всем боярам и начальникам приказов съезжаться к
правителю Преображенского приказа князю Ф. Ромодановскому и «советовать,
когда он похочет». Этот «злой тиран, пьяный по вся дни», по выражению князя
Куракина, «скудный в своих рассудках человек, но великомочный в своем
правлении», по отзыву Курбатова, облеченный чрезвычайными полномочиями по
политическим розыскам, стал главою кабинета, председателем Думы, хотя не имел
думного чина, был только стольником. Старая законодательная формула «государь
указал и бояре приговорили» могла бы теперь замениться другой: Т. Стрешнев
или князь Ф. Ромодановский указал, и бояре смолчали. М. Другая
тенденция, точнее, нужда отразилась на правительственном ведомстве самой
Боярской думы. Донимаемый на каждом шагу новыми расходами, Петр хотел
ежеминутно знать свои наличные средства, рассеянные по многочисленным приказам.

Для этого в 1699 г. восстановлен был Счетный приказ, или Ближняя
канцелярия. Это – орган государственного контроля: сюда все приказы обязаны
были доставлять еженедельные и ежегодные ведомости о своих доходах и расходах,
об управляемых ими людях и зданиях и т.п. По сродству дел контрольная палата
стала собственной канцелярией и обычным местом заседаний Боярской думы. Так
постепенно изменялись состав, круг дел и характер деятельности боярского
совета. Этот совет, издавна составлявшийся из родовитых людей, теперь, с
разложением боярства, перестал быть боярским, превратился в тесный комитет с
разрушавшимся генеалогическим составом и с иным значением. «В годы самостоятельного
правления Петра I Боярская дума изменила весь свой облик и превратилась в чисто
бюрократический орган». Боярская дума привыкла действовать при государе и
вместе с ним, под его председательством, и имела законодательное значение.
Теперь, действуя без государя, то и дело отлучавшегося, она могла сохранить
только распорядительное значение, решая текущие дела из приказов, а также
практически разрабатывая и приводя в исполнение наскоро данные особые поручения
государя по внутреннему управлению. М. Попытки боярства превратить
Боярскую думу в орган, ограничивавший царскую власть, запоздали и реального
значения иметь не могли. К моменту прихода Петра традиционная система
властвования не отлилась в устойчивые правовые формы.

Боярская дума не стала ни
палатой лордов, ни высшим бюрократическим институтом, хотя уже складывалась
практика работы её отделений: палат, комиссий; формировалось делопроизводство –
верный признак организационного начала. И в других сферах правовой обычай не
получил формы писаного закона и поэтому был сметён как разновидность «старины».
«По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный совет,
утрачивала свое значение, чтобы в начале XVIII века
исчезнуть в потоке времени». М. Всё это накрыла война (Северная война 1700–1721
годов), которой воспользовался Пётр, чтобы окончательно разрушить старую
систему властвования, резко сузить круг людей, причастных к выработке
стратегических решений. В некотором смысле мы имеем дело со своеобразной «новой
опричниной». Война требовала чрезвычайности, отсутствия царя в Москве. Это
парализовало работу Боярской думы и всей старой системы управления. При этом
старая система чинов, на которой держалась власть, как бы зависла в воздухе с
обрубленными корнями, ибо Пётр стал проводить своеобразный «перебор людишек»:
прекращается пожалование в думные чины и ближние стольники и за десять лет
Боярская дума уменьшается в десять раз. Человек ближайший к царю и потом
сильнейший из вельмож, Александр Данилович Меньшиков, не имеет ни одного из
старых чинов; то же самое и Апраксин, и Ромодановский, и другие люди,
пользовавшиеся особенным доверием государя.

Таким образом, можно было ожидать,
что старые бояре и окольничие мало-помалу вымрут без преемников, и старые чины
исчезнут сами собой, без торжественного упразднения. М. Нарождающаяся
система чинов (отлившаяся потом в Табель о рангах) никак не синхронизируется со
старой чиновной системой. Всё это происходит на фоне резкого усиления
единоначалия, расцвета института чрезвычайных комиссаров. Гвардейцы и иные
порученцы, как новые опричники, начали в грубых формах осуществлять власть и
надзор во всех сферах управления. Сведения о заседаниях Думы обрываются где-то
около 1704 года, хотя уже с 1701 года ее функции как высшего правительственного
органа стала выполнять так называемая «Консилия министров» – совет начальников
важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр. А. В
1711 году царем был создан новый орган – Сенат: «Указ объявить последующий.
Определили быть для отлучек наших правительствующий сенат для управления…».
«Около старого здания возведено уже новое, перед которым старое не преминет
исчезнуть». Необходимость в думе окончательно отпала.

Петр I перестал
присваивать думские чины, и за счет естественной убыли членов Боярской думы она
окончательно исчезла. Последний российский боярин князь Иван Трубецкой
скончался 16 января 1750 года. Падение родовитого боярства, как первенствующего
правительственного класса, и появление у власти людей неродовитых, выдвинутых
вперед службой, замеченной великим государем, изменило сам характер
правительства. Из прежнего аристократического, самодержавно-боярского,
правительство Московского государства превращается в концу XVII в. в
правительство самодержавно-приказное и дворянское. Р. Двор, служба при
дворе, личная известность государю становятся теперь ступенями к занятию высших
должностей в стране. Можно заметить, как рядом с таким ходом дела прежние
названия – служилый человек, сын боярский, обозначавшие людей по преимуществу
занятых на государственной службе, все более вытесняются новым – дворянин. Двор
царя является теперь средоточием всего управления, царская милость и гнев
решают судьбу служилого человека; чтобы продвинуться вперед по службе, ему
нужно быть своим при дворе, нужно быть дворянином.



biofile.ru

Семибоярщина 1610-1613 годов (кратко)

Эпоха «смутного времени» включала в себя своеобразный республиканский период. С 1610 по 1613 год в России фактически (часть времени и официально) не было царя, а власть пыталась отправлять группа из 7 членов Боярской Думы. Первая попытка коллегиального правления оказалась неудачной – бояре фактически повели себя как изменники.

Смутное междуцарствие

Отсутствие монарха на престоле – одно из последствий «смутного времени». В 1610 году был свергнут Василий Шуйский. Он почти официально числился «боярским царем», и при нем самоволие знатнейших семейств расцвело пышным цветом. Но имеющееся положение не устраивало никого – среди бояр были победители и жаждущие реванша, страну разоряли внешние войны (с Речью Посполитой, татарами и Швецией) и сотрясали восстания (крупнейшим была война под предводительством Болотникова).

Претендентов на престол хватало. Свои претензии предъявлял «тушинский вор» – Лжедмитрий II. Были сторонники и у свергнутого и постриженного насильно в монахи Шуйского. Король польский, Сигизмунд III, желал видеть на московском престоле «своего человека» и мог подкрепить свое желание реальной силой – войско гетмана Жолкевского представляло собой на тот момент самое сильное войско на русской земле.

Причины неожиданного республиканизма

Естественно, ни о каком установлении республики речь не шла. Временные правительства из бояр создавались в России и ранее. Они должны были править на время отсутствия царя (к примеру, если он на войне) либо назначать выборы монарха через созыв Земского собора.

Теоретически и Семибоярщина 1610-1613 годов создавалась для проведения выборов. На деле же ее представители почти открыто заявляли о том, что их цель – не дать продвинуться никому из соперничающих родов. Именно по этой причине глава Семибоярщины князь Мстиславский сразу заявил, что видит на престоле только нерусского монарха.

Незаконченное предательство

Кроме князя Ф.И.Мстиславского, в состав Семибоярщины вошли еще князья А.В.Голицын (он умер до окончания периода боярского правления), А.В Трубецкой, И.М.Воротынский и бояре Ф.И.Шереметев, Н.И.Романов и Б.М.Лыков-Оболенский. Между ними было немало противоречий, но они сходились в желании сохранить для боярства максимум привилегий при новом царе.

Исходя из этого, они подписали в августе 1610 года договор с Жолкевским. Кроме польского претендента, был еще шведский – принц Карл Филипп, но выбрали поляка. «Тушинский вор» отпадал – его поддерживало московское простонародье, которое для бояр было худшим врагом, нежели иностранные захватчики.

Следует заметить, что в 1610 году соглашение с поляками не вызывало народного протеста. Москвичи без сопротивления, даже охотно, присягали «царю Владиславу» (сыну Сигизмунда III, будущему польскому королю Владиславу IV). Любой монарх казался предпочтительной альтернативой «смуте». В соглашении было написано, что Дума сохранит автономность, Владислав перейдет в православие и женится на русской, а также будет немедленно снята осада Смоленска.

На деле получилось иначе. Сигизмунд III, фанатичный католик с имперскими замашками, смотрел на вещи иначе. Он был категорически против сохранения позиций православия, и вообще предпочитал сам сесть на русский престол, присоединив страну к речи Посполитой. В сентябре 1610 года, опасаясь волнений, Семибоярщина впустила в столицу польских солдат. Комендант Александр Гонсевский (выдающийся военачальник, но для Руси опасный враг) стал хорошим продвиженцем идей своего короля.

Скверный результат

В результате уступка полякам ничего не дала боярам. Их власть была сомнительна даже в Москве. До 1613 года был потерян Смоленск, шведы заняли Новгород, тушинцы продолжали «смуту», поляки разоряли страну. Даже свое официальное назначение – созыв Земского собора – Семибоярщина выполнила под давлением. Документы указывают, что народ едва ли не силой вынудил бояр сделать это, а «заводилой» выступил не представитель светской власти, а патриарх Гермоген.

Формально власть боярства кончилась с избранием Михаила Романова, но фактически продолжалась до 1618 года, поскольку в условиях войны и наличия двух царей (ведь была присяга Владиславу!) укрепление центральной власти требовало времени.

Надо сказать, что термин Семибоярщина появился только в XIX веке. До того просто указывалось число руководящих бояр или их имена.

 

istoriyakratko.ru

Семибоярщина – правление бояр





В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с царского престола. Наследников у него не было, да и бояре не желали нового царя. Была образована боярская дума, которой и предстояло править страной. В ее состав входило семь самых знатных боярских рода. Поэтому этот период истории России принято называть «Семибоярщина». Возглавил боярскую думу Мстиславский.

Это самые настоящие предатели, которые решили сдать страну полякам. Причём сдать решили по чисто классовым соображениям. Потому что к Москве приближались войска Лжедмитрия с низами, и хотя поляки католики и не русский люди, но зато они классово близкие, они были представители верхов. Бояре бросились за помощью к польскому воеводе Жолкевскому, чтобы тот уговорил Сигизмунда сделать русским царем Владислава. Жолкевский потребовал письменного обращения, что и было сделано, и 17 августа 1610 года в лагере Жолкевского был подписан договор о призвании польского королевича на русский престол. Правовые условия договора очень сильно ограничивали власть нового царя. Условия были такие:


  1. Крещение Владислав в православие
  2. Прекращение контакта с папой римским
  3. Смертная казнь всем кто отступится от православия
  4. Женитьба Владислава на русской православной невесте
  5. Освобождение всех русских пленных.

Были и другие условия, но это ключевые. 27 август 1610 года Москва присягнула Владиславу. В числе присягнувших были и Романовы, в том числе и Михаил. После подписание прошения к королю Сигизмунду под Смоленск было отправлено большое посольство, почти 200 человек. Возглавляли его Филарет (Федор Романов) и Галицын.

Состав Семибоярщины

Члены Семибоярщины:

  1. Ф.И. Мстиславский.
  2. И.М. Воротынский
  3. А.В. Трубецкой
  4. А.В. Голицын
  5. Б.М. Лыков
  6. И.Н. Романов
  7. Ф.И. Шереметев

Еще раз повторю, что это были предатели, которые во преки интересам своей страны присягнули польскому королю и просили на российский престол польского царевича.

Обращение к Польше и принятие ее власти


В августе 1610 года польские войска вплотную подошли к Москве. Бояре, видя плачевность ситуации, предложили сыну польского короля Владиславу, возглавить Россию. Единственным условием русских было принятие новым царем православия. Патриарх московский Гермоген был против, в городе начались волнения. Семибоярщина решили впустить в Москву польские войска, чтобы те усмирили жителей.

Москвичи впустили в Москву войска Жолкевского и в городе воцарились поляки. В Москве возник новое правительство в ожидании Владислава. Возглавили его боярин Михаил Салтыков и торговый мужик, то есть купец, Федор Андронов. Обратите внимание, в правительстве Москвы появился представитель Посадского люда. Это означает что московский посадский люд, его богатая часть, активно агитировала и выступала за польского королевича на русском престоле. То есть фактически тоже выступили в качестве предателей.

Пользуясь слабостью России, Шведы оккупировали северную часть страны. В это время в действительности стоял вопрос о выживании России, как государства. Шведы удерживали Новгород. Лжедмитрий 2 возобновил свою деятельность в России. Польские войска хозяйничали в западных землях страны и в Москве. Они вели себя, как завоеватели. Семибоярщина уважением народа не пользовалась.

Восстание против Семибоярщины

В этот тяжелый момент русскому народу самому пришлось спасать страну. Поднялось народное ополчение. Первыми подняли восстание против оккупантов Рязанцы. Восстание поднял Прокопий Лупянов. В марте 1611 года главные силы ополчения, которыми руководил князь Дмитрий Пожарский, стояли у стен Москвы. К этим силам присоединились и жители Москвы. Поляки отчаянно сражались и вынудили народ отступить.

Летом 1611 года положение в стране значительно ухудшилось. Смоленск, который 20 месяцев сопротивлялся полякам, вынужден был капитулировать. Новгород был полностью оккупирован шведами. Крымский Хан подвергал набегам юные рубежи государства. На этом фоне началось новое народное освободительное движение, которое было поднято в Нижнем Новгороде осенью 1611 года. Организатором ополчения стал Кузьма Мини. Силы восставших были малы. Понимая это, Минин направляет грамоты по всем городам России, призывая все подняться на борьбу с иноземными захватчиками. Люди со всех городов стягивались к Нижнему Новгороду. Войско народного ополчения вновь возглавил Пожарский. Понимая, что воевать с врагом нужно по отдельности, желая всеми силами не допустить союза Польши и Швеции, Пожарский сумел убедить шведов, что россияне поддержат идею передачи русского престола шведскому принцу.

В марте 1612 года объединенное войско отправилось на Москву, через Ярославль, где войско пополнилось новыми членами народного ополчения. В июле армия вступила в Московские земли. На помощь полякам выдвинулся гетман Ходкевич, который был разбит 24 августа силами объединенного народного ополчения. В результате войска Пожарского заняли западные окраины Москвы, а остатки войск первого ополчения, под командованием Трубецкого, занимали восточные окраины. Положение польских войск, которые заняли Кремль, казалось безвыходным. Они были окружены, а Ходкевич, присланный к ним на помощь, был разбит под стенами Москвы. 22 октября 1612 года силы народного ополчения заняли Китай-город. Дальнейшее сопротивление было бесполезным. Поляки сдались и полностью покинули Москву. Польский король этого поражения не принял и желал всеми силами захватить Москву назад, но был разбит под Волоколамском и с оставшимся войском выехал в Польшу. Польский коль вновь направил войска в Россию, но не для захвата Москвы, а для убийства Михаила Романова, который считался главным кандидатом на царский престол. Его убийство могло вновь дать шанс польскому королю захватить Российскую столицу. Однако, этот замысел не удался. Простой российский крестьянин, Иван Сусанин, совершил подвиг. Он завел польское войско в непроходимое болото. Сусанин погиб, но и польское войско тоже, не выполнив приказа своего короля.

На этом закончился период междуцарствия на Руси, который принес столько бед русскому народу. Семибоярщина, преследуя только свои корыстные интересы, поставило российское государство на грань исчезновения.

istoriarusi.ru

Боярская дума: дата учреждения, история

XV век ознаменован для России периодом формирования нового государственного аппарата. Обновление происходит в связи с освобождением от татаро-монгольского нашествия, а также из-за присоединения Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани и Твери. Началом реформ той эпохи послужило принятие Иваном IV титула царя в 1547 году, а также первое общественное собрание различных сословий Московского государства в 1549 году – Земский Собор, который был созван первым русским царем для обсуждения экономических и политических вопросов страны.

Реформы способствовали централизации государственного строя, усиливая державную власть. Это объединение помогло провести активную внешнюю политику, в результате которой в 1552 году было завоевано в Казанское ханство, в 1556 году Астраханское, а позже Чувашия и Башкирия добровольно присоединились к составу государства, что окончательно избавило Россию от набегов с восточных границ.

Возникновение Боярской Думы

Термин «Боярская Дума» появился значительно позднее, чем факт самого создания этого органа. Что такое Боярская Дума – определение по истории гласит, что это высший законодательный совет из представителей феодальной знати. В период раннефеодальной монархии Киевской Руси появляется необходимость в создании Боярской Думы — действующего совета, куда входили мудрые старцы и княжеские дружинники. В этот момент и происходит фактическое учреждение Боярской Думы. При возникновении это собрание носило скорее совещательный характер. Позднее, с середины XIV века, когда завершается формирование государства вокруг Московского княжества, в собрание вошли самые влиятельные и состоятельные бояре, в связи с чем, орган был уже назван Боярской Думой.

В XV веке в результате реформ на смену русским князьям приходит новый титул царя в лице Ивана IV, вместе с которым к державной власти Руси переходит фактическое руководство всей страной. Царь становился главой государственной власти, командующим войском, возглавлял суд и распоряжался всеми финансами страны. В силу того, что монархия той эпохи имела сословно-представительный характер, возникла потребность в органе, который бы ограничивал власть правителя. В связи с этим Боярская Дума продолжает свою деятельность, и правление государством царь осуществляет с участием этого органа власти.

Функции Боярской Думы в XV-XVI веках

Законодательные функции Думы были прописаны царским Судебником в 1550 году. Помимо того, что собрание занималось предложением, обсуждением и принятием совместно с царем новых законов, в XV-XVI вв Боярская Дума была наивысшим контролирующим органом, собирающим сведения обо всех государственных расходах и выполнении приказов. Через нее проходила все международные связи и дипломатическая переписка, она принимала участие в судебных разбирательствах. Боярская Дума рассматривала земельные дела, контролировала местное управление и утверждала налоги.

Все собрания Боярской Думы в основном проходили в Кремле или в опричном дворце Ивана Грозного в столице или Александровской слободе. В XV веке в Думу входило два чина – бояре и приближенные лица к царю – окольничие. Бояре занимали важнейшие посты в государстве. Их назначали воеводами, послами, наместниками. Все боярское сословие было наследуемым, в редких случаях оно жаловалось государем. Боярин был обязан только служить Родине, однако прав у него было намного больше, чем у окольничих.

Окольничие также назначались на высокие должности, но с наименьшим значением и, как правило, в боярские помощники. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.

С начала XVI века в Боярской Думе появился новый вид служащих – дворяне и думные дьяки. Дворяне подразделялись по чинам, по думской иерархии находились после бояр и окольничих. Они были введены в Думу с целью составления конкуренции аристократии. Таким образом, простым людям без влиятельного родства, но с природными талантами и трудолюбием, был дан шанс служить на славу государства в Боярской Думе.

В XVI веке дьяки становятся управляющими приказов, этим участвуя в государственном управлении. Осуществляя данную деятельность, думские дьяки упрощали, тем самым, работу Боярской Думы.

Боярская Дума в период правления Ивана IV

Несмотря на значительные реформы, эпоха правления Ивана IV, считается одной из самых драматических периодов в истории государства. Царем была создана «Избранная рада», действовавшая с 1547 – 1580 годы, где служили думцы наиболее приближенные к Ивану Грозному, однако по иерархической лестнице их чины были ниже боярских. Это не могло не создавать конфронтацию — члены Боярской Думы и «Избранной рады» были в оппозиции, что привело к откровенному конфликту интересов.

В период царствования Ивана IV был создан Земский собор, который занимался вопросами финансов, внешних связей. В состав этого органа власти входила и Боярская дума. Первый Земский собор был созван в 1549 году, который принял новый Судебник и обсудил программу реформ. Новый судебник наделял Боярскую Думу правом наивысшего законодательного органа при царе.

В 1553 году царь тяжело заболел лихорадкой и хотел оставить престол своему малолетнему сыну Дмитрию. Руководители «Избранной рады» А.Ф.Адашев и Сильвестр попытались возвести к государственной власти двоюродного брата Ивана Грозного, посчитав его более удобной кандидатурой для развития рады, тем самым ослушавшись воли своего больного покровителя. Иван IV, оправившись от болезни, не забыл этого поступка членам рады и в скором времени Боярская Дума упразднена при помощи ссылок и казней.

В течение большей части своего правления, Иван Грозный яростно пытался выйти из под давящей опеки Боярской Думы. Сначала царь это осуществлял при помощи «Избранной рады», а затем, создав роковую опричнину, которая с 1565 года начинает борьбу по уничтожению бояр. Иван IV, путем длительных манипуляций, добился у Боярской Думы своего личного права, без согласования с думцами, определять изменников государства, ссылать их или казнить. За несколько последующих лет несколько сотен боярских династий, которые верой и правдой служили отцу и деду царя, были сосланы в отдаленные регионы или казнены. Их земли отошли опричникам, которые совершали карательные походы на Клин, Новгород, Тверь. В Москве были проведены сотни массовых казней. В результате Иван IV добился абсолютной власти и частично устранил боярскую аристократию.

Несмотря на все репрессии, Боярская дума при царе сохранялась, и, более того, ее численность была значительно увеличена. Однако по своему составу она была практически лишена аристократии, и заменена нетитулованными боярами, которые беспрекословно подчинялась Ивану Грозному. Боярская Дума участвовала формально в создании новых законов, однако никаких дискуссий в тот период не осуществлялось — царь принимал все решения единолично.

В 1568 года произошло стихийное выступление московских горожан против опричнины. Люди устали от бесконечных казней и пыток, проводимых на территории города. Апогеем всех устрашений Ивана Грозного стало деморализация армии, так как все опытные воеводы были казнены, а новое опричное войско умело совершать только карательные набеги на мирных граждан. В результате в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, дошел до стен Москвы и сжег ее, разгромив опричников. Погибли тысячи горожан.

В 1572 году под гнетом обстоятельств Иван IV распустил опричнину, однако это уже не улучшило ситуации, и в государстве начался тяжелый кризис. Страна была доведена до ужасного разорения и входила в сложный период, который в дальнейшем был назван историками «смутой».

Боярская Дума в период смутного времени

В XVI – XVII веках в Россию пришел кризис, который был вызван длительной ожесточенной борьбой Ивана IV с боярами, а также ряда других политических противоречий. После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошел слабоумный сын царя Федор Иванович. Умирая, царь поручил сына и государство опеке ближних бояр — И. Ф. Мстиславскому, Н. Р. Захарьину-Юрьеву, И. П. Шуйскому и Б. Ф. Годунову. Двое претендентов были уже пожилыми людьми и к власти не стремились, поэтому основной конфликт произошел между Шуйским и Годуновым. Последнему при помощи хитрости и интриг удалось захватить власть в стране, женив на Федоре свою сестру Ирину Годунову. В дальнейшем брат жены царя был признан официальным правителем России. Со смертью Федора оборвался многовековой царский род Рюриковичей.

Изначально ситуация благоприятствовала правлению Бориса Годунова. Тяжелый кризис сменялся стабилизацией в первые годы XVII века, однако в 1601 году в стране начались неурожаи, которые продолжались несколько лет. Начался голод, унесший жизни сотней тысяч людей. Росло недовольство жителей новым царем, по Москве распространяются слухи о том, что Борис Годунов убил младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия. Почувствовав шаткое положение царя, среди бояр снова началась борьба за власть.

Шаткое положение русской державной власти вылилось в неустойчивость всего русского общества и дальнейшую Великую Смуту. В стране начался народный бунт. Сначала в 1602 году под руководством Хлопка. В 1603 появился с разбойным войском беглый монах Григорий Отрепьев, объявившим себя спасенным царевичем Дмитрием, который в 1605 году был разгромлен. В том же году умирает Борис Годунов и начинается многолетняя борьба за власть между различными социальными классами. С 1605 по 1613 год сменяется несколько правителей.

Неустойчивость власти, которая постоянно переходила от одного правителя к другому, становилась губительной для государства. Приходящие властители не желали считаться с Боярской Думой и стремились к самовольному управлению страной. Так же произошло и в период правления Лжедмитрия, самостоятельная политика которого привела к перевороту, организованному боярами. На троне оказался один из бояр, который принимал участие в свержении предыдущего царя — Василий Шуйский (1606-1610). Он пообещал оказывать всяческую поддержку Боярской Думе и совместно с ней принимать все свои последующие решения. Однако Шуйский показал себя слабым и беспринципным политиком, который не держал своих обещаний и постоянно менял приближенных. В итоге царь снова был свержен.

К власти впервые пришла Боярская Дума дата 17 июля 1610 года. Все управление государством осуществляли семеро думских лидеров, которые в последствие были названы историками «семибоярщиной». Бояре долго не могли определиться между собой в борьбе за власть и периодически совершали противоречивые поступки, одним из которых стало решение о передаче российского престола польскому королевичу Владиславу. Это решение показало абсолютную несостоятельность Боярской Думы, неумение ее работать сообща. Бояре были готовы добровольно отдать престол России иностранному царю, лишь бы он соблюдал интересы всех семерых участников. Это решение окончательно сломило авторитет органа власти Боярская Дума, до смуты которая обладала большим уважением и весом в обществе.

Боярская Дума при Михаиле Романове

Несмотря на наличие польского претендента на трон, царем был избран 21 февраля 1613 года Михаил Романов – первый царь рода Романовых, с приходом которого постепенно закончилась Смута в России. Официально считалось, что царь правит государством вместе с Боярской Думой, в которую, как и прежде, входили четыре чина. Правила назначения на чины не были изменены.

В XVII веке в составе Боярской Думы были представлены большое количество родственников царя. Царь Михаил заседал с Думой во дворце с утра до поздней ночи. Обычно они совместно обсуждали политические вопросы, назначения новых налогов, спорные или сложные вопросы по внутреннему правлению государством. Однако постепенно значение Думы уменьшалось. Было отменена система местничества, однако это не спасло Думу. Царь все меньше прислушивался к мнению бояр и все больше принимал решения самостоятельно. Формально царь и Дума вместе управляли страной, но фактически это был уже исключительно бюрократический орган власти.

Россия приходила к самодержавию. Боярская дума при первых Романовых переживала окончательное падение. Окончательное упразднение Боярской Думы произошло ко времени правления Петра I в 1700 году, а в 1711 году вместо Боярской Думы был образован Сенат – высший орган власти. Чем отличается сенат от боярской думы? Сенат – это коллегиальный орган власти, члены которого всегда назначались царем. Он являлся надзирательным органом власти и обладал судебными функциями.

Заключение

Значение Думы за несколько веков окончательно изжило себя. Создание Боярской Думы год за годом теряло свое значение. Если на Киевской Руси в 15 16 веке Боярская Дума собиралась при необходимости обсуждения важных государственных вопросов, то к приходу династии Романовых она функционировала постоянно, приобретая собственный бюрократический размах. Узкий круг лиц, который был вхож в Думу, не позволял свежим умам и идеям прорваться через преграду местничества. Все чины были разделены между собой заранее. Людьми, получавшими посты в Думе, двигало не желание служить государству, а жажда власти и наживы. Боярская дума до смуты в 17 веке представляла собой цельный полезный орган, однако после опричнины Ивана Грозного, достойнейшие лучшие умы были безвозвратно утеряны. Помимо этих причин, с приходом прогрессивного Петра I, который «в Европу прорубив окно», жаждал отойти от старой Руси. Царь строил новое государство по европейской форме и содержанию, он не мог допустить наличия рядом с собой отмирающего бюрократического органа власти под названием «Боярская Дума».

perstni.com

Понятие Семибоярщина, кратко о периоде и годах правления Семибоярщины. | Кремлион

Семибоярщина
годы правления: с 1610 по 1613гг.

Понятие Семибоярщина — принятое историками название переходного правительства в России из 7 бояр в июле-сентябре 1610 года, формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.

Кратко о Семибоярщине

В состав Семибоярщины вошли члены Боярской думы:

  • Князь Фёдор Иванович Мстиславский (? — 1622).
  • Князь Иван Михайлович Воротынский (? — 1627).
  • Князь Андрей Васильевич Трубецкой (? — 1612).
  • Князь Андрей Васильевич Голицын (? — 19(31) марта 1611).
  • Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский (1576 — 2 июня 1646).
  • Боярин Иван Никитич Романов (? — 23 октября 1640).
  • Боярин Фёдор Иванович Шереметев (? — 1650).

 

Главой Семибоярщины избрали князя, боярина, воеводу, влиятельного члена Боярской думы с 1586  года Федора Ивановича Мстиславского. Ранее он трижды отказывался от выдвижения на русский престол (1598, 1606, 1610 гг.), и согласился стать главой объединенного боярского правительства лишь в 1610 году, в период так называемой Смуты.

После того, как 17 июля 1610 года в результате заговора царь Василий Шуйский был свергнут, высшую власть взяла на себя Боярская дума – группа из 7 бояр. Власть семибоярщины фактически не распространялась за пределы Москвы: в Хорошеве, на западе от Москвы,  встали поляки во главе с Жолкевским,  а на юго-востоке, в Коломенском — возвратившийся из-под Калуги Лжедмитрий II вместе с   польским отрядом Сапеги. Бояре особенно боялись Лжедмитрия, так как он имел в Москве большое количество сторонников и пользовался большей популярностью, чем они.

Боясь искать помощи  и опоры внутри страны по причине полыхавшей крестьянской войны под руководством И.И.Болотникова, бояре решили обратиться  с предложением к полякам. В начавшихся переговорах члены Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать на царский трон представителя русских родов.

Правление Семибоярщины

В результате, было решено пригласить на престол польского королевича Владислава с условием его перехода в православие. 17 (27) августа 1610 года был подписан договор между 7 боярами и гетманом Жолкевским, после чего Москва целовала крест Владиславу.

Однако Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына Владислава, а его самого признали царем всей России. По его приказу С.Жолкевский привез в Польшу плененного царя Василия Шуйского, а  правительство Семибоярщины в то время в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустило польские войска в Москву. В российской истории этот факт рассматривается многими исследователями как акт национальной измены.

После этих событий с октября 1610  года реальная власть фактически перешла к командующему польским гарнизоном Александру Гонсевскому, наместнику Владислава. Не считаясь с русским правительством из 7 бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их у тех, кто оставался верен стране.

Это изменило отношение самих представителей Семибоярщины к призванным ими полякам. Патриарх Гермоген,  воспользовавшись растущим недовольством в стране, начал рассылку грамот по русским городам, призывая оказать сопротивление новой власти. К началу 1611 г. были арестованы и посажены в тюрьму главные московские послы. А в марте 1611 года в Чудов монастырь заключили патриарха Гермогена.

В стране нарастало движение против поляков. Почти в двадцати городах России были организованы отряды, которые с конца зимы начали  подтягиваться к столице. 19 марта  1611 года в Москве вспыхнуло восстание жителей. После тяжелых боев, поджога домов и строений в Китай-городе,  польскому гарнизону удалось подавить выступление горожан. Именно это событие было отмечено в историографии  как «конечное разорение Московского царства».

Период Семибоярщины

Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы в августе 1612 года народным ополчением под руководством посадского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского. 22 октября 1612 года изнуренный осадой и  голодом польский гарнизон сдался победителям. Москву полностью освободили от иноземных захватчиков. Боярская дума, которая запятнала себя сотрудничеством с поляками, была свергнута.

В польской истории оценка Семибоярщины отличается от российской. Она считается избранным правительством, которое на законной правовой основе пригласило иностранцев управлять Московией (договор от 17 августа 1610 года).

 

kremlion.ru

Семибоярщина

Семибоярщина
Время
правления: с 1610 по 1613гг.

Семибоярщина —
принятое историками название переходного
правительства в России из 7 бояр в
июле-сентябре 1610 года, формально
просуществовавшее до избрания на
трон царя
Михаила Романова
.

В
состав Семибоярщины вошли члены Боярской
думы:

  • Князь
    Фёдор Иванович Мстиславский (? — 1622).

  • Князь
    Иван Михайлович Воротынский (? — 1627).

  • Князь
    Андрей Васильевич Трубецкой (? — 1612).

  • Князь
    Андрей Васильевич Голицын (? — 19(31) марта
    1611).

  • Князь
    Борис Михайлович Лыков-Оболенский
    (1576 — 2 июня 1646).

  • Боярин
    Иван Никитич Романов (? — 23 октября
    1640).

  • Боярин
    Фёдор Иванович Шереметев (? — 1650).

Главой Семибоярщины избрали
князя, боярина, воеводу, влиятельного
члена Боярской думы с 1586  года Федора
Ивановича Мстиславского
.
Ранее он трижды отказывался от выдвижения
на русский престол (1598, 1606, 1610 гг.), и
согласился стать главой объединенного
боярского правительства лишь в 1610 году,
в период так называемой Смуты.

После
того, как 17 июля 1610 года в результате
заговора царь
Василий Шуйский
 был
свергнут, высшую власть взяла на себя
Боярская дума – группа из 7 бояр. Власть
семибоярщины фактически не распространялась
за пределы Москвы: в Хорошеве, на западе
от Москвы,  встали поляки во главе с
Жолкевским,  а на юго-востоке, в
Коломенском – возвратившийся из-под
Калуги Лжедмитрий II вместе с  
польским отрядом Сапеги. Бояре особенно
боялись Лжедмитрия,
так как он имел в Москве большое количество
сторонников и пользовался большей
популярностью, чем они.

Боясь
искать помощи  и опоры внутри страны
по причине полыхавшей крестьянской
войны под руководством И.И.Болотникова,
бояре решили обратиться  с предложением
к полякам. В начавшихся переговорах
членыСемибоярщины дали
обещание, несмотря на протесты русского
патриарха Гермогена, не избирать на
царский трон представителя русских
родов.

В
результате, было решено пригласить на
престол польского королевича Владислава
с условием его перехода в православие.
17 (27) августа 1610 года был подписан договор
между 7 боярами и гетманом Жолкевским,
после чего Москва целовала крест
Владиславу.

Однако
Сигизмунд III потребовал, чтобы не его
сына Владислава, а его самого Семиборящина признала
царем всей России. По его приказу
С.Жолкевский привез в Польшу плененного
царя Василия Шуйского, а правительство
Семиборящины
 в
то время в ночь на 21 сентября 1610 года
тайно впустило польские войска в Москву.
В российской истории этот факт
рассматривается многими исследователями
как акт национальной измены.

После
этих событий с октября 1610  года
реальная власть фактически перешла к
командующему польским гарнизоном
Александру Гонсевскому, наместнику
Владислава. Не считаясь с русским
правительством из 7 бояр, он щедро
раздавал земли сторонникам Польши,
конфискуя их у тех, кто оставался верен
стране.

Это
изменило отношение самих
представителей Семибоярщины к
призванным ими полякам. Патриарх
Гермоген,  воспользовавшись растущим
недовольством в стране, начал рассылку
грамот по русским городам, призывая
оказать сопротивление новой власти. К
началу 1611 г. были арестованы и посажены
в тюрьму главные московские послы. А в
марте 1611 года в Чудов монастырь заключили
патриарха Гермогена.

В
стране нарастало движение против
поляков. Почти в двадцати городах России
были организованы отряды, которые с
конца зимы начали  подтягиваться к
столице. 19 марта  1611 года в Москве
вспыхнуло восстание жителей. После
тяжелых боев, поджога домов и строений
в Китай-городе,  польскому гарнизону
удалось подавить выступление горожан.
Именно это событие было отмечено в
историографии  как “конечное
разорение Московского царства”.

Семибоярщина номинально
функционировала вплоть до освобождения
Москвы в августе 1612 года народным
ополчением под руководством посадского
старосты К.Минина и князя Д.Пожарского.
22 октября 1612 года изнуренный осадой и 
голодом польский гарнизон сдался
победителям. Москву полностью освободили
от иноземных захватчиков. Боярская
дума, которая запятнала себя сотрудничеством
с поляками, была свергнута.

В
польской истории оценка Семибоярщины отличается
от российской. Она считается избранным
правительством, которое на законной
правовой основе пригласило иностранцев
управлять Московией (договор от 17 августа
1610 года).

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о