Характеристика сентиментализма в литературе – . .

Содержание

Сентиментализм в руской литературе

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм – это художественное направление в литературе, пришедшее на смену классицизму. Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины восемнадцатого века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру. Само слово “сентиментализм” происходит от латинского слова “чувство” или “чувствовать”.

Замечание 1

Сентиментализм наиболее ярко из всех литературных направлений отражает в себе культ чувствительности. В сентиментальных произведениях на первое место ставятся чувства и переживания героев, а великие идеи или даже сюжет зачастую стоят на втором месте.

Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века.

Сентиментализм как явление появился в России чуть позже – в семидесятых годах восемнадцатого века, а свое должное развитие и популярность приобрёл за первую половину девятнадцатого века. В русском сентиментализме наиболее ярко отражены быт и традиции как обычных русских людей – крестьян, так и представителей высшего сословия – дворян.

Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

  1. Главные герои в таких произведениях – обычные люди, неизвестные, не имеющие денег или власти;
  2. В русском сентиментализме чувствительность представлена как одно из главных личностных качеств главного героя;
  3. Внимание писателя направлено на богатый внутренний мир героя, его переживания – основа главной идеи произведения;
  4. Прославляются такие качества, как врожденная невинность, чистота и непорочность, как в помыслах, так и в действиях героя;
  5. Прославление консервативности во взглядах на мир и на современную Россию;
  6. Ярко выражены типичные русские традиции, русский быт, нравы и мораль;
  7. Имеет не только возвышенность языка, свойственную данному направлению, но и содержит простую разговорную речь, характерную для обывателя.

Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма:

  • Дворянский – представители этого направления не выступали за отмену крепостного права;
  • Революционный – представители этого направления считали своим долгом рассказать в произведениях о такой глобальной и актуальной в то время в русской проблеме – о крепостном праве.

Значение сентиментализма в русской литературе

В русской литературе сентиментализм получил широкое распространение, а также оказал значительное влияние на нее. Он сыграл важную роль своим обращением во внутренний мир человека. Также произошло благодаря сентиментализму:

  1. Создание таких литературных жанров, как: сентиментальный и любовный роман, психоделическая исповедь, мемуары, дневниковые записи, роман в письмах, очерк, путешествие, элегия, ода, бытовой роман и многие другие.
  2. Сентиментализм способствовал расстановке приоритетов в русской литературе – впервые на первый план вышли чувства главных героев, а не идея, история или политика.
  3. Сентиментализм помог четко сформулировать основные народные течения и настроения того периода, что не может не быть важным для русской культуры в целом.
  4. Сентиментализм выделил характерные особенности русского народа и прославил их. Это: любовь, высокая нравственность, верность, преданность, чувствительность, способность сопереживать, милосердие, душевную доброту и искренне участие в чужой беде. Все это, разумеется, способствовало повышению нравственности, улучшению моральных качеств человека.
  5. Сентиментализм оказал немалое влияние на русское народное творчество, на дальнейшую литературу. Он помог сформировать и объяснить в себе главное – чувства. Именно чувства вышли на первый план, помогли выразить идею и содержание настолько ясно и пронзительно, как никогда ранее.
  6. Сентиментализм помог более точному формированию картины сюжета, более подробному описанию характеров главных героев, что четче передавало основную мысль и идею произведения.

Таким образом, из всего этого можно сделать вывод о значении сентиментализма в русской литературе. Во-первых, сентиментализм помог определить культ чувства, вывести переживания героев на первый план и показать всю их важность. Во-вторых, сентиментализм помог четче и лучше понять то, что на тот период являлось основным народным течением. Ведь от чувств людей напрямую зависят их поступки. В-третьих, сентиментализм помог сформировать взгляд на быт и традиции России, определил консерватизм и стабильность бытового обихода персонажей. В-четвертых, сентиментализм способствовал подъему нравственных качеств человека, морали, честности, верности.

Благодаря сентиментализму люди поняли, что доброта, любовь, забота о ближнем и верность – являются главными чертами чистой, невинной и благородной души человека. Сентиментализм вознес русскую литературу на новый уровень. Он отделил ее от мировой литературы особенным характером исполнения сентиментальных произведений, особенностями русского сентиментализма, перечисленными выше. Сентиментализм помог русской литературе стать достоянием мировой культуры и запомниться читателям своей чувствительностью и пронзительностью.

spravochnick.ru

2. Сентиментализм и его характеристика. Сравнительная характеристика литературы Эпохи Просвещения и Сентиментализма

Похожие главы из других работ:

“Капитанская дочка” – народный бунт в произведении А.С. Пушкина

Характеристика Пугачева

История самого Пугачева всегда волновала А.С. Пушкина. В 1833 году он начал работу над ней. Одновременно он пишет повесть «Капитанская дочка» Он изучает архивы, едет на места восстания, встречается с очевидцами. Он побывал в Казани, в Оренбурге…

Античные (библейские) аллюзии в современной английской литературе

1.1 Аллюзии и их характеристика

Известно, что термин «аллюзия» появляется во многих европейских языках уже в XVI веке. Но, несмотря на давнюю традицию использования этого слова в зарубежном литературоведении и языкознании…

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. ПЕЙЗАЖ В СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ

“Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение…

Кинематографичность стиля Сергея Довлатова на примере сборника рассказов “Чемодан”

3.1 Характеристика монтажного принципа

Кинематографу, как и любому другому типу искусства присущи определенные средства выразительности, главным из которых является киноязык.

Говоря о понятии киноязыка, стоит отметить…

Кулинарный рецепт как текст: эволюция, структура, язык

1.3 Характеристика источников

Источниками исследования стали кулинарные книги, появившиеся в России с XVIII по XX век. Каждая из книг занимает особое место в истории развития русского кулинарного рецепта. Подробному изучению подверглись такие книги…

Кумулятивная сказка в рамках культуры

3.1 Общая характеристика

Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки…

Образ покинутой возлюбленной: Гипсипила и Дидона

Характеристика источника

Из биографии Гомера точно известно только его имя. Никто не знает, когда Гомер родился, жил и когда он умер. Более того, никто не может с уверенностью сказать, жил ли он вообще, а если и жил, то был ли он единственным автором «Илиады» и «Одиссеи»…

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” и его символическое значение

2. Цвет глаз как характеристика

В описании внешности Воланда можно выделить разноцветные глаза. По ходу сюжета происходит внутренняя метаморфоза: цвет глаз изменяется. Если в середине романа – “правый с золотою искрою на дне, сверлящий любого до глубины души…

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

1.Характеристика классицизма

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных…

Развитие образного мышления, фантазии и воображения на уроках литературы

1.3 Характеристика воображения

Воображение – это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от остальных технических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью…

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм как литературное направление

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности…

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм в английской литературе

Томас Грей.

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами “Зима” (1726), “Лето” (1727) и т.п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием “Времена года”…

Характеристика романтизма

2. Характеристика романтизма

Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие — т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий…

Черты поэтики сентиментализма в романе Л. Стерна “Сентиментальное путешествие”

Глава 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе XVIII столетия.

Черты поэтики сентиментализма в романе Л. Стерна “Сентиментальное путешествие”

1.2 Влияние творчества Л. Стерна на английский сентиментализм

Стерн дал название целому литературному направлению, возникшему в XVIII столетии,– оно стало называться сентиментализмом после выхода в свет его романа «Сентиментальное путешествие».

Сентиментализм обрел международное значение…

litra.bobrodobro.ru

Основные черты сентиментализма. Признаки сентиментализма в литературе

Сентиментализм – это не только направление в культуре и литературе, это в первую очередь умонастроение человеческого общества на определенном этапе развития, который в Европе начался несколько раньше и длился с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России он пришелся на конец XVIII – начало XIX веков. Основные признаки сентиментализма таковы – в человеческой природе признается главенство чувств, а не разума.

От разума к чувствам

Сентиментализм замыкает эпоху Просвещения, которая охватила весь XVIII век и породила ряд литературных направлений. Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

Навстречу природе

Это направление в литературе от предшествующих и последующих течений отличает в первую очередь культ человеческого сердца. Предпочтение отдается простоте, естественности, героем произведений становится более демократичная личность, часто представитель простого народа. Огромное внимание отдается внутреннему миру человека и природе, частью которой он является. Таковы признаки сентиментализма. Чувства всегда свободней разума, которому поклонялся, или даже обожествлял классицизм. Поэтому литераторы-сентименталисты обладали большей свободой воображения и его отображения в произведении, которое тоже уже не втискивалось в строгие логические рамки классицизма.

Новые литературные формы

Основные жанры сентиментализма – это путешествия и романы, но не просто, а поучительные или в письмах. Письма, дневники, воспоминания – наиболее часто применяемые жанры, так как они дают возможность шире раскрыть внутренний мир человека. В поэзии преимущество отдается элегии и посланию. То есть литературные жанры, сами по себе, тоже признаки сентиментализма. Пастораль не может принадлежать ни к какому другому направлению, кроме описываемого.

В России сентиментализм был реакционным и либеральным. Представителем первого являлся Шаликов Петр Иванович (1768-1852). Его произведения представляли собой идиллическую утопию – бесконечно добрые цари, посланные богом на землю исключительно ради крестьянского счастья. Никаких социальных противоречий – прекраснодушие и всеобщая благость. Наверное, благодаря таким кисло-сладким произведениям за этим литературным направлением закрепилась некая слезливость и надуманность, которые иногда воспринимаются как признаки сентиментализма.

Основоположник российского сентиментализма

Яркими представителями либерального направления являются Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) и ранний Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), это из известных. Можно еще назвать нескольких прогрессивных либерально-мыслящих писателей – это А. М. Кутузов, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Н. Муравьев, мудрец и поэт, И. И. Дмитриев, поэт, баснописец и переводчик, В. В. Капнист и Н. А. Львов. Самым ранним и самым ярким произведением этого направления стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Надо отметить, что признаки сентиментализма в литературе России имеют отличительные от Европы черты. Главным является поучительный, нравственный и просветительский характер произведений. Карамзин говорил, что писать надо так, как разговариваешь. Таким образом, еще одной особенностью русского сентиментализма является совершенствование литературного языка произведения. Хочется отметить, что положительным достижением или даже открытием этого литературного направления является то, что оно первым обратилось к духовному миру людей нижних сословий, раскрывая его богатство и щедрость души. До сентименталистов бедный люд, как правило, показывался грубым, черствым, неспособным ни к какой духовности.

«Бедная Лиза» – вершина русского сентиментализма

Каковы же признаки сентиментализма в «Бедной Лизе»? Сюжет повести незамысловат. Прелесть ее не в том. Сама идея произведения доносит до читателя тот факт, что природная естественность и богатый мир Лизы, простой крестьянки, несопоставимо выше мира хорошо образованного, светского, вышколенного Эраста, в общем-то, и неплохого человека, но зажатого рамками условностей, не позволивших ему жениться на любимой девушке. Но он и не думал жениться, потому что, добившись взаимности, Эраст, полный предубеждений, потерял к Лизе интерес, она перестала быть для него олицетворением чистоты и непорочности. Бедная крестьянская девушка, даже преисполненная достоинств, доверившись богатому юноше, снизошедшему к простолюдинке (что должно говорить о широте души и демократичности взглядов), изначально обречена на финальный пробег к пруду. Но достоинство повести в совершенно другом подходе и ракурсе освещаемых довольно банальных событий. Именно признаки сентиментализма в «Бедной Лизе» (красота души простого человека и природы, культ любви) сделали повесть невероятно популярной у современников. И пруд, в котором утопилась Лиза, стал называться ее именем (место в повести указано довольно точно). О том, что повесть стала событием, говорит и тот факт, что и среди нынешних выпускников советских школ почти все знают, что «Бедную Лизу» написал Карамзин, как «Евгения Онегина» Пушкин, а «Мцыри» Лермонтов.

Родом из Франции

Сам сентиментализм – явление в художественной литературе более значительное, чем классицизм с его рационализмом и сухостью, с его героями, которые, как правило, были коронованными особами или полководцами. «Юлия, или Новая Элоиза» Жана-Жака Руссо ворвалась в художественную литературу и заложила основы нового направления. Уже в произведениях основоположника направления появились общие признаки сентиментализма в литературе, формирующие новую художественную систему, которая воспевала простого человека, способного безо всякой корысти сопереживать другим, бесконечно любить близких, искренне радоваться счастью других.

Сходства и различия

Признаки классицизма и сентиментализма во многом совпадают, потому что оба эти направления относятся к эпохе Просвещения, но есть у них и различия. Классицизм воспевает и обожествляет разум, а сентиментализм – чувство. Главные лозунги этих направлений тоже разнятся: у классицизма это «человек, подчиненный диктату разума» у сентиментализма – «человек чувствующий». Разнятся и формы написания произведений – логика и строгость у классицистов, и богатые отступлениями, описаниями, воспоминаниями и письмами произведения авторов более позднего литературного направления. Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос о том, каковы основные черты сентиментализма. Основная тематика произведений любовная. Жанры специфические – пастораль (элегия), сентиментальная повесть, письма и путешествия. В произведениях – культ чувств и природы, уход от прямолинейности.

fb.ru

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ | 7 класс учебник “Русская литература”

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ


§ 1. Возникновение и
развитие сентиментализма в Европе

О литературных
направлениях не всегда следует судить по названию, тем более что и смысл слов,
которыми они обо­значаются, со временем меняется. В современном языке “сен­тиментальный”
— легко приходящий в умиление, способный быстро расчувствоваться;
чувствительный. В XVIII в. иод слова­ми “сентиментальность”, “чувствительность”
понимали иное — восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что
окружает человека. Чувствительным называли того, кто
восхи­щался добродетелью, красотами природы, созданиями искусства, кто
сострадал людским скорбям. Первое произведение, в заглавии которого появилось
ото слово, — “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” англичанина Лоренса
Стерна (1768).
Самый
известный писатель сентиментализма Жан Жак Руссо – автор трогательного романа
“Юлия, или Новая Элоиза” (1761).

Сентиментализм (от
франц. sentiment —
“чувство”; от англ. sentimental —
“чувствительный”) — литературное течение в евро­пейском искусстве второй
половины XVIII в., подготовленное кри­зисом просветительского рационализма и
провозгласившее осно­вой человеческой природы не разум, а чувство. Важным
событием духовной жизни Европы стало открытие в человеке способности
наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Выяснилось, что, сострадая
ближнему, разделяя его горести, помогая ему, можно ис­пытывать искреннюю
радость. Совершать добродетельные поступ­ки — значит следовать не внешнему
долгу, а собственной природе. Развитая чувствительность сама по себе способна
отличить добро от зла, и потому нет необходимости в морали. Соответственно, про­изведение
искусства ценилось по тому, насколько оно могло рас- строгать человека, умилить
его сердце. На основе этих взглядов и выросла художественная система
сентиментализма.

Подобно своему
предшественнику — классицизму, сентимен­тализм насквозь дидактичен, подчинен
воспитательным зада­чам. Но это дидактизм другого рода. Если
писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, убедить их в
не-

Обходи мости
следования непреложным законам морали, то сен­тиментальная литература
обращается к чувству. Она описывает величественные красоты природы, уединение
на лоне которой становится сродством воспитания чувствительности, обращает­ся к
религиозному чувству, воспевает радости семейной жизни, нередко
противопоставляемые государственным добродетелям классицизма, изображает
различные трогательные ситуации, одновременно вызывающие у читателей и
сострадание к героям, и радость от ощущения своей душевной чуткости. Не порывая
с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу норматив­ной личности,
однако условием его осуществления полагал не “разумное” переустройство мира, а
высвобождение и совершен­ствование “естественных” чувств. Герой
просветительской лите­ратуры в сентиментализме более индивидуализирован, он
демо­крат но происхождению или убеждениям, здесь нет свойственной классицизму
прямолинейности в обрисовке и оценке характеров. Богатый духовный мир
простолюдина, утверждение прирожден­ной нравственной чистоты представителей
низших сословий — одни из основных открытий и завоевании сентиментализма.

Литература
сентиментализма была обращена к повседнев­ности. Избирая в свои герои простых
людей и предназначая себе столь же простого читателя, не искушенного в книжной
прему­дрости, она требовала немедленного воплощения своих ценностей и идеалов.
Она стремилась показать, что идеалы эти извлечены из обыденной жизни, облекая
свои произведения в формы путевых записок, писем, дневников,
написанных но горячим следам собы­тий. Соответственно, повествование в
сентиментальной литерату­ре идет от лица участника или свидетеля описываемого;
при этом все то, что происходит в сознании повествователя, выходит на первый
план. Писатели-сентименталисты стремятся прежде все­го воспитать эмоциональную
культуру своих читателей, поэтому описание духовных реакций на те
или иные явления жизни порой заслоняет сами явления. Проза сентиментализма
переполнена от­ступлениями, обрисовкой нюансов чувств героев, рассуждениями на
моральные темы, сюжетная же линия постепенно ослабевает. В поэзии те же
процессы приводят к выдвижению на первый план личности автора и крушению
жанровой системы классицизма.

Наиболее законченное
выражение сентиментализм получил в Англии, развившись от меланхолической
созерцательности и па­триархальной идиллии на лоне природы к социально-конкретному
раскрытию темы. Основные черты английского сентиментализ­ма — чувствительность,
не лишенная экзальтированности, иро­ния и юмор, обеспечивающие и пародийное
развенчание щюсве-

ьского канона, и
скептическое отношение сентиментализма Собственным возможностям.
Сентименталисты показали нетож­ествен ность человека самому себе, его
способность быть разным. Н в отличие от предромантизма, развивавшегося
параллельно с ним сентиментализму чуждо иррациональное — противоречи­вость
настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные
рационалистическому истолкова­нию.

§ 2. Сентиментализм в
русской литературе

Общеевропейское
культурное общение и типологическая бли­зость в развитии литератур обусловили
стремительное распро­странение сентиментализма в Германии, Франции, России. В
рус­ской литературе представителями нового течения в 60—70-х годах XVIII в.
стали М. Н. Муравьев, Н. П. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, В. А.
Жуковский, А. И. Радищев.

Первые
сентиментальные тенденции в русской литературе по­явились в середине 70-х годов
XVIII в. в поэзии совсем еще юного М. Н. Муравьева (1757—1807). Сначала он
писал стихи на темы, завещанные учителями-классицистами. Человек, по мнению по­этов
русского классицизма, должен всегда сохранять внутреннее равновесие или, как
они говорили, “покой”. Размышляя и читая европейских авторов, М. Н. Муравьев
пришел к выводу, что такого покоя быть не может, так как человек “чувствителен,
он страстен, он влияниям подвластен, он рожден, чтоб ощущать”. Так прозву­чали
важнейшие для сентиментализма слова чувствительность (в смысле восприимчивость)
и влияние (теперь говорят “впечатли­тельность”). От влияний нельзя уклониться,
онн-то и определяют все течение человеческой жизни.

Роль М. Н. Муравьева
в истории русской литературы вели­ка. Он, в частности, первым стал описывать
внутренний мир человека в развитии, подробно рассматривая его душевные
движения. Много работал поэт и над совершенствованием сти­хотворной техники, и
в некоторых поздних стихотворениях его стих уже приближается к ясности и
чистоте пушкинской поэзии. Но, издав в ранней юности два поэтических сборника,
М. II. Муравьев затем печатался эпизодически, а впоследствии и вовсе оставил
литературу ради педагогической деятельности.

Преимущественно
дворянский по своему характеру русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нем
сильны дидактическая установка и просветительские
тенден­ции. Совершенствуя литературный язык, русские
сентиментали­сты обращались к разговорным нормам, вводили просторечие. В

основе эстетики
сентименнализмя, кяк и в классицизм©, под­ражание
природе, идеализация патриархального быта, распро­странение элегических
настроений. Излюбленными жанрами сентименталистов были послание, элегия,
эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозаических
произве­дений. в которых преобладают исповедальные мотивы.

Идеал
чувствительности, провозглашенный сентименталиста­ми, повлиял на целое
поколение образованных людей Европы. Чувствительность сказывалась не только в
литературе, но и в жи­вописи, в убранстве интерьеров, особенно в парковом
искусстве, новомодный пейзажный (английский) парк каждым поворотом своих
тропинок должен был неожиданным образом показывать природу и тем давать пищу
для чувств. Чтение сентименталь­ных романов входило в норму поведения
образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая “влюблялася в обманы
и Ричардсона, и Руссо” (Сэмюэль Ричардсон — известный ан­глийский
сентиментальный романист), в этом смысле получала в российской глуши такое же
воспитание, как и все европейские барышни. Литературным героям сочувствовали
как реальным людям, подражали им.

В целом
сентиментальное воспитание принесло немало хоро­шего. Люди, получившие его,
научились больше ценить самые не­значительные подробности окружающей жизни,
прислушиваться к каждому движению своей души. Герой сентиментальных про­изведений
и человек, воспитанный на них, близки к природе, вос­принимают себя как ее
порождение, любуются самой природой, а не тем. как люди ее переделали.
Благодаря сентиментализму неко­торые писатели прошлых веков, чье творчество не
укладывалось в рамки теории классицизма, стали вновь любимы. В их числе такие
величайшие имена, как У. Шекспир и М. Сервантес. Кроме того, сентиментальное
направление демократично, обездоленные стали предметом сострадания, а простая
жизнь среднего слоя общества считалась благоприятной для нежных, поэтических
чувств.

В 80—90-х годах XVIII
в. происходит кризис сентиментализ­ма, связанный с разрывом сентиментальной
литературы с ее ди­дактическими задачами. После Великой французской революции
1<85) 179<1 гг. сентиментальные веяния в европейских литерату­рах сходят
на нет, уступая место романтическим тенденциям.


1.   
 Когдл
и где зародился сентиментализм?

2.   
 Каковы
причины возникновения сентиментализма?

3.   
 Назовите основные принципы сентиментализма.

4.   
 Какие
черты эпохи Просвещения унаследовал сентиментализм?

5.   
 Кто
стал героем сентиментальной литературы?

6. В каких странах получил распространение
сентиментализм?

7.   
 Назовите основные призники английского
сентиментализма.

8.   
 Чем
отличались сентименталистскис настроения от предромантиче- ских?

9.   
 Когда
сентиментализм появился в России? Наловите его представителей в русской литературе.

10.  Каковы
отличительные черты русского сентиментализма?Назовите его жанры.

Ключевые понятия: сентиментализм,
чувство, чувстви- тельность.
дидактизм, просветительство, патриархальный быт. элегия, послание, путевые
записки, эпистолярный роман

tak-to-ent.net

Сентиментализм в русской литературе










ТОП 10:







В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов “Вертер” И.В.Гете, “Памела”, “Кларисса” и “Грандисон” С.Ричардсона, “Новая Элоиза” Ж.-Ж. Руссо, “Поль и Виржини” Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин “Письмами русского путешественника” (1791–1792).

Его повесть “Бедная Лиза” (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились “Бедная Лиза” А.Е.Измайлова (1801), “Путешествие в Полуденную Россию” (1802), “Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением” И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (“История бедной Марьи”; “Несчастная Маргарита”; “Прекрасная Татьяна”) и пр.Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть “Марьина роща” в духе Н.М.Карамзина.Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.[править]Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.Сентиментализм (от французского sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. (“Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, “Новая Элоиза” Руссо, “Бедная Лиза” Карамзина). Новаторство сентиментализма – в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: “…И крестьянки любить умеют” (“Бедная Лиза”). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.Пейзаж у сентименталистов – не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.Отдельными чертами сентиментализм соприкасается с просветительским реализмом, с другой стороны – предвосхищает романтизм.Сентиментализм появился в Европе во второй половине 18 века. Идеология сентиментализма была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель, и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Сентиментализм – литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.Представители сентиментализма: в Англии – Лоренс Стерн и Ричардсон; во Франции – Жан-Жак Руссо; в России – Карамзин и Радищев.



Основные жанры сентиментализма:

1. Письма2. Путешествия3. Мемуары4. Повести5. Элегия6. Романы.В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В русской литературе это направление не получило широкого распространения.




В начале XIX в. наибольшее влияние приобретает сентиментализм (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный). Его возникновение связано с духовным ростом личности, с осознанием ею собственного достоинства и стремлением к духовному раскрепощению. Сентиментализм был ответом на общественную потребность демократизации литературы. В то время как ведущими героями классицизма выступали цари, вельможи, вожди, трактуемые в их абстрактной, всеобщей, родовой сущности, сентименталисты выдвинули на первый план изображение единичной, частной, обычной, преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности. Рассудочности классицизма они противопоставили культ чувства, трогательность, «религию сердца» (Руссо). Сентиментализм возник в Западной Европе в конце 20-х годов XVIII века и оформился в виде двух основных направлений: прогрессивно-буржуазного и реакционно-дворянского. Наиболее прославленные западноевропейские сентименталисты – Э. Юнг, Л. Стерн, Т. Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль (И. Рихтер). Некоторыми идейно-эстетическими признаками (сосредоточение внимания на личности, власть чувств, утверждение преимуществ природы над цивилизацией) сентиментализм предвосхищал приход романтизма, поэтому сентиментализм нередко именуют предромантизмом (франц. preromantisme). В западноевропейской литературе к предромантизму относят произведения, для которых характерны следующие признаки: – искания идеального образа жизни вне цивилизованного общества;- стремление к естественности в поведении человека;- интерес к фольклору как форме наиболее непосредственного проявления чувств;- влечение к таинственному и ужасному;- идеализация средневековья. Но попытки исследователей найти в русской литературе явление предромантизма как направления, отличного от сентиментализма, не привели к положительным результатам. Думается, о предромантизме можно говорить, имея в виду возникновение романтических тенденций, проявившихся прежде всего в сентиментализме. В России тенденции сентиментализма отчетливо обозначились в 60-х годах XVIII в. в произведениях Ф.А. Эммина, В.И. Лукина и других, подобных им писателей.

 

В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь». Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803). Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика. И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий. Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке. Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А. Шаховского.

 











infopedia.su

Черты сентиментализма в литературе ? Черты сентиментализма в литературе ?

Сентиментали&#769;зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века. Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия)

Основные черты русского сентиментализма:
уход от прямолинейности классицизма
подчеркнутая субъективность подхода к миру
культ чувства
культ природы
культ врожденной нравственной чистоты, не испорченности
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи
Н.М.Карамзин “Бедная Лиза”.

touch.otvet.mail.ru

Основные черты сентиментализма. Признаки сентиментализма в литературе

Сентиментализм – это не только направление в культуре и литературе, это в первую очередь умонастроение человеческого общества на определенном этапе развития, который в Европе начался несколько раньше и длился с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России он пришелся на конец XVIII – начало XIX веков. Основные признаки сентиментализма таковы – в человеческой природе признается главенство чувств, а не разума.

Сентиментализм замыкает эпоху Просвещения, которая охватила весь XVIII век и породила ряд литературных направлений. Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

Навстречу природе

Это направление в литературе от предшествующих и последующих течений отличает в первую очередь культ человеческого сердца. Предпочтение отдается простоте, естественности, героем произведений становится более демократичная личность, часто представитель простого народа. Огромное внимание отдается внутреннему миру человека и природе, частью которой он является. Таковы признаки сентиментализма. Чувства всегда свободней разума, которому поклонялся, или даже обожествлял классицизм. Поэтому литераторы-сентименталисты обладали большей свободой воображения и его отображения в произведении, которое тоже уже не втискивалось в строгие логические рамки классицизма.

Новые литературные формы

Основные жанры сентиментализма – это путешествия и романы, но не просто, а поучительные или в письмах. Письма, дневники, воспоминания – наиболее часто применяемые жанры, так как они дают возможность шире раскрыть внутренний мир человека. В поэзии преимущество отдается элегии и посланию. То есть литературные жанры, сами по себе, тоже признаки сентиментализма. Пастораль не может принадлежать ни к какому другому направлению, кроме описываемого.

В России сентиментализм был реакционным и либеральным. Представителем первого являлся Шаликов Петр Иванович (1768-1852). Его произведения представляли собой идиллическую утопию – бесконечно добрые цари, посланные богом на землю исключительно ради крестьянского счастья. Никаких социальных противоречий – прекраснодушие и всеобщая благость. Наверное, благодаря таким кисло-сладким произведениям за этим литературным направлением закрепилась некая слезливость и надуманность, которые иногда воспринимаются как признаки сентиментализма.

Основоположник российского сентиментализма

Яркими представителями либерального направления являются Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) и ранний Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), это из известных. Можно еще назвать нескольких прогрессивных либерально-мыслящих писателей – это А. М. Кутузов, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Н. Муравьев, мудрец и поэт, И. И. Дмитриев, поэт, баснописец и переводчик, В. В. Капнист и Н. А. Львов. Самым ранним и самым ярким произведением этого направления стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Надо отметить, что признаки сентиментализма в литературе России имеют отличительные от Европы черты. Главным является поучительный, нравственный и просветительский характер произведений. Карамзин говорил, что писать надо так, как разговариваешь. Таким образом, еще одной особенностью русского сентиментализма является совершенствование литературного языка произведения. Хочется отметить, что положительным достижением или даже открытием этого литературного направления является то, что оно первым обратилось к духовному миру людей нижних сословий, раскрывая его богатство и щедрость души. До сентименталистов бедный люд, как правило, показывался грубым, черствым, неспособным ни к какой духовности.

«Бедная Лиза» – вершина русского сентиментализма

Каковы же признаки сентиментализма в «Бедной Лизе»? Сюжет повести незамысловат. Прелесть ее не в том. Сама идея произведения доносит до читателя тот факт, что природная естественность и богатый мир Лизы, простой крестьянки, несопоставимо выше мира хорошо образованного, светского, вышколенного Эраста, в общем-то, и неплохого человека, но зажатого рамками условностей, не позволивших ему жениться на любимой девушке. Но он и не думал жениться, потому что, добившись взаимности, Эраст, полный предубеждений, потерял к Лизе интерес, она перестала быть для него олицетворением чистоты и непорочности. Бедная крестьянская девушка, даже преисполненная достоинств, доверившись богатому юноше, снизошедшему к простолюдинке (что должно говорить о широте души и демократичности взглядов), изначально обречена на финальный пробег к пруду. Но достоинство повести в совершенно другом подходе и ракурсе освещаемых довольно банальных событий. Именно признаки сентиментализма в «Бедной Лизе» (красота души простого человека и природы, культ любви) сделали повесть невероятно популярной у современников. И пруд, в котором утопилась Лиза, стал называться ее именем (место в повести указано довольно точно). О том, что повесть стала событием, говорит и тот факт, что и среди нынешних выпускников советских школ почти все знают, что «Бедную Лизу» написал Карамзин, как «Евгения Онегина» Пушкин, а «Мцыри» Лермонтов.

Родом из Франции

Сам сентиментализм – явление в художественной литературе более значительное, чем классицизм с его рационализмом и сухостью, с его героями, которые, как правило, были коронованными особами или полководцами. «Юлия, или Новая Элоиза» Жана-Жака Руссо ворвалась в художественную литературу и заложила основы нового направления. Уже в произведениях основоположника направления появились общие признаки сентиментализма в литературе, формирующие новую художественную систему, которая воспевала простого человека, способного безо всякой корысти сопереживать другим, бесконечно любить близких, искренне радоваться счастью других.

Сходства и различия

Признаки классицизма и сентиментализма во многом совпадают, потому что оба эти направления относятся к эпохе Просвещения, но есть у них и различия. Классицизм воспевает и обожествляет разум, а сентиментализм – чувство. Главные лозунги этих направлений тоже разнятся: у классицизма это «человек, подчиненный диктату разума» у сентиментализма – «человек чувствующий». Разнятся и формы написания произведений – логика и строгость у классицистов, и богатые отступлениями, описаниями, воспоминаниями и письмами произведения авторов более позднего литературного направления. Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос о том, каковы основные черты сентиментализма. Основная тематика произведений любовная. Жанры специфические – пастораль (элегия), сентиментальная повесть, письма и путешествия. В произведениях – культ чувств и природы, уход от прямолинейности.

autogear.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о