А к матвеев – …

Содержание

Матвеев А. К. — это… Что такое Матвеев А. К.?

Алекса́ндр Константи́нович Матве́ев (род. 8 июля 1926) — русский языковед, член-корреспондент РАН, профессор Уральского государственного университета им. А. М. Горького (Екатеринбург). Муж Т. В. Матвеевой.

Биография

Родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1926 году. В 1949 окончил факультет русского языка и литературы Хабаровского пединститута. С 1952 года в Уральском государственном университете им. А. М. Горького. Доктор филологических наук (1970), профессор (1971), заслуженный деятель науки РСФСР (1988), член-корреспондент Российской академии наук (1991). С 1961 по 2005 гг. заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания УрГУ.

Научная деятельность

А. К. Матвеев — автор более 270 научных работ, крупнейший специалист в области этимологии, ономастики, субстратной топонимии, финно-угорского языкознания, теории языковых контактов. Глава крупнейшей научной школы в области ономастики и топонимии, внесшей большой вклад в исследование практических и теоретических проблем этимологии, ономастики, диалектологии, истории (в частности, в изучение древнейшей истории финноугров). Широко известен как блестящий лектор, педагог, эрудит.

А. К. Матвеев является создателем топонимической экспедиции Уральского университета, уникального научного сообщества, накопившего миллионные картотеки полевых лексических и ономастических материалов. Под руководством А.К. Матвеева составлено большинство томов основного корпуса «Словаря русских говоров Среднего Урала» (1981–1988). А. К. Матвеев руководит созданием «Словаря говоров Русского Севера» (опубликованы первые три тома) и «Материалов к словарю финно-угро-самодийских заимствований в говорах Русского Севера», (первый том — 2004). А. К. Матвеевым составлены первый топонимический словарь Урала (Географические названия Урала. Свердловск, 1980, 1987) и первый оронимический словарь Урала (Вершины Каменного Пояса. Челябинск, 1990).

А. К. Матвеев — главный редактор всероссийского научного журнала «Вопросы ономастики».

Педагогическая деятельность

В Уральском государственном университете А. К. Матвеев в разное время читал все основные лингвистические дисциплины: «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Введение в славянскую филологию», — а также спецкурсы: «Топонимия Урала», «Методы топонимических исследований», «Происхождение славян (лингвистический аспект)», «Меря и мерянский язык», «Индоевропейцы и индоевропейские языки». Кафедра русского языка и общего языкознания почти целиком состоит из его учеников. Среди его учеников известнейшие специалисты в области диалектологии и ономастики — проф. М. Э. Рут, проф. Е. Л. Березович, проф. Т. Н. Дмитриева.

Под руководством А. К. Матвеева защищено 6 докторских и более 30 кандидатских диссертаций.

Основные труды

  • Ономатология (М., 2006)
  • Субстратная топонимия Русского Севера (в 3-х частях; 1-2 части — Екатеринбург, 2001)
  • Вверх по реке забвения (Свердловск, 1990)
  • Методы топонимических исследований (Свердловск, 1986)
  • Неройки караулят Урал (Свердловск, 1976)
  • Финно-угорские заимствования в русских говорах Северного Урала (Свердловск, 1959)

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Матвеев А. К. Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Матвеев; Матвеев, Александр.
Александр Константинович Матвеев
Дата рождения 8 июля 1926(1926-07-08)
Место рождения Свердловск, РСФСР, СССР
Дата смерти 9 октября 2010(2010-10-09) (84 года)
Место смерти Екатеринбург, Российская Федерация
Страна СССР СССР→Россия Россия
Научная сфера ономастика, субстратная топонимика, финно-угроведение
Место работы УрГУ им. А. М. Горького
Альма-матер Хабаровский государственный педагогический институт (1949)
Учёная степень доктор филологических наук
Известные ученики Е. Л. Березович, М. Э. Рут
Известен как глава Уральской ономастической школы
Награды и премии

Алекса́ндр Константи́нович Матве́ев (8 июля 1926, Свердловск, СССР — 9 октября 2010, Екатеринбург, Россия) — советский и российский лингвист; специалист в области уральской и северорусской диалектной лексики и субстратной топонимики; занимался также этимологией, ономастикой, финно-угроведением, теорией языковых контактов. Член-корреспондент РАН с 7 декабря 1991 по Секции гуманитарных и общественных наук (языкознание). Профессор УрГУ им. А. М. Горького (Екатеринбург), основатель Уральской ономастической школы.

ru-wiki.ru

Максим Матвеев – биография, фото, личная жизнь, жена, сын, рост, вес 2019

Биография Максима Матвеева

Звезда «Стиляг», «Анны Карениной», «МосГаза» и «Бесов», незаменимый член труппы МХТ им. Чехова, актер Максим Матвеев прошел долгий путь, прежде чем его стали именовать «звездой молодого поколения» как верные зрители, так и требовательные критики.

Детство и семья Максима Матвеева

Максим Александрович Матвеев появился на свет 28 июля 1982 года в городе Светлый Калининградской области. Его родные, простые советские труженики, были далеки от мира искусства. Мама Людмила Владимировна – филолог, работала библиотекарем. Родного отца мальчик не знал. Воспитанием мальчика в основном занимался дед, у которого, по воспоминаниям актера, были золотые руки. «Он просил меня нарисовать, что хочу. Я рисовал, а через три часа дедушка по моему эскизу делал игрушку», – рассказывал Максим. Бабушка Максима работала билетером в местном кинотеатре и, разумеется, пропускала внука на все сеансы бесплатно. Там мальчик познакомился со многими шедеврами голливудского кинопрома, но сильнейшее впечатление на него произвели «Звездные войны». Еще долго в своих фантазиях он представлял себя джедаем с лазерным мечом наперевес.

Когда Максиму исполнилось 10 лет, его мама обрела новую любовь, и у юноши появился отчим, моряк по профессии. В 1992 году семья перебралась в Саратов, на родину мужа, где у Максима появился единоутробный братик Володя.

В школе Максим учился хорошо, окончил ее с серебряной медалью. Ребенок он был довольно замкнутым: почти ни с кем не общался, на переменах предпочитал не играть со сверстниками, а готовить домашнее задание. Но к старшим классам в нем проснулся бунтарский дух: он отрастил длинные волосы и стал слушать хэви-метал.

В детстве Максим Матвеев хотел стать хирургом, затем загорелся идеей стать фехтовальщиком. Однако творчество всегда оставалось важной частью его жизни. В юности он посещал художественную школу, позже к урокам изобразительного искусства добавились внеклассные занятия актерского мастерства. Несмотря на это, после окончания школы о профессии актера Максим не задумывался. Он никак не мог определиться, чем хочет заниматься во взрослой жизни, и родители просто поставили его перед фактом: «Поступаешь на адвоката». Но тут курс его судьбы изменил господин Случай.

Начало карьеры

В выпускном классе Матвеев решил принять участие в конкурсе пар на театральном факультете Саратовской консерватории. Там-то на него и обратил внимание театральный педагог Владимир Смирнов, предложивший парню попробовать свои силы в актерстве. Вняв совету, он подал документы и стал студентом сразу второго курса театрального факультета Саратовской консерватории. Благодаря усилиям его педагога Валентины Ермаковой Максим быстро прибавлял в мастерстве, отвергая многочисленные предложения сняться в рекламе, фотосессии или даже фильме для взрослых (предлагали ему и такое!). В итоге за свои дипломные спектакли «Божий клоун» и «Дон Хуан» Максим получил наивысшие оценки членов комиссии.

Получив диплом Саратовской консерватории, Максим попытал счастья в Школе-студии МХАТ. В столицу он, скромный мальчик из Саратова, ехал без особой подготовки, по его собственным словам, материал для прослушивания был однобоким. Когда экзаменаторы поинтересовались, подготовил он что-либо еще, Максим ответил: «Нет, но скоро!». На следующее утро после бессонной ночи он пришел во всеоружии, а его попросили станцевать. Он был уверен, что провалился, однако талантливому юноше нашлось место на курсе Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова.

Параллельно с учебой Максим Матвеев стал часто выступать на сцене. Так, он исполнил роль рыцаря Жорфея в известном спектакле «Пьемонтский зверь», а затем также появился в постановке «Последняя жертва». Хотя свой первый выход на сцену МХТ актер вспоминал со стыдом: «Я играл в одном спектакле с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной. И меня не было слышно. Совсем. После спектакля Олег Павлович сказал мне: „Ну, старик, надо работать и работать“». В итоге успешно окончив Школу-студию МХАТ, в 2006 году Максим Матвеев устроился на работу в МХТ имени Чехова. В последующие годы на местной сцене актер сыграл огромное множество замечательных ролей. Среди его лучших работ значатся спектакли «Кабала святош», «Король Лир», «Художник». По мнению известных театральных критиков, лучшей работой молодого актера является роль Горинга в постановке «Идеальный муж» по Оскару Уайльду.

Максим Матвеев в кино

Еще во время учебы Матвееву предложили роль в сериале «Бедная Настя» с Еленой Кориковой. Персонаж был немаловажен для сюжета, и гонорара за съемки хватило бы на четырехкомнатную квартиру в Москве. Но Максим внял словам Золотовицкого, который убедил своего подопечного не спешить, а прилежно учиться. Понимал это и сам актер, для которого место в МХТ уже тогда значило больше, чем мимолетная слава сериального красавца. Первой ролью Максима в кино стала лента Валерия Тодоровского «Тиски», а год спустя зрители увидели его в «Стилягах», пестром мюзикле того же режиссера с Антоном Шагиным и Оксаной Акиньшиной. Затем последовали роли в лентах «Тариф Новогодний», «Не скажу», «На крючке», «Свадьба по обмену». Все эти фильмы имели коммерческий успех, так что имя Максима Матвеева не пропадало с радаров режиссеров и продюсеров Любили Максима Матвеева и простые зрители. На его спектаклях всегда был аншлаг. А во время различных кинематографических фестивалей очередь к нему за автографами всегда была особенно внушительной. Во второй половине нулевых Максим Матвеев стал часто появляться не только на больших экранах, но и на телевидении. В мир российских сериалов он вновь-таки шагнул очень уверенно, сыграв главную роль в телепроекте «Тульский Токарев». После этого были съемки в сериалах «Ялта-45», «Охотники за бриллиантами», «Военный госпиталь», а также роли в телевизионных лентах «Капитаны», «Дед Мороз всегда звонит трижды» и многих других. В 2012 году фильмография Максима Матвеева пополнилась сразу несколькими успешными проектами: сериалом «МосГаз» с Андреем Смоляковым (артист оперетты Влад Вихров), и военной драмой «Август. Восьмого» (командир миротворцев Алексей). В 2013 году популярность актера подкрепило участие в детективе Станислава Говорухина «Weekend», романтической комедии со Светланой Ходченковой и Любовью Аксеновой «Любит не любит» и приключенческой «Форт Росс», где партнершей Максима стала Анна Старшенбаум. А после 2014 года Максима Матвеева начали узнавать на улице как Николая Ставрогина из мини-сериала Владимира Хотиненко «Бесы», киноадаптации одноименного произведения Достоевского, над которой актер работал совместно с уже хорошо знакомым Антоном Шагиным, Сергеем Маковецким и Марией Луговой. В том же году он исполнил главную роль в экранизации романа Сергея Минаева «The Телки», а также появился в спортивной драме «Они играли за Родину».

В начале 2017 года зрители могли насладиться игрой Максима Матвеева сразу в двух крупных проектах. Первый – многосерийная экранизация биографии шпионки-танцовщицы Маты Хари, которую сыграла француженка Ваина Джоканте. Сам же Максим Матвеев предстал в образе капитана Владимира Маслова, влюбленного в прекрасную девушку.

Через месяц после премьеры сериала «Мата Хари» публике был представлен сериал Карена Шахназарова «Анна Каренина» (хотя его съемки закончились раньше). Максим Матвеев сыграл Алексея Вронского, ну а роль его возлюбленной, Анну Каренину, исполнила Елизавета Боярская. Главным конкурентом актера стал Константин Крюков, но так как Лизу утвердили на роль Анны до кастинга на роль Вронского, у Максима появилось преимущество – им с супругой не надо было «сыгрываться» и играть страсть. «Играть любовь с женой гораздо проще, чем с любой другой актрисой», – поделился в одном из интервью Максим. В 2017 году также готовились к выходу еще три проекта с участием Матвеева: историческая драма о ближайшем соратнике Ленина «Александр Парвус», биографический сериал «Троцкий» с Константином Хабенским в главной роли, а также криминальная сага «Игрок». В последнее время актер уделяет много времени и сил благотворительности. Он – глава фонда «Доктор клоун», волонтеры которого занимаются детской арт-терапией. В январе 2017 фонд поставил спектакль «Снежная королева» для юных пациентов столичных больниц.

Личная жизнь Максима Матвеева

Первой супругой Матвеева стала латвийская актриса Яна Сексте, вместе с которой актер долгое время играл в одном театре. Их творческое сотрудничество довольно быстро переросло в бурный роман, который в свою очередь трансформировался в непродолжительное супружество. В 2008 году молодые люди узаконили свои отношения, а уже год спустя разошлись. После окончания романа с первой супругой Максим Матвеев начал встречаться с актрисой Лизой Боярской. В середине 2010 года знаменитости сочетались браком, а в апреле 2012 у пары родился сын Андрей. Породнившись с семьей Михаила Боярского и Ларисы Луппиан, Максим был вынужден еще больше работать, чтобы соответствовать высокой планке. А став молодым отцом, актер стал более вдумчивым, осторожным и терпеливым.

Максим Матвеев сейчас

В конце 2017 года актер испугал поклонников экстремально истощенным внешним видом. Как оказалось, он похудел для роли в спектакле «Кинастон».

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

Матвеев Андрей Матвеевич | Русские художники. Биография, картины, описание картин

Около 1701-1739г.

Основоположник светской живописи в России. О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Считалось, например, что талантливого мальчика, рисующего в соборе во время обедни набросок портрета Петра I, приехавшего в Новгород и заметил царь, направил на обучение в Европу, откуда юноша уже вернулся известным русским художником. Если говорить о фактах, то Пётр Великий не был в Новгороде во времена юношества Андрея Матвеева. Известно же, что дарование мальчика было замечено императрицей Екатериной, когда тот с отцом подьячим Матвеевым был призван в Петербург из старых новгородских земель, из Кексгольмского уезда. Андрей был отправлен в Голландию.

Дарования Андрея привлекли внимание государыни, решившей отправить его для обучения в Голландию зимой 1717 года в амстердамскую мастерскую Арнольда Боонена, портретиста, написавшего портрет царской четы. С 16 лет за 100 гульденов  в год Андрей обучается как царский протеже. Он был достойным учеником и получал стипендию Екатерины. Андрей Матвеев не дворянского происхождения, но в годы учёбы он не знал нужды, которую испытывали другие пенсионеры в Петровскую эпоху.

Отчёты Андрея Матвеева государыне Екатерине: «Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего. А именно — портреты Вашего величества, которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Амстердам, октябрь 1720 г.».

Из чего следует, что художник обучался вначале рисованию с оригиналов, копированию.

Затем он пишет самостоятельно – портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекуна петровских пенсионеров. Среди них и живописцы, и граверы, и столяра, и даже корабельные мастера.

Из Амстердама Андрей Матвеев переезжает в Ротердам, затем в Саардам, в Гаэгу (здесь он обучается у Карла Моора) здесь он выполнил копию портрета Моорского Петра I.

Первый шаг по новому пути — портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров — живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров. Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, затем Саардам, Гаагу, где некоторое время обучался у Карла Моора, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета. В антверпенской Академии его награждают.

Вернувшись в Россию Андрей Матвеев становится гофмалером государыни Екатерины. В XVIII веке два придворных художника: И.Н. Никитин и А. Матвеев.

После смерти государыни Екатерины окончилась и благополучная жизнь русского художника. Все ученики возвращены в Санкт-Петербург, в Россию.

Андрей Матвеев рекомендован Меншиковым в Канцелярию от строений. Художник Лул Каравакк даёт задание написать портрет. Он говорит о том, что Андрей Матвеев имеет «большую силу в красках, а не в рисунках». Только после свидетельства Трезини и Земцова, известных архитекторов, признано, что «и в рисунках гораздо искусен». Благодаря чему в 1731 году Матвеев получает звание «живописного мастера». Матвеев приступает к руководству  живописной командой Канцелярии от строений.

Но всё же любимым жанром А.М. Матвеева остаётся портрет. В 1728  году им написан портет А.П. Голицыной.

Близкий художнику тип человека, запечатлён на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Лёгкая и изысканная живопись художника, свободная и непринуждённая.

В 1729 г. Андрей Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения – «Автопортрета с женой». Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Первый в русской живописи парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. В Петровскую эпоху этот портрет стал символом всего доброго, что она принесла.

Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе, его картины отражают теплоту, серьёзность, сдержанность. Такая манера письма характерна для живописи XVIII века.

Педагогический труд русского художника заложил основы новой русской художественной школы.

  • Аллегория живописи

  • Портрет Петра I

  • Портрет А.П. Голициной

  • Портрет Ивана Алексеевича Голицина

  • Портрет врача И.А. Ацаретти

 

 

rus-artist.ru

Матвеев Артамон Сергеевич


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Артамон Сергеевич Матвеев

МАТВЕЕВ Артамон Сергеевич (1625—1682) — государственный и военный деятель, дипломат. Воспитывался при царском дворе вместе с будущим царем Алексеем Михайловичем. Участвовал в Переяславской раде 1654 г., подавлении «Медного бунта» 1662 г., восстания 1670—1671 гг., руководил внешней политикой страны. В его доме воспитывалась Н. К. Нарышкина — вторая жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I. После смерти Алексея Михайловича (1676) — в опале. Возвращен царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной в Москву и погиб на стрелецких пиках, брошенный с Красного крыльца Кремля в ходе восстания стрельцов в 1682 г.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 303.


Матвеев Артамон Сергеевич (1625-15.05.1682), крупный политический деятель и дипломат. Сын дьяка. Один из самых образованных людей XVII в. Был воспитателем второй жены царя Алексея Михайловича — Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, которая выросла в его доме.

В 1654 Матвеев участвовал в посольстве, прибывшем на Переяславскую раду. В 1656-57 он ездил в составе посольства в Польшу. В 1662 командовал одним из стрелецких полков, подавляющих московское восстание “Медный бунт”. В 1669 он получил чин думного дворянина и был поставлен во главе Малороссийского приказа. Затем получил чин окольничего, а в 1674 — боярина.

Матвеев считал, что Россия должна сосредоточить все свои силы на решении важнейшей проблемы — присоединении Правобережной Малороссии. В 1671 после женитьбы Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне вес Матвеева при царском дворе стал очень большим. Он сменил А.Л. Ордин-Нащокина на посту главы Посольского приказа.

После смерти Алексея Михайловича и воцарения Федора Алексеевича в 1676, а также прихода к власти князей Милославских, Матвеев был лишен государственных должностей и отправлен в ссылку. В 1682 с приходом к власти Нарышкиных возвращен из ссылки. Был убит стрельцами во время стрелецкого бунта.

Матвеев имел одну из самых больших библиотек в России. Он являлся организатором театра при царском дворе. Под его руководством составлен справочник по дипломатической переписке — “Титулярник”, а также “История русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах” и “История избрания н венчания на царство Михаила Федоровича”.

О.М. Рапов


Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82) — русский государственный деятель и дипломат. В 1654 году входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656-1657 годы — посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа (полка) активно участвовал в подавлении Московского восстания 1662 года. С 1669 года возглавил Малороссийский приказ, с 1671 года руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных учреждений. Матвеев считал основной задачей русской внешней политики присоединение к России всей Украины и для ее решения полагал возможным временно отказаться от борьбы со Швецией за балтийские берега. В 1672 году во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева и настаивал на передаче ей правобережной Украины. Матвеев состоял в родстве и был близок с царем Алексеем Михайловичем. После его смерти оказался в опале и был сослан (1676). Вернулся в Москву в мае 1682 года с намерением подавить волнение стрельцов, но сам через несколько дней стал одной из жертв восставших. Матвеев был очень образованным для своего времени человеком, имел большую библиотеку, явился инициатором составления «Титулярника» — справочника по дипломатической переписке. Матвеев руководил составлением «Истории русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах» и «Истории избрания и венчания на царство Михаила Федоровича», которые до нас не дошли.

А. Л. Гольдберг. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966.


Матвеев Артамон Сергеевич (1623—15.05.1682), государственный деятель и дипломат, «ближний боярин» царя Алексея Михайловича. Сын дьяка, воспитывался вместе с царевичем Алексеем. В 1642 был причислен ко двору в чине стряпчего, в 1643 — произведен в стрелецкие головы, в 1653 — в головы московских стрельцов. В том же году ездил в Малороссию и приводил малороссиян в подданство России. В войну с Польшей Матвеев способствовал сдаче Смоленска, возглавлял битву при Каменец-Подольском, осаждал Львов и вместе с кн. Ф. Ю. Ромодановским захватил Чернигов. Впоследствии он дважды ездил в Литву и Польшу для переговоров с гетманом Гонсевским об избрании царя Алексея Михайловича польским королем. В 1669 был отправлен в звании стольника в Глуховскую раду, где отстоял невозвращение Киева полякам. По возвращении из Глухова возглавил Малороссийский приказ. В отличие от тогдашнего начальника Посольского приказа А. Л. Ордын-Нащокина, стремившегося к союзу с Польшей против шведов и к приобретению Ливонии, считавшего Малороссию «великой для государственной казны обузой», Матвеев видел в присоединении Малороссии «прицепление естественной ветви к ее историческому корню». Он считал, что об уступке Киева полякам «и помыслить страшно», и много способствовал упорядочению малороссийских дел и усилению в Малороссии московской власти. Разногласия во взглядах Матвеева и Нащокина вызвали борьбу между ними, закончившуюся назначением Матвеева в 1671, тогда уже думного дворянина, «оберегателем государственных посольских дел» вместо Нащокина.

В том же году царь Алексей Михайлович вступил во второй брак с воспитанницей Матвеева и свояченицей его жены, урожденной Гамильтон, — Н. К. Нарышкиной. С этого времени влияние и полномочия Матвеева чрезвычайно расширились. В Малороссии, Польше и за границей его называли канцлером московского царя, его первым министром (primarius minister). Кроме внешних дел он заведовал Польским и Малороссийским приказами, а также обширнейшим Новгородским приказом с четвертями Владимирской и Галицкой. Матвееву был поручен Аптекарский приказ. В 1674 он получил сан боярина и звание наместника Серпуховского, начальника Двора монетного и Стрелецкого приказа, а также Приказа Казанского дворца и др. Матвеевым был заключен договор с Бранденбургом по поводу помощи Польше в борьбе против турок (1673), он вел переговоры с польскими, шведскими и австрийскими послами, способствовал избранию гетманом Самойловича Ивана и склонил гетмана П. Д. Дорошенко к переходу в подданство Москве.

После смерти Алексея Михайловича положение Матвеева пошатнулось. Враги, главным образом Милославские, обвинили его в заговоре против царя Федора Алексеевича, и последний назначил его воеводой в сибирский г. Верхотурье (осенью 1676), но по дороге из Казани Матвеева отправили в ссылку в Пустозерский острог (1677), откуда перевели в Мезень (1680). Из ссылки он писал много писем и подавал царю челобитные, но безуспешно, пока овдовевший Федор Алексеевич не избрал себе в супруги крестницу Матвеева, Марфу Матвеевну Апраксину. Последовало распоряжение о возвращении Матвеева, но он возвратился в Москву уже после смерти царя Федора Алексеевича, 12 мая 1682, и погиб через три дня во время стрелецкого восстания, подготовленного Милославскими. Имел склонность к литературе. Его сочинения: «Всех вел. кн. московских и всея России Самодержавцев и титла, и печати»; «Избрание и посылка на Кострому… и о походе к Москве, по венчании на царство царя Михаила»; «Описание всех вел. кн. и царей Российских, славных в ратных победах, в лицах с историями». Ему же приписывают «Летопись о мятежах», изданную кн. Щербатовым.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Матвеев Андрей Артамонович (1666-1728), государственный деятель, дипломат. Соратник Петра I, сын Артамона Сергеевича.

Литература:

Щепотьев Л., Ближний боярин А. С. Матвеев как культурный политич. деятель XVII в., СПБ, 1906; Матвеев П., А. С. Матвеев в приказе Малой России и его отношения к делам и людям этого края, «РМ», 1901, No 8-9; Старостина Т. В., Об опале А. С. Матвеева в связи с сыскным делом 1676-77 о хранении заговорных писем, «Уч. зап. Карело-Фин. ун-та», Петрозаводск, 1948, т. 2, в. 1.

 

 

 

www.hrono.ru

биография, творчество, лучшие работы и история жизни

Прорубленное Петром «окно в Европу» повлияло на весь уклад общественной и частной жизни в России, в том числе на культуру и искусство. Расцвет русской живописи XIX века был бы немыслим без художников, воспринявших достижения европейской культуры на пути, начатом в эпоху Возрождения и обогатившем их национальной духовной традицией. Первым в ряду таких имен принято называть Ивана Никитина, любимого художника царя-реформатора. Второй упоминается другая истинно русская фамилия – Матвеев. Андрей, отчество которого (Матвеевич) считается неподтверждённым, прожил короткую и напряженную жизнь.

Легенды вместо фактов

В биографии мастера много белых пятен. Из даты рождения известен год – 1701-й, хотя, по некоторым источникам, он родился на год позже. Об отце сохранились отрывочные сведения: известно, что при дворе императрицы Екатерины I служил подьячий по фамилии Матвеев. Андрей и его сестра находились при отце, и рисунки мальчика могли попасть на глаза государыне. Одна из обязанностей подьячего – обеспечивать переписку, для чего было необходимо владеть искусством каллиграфии. Возможно, первым опытом для будущего художника была работа под руководством отца – среди рукописных документов того времени можно обнаружить настоящие шедевры графики.

Именно Екатерина стала инициатором зачисления пятнадцатилетнего Андрея в число пенсионеров, посылаемых за казенный счет для обучения в Европу. Существует более красивая легенда, которая гласит, что к этому причастен сам Петр I. Во время пребывания царя в Новгороде, откуда родом сам Матвеев, Андрей попался на глаза императору, когда делал с него портретные наброски. Восхищенный рисунком мальчика государь немедленно приказал тому собираться в Амстердам, в любимую Петром Голландию, в ученики к тамошним живописцам. И хотя такие поступки считаются для царя-реформатора обычным делом, подтверждения этой истории не сохранилось.

Прилежный ученик

В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Попасть к нему было большой честью, поскольку он считался знаменитостью, мастером, воплощавшим лучшие традиции школы Рембрандта, и портреты его кисти, стоившие больших денег, заказывались знатнейшими и богатейшими людьми со всей Европы. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию.

Куратором над колонией русских студентов был Иоганн Ван ден Бург, известный в России как Яган Фанденбург, личный агент Петра I, выполнявший для царя и другие миссии. Он очень строго следил за поведением молодых россиян, нередко занимаясь рукоприкладством в отношении тех, кто ленился или распутничал. В своих отчетах Петру он регулярно сообщал, что на некоторых пенсионеров вольный европейский воздух действовал пьяняще.

Лишь один из «птенцов гнезда Петрова» не вызывал у Фанденберга никаких нареканий – Матвеев. Андрей сам регулярно отсылал в Россию свои работы как отчет о ходе образования. Очевидно, его успехи были замечены – известно, что по распоряжению императрицы ему было назначено дополнительное денежное довольствие. Единственное, что омрачало пребывание Матвеева за границей, так это частые болезни, вызываемые у него переутомлением от напряженных учебных занятий.

Два периода

Обучение Матвеева продлилось долгие одиннадцать лет и состояло из двух этапов. На первом он детально изучает искусство портретиста. Боонен много времени уделял постановке рисунка, развитию у учеников технических навыков, овладению разными приемами живописи, использованию различных материалов. Одним из главных методов обучения было копирование работ старых мастеров. Передаче внутреннего мира портретируемого особого внимания Боонен не уделял.

В те времена в обучении широко применялся переход от одного мастера к другому. Решил попробовать такой способ и Матвеев. Андрей Матвеевич попросил разрешения поехать в Гаагу, к Карелу Моору. Этот мастер был не менее знаменит (и не только в Голландии), а также был известен русской императорской семье, заказавшей Моору свои портреты.

Мооровский портрет Петра стал основой для подобной работы Матвеева, сделанной им в это время. При сравнении этих двух полотен становится ясен характер дарования, которым обладал Матвеев. Андрей Матвеевич больше внимания уделил личным качествам русского царя. В его живописном изложении Петр более человечен, меньше похож на символ неколебимой власти, каким он предстаёт на парадном портрете Моора, известном по многочисленным гравюрам.

Академия художеств в Антверпене

В 1724 году Матвеев обращается в Петербург с просьбой о продолжении учебы в художественной Академии Антверпена. Он предполагал освоить там новый жанр – «писание историй», то есть сюжетную живопись: аллегорические, мифологические, исторические и батальные картины. Учитывая старательность студента и его успехи, в Петербурге было решено позволить пенсионеру продлить пребывание в Европе, что было в то время необычно.

В 1725 году скончался Петр Великий. Андрей Матвеев, биография которого началась во времена царя-реформатора, посылает свои соболезнования Екатерине и прилагает к посланию написанную им «Аллегорию живописи». Эта небольшая, написанная на деревянной доске картина считается первым в отечественной истории живописи сюжетным произведением светского характера, первой картиной в европейском понимании этого слова.

В ней видна некоторая неуверенность при изображении обнажённой натуры, но заметно и важнейшее для творчества Матвеева стремление максимально наполнить рисунок внутренним содержанием и высокое живописное мастерство – богатая палитра и легкий мазок. Богине, позирующей для портрета, Матвеев придал черты Екатерины I.

Возвращение в Россию

Учеба в академии прервалась для Матвеева весной 1727 года, после смерти русской императрицы. Он возвращается в Россию, где у него теперь не было ни покровителей, ни друзей. По установленному порядку, он должен был быть приписан к живописному ведомству Канцелярии от строений, которое занималось выполнением самых разнообразных придворных художественных заказов. Согласно этому же порядку, установленному еще Петром, всем прибывшим после обучения в Европе предстояло пройти испытание, после которого становился ясен уровень мастерства, которого они достигли.

Заключение по профпригодности Матвеева давал бывший тогда главой живописной команды Луи Каравак – француз, осевший в России с 1716 года. Он был, как свидетельствуют современники, невыдающимся художником, но умел писать портреты, поражавшие сходством, что было для русских заказчиков удивительным явлением. Каравак дал высокую оценку мастерству Матвеева, отметив, что он «более искусен в живописи, нежели в рисунке».

Портрет Голицыных

Несмотря на эту аттестацию, Андрей Матвеев, художник европейской выучки, был зачислен в штат Канцелярии только через год, а пока оставался без средств к существованию. Выручил его заказ на парный парадный портрет княжеской четы Голицыных.

Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Только после смерти Петра и Екатерины она была восстановлена в правах, ей вернули состояние. Художнику удалось выразить сложные и неоднозначные чувства в отношении модели, сделав парадный портрет глубоко психологическим.

Самая знаменитая картина

После получения должности в живописной команде материальное положение художника немного улучшилось. Скоро изменилась и его личная жизнь – он женится на Ирине Степановне Антроповой, кузине известного живописца. С этим событием принято связывать появление самой известной картины Матвеева. Андрея Матвеевича многие знают по написанному в 1729 году «Автопортрету с женой».

Здесь многое было новаторским. Это один из первых автопортретов в истории отечественной живописи, впервые русский художник изображает себя с супругой. Конечно, Матвеев видел подобные сюжеты у Рембрандта и Рубенса, но свою картину он наполняет особым чувством. Молодой жене было около 16 лет, и мастер откровенно и бережно любуется её свежестью. Не скрывает художник и своего счастья. Этому настроению соответствует всё: композиция, рисунок, легкая воздушная живопись, теплая звучная палитра. Это настоящий шедевр, картина художника высокой выучки, но наполненная чувством такой силы, какая была редкой и для европейских мастеров.

Глава живописной команды

В 1730 году главой живописного ведомства при Канцелярии от строений впервые становится русский художник — Андрей Матвеевич Матвеев. Картины для оформления парадных залов и частных покоев, декоративная роспись фасадов, интерьеров и мебели, иконы для вновь построенных соборов и церквей – объем и разнообразие выполненных под руководством Матвеева работ огромны. Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет.

Его ведомство стало и прообразом будущей Академии художеств. Большой опыт и человеческие качества Матвеева (терпение и внимательное отношение к молодым) помогали ему готовить новые, умелые и ответственные кадры для своей команды из местной, русской среды.

Слабое здоровье было окончательно надорвано напряженной работой. Весной 1739 года он скончался. Материальное наследие Матвеева, дошедшее до нас, по своему объёму очень невелико. Но и его достаточно, чтобы оценить выдающийся вклад художника в отечественную живопись.

fb.ru

Андрей Артамонович Матвеев | Государственное управление в России в портретах

Портрет графа Андрея Артамоновича Матвеева. Неизвестный художник. Эрмитаж

Андрей Артамонович Матвеев (15 августа 1666 — 16 сентября 1728) — дипломат, один из сподвижников Петра I. Сын боярина А.С. Матвеева и Е.Г. Гамильтон, дочери шотландца, обосновавшегося в России в XVII в. В 1699 — 1712 годах посол в Голландии. Участник переговоров в Париже (1705 — 1706) о заключении торгового соглашения с Францией. В 1706 — 1708 годах посол в Лондоне, в 1712 — 1715 годах в Вене. После возвращения в Россию занимал должности президента Морской академии и Навигацкой школы, президента Юстиц-коллегии, президента Московской сенатской конторы., он написал записки о стрелецком бунте 1682. автор записок о дворе Людовика XIV.

Воспитывался при дворе, получил хорошее образование. Воспитателем его был образованный белорусский шляхтич Подборский, а известный Н. Спафарий учил его «по-латыни и по-гречески», впоследствии он свободно говорил на латинском языке. На 8-м году жизни получил чин комнатного стольника в царском дворце. В 1676-1682 вместе с отцом находился в ссылке в Пустозерске, затем в Мезени, откуда вернулся после смерти царя Федора Алексеевича (1682). Едва не погиб во время стрелецкого бунта 1682. «Ближний» окольничий (1692). Назначен воеводой Двинского края, затем ярославским наместником. С 1699 был послом в Голландии (один из первых постоянных представителей России за границей). Задача Матвеева состояла в том, чтобы побудить Голландию оказывать через своего посла в Константинополе содействие переговорам о заключении мира с Турцией. Матвеев сумел удержать Голландию от оказания помощи Швеции в годы Северной войны. Одновременно выполнял ответственные дипломатические поручения Петра I во Франции (1705-1706), которую пытался склонить к посредничеству в заключении мира между Россией и Швецией, а также в Великобритании (1707-1708), где наряду с аналогичной миссией должен был предотвратить официальное признание Лондоном Станислава Лещинского королем Речи Посполитой.

Юрий Кушевский. Петр принимает экзамен. 2005 г.

В 1712-1715 посол в Вене; вел переговоры о заключении союза с Австрией против Турции. Возведен императором Карлом VI в «графское Римской империи достоинство со всею его фамилией» (титул утвержден Петром I). По возвращении в Россию Матвеев был назначен президентом Морской академии и Навигацкой школы. С 1719 президент Юстиц-коллегии, сенатор. В 1724-1725 президент Московской сенатской конторы. В 1726 проводил ревизию Московской губернии. В царствование Екатерины I Матвеев не был включен в состав Верховного Тайного Совета, а вместо того был командирован ревизовать Московскую губернию. Найдя всюду «непостижимое воровство и хищения», он подверг виновных суровым наказаниям, в одном случае — даже смертной казни, и последнее обстоятельство отчасти явилось причиной его выхода в отставку, в 1727 г.

Карьера Матвеева оборвалась с воцарением императора Петра II. В июне 1727 вышел в отставку. Матвеев пользовался большим уважением за границей, где отмечали его ум, глубокие познания и широкие интересы. В личной библиотеке Матвеева свыше 1 тыс. книг на русском, греческом, латинском, немецком, французском и других языках по всем отраслям знаний. Автор воспоминаний о стрелецком бунте 1682 и последующих событиях (до 1698) и записок, содержащих наблюдения и рассуждения о политическом строе Франции, ее государственных деятелях, быте и нравах страны, архитектурно-исторических памятниках, искусстве.

Андрей Лысенко. Пётр I встречает иностранный флот. 2004.

Лит.: Д. Н. Костышин, Алексей Михайлович Аргамаков: материалы для биографии // Россия в XVII столетии. Вып. II. М., 2004. С. 53
Матвеев Андрей Артамонович // Биографический словарь. 2000.
Восстание в Москве 1682 года: Сборник документов. М., 1976. С. 53.
Матвеев Андрей Артамонович // Большая энциклопедия русского народа
Энциклопедия знаменитых россиян: до 1917 года. Диадема-Пресс, 2000. Стр. 418.
Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

deduhova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *