Зороастризм определение: Зороастризм | это… Что такое Зороастризм?

Зороастризм – кратко — Русская историческая библиотека

Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, ознакомьтесь с материалом Зороастризм. Читайте также статьи Авеста и Зороастр (Заратустра)

Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцам Древней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра. Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

Пророк Заратустра (Зороастр) — основатель зороастризма

 

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов, разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

 

 

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными, пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха: Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

 

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством. Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой. Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар — один из главных зороастрийских символов

 

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона. Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями, жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

 

Криптология, стеганография, спецсвязь, радиоразведка, прослушка, перлюстрация — Зороастризм

Зороастризм — одна из древнейших религий, берущая начало в божественном откровении пророка Зороастра (Заратуштры). В основе зороастрийского учения — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Заратуштра говорил о фундаментальной оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и элеменов других религий.

Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормузда) и злого демона Ангра-Майнью (Аримана). Ахура Мазда в конце времён побеждает Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом и даже монотеизмом.

Согласно учению зороастризма свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.

Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай «наилучшим существованием». Ад именуется «дурное существование». Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень «Дом Песен», «Бесконечные сияния», где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — «Дом Лжи».

Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, ангелы ведут душу в «Дом Песен». Если перевесили злые дела, душу утаскивают в ад. 

Суть зороастризма

Зороастрийский календарь

Тотемы лет

Тотемы месяцев

Тотемы дней

Лунный календарь

Колесо Зороастра (жизни и смерти)

Главные авестийские молитвы

Основные зороастрийские мантры

Десять заповедей зороастризма

Шканд Гуманиг Визар

Изображения Амеша Спента

Зороастрийский пантеон

Фаравахар — символ зороастризма

Зервано-зороастрийские праздники

Священная одежда зороастрийцев

Посвящение в зороастрийцы

Аудиофайлы о зороастризме

Праздники «Гаханбар»

Праздники «Джашн»

Традиция «Хафт-Син (Шин)»

Осознание позиции света и тьмы

Зороастрийские встречи и лекции

«Практический зороастризм»

Зороастрийский взгляд на проблему искусственного оплодотворения

V Конференция по Зороастрийским духовным практикам 2010

О зороастризме


Краткий очерк истории зороастризма

АВЕСТА и история башкиров

Узбекские памятники зороастризма

Иранские памятники зороастризма

Наши предки знали Заратуштру. ..

О затмениях Солнца и Луны

Стихи о зороастризме

Памятники зороастризму

Опера и мультфильм «Зороастр»

Комикс «Заратуштра»

Товары с символикой зороастризма

Надпись на стене Каабы Зороастра

Зороастрийцы Санкт-Петербурга посетили Иран

Навруз признан ООН международным праздником

Музыкальный альбом Сина Воджани «Заратуштра»

Книга «По следам Авесты» Наши предки знали Заратуштру… 

Зерванизм

Ван-дер-Варден о зерванизме

Зерванизм в Иране в эпоху Сасанидов

Медная плита Лорестана

Диссертация по зерванизму

Феномен осевого времени

Видео о зороастризме       Литература о зороастризме

Зороастризм | Определение, верования, основатель, Священная книга и факты

Зороастрийский Храм Огня Йезд, Иран

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Заратуштра Р.К. Зенер Эжен Бюрнуф аль-Муканна
Похожие темы:
маздакизм Ахура Мазда зурванизм Апауша Вритрагна

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое зороастризм?

Зороастризм — одна из древнейших монотеистических религий мира, зародившаяся в Древней Персии. Он содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы, и многие ученые считают, что зороастризм повлиял на системы верований иудаизма, христианства и ислама.

Когда возник зороастризм?

Зороастризм восходит к VI веку до нашей эры. Основанный в древней Персии, он, вероятно, повлиял на развитие иудаизма и предшествовал как христианству, так и исламу.

Как возник зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии в 6 веке до н.э. жрецом Заратустрой, известным грекам как Зороастр. Заратустра реформировал существующее персидское многобожие своими учениями о высшем боге Ахуре Мазде и его первобытном столкновении с Ангра-Майнью, Разрушительным Духом. Учения Заратустры стали доминировать в Персии, но их популярность колебалась по мере того, как регион захватывали различные империи и культуры.

Где исповедовали зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии (ныне Иран), но зороастрийцы подвергались преследованиям со стороны исламских режимов. Зороастризм более свободно процветает в Индии, куда в 10 веке иммигрировал ряд персидских последователей. Они известны как парсы.

Каковы основные верования зороастризма?

Основные верования зороастризма можно найти в его основном священном тексте, Авесте. В этом тексте утверждается, что высший бог и создатель, Ахура Мазда, участвует в первобытной битве против Ангра-Майнью, Разрушительного Духа. Верующие предвидят возможную победу Ахура Мазды, после которой последователи Ангра-Майнью будут страдать, прежде чем все человечество испытает вечное блаженство.

Зороастризм , древняя доисламская религия Ирана, которая сохранилась там в изолированных районах и, более процветая, в Индии, где потомки зороастрийских иранских (персидских) иммигрантов известны как парсы или парсы.

Иранский пророк и религиозный реформатор Заратуштра (расцвет жизни до VI века до н. э.) — более известный за пределами Ирана как Зороастр (греческая форма его имени) — традиционно считается основателем религии. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Вероятно, это повлияло на другие основные западные религии — иудаизм, христианство и ислам. Для обсуждения контекста, в котором возник зороастризм,

см. древнеиранская религия.

Природа и значение

Древние греки видели в зороастризме архетип дуалистического взгляда на мир и судьбу человека. Предполагалось, что Заратуштра обучал Пифагора в Вавилоне и вдохновил халдейские доктрины астрологии и магии. Вполне вероятно, что зороастризм повлиял на развитие иудаизма и зарождение христианства. Христиане, следуя иудейской традиции, отождествляли Зороастра с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Валаамом и Варухом и даже, через последнего, с самим Иисусом Христом. С другой стороны, как предполагаемого основателя астрологии и магии, Заратуштру можно было считать архиеретиком.

Хотя зороастризм никогда не был, даже по мысли его основателя, столь настойчиво монотеистическим, как, например, иудаизм или ислам, он все же представляет собой оригинальную попытку объединить под культом одного верховного бога политеистическую религию, сравнимую с религиями античности. древние греки, латиняне, индийцы и другие древние народы. Другая ее отличительная черта, а именно дуализм, никогда не понималась в строгой и абсолютной форме. Добро и зло ведут неравную битву, в которой первому гарантирована победа. Таким образом, всемогущество Бога лишь временно ограничено. В этой борьбе должны принять участие все люди в силу их способности к свободному выбору. Они делают это с душой и телом, а не против тела, ибо противоположность между добром и злом не то же, что между духом и материей. В отличие от христианского или манихейского (от манихейства — эллинистической дуалистической религии, основанной иранским пророком Мани) отношения, пост и безбрачие запрещены, кроме как в рамках очистительного ритуала. Борьба человеческая имеет, тем не менее, негативный аспект, заключающийся в том, что она должна стремиться к чистоте и избегать осквернения силами смерти, соприкосновения с мертвой материей и т. д. Таким образом, зороастрийская этика, хотя сама по себе возвышенна и рациональна, имеет ритуальный аспект, который является всепроникающим. В целом зороастризм оптимистичен и остался таковым даже несмотря на лишения и притеснения своих верующих.

История

Дозороастрийская иранская религия

Религия Ирана до времен Заратуштры недоступна напрямую, поскольку нет более древних надежных источников, чем те, которые были составлены или приписаны самому пророку. Его приходится изучать косвенно на основе более поздних документов и сравнительным подходом. Язык Ирана очень близок к языку северной Индии, и, следовательно, люди этих двух земель, вероятно, имели общих предков, говоривших на общем индоарийском языке. Религия этих народов была реконструирована с помощью общих элементов, содержащихся в священных книгах Ирана и Индии, главным образом в Авесте и Ведах. Оба сборника демонстрируют один и тот же политеизм со многими из одних и тех же богов, в частности с индийским Митрой (иранским Митрой), культом огня, жертвоприношениями с помощью священного напитка (9).0057 сома

в Индии, в Иране хаома ) и другие параллели. Кроме того, имеется список индоиранских богов в договоре, заключенном около 1380 г. до н. э. между хеттским императором и царем Митанни. В список входят Митра и Варуна, Индра и два Насатья. Все эти боги также встречаются в Ведах, но только первый в Авесте, за исключением того, что Индра и Нанхайтья появляются в Авесте как демоны; Варуна, возможно, выжил под другим именем. Таким образом, на иранской стороне должны были произойти важные изменения, не все из которых можно приписать пророку.

Индоиранцы, по-видимому, выделяли среди своих богов daiva (индоиранский и древнеперсидский эквивалент авестийского daeva и санскритского deva , связанного с латинским deus ), что означает «небесный, » и асура , особый класс с оккультными способностями. Эта ситуация нашла свое отражение в ведической Индии; позже

асура стало означать на санскрите своего рода демона из-за зловещего аспекта асуры 9.Невидимая сила 0058. В Иране эволюция, должно быть, была иной: ахура превозносились, исключая дэвов , которые были низведены до ранга демонов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Реформация Заратуштры

Заратуштра (Зороастр) был жрецом некоего ахура (авестийский эквивалент санскрита асура ) с эпитетом mazdā , «мудрый», которого Заратуштра упоминает однажды в своих гимнах с «[другим] ахура s». Точно так же Дарий I (522–486) и его преемники поклонялись Аурамазде (Ахура Мазде) «и другим существующим богам» или «Ахура Мазде, величайшему богу». Два исторически связанных факта явно параллельны: с обеих сторон присутствуют зачатки монотеизма, хотя и в более разработанной форме у пророка Заратуштры.

Еще не было возможности поместить гимны Заратуштры, Гаты, в их исторический контекст. Ни одно место или лицо, упомянутое в них, не известно ни из каких других источников. Виштаспа, защитник пророка, может быть только тезкой отца Дария, царя Ахеменидов. Все, что можно с уверенностью сказать, это то, что Заратуштра жил где-то в восточном Иране, вдали от цивилизованного мира Западной Азии, до того, как Иран объединился под властью Кира II Великого. Если Ахемениды когда-либо и слышали о нем, они не сочли нужным упоминать его имя в своих надписях и не упоминали о существах, окружавших великого бога и впоследствии названных amesha spana s, или «благородные бессмертные» — неотъемлемая черта учения Заратуштры.

Религия при Ахеменидах находилась в руках волхвов, которых греческий историк Геродот описывает как мидийское племя с особыми обычаями, такими как разоблачение мертвых, борьба со злыми животными и толкование снов. Опять же, историческая связь с Заратуштрой, которого Геродот также игнорирует, туманна. Неизвестно, когда учение Заратуштры достигло западного Ирана, но, должно быть, до времени Аристотеля (384–322), который намекает на его дуализм.

Дарию, когда он захватил власть в 522 году, пришлось сражаться с узурпатором Гауматой Магом, выдававшим себя за Бардию, сына Кира Великого и брата царя Камбиса. Этот Маг разрушил культовые святыни, айадана с, которые Дарий восстановил. Одно из возможных объяснений этих событий состоит в том, что Гаумата принял зороастризм, доктрину, основанную на верности простых людей, и поэтому разрушил храмы или алтари божествам знати. Дарий, который был обязан своим троном поддержке некоторых дворян, не мог не поддерживать их культ, хотя и принял Аурамазду как средство объединения своей империи.

Ксеркс, преемник Дария, упомянул в одной из своих надписей, как в некоем (неназванном) месте он заменил поклонение Аурамазде поклонением даэва s, что не означает, что он выступал против культа даева как такой, как поступил бы истинный зороастрийец, но только то, что он искоренил где-то — вероятно, в Вавилоне — культ божеств, чуждых религии ахура с. Это указывает на изменение отношения по сравнению с терпимостью Кира к чуждым религиям, таким как вавилонская или иудейская религия.

Начиная с Артаксеркса II (404–359/358) и далее в надписях помимо Аурамазды упоминаются Митра и богиня Анахита (Анаит), что доказывает лишь изменение акцента, а не появление новых божеств.

В результате завоевания Александром иранская религия была почти полностью поглощена волной эллинизма. Например, в Сузах, которые были одной из столиц Ахеменидов, но где религия Аурамазды не была местной, чеканка периодов Селевкидов и Аршакидов не представляет ни одного иранского божества.

Затем постепенно снова возникла иранская религия. В Коммагене середины I в. до н. э. боги носят сочетания греческих и иранских имен: Зевс Оромазд, Аполлон Митра, Гелиос Гермес, Артагнес Геракл Арес. Первое доказательство использования зороастрийского календаря, подразумевающее официальное признание зороастризма, найдено примерно 40 лет назад в Нисе (недалеко от современного Ашхабада в Туркменистане). К тому времени должна была установиться какая-то форма ортодоксии, в которой Аурамазда и сущности (силы, окружающие его) соседствуют с другими богами, такими как Митра, Солнце и Луна.

В Персии (современный Фарс), с начала христианской эры до прихода сасанидов (начало 3 века н.э.), любые намеки на культ огня исчезают. Монеты, по-видимому, указывают на то, что не изображен огненный алтарь, что принц потерял интерес к иранской религии.

Зороастризм | Определение, верования, основатель, Священная книга и факты

Зороастрийский Храм Огня Йезд, Иран

См. все СМИ

Ключевые люди:
Заратуштра Р.К. Зенер Эжен Бюрнуф аль-Муканна
Похожие темы:
маздакизм Ахура Мазда зурванизм Апауша Вритрагна

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое зороастризм?

Зороастризм — одна из древнейших монотеистических религий мира, зародившаяся в Древней Персии. Он содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы, и многие ученые считают, что зороастризм повлиял на системы верований иудаизма, христианства и ислама.

Когда возник зороастризм?

Зороастризм восходит к VI веку до нашей эры. Основанный в древней Персии, он, вероятно, повлиял на развитие иудаизма и предшествовал как христианству, так и исламу.

Как возник зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии в 6 веке до н.э. жрецом Заратустрой, известным грекам как Зороастр. Заратустра реформировал существующее персидское многобожие своими учениями о высшем боге Ахуре Мазде и его первобытном столкновении с Ангра-Майнью, Разрушительным Духом. Учения Заратустры стали доминировать в Персии, но их популярность колебалась по мере того, как регион захватывали различные империи и культуры.

Где исповедовали зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии (ныне Иран), но зороастрийцы подвергались преследованиям со стороны исламских режимов. Зороастризм более свободно процветает в Индии, куда в 10 веке иммигрировал ряд персидских последователей. Они известны как парсы.

Каковы основные верования зороастризма?

Основные верования зороастризма можно найти в его основном священном тексте, Авесте. В этом тексте утверждается, что высший бог и создатель, Ахура Мазда, участвует в первобытной битве против Ангра-Майнью, Разрушительного Духа. Верующие предвидят возможную победу Ахура Мазды, после которой последователи Ангра-Майнью будут страдать, прежде чем все человечество испытает вечное блаженство.

Зороастризм , древняя доисламская религия Ирана, которая сохранилась там в изолированных районах и, более процветая, в Индии, где потомки зороастрийских иранских (персидских) иммигрантов известны как парсы или парсы.

Иранский пророк и религиозный реформатор Заратуштра (расцвет жизни до VI века до н. э.) — более известный за пределами Ирана как Зороастр (греческая форма его имени) — традиционно считается основателем религии. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Вероятно, это повлияло на другие основные западные религии — иудаизм, христианство и ислам. Для обсуждения контекста, в котором возник зороастризм, см. древнеиранская религия.

Природа и значение

Древние греки видели в зороастризме архетип дуалистического взгляда на мир и судьбу человека. Предполагалось, что Заратуштра обучал Пифагора в Вавилоне и вдохновил халдейские доктрины астрологии и магии. Вполне вероятно, что зороастризм повлиял на развитие иудаизма и зарождение христианства. Христиане, следуя иудейской традиции, отождествляли Зороастра с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Валаамом и Варухом и даже, через последнего, с самим Иисусом Христом. С другой стороны, как предполагаемого основателя астрологии и магии, Заратуштру можно было считать архиеретиком.

Хотя зороастризм никогда не был, даже по мысли его основателя, столь настойчиво монотеистическим, как, например, иудаизм или ислам, он все же представляет собой оригинальную попытку объединить под культом одного верховного бога политеистическую религию, сравнимую с религиями античности. древние греки, латиняне, индийцы и другие древние народы. Другая ее отличительная черта, а именно дуализм, никогда не понималась в строгой и абсолютной форме. Добро и зло ведут неравную битву, в которой первому гарантирована победа. Таким образом, всемогущество Бога лишь временно ограничено. В этой борьбе должны принять участие все люди в силу их способности к свободному выбору. Они делают это с душой и телом, а не против тела, ибо противоположность между добром и злом не то же, что между духом и материей. В отличие от христианского или манихейского (от манихейства — эллинистической дуалистической религии, основанной иранским пророком Мани) отношения, пост и безбрачие запрещены, кроме как в рамках очистительного ритуала. Борьба человеческая имеет, тем не менее, негативный аспект, заключающийся в том, что она должна стремиться к чистоте и избегать осквернения силами смерти, соприкосновения с мертвой материей и т. д. Таким образом, зороастрийская этика, хотя сама по себе возвышенна и рациональна, имеет ритуальный аспект, который является всепроникающим. В целом зороастризм оптимистичен и остался таковым даже несмотря на лишения и притеснения своих верующих.

История

Дозороастрийская иранская религия

Религия Ирана до времен Заратуштры недоступна напрямую, поскольку нет более древних надежных источников, чем те, которые были составлены или приписаны самому пророку. Его приходится изучать косвенно на основе более поздних документов и сравнительным подходом. Язык Ирана очень близок к языку северной Индии, и, следовательно, люди этих двух земель, вероятно, имели общих предков, говоривших на общем индоарийском языке. Религия этих народов была реконструирована с помощью общих элементов, содержащихся в священных книгах Ирана и Индии, главным образом в Авесте и Ведах. Оба сборника демонстрируют один и тот же политеизм со многими из одних и тех же богов, в частности с индийским Митрой (иранским Митрой), культом огня, жертвоприношениями с помощью священного напитка (9).0057 сома

в Индии, в Иране хаома ) и другие параллели. Кроме того, имеется список индоиранских богов в договоре, заключенном около 1380 г. до н. э. между хеттским императором и царем Митанни. В список входят Митра и Варуна, Индра и два Насатья. Все эти боги также встречаются в Ведах, но только первый в Авесте, за исключением того, что Индра и Нанхайтья появляются в Авесте как демоны; Варуна, возможно, выжил под другим именем. Таким образом, на иранской стороне должны были произойти важные изменения, не все из которых можно приписать пророку.

Индоиранцы, по-видимому, выделяли среди своих богов daiva (индоиранский и древнеперсидский эквивалент авестийского

daeva и санскритского deva , связанного с латинским deus ), что означает «небесный, » и асура , особый класс с оккультными способностями. Эта ситуация нашла свое отражение в ведической Индии; позже асура стало означать на санскрите своего рода демона из-за зловещего аспекта асуры 9.Невидимая сила 0058. В Иране эволюция, должно быть, была иной: ахура превозносились, исключая дэвов , которые были низведены до ранга демонов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Реформация Заратуштры

Заратуштра (Зороастр) был жрецом некоего ахура (авестийский эквивалент санскрита асура ) с эпитетом mazdā , «мудрый», которого Заратуштра упоминает однажды в своих гимнах с «[другим] ахура s». Точно так же Дарий I (522–486) и его преемники поклонялись Аурамазде (Ахура Мазде) «и другим существующим богам» или «Ахура Мазде, величайшему богу». Два исторически связанных факта явно параллельны: с обеих сторон присутствуют зачатки монотеизма, хотя и в более разработанной форме у пророка Заратуштры.

Еще не было возможности поместить гимны Заратуштры, Гаты, в их исторический контекст. Ни одно место или лицо, упомянутое в них, не известно ни из каких других источников. Виштаспа, защитник пророка, может быть только тезкой отца Дария, царя Ахеменидов. Все, что можно с уверенностью сказать, это то, что Заратуштра жил где-то в восточном Иране, вдали от цивилизованного мира Западной Азии, до того, как Иран объединился под властью Кира II Великого. Если Ахемениды когда-либо и слышали о нем, они не сочли нужным упоминать его имя в своих надписях и не упоминали о существах, окружавших великого бога и впоследствии названных amesha spana s, или «благородные бессмертные» — неотъемлемая черта учения Заратуштры.

Религия при Ахеменидах находилась в руках волхвов, которых греческий историк Геродот описывает как мидийское племя с особыми обычаями, такими как разоблачение мертвых, борьба со злыми животными и толкование снов. Опять же, историческая связь с Заратуштрой, которого Геродот также игнорирует, туманна. Неизвестно, когда учение Заратуштры достигло западного Ирана, но, должно быть, до времени Аристотеля (384–322), который намекает на его дуализм.

Дарию, когда он захватил власть в 522 году, пришлось сражаться с узурпатором Гауматой Магом, выдававшим себя за Бардию, сына Кира Великого и брата царя Камбиса. Этот Маг разрушил культовые святыни, айадана с, которые Дарий восстановил. Одно из возможных объяснений этих событий состоит в том, что Гаумата принял зороастризм, доктрину, основанную на верности простых людей, и поэтому разрушил храмы или алтари божествам знати. Дарий, который был обязан своим троном поддержке некоторых дворян, не мог не поддерживать их культ, хотя и принял Аурамазду как средство объединения своей империи.

Ксеркс, преемник Дария, упомянул в одной из своих надписей, как в некоем (неназванном) месте он заменил поклонение Аурамазде поклонением даэва s, что не означает, что он выступал против культа даева как такой, как поступил бы истинный зороастрийец, но только то, что он искоренил где-то — вероятно, в Вавилоне — культ божеств, чуждых религии ахура с. Это указывает на изменение отношения по сравнению с терпимостью Кира к чуждым религиям, таким как вавилонская или иудейская религия.

Начиная с Артаксеркса II (404–359/358) и далее в надписях помимо Аурамазды упоминаются Митра и богиня Анахита (Анаит), что доказывает лишь изменение акцента, а не появление новых божеств.

В результате завоевания Александром иранская религия была почти полностью поглощена волной эллинизма. Например, в Сузах, которые были одной из столиц Ахеменидов, но где религия Аурамазды не была местной, чеканка периодов Селевкидов и Аршакидов не представляет ни одного иранского божества.

Затем постепенно снова возникла иранская религия. В Коммагене середины I в. до н. э. боги носят сочетания греческих и иранских имен: Зевс Оромазд, Аполлон Митра, Гелиос Гермес, Артагнес Геракл Арес. Первое доказательство использования зороастрийского календаря, подразумевающее официальное признание зороастризма, найдено примерно 40 лет назад в Нисе (недалеко от современного Ашхабада в Туркменистане).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *