Тема творчества лермонтова: Основные темы лирики Лермонтова – материалы для сочинения по теме

Содержание

Основные темы лирики Лермонтова – материалы для сочинения по теме

Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъём национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое «я» предстаёт центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху романтизма, в своих произведениях сумел не только воплотить основные эстетические идеи, но и дополнить их неповторимым авторским виденьем. Основные темы лирики Лермонтова полностью соответствуют эстетической парадигме романтизма.

Одна из самых важных тем – тема одиночества. Одиночество понималось Лермонтовым как естественное состояние. В концепции мира лирический герой романтизма противопоставлен реальному миру и толпе, этот конфликт оказывается неразрешимым.

Одиночество лирического героя можно трактовать по-разному. Во-первых, это некая плата за движение к внутреннему комфорту. Лирический герой Лермонтова постоянно находится в поисках покоя для своей души, и именно поэтому не желает контактировать с обществом. Тогда одиночество – всего лишь этап, который нужно достойно пройти. Здесь стоит оговориться, что в поэтической концепции Лермонтова герой так и остаётся одиноким, не сумев обрести покой.

«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус», 1832.

Во-вторых, одиночество может рассматриваться как способ побега от шумного внешнего мира в мир иллюзий («Отрывок», 1830; «Один среди людского шума», 1830). В-третьих, ощущение одиночества усиливается за счёт неутешительного вывода: оно присуще характеру героя, и, соответственно, лирический герой не сможет преодолеть его ни на земле, ни где-либо ещё. Острое ощущение отчуждённости в лирике Лермонтова вырастает до космических масштабов (например, в стихотворении «И скучно и грустно»).

Появляется тема воли и неволи. Свобода для поэта оказывается одной из главных ценностей. Право быть свободным нужно отстаивать и бороться за него, что и делает главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри». Также эти мотивы прослеживаются и в стихотворениях «Воля» и «Узник».

Темы и мотивы лирики Лермонтова тесно взаимосвязаны между собой. Так, тема одиночества и мотив отчуждённости связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. Стоит заметить, что пейзажи, которые контрастны по отношению к чувствам героя, в творчестве М. Ю. Лермонтова практически не встречаются.

«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».
«Когда волнуется желтеющая нива», 1837.

Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как «Гусар», «Он был рождён для счастья, для надежд», «Нередко люди и бранили», «Дума» можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает всё то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.

С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: «Пророк», «Поэт» (оба варианта), «На смерть поэту». В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обречённости, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своём даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путём к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.

С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие «родина» и «государство», автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:

«Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь».
«Предсказание», 1830.

 

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…»
«Прощай, немытая Россия», 1841.

При этом из стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу» и «Русская мелодия» видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.

Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной, более того, любящий и любимый понимают её по-разному. Для лирического героя чувство любви бывает только настоящим, оно, как и чувство одиночества, обостряется и раскрывается во всей своей полноте. Но для дамы сердца любовь – всего лишь небольшая интрижка, несерьёзное увлечение, позволяющее не скучно провести время. Наиболее ярко это иллюстрируют следующие строки:

«С тех пор-то женщина любви не знает!..
И точно как рабов считает нас она…»
«Заблужденье купидона», 1828.

Безусловно, творческое наследие М. Ю. Лермонтова велико, и, конечно, не ограничивается обозначенными выше рамками. В лирике поэта витиевато соединяются романтические тенденции и реалистические подробности, любовные драмы, мысли о Родине и о месте человека в этом мире. Если конкретизировать всё творчество автора, основными направлениями лирики Лермонтова можно назвать философские размышления (о самой природе человека и взаимоотношений с окружающей действительностью) и целостное отображение гражданского и личностного начал.

Представленный список тем и мотивов лирики поэта может быть полезен учениками 9-10 классов при подготовке презентации или сочинения на тему «Основные темы лирики Лермонтова».

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 10 класс

  • Сочинения
  • /
  • По литературе
  • /
  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт. Несмотря на столь короткую жизнь, он успел оставить нам богатое наследие, которым мы должны гордиться и ценить.

Творчество Лермонтова – вершина господства и расцвета периода русского романтизма.

М.Ю. Лермонтов родился в семье дворянского происхождения, но несмотря на, высокое положение в обществе, судьба его сложилась весьма трагически. Когда мальчику было 2,5 года умирает мать, и его воспитанием занялась бабушка, по материнской линии, очень властная женщина, она запретила отцу видеться с сыном.

Эта страница биографии поэта является причиной появления в творчестве Лермонтова темы одиночества («Парус»). Эта тема присутствует в каждом произведении.

Тема одиночества связана с темой отчужденности («И скучно и грустно»). Обе темы переплетаются между собой невидимыми нитями, и порой трудно определить, какая тема присутствует в данном произведении.

Тема любви – ода из первых тем творчества все первые творческие годы посвящены этой теме («Нищий»). Но автор не видит счастья в любви, она всегда неразделённая, трагическая.

Тема свободы— ещё одна из главных тем творчества. Она показана волей и неволей («Мцыри», «Узник»). Автор не приемлет того устоя государства, того правительства, которое находится у власти, а «верхи» в свою очередь не любят Лермонтова за его правду о режиме, за его независимость, за его бунтарский дух, тем самым отправляя его, то в ссылки, то в очаг боевых действий.

Герои его произведений находятся в борьбе за свободу, за независимость. Он чётко отделяет понятия «Родина» и «Государство». Государство- это прогнившая правящая верхушка («Предсказание», «Прощай, немытая Россия»), а Родина –это что-то родное, близкое, доброе, понимающее.

Тема Родины неразрывно связана с темой природы. Автор показывает свою любовь к природе, к явлениям природы, во многих произведениях можно увидеть словесные зарисовки природы («желтеющая нива» -и мы видим как колышется на ветру нива, «звучный ручей» — и мы слышим звук бегущего ручья) описание пейзажа, при прочтении которых можно представить перед собой картину, как будто бы она нарисована той палитрой которую используют художники.

Очень важной темой в творчестве М. Ю. Лермонтова была критика общества – тема толпы

. Он был недоволен средой, в которой ему приходилось существовать. Общество показано мелочным, праздным, с отсутствием внутренней глубины. Поэт задыхался, живя в таком обществе

В творчестве Лермонтова темы и мотивы связаны между собой, всегда в произведении будет присутствовать тема одиночества (одной из главных) и любая другая будь то: природа, любовь, свобода.

М. Ю. Лермонтов не только поэт и писатель, а воплощение человеческого достоинства, пылкая душа и глубочайший ум. В его произведениях чувствуется энергия, сила духа, внимательно читающий заряжается этой энергией.

Множество творений русских поэтов направленно в так называемый русский романтизм. В данном направлении работал известный поэт Лермонтов, который оставил ощутимый след в истории русской литературы.

Одной из главных тем в произведениях Лермонтова является одиночество. Данная тема для поэта являлась очень близкой, он считал одиночество своим нормальным состоянием. Тема одиночества рассматривается на примере борьбы лирического героя против народа, толпы, но этот спор или конфликт никогда не разрешается. Лермонтов много раз давал понять, что состояние одиночества нужно просто пережить, переждать. Но, в итоге выходит так, что лирический герой так и остается один в поисках своего душевного спокойствия. Кроме этого, данная тема поднимается в случаях, когда герою необходимо освободится от всего мира, от его шума и суеты.

В произведениях Лермонтова иногда поднимаются вопросы свободы и неволи. Лермонтов четко подчеркивает факт того, что именно свобода является для него самым ценным в мире. Героям произведений таких как «Мцыри», «Воля» и других, приходится отстаивать свою свободу, искать ее и бороться за неё. Так же стоит отметить, что темы и мотивы в творчестве поэта очень близко проходят друг возле друга, а некоторые даже переплетаются. Например, одиночество начинает переплетаться с природой. Это связано с тем, что в поисках душевного спокойствия, лирический герой обращается к природе. Герой наслаждается всеми красотами природы, никак не может налюбоваться ними.

Лермонтов очень стремился разобраться в чем же заключается суть данной эпохи времени, для этого он в своих произведениях рассматривает некий образ толпы, высшего общества того времени. Поэт довольно критично относится к обществу, он не понимает мелочность и зависть некоторых людей. Так же ему не понятно, почему людям ничего не интересно, никто не проявляет инициативу, все очень ленивы. Народ перестал думать, работает в стране стадный инстинкт. От такой толпы и пытается сбежать лирический герой Лермонтова в произведениях « Гусар» и других.

Когда поэт приходит к теме природы, он использует сопоставление, а именно сравнивание природы и государства. Благодаря этому приему, поэт высказывает свои неприятельские настроения по поводу нынешней власти. Автор подчеркивает всю черноту и гниль верхушки правления страны.

В произведениях Лермонтова всплывает и тема любви, но довольно пессимистично. Автор всегда рассматривает данную тему так, что любовь всегда не взаимна. Кроме этого, каждый по-своему может понимать данное светлое чувство. Лирические герои очень болезненно переживают не взаимность данного чувства, ведь любовь для них это что-то настоящее, искреннее. А вот дамы, напротив легко переносят разочарования в любви в произведениях Лермонтова. Это обусловлено тем, что Лермонтов показывает легкое отношение дам к любви, для них это развлечение, маленькая интрижка.

Автор затрагивал множество тем, выше представлены только основные, ведь все темы невозможно рассмотреть, настолько обширное и всесторонне было творчество Лермонтова.

10 класс

Другие:

← Анализ дуэли Гринева и Швабрина↑ По литературеЖизнь и творчество Островского →

Основные темы и мотивы лирики ЛермонтоваСейчас читают:
  • Сочинение по рассказу Дети подземелья для 5 класса

    Меня впечатлил рассказ Короленко. И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь,

  • Описание Левши из рассказа «Левша» 6 класс сочинение

    Левша — искусный мастер из Тулы — главный герой «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Семёновича Лескова. Внешность героя почти не описана в произведении. Читатель знает только, что на щеке у умельца находится родимое пятнышко,

  • Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого

    Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

  • Изображение войны в романе Война и мир сочинение

    Главная тема романа — эпопеи Л.Н.Толстого — это отображение русского народа во время общей опасности — войны. Действие произведения разворачивается накануне и во время Отечественной войны 1812 года и на всех персонажи, коих более 200,

  • Сочинение на тему Детство счастливая пора ЕГЭ 7 класс

    Детство является самым счастливым периодом жизни. В детстве и продукты вкуснее, и предметы кажутся больше, и определенные моменты жизни становятся ярче.

  • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — сочинение, реферат, доклад

    Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна

В чем оригинальность творчества Лермонтова?

Михаил Юрьевич Лермонтов считается одним из основоположников золотого века русской литературы. Его книги изучали Чехов и Толстой, Бунин и Ахматова вдохновляли его стихи. Владение словом сегодня завораживает читателя, задавая высшую планку каждому, кто мнит себя русским писателем.

Герой своего времени

Лермонтов — поэт эпохи мощного литературного развития и жестокой политической реакции. Его богатое наследие и основные литературные произведения жизни уместились в одно десятилетие девятнадцатого века. Тридцатые годы — время тревожных предчувствий, нерадостных мыслей о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще сохраняется реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 г.

Общество мечется в поисках ответа на вопрос, что делать, не доводя до конца суровую реальность новой военной системы. Николай I вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, клеймятся имена аристократов. Все эти реалии полностью отрицаются молодежью. Максимизм и отрицание становятся частью новой философии, по пути которой встает юный Михаил.

Двойственность литературы

В литературе утверждается реализм, который питается своеобразием творчества Лермонтова. Русский реализм был удивительным образом дополнен своим антонимом — романтизмом. И именно молодому мастеру слова удалось уникальным образом объединить эти два направления, создав шедевры в поэзии, драматургии и прозе.

Рождение поэтического персонажа

Поэзия в творчестве Лермонтова делится на два этапа: юношеский и зрелый годы. Художественный образ лирического героя имеет ярко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.

В то время как Майкл был вдохновлен творчеством Байрона, его персонажи оказались более идеализированными. Позже он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и нет дружбы. Жизнь проявляется только в форме отражения. Этот мотив отличает его от Пушкина.

В основе конфликта лежит черный год России, что идет вразрез с романтическими взглядами героя. Так жесткая реальность начинает управлять тонким внутренним лирическим миром. В этом противостоянии трагическое своеобразие М.Ю. Рождается творчество Лермонтова. И с годами этот конфликт только усиливается. Это должно придавать лирике пессимизм и скептицизм, который наблюдается в творчестве других классиков, например, Баратынского. Однако «внутренний человек» Лермонтова продолжает свое движение и развитие, стремится к высоким ценностям. Это еще одна отличительная черта поэта.

Одиночество у Лермонтова — способ восстановить душевное равновесие. Идеалы лирического героя кажутся противоестественными самому автору, он говорит о «странной любви» к своей родине, говорит, что он создан не для людей. Лирик не просто находит непонимание людей, кажется, он специально его ищет.

Путь поэта, живущего вне светских удовольствий, описал Пушкин. Но тема поэзии в творчестве Лермонтова вносит в русскую лирику диалог с «внутренним человеком». Это понятие было введено Белинским как синоним лирического героя. Его присутствие является новаторской чертой будущего символизма, ведь образ поэтического персонажа со временем трансформируется в символ.

Внутренний образ

Именно с художественных метафор начинается характер лермонтовской поэмы. Достаточно вспомнить «Парус» 1832 года. Этот же прием автор использует в стихотворениях «Утёс», «Небесные облака», «На севере диком» и так далее.

Жизнь и творчество Лермонтова пронизаны мотивами борьбы свободы и воли, вечной памяти и забвения, обмана и любви, цинизма и покоя, земли и неба. Все темы взаимосвязаны и переплетаются друг с другом, что создает многогранный художественный стиль автора.

Белинский назвал лирику поэта претенциозной из-за поставленных в ней вопросов о правах личности, судьбе и нравственности. Однако критик отмечает, что эти темы бессмертны и всегда востребованы.

Своеобразие языка

Своеобразие языка Лермонтова лучше всего можно понять, проанализировав его произведения. В стихотворении «Парус» — выражение печали, грусти, ожидания бури в значении борьбы. При этом непонятно, за что именно ведется эта борьба, остается неясным, к чему она должна привести.

Слова «Увы! Он не ищет счастья» занимают самую сильную конечную позицию глагола движения. «И не от счастья бежит» — это один из смысловых центров произведения. Оказывается, борьба и тревога духа — спутники стремления к недостижимому идеалу, отказа от достигнутого.

«Парус» — это своего рода рисунок художественного мира художника, на примере которого можно увидеть своеобразие творчества Лермонтова. Романтическое противостояние личности, навсегда утратившей свою гармоническую целостность.

Например, двойное отрицание в строчках «Нет, я не люблю тебя так страстно», говорящее о сильных чувствах и поиске возможности снять любовное напряжение. Особенность творчества Лермонтова – способ поднять личность над противоречивостью жизни, а не погрузить ее в конфликт, как может показаться на первый взгляд. Даже непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях возвышает дух человека над обстоятельствами.

Мятежная душа «внутреннего человека»

Поэтический язык лирики выражает бунтарский внутренний мир героя. «Смерть поэта», «Три пальмы», «Казачья колыбельная», «Герой нашего времени» — это жалкое напряжение и беспокойство. При этом во всех линиях поражают ясность и четкость выражения. Это еще раз подтверждает двойственность ценностей поэта.

Огромное количество противоречивых смыслов объединены в лаконичной трехчастной организации трех четверостиший и в поэме «Парус». Четверостишия образуют триаду, вторая строфа контрастирует с первой, но третья снова обретает стройность.

Гармоничная трехчастная форма позволяет очень гармонично разрешать противоречия даже внешне. Внутреннее противопоставление объединяет, а напряжение и обособленность — единой внешней границей.

Математическая точность стихов

В монологе Печорина из «Княгини Марии» раскрывается конфликт между личностью и обществом, в результате которого возникают внутренние противоречия. Речь Печорина демонстрирует многочисленные антитезы и прекрасно выстроенную рифму. Лермонтов подчеркивает четкость пунктуации четверостиший, где чередуются тире и двоеточие.

Эта форма обращает внимание на скованность внутренних границ персонажа, раскрывает неудержимую ментальную энергию и мощное движение.

Размышление о своеобразии творчества Лермонтова позволяет сделать еще один вывод о своеобразии его лирического языка. Изобретательность живописца словом есть умение, с помощью которого он может описать как внутренний мир человека, так и природную жизнь с различными явлениями.

В то же время в основе его поэтического наследия лежит тема одиночества. Слово «один» — самое значимое слово в авторском языке. Внутри героя всегда сосредоточена огромная энергия, накопленная в результате отрицания обыденной жизни с ее мелкими страстями, разобщенностью людей. Одиночество в творчестве Лермонтова наполнено неудержимым стремлением к достижению идеала, единства жизни, целостности и гармонии мира.

Музыкальные слова

Слог мастера очень музыкален, поэтому его проза обладает интонацией звуков, выраженной в ритмически организованной речи. Именно у него впервые развивается трехсложный размер, который не удавался с таким размахом заранее его предшественникам, даже Пушкину.

Поэзия в творчестве Лермонтова насыщена разнообразными повторами, ритмическими акцентами, внутренними ритмико-синтаксическими прерываниями и строгими симметриями, четко следующими друг за другом. Огромные напряжения выливаются в безжалостные размышления-признания, когда новый вывод противопоставляется первоначальному прямому смыслу. Например, строчка о жизни, которая при «холодном рассмотрении» превращается в пустую и глупую шутку.

Сегодня одиночество особенно изучается в творчестве Лермонтова. Композиция любого типа автора подвергается серьезной художественной проработке. Романтическая линия в творчестве поэта выражена сложными сочетаниями различных жанров и стилей речи. О характерах «Героя нашего времени» Белинский пишет, что автор сумел поэтически, даже простым грубым языком Максима Максимыча, выразить живописность событий. Это придавало взгляду на жизнь персонажа комический и трогательный взгляд.

Народный говор как высшая ступень поэзии

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны с фольклором. Коллекция 1840 г. обращена к народному быту. «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и бойком купце Калашникове» воссоздала стиль русской народной поэзии. В «Бородинском поле» романтические тирады солдата впоследствии превратились в бородинскую народную речь. Здесь опять уста персонажей накладываются на неповторимое своеобразие бунтарской натуры автора. Лермонтов здесь и отрицает настоящее время, говорит о странной любви к Отечеству. Народный говор в интонациях поэта был возведен в высший ранг поэзии.

Своеобразие творчества Лермонтова внесло несомненный вклад в развитие художественного языка. Критик В. Виноградов объяснял это тем, что поэт выбрал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур в нем рождались новые формы литературного выражения, продолжающие пушкинские традиции.

Выучить лермонтовский язык

Язык Лермонтова оказал сильное влияние на последующих русских писателей. Он черпал вдохновение у Некрасова, Блока, Толстого, Достоевского, Чехова. Антон Павлович как-то сказал, что язык Лермонтова надо разобрать, как в школах, чтобы научиться писать. С его точки зрения, нет лучшего языка. Произведения, оставленные Михаилом Юрьевичем, — настоящее владение словом.

Выбрано или неверно понято?

Произведения автора, будь то в прозе или в стихотворении, наполняют духовным поиском истины, жаждой действия, идеализацией образов любви и красоты. Внутренний человек стремится по-настоящему родиться, стать личностью, утвердиться как личность. Ради этого он готов обнять весь мир, заключить в своей груди всю вселенную с ее звездами. Он стремится соединиться с природой и «простыми людьми», но видит для себя иную судьбу, относящуюся к избранным, тем самым еще более отдаляясь от общества.

Одиночество в творчестве Лермонтова

Сочинение в духе «странника-путника» в юношеской лирике для поэта описывает одиночество как награду. В более поздние годы — это скорее тягость, скука, которая в итоге придает нотку трагизма. Его работы передают чувства единственного человека во всем мире.

Так появляется герой, вопрошающий такие причалы для человеческой души, как любовь, дружба, смирение. Герой Лермонтова остро переживает из-за своей неустроенности. Он пропускает балы, окружен пестрой толпой, его видят вокруг бесчувственные люди «по наличию затянутых масок».

Для того, чтобы снять это бездушное гнетущее состояние персонажей, все чаще переносят детские переживания. У Лермонтова есть желание, как у ребенка, бросить вызов свету, сорвать с себя маски маски, разоблачить толпу.

Одиночество формирует внутреннюю пустоту. Разочарование в обществе, в принципе, эмоция грусти и упадка свойственна молодежи тридцатых годов. Политический запрет на осуществление истинных желаний преобразования общественного строя переносится и на частную жизнь. Нет надежды обрести истинное счастье, любовь, дружбу, реализовать себя. Знаменитый «Парус», который всегда один в бескрайнем море, — яркий пример чувств молодого поколения того времени.

Человеческие связи хрупки, а любовь неразделима — об этом говорят как «Утёс», «В дикой дикой…», «Листок».

После восстания декабристов в стране начинается мощная политическая реакция. Реальность кажется поколением тридцатых годов извращенным, конфликтным, враждебным. Этот раздел между идеалами и реальностью не может быть решен мирным путем, с этим невозможно примириться. Решение противостояния возможно только в результате гибели одной из сторон.

Такой социальный климат губительно действует на Лермонтова-человека, но оживляет поэта, обещая ему трагическую судьбу. Единственное, что продолжает интересовать человека, это права личности. Поэтому в более зрелый период мотивации Лермонтова все больше направляются на критику устройства общества, обнажение конкретных и острых проблем. Он хочет «смело бросать железный стих» и делает это постоянно.

Смерть поэта

Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внутренней разрухе, оплакивает судьбу России, одновременно наполняет свое творчество презрением и ненавистью к ней. Творчество М.Ю. Лермонтов есть бунт по отношению к существующему порядку вещей.

В стихотворении на смерть Пушкина поэт передает сложный коктейль противоположных чувств в душе. Есть и горе, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж – поэт, оплакивающий гения, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет мир в убийстве Пушкина, именно общество направило руку убийцы. И снова Михаил дарит своему герою, Пушкину, одиночество, противостояние всему миру.

«Смерть поэта» — это дань уважения поэтическому гению, а кроме того, это перемычка, перекрёсток в истории, где складывается преемственность мастерства и духовности. Творчество Лермонтова – это продолжение истории целого поколения, перенятой Пушкиным. Это голос молодежи, размышляющей о будущем страны, ее непростом состоянии, ее пути и самой себе. Пушкин был солнцем нашего народа, но спасти его не смогли или не захотели.

Это образ гения среди пигмеев, не умеющих прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Произведения Лермонтова родились на стыке эмоций и рассудка. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Есть разделение значений понятий поэт и человек, но поэты и поэты съедаются вместе. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя в ней глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности.

Отношение самого маэстро к поэзии выражается в разладе между художником и миром. Изысканное искусство закрывается в железном веке прогресса.

Миссия поэта

Поэт для Лермонтова — пророк, осмеянный толпой. Об этом он размышляет в произведениях «Пророк» и «Поэт». Это продолжение темы значения поэзии в обществе, где лирика часто используется для развлечения, вместо того, чтобы использовать свой настоящий божественный дар для выполнения своего предназначения. Поэт приходит в этот мир с Божьим повелением, которое несет людям.

Лирик должен сказать человеку правду, разоблачить, раскрыть красоту и любовь. По Лермонтову, народ пророка презирает. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика из хобби миссии превращается в творчество поэта. Как всякий мессия, он одинок, отвергнут и непонят.

Корни противоречий

Жизнь и творчество М. Лермонтова полны противоречий. Он рождается в семье, где происходят постоянные стычки близких. Между ними воюют мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве – еще один вариант борьбы, где спокойное детство не выдержало тяжелой действительности. Расстрелянный на новогоднем балу дедушка Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.

И вот, в 15 лет рождаются бессмертные «Демон» и «Испанцы», а через год знаменитый «Маскарад». Кажется, что такие чувства, как мучительные сомнения, мрачные предчувствия, ожидание рокового конца, жажда забвения, были свойственны всей семье поэта.

Лишь редко в творчестве певца души бывают радость и надежда. Его жизнь описана двумя стихотворениями. Это «Какой смысл жить» и «Почему я не родился».

Ощущение собственной элитарности, избирательности заставляет поэта отбирать для публики шедевры шедевров. Прекрасно охарактеризовал Михаила Юрьевича Брюсова, назвав поэта неразгаданным творцом. Художественное своеобразие творчества Лермонтова Брюсов видел в создании четких, как бы «подделанных» стихов.

Фигура Лермонтова до сих пор остается загадкой. Жизнь и смерть лирики — загадка, но вклад его в русскую литературу неоценим.

Судьба поколения в лирике Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики

Сочетание имен Пушкин и Лермонтов хорошо знакомо всем читателям, любящим и знающим русскую литературу. Между тем, это совсем разные поэты. Темы и мотивы лирики Лермонтова оригинальны и неповторимы, чтобы говорить о сходстве этих творцов. Каждый поэт остается личностью в своем творчестве.

Одно из самых известных произведений

Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в то время, когда Александра Сергеевича уже не было. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, руки стали ходить по листам со стихотворением Лермонтова, которое называлось «На смерть поэта». Эта дата стала отправной точкой в ​​поэтической биографии Михаила Юрьевича.

В сорок первом году он сам погибает на дуэли. Таким образом, его литературный путь был трагически мал. Это чуть больше четырех лет. И как несоразмерен этот термин со значением этого творца в русской литературе.

Лермонтов написал много стихов, но очень малая часть при жизни стала известна читателю. На это были причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кружку. Этот поэт всю жизнь держался особняком.

Безумная тяга к творчеству, но не к славе

Учился в Московском университете в дворянском пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти учреждения были центром литературного общения.

Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период он пишет увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэм и драм, которые Михаил Юрьевич даже не пытался издавать.

Разносторонний и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Есть много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Он блестяще играл на фортепиано, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова нередко отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую паутину набросков, сделанных пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть образы, преследующие его. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лермонтовской лирики, показывают, как сталкиваются земное и небесное, ангельское и бесовское, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонии счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лермонтовской лирики

Времена тысяча восемьсот тридцать третьего года связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия осталась в прошлом, и Михаил Юрьевич как творец появился в неподходящее время. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто устаревшее. На смену одной эпохе пришла другая.

В это непростое время читатели узнали о творчестве этого поэта. Его стихи воспринимались по-разному. На это были причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но и в творчестве человека, придерживающегося крайних, радикальных убеждений. Возьмем, к примеру, «Смерть поэта». Нарисованный в ней образ мученика принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, призванный к бескомпромиссной борьбе со всем миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич старается обращать внимание не на крайности, а на поиск золотой середины. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, отчаянную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина – «светлая грусть».

Мучения творческой личности

Главной характеристикой лирики Лермонтова является элемент отрицания, присутствующий почти во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно предстает образ человека, несогласного ни с какой гармонией, ни с половинчатыми решениями, ставящего под сомнение абсолютно все основания для бытия.

Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Работы с таким мотивом наполнены особыми муками. Тревога главного героя вечная. И поэт все эти чувства гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть никакой положительной цели в жизни, переносит на все современное потомство.

Здесь надо вспомнить стих «Дума», в котором описывается поколение, не сумевшее приобщиться к настоящему делу. Произведение «И скучно, и грустно». В центре — человек, который рад подать руку ближнему, но он один, и причины этого одиночества кроются в состоянии покоя, каким он является с точки зрения героя. Так выражается судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна суматохи, одиночества и изгнания.

Разница между двумя поколениями творцов

Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними лежало восстание декабристов, произошедшее в 1849 году. После его поражения воцарилась совсем другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой нашли отражение в творчестве Михаила Юрьевича.

Это тоже была молодежь, в основном гвардейцы, очень свободолюбивые, но не надеющиеся на сиюминутное хорошее преображение. Это оппозиционеры другого типа — герои-рефлекторы. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно с помощью таких образов. Например, все знают Печорина. Он герой, который все время защищается, он не видит гармонии в мире, а ищет ее и страстно к ней стремится.

Борьба с ложными чувствами и ненавистным отношением ко лжи

Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет вечное и общечеловеческое значение. А в одном из стихотворений Михаила Юрьевича есть такие слова: «Есть в сердце человека чувство правды, святое зерно вечности…». Если подумать о том, чем дорог русской литературе этот великий поэт и прозаик, то, конечно, именно этим он смог передать новому поколению чувство правды.

Страстная жажда правды, ненависть ко всякой неправде, мучительное чувство одиночества, скептицизм и в то же время безумное стремление к жизни, гармонии, неподражаемое отражение в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, стремящихся вобрать в свое сознание весь мир, перейти грань между жизнью и смертью.

Образы в известных произведениях

Герой драмы «Маскарад» жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Убивает его сам. Умирает и главный образ поэмы «Мцыри», готовый на рай и вечность на свободу.

«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как главной ценности, Печорин спрашивает себя: «Почему я так ее ценю?» Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других, сеет вокруг себя смерть и страдания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *