Анализ стихотворения Жуковского Кубок сочинения и текст
- Анализ стихотворений
- Жуковский
- Кубок
Анализ баллады Жуковского «Кубок»
Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок».
Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», — продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», — под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом.
Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно».
Анализ баллады Жуковского «Кубок»
Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок».
Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой», говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», — продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», — под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном.
Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом.Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем», — так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», — говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны. И борется, спорит с волной… И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», — повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», — что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны.
Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит… И пеною снова полна… и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно».
Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.
Анализ баллады Жуковского «Кубок»
Рассуждая о творчестве Жуковского, многие вспомнят его баллады «Светлана» и «Людмила», его лирические стихотворения, но несправедливо не упомянут весьма интересную, отличающуюся от других, балладу «Кубок».
Эта баллада является вольным переводом произведения «Водолаз» Шиллера. Главным его героем является молодой паж, которого автор не одаряет именем. Когда царь бросает вызов выдавшим виды ратникам и войнам броситься в пучину вод, чтобы достать оттуда золотой кубок, никто из них не отвечает на призыв: все дорожат своим здоровьем и жизнью. Лишь молодой паж, только по ему самому ведомым причинам, бросается в воду, до последнего сражается с сильными волнами, но в итоге исчезает.
Становится ясно, что молодой человек погиб. Но спустя какое-то время фигура пажа появляется среди вод с зажатым в руке кубком царя. Толпа ликует. Но царь провоцирует пажа на новую попытку погружения в воды обещанием подарить перстень с алмазом с собственной руки и отдать в жены собственную дочь в случае счастливого возвращения пажа.
Паж вновь бросается в воду. Но на этот раз судьба не пожалела пажа: он утонул.
Баллада полна иносказаний. Царь, бросая в бездну свой кубок, бросает туда свою совесть. Сцена молчания ратников говорит о том, что в царстве, которым управляет неразумный царь, живет разумный народ. Люди понимают, что такой правитель, жадный и самолюбивый, не заботящийся о своих подданных, не может проститься с частью того, чем владеет.
Появление пажа – как гром среди ясного неба. Он другой, он абсолютная противоположность царя. Недаром автор сравнивает его с огнем, а правителя с влагой: огонь горяч и манит к себе, он ярок и красив, но влага одним лишь приближением своим может затушить, «убить» этот огонь.
Именно поэтому царь и бросает кубок в море во второй раз. Его самолюбие не может позволить, чтобы в данной ситуации победителем был не он, чтобы кто-то был лучше его, больше привлекал внимание.
Читателю не понятно, что именно побудило его кинуться в воду: тайная страсть к дочери царя, желание быть богатым и знаменитым или же попытка доказать самому себе, на что он способен, так называемый юношеский максимализм.
Смысл баллады заключается в том, что не стоит испытывать свою судьбу, на сколько бы благосклонной она не была раньше. В любых поступках должен присутствовать здравый смысл.
вся
КУБОК — стихотворение Жуковский В. А.
КУБОК
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье — на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»
И все безответны… вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет…
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
И он подступает к наклону скалы
И взор устремил в глубину…
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?
И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.
И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал,
И дрогнули зрители, все возопив, —
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.
Над бездной утихло… в ней глухо шумит…
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Все тише и тише на дне ее воет…
И сердце у всех ожиданием ноет.
«Хоть брось ты туда свой венец золотой,
Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной! —
Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.
Немало судов, закруженных волной,
Глотала ее глубина:
Все мелкой назад вылетали щепой
С ее неприступного дна…»
Но слышится снова в пучине глубокой
Как будто роптанье грозы недалекой.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом…
И брызнул поток с оглушительным ревом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.
Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины
Мелькнуло живой белизной…
Мелькнула рука и плечо из волны…
И борется, спорит с волной…
И видят — весь берег потрясся от клича —
Он левою правит, а в правой добыча.
И долго дышал он, и тяжко дышал,
И божий приветствовал свет…
И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. —
Чудеснее подвига нет!
Из томного гроба, из пропасти влажной
Спас душу живую красавец отважный».
Он на берег вышел; он встречен толпой;
К царевым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
И дочери царь приказал:
Дать юноше кубок с струей винограда;
И в сладость была для него та награда.
«Да здравствует царь! Кто живет на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле…
И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.
Стрелою стремглав полетел я туда…
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой…
И страшно меня там кружило и било.
Но богу молитву тогда я принес,
И он мне спасителем был:
Торчащий из мглы я увидел утес
И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.
И смутно все было внизу подо мной
В пурпуровом сумраке там;
Все спало для слуха в той бездне глухой;
Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды,
Морской глубины несказанные чуды.
Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.
И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Одни меж чудовищ с любящей душой,
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова.
И я содрогался… вдруг слышу: ползет
Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот…
Я в ужасе прочь от скалы.
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомета порывом».
Чудесен рассказ показался царю:
«Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова
И тайны все дна перескажешь морскова».
То слыша, царевна с волненьем в груди,
Краснея, царю говорит:
«Довольно, родитель, его пощади!
Подобное кто совершит?
И если уж до́лжно быть опыту снова,
То рыцаря вышли, не пажа младова».
Но царь, не внимая, свой кубок златой
В пучину швырнул с высоты:
«И будешь здесь рыцарь любимейший мой,
Когда с ним воротишься, ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною
Заступница, будет твоею женою».
В нем жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх…
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…
Утихнула бездна… и снова шумит…
И пеною снова полна…
И с трепетом в бездну царевна глядит…
И бьет за волною волна…
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно. 1
1 Начато в 1825 (?) г. закончено в марте (?) 1831 г. Напечатано впервые в «Балладах и повестях В. А. Жуковского», в двух частях. СПб. 1831; одновременно — в «Балладах и повестях В. А. Жуковского», СПб. 1831 (в одном томе). Перевод баллады Шиллера «Der Taucher» («Водолаз»). Шиллер построил сюжет на основе средневековых немецких легенд. Легенда XII века, на которую, вероятнее всего, опирался Шиллер, лишена романтических мотивов: причиной гибели пловца была якобы его жадность.
Жуковский вносит в балладу существенные изменения, У Шиллера проводится мысль о том, что боги, милостивые к людям, таят от них именно те ужасные тайны природы, знание которых невыносимо для смертного (см. «Кассандру»). Жуковский, в соответствии со своей концепцией «невыразимого» в природе (см. стихотворение «Невыразимое»), перестраивает идею баллады: человеку в принципе недоступно знание всего, что должно лежать, согласно божественной воле, за пределами человеческого разумения. Изменена Жуковским 20-я строфа: у Шиллера в рассказе юноши фигурируют сказочные «чуда» — драконы и саламандры; Жуковский заменяет их действительно существующими морскими чудовищами (скат, млат, однозуб и т. д.), и это усиливает впечатление. По-иному изображена в переводе гибель судов в 11-й строфе. У Шиллера — «раздробленные киль и мачта только и спасались из всепоглощающей могилы». У Жуковского — не киль и мачта, а сами суда «мелкой назад вылетали щепой С ее неприступного дна». Стиховая структура баллады также несколько изменена — у Шиллера в каждой строфе трехстопным является только 2-й стих; у Жуковского — 2-й и 4-й.
слушать, скачать аудио стихотворение
КУБОК Жуковский В. А.
1 4 |
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
КУБОК:
Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!
Жуковский «Кубок» как баллада (опыт анализа)
Предварительный просмотр:
В.А Жуковский – известный писатель-романтик 19 века. Его произведения захватывают читателя в плен с первых строк своим ритмом, яркой эмоциональностью, важностью проблем, над которыми писатель приглашает задуматься. Таково и его произведение «Кубок». По жанру это баллада, а их мы знаем В.А. Жуковский писал мастерски. Какие же особенности произведения позволяют мне утверждать, что «Кубок» является балладой? Прежде всего, конечно, то, что это сюжетное стихотворение. Действительно, рассказано о «забавах» царя-тирана, о смелом поступке молодого пажа, который дважды прыгнул в пучину морскую. И во второй раз не вернулся… Осуждаем царя, восхищаемся пажом и оплакиваем его, но… чувствуем, что совсем не о каком-то конкретном царе, не о конкретном паже рассказывает Жуковский. У сюжета есть свой подтекст. О чем-то важном говорит писатель своим читателям, рассказывая эту историю. Возможно, он поднимает социальную проблему (угнетение сильными мира сего слабых), возможно, Жуковский – философ и размышляет о судьбе. Ведь он говорит о чудесном спасении пажа единожды и его гибели во время второго погружения. Может, он хочет сказать, что человек не должен идти наперекор судьбе и пытаться узнать больше, чем суждено. А может, подтекст психологический? Что же всё-таки заставило молодого пажа выступить вперед после третьего обращения царя к подданным? Испугался гнева грозного царя, который тот был готов уже обрушить на своих подданных? Ведь последний раз царь о своем желании «возгласил громогласно»! И паж прикрыл собой и рыцарей знатных, и латников простых? А, может, наоборот, паж хотел поддержать царя, которому не подчинились его подданные. Чем больше читаешь балладу, тем больше «подтекстов» выявляешь и поражаешься глубине и современности этого произведения. Кроме того, как и в любой балладе, в «Кубке» есть диалог. Это диалог царя и пажа. Но его нельзя назвать обычным, ведь паж не столько отвечает на вопросы царя, сколько, впечатленный, просто рассказывает всем о бездне, о подводном мире, о своем чудесном спасении… Мы, увлекаемые этим вдохновенным рассказом, словно воедино с пажом и перед царем, и среди чудищ морских, и перед прекрасной царевной. Даже читая о чудесном спасении пажа, мы не верим в счастливый конец: 66 раз повторенный в балладе соединительный союз И, вызывает ощущения плача. Баллада, хоть и рассказ, все-таки поэтическое произведение, поэтому автор в полной мере использует арсенал изобразительно-выразительных средств для создания такого настроения: эпитеты (море грозное, мгла таинственная), олицетворения (пена ревела, глубь застонала), градацию (воет, свищет, бьёт, шипит)…
«Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно», — так заканчивает Жуковский свою балладу. А вопросы, которые стали мучить нас после ее прочтения, заставляя вновь и вновь читать произведение, остались. Ищем их решения мы, находим и вновь, взрослея, ищем, и вновь находим… Только уже совсем другие ответы на эти же вопросы! Может, об этом писатель и мечтал?
Послушайте стихотворение Жуковского Кубок
Темы соседних сочинений
← Котик и козлик↑ ЖуковскийЛесной царь →
Картинка к сочинению анализ стихотворения Кубок
Настроение произведения Кубок
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе «Баллада Жуковского «Кубок»
Конспект урока по литературе 5 класс (ФГОС)
ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского;уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Учебник : ЛИТЕРАТУРА 5 класс, автор В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Выставка. Учащиеся защищают свои рисунки к сказке, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.(повторение предыдущего урока «Спящая царевна». Литературная сказка и народная сказка).
–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.
Наш план работы:
1. Заочная экскурсия «Творчество В.А.Жуковского»,
2. Мы проведем исследование в творческой лаборатории В.А.Жуковского.
— Вас устраивает данный план?
II Целеполагание:
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)
ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения;
извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников,
проанализировать поступки героев баллады;
провести наблюдение за языком баллады.
II. Понятие о балладе.
1.Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
—Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
Словарная работа.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Составление плана.
III. Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает Александр Синица).
Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.
Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»
О чем говорят и думают дети.
— Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
— Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
— Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
— Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.
— Скорее всего, это царский каприз.
— Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.
— Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
— Ищет охотников за золотом?
Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!
О тех, кто стоял в стороне…
После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:
— Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
— Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:
— Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.
А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…
Мнение о главном герое
Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.
— Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
— Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
— Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
— Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
— Хочет скорее стать взрослым.
— Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
— Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?
— Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
— Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
— Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
— Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
— Он хочет завоевать сердце царской дочери?
— Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.
— Может быть, хочет угодить царю?
— Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.
Покаяние
После чтения 9-10 строфы:
— Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
— Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
— Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
— За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
— За то, что отмолчались перед царём.
— Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…
— Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
Такие микронаходки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять, и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.
Дети не прощают царя-убийцу
Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.
Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:
— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
— Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
— Еще бы — на то он и царь!
Очень по-детски, но забавно!
— Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
— Заметили, что первый раз царь «БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: «свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.
— Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
— Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
— Царевна назвала отцову выдумку «опытом», но это страшная игра со смертью.
— Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
— Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
— А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
— Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.
— А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
— Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..
Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.
Безумство влюбленных
Читается предпоследняя строфа.
— Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
— И опять: «отважность сверкнула в очах» — это сказано в тексте.
— Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
— Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
— Желание не разочаровать её.
— Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
— Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
— А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
— Такой корысти у героя нет.
— А в моих глазах он лучший из рыцарей!
Не перевелись романтики и в наше время!..
Задумаемся о вечном и быстротечном…
— Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
— Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
— От нелепой гибели мальчика.
— Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.
— Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах, влюбленных будет вечна.
— И любить царевна будет долго-долго.
— Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.
— Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.
—Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви)
—Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа?
—Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)
Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.
IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» (с. 89–90).
V.
На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.
VI. Творческая работа в группах.
Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита учащимися своих работ).
С творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта.
Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.
TTLG: Полночь 1902 года | Дартмут
В своей заключительной статье бывший редактор «Зеркала» «Новый Жуковский 22» размышляет о своих бурных, интенсивных и любящих отношениях с Колледжем.
от Нового Жуковского | 12.06.22 3:25
Источник: предоставлено Новым Жуковским
Эта статья опубликована в специальном выпуске «Начало и воссоединение» за 2022 год.
У меня осталось чуть больше недели до выпуска, и я сижу в комнате 1902 года в Бейкер-Берри и думаю о многих вещах. Я отворачиваюсь от списка идей для этого размышления, над которым обдумывал несколько часов, и осматриваю комнату. Мой взгляд останавливается на картинах бывших деканов колледжей, украшающих приглушенно-желтые стены. Лица у них интересные — у кого-то взгляд усталый, задумчивый; другие серьезные и пугающие. Некоторые тоже кажутся обнадеживающими. Я представляю, как они поворачиваются в своих фоторамках, смотрят прямо на меня, откашливаясь, чтобы что-то мне сказать. Но что? Что я хочу услышать от них?
«Поздравляю, вы сделали это»?
Нет, это не совсем так. Я прищуриваюсь и присматриваюсь.
«У тебя все отлично»?
Гах. Я отворачиваюсь и смотрю в южное окно, выходящее на библиотеку Санборн. Я вижу тускло освещенные ниши и теплые зеленые стулья. Вид вызывает острое чувство ностальгии — такое, что заставляет меня сглотнуть и немного грустить, хотя я не уверен, что именно мне грустно.
Если бы вы знали меня на первом курсе, вы бы знали, что Сэнборн был моим местом. Я был практически скваттером — требовал Альков III сразу после утренних занятий и просиживал до обеда, время от времени прогуливаясь по 1902 году по дороге в KAF на перерыв в туалете или за чашечкой кофе. Эти картины веками смотрели на студентов — они видели меня тогда и видят сейчас. Я уверен, что они шепчутся о том, как я иначе выгляжу — как иначе я хожу, одеваюсь, даже говорю. Я думаю, это то, что заставляет меня чувствовать себя грустно.
Если бы вы знали меня на первом курсе, вы бы знали, что я сильно изменился. Мимо меня проходили профессора-первокурсники, не узнавая меня, а знакомые забывали, что встречали меня. Если бы я мог попытаться охарактеризовать себя на первом курсе одним словом, это было бы дисциплинировано. Я был исключительно, победоносно, неизменно дисциплинирован — даже когда это приводило к вреду. Самым очевидным было то, как я относился к своему телу. На первом курсе я морил себя голодом. Хуже всего было то, насколько хорошо у меня это получалось — отказывая себе и своему телу в питании, в котором оно так отчаянно нуждалось. Упражнения до истощения; вступая в каждый прием пищи на грани изнеможения, я наедаюсь ровно настолько, чтобы оставаться в вертикальном положении. И всегда холодно. Так холодно.
Та зима была самым тяжелым периодом в моей жизни. И я не имею в виду академически; моя дисциплинированная манера поведения означала, что я всегда опережал большинство своих чтений как минимум на две недели, готовясь еще до того, как профессор объявит экзамен. Но это была самая холодная зима в моей жизни.
Чего они не говорят вам о сильном недостатке веса, так это того, что ваше тело становится отчаянно неадекватным. Я потерял способность чувствовать и сохранять тепло — ощущение, усугубляемое холодными ганноверскими зимами. Глядя в окно Санборна, я вспоминаю свой ритуальный выход из библиотеки в зимнюю ночь — не уходил, пока не держал в руке чашку теплого чая, укрываясь слоями свитера и буквально готовясь к выходу на улицу. Я до сих пор это чувствую, даже сейчас: сердитый холодный воздух пронзает мою кожу и с удвоенной силой наполняет все внутренние полости моих внутренностей, как бы говоря: «Это твоя вина. Ты сделал это с собой».
Мне незачем долго тащить тебя по этой ужасной сцене. Вы поняли суть. Перенесемся на несколько лет вперед, я больше не воюю со своим телом и, к счастью, могу сохранять тепло. Я даже начал любить зиму — по иронии судьбы из-за COVID-19 зима — единственный семестр, который я провел в кампусе за все четыре года.
Есть много вещей, которые помогли ускорить это изменение: осознание того, что моя любящая мать искренне боялась за меня и мое здоровье, вернуло меня к реальности, оторвавшись от некоторых членов семьи, из-за которых моя жизнь казалась нестабильной и небезопасной, и обрести щедрость и любовь. друзья. Очевидно, что все это чрезмерное упрощение, но я думаю, прежде всего, когда я решил гнаться за счастьем так же яростно, как я выбрал дисциплину, все стало на свои места.
Я не планировал раскрывать все эти воспоминания в этом размышлении. Но это кажется правильным. Необходимое, даже. Первокурсник был годом, когда я потерял себя. И это не было бы честным размышлением, если бы я не упомянул об этом. Но в процессе восстановления своей личности я влюбился в эту абсурдно красивую и сложную школу. И, в свою очередь, она помогла мне полюбить себя.
Я больше не подпадаю под категорию дисциплины. Можно сказать, что я даже немного запутался. Моя старшая весна была вершиной представления этого вновь обретенного чувства себя. Я принимал фантастически импульсивные решения — участвуя в старшей традиции ежедневных купаний в реке , чтение оригинальных стихов в Lingerie, даже написание очень личных и эмоциональных размышлений для «Зеркала» — все это имело для меня большее значение, чем мне еще предстоит признать. Во многих смыслах я снова похож на себя в старшей школе — в окружении людей, которых я люблю и которые любят меня, сосредоточен на учебе, но больше ради учебы, чем оценок, смешной, глупый и немного безрассудный.
Если наша жизнь определяется большими любовными отношениями, Дартмут, безусловно, один из моих. Она приютила и (да) накормила меня на многих этапах жизни за последние четыре года — и я видел, как она росла и менялась вместе со мной. Я люблю ее деревья и то, как они цветут, меняют цвет, покрываются снегом, а весной снова отрастают; как она выглядит, когда я гляжу на нее из-за Грина темной туманной ночью; ритм ее сроков; энергия в стенах ее библиотеки. Я почувствовал здесь исключительный холод, но я также испытал глубокое тепло — тепло, которое я изначально создал сам по чистой воле, но которое теперь поддерживают мои друзья, мои профессора и сам колледж.
Если Дартмут — одна из моих самых больших возлюбленных, она, безусловно, была моими самыми бурными отношениями. Она заставляла меня чувствовать себя ненужным, недостойным и временами таким одиноким — было ли это результатом того, что меня отвергли слишком много клубов, чтобы сосчитать, чувство неуместности в греческих просторах или просто то, что я попал в ловушку в Ганновере, месте, которое очень трудно Сбежать. Но особенность Дартмута в том, что она никогда не откажется от тебя, если ты не откажешься от нее. Ее ресурсы, ее люди, земля, на которой она сидит, доступны для всех, кому посчастливилось назвать себя ее учениками. Как гласит наш девиз: «Vox clamantis in Deserto» — голос вопиющего в пустыне. Плачь, и она будет слушать. Помощь придет к тем, кто ее ищет, иногда самым неожиданным образом.
Я до сих пор сижу в 1902 году; гул студентов отходит на второй план, и я чувствую себя единственным человеком в этом кампусе. Я представляю, как эти стены прислушиваются к моим мыслям, и что я прислушиваюсь и к их.
Я понимаю, что эти картины своим отцовским присутствием все время защищали меня. Они, а также студенты и преподаватели прошлого и настоящего, составляют сообщество и историю, с которой я всегда буду связан. Теперь я ясно слышу, что мне хотят сказать эти лица.
«Мы любим тебя».
Они говорят мне, что любили меня все это время, даже когда я не любил себя. Они говорят мне простить себя, насладиться тем, кем я стал, и не задерживаться на том, кем я был. Они говорят мне, что эти стены всегда будут здесь, чтобы вместить меня и мои мысли, независимо от того, студент я или нет. Они говорят мне жить той жизнью, о которой они слышали, как я думаю, и видели, как я пишу о ней. Мне говорят, что я готов.
Я готов.
И я тоже тебя люблю.
Нови Жуковский — бывший редактор журнала «Зеркало» в Дартмуте и выпускник 2022 года.
Метки: избранное, зеркало, ttlg, спецвыпуск
90 000 российских звезд легкой атлетики возмущены запретом на Олимпиаду в Рио 90 001 90 0020003ЖУКОВСКИЙ, Россия (AP) — Лучшие спортсмены России отреагировали гневно после того, как в четверг стало известно, что их команда по легкой атлетике по-прежнему будет отстранена от участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в следующем месяце.
Двукратная олимпийская чемпионка, прыгунья с шестом Елена Исинбаева, главная звезда команды, написала в Instagram, что без России, которая исторически была сверхдержавой в легкой атлетике, на девальвированной Олимпиаде в Рио-де-Жанейро предлагались только «псевдозолотые медали».
Решение Спортивного арбитражного суда об отклонении апелляционной жалобы на предыдущий запрет стало «похоронами» для легкой атлетики, сообщила Исинбаева государственному информационному агентству ТАСС.
На соревнованиях под Москвой, которые были запланированы как финальная подготовка перед играми, большинство спортсменов сочли решение в корне несправедливым и основанным на несправедливых обвинениях в массовом употреблении допинга и сокрытии со стороны правительства.
«Это большой удар лично для меня и для спортсменов», — сказала чемпионка мира по прыжкам в высоту Мария Кучина, которая могла бы стать серьезным претендентом на золото на своей первой Олимпиаде.
Через три часа после того, как стало известно, что апелляция России на запрет Международной ассоциации легкоатлетических федераций была отклонена, Кучина прыгнула на 2 метра перед разреженной толпой. Прыжок был бы достаточно хорош, чтобы выиграть золотую медаль на чемпионате Европы в начале этого месяца, если бы она и остальная российская команда не были дисквалифицированы.
«Несмотря на все трудности и проблемы, мы продолжали тренироваться», — сказала она. «Сегодня я показал, что буду бороться за олимпийский пьедестал, независимо от сегодняшних новостей».
Ряд отчетов Всемирного антидопингового агентства и целевой группы ИААФ, посвященных широко распространенному допингу в российской легкой атлетике, наряду с предполагаемым сокрытием с участием высокопоставленных государственных чиновников, мало что сделали, чтобы убедить российских спортсменов в том, что их Команда заслуживает наказания.
«Многие факты не подтверждены, это сплошная клевета и на нас до сих пор давят», — сказала Вера Рудакова, одна из лучших молодых барьеристок мира.
Справедливы баны для отдельных допингеров, но не исключение для целой команды, считает барьерист Тимофей Чалый.
«Это нечестно, — сказал он. «Есть люди, которые решили для себя, что они могут принимать наркотики и, может быть, им это как-то сойдет с рук. Этого не произошло, и они получили баны, это справедливо».
Запрет России содержал горькую иронию в адрес бывшей чемпионки Европы по метанию копья Веры Ребрик, которая перешла из Украины в Россию в 2014 году после того, как ее родной Крым был аннексирован Россией. Теперь она пропустит Олимпийские игры из-за запрета своей новой страны.
«Я не знаю, смеяться мне или плакать», — сказала она государственному телевидению.
Меньшая часть российских спортсменов считает, что нет худа без добра.
Дисквалификация в Рио может стать стимулом, необходимым России для принятия мер, по словам метателя молота Сергея Литвинова, резко выступающего против допинга в российской команде.
Он сообщил Associated Press, что российские чиновники от легкой атлетики не смогли вовремя принять меры в отношении допинга, и надеется, что «эта ситуация может побудить руководство» провести реформы. Литвинов говорит, что следующим шагом международных властей должно стать расследование того, что, по его мнению, является организованной допинговой схемой в русском стиле в других странах.
«Я хочу, чтобы все (допинговые) системы были отключены. Не только у нас, а у всех», — сказал Литвинов.
В нынешнем виде некогда прославленная сборная России по легкой атлетике может сократиться до одного спортсмена на Олимпийских играх в Рио.
Прыгунья в длину Дарья Клишина была освобождена от запрета ИААФ, потому что она живет и тренируется во Флориде в академии, находящейся в ведении спортивной маркетинговой компании IMG, и в течение многих лет проходила проверку антидопинговым агентством США, а не скандально известным российским аналогом. .
Тем не менее, некоторые российские болельщики отвернулись от нее с тех пор, как она получила разрешение на участие в соревнованиях, назвав ее предательницей и требуя отказаться от олимпийского места в знак солидарности с дисквалифицированными товарищами по команде.
Но те же товарищи по команде хотят успеха Клишиной.
Кучина заявила в четверг, что она «очевидно» поддержит Клишину.
— Я не думаю, что она предательница, — сказала Рудакова.