Опричнина Ивана Грозного — причины, сущность и последствия
История
12.11.21
11 мин.
Опричнина Ивана Грозного – это темное событие на Руси, случившееся в период 1565 — 1572 гг., оставившие глубокий след в истории российского государства. К этому моменту Русь уже пережила не одно событие, которое могло повлиять на государственность в целом и форму правления в частности.
Оглавление:
- Что такое опричнина
- Причины опричнины
- Кто такие опричники во времена Ивана Грозного
- Сущность политики опричнины Ивана IV
- Последствия опричнины для российского государства
- Плюсы и минусы опричнины
- Заключение
Шестнадцатый век был особенным из-за власти Ивана IV, которому народ дал прозвище «Грозный». Несомненно, события, описываемые в этой статье, дадут полное представление о том, что несло угрозу.
Есть в восточной мудрости краткое изречение о жизни в интересное время. Период царствования Ивана можно с легкостью отнести к такой формулировке. Ведь мало кто мог чувствовать себя в полной безопасности, особенно среди бояр.
Что такое опричнина
По личному распоряжению первого царя (точного мотива нет) на Руси все упоминания об опричниках были удалены из летописей. Термин «опричнина» даже произносить было запрещено. Поэтому нашим современникам сложно представить, что это такое.
Из истории известно два значения этого термина, которые менялись от цели трактовки:
- Опричнина – это царский удел, который имел свой государственный аппарат и персональное войско.
- Опричнина – это комплекс особых мер, предпринятый царем в период с 65 по 72 года 16 века, направленный на восстановление государственного порядка и уничтожения оппозиции.
Разумеется, царь не может владеть всеми землями страны единолично, поэтому для бояр были выделены иные территории.
Если царский удел, по сути, – это опричнина, то боярский удел – земщина.Схема разделения была простой: наиболее ценные земли передавались в пользование государя, а остальные следовало обложить налогами.
Причины опричнины
Предпосылкой введения особого режима была сложившаяся политическая ситуация в стране. Досадное поражение на западе, постоянные атаки татарского хана с востока, а в стране неуважение к власти – все это стало главной причиной для начала жесткого вмешательства русского царя. Ему требовалось срочно принять меры, чтобы сдержать грядущий раскол.
Усугубило положение предательство видного военачальника из государственного аппарата, который сбежал во враждебную Литву. В сложной политической ситуации для подозрительного Ивана IV такое событие стало знаковым.
Уже через два года он ввел новый государственный режим – опричнину. В переводе со старорусского слово означало «особое положение».
Очередной причиной введения опричнины были личные мотивы Грозного: ограничить влияние оппозиции и церковных сепаратистов.
Кто такие опричники во времена Ивана Грозного
После введения опричнины в 65 году, царь, опасаясь за свою жизнь и самодержавие, обзавелся личной охраной из числа людей царского удела — опричников. Так впоследствии было сформировано опричное войско, которое прославилось своими репрессивными мерами.
Самые известные имена опричников:
- Скуратов Малюта — главный палач опричного войска. Он виновен в убийстве московского митрополита, осуждавшего опричнину, — Филиппа Московского;
- Басманов Фёдор — инициатор опричнины;
- Вяземский Афанасий — глава опричников;
- Черкасский Михаил — служилый князь удела.
Сущность политики опричнины Ивана IV
Дата начала основных событий — это 60-е годы шестнадцатого века. Чувствуя угрозу со стороны своих поданных, Иван IV покидает Москву. В письмах он обвиняет в предательстве бояр.
Происходит раскол армии и населения. Правда, разделения на богатых и бедных царь не делает, кроме того, в письме он указывает, что не желает зла «простому люду».
Карта России при опричнине (для увеличения нажмите)В 65 году Грозный разделил территорию страны на опричнину и земщину. При помощи земщины частично пополнялась царская казна, поскольку налоги шли в пользу опричнины. Однако, в итоге, казна все равно опустела.
Из Слободы Иван регулярно приезжал в Москву, чтобы казнить личных врагов и лишить имущества бояр, которых считал предателями. Кровавые казни были прекрасной демонстрацией решимости царя покарать тех, кто смел перечить правителю.
В 69 году шестнадцатого века Иван узнает о готовящемся заговоре в Новгороде. Ему потребовалось менее года, чтобы ввести крупные силы в город. В полуторамесячный период на улицах города произошло свыше полусотен избиений. Сожжен не один дом. В результате подобных репрессий в городе осталась в живых лишь одна пятая часть населения. Любое восстание становилось попросту невозможным.
Из Новгорода карательная операция царя переместилась в Псков, где повторилось то же самое. После карательного похода царь вернулся в столицу, где нашел порядка двух сотен изменников из числа старших бояр.
В результате набегов на города, сократилось число потенциальных защитников страны. Пожалеть об этом пришлось в 71 году, когда хан Гирей вместе со своим войском подошел к стенам Москвы и без особого труда выиграл сражение с опричными войсками русского царя. Противостоять обученным в набегах татарским воинам они не смогли. Татары подожгли окраину, нанеся колоссальный урон городу.
Москву чуть позже освободили. Но поражение в бою с татарами заставило Грозного объединить расколотую армию.
В 72 году (1572г. — год отмены опричнины) опричнина была отменена окончательно, уступив место крепостному праву. По окончании опричнины, у крестьян на многие годы были отобраны право и свобода.
Последствия опричнины для российского государства
К сожалению, они очень велики и трагичны:
- За время действия подобного режима, Боярская дума, которая много раз решала политические задачи Руси, перестала существовать как государственный орган, а стала только данью былой традиции.
- Десятки тысяч людей потеряли жизни. Причем на одного убитого боярина приходилось до десятка простых крестьян и ремесленных мастеров, что привело к крупному кризису в экономике страны.
- Более 80% урожайных полей пришло в запустение. Сельское хозяйство практически не развивалось.
- Россия проиграла Ливонскую войну, которая длилась свыше двадцати лет.
- После смерти Ивана Грозного, поскольку прямых наследников на царский престол не было, наступили Смутные времена. Многие самозванцы попытались занять место российского государя.
Плюсы и минусы опричнины
Трудно отыскать положительные стороны в тоталитарном режиме.
Главным преимуществом опричнины стало установление государственной власти, а также полное уничтожение оппозиции.
Несмотря на большое количество жертв, Грозному удалось провести реформы в православии и немного укрепить внешнюю политику.
Отрицательных сторон в провидении такого режима было гораздо больше:
- убийство митрополита Филиппа;
- шестинедельный террор опричным войском Новгорода;
- практически заказное убийство брата царя — Старицкого. В тот же день была убита вся семья Старицких;
- экономический кризис;
- упадок сельского хозяйства;
- пустая казна.
Заключение
Споры о смысле столь жестокой формы правления до сих пор ведутся в исторических кругах. Опричнина относится к разумным, а возможно необходимым мерам. Хронологические рамки, в которых упоминается опричнина – это темные века в мировой истории.
Примерно в это же время происходят такие кровавые события как массовое убийство в ночь святого Варфоломея. Поэтому не стоит называть Грозного каким-то неуравновешенным и жестоким правителем. В столь сложные времена он сумел избежать удара ножом в спину (вспомним Цезаря) и вывести страну из политической «бездны».
Начало и отмена опричнины. Возможные последствия опричнины
Отмена опричнины год от года уходит в глубь веков, и многое из того, что принесло её создание многострадальной русской земле, стирается из народной памяти. Это весьма прискорбно, так как история имеет обыкновение вновь повторять людям неусвоенные ими уроки. Это особенно актуально в наши дни, когда находятся сторонники железной диктатуры и единовластия.
Спектр исторических оценок опричнины
На протяжении веков, прошедших со дня смерти Ивана Грозного, отношение к тем реалиям, которыми была характерна эпоха его правления, и, в частности, к опричнине, многократно менялось. Диапазон характеристик колебался от оценки их как проявления психического помешательства царя (точка зрения большинства дореволюционных историков), до признания действий опричного войска прогрессивными, направленными исключительно на укрепление государства, централизацию власти и преодоление феодальной раздробленности (сталинская позиция). В этом плане отмена опричнины была представлена чуть ли не препятствием на пути прогресса.
История термина «опричнина»
Какой же смысл несёт в себе сам этот термин? Известно, что произошёл он от славянского слова «оприч», то есть «вне», «отдельно», «за пределами». Изначально им обозначался надел, предоставлявшийся вдове после смерти мужа, и находившийся вне основной части имущества, подлежащей разделу.
В период правления Ивана Грозного такое название получили территории, конфискованные у их прежних владельцев, переданные в государственное пользование и ставшие собственностью его служилых людей. Остальная часть страны называлась «земщина». Налицо явное лукавство царя. Из общей массы земель, принадлежавших главным образом боярскому сословию, он выделял долю для государства, олицетворением которого был сам, и, назвав её «вдовьей долей», отводил себе роль смиренного и обиженного государя, задавленного произволом бояр, нуждающегося в защитниках.
Ими стало многотысячное войско, собранное исключительно из населения конфискованных и переданных государству, то есть «опричных» территорий. В 1565 году, когда это новшество было установлено, войско составляло тысячу человек, но к 1572 году, когда отмена опричнины стала неизбежной, увеличилось почти в шесть раз. По замыслу царя ей отводилась роль национальной гвардии, наделённой широкими полномочиями и предназначенной для укрепления государственной власти.
Обострение внутриполитического кризиса
Говоря о причинах, побудивших Ивана Грозного к созданию опричнины, как правило, в первую очередь отмечают его конфликт с боярской Думой, поводом для которого послужили разногласия по большинству вопросов государственной политики. Не желавший слушать ничьих возражений, склонный во всём усматривать признаки скрытого заговора, царь вскоре от дебатов перешёл к ужесточению власти и массовым репрессиям.
Конфликт принял особую остроту, когда в 1562 году царским указом были ограничены вотчинные права бояр, вследствие чего те оказались приравненными к поместному дворянству. Результатом сложившейся обстановки стала обозначившаяся среди боярства тенденция к бегству от царского произвола за рубежи государства.
Начиная с 1560 года поток беглецов постоянно увеличивался, что не могло не вызывать гнев государя. Особенный резонанс получил тайный отъезд в Польшу одного из наиболее видных царских сановников Андрея Курбского, осмелившегося не только самовольно покинуть страну, но и прислать Ивану письмо, заключавшее в себе прямые обвинения в его адрес.
Начало широкомасштабных репрессий
Поводом для начала массовых репрессий послужил происшедший в 1564 году разгром русских войск в битве с литовцами на реке Уле. Именно те, кто по мнению царя был прямым или косвенным виновником поражения, стали первыми жертвами. Кроме того, в декабре того же года в Москве появились слухи, что многие именитые бояре, опасаясь опалы, собрали в Литве и Польше немалое войско и готовят силовой захват власти.
Таким образом, создание опричного войска стало защитной мерой царя против реальной, а часто и мнимой опасности, а отмена опричнины, о которой речь пойдёт ниже, следствием её полной несостоятельности, как опоры государственной власти. Но это в будущем, а на тот момент, прежде чем дать волю своей необузданности, царь должен был заручиться поддержкой широких народных масс, и при их молчаливом согласии начать свой кровавый пир.
События, сопутствовавшие созданию опричнины
С этой целью Иваном был разыгран настоящий спектакль. Удалившись со всей семьёй в Александровскую слободу,и объявив о своём отречении от престола из-за обид, якобы нанесённых ему боярами и духовенством, он тем самым натравил на них народные низы, в представлении которых являлся помазанником Божьим и, по сути, Его наместником на земле. Изменить своё решение царь соглашался лишь при условии предоставления ему полной свободы творить суд и расправу над всеми, кто вызовет его гнев.
Его действия спровоцировали накал антибоярских настроений в народе, вынудили Думу просить Ивана Грозного продолжить правление на всех выдвинутых им условиях. В начале января 1565 года народная депутация прибыла в Александровскую слободу, тогда же царём было принято решение об учреждении опричнины.
Организация новой военной структуры
Как уже говорилось выше, первый отряд насчитывал тысячу человек и был полностью сформирован из жителей «опричных» уездов. Все новобранцы клялись в верности царю и в полном разрыве общения с земскими. Их отличительными знаками были подвешенные к шеям лошадей собачьи головы, символизирующие готовность выискивать крамолу, и мётлы, притороченные к сёдлам – знак того, что обнаруженная крамола будет незамедлительно выметена, как вредный сор.
Содержание многочисленного и постоянно возраставшего опричного войска было возложено на целый ряд российских городов, среди которых наиболее крупными являлись Суздаль, Козельск, Вязьма и Вологда. В самой же Москве в их распоряжение были отданы несколько улиц, таких как: Никитская, Арбат, Сивцев Вражек и другие. Прежние их жители были насильно выдворены из своих жилищ и переселены в отдалённые части города.
Подрыв экономики, первые проявления недовольства
Конфискация принадлежавших земщине земель и передача их во владение опричников нанесла удар по землевладению крупной феодальной знати, но в то же время подорвала экономику страны. Причины отмены опричнины, последовавшей в 1572 году, включали в себя и разрушение новыми землевладельцами налаженной веками системы обеспечения страны продуктами питания. Дело в том, что земли, ставшие собственностью новой элиты, в большинстве своём предавались запустению, и никаких работ на них не производилось.
В 1566 году был созван очередной, состоявший из представителей всех сословий, Земский собор. Просьбой об отмене опричнины его депутаты ещё не осмелились выразить создавшееся в народе недовольство произволом «служилых людей», тем не менее обратились к царю с челобитной о принятии мер против их бесчинств. Любое подобное выступление Иван Грозный расценивал как покушение на его монаршие права, и в результате триста челобитчиков оказались за решёткой.
Новгородская трагедия
Известно, что царствование Ивана Грозного (особенно в период опричнины) характерно масштабным террором в отношении населения собственной страны, причиной которого являлась необузданная жестокость самодержца, а побудительными причинами — подозрительность и мнительность. Особенно ярко это проявилось во время его карательного похода против жителей Новгорода, предпринятого им в 1569-1570 году.
Подозревая новгородцев в намерении перейти под юрисдикцию польского короля, Иван Грозный в сопровождении многочисленного опричного войска выступил к берегам Волхова для наказания виновных и устрашения будущих изменников. Не имея оснований обвинять кого-либо конкретно, царь излил свой гнев на всех, кто попался ему на пути. В течение нескольких дней, опьянев от безнаказанности, опричники грабили и убивали ни в чём не повинных людей.
Деморализация и разложение опричного войска
По оценкам современных исследователей, их жертвами стали не менее 10-15 тыс. человек, при том что общее население города в ту пору не превышало 30 тыс. жителей, то есть уничтожено было не менее 30% горожан. Справедливо заметить, что отмена опричнины 1572 года во многом явилась следствием падения морального авторитета царской власти, носителя которой впредь рассматривали не как отца и заступника, а как насильника и грабителя.
Однако, вкусив крови, царь и его слуги уже не в силах были остановиться. Годы, последовавшие за новгородским походом, ознаменовались многочисленными кровавыми казнями как в Москве, так и во многих других городах. Лишь в конце июля 1670 года на столичных площадях нашли смерть более двухсот осуждённых. Но этот кровавый разгул оказал необратимое действие на самих палачей. Безнаказанность преступлений и лёгкость добычи полностью деморализовали и развратили некогда вполне боеспособное войско.
Дезертиры
Это было лишь начало. Отмена опричнины во многом стала следствием событий, связанных с нашествием татар в 1671 году. Тогда, разучившиеся воевать и усвоившие лишь привычку грабить мирное население, опричники в основной своей массе просто не явились на сборные пункты. Достаточно сказать, что из шести, вышедших навстречу врагу полков, пять были сформированы из представителей земщины.
В августе следующего года произошло событие, после которого последовала столь долгожданная отмена опричнины. Битва при Молодях, в которой в пятидесяти километрах от Москвы сошлись русские и татары, без участия опричников, была блестяще выиграна земским войском, возглавляемым князьями Воротынским и Хворостининым. Она наглядно показала никчёмность и пустую обременительность для государства этой привилегированной военно-политической структуры.
Документы, сохранившиеся с той давней поры, свидетельствуют о том, что отмена опричнины, дата которой (как принято считать) – 1572 год, готовилась гораздо раньше. Об этом свидетельствует нескончаемая череда казней наиболее видных приближённых царя из числа высокопоставленных опричников, последовавшая уже в 1570-1571 году. Были физически уничтожены вчерашние любимцы царя, те, кто, по его же собственным словам, служил ему опорой и защитой от всех, кто готов был покуситься на трон. Но и год 1572-й ещё не принёс окончательного освобождения народу от его притеснителей.
Смерть царя и окончательная отмена опричнины
В каком году окончательно завершился на Руси период опричнины? Это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Несмотря на официальный указ царя об упразднении этой структуры, фактическое разделение российских земель на земские и опричные сохранялось вплоть до его смерти (1584).
В 1575 году во главе земства Иваном Грозным был поставлен крещёный татарский царевич Симеон Бекбулатович. Этому назначению предшествовала очередная полоса казней. На этот раз в число преступников попали сановники, занявшие места в окружении царя после разгрома им в 1572 году опричной верхушки, а также ряд высокопоставленных духовных лиц.
Отмена опричнины и ее последствия
О том, что принесла опричнина народу России, очень метко выразился наш дореволюционный историк В.О. Ключевский. Он совершенно справедливо заметил, что преследуя мнимую крамолу, опричнина становилась причиной анархии, и тем самым порождала истинную угрозу престолу. Он же отмечал, что те кровавые расправы, с помощью которых царские слуги пытались оберегать государя, подрывали сами устои государственного строя.
Отмена опричнины (год издания царского указа) был отмечен для России тяжёлым положением на западе страны, где велись военные действия против Речи Посполитой. Русская армия, ослабленная царившим в стране экономическим кризисом, была оттеснена поляками. Закончившаяся к тому времени Ливонская война также не принесла ожидаемого успеха. Кроме того, под шведской оккупацией оказались Нарва и Копорье, и их дальнейшая судьба вызывала тревогу. Из-за упомянутого выше бездействия и фактического дезертирства опричных войск в 1671 году была разорена и сожжена Москва. На фоне этой тяжёлой обстановки и была объявлена отмена опричнины.
В каком году и кем кровавый деспот был не только реабилитирован, но и признан вершителем прогресса? Ответ можно найти в той критике, с которой Сталин обрушился на вышедшую в 1945 году первую серию фильма Эйзенштейна «Иван Грозный». По его словам, подхваченным советской пропагандой, роль Ивана Грозного в истории была глубоко положительна, и все действия сводились лишь к обеспечению централизованной власти и созданию мощного государства. Что же касается методов, которыми достигались поставленные цели, это, по мнению Сталина, было второстепенным вопросом. Собственной деятельностью «отец народов» в полной мере доказал искренность своего суждения.
Проект MUSE — Иван Грозный: бесплатно вознаграждать и бесплатно наказывать Чарльза Дж. Гальперина (рецензия)
Чарльз Дж. Гальперин завершает свою новую книгу об Иване IV (р. 1530; годы правления 1533–1584), признавая, что «написать «окончательное» исследование Ивана и его царствования остается невозможным» (263), но не может быть сомнения в том, что его книга способствовала нашему пониманию Грозного царя и его царствования, несмотря на уже существующую библиотеку книг. посвященный им. В то время как Гальперин скромно заявляет о том, чего он хочет достичь — «самое большее, что может сделать любой историк, — это заняться этими проблемами» (262) — на самом деле книга Гальперина является амбициозной. Иван Грозный: бесплатно наградить и бесплатно наказать — это кульминация десятилетий работы над опубликованными источниками и вторичной литературой. Этому предшествовала его публикация более 50 статей и глав в книгах, относящихся к 1974 году, об Иване, его дворе, религиозной и политической культуре Московии в 16 веке, на которые больше всего ссылается в примечаниях к книге (но, увы, только примечания, потому что в книге нет библиографии). Структура Free to Reward and Free to Punish представляет собой смесь хронологических и тематических глав, отводя место, соответственно, в начале сложному детству Ивана, а в конце — последним годам жизни Ивана и оставленной им Московии. В промежутках Гальперин затрагивает основные темы и дебаты о жизни и царствовании Ивана: жестокие ранние годы Ивана, его коронация и первая свадьба, его захватнические войны на Востоке (Казань и Астрахань) и поражение на Западе (Лифляндия), его реформы, экономика Московии, ее дипломатические отношения, поздние царские браки (всего семь) и, прежде всего, тема опричнина — семилетний (1564–1572) опыт Ивана в области «массового террора». Это важный и тщательный обзор, но, как и во всех амбициозных книгах, он ставит столько же вопросов, сколько и разрешает.
Гальперин пытается внести ясность в ряд почтенных представлений об Иване и его царствовании. Во-первых, это стремление историков разделить царствование на «хорошего» Ивана (до смерти его первой жены Анастасии в 1560 г. ) и «плохого» Ивана (годы опричнины 9).0004 и позже). Гальперин возводит эту «двойную периодизацию» к Николаю Карамзину (хотя, кажется, сам Карамзин мог заимствовать ее у Джерома Хорси или из малоизвестной «Повесть о гонении» начала XVII века , как убедительно показал Брайан Бек) (39). . Более распространенное сегодня деление царствования учеными состоит в том, чтобы разделить его на четыре части: меньшинство Ивана (до 1547 г.), период реформ (долгие 1550-е гг.), опричнина г., г. (1565–1572 гг.) царствование Ивана» (8–9). Гальперин, кажется, нетерпелив со всеми этими попытками. По его словам, «поведение Ивана слишком сложно, чтобы его можно было свести к одной всеобъемлющей теории, «волшебной пуле», которая «объяснит» Ивана» (10). Ни одна интерпретирующая модель не объясняет всю жизнь и царствование Ивана в целом: одна модель могла бы помочь объяснить [End Page 303] лет юности Ивана и опричнины лет, но не годится для 1550-х годов; другой может объяснить его нападения на бояр, но не объясняет его отношения с собственной семьей. «Иван не был ни весь «хороший», ни весь «плохой», — пишет он, — и не переходил от всего одного ко всему другому. Во все времена Иван был человеком, правда, парадоксальным человеком, а не просто легендарным чудовищем» (10). Когда дело доходит до Ивана, «всеохватывающие теории» — это игра в Whac-A-Mole.
Несмотря на его протесты о том, что «невозможно написать обычную биографию Ивана», Гальперин, кажется, хочет подобраться к ней как можно ближе. И несмотря на его утверждение, что «[мы] не понимаем характер Ивана» (7), Гальперин строит профиль Ивана, который является в основе своей психологическим. В основном мы видим это…
«Новая опричнина» и инженерия душ – Европейский совет по международным отношениям
Представьте себе корпорацию, у которой отдел по связям с общественностью объединил усилия с отделом безопасности и взял на себя стратегическое развитие. Не только на временной, антикризисной основе, но и на постоянной основе, в рамках политики. И с этим у руководителя все в порядке.
Если поздний путинизм и придерживается какой-либо идеологии — а с учетом недавнего указа президента о «разъяснении» государственности этот вопрос остается туманным, — то все чаще представляется эта нить богодухновенной силы, пронизывающей российскую историю. Силовые структуры правительства не просто проводят государственную идеологию, они ее создают и распространяют.
Любому органу государственной безопасности нужна четкая формулировка миссии, но среди современных российских офицеров всегда существовала ощутимая потребность в чем-то гораздо более драматичном, чем «защищать и служить». Офицеры, у которых я брал интервью в прошлом, будь то бывшие Федеральная служба безопасности (ФСБ), полиция или даже Служба внешней разведки, выражали удивительно распространенное разочарование: потребность в идеологии или божественной миссии.
«Какова наша миссия?» — спросил меня в 2011 году с некоторой тревогой бывший офицер ФСБ.Содержание этой правды трудно определить и, как и нынешняя российская идеология, тавтологично: Россия есть Россия, Россия есть Путин и Путин есть Россия.
Эта миссия все больше обретала форму, но ее контуры, похоже, исходят не столько от Владимира Путина, сколько от мер и сигналов среднего уровня, которые вроде бы направлены как «вверх», самому Путину, так и « вниз», к своим подданным. Особенно уместным в контексте государственной безопасности в качестве инженеров души было открытие в прошлом месяце первого в России памятника Ивану Грозному в Орле — не меньше, чем призывы «Бог с нами». Опричники Ивана Грозного, одетые в черные монашеские одежды поверх расшитых золотом уборов, были для царя мечом слова Божия, каким бы садистским он ни был. Как монахи, они были не столько блюстителями истины, сколько ее носителями. И этой правдой была смерть.
Легко понять, насколько привлекательным все это может стать. Современные российские силовики, говорящие о миссии и идеалах, довольно хорошо понимали, как устроен мир, и, пережив 1990-е, увидели изнутри, как легко идеалы и человеческие души, в том числе и собственные, разлагались на зарплату в 50 долларов в месяц, когда воровство, как мне признались некоторые, стало императивом. Жестко-манихейское мировоззрение – с одной правдой и одной ложью (еретическим Западом, замышляющим подорвать Россию), с одним победителем и одним побежденным – стало для них хоть каким-то ответом на их вопрос.
Содержание этой правды трудно определить и, как и нынешняя российская идеология, тавтологично: Россия есть Россия, Россия есть Путин и Путин есть Россия. Именно по этой причине история для таких, как министр культуры Владимир Мединский, становится делом веры и писания. По мере того, как все альтернативы и все возможности плюрализма отбрасываются, истина становится идеологической сингулярностью, определяемой тем фактом, что есть только Одно, Оно Наше и Это Добро.
Нынешние силовые структуры России все чаще стремятся выступать в роли носителей, а не просто исполнителей этой истины.
Назначение на прошлой неделе бывшего журналиста и парламентария Александра Хинштейна советником по идеологии недавно созданной Путиным Национальной гвардии было как раз таким моментом, когда выяснилось, что его роль выходит далеко за рамки пиара и сводится к написанию действующего законодательства. И, в свете того, что Следственный комитет, главный следственный орган России, создал специальное партнерство с Союзом писателей России в начале прошлого месяца. Это специфически русское слияние смертоносной силы с делами души превращается в закономерность. Аппарат безопасности — это не просто гидра, это гидра, использующая в качестве оружия большие, вдохновленные Богом идеи.
Хинштейн открыто заявил о широком спектре своей роли советника, играющего как стратегическую, так и общественную роль. «Это будет нормотворческая работа, подготовка и принятие законов в интересах ведомства, других нормативных актов», — сказал он в интервью «Московскому комсомольцу».
Далее в интервью Хинштейн намекнул на душевные дела и великие дела НКВД: «Военнослужащий Росгвардии — не машина, он ведь, прежде всего, человек . Он должен быть носителем определенного набора ценностей. Только такие люди способны на самопожертвование». Эти ценности вполне могут быть ценностями идеального чекиста основателя советской службы безопасности Феликса Дзержинского с его «чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем». Но, доведенные до абсурда, как исторически сложилось, они могут стать бреднями некоего православного протоиерея Алексия Чаплина, написавшего на прошлой неделе, что главная проблема России «в том, что мы разучились быть рабами. В христианской традиции раб Божий — это раб правительства. На самопожертвование способны только православные рабы…» (Русская Православная Церковь дистанцировалась от этих замечаний и заявила, что они не отражают ее официальной позиции.)
В отличие от главы Росгвардии Виктора Золотова, поставившего Хинштейна руководить инженерными душами, Бастрыкин оказывается сам себе идеологом.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин (которого недавно объявили об уходе, но, похоже, он никуда не денется) зашел дальше Хинштейна в область умов и душ, объясняя суть союза своего ведомства с писателями. «Все более важной и сложной задачей становится сохранение и защита исторической правды и надежное обеспечение информационной безопасности России. Поэтому [общими усилиями] мы сможем внести свой вклад в борьбу за умы молодого поколения». Судя по всему, в этой борьбе будут задействованы и сами российские писатели — по крайней мере, те, кто состоит в союзе.
В отличие от главы Росгвардии Виктора Золотова, поставившего Хинштейна руководить инженерными душами, Бастрыкин, похоже, сам себе идеолог. В прошлом месяце он уволил своего красноречивого пресс-секретаря Владимира Маркина. А в апреле он написал манифест, в котором изложил идеологическую основу репрессий, не столько как средство достижения государственных целей, сколько как политику как таковую.