Жизнь и творчество одного из русских поэтов романтиков: В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе

В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе

1. Завораживающий голос сердца.
2. Победа чистого сердца над роком.
3. Страшный и тайный мир.
4. Особенности двоемирия.

Мечта и действительность сливаются в любви.
В. В. Набоков .

Творчество В. А. Жуковского приходится на период романтизма, одного из самых загадочных направлений в русской литературе. Каждый из писателей и поэтов вносит в него свои особенные оттенки и штрихи. Свое влияние на это направление накладывает классицизм. Он уходит с литературной арены, оставляя разочарование в способностях человека рационально воспринимать этот мир. Поэтому в качестве главной путеводительной нити романтики берут чувства и эмоции. Герои, которые появляются на страницах произведения, живут ощущениями, а не логическими схемами и рассуждениями. Так перед читателями открывается внутренний мир человека. Это, как правило, сильная личность, которая не задумываясь, идет против света и подчиняется только своим чувствам и эмоциям.

Таковыми и являются герои баллад Жуковского, которые исследователи называют «театром страстей».

В балладе «Людмила» героиня решает, что для нее нет места на этом свете, так как не вернулся из дальних Стран ее любимый. Для нее жизнь закончилась. Она не хочет не внимать голосу разума, ни слушать уговоры матери о том, что не стоит так печалиться. Любовь, заполнившая все ее сердце стала вымещаться тоской и страданиями. Девушка живет в своем внутреннем мире. Она не хочет никого туда впускать. Культ чувствительности, характерный для романтизма, ярко представлен в этом образе.

Рано жизнью насладилась,
Рано жизнь моя затмилась,
Рано прежних лет краса.
Что взирать на небеса?

И с ней согласна природа, которая в балладах поэта-романтика является отражением внутреннего мира героини. То есть не только по словам девушки, но и по окружающему пейзажу мы можем догадаться о том, что творится в ее душе.

… С гор простерты длинны тени;


И лесов дремучих сени,
И зорцало зыбких вод. ..

Но в романтический мир В. А. Жуковского вмешивается не только природа, но и различные фантастические явления. Таким образом в балладе «Людмила» является ездок, который попал на крыльцо девушки. Он очень ее напугал. Но страх проходит тогда, когда девушке кажется, что она узнает голос любимого человека. Однако автор нагнетает обстановку. Кроме знакомого голоса слышно уханье сов, беспокойное ржание коня, тревожное молчание бора. И после этого автор рассказывает о страшном и тайном доме этого незваного гостя.

«Где ж, скажи, твой тесный дом?»
«Там, в Литве, краю чужом:
Хладен, тих, уединенный,
Свежим дерном покровенный;
Саван, крест, и шесть досток.
Едем, едем, путь далек».

И девушка решается на отчаянный поступок! Она не смиряется с тем, что ей уготовила судьба. Людмила, как истинная романтичная героиня, готова пойти против света для того, чтобы в ее сердце снова поселилась любовь и то пламенное чувство, с которым ей пришлось расстаться.

Поэтому девушка отправляется в новый и странный дом своего любимого.

По дороге он не раз ее спрашивает о том, не боится ли она. При этом с каждым отрезком пути атмосфера становится все более странной. Для создания такой картины используется не только образ возлюбленного — мертвеца, но и природные картины. Они же создаются с помощью особых красок (тени, дымовые облака), звуки (шорохи, пение воздушных ликов), образов (могилы, черный ворон). Таким образом обстановка вокруг путешественников нагнетается, ситуация постепенно накаляется. Это тоже одна из характеристик романтического произведения.

В момент, когда путники, наконец, достигают намеченной цели, автор показывает напряжение, достигшее предела.

Вдруг — глухой подземный гром;
Страшно доски затрещали;

Кости в кости застучали;
Пыль взвилася; обруч хлоп;
Тихо, тихо вскрылся гроб…

Людмила понимает, что ее возлюбленный умер в литовской земле. Но она, повинуясь только свои чувствам, следует за ним. Смерть девушки преподносится автором ни как трагедия, а как избавление от страдания. Людмила добилась того, чего хотела: творец услышал ее стон и печаль и смог соединить с возлюбленным. Несмотря на то что главная героиня погибла, она смогла победить рок, который приготовил ей совершенно другую участь. Такое отношение к жизни характерно для произведений романтизма. Жуковский сохраняет в этом произведении все романтические традиции, но он вносит в него и свои особенности. Это мистические и фантастические тональности, создающие мрачную картину.

Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Легким,- светлым хороводом
В цепь воздушную свились…

Но такие страшные картины не пугают девушку, так как она находится в этот момент рядом с любимым. Поэтому данный образ соответствует представлению самого поэта о человеческой личности, которая всегда готова к состраданию и участию: «. ..все в жизни к великому средство…». Подобное отношение к людям окрыляет Людмилу. И она, несмотря на то что погибает, приобретает крылья для того, чтобы подняться «над низменным и прозаически тусклым существованием». Именно такое отношение к жизни позволяет ей противостоять судьбе, которая заставляет ее жить по другим, чуждым ей законам. Таким образом писатель строит для своих героев совершенно новый мир, в котором предлагает им существовать. И он приобретает особенные черты «прекрасного далека». Такое своеобразное двоемирие и создает Жуковский в балладе «Светлана».

Начинается произведение с того, что девушки сели гадать. Но к ним Светлана присоединяться не хочет. Она тоскует по возлюбленному, поэтому не подчиняться тому веселью, которое царит в душах ее подруг. Так, в произведении создается два разных мира: один — реальный, второй — душевный. Именно второй и выдвигается для девушки на первый план.

Поступки романтических героин не предсказуемы. Таковой и является Светлана. Она старается в реальном мире жить по другим законам, подчиняясь только своим чувствам и эмоциям. И они ведут ее к «магическому» столу, на котором стоят зеркало и свеча.

Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…

В произведение снова вторгаются элементы, характерные для творчества поэта, — фантастические вещи. Они происходит с простыми людьми, тем самым вырывая их из обыденности и унося в совершенно другой мир. Страшная атмосфера нагнетается и с помощью знаков препинания. При описании того, что слышит Светлана, автор постоянно использует многоточие. Кажется, что повествование только начинается, но оно тут же прерывается. Потом продолжается, но снова обрывается. Таким образом создается рваный ритм повествования, еще больше нагнетающий обстановку. Возможно, это и сказывается на самой Светлане, настроения и чувства которой, как романтической героини, изменчивы. Она с легкость садится позади всадника, который приехал за ней.

Девушка готова пойти за любимым на край света. Но когда он пролетает мимо церкви, ей становится жутко.

Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Но Светлана продолжает противостоять той судьбе, которая была ей уготована. Она и дальше следует за любимым человеком. Чувства не останавливают девушку и тогда, когда она остается одна в пустой хижине с гробом.

Но на самом деле то, что Светлана видела в крещенскую ночь, оказалось просто ужасным сном. Однако автор смог создать в этом произведении настолько реальный мир, что мы все поверили в то, что видела девушка в одинокой хижине. В этом произведении В. А. Жуковский оставляет героиню в живых. Она не платит за свои чувства, которые становятся единственной путеводной звездой в этой жизни. Поэтому автор обрамляет страшное повествование яркой и красочной картиной крещенского вечера и следующего дня. А сам пишет о том, что не стоит пугаться таких страшных снов.

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана. ..
Будь, Создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день…

В последней строчке этого отрывка поэт говорит о том, что он больше всего ценит в жизни человека — это чистая и ясная душа. Такими и предстают две его героини — Людмила и Светлана. Пусть у них разная судьба, которая непременно сталкивает их со страшным в жизни. Но обе кристально чистые души верны своим возлюбленным. Они невинны и прекрасны с первых до последних строк произведения. Именно на этом и акцентирует свое внимание автор, показывая тем самым в своих балладах, что душевная щедрость, чистота и невинность способны приносить счастье ее обладателям. Но такое красочное, но в то же время фантастическое повествование Жуковский смог создать благодаря особенностям такого направления как романтизм. Оно имеет в его творчестве определяющее значение.

В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе

1. Особенности романтизма.
2. Стихийные силы природы в балладах.
3. Любовь и потусторонний мир.

Романтизм как направление в литературе и искусстве сформировался в Европе в конце XVIII — начале XIX веков. Он возник как протест против принципов рационализма. На смену культу разума пришло возвышенное отношение к чувствам, к индивидуальным переживаниям и иррациональному опыту личности. Неприятие серой обыденности привело к тому, что действие в произведениях писателей-романтиков, как правило,разворачивается на эффектном, необычном фоне: это может быть пейзаж экзотических стран, дикий горный ландшафт, зловещее кладбище или древний замок, овеянный мрачными преданиями.

 

Естественно, что на столь ярком фоне хорошо заметен лишь незаурядный герой, исключительные черты которого способны потрясти воображение в не меньшей степени, чем избранное автором место действия. Что же касается времени, к которому относятся описываемые события, то романтики нередко помещали действие своих произведений в прошлое, либо же время оставалось неопределенным.

Интерес к прошлому неразрывно связан с историческими и фольклорными мотивами в творчестве романтиков. Обращение к фольклору сыграло не последнюю роль в том, что в произведениях романтиков значительное место отводится сверхъестественным существам и явлениям, которые действуют наравне с персонажами-людьми. Писатели-романтики охотно перерабатывали старинные легенды и предания, изобилующие фантастическими сюжетами и образами.

 

Среди русских писателей первым поэтом-романтиком, органично воспринявшим и развившим традиции нового литературного направления, несомненно, следует назвать В. А. Жуковского. Одним из излюбленных жанров этого поэта была баллада — жанр, весьма популярный в средние века. Баллада — это поэтическое произведение, в основе которого лежит сюжет исторического, фантастического, фольклорного, бытового характера. В средние века баллады пели под аккомпанемент музыкальных инструментов.

 

В поэзии Жуковского четко прослеживается связь с песенной традицией Средневековья: баллады русского романтика мелодичны и музыкальны. Творчество Жуковского также тесно связано с творчеством европейских романтиков: большинство сюжетов заимствовано из произведений Ф. Шиллера, И. В. Гете и других известных авторов. Однако вольный перевод или переработка какого-либо произведения Жуковским привносили в баллады индивидуальное восприятие и переживания русского поэта, подчас раскрывая новые стороны того или иного сюжета.

Тема столкновения человека с таинственными стихийными существами — русалками, ундинами, Лесным царем — не раз звучит в балладах Жуковского. Подобные мотивы были распространены в легендах Средневековья, в которых многие поэты-романтики черпали вдохновение. В балладе «Рыбак» неосторожность и доверчивость человека, бездумно устремившегося навстречу русалке, приводит его к гибели. Это сюжет очень древен: например, гибель проплывающим мореходам несет сладкогласное пение сирен древнегреческой мифологии. И русалка, и ее предшественницы-сирены — существа, связанные с водой; а водная стихия в мифах символизирует неуправляемые эмоции. Для молодого, неопытного человека нередко стремление слепо последовать туда, куда его зовут собственные чувства и страсти, поэтому голос русалки и нашел отклик в душе рыбака:

В нем вся душа тоски полна,
Как будто друг шепнул!

Иной образ стихийного существа предстает в балладе «Лесной царь». Вероятно, образ Лесного царя возник в результате переработки древних представлений о божествах — покровителях леса, или же о таинственном народе эльфов, которые, как гласят легенды, порой уводили людей — и детей, и взрослых — в свои сказочные владения. Лесной царь, как и русалка в балладе «Рыбак», расхваливает перед человеком свои владения. Но если рыбак не задумывался о реальной угрозе, которую представляет водоем для жизни человека, то появление Лесного царя, во владениях которого люди все же вполне могут находиться довольно долго без вреда для себя, ужасно пугает ребенка. А ведь Лесной царь поначалу разговаривает с ним ласково и приветливо, предлагая показать много интересного. Между тем страх ребенка лишь возрастает, и Лесной царь, выведенный из себя отсутствием положительной реакции на свои заманчивые посулы, переходит к угрозам. Казалось бы, вот тогда-то еще можно бы испугаться!

 

Видимо, проблема заключается в том страхе, который большинство людей испытывает перед таинственными, непознанными явлениями. А Лесной царь конечно же существо загадочное. Не Лесной царь убивает ребенка — он умирает, не в силах справиться со страхом. И Лесной царь, и русалка из баллады «Рыбак» — это существа иного порядка, нежели человек. Возможно, и русалка не стремилась погубить рыбака — для нее-то жизнь в воде естественна, а то, что для человека эта среда обитания не подходит, русалка могла и не знать. Однако ее таинственное могущество подчинило нестойкую душу рыбака, он оказался во власти одного стремления. Одна эмоция — страх — овладевает и ребенком при появлении Лесного царя. Но опасность заключается не столько в самих этих существах, сколько в человеческой душе, в неумении человека управлять своими эмоциями. Страх так же неуместен при общении с таинственными силами, как и абсолютная доверчивость.

 

Итак, мы видим, что в этих двух произведениях Жуковского присутствуют мотивы, характерные для романтизма: действие разворачивается на живописном фоне природы, в событиях принимают участие таинственные существа, кроме того, балладам присущ особый мрачный колорит, который также является следованием романтическим традициям.

 

Сюжет одной из своих наиболее известных баллад — «Светлана» — Жуковский также позаимствовал у европейских авторов, обратившихся к древним преданиям. Однако для этой баллады характерен ярко выраженный русский колорит: поэт описывает обряды святочного гадания, которые еще и в его время сохранялись в деревнях:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали. ..

В балладе нашел отражение мотив встречи с женихом-мертвецом, который использовали многие писатели-романтики. Этот мотив заимствован из средневековых легенд; но в балладе «Светлана» он обретает иное звучание. Оказывается, это всего лишь сон: на самом деле жених Светланы жив и невредим. Главная идея автора заключается в том, что девушка без ропота на судьбу перенесла разлуку с любимым, и за это Бог наградил ее.

 

Тема человеческой любви и взаимоотношений с Богом повторяется и в другой балладе Жуковского — «Людмила», которую, пожалуй, можно назвать двойником «Светланы». Сюжеты обеих баллад схожи, ведь автор написал их на основе одного и того же материала. Однако Людмила, в отличие от Светланы, ропщет на Бога при вести о гибели жениха. Поэтому и утащил ее мертвец в свою могилу — раз девушка сочла Бога своим врагом, она утратила защиту от мрачного могущества зловещих сил. Идея практически та же, что и в балладе «Светлана» — человек должен смиренно принимать то, что посылает Бог, не лишая себя помощи свыше собственной гордыней и ропотом.

В балладах «Светлана» и «Людмила», как и в других произведениях Жуковского, звучат мотивы, характерные для романтизма: зловещая скачка, которая заканчивается у раскрытой могилы, кладбище, жених-мертвец, приехавший к живой невесте.

Романтическая Россия | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

В самом сердце Парижа, в районе Новых Афин, недалеко от шумного и пресловутого кабаре «Мулен Руж» находится Музей романтической жизни (Musee de la Vie Romantique). В тихом внутреннем дворике на улице Шапталь находится элегантный особняк с небольшим садом, засаженным благоухающими розами и цветущими мальвами. Дом был домом для голландского художника Ари Схеффера 1 , поселившегося здесь после Июльской революции 1830 года .

Его работы, получившие восторженный прием в Парижском салоне, были приобретены Академией изящных искусств и королевской семьей. Темой для своих картин Шеффер часто выбирал романтические литературные произведения, в том числе знаменитую драму Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст» («Маргарет за рулем» и «Фауст в сомнениях»), балладу немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера («Ленор») , и роман Вальтера Скотта «Сердце Мидлотиана» («Эффи и Джини в Эдинбургской тюрьме»).

Каждую пятницу модный художник принимал в своем доме художественную и литературную элиту города. Среди знаменитостей, которые приезжали сюда, были писательница Жорж Санд 2 и композитор Фредерик Шопен, художник Эжен Делакруа и певица Полин Виардо. Позднее эту традицию продолжила дочь художника Корнелия Схеффер: вместе со своим мужем, хирургом Рене Маржоленом, она принимала в доме на улице Шапталь таких личностей, как французский художник Анри Мартен, русский писатель Иван Тургенев и французский композитор. Шарль Гуно. В 1856 году племянница художника вышла замуж за историка и литератора Эрнеста Ренана, автора знаменитой «Жизни Иисуса». В 1898 дочери пары завещали дом Шеффер-Ренан, а также коллекцию знаменитого филолога городскому совету Парижа.

В 1983 году дом Шеффера-Ренана стал муниципальным музеем города Парижа, а недавно, благодаря усилиям директора музея Даниэля Маршессо, две мастерские-близнецы в соответствующих крыльях особняка стали местом проведения международных художественных выставок. В рамках Года России во Франции музей представляет выставку «Романтическая Россия Пушкина и Гоголя. Шедевры из собрания Третьяковской галереи» (с 28 сентября 2010 г. по 16 января 2011 г.) 3 . Около 70 картин, скульптур и рисунков русских мастеров первой половины XIX века экспонируются в Париже впервые.

Термин «романтизм», впервые появившийся в России на страницах периодических изданий в 1810-х годах, ассоциировался тогда со словом «патриотизм»; сочетание этих слов в эпоху освободительных войн с Наполеоном дает ключ к зарождению русского романтизма. Тем временем во Франции романтизм возник на гребне разочарования после революции, породившей представление о художнике-творце как личности, противостоящей государству.

Русский романтизм явился дальнейшим шагом на пути к развитию художественной идеологии; оно встретило довольно сильное сопротивление в кругах, связанных с Императорской Академией художеств в Петербурге. На смену классицизму с его гармоничной и рациональной ясностью пришло эмоциональное романтическое искусство, ориентированное на изображение великих эмоций и сильных чувств. Разделение между романтиками и сторонниками старой идеологии стало особенно острым в 1820-е годы, когда были опубликованы статья Ореста Сомова «О романтической поэзии» и докторская диссертация Николая Надеждина «Опыт романтической поэзии». Говоря о победе романтизма над классицизмом, поэт Александр Марлинский остроумно заметил: «Пудра не могла соперничать с порохом!»

Действительно, русские романтики — как писатели, так и художники — основывали свои произведения на необычных сюжетах, подсказанных реальной жизнью, историей и природой. В центральном зале, в бывшей мастерской Анри Схеффера (брата Ари), представлены исполненные героического духа батальные сцены — «Донские казаки» Александра Орловского (1810-е годы) и «Горцы, переходящие реку» Григория Гагарина (1840-е годы). Бронзовый бюст императора Александра I (1807 г.) работы Луи-Мари Гишара олицетворяет романтическое представление о воине того периода. Наряду с высшей наградой России — Андреевским орденом, на его мундире изображен Георгиевский орден: представители императорской династии имели право на Андреевскую звезду по праву рождения, а Георгиевский — награжден за личное мужество в бою. Из всех российских императоров только Александр I и Николай II удостоились последнего отличия.

Подчеркивая важность непринужденной индивидуальности, романтики очень интересовались внутренним устройством человеческой души. Чувства и мысли, тревоги и страсти были важнейшей темой поэзии Александра Пушкина, а также портретов художников-романтиков. Портретисты-романтики (Орест Кипренский и Александр Варнек) стремились вырваться из обыденной рутины и изобразить человека в необыкновенные, «единственные» моменты, когда он наиболее полно раскрывает лучшие качества своей души (отсюда акцент на русских, которые героически защищали Родину во время Отечественной войны 1812 г.). В графическом разделе парижской выставки доминируют великолепные рисунки Ореста Кипренского, среди которых портрет 1823 года Евграфа Комаровского, генерал-адъютанта армии Александра I. Центральным элементом живописного раздела является искусно выполненный Карлом Брюлловым «Портрет генерала Василий Перовский» (1837). Доблестно сражаясь в рядах лейб-гвардии Егерского полка, генерал был ранен в руку. Позднее, будучи губернатором Оренбурга, Перовский помогал Пушкину в сборе материалов о восстании Емельяна Пугачева.

Гений Александра Пушкина, «солнца русской поэзии» (как назвал его Василий Жуковский), освещает все русское искусство эпохи романтизма. На выставке в Париже представлена ​​модель статуи поэта по проекту Александра Опекушина, установленная в 1880 году в Москве. Гравюра портрета поэта Ореста Кипренского, выполненная Николаем Уткиным, дает хорошее представление о том, как выглядел Пушкин.

На многих изображениях представлены «ученики легкокрылой моды» — Пушкин и его друзья и знакомые (поэты, прозаики, художники). В этот раздел вошли романтический шедевр Кипренского «Портрет поэта Василия Жуковского», изображение Николая Арендта, врача, лечившего Пушкина, в исполнении польского художника Юзефа Олешкевича, и весьма нестандартное изображение русского баснописца Ивана Крылова Романом Волковым.

Специально для выставки отреставрирован «Портрет императора Александра I» малоизвестного художника К.Шевелькина. Изображение создано по образцу канонического портрета, созданного британским мастером Джорджем Доу, и произведение воссоздает романтический миф того времени о блестящем полководце и обаятельном человеке. Наполеон Бонапарт называл его «находчивым византийцем» и «Тальмой Севера». «Портрет императрицы Елизаветы (Елизаветы) Алексеевны, супруги Александра I» был выполнен французским художником Жозефом Монье в 1802 году, когда он приехал в Россию. В политике, как и в жизни, царица Елизавета предпочитала играть второстепенную роль. Немногие имели такое близкое и точное знание сложного характера и непроницаемой души «сфинкса» — по проницательному описанию Пушкина — Александра I, как его супруга: все ее поступки были отмечены каким-то смирением, единственно возможным позицию, чтобы не раздражать ее имперского мужа.

Монье изображает юную императрицу перед зеркалом, подчеркивая таким образом ее тонкий греческий профиль; на столе великолепный букет, а Елизавета держит в руках скромный букетик анютиных глазок. Будучи мастером французской культурной традиции, Монье, возможно, использовал ее цветочную символику: начиная с 16 века анютины глазки во многих европейских странах символизировали вдумчивость, верность и мудрость. Однако вполне вероятно, что, находясь в России, художник использовал печальную славянскую легенду о деревенской девушке Анюте с добрым сердцем и доверчивыми сияющими глазами (анютины глазки по-русски известны как «анютины глаза»), погибшей из-за того, что ее сердце было разбито лживым обольстителем. На ее могиле росли цветы — Анютины глазки, трехцветные лепестки которых символизировали надежду, удивление и печаль: в цветочных венцах белый — надежда, желтый — удивление, фиолетовый — печаль.

Картина Максима Воробьева «Дуб, расколотый молнией» (1842) — тоже аллегория — она создана в трагический момент жизни художника, после смерти его любимой жены. Картина в стиле позднего романтизма противопоставляет необузданные силы природы и человека, попавшего в их тиски.

В эпоху романтизма русская графика достигла своего расцвета. Богатство и гибкость изобразительного языка, тонкие градации акварели открывали безграничные возможности для создания эмоционально-выразительных образов и предметов. Наиболее интересной и оригинальной частью наследия Федора Толстого являются изящные рисунки с изображением фруктов и цветов. В «каталоге» произведений Толстого, составленном самим художником, он перечислил изображения «нарисованных с натуры предметов, таких как цветы, цветочные композиции в стеклянных сосудах, фрукты, ягоды с капельками росы, бразильские птички с их разноцветными перышками с медными блеск, бабочки с гротескно разрисованными крыльями, стрекозы, жуки» 4 .

Действительно, работая над серией этюдных рисунков, Толстой выступил как настоящий естествоиспытатель. Скрупулёзно и тщательно он обрисовал каркас цветка, его лепестки и тычинки. Работы Толстого демонстрируют его уникальное владение графическими приемами. Краски художник готовил сам: «Я рисую свои цветы, — вспоминал художник в своих «Воспоминаниях», — не акварелью и не гуашью, чего я не люблю. Я пользуюсь красками, хотя и более непрозрачными, но тщательно очищенными и очень тонко измельченными, и по этой причине большую часть своих красок я готовлю сам» 9.0004 5 .

В работах Толстого акварель теряет ощущение воздушности и прозрачности и часто смешивается с белилами: работая тонкой кистью, он накладывал один слой краски на другой, создавая особую «расплавленную» поверхность. Пример тому — рисунок «Нарциссы» (1817), где пленительная свежесть цветов передана без видимого движения кисти, а белизна лепестков почти незаметно переходит в серо-оливковую окраску их листьев. Натюрморт «Букет цветов. Бабочка и птичка» (1820) отражает любовь художника к объектам «живым и мертвым» и стремление создать полную реалистичную иллюзию. В сосуде из прозрачного стекла скромный букетик цветов, а рядом с ним на деревянной жердочке сидит щегол, пестрое оперение которого хорошо сочетается с «набором» цветов в цветах. Маленькая рыжая головка и белая грудка птицы сочетаются с маком, а желтые перышки на крыльях — с «прожилками» лепестков ноготков. Выбор садовых цветов как бы отражает культуру русской усадебной жизни.

Кажется, будто Федор Толстой соревновался с природой, стремясь создать в своих произведениях полное подражание реальности. Иногда он даже поддразнивал наивных зрителей, рисуя капельку воды настолько реалистичную, что ее хочется стряхнуть, или бабочку, которая в любой момент может вспорхнуть в воздух. Произведения Федора Толстого стали неотъемлемой частью быта пушкинского времени — толстовские альбомы поэт упомянул в «Евгении Онегине»:

прекрасных
Карандашом Толстого чудным,
Хоть Баратынским стихи сочинил,
Удар молнии на тебя сойдет!

В истории русского искусства Толстой вошел в историю как выдающийся скульптор и медальер. В экспозиции представлена ​​серия гипсовых барельефов на темы Отечественной войны 1812 г. («Битва под Березиной» (1820 г.)) и европейских военных походов русской армии 1813–1814 гг. («Освобождение Берлина», 1821 г. ; «Переход через Рейн», 1825 г.). Особенно приковывает к себе образ русского воина в медальоне «Битва под Арси-сюр-Об (Франция), 1830 г.». Следуя академическому канону, воин представлен в виде древнегреческого героя Геракла, который, по выражению художника, «отбросив меч и копье, берет посох и поражает общего врага своими могучими руками». Серия завершается картиной «Мир Европе» (1836), где женская фигура, символизирующая Россию, протягивает руку над коленопреклоненным крылатым гением войны, на щите которого изображен Зевс в образе быка, похищающего Европу. На свитке в руке крылатого юноши есть надпись — «1815»: год битвы при Ватерлоо, второго изгнания Наполеона на остров Святой Елены и создания Священного союза в Европе.

Интимный портрет стал одной из примечательных и неотразимых черт эпохи романтизма, поскольку портреты, выполненные карандашом или акварелью, стали украшать дворянские особняки. Их дарили членам семьи и друзьям, они сопровождали своих владельцев в путешествиях или военных экспедициях. В начале 19 века стало модным хранить альбомы с любительскими рисунками рядом с работами известных мастеров. В это время начали формироваться первые коллекции графики, особенно востребованными были работы Петра Соколова, Ореста Кипренского, братьев Карла и Александра Брюлловых. Особенно бросается в глаза портрет Екатерины Бакуниной, первой, юношеской любви Александра Пушкина, посвятившего ей несколько стихотворений. Интерес к восточной экзотике, характерный для искусства русского романтизма, примечательный в сепиях «Полдень в караван-сарае» и «Турок на коне», выполненных Карлом Брюлловым во время его путешествия по Турции в 1835 году, и акварели Карла Рабуса « Лунный пейзаж (Дарданеллы)».

Слева от входа в музей, в конце аллеи, стоит здание мастерской, где Ари Схеффер принимал своих гостей. Нетронутыми остались детали его интерьера: старинный письменный шкаф, колоссальные книжные шкафы и уникальное пианино, на котором играл Шопен.

К раритетам относятся несколько картин русских мастеров, посвященных Италии. Италия стала для них не только Академией, где молодые виртуозы оттачивали свое мастерство, но и землей многообещающей, даровавшей им вдохновение. Жанр исторической композиции, господствовавший в искусстве академического классицизма, своеобразным образом подвергся влиянию романтизма, став зеркалом эпохи, отражающим ее общественные и художественные идеалы. Французские художники-романтики строили свои исторические композиции (Теодор Жерико в «Плоте Медузы», Эжен Делакруа в «Резне на острове Хиос» и Антуан-Жан Гро в «Бонапарте на мосту в Арколе») вокруг трагических событий. которые произвели большое эмоциональное воздействие на зрителя. Русский мастер Карл Брюллов создал величественную композицию «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), изображающую смятение людей, напуганных надвигающейся катастрофой (в экспозиции музея есть этюд к этой картине, дающий хороший представление о готовом изделии).

Пейзажи Сильвестра Щедрина и Максима Воробьева показывают, как изменится предназначение жанра пейзажа. Пейзажисты-романтики уделяли особое внимание не только изображаемому месту, но и времени суток и состоянию природы. Изучение природы вносило в их картины свет и воздух и связывало их с традицией живописи на пленэре. Щедрин был одним из первых русских мастеров, открывших эту манеру живописи, лучше всего проиллюстрированную такими его произведениями, как «Новый Рим. Кастель Сант-Анджело» и «Неаполь в лунную ночь» (1828).

Городские пейзажи Максима Воробьева «Московский Кремль с Устьинского моста» и «Осенняя ночь в Петербурге» раздвинули границы жанра «виды в визуальной перспективе» и представили образ двух российских столиц как видел художник-романтик. Рядом с произведениями Воробьева висит картина Антона Иванова «Переход Николая Гоголя через Днепр», изображающая природу и пейзажи Малороссии. Также представлено самое известное изображение Гоголя — портрет «Писатель Николай Гоголь», выполненный Федором Моллером.

Важной особенностью спектакля для французского зрителя является творчество Владимира Боровиковского, представителя сентиментализма — направления, предвосхитившего романтизм. Портрет Боровиковского, предположительно французской писательницы Жермен де Стаёль, вызвал споры и разные отзывы экспертов.

В типологии романтического портрета особое место отводится автопортрету. В России автопортрет стал формой борьбы за утверждение права художника на уважение себя и своего искусства. Особое место на выставке занимает небольшой «Автопортрет» первой русской профессиональной художницы Софьи Сухово-Кобылиной.

Одной из целей выставки было выявить параллели и сравнить искусство русского и французского романтизма. Не случайно директор Музея романтической жизни Даниэль Маршессо включил в основную экспозицию музея картины из музея Карнавале в Париже — «Вступление союзных войск в Париж, 31 марта 1814 года» Жана Циппеля и «Большой молебен на месте» Жана Циппеля. de la Concorde, Исполненная по просьбе Александра I 10 апреля 1814 года» неизвестным французским художником.

Как мировоззренческое и стилевое направление романтизм в России просуществовал до середины 19 в. век. В 1850-х годах стиль начал приходить в упадок, а в 1860-х годах он полностью уступил развивающемуся направлению критического реализма.

 

  1. На первом этаже музея находится выставка разнообразных работ Ари Схеффера (1795-1858), включая портреты, религиозные композиции и исторические картины.
  2. На первом этаже выставлены памятные вещи, связанные с Жорж Санд (1804–1876), в том числе ее личные вещи и портреты, которые ей когда-то принадлежали: эти предметы служат для воссоздания среды, в которой жила писательница, ее семья и друзья. В 1923 октября коллекция была подарена Парижу внучкой писателя Авророй Лаут-Санд.
  3. La Russie Romantique a l’Spoque de Pouchkine et Gogol. Шеф-повара Национальной Третьяковской галереи, Москва. Париж, 2010 г.
  4. Граф Федор Толстой. Обзор художественной деятельности. Русская Старина. Том. 7. 1873. Кн. 4. С. 531.
  5. Записки графа Федора Петровича Толстого. Москва, 2001. С. 309.
  6. .

Назад

Василий ТРОПИНИН. Гитарист. 1832
Авторский экземпляр (1823, ГТГ). Масло на холсте. 83,8 × 65,6 см. Третьяковская галерея

Максим ВОРОБЬЕВ. Вид с Каменного моста на Московский Кремль. 1819
Авторский экземпляр (1818, ГРМ). Масло на холсте. 42,6 × 65,5 см. Третьяковская галерея

Николай ГЕРЕНЬЕ (ГЕРИН). Интерьер. 1830
Бумага, акварель, белила, лак. 23,5 × 33,5 см. Третьяковская галерея

К. ШЕВЕЛКИН. Портрет Александра I. 2-я половина XIX века
Копия с оригинала картины Франсуа Жерара (1810, Эрмитаж). Масло на холсте. 94,2 × 71,4 см. Третьяковская галерея

Петр СОКОЛОВ. Портрет Великого Князя Александра Николаевича. 1828
Бумага, акварель. 20,2 × 16,7 см. Третьяковская галерея

Николай ТИХОБРАЗОВ. Интерьер. 1844
Бумага, акварель. 19 × 25,1 см. Третьяковская галерея

Карл БРЮЛЛОВ. Портрет Марии Бутеневой с дочерью Марией. 1835
Бумага, наклеенная на картон, акварель, белила, карандаш. 41,8 × 31 см. Третьяковская галерея

Игнатий ЩЕДРОВСКИЙ. Столярные изделия. После 1839 г.
Холст, масло. 30,6 × 24 см. Третьяковская галерея

Александр ЗЛАТОВ. Девушка с клеткой. Конец 1820-х
Холст, масло. 53,3 × 44,7 см. Третьяковская галерея

Фёдор ТОЛСТОЙ. Бой у Березины. 1820
Барельеф гипсовый. 21 × 21 см. Третьяковская галерея

Фёдор ТОЛСТОЙ. Мир Европе. 1836
Барельеф гипсовый. 21,5 × 21,5 см. Третьяковская галерея

Луи-Мари ГИШАР. Портрет Великого Князя Константина Павловича. 1804
Бронза. Рост 74 см. Третьяковская галерея

Петр СОКОЛОВ. Портрет княгини Ф. Голицыной. 1847
Картон, акварель. 38,7 × 31,2 см. Третьяковская галерея

Фёдор ТОЛСТОЙ. Виноград. 1817
Оберточная бумага, гуашь. 25,4 × 34,2 см. Третьяковская галерея

Фёдор ТОЛСТОЙ. Перед расставанием. Сцена «Рыцарские времена». 1844
Бумага, гуашь. 40,5 × 36,3 см. Третьяковская галерея

10 величайших русских поэтов всех времен

Russian_poets_in_Harbin Анонимный автор-Викимедиа

Россия — поэтическая нация, и поэтическая традиция, прослеживаемая по крайней мере через два века русского наследия, положила начало поэтической стране.

Вот десятка величайших русских поэтов всех времен.

1. Александр Пушкин

Пушкин считается одним из лучших русских поэтов, а население считает его творчество национальным достоянием.

Он был внуком генерал-майора Авраама Петровича Ганнибала, дворянина африканского происхождения.

Его дедушка был похищен с родины и вырос в дворцовом дворе императора как его крестник.

Поэзия текла в жилах юного Пушкина, в 15 лет он опубликовал свое первое стихотворение, получившее широкое признание.

Окончил Царскосельский лицей и по его окончании рассказал свое скандальное стихотворение « Ода Свободе ».

Несмотря на то, что стихотворение было великолепным и понравилось публике, оно навлекло на него неприятности, поскольку было одним из нескольких факторов, которые привели к его ссылке императором Александром I. Пушкин написал свой шедевр Евгений Онегин за семь лет и был опубликован в 1833 году.

В 1831 году Пушкин женился на Наталье Гончаровой, известной своей красотой, она пользовалась популярностью у придворных чинов двора.

Пушкин был ранен на дуэли с женой предполагаемого любовника Дантеса Геккерна, французского офицера, служившего в Кавалергардском полку. Он умер 29 января, через два дня после того, как был смертельно ранен.

Его знаменитые стихи считаются романтическими и прославлены за выражение свободы и защиты личной свободы. В русской литературной традиции его произведения широко известны и запоминаются.

Некоторые из его известных работ: «Я вспоминаю Чудесное мгновение» и «Я построил себе Памятник, нерукотворный».

2. Анна Ахматова

Кузьма_Петров-Водкин._Портрет_Анны_Ахматовой Автор Кузьма Петров-Wikimedia

Анна была одним из самых значительных русских поэтов 20 го века и вошла в шорт-лист Нобелевской премии го века. Она начала писать стихи в 11 лет, но ее произведения не публиковались до позднего подросткового возраста.

Главы, составившие жизнь Анны Ахматовой, были окрашены главным образом в цвета трагедии, и это отразилось в ее поэзии.

У нее было два неудачных брака, которые закончились разводом, несчастье продлило ее страдания, а ее первый муж стал жертвой политических репрессий и был арестован.

Ее сын и ее гражданский муж Николай Пунин много лет провели в исправительно-трудовых лагерях, где впоследствии скончался ее муж.

Стихия войны, революции и советской власти способствовала уничтожению ее работ, она была в немилости у чиновников и в результате большинство близких ей людей погибло после революции.

Ее поэзия принимает трагический тон, и она приглашает читателей к своим размышлениям, раскрывающим страдания, охватившие ее сущность, а также людей в России, переживающих переход через войну и революцию.

Одни из лучших ее произведений, это «Поэма без героя», «Реквием» и «Все».

3. Иосиф Бродский

Родившийся в 1940 году, Иосиф Бродский начал писать стихи, когда ему было восемнадцать лет. В ранние годы он пробовал себя в разных профессиях, но в писательстве чувствовал себя как дома.

Поэзия — это средство самовыражения, и его стихи вызвали всевозможные неприятности с властями. 4 июня -го -го 1972 года он был изгнан из своей страны и поселился в Соединенных Штатах с помощью У.Х. Оден и другие сторонники.

Он работал в Мичиганском университете и был удостоен Нобелевской премии по литературе 1987 года . В 1991 году он был назначен поэтом-лауреатом США.

Некоторые из его величайших произведений включают « Я сижу у окна» и «Одиссей Телемаху».

4. Михаил Лермонтов

Михаил_лермонтов фото Тртетьяковская галерея-Викимедиа

Михаил Лермонтов был поэтом и русским писателем-романтиком, которого называли «кавказским поэтом».

Оставил заметный след в жанре поэзии, был одним из самых значительных поэтов после Александра Пушина и считается величайшей фигурой русского романтизма.

Его имя распространилось после того, как он написал стихотворение Смерть стихотворения, в честь смерти Пушкина, но поэма встретила сильное сопротивление со стороны чиновников, и он был сослан на Кавказ.

Его творчество процветало в годы изгнания. В конце концов он вернулся, но его пребывание было недолгим, так как его пришлось отправить в результате дуэли. Он участвовал в дуэли с Мартыновым, который выстрелил ему в сердце и убил поэта наповал. Похоронен 30 июля -го -го года 1841 года на семейном кладбище.

Его лучшие произведения: « Смерть поэта» и «Выхожу один на дорогу».

 5. Александр Блок

Александр Блок был русским писателем, поэтом, драматургом и литературным критиком. Его поэзия меняла формы на протяжении своей карьеры, и он исследовал разные стили письма, от символизма до использования жанров любви и романтики.

Во время революции 1917 года он решил остаться и работать в известном петроградском издательстве.

Работа в издательстве изменила форму его поэзии, он больше занимался социальными вопросами. Блок попал в аварию и не получил хурмы для выезда из страны на лечение. В конце концов он умер от сердечной недостаточности.

Некоторые из его известных работ включают «Не бойся смерти» и «Девушка поет песню».

6. Сергей Есенин

Сергей Есенин фото Alex Northman –Wikimedia

Сергей Есенин русский поэт-лирик, один из самых популярных русских поэтов 20 го века.

Он начал писать в возрасте девяти лет и был в основном вдохновлен Частушками, которые являются традиционной украинской юмористической народной песней и фольклором.

Он был представителем новой крестьянской поэзии, писавшей о простой, но мирной жизни простолюдинов в России.

В своих стихах он считал себя неудачником, а в лирике признавался в своем бесшабашном образе жизни, в одном из своих стихотворений он писал: «Я московский озорной плейбой».

28 декабря 1925 года его нашли мертвым в гостинице «Англетер» в Санкт-Петербурге. Его известные работы включают, да, это решено сейчас. Без возврата, Капельки и Мои мечты .

7. Марина Цветаева

Марина считалась одним из величайших русских поэтов 20 -го -го века и написала большую часть своих работ во время русской революции 1917 года. Она получила хорошее воспитание и получила прекрасное образование, учась за границей.

Несмотря на то, что она получила счастливое воспитание, ее постигло несчастье, но в 1939 году она вернулась из-за границы, где ее творчество не получило большой известности. В 1941 году ее дочь и муж были арестованы по обвинению в шпионаже, а муж расстрелян.

Не в силах справиться с горем, она покончила жизнь самоубийством в 1941 году. Некоторые из ее известных работ включают: Связан адом, и я счастлив жить просто.

8. Николай Некрасов

_Портрет_поэта_Николай_Некрасов Автор Николай Ге-Wikimedia

Николай Некрасов был русским поэтом, писателем, критиком и издателем. Его помнят тем, что он ввел в русскую поэзию троичные метры, а также использовал приемы драматического монолога.

Он начал писать как средство заработка на выживание, так как отказался служить в армии, поэтому его отец перестал поддерживать его финансово. Он начал издавать свой первый сборник из поэзия Сны и звуки в феврале 1840 года.

Николай умер от рака кишечника 8 января 1878 года, на похороны пришло четыре тысячи человек и траурная процессия превратилась в политический митинг.

Его известные работы , Кто счастлив в России и Русские женщины .

9.Владимир Маяковский

Владимир Маяковский был русским и советским поэтом, актером, художником и драматургом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *