Жизнь и творчество глинки кратко: Краткая биография Глинка интересное о композиторе Михаиле Ивановиче для детей

Краткое содержание биографии композитора Михаила Ивановича Глинки

Михаил Иванович Глинка, — не просто еще один талантливый русский композитор. Это основоположник классической русской музыки и создатель первой национальной русской оперы. Талантливейший человек и патриот своей Родины, который всю свою жизнь посвятил музыке. Произведения Глинки оказали огромное влияние на творчество композиторов следующего поколения.

Оглавление:

  • Краткая биография Михаила Глинки
  • Детство
  • Расцвет творчества
  • Рождение русской оперы
  • Новый отъезд из России и зарубежный успех
  • Личная жизнь
  • Смерть композитора

Русская музыка до Глинки сосредотачивалась в области романса и театра, а также вокруг литургических нужд. Она была своего рода «ситуационным», несамостоятельным искусством. Глинка стал первым, кто смог сделать ее самостоятельным способом высказывания, который черпает средство воплощения, логику и смысл в самом себе.

Содержание

Постоянные затруднения испытывают биографы Глинки Михаила Ивановича. Краткую биографию своей жизни он написал сам. Причем сделал это таким сухим и ясным языком, что добавить что-то к уже сказанному самим композитором практически нечего. Поэтому биографам остается лишь пересказывать то, что уже было написано.

Глинка создал в истории русской музыки новый исторический период. В своих сочинениях он использовал особенности ритма и голосоведения русской народной музыки. Его творчество, которое основывалось и росло на почве народной песенности и древнерусского хорового искусства, глубоко национально. Но в то же время удивительным образом связано с передовой европейской музыкальной культурой.

В творчестве композитора представлены практически все музыкальные жанры, но главный, конечно, — опера. В музыкальной драматургии Михаил Иванович стал новатором, — он отказался использовать разговорный диалог, и оперная форма получила целостность симфонического развития.

Это интересно: опера Князь Игорь краткое содержание.

Детство

По преданию, в день, когда родился Михаил Глинка, вокруг его дома все утро пели соловьи. Случилось это 20 мая 1804 года в имении отца, Ивана Николаевича Глинки, расположенного в селе Новоспасском. Михаил был вторым ребенком, в семье. Но его старший брат умер, не прожив и года. Это обстоятельство стало причиной того, что маленького Мишу забрала на воспитание бабушка, практически обвинив родителей в смерти первого сына.

Будущий композитор имел возможность познакомиться с профессиональной музыкой еще в раннем детстве. В имении его дяди классические пьесы и русские песни часто играл крепостной оркестр. Мальчик с раннего детства обучался игре на скрипке и фортепиано.

В возрасте 6 лет Михаил возвращается на воспитание к матери, так как умирает его бабушка. Мальчик воспитывается дома еще в течение 6,5 лет. Затем в возрасте 13 лет родители отдают сына на обучение в Санкт-Петербургский пансион, находящийся при педагогическом институте. Это было престижное учебное заведение, в котором могли учиться лишь дворянские дети. В Петербурге Михаил знакомится со Львом и Александром Пушкиными, Василием Жуковским, Евгением Баратынским и Владимиром Одоевским.

Расцвет творчества

Помимо основной учебы, будущий музыкальный гений начинает брать уроки у известного пианиста Карла Майера. Глинка утверждал, что на формирование его музыкального вкуса повлиял именно этот преподаватель. В 1822 году обучение заканчивается. На выпускном вечере Михаил исполняет на фортепиано концерт Гуммеля. Выступление высоко оценили все, кто присутствовал на празднике.

В течение следующих 13 лет будущий композитор продолжает совершенствовать свой музыкальный талант. Кроме того, что он руководит крепостным оркестром своего дяди и музицирует в домашних дворянских салонах, — он продолжает изучение европейской музыкальной классики. В это время он особенно увлекается композицией и начинает пробовать свои силы в разных жанрах.

В этот период написаны такие песни и романсы:

  • «Не искушай меня без нужды»,
  • «Ночь осенняя, ночь любезная»,
  • «Не пой, красавица, при мне».

Также в это время появляются удачные оркестровые увертюры, струнные септеты, произведения для арфы, фортепиано. Все произведения имеют успех, популярность Глинки стремительно растет. Несмотря на это, композитор остается недоволен собой, не признает и не верит в свой талант.

Весной 1830 года Михаил реализовывает, наконец, свою мечту и едет в Италию. По дороге он решает совершить небольшое путешествие по Германии, которое в итоге растянулось настолько, что композитор попадает в Италию лишь в начале осени. Поселяется в центре музыкальной культуры того времени — в Милане. В Италии он изучает итальянский стиль пения — бельканто. Знакомится с композиторами Винченци Беллини и Доменико Доницетти.

Прожив в Италии около 4-х лет и сочинив несколько произведений в итальянском стиле, Глинка уезжает в Германию. Там он планирует усовершенствовать свои познания в музыкальной теории, которой владел, как он считал, недостаточно хорошо. Для этого он берет уроки у многих известных педагогов, в том числе у Зигфрида Дена. К сожалению, сообщение о смерти отца заставляет его вернуться в Россию, не завершив обучение.

Рождение русской оперы

Из путешествия музыкант вернулся с обширными планами. Он задумал создать свое главное произведение, — первую русскую оперу. После долгих поисков, сюжет, наконец, был найден. По совету Василия Жуковского, композитор остановил свой выбор на истории о русском героине, Иване Сусанине.

Опера получила название «Жизнь за царя» и несмотря на препятствия со стороны директора императорских театров, была поставлена 27 ноября 1836 года. Представление имело оглушительный успех, сам император лично разговаривал с композитором и благодарил его.

Уже через год после постановки «Жизни за царя», автор приступает к созданию своей второй оперы. На этот раз, в качестве сюжета для произведения, он выбирает поэму своего друга Александра Пушкина, — «Руслан и Людмила». Глинка был уверен, что будет составлять план оперы по указаниям Пушкина. К сожалению, гибель поэта не позволила этим планам осуществиться.

Опера рождалась достаточно долго почти 6 лет. Премьера нового произведения состоялась в ноябре 1842 года. На представление приехал известный композитор Ф. Лист. Несмотря на то что новое произведение Глинки не смогло повторить оглушительный успех «Жизни за царя», Лист был в восторге от новой оперы и поражался огромному таланту ее создателя.

Новый отъезд из России и зарубежный успех

Критику новой оперы Глинка переживал достаточно тяжело. Композитор решает сменить обстановку и в 1844 году уезжает во Францию, где знакомится с композитором Гектором Берлиозом. На одном из своих концертов, Берлиоз решает включить в программу некоторые из произведений Глинки. Успех, который обрушился на Михаила Ивановича, побудил его дать в столице Франции благотворительный концерт, который полностью состоял из его произведений.

В мае 1845 года композитор отправляется дальше, в Испанию. Там он собирает и записывает фольклорные испанские мелодии, изучает язык и культуру. В Испании творческое вдохновение и уверенность в себе возвращаются к композитору. Под впечатлением от поездки он создает такие произведения:

  • «Арагонская охота»,
  • «Воспоминание о Кастилии».

В середине 1847 года Глинка возвращается в Россию, в родное имение. Затем решает провести зиму в Смоленске, но повышенное внимание света быстро утомляет композитора и он отправляется в Варшаву. Здесь он создает свою симфоническую фантазию «Камаринская».

В 1851 году музыкант ненадолго возвращается в Петербург, а уже в 1952 снова уезжает в путешествие, целью которого была Испания. Устав от переездов, Глинка принимает решение остановится и передохнуть во Франции. В итоге в Париже он остается около 2-х лет, где работает над симфонией «Тарас Бульба». Начало Крымской войны вынудило композитора вернуться на Родину, так и не окончив симфонию.

В Россию Глинка приехал в мае 1854 года. Лето провел на даче в Царском Селе, а затем, вернулся в Петербург, где приступил к созданию мемуаров. И на этот раз музыкант не смог долго находиться на одном месте и через 2 года уехал в Берлин.

За свою жизнь композитор успел посетить такие страны:

  1. Германия,
  2. Италия,
  3. Австрия,
  4. Франция,
  5. Испания,
  6. Польша.

Личная жизнь

Кратко пересказать личную жизнь музыканта достаточно сложно, несмотря на то, что в его жизнь было всего 2 серьезных романа. Отношения с обеими женщинами были достаточно напряженными и закончились, к сожалению, несчастливо.

Друзья и родные не верили, что Михаил Иванович способен хоть на минуту оторваться от своих нот. Поэтому были шокированы, когда в 1835 году узнали о том, что он женится. Избранницей оказалась Мария Петровна Иванова, женщина без образования и состояния, ненавидевшая музыку и не обладавшая даже хорошенькой внешностью. Композитор писал матери о том, что его избранница имеет доброе сердце, умерена в желаниях и очень рассудительна.

Буквально через несколько месяцев Глинка понял, что связал свою жизнь с женщиной, которую интересуют лишь наряды и украшения. Вместо заботы, молодая супруга одаривала мужа постоянными придирками в итоге бывать дома он старался как можно реже.

Только через 4 года после свадьбы музыкант узнал то, о чем давно знали все его друзья, — жена практически в открытую живет с другим мужчиной и даже тайно с ним обвенчалась. Композитор подал на развод. Процесс оказался далеко не таким быстрым, как того ожидал Глинка. В конце концов, получить развод ему удалось лишь в 1846 году.

В 1840 году композитор знакомится с Екатериной Керн и сразу в нее влюбляется. Девушка отвечает ему взаимностью. На несколько лет она становится музой Глинки, который посвящает ей несколько небольших произведений, а также романс на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

В 1841 году Екатерина получает надежду на скорый развод Глинки с женой, так как становится известно о тайном венчании Марии Петровны с корнетом Васильчиковым. Михаил Иванович старается как можно скорее завершить дело, так как Екатерина сообщает ему о своей беременности. Надежды Глинки и его избранницы на скорый исход дела не оправдываются. Екатерина Керн начинает терять терпение и обвиняет композитора в нерешительности, который в итоге дает ей деньги для того, чтобы избавиться от ребенка.

Постоянные упреки и ссоры с Екатериной привели к тому, что композитор не решился жениться во второй раз и оставил девушку. В течение 7 лет она ожидала, что Глинка вернется к ней. Так и не дождавшись, вышла замуж за другого в возрасте 36 лет.

Смерть композитора

Зимой 1857 года Михаил Иванович заболел. В это время он находился в Берлине. Неизвестно содержание бесед композитора с врачами, его лечившими. Но из тех записок, которые он успел за это время написать, можно сделать вывод, что врачи не только не давали ему никаких прогнозов, но даже и не пытались лечить пациента, просто ожидая его конца.

Скончался композитор 15 февраля. Похоронили Михаила Ивановича в Берлине, на лютеранском кладбище. В мае 1857 года его прах был доставлен в Россию и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Надгробная плита, которая находилась на первоначальной могиле, композитора была перенесена на берлинское русское православное кладбище. Ее фотографию можно найти в википедии.

Самая краткая биография Глинки > 6 пчел


Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии.

Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине в биографии Михаила Глинки велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1936 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе.

Наречия места с примерами

Они отвечают на определенные вопросы и в предложении примыкают к глаголам.

..

19 11 2022 6:26:56

Митоз и мейоз – кратко и понятно, сравнение отличий и сходств в таблице хаpaктеристик

В природе существует несколько видов и способов деления…

18 11 2022 16:26:59

Владимир Набоков краткая биография, творчество писателя и интересные факты

17 11 2022 2:24:49

Революционное народничество второй половины 60-х – зарождение и идеология течения в таблице (8 класс)

Кратко о зарождении революционного народничества и его идеологии говорим в этой статье…

16 11 2022 11:47:59

Религии Зарубежной Европы, религиозный состав населения

Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения…

15 11 2022 18:26:26

Опopно-двигательная система птиц – таблица (7 класс)

По строению птицы схожи с пресмыкающимися. ..

14 11 2022 12:54:26

Рельеф и полезные ископаемые Австралии, карта с хаpaктеристикой

95% материка имеет высоту не больше 600 метров над уровнем моря…

13 11 2022 4:19:19

Василий Шукшин краткая биография – жизнь и творчество писателя

12 11 2022 18:50:48

Процессуальные отрасли российского права кратко (обществознание)

По тому, какие правоотношения они регулируют, отрасли можно подразделить на относящиеся к праву материальному (гражданские, уголовные, административные) и процессуальному…

11 11 2022 9:30:42

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера для индивидуального развития организма (биология, 9 класс)

Впервые формулировка прозвучала в 1866 году…

10 11 2022 14:10:58

Барни Росс (Barney Ross) краткая биография боксера

Знаменит как Дов-Бер Расофски. ..

09 11 2022 3:45:29

Последствия крещения Руси – кратко о принятии креста Владимиром

Это событие оказало огромное влияние на исторический путь России…

08 11 2022 2:11:38

Наши подземные богатства – полезные ископаемые в таблице

Россия занимает одно из лидирующих мест по количеству месторождений и добыче полезных ископаемых…

07 11 2022 13:46:11

Внутренняя и внешняя политика Ивана 3 – кратко в таблице основные направления правления

Этот осторожный и умный государь за годы своего правления (1462-1505) успел сделать очень многое…

06 11 2022 1:49:48

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс

«Отцом» данного термина является известный учёный-географ А…

05 11 2022 10:45:53

Артикли в английском языке – употрeбление перед словами, склонение

Это понятие не существует в русском языке из-за чего требуется внимательно изучать виды и случаи употрeбления артиклей. ..

04 11 2022 8:24:53

Как подчеркивается причастие – правило и примеры

В предложении оно может выступать в качестве определения или части составного именного сказуемого…

03 11 2022 2:34:34

Начало русско-японской войны 1904-1905гг

Несостоятельность Николая II в их решении привела к Первой русской революции…

02 11 2022 8:58:59

Литосфера Земли – закономерности развития, из чего состоит верхняя твердая оболочка

Это одна из оболочек планеты, образованная твердыми компонентами…

01 11 2022 10:20:24

Средняя соленость мирового океана – сколько составляет и от чего зависит, самое соленое место

В первую очередь тем, что в море или океане она имеет соленый привкус…

31 10 2022 9:21:51

Майк Пиацца (Mike Piazza) краткая биография бейсболиста

Наиболее известен как энергичный кетчер «Нью-Йорк Митс». ..

30 10 2022 3:56:22

Квин (Queen) история музыкальной группы

29 10 2022 10:59:45

Самая краткая биография Линкольна

Родился Авраам 12 февраля 1809 года в бедной семье…

28 10 2022 15:51:13

Анри Пуанкаре биография математика кратко

27 10 2022 18:20:26

Игорь Пелых краткая биография телеведущего

26 10 2022 8:25:10

Предложение с обособленными однородными определениями с примерами

Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? …

25 10 2022 0:52:43

Какие бывают растения (2 класс) – группы и виды по окружающему миру

Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо…

24 10 2022 10:33:31

Познавательно-коммуникативная деятельность (10 класс, обществознание)

Процесс изучения окружающего мира, взаимодействия с ним в науке получил название познавательно-коммуникативной деятельности.

..

23 10 2022 11:41:22

Аллопатрическое видообразование – примеры в таблице

Благодаря территориальной или прострaнcтвенной изоляции вследствие изменения рельефа, климата, ландшафта мигрировавшие особи приобретают индивидуальные черты в ходе адаптации…

22 10 2022 20:23:58

Субрегионы Зарубежной Европы – страны на карте и таблица хаpaктеристик

Несмотря на то, что рассматриваемая часть света является относительно небольшой, единой общепризнанной классификации субрегионов и стран Зарубежной Европы нет…

21 10 2022 5:33:48

Страны Зарубежной Азии, столицы регионов, особенности

Указывает на причины, которые способствовали быстрым темпам экономического роста некоторых государств…

20 10 2022 1:56:28

Однородные второстепенные члeны предложения (3 класс) – примеры

19 10 2022 3:35:53

Международная красная книга – список животных и растений (4 класс)

Для того, чтобы человечество знало, какие представители флоры и фауны нуждаются в самом бережном отношении, была создана Международная Красная книга. ..

18 10 2022 7:10:37

Международная защита прав человека – пакт о сотрудничестве организаций

Но существует и особая система охраны прав на международном уровне…

17 10 2022 4:39:37

Семейство Лилейные – общая хаpaктеристика представителей, формула цветка растений

В мире насчитывается 610 видов…

16 10 2022 8:14:31

Средняя соленость мирового океана – сколько составляет и от чего зависит, самое соленое место

В первую очередь тем, что в море или океане она имеет соленый привкус…

15 10 2022 21:37:17

Политический конфликт – примеры, причины и виды

Одной из их разновидностей является политический конфликт…

14 10 2022 21:29:30

Биография Алексея Хотина

13 10 2022 15:22:25

Реки Южной Америки – названия и хаpaктеристика, карта

На территории материка расположено более 20 крупных рек, среди которых пальму первенства, безусловно, занимает величественная Амaзoнка – одна из крупнейших рек в мире. ..

12 10 2022 18:15:11

Ошибка в построении предложения с однородными члeнами – нарушения и грамматические ошибки

Приведены правила, которые касаются употрeбления однородных члeнов с союзами, предлогами, обобщающими словами…

11 10 2022 15:30:47

Мартина Навратилова (Martina Navratilova) краткая биография теннисиста

На протяжении 1972-1974 годов в своей биографии Мартина Навратилова удерживала звание чемпионки Чехии в одиночном разряде…

10 10 2022 18:10:17

Социальные институты – примеры, признаки и виды (обществознание, 10 класс)

Но, оказывается, существует также понятие социального института, который, как форма организации общественной жизни, играет большую роль для каждого из нас…

09 10 2022 17:41:40

Функции рибосом в клетке – биосинтез белка как основная функция

В этом же году были получены данные, что они выполняют важные функции в обмене веществ – являются центрами биосинтеза белка. ..

08 10 2022 23:42:28

Тема Моря, озера и реки России по окружающему миру

На ее огромной территории текут малые и крупные реки, а озер насчитывается более двух миллионов…

07 10 2022 6:10:21

Фридрих Шиллер биография поэта кратко

06 10 2022 17:12:28

Степени сравнения наречий в русском языке – сравнительная и превосходная, таблица с примерами

В данной статье подробно описаны способы образования обеих степеней, приведены примеры использования различных суффиксов при образовании наречий…

05 10 2022 3:55:39

Present simple vs Present Perfect разница между временами, основные отличия

Сравнение Present Simple (Простое Настоящее) и Present Perfect (Настоящее Совершенное) наглядно покажет, в чем разница между двумя временами, которые относятся к одной группе – настоящее (Present)…

04 10 2022 1:42:45

Природные зоны Африки – хаpaктеристика, положение, карта и таблица для 7 класса

Линия экватора, проходящая через центр Чёрного континента, симметрично делит его площадь на разные природные зоны. ..

03 10 2022 12:51:15

Лесной ресурс мира – классы, обеспеченность стран

Материал объясняет, что относится к разряду недревесных лесных ресурсов…

02 10 2022 3:38:23

Природа Африки – разнообразие и особенности

Составляет картину об уникальности и неповторимости природы Африки…

01 10 2022 22:32:18

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::

Глинка — Краткая жизнь

  1. Дом
  2. org/ListItem»> Композиторы
  3. Глинка – Коротко о жизни

Наиболее известный сегодня своей оперой «Руслан и Людмила » и особенно ее заразительно живой увертюрой, Глинку часто называют «отцом русской музыки». Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский. Вот краткий снимок жизни великого человека:

1804
Глинка родился 20 мая (по русскому календарю; или 1 июня по западному календарю) в Новопасском (теперь Глинка!), Смоленского уезда, где его семья была мелкой помещичьей аристократией. Первые шесть лет жизни его воспитывает чрезмерно заботливая бабушка, которая редко выпускает его на улицу; в основном он заперт в душной, перегретой комнате, откуда слышит звон церковных колоколов и народные песни, которые ему поет его медсестра (колокольчики и народные песни позже широко используются в его музыке; он также всю жизнь страдает гиперхондрией).

1810
У него умерла бабушка, и теперь Глинка снова на попечении родителей слушает более мейнстримную западную музыку, в основном через крепостной оркестр своего дяди Афанасия. Один из скрипачей оркестра дает уроки Глинке.

  • Шесть лучших малоизвестных произведений советских композиторов

1817
Глинку отправляют в школу-интернат в Санкт-Петербурге, где у него есть уроки игры на фортепиано и скрипке, в том числе три урока с Джон Филд (ирландский композитор, который изобрел Ноктюрн для фортепиано и поселился в Санкт-Петербурге в 1804 году) и начинает сочинять.

1824
Получение нетребовательной работы в Совете путей сообщения в Санкт-Петербурге позволяет Глинке проводить большую часть своего времени, погруженного в музыку: в столице он ходит слушать итальянскую оперу и берет уроки пения с певицей Беллоли. , а дома в Новопасском занимается теорией и оркестровкой, дирижирует крепостным оркестром своего дяди. Его лучшие произведения на данный момент — песни: Разочарование («Разочарование» [очень рус.]) и Голос с тово света («Голос с того света»).

  • Пять основных работ Бартока

1830
Глинка с другом отправляются в длительное путешествие по Европе. Он проводит три года в Милане, где знакомится с Беллини и Доницетти и в 1832 году сочиняет камерную пьесу на темы из Сомнамбулы Беллини .0013 (см. ВРЕМЯ 1830). Зимой 1833–1834 годов он изучает контрапункт у Зигфрида Дена в Берлине.

1836
Через год после того, как Глинка женится на Марии Петровне Ивановой (1835 г.), его опера « Жизнь за царя » имеет ошеломляющий успех при первом исполнении, и Глинка сразу же становится ведущим композитором России и получает должность хормейстера. императорской часовни. (Хотя опера по существу итальянская, она включает в себя множество мелодий русских народных песен, а ее сюжет полностью русский. ) Однако вскоре брак распадается, и Глинка заводит роман с Екатериной Керн; вскоре после этого он и его жена расходятся.

1842
Очередная опера Глинки, Руслан и Людмила , не нашла отклика. (Он задумал поставить поэму Пушкина сразу после успеха «Жизнь за царя» и добивался сотрудничества автора, но, к сожалению, Пушкин был убит на дуэли в 1837 году; (см. ВРЕМЯ 1837). Руслан попадает в пропасть между итальянскими лирическая опера и немецкая песенная драма и очерняется обоими лагерями: вскоре от нее отказываются, уступая место модной итальянской труппе и их репертуару.Глинка горько разочарован и подавлен, и уже более десяти лет не пишет ни одной оперы9.0015

  • Величайшие фортепианные концерты всех времен

1848
Проведя время во Франции (где он хорошо ладил с Берлиозом), Испании и Смоленске, он возвращается во Францию, но в Варшаве узнает, что его заявление на получение паспорта было отклонено. Оставаясь в Варшаве, он плодотворно сочиняет: оркестровые пьесы Recuerdos de Castilla и Kamarinskaya , а также песни, раскрывающие влияние Шопена .

1854
В настоящее время из-за ухудшения здоровья ему удается провести два года во Франции (1852-1854 гг.), но в марте 1854 года война между Францией и Россией вынуждает его вернуться в Россию. Он собирает свои Воспоминания (1854) и через год начинает работу над третьей оперой, Двумужница («Двоеженец»). (В 1841 году жена Глинки вышла замуж за двоеженца, что побудило Глинку оформить официальный развод.)

1857
Глинка посещает Берлин в 1856 году, чтобы изучить контрапункт у Зигфрида Дена. Он знакомится с Мейербером, который дирижирует Трио из Жизнь за царя на концерте в январе. После концерта Глинка простужается и умирает 3 (или 15) февраля в Берлине. Его тело похоронено там, но позже эксгумировано и перевезено в Санкт-Петербург.

Авторы

Джереми Паунд
Социальные сети

Заместитель главного редактора музыкального журнала BBC.

Джереми Паунд в настоящее время является заместителем редактора музыкального журнала BBC, эту должность он занимает с 2004 года. До этого он был главным редактором журнала Classic CD и писал для множества красочных изданий, от Music Teacher до History Revealed, Total Football. и экологические действия; в 2018 году он отредактировал и написал в соавторстве книгу The King’s Singers: Gold 50th Anniversary.

Михаил Глинка | компнационализм

ПРЕДПОСЫЛКИ:

На протяжении веков Россия боролась за формирование единой национальной идентичности. Журналистка Мария Снеговая описывает этот кризис идентичности как «[происшествие], когда члены [одного] сообщества разделяются по поводу того, что составляет их основные ценности». век. Политически, культурно и географически расположенная между Востоком и Западом, Россия переживала внутреннюю борьбу между западником (западником) и славянофилом.

 

Начиная с Алексея Михайловича Романова отношения между Россией и Западной Европой расширились. По мере того как Россия перенимала больше западноевропейских характеристик, таких как государственная организация, военная тактика и современные технологии, ее влияние в западной сфере возрастало. Одновременно быстрыми темпами расцветали русское искусство, литература, музыка и наука.

 

Музыка особенно процветала, в основном благодаря расширению контактов с Западом. Западная музыка привлекла недавно заинтригованную аудиторию в таких музыкальных центрах, как Санкт-Петербург; в свою очередь, русские композиторы экспериментировали с ранее незнакомыми западными техниками. До восемнадцатого века церковь постоянно порицала светскую музыку; на рубеже веков спрос на западную художественную музыку резко вырос. Глинка задался целью возвысить русские народные песни до авторской песни, сознательно пытаясь задобрить и западников, и славянофилов.

 

До появления Глинки на музыкальной сцене популярность народной песни росла как среди крестьян, так и среди элиты. В Санкт-Петербурге, художественной столице России, музыка все еще сильно зависела от иностранных влияний; однако по мере того, как крестьяне мигрировали из деревень в города, менялась и их музыка. Традиционно русская песня включала прием гармонизации подголоски, принцип гетерофонного аккомпанемента. Когда эти народные песни достигли городов, они подверглись влиянию французского и итальянского танцевальных стилей, а также песен из европейских опер; следовательно, композиторы отказались от техники подголоски в пользу аккордового аккомпанемента в западном стиле. Этот новый жанр, представляющий собой сплав коренной русской народной музыки и новых западных влияний, стал известен как российская песня (русская песня). Еще одним популярным жанром народной песни была протяжная. Буквально означая «растянутая песня», протяжная представляет собой тип медленной, мелизматической танцевальной песни, которая включает в себя такие характеристики, как гибкий, нерегулярный ритм и темп и нестабильная тональность. Марина Фролова-Уокер пишет: «Протяжная стала рассматриваться как парадигма всей русской народной песни или даже как сущность русского творчества и самой «русской души». В 1790, по мере того как традиционная русская народная музыка развивалась и продолжала радовать как крестьян, так и элиту, художник Николай Львов и композитор Иван Прач собрали и издали первый сборник народных песен. После публикации эти песни попали в салоны и салоны русской элиты и аристократии; там народная песня зажгла зачатки русского национализма. Как замечает Фрэнсис Мэйс, «русское национальное самосознание вырастало не из народа, а из аристократии. Образованные и много путешествовавшие элитные классы находились под влиянием Просвещения, западноевропейского движения с ярко выраженными представлениями о национальности и национальных ценностях».

РАННЯЯ ЖИЗНЬ И КАРЬЕРА:

Родившийся 20 мая 1804 года, Глинка был сыном аристократических родителей-землевладельцев. Несмотря на то, что у него было комфортное детство, он проводил много времени в деревне, слушая, как крепостной оркестр его дяди исполняет русские народные песни. Повзрослев, Глинка обучался игре на фортепиано, скрипке и вокалу и даже пробовал свои силы в дирижировании оркестром своего дяди. Вспоминая о своей молодости, Глинка позже писал: «За ужином обыкновенно играли русские народные песни… быть может, из этих песен я и приобрел любовь к нашей родной русской музыке».

. вдохновение, Глинка поехал в Италию. Там он познакомился с такими композиторами, как Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. Эти композиторы, наряду с множеством итальянских опер, побудили его расширить свой композиционный словарь за пределы в основном фортепианного репертуара, который он накопил. Здесь родилось зерно вдохновения для его первой оперы «Жизнь за царя». Он заявил: «Мне кажется, что у меня есть возможность обогатить нашу сцену большим произведением… Оно во всех отношениях будет абсолютно национальным. И не только тема, но и музыка». В 1833 году Глинка уехал из Италии в Берлин. Вскоре после этого он закончил свою первую оперу «Жизнь за царя».

 

Эта опера имела большое значение во многих отношениях. Это была первая русскоязычная опера, в которой все пелось на русском языке. Для сравнения, десятью годами ранее в Германии была поставлена ​​полностью немецкоязычная опера. В оперном ландшафте, где преобладали итальянский язык и западноевропейский стиль, русскоязычная опера с влиянием русского фольклора была поистине замечательным подвигом. Прием «Жизни за царя» был необычайным. Русский писатель Николай Гоголь писал: «Какую оперу можно сделать из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого больше песен… Разве у нас нет собственных задатков для оперы? Опера Глинки — лишь красивое начало».

ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ:

В этом примере есть две демонстрации влияния русской музыки. Во-первых, и это, пожалуй, наиболее очевидно, мелодия из песни Вани в третьем акте на рис. 20 почти идентична мелодии русской народной песни на рис. 21. Несмотря на разные тональности и небольшие ритмические различия, эти две мелодии очень похожи друг на друга. . Во-вторых, обе фразы состоят из семи тактов, в отличие от европейской нормы фразы из восьми тактов. Это соответствует характерному для русской народной музыки чередованию трех- и четырехтактовых фраз. Там, где восьмитактовые фразы дают слушателям ощущение стабильности и последовательности, чередование трех- и четырехтактовых фраз делает музыку более непредсказуемой. Невозможно определить, когда будет следующая сильная или акцентированная доля, меняющиеся паттерны держат слушателей в напряжении.

Figure 20: Vanya’s song (A Life for the Tsar, Act III)

Figure 21: Lvov-Prach, Sobraniye russkikh narodnikh pesen, protyazhnaya No. 21

 

Figure 22 is from свадебный хор, также в акте III. Он содержит несколько элементов народных влияний, начиная с тактового размера 5/4. Кроме того, он содержит модальные каденции (которые менее убедительны и более преходящи, чем тональные каденции), пентатонику (в обычной гептатонической гамме семь нот на октаву; в пентатонической гамме или ладе их пять) и негармонизированную кантилену в последних трех строках ( кантилена — лирическая мелодия). Кроме того, мелодия в свадебных припевах имеет ритмическое и интервальное сходство с традиционными русскими свадебными песнями на рисунках 23 и 24.

 

Рисунок 22: свадебный хор (срок службы для Цара, Акт III)

Рис. Традиционная русская свадебная песня

Рис. 24: Традиционная российская свадебная песня

Time Signate. /4 нечасто появляется в западной музыке; наиболее распространенные тактовые размеры (4/4, 2/4 и 6/8) имеют четные такты. Размер 3/4 также встречается в западной музыке, хотя обычно он относится к танцевальной музыке, такой как вальс или мазурка. Модальные каденции предлагают западному слушателю меньшую завершенность, чем тональные каденции. В то время как большинство слушателей привыкли к традиционным каденциям V-I или VII-I, модальные каденции придают музыке другой цвет и тон.

Figure 25: A tonal V-I cadence

Рисунок 26: Модальная каденция IV-1 Будь то мажорный, минорный или церковный лад, в каждой из этих модальностей используется по семь нот, хотя интервалы между указанными нотами различаются. Пентатонические гаммы используют только пять нот и редко встречаются в западной музыке.

Рисунок 27: Гептатоническая шкала

Рис.

Другой пример русскости в «Жизни за царя» появляется в акте I, сцена 2, где Глинка включает романтический стиль. Стиль русского романса представлял собой смесь влияний французского шансона, немецкой лжи и итальянской оперы. Для нерусского слушателя этот романс покажется знакомой комбинацией западноевропейских черт; однако русская публика восприняла гармонии, мелодии и формальные схемы Глинки как чисто русские.

 

 

 

Figure 29: Романс Антониды («Жизнь за царя», действие I)

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА:

финал оперы, на сцену вышли Руслан и Людмила. Российские зрители, к сожалению, были разочарованы. Один критик пишет: «Что это за музыка? Ни итальянец, ни немец, но в то же время и не русский!» Хотя поклонники Глинки ожидали еще более совершенной демонстрации русскости, Глинка вместо этого представил противоположное. «Жизнь за царя» продемонстрировала стилистическую связность: почти в каждом номере до оркестровых интермедий русские стили переплетались с повторением характерных мелодических паттернов, создавая ощущение последовательности. Никогда прежде композитору это не удавалось. Раньше русские стили сохранялись только для определенных чисел; в первой опере Глинки он доказал, что туземные техники могут нести в себе целую оперу. В Руслане и Людмиле различия заметны. Вместо того, чтобы воспроизводить постоянное преобладание русских народных тем и стилей в своей первой опере, Глинка создает смесь азиатских и европейских влияний. Включая некоторые черты русской народной песни, он также включает темы, основанные на финской, татарской и персидской музыке.

 

Одним из примеров включения Глинкой русской народной песни является рисунок 30, представленный в первых шести тактах каватины Людмилы в I акте Руслана и Людмилы. It uses the same melodic contour (relationship of intervals) as the Russian folksong in Figure 31.  

 

 

 

Рисунок 30: Каватина Людмилы (Руслан и Людмила, действие I)

Рис.

Музыкальные критики и историки спорят об истинной русскости опер Глинки с момента их премьеры. Большинство согласны с тем, что «Жизнь за царя» была первым великим проявлением русского композиционного национализма; острые дебаты вращаются вокруг Руслана и Людмилы. Некоторые теоретики музыки, например русский музыкальный критик Герман Ларош, утверждают, что вторая опера столь же русская, как и первая Глинки: «Знатоки наши, самоуверенно осуждающие Руслана и Людмилу как «немецкую» музыку и с такой же самоуверенностью защищающие А. «Жизнь за царя», как «русская» музыка, воистину оскорбляют тень великого артиста».

 

Однако оправдание Лароша в пользу Руслана и Людмилы в лучшем случае слабое. Он утверждает, что диатоника (использование только нот, доступных в гамме), которую можно найти в большинстве мелодий Глинки на протяжении всей оперы, является достаточным свидетельством присущей ей русскости. Даже если Глинка использовал мелодию для изображения нерусского персонажа или сцены, или даже если мелодии Глинки и отдаленно не звучали как архивная русская народная песня, Ларош называл их чисто русскими. Утверждения, подобные Ларошу, только подпитывают опровержения его оппонентов, когда они утверждают, что бесчисленное количество историков музыки и этномузыкологов сильно преувеличили предполагаемую «русскость» Руслана и Людмилы. Хотя в этом утверждении есть доля правды, если принять во внимание таких критиков, как Ларош, некоторые заходят так далеко, что говорят, что в опере так мало русских особенностей, что ее вряд ли можно считать частью национального канона. Это тоже кажется ложным. Если бы количество, а не качество было решающим фактором композиторского национализма, то бесчисленное множество предшественников Глинки претендовали бы на звание «отца русской музыки». Например, Верстовский и Алябьев, оба вышеупомянутые современники Глинки, жаловались, что публика презирает их подлинно русскую музыку и предпочитает музыку Глинки, несмотря на его европейское влияние. Правда, и Верстовский, и Алябьев содержат больше фольклорного материала, чем Глинка; однако Глинка интегрировал эти темы более изощренно, чем его сверстники.

 

Более важным, чем любое статистическое измерение фольклорного содержания, является намерение, стоящее за этим содержанием. Глинка, столь же хорошо знакомый с народной музыкой и традициями, вобрал в себя русское с беспрецедентной изобретательностью, мастерством и серьезностью.

НАСЛЕДИЕ:

Глинка был первым русским композитором, создавшим художественную музыку, которая была чем-то большим, чем простое подражание современным европейским стилям или синтетическое воспроизведение русской народной традиции. Он воспринял как национальные, так и международные влияния и развил настоящий русский голос, опираясь на обе традиции, а не отказываясь ни от одной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *