Самозванство это… Историческое расследование
Самозванство – это распространенное историческое явление, которое характеризуется незаконным присвоением имени или личности другого человека с целью обмана и получению определенных благ. Чтобы подлинно понять смысл данного термина, необходимо обратиться к историческим событиям.
Происхождение термина
Этимологически «самозванство» — это термин, который можно дословно раскрыть как «позвать себя на царство». Это объясняет характер кражи личностей не просто известных людей, а представителей монарших кровей. Активно термин использовался вплоть до 30-х годов XX века. В последующие этапы он фигурирует лишь в исторических произведениях. Можно сказать, что на сегодняшний день лингвисты относят термин «самозванство» к историзмам.
Самозванство на Руси
История России характеризуется периодическим появлением в обществе личностей, которые выдавали себя за правителей, чтобы дестабилизировать внутреннюю ситуацию в государстве. Классическим веком самозванства принято считать начало 17-го столетия, когда российское государство переживало так называемые Смутные времена. Официальное пресечение династии Рюриковичей в 1598 году дало почву для появления личностей, которые выдавали себя за спасшихся потомков Ивана Грозного. Самозванство в годы Смуты характеризуется появлением лживых государей, которые признавали себя настоящим царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV.
Лжедмитрий I, в народе Гришка Отрепьев, стал первым известным самозванцем в России, а также единственным, кому удалось сесть на российский престол. Почти целый год ему удавалось оставаться вполне легитимным правителем. Впоследствии же люди начали замечать странность действий царя: вёл себя он «не по-царски». Усугубила ситуацию свадьба Лжедмитрия с польской княжной Мариной Мнишек, которая была католичкой по вероисповеданию, а, следовательно, не могла занять российский престол. Совокупность фактов привела к тому, что в мае 1906 года «лживый царь» был жестоко убит благодаря заговору боярства.
В дальнейшем были предприняты еще две известные попытки назвать себя царем Дмитрием, однако эти Лжедмитрии не имели такого успеха, как первый самозванец.
Самозванцы в эпоху Екатерины II
С установлением династии Романовых феномен самозванства на время прекратил своё существование. Однако после гибели Петра III на престол взошла его жена Екатерина II, которая не была законной наследницей российского трона. Этот факт обусловил появление самозванца Емельяна Пугачева, который выдавал себя за спасшегося мужа императрицы. Как и в Смуту, обычный народ поверил самозванцу и восстал против официальной власти. Это была настоящая крестьянская война, которая все-таки закончилась поражением и смертью самозванца. Образ Емельяна Пугачева был использован в известном произведении русской литературы «Капитанская дочка». Александр Сергеевич Пушкин во всех красках описал кровавую крестьянскую войну под предводительством самозванца.
Пугачев был не единственным персонажем, с которым пришлось столкнуться императрице Екатерине II. В историографии фигурирует такая личность, как княжна Тараканова, которая якобы являлась дочкой покойной Елизаветы I, законной представительницей династии Романовых. Существует разные версии по вопросу о том, была ли она действительно самозванкой или нет. Судьба девушки закончилась печально, она погибла в темнице.
Причины популярности самозванства в России
Многие исследователи российской культуры и истории отмечают, что существует непосредственная связь между появлением самозванцев и национальным характером жителей России. Историки-культурологи заявляют о наличии стремления русского населения к обожествлению власти в лице царя, посланника Бога. Монархия в России исторически складывалась на протяжении веков, что в результате укоренило чувство подчинения и зависимости народа от власти, данной свыше. В глазах обычного населения правитель выглядел неприкосновенной и божественной фигурой, которая спасет государство от любых невзгод. Пресечение же династии казалось разрушением всего мироустройства России, поэтому появления «законных» наследников воспринималось населением положительно. Таким образом, самозванство – это особенность русского характера.
Самозванство в мировой истории
Самозванство – это не только российский феномен, он присущ и истории других стран мира. Например, в истории Франции фигурирует самозванец, который выдавал себя за Людовика XVII. Его кормилица и министр юстиции признали в нём подлинного монарха, однако общество и суд не поверили ему и выслали из Франции. Интересный факт, что самозванство данного исторического персонажа стоит под вопросом, а его предки до сих пор настаивают на признании Людовика XVII истинным представителем династии Бурбонов.
Случаи самозванства характерны также для истории Португалии, Англии, Шотландии, Персии, Македонии и многих других государств. Как мы видим, поддельные монархи появлялись не только в России, но и за рубежом.
«Говорят, царь – ненастоящий!» Топ-5 самозванцев государства Российского
Расцвет самозванства в России пришелся на годы Смуты, а отголоски этого явления прошли эпоху правления первых Романовых и успешно перекочевали в «золотой век дворянства» – восемнадцатое столетие. Чем удивительнее звучала история спасения очередного государя, тем легче в нее было поверить
Порождение СмутыПосле событий Смутного времени прошло уже несколько десятилетий, как вдруг за пределами Российского государства объявился царевич Иван Васильевич, сын Василия Шуйского.
Самозванец, настоящее имя которого Тимофей Анкудинов, родился в 1617 году в семье мелкого вологодского торговца. Благополучно отучившись в монастырской школе, он стал келейником новгородского архиерея Нектария, а затем и вовсе женился на его внучке. В 1636 году Нектарий скончался, а новый архиерей, по-видимому, не слишком благоволил Тимофею. К тому времени Анкудинов почти ничего не оставил от приданого супруги (все ценности он проиграл в зернь), но не отчаялся и поехал пытать счастья в столице.
Устроившись писцом при князе Черкасском, Тимофей Анкудинов получает в свое распоряжение невиданные суммы и начинает нести ответственность за все поступающие в казну налоги с многочисленных приказных кабаков и кружечных дворов, число которых к середине XVII века превысило тысячу. Будучи авантюристом по натуре и, как выяснится впоследствии, по призванию, Анкудинов в течение нескольких лет с размахом злоупотребляет своими полномочиями. В попытках избежать обвинений в растратах средств из казны Тимофей подстроил собственную смерть: взяв из своего дома все ценности, он поджег здание вместе со спящей женой! Согласно данным ревизии, Анкудинов должен был погибнуть в этом доме.
Царь и великий князь Василий Иванович Шуйский. Копия из «Титулярника» XVII века
Источник: https://uploas.wikimedia.org
В действительности преступник был уже на пути в Польшу. Въезжая в Варшаву, он объявляет себя чудом спасшимся сыном царя Василия Шуйского, чем вызывает интерес короля Владислава IV, в свое время отказавшегося от претензий на русский престол. Иллюзий относительно происхождения Лжеивана Васильевича король не испытывал, однако наградил его жильем, слугами и даже небольшим войском. «Нам ведомо, что он вор, но через него я принесу много хлопот Московии», – говорил Владислав.
После смерти польского короля Тимофей Анкудинов резко меняет свой «политический курс» и бежит к Богдану Хмельницкому, где находится до прибытия в Переяславль русского посольства. Следующей точкой маршрута самозванца оказалась ставка крымского хана, где Анкудинов принял ислам и уверил правителя в своих добрых намерениях. Но и здесь «царевич» не задержался надолго, отправившись на сей раз в Швецию, где его ожидала королева Кристина.
Пользуясь своим даром очаровывать людей и устраивать настоящие театрализованные представления, самозванец добился интереса и доверия скандинавской правительницы. К тому же он был близок королеве по духу: в отличие от своих чинных современниц, Кристина предпочитала проводить время за традиционно «мужскими» развлечениями, любила охотиться и ездить верхом, а также вести беседы о науке и философии. По распоряжению королевы Тимофей получает финансовую помощь, личное имение и военную поддержку. Когда королеве доложили об истинном происхождении самозванца и потребовали выдать его для суда, было уже поздно: «царевич» бежал и присоединился к труппе бродячих артистов, с которой странствовал по немецким княжествам.
Портрет королевы Швеции Кристины
Источник: https://liveinternet.com
Среди прочих самозванцев Тимофей выделялся и своим литературным талантом. Он фактически стал одним из первых русских поэтов, сочинял едкие стихотворения с критикой первых Романовых и хвалебные оды всем монархам, приютившим его в своих странах (все они еще со времен Смуты имели претензии к Российскому государству). Названия были соответствующими: «Декларация московскому посольству», «Похвала турецкому султану», «На нынешнюю московскую власть», «На Филарета митрополита». Кроме того, Анкудинов издавал указы от лица мифического Ивана Шуйского, для которых даже изобрел особый формуляр и печать.
К сожалению для Тимофея Анкудинова, стать неуловимым авантюристом ему не удалось – подвела тяга к воровству. После очередного мелкого преступления он был схвачен и по приказу герцога Голштинского выдан царскому правительству. В 1654 году самозванец был четвертован и включен в список преданных анафеме, в котором упоминался вплоть до XIX столетия.
Лжепетр и вредная привычкаОдним из государей, чью репутацию регулярно портили самозванцы, был сам Петр Великий. Преобразования царя-реформатора первое время не встречали понимания у народа: так и родился миф о Петре Алексеевиче, сгинувшем во время Великого посольства. О том, кто же тогда занимает российский престол, людям было неизвестно. Со временем стали поговаривать, что самозванцев из-за границы «поставляет» приближенный царя Александр Данилович Меншиков, интриган и опытный царедворец.
Петр I и А.Д. Меншиков в Летнем дворце. Художник Николай Рябинин
Источник: https://antexgallery.lv
Подобные слухи породили появление в России множества «настоящих царей», одним из которых стал некто Тимофей Кобылкин. Любопытно, что прикинуться государем его заставила не жажда власти, а неприятная ситуация. Однажды купец Кобылкин возвращался в родной Псков, но по дороге был ограблен «лихими людьми», в результате чего оказался вынужден продолжать свой путь пешком и без копейки в кармане. Останавливаясь на ночлег в придорожных трактирах, Кобылкин называл себя то царем, то капитаном Преображенского полка Петром Алексеевым, а взамен на свои увлекательные истории получал бесплатную еду и горячительные напитки. Они-то и сыграли злую шутку с неудавшимся самозванцем. Тимофей Кобылкин расхрабрился настолько, что начал рассылать воеводам угрожающие депеши, подписываясь чужим именем.
Портрет Петра I. Художник Г. Кнеллер, 1698 год
Источник: https://upload.wikimedia.org
Несмотря на отменное чувство юмора, Петр I поведения псковского купца не оценил. Царь повелел дождаться возвращения Кобылкина домой, где того арестовали, пытали и казнили. А ведь мог бы наградить медалью «За пьянство» и отпустить с миром!
Предшественник ПугачеваИмя Емельяна Пугачева как самого известного самозванца, выдававшего себя за Петра III, постоянно возникает, когда речь идет о правлении Екатерины Великой. Но был ли Пугачев первым?
Коронационный портрет императора Петра III. Художник Лукас Конрад Пфанцельт, 1761 год
Источник: https://upload.wikimedia.org
Почти на десятилетие казака опередил беглый солдат Гаврила Кремнев – он представился спасшимся супругом императрицы еще в 1765 году. Отслужив в армии 14 лет, Кремнев бежал из полка и привлек на свою сторону пару крепостных крестьян, обещая им волю. Затем самозванец обзавелся лошадью и отправился по близлежащим селам, собирая все больше сторонников. Поначалу он не решался назваться именем Петра Федоровича и представлялся как «капитан на императорской службе», но затем осмелел и заявил ни много ни мало о правах на престол. От своего первого имени Гаврила Кремнев тоже не отказывался и говорил, что оно помогает ему спасаться от убийц, нанятых Екатериной II.
Беглым крестьянам, поддержавшим его в самом начале, самозванец присваивает чины генералов, а также вступает в сговор со священником Львом Евдокимовым и призывает его убеждать всех, что государь император не был убит фаворитами императрицы, отправив вместо себя на смерть верного солдата. Народ встречал Гаврилу Кремнева с иконами и хоругвями.
В моменты наибольшей популярности «Петра Федоровича» войско Кремнева насчитывало до полутора тысяч человек, однако стремительно развалилось, как только на подавление бунта был прислан эскадрон гусар.
Вид на Нерчинск. Гравюра 1710 года
Источник: https://upload.wikimedia.org
Дальнейшая судьба самозванца была незавидной, но все же не такой печальной, как у его последователей. Его не казнили, а сослали на вечное поселение в сибирский город Нерчинск. Правда, предварительно Екатерина II приказала возить Гаврилу Кремнева по городам и весям, привязав к его груди доску с надписью «Беглец и самозванец», а также прилюдно сечь кнутом. После завершения поездки Кремнев получил клеймо: теперь на лбу у Гаврилы виднелись буквы «БС» (Беглец и Самозванец).
Чудом спасшийся государь Петр ФедоровичЕмельян Пугачев, кажется, не усвоил уроков прошлого самозванца и начал свою собственную борьбу с государыней императрицей.
До восстания 1773–1775 годов казак Пугачев принимал участие в Семилетней и русско-турецкой войнах, но в 1771 году по состоянию здоровья был возвращен в станицу Зимовейскую. Находясь на малой родине, он хотел подать в отставку, но получил отказ. Так закончилась история хорунжего Емельяна Пугачева. И началась история «чудом спасшегося» царя Петра Федоровича.
Пугачев. На казнь. Художник Дмитрий Березин
Источник: https://arthive.com
Впервые самозванец объявился у яицких казаков, которые проживали на отдаленных рубежах Российской империи, а затем стал популярен среди крестьянства. 31 июля 1774 года он издал манифест от лица Петра III с призывом «злодеев дворян… ловить, казнить и вешать». Характерно, что для обозначения легитимности своей власти самопровозглашенный государь не придумывал ничего нового. Чины, пожалования за службу – все повторяло уже существующие при дворе постановления и традиции. Государственные акты, издаваемые Пугачевым, так же носили названия указов или манифестов, а вышеупомянутый манифест 1774 года впоследствии назовут «Жалованной грамотой крестьянству». Он освобождал крепостных от податей и отягощений, «чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев».
После подавления бунта Пугачев был схвачен и в ноябре 1775 года доставлен в Москву. Клетку с мятежным самозванцем сопровождал герой русско-турецких войн и прославленный полководец А.В. Суворов. После проведения следствия состоялся суд, который постановил приговорить Емельяна Пугачева и нескольких его соратников к четвертованию. Приговор был приведен в исполнение на Болотной площади.
Казнь Емельяна Пугачева. «Прости, народ православный». Художник Виктор Маторин
Источник: https://gallerix.ru
Несчастья и приключения княжны ВладимирскойПока в России шла крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, в Европе объявилась его (а точнее – Петра Федоровича) родственница. Некая «принцесса Владимирская» увлеченно рассказывала о том, что Пугачев – ее сводный брат, который воюет за трон для истинной правительницы.
О самозванке, получившей в дальнейшем прозвище «княжна Тараканова», впервые стало известно в Польше в 1773 году. Передавались слухи, дескать, совсем недалеко живет дочь Елизаветы Петровны и ее фаворита Алексея Разумовского, мечтающая вернуть трон взамен на некоторые территориальные уступки. Сама княжна, или принцесса, объясняла, что до 1753 года жила в России вместе с матерью и должна была унаследовать престол (а Петр III стал бы регентом), но Екатерина II захватила трон и отправила соперницу в Сибирь, откуда та выбралась при помощи верных подданных.
Княжна Тараканова. Художник Константин Флавицкий, 1864 год
Источник: https://upload.wikimedia.org
Сторонники княжны рассчитывали привести ее к власти, пока Екатерина Великая занята подавлением пугачевского восстания и войной с Турцией, однако победы русского оружия нарушили эти планы. Тогда княжна обратила внимание на Алексея Орлова (брата фаворита императрицы), эскадра которого базировалась в порту Ливорно. Отправив Орлову «манифест Елизаветы Владимирской», она предложила ему выступить на ее стороне, обещая покровительство и царские милости. По замыслу самозванки, Орловы, чье влияние при дворе ослабевало, должны были ухватиться за возможность вернуть утраченные позиции.
Алексей Орлов откликнулся на предложение княжны, общался с ней почтительно и быстро завоевал доверие. В феврале 1775 года он пригласил ее в Ливорно, чтобы осмотреть эскадру. Когда самозванка поднималась на борт флагмана «Святой великомученик Исидор», матросы и офицеры в парадной форме встречали ее криками «Ура!» и салютом, а потом вдруг объявили, что она арестована. Граф Орлов и на этот раз не подвел Екатерину II: сразу после получения «манифеста» самозванки он оповестил о нем императрицу и действовал согласно ее указаниям.
Комендантский дом, в подвале которого самозванка содержалась до самой смерти
Источник: https://upload.wikimedia.org
Находясь под стражей, Елизавета Владимирская не призналась, кем является на самом деле, что породило массу мифов и загадочных историй о ее личности. Кстати, именем «княжна Тараканова» она не пользовалась никогда: его придумал французский дипломат Жан Анри Кастера спустя 20 лет после смерти самозванки.
В 1864 году художник Константин Флавицкий написал картину, героиней которой являлась княжна Владимирская, погибающая во время наводнения. На самом деле жизнь самозванки оборвалась куда менее живописно: 15 декабря 1775 года она умерла от туберкулеза в Петропавловской крепости. Происхождение Елизаветы Владимирской так и не удалось выяснить.
Обложка: Суд Емельяна Пугачева. Художник В.Г. Перов, 1879 год. Источник: https://upload.wikimedia.org
Смотрите также:
Новый взгляд на сечение: как в Российской империи отменили телесные наказания
Как стать царем: знаковые, необычные и трагические коронации в истории России
Кто она – главная модница России?
Как Емельян Пугачев хотел всех крестьян вольными сделать, а дворян истребить
«Буду царствовать или погибну»: тайна дворцового переворота 1762 года
Проект MUSE — Свобода беглецов: Невероятная жизнь двух самозванцев в позднеколониальной Мексике Уильяма Б.
Тейлора (обзор) Уильям Б. ТейлорМэтт О’Хара
Свобода беглеца: Невероятная жизнь двух самозванцев в поздней колониальной Мексике Уильям Б. Тейлор. Беркли; Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета, 2021 г.
Уильям Тейлор — выдающийся историк ранней мексиканской истории, чья предыдущая работа, отмеченная наградами, реконструировала различные истории, от земельных поместий до социальных волнений и религиозной жизни. В этой работе он обращает свое внимание на тему, которая выходит за рамки многих предыдущих тем: на историю самозванцев. В небольшой и удобной для чтения книге он исследует жизнь двух мошенников, Джозефа Агуайо и Хуана Атондо, которые широко странствовали по центральной Мексике в поздний колониальный период (Агуайо во второй половине восемнадцатого века и Атондо в первые десятилетия девятнадцатого века). век). Среди многих других обманов оба были серийными самозванцами священников и использовали социальный капитал, который пришел с клерикальной идентичностью, в попытках улучшить свою судьбу.
После убедительного введения, которое помещает самозванство в историю Новой Испании, первые две главы рассказывают о карьере Агуайо и Атондо как мошенников, основанных в основном на документах из их многочисленных столкновений с Инквизицией. Хотя в исторической литературе об Испании раннего Нового времени и Новой Испании бродяги и самозванцы часто называются «социальными типами», редко можно найти много подробностей об их жизни. Тейлор, напротив, дает читателю подробные описания этих людей и их обстоятельств благодаря обширным записям, в которых задокументированы их выходки, и предлагает читателю ровно столько деталей, сколько нужно, чтобы оживить сцену. Он также использует их истории для изучения ряда ключевых тем ранней мексиканской истории, таких как меняющееся значение свободы в этот период, социальная ценность религиозных символов и ритуалов и ограниченная власть институтов в формировании общественного порядка.
В третьей главе мы отступаем от бессвязных рассказов Атондо и Агуайо и знакомимся с плутовской литературой Испании раннего Нового времени и Новой Испании. Как отмечает Тейлор, главные герои плутовской фантастики дрейфовали «как пробки в бурном потоке, двигаясь туда, куда их несет течение… -жизнь жуликов Агуайо и Атондо. В последней главе Тейлор использует тип pícaro , чтобы рассмотреть жизни двух своих мошенников. Все имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Агуайо был непревзойденным мошенником, знатоком своего дела, всегда в движении и не выказывающим истинного раскаяния в своих обманах. Атондо также был профессиональным негодяем, в какой-то момент бросившим жену и ребенка и даже укравшим лучшую одежду своей жены на пути к двери. Но Атондо был мошенником с «неуправляемым» сердцем. Временами казалось, что он искренне призван к религиозной жизни, даже несмотря на то, что его блуждающие пути означали, что он никогда не мог достичь этого, за исключением многочисленных актов обмана священников, которые включали признание кающихся, не знающих его истинной личности.
Результатом этой творческой структуры является чрезвычайно полезная книга, полная тщательных и тщательных исследований Тейлора. Также она написана в живом стиле, что понравится неспециалистам и магистрантам. Тейлор ссылается на современных аферистов и мошенников, современное понимание биполярного расстройства (с которым, возможно, боролся Атондо), и игривые современные ссылки, чтобы довести до сознания свои исторические моменты (карточка Diners Club и Хитрый Койот даже появляются). Прежде всего, книга характеризуется проницательным историческим анализом Тейлора, который оживляет прошлое, но всегда рассматривает его собственные термины и всю его сложность. В совокупности эти прекрасные качества составят Fugitive Freedoms — отличный выбор для поступления на курсы бакалавриата или магистратуры в колониальной Мексике или ранней Латинской Америке. Я с нетерпением жду возможности поговорить об этом со своими студентами, а также обсудить это с коллегами-специалистами.
Мэтт О’Хара
Калифорнийский университет в Санта-Круз
Copyright © 2021 Matt O’Hara and The Johns Hopkins University Press
ПАПА ДЖОАН
Домашняя страница |
Информационный центр ChurchinHistory
www. churchinhistory.org
ПАПА ЖАННА
ВВЕДЕНИЕ
С 1970 года британская публика получила несколько книг, радиопостановку и лондонскую сцену. пьеса, утверждающая, что когда-то женщина царствовала как папа. Полнометражный фильм 1972 года под названием «Папа Иоанна». также представил ее как своего центрального персонажа. Этот фильм, показанный в Америке, назывался «Обман дьявола». Из этих различных источников у многих сложилось впечатление, что она была реальной исторической личностью. Другие, сомневаясь в полной истории, у них осталось ощущение, что часть ее могла быть правдой.
Хотя эта легенда имеет долгую историю, она полностью вымышлена. Основной аккаунт на котором основана эта история, приписывается Мартину Полонусу, уважаемому доминиканскому историку, который жил в 13 век. Счет можно перевести следующим образом:
После вышеупомянутого Льва Иоанн, англичанин по происхождению (Johannes Anglicus nationale
/nativitate), приехавший из Майнца, занимал кафедру два года, пять месяцев и четыре дня, и понтификат был вакантным. один месяц. Он умер в Риме. Утверждается, что он был женщиной. И будучи в юности увезен любовником в Афины
в мужском платье она сделала такие успехи в различных науках, что равных ей не было. Чтоб потом
читая лекции о Тривиуме в Риме, у нее были великие мастера для ее учеников и слушателей. И поскольку она была
пользуясь большим уважением в городе как за свою жизнь, так и за свои знания, она была единогласно избрана папой. Но пока папа
она забеременела от человека, с которым была близка. Но не зная времени ее родов, идя
из собора св. Петра в Латеран, будучи взятой в родах, она родила ребенка между Колизеем и св.
Климентовская церковь. И после смерти она была, как говорят, похоронена на этом месте. И поскольку Господь Папа всегда
отворачивается от этого пути, есть люди, которые полностью убеждены, что это делается из отвращения к факту. Ни
занесена ли она в Каталог Святых Пап как из-за ее женского пола, так и из-за грязного характера
транзакции ((HT 6)).
[Ссылка на Льва в этом отрывке относится к Льву IV].
В другом переводе «Джон, англичанин по происхождению…» переводится как «Джон Англикус…» при этом второе слово рассматривается как фамилия ((RDP 11)). Те, кто продвигал историю женщины-папы, также указали на сочинения других уважаемых летописцев, римские обычаи и принятие истории более поздними папами.
ТАК ЧТО ТАКОЕ ФАКТЫ?
Лев IV был папой с 847 по 17 июля 855 года. Коронация Бенедикта III состоялась 29й Сентябрь того же года, и он жил до 858 года. Таким образом, Джону Англикусу (Джону Инглию) не место, чтобы иметь царствовал между ними 2 1/2 года. Этот период истории хорошо задокументирован, и преемственность Бенедикта III в течение нескольких месяцев после смерти Лео хорошо засвидетельствовано. Например:
1) Представители были посланы епископом Реймса в 855 г. с документами Льву IV. Во время по пути они узнали о смерти Льва, а по прибытии в Рим узнали об избрании Бенедикта. Это указывает на короткое период между смертью Льва и избранием Бенедикта ((RDP 39-40)).
2) После избрания Бенедикта требовалось одобрение императора Лотаря, жившего в Галлии. прежде чем коронация могла продолжаться. Император умирал, поэтому его одобрение не было получено быстро. Анастасий, священник, осужденный Папой Львом IV за пренебрежение своими обязанностями, воспользовался этой задержкой, чтобы заключить Бенедикта в тюрьму. и завладеть папским престолом. Среди людей поднялся шум, и через несколько недель Императорский посланник признал Бенедикта III. Анастий был свергнут, и 29 сентября последовала коронация Бенедикта.й того же года. В сообщениях об этом споре нет упоминания о женщине, выдававшей себя за папу ((RDP 38-40)).
3) Анастасий, находившийся в центре спора, позже написал книгу, в которой записал что между Лео и Бенедиктом было меньше трех месяцев. Он не упомянул о женщине-папе ((RDP 12-14)).
4) Лотарь умер за день до коронации Бенедикта, но эта новость не сразу распространилась. Рим. Таким образом, на памятных монетах коронации Лотарь был назван императором с одной стороны, а Бенедикт — папой с другой.
5) Декретал, изданный Бенедиктом III для монастыря в Корби, датирован 7 октября 855 г. ((RDP 38)).
6) Папа Николай I, правивший с 858 по 867 год, неоднократно упоминал, что ему удалось Бенедикт III, сменивший Льва IV ((RDP 40)).
7) Во время правления Бенедикта возник спор о том, кто должен быть патриархом Фотий или Игнатий. Константинополя. Папа Николай I послал легатов для вынесения решения. Они поддержали Фотия, но папа Николай отрекся их, объявив за Игнатия. В ответ Фотий написал серьезные, но полемические антиримские произведения. Если женщина папа если бы он правил менее двух лет назад, он не проигнорировал бы скандал. Тем не менее, он ясно признал, что Бенедикт III последовал за Львом IV ((RDP 40)).
8) Английские летописцы уделяли особое внимание папе Льву IV. Когда Альфред Великий был маленьким мальчика его взял в Рим король Этельвульф, его отец.
Находясь там, Альфред принял таинство конфирмации. от самого Льва IV. Если Джон Англикус был в то время выдающимся англичанином или англичанином по происхождению, как он якобы был и находился в центре церковных дел, Этельвульф и его свита, несомненно, встретил его. Тем не менее английские летописцы, всегда заинтересованные в сообщении о славе тех, кто связан с их собственной раса, не упоминайте о нем ((HT 9)).9) В 1020 году папа Лев IX обвинил церковь в Константинополе в допущении злоупотреблений. В качестве примера, он сказал, что, позволив евнуху быть патриархом, возможно, когда-то у него была женщина-патриарх. Лео бы не выбирал бы такой аргумент, если бы 165 лет назад была женщина-папа. Примечательно также, что Константинополь не упомянул об этом предполагаемом инциденте в своем ответе ((HT 10)).
10) Ни один современный летописец, ни одно письмо, написанное где-либо в Риме или Европе, не упоминает папа, родивший публично. Тем не менее, это было бы новостью века.
ИНТЕРПОЛЯЦИЯ
Первые упоминания об Иоанне Англикусе появились более чем через 400 лет после его «царствования». Мартин фон Траппау, обычно известный как Мартин Полонус, поскольку он был из Польши, стал папским капелланом. Находясь в Риме, он воспользовался быть рядом с архивами Ватикана, чтобы написать историю пап. Его книга записала Бенедикта III после Лев IV в обычном порядке. Хотя в самых ранних изданиях его книги нет и намека на папу-женщину, опубликованные несколько лет спустя содержат историю, описанную выше. Видно, что он был втиснут в край и добавлено к нижней части страницы рукописи. Именно рукописи, содержащие эту интерполяцию, были скопированы и распространены по всему известному миру. Положение Мартина как папского капеллана придавало его книге полуофициальный характер. статус в христианском мире. Она стала авторитетной историей пап и использовалась во всех учебных заведениях.
При нормальных обстоятельствах кто-то, имеющий доступ к архивам Ватикана, несомненно, бросил бы вызов история в последующие годы. Но обстоятельства не были обычными. Как только Полон закончил писать в около 1275 г. он уехал из Рима в Полани и умер в пути. В 1303 году французская армия заняла Рим и захватила папа. За коротким правлением его преемника последовал год, когда папская кафедра оставалась вакантной из-за французских вмешательство. В конце концов под давлением Франции в 1305 году был избран один из ее соотечественников, Климент V. никогда не покидал родной земли. Этот «папский плен» во Франции пап длился до 1367 года, когда Урбан V посетил Рим на три года. Поскольку его контролировали разбойники, он отступил во Францию. Постоянного возвращения в Рим не было достигнуто до 1377 г.
За эти 72 года изгнания Черная смерть опустошила народы Европы. В попытке для укомплектования приходов и монастырей в священнический сан принимались люди с меньшими способностями. Стандарт образования падало, и времени на исследования оставалось мало. К 1377 году вся Европа, включая папу, считала интерполяция, чтобы быть правдивой историей. Даже после возвращения в Рим общественные волнения не способствовали спокойной учебе. в течение нескольких лет.
ДРУГИЕ ХРОНИКИ
Те, кто утверждает, что женщина-папа существовала, указывают на Хроники, предшествующие Мартину Полону, которые намекают на нее. Основные из них:
Liber Pontificalis Анастасия в 9 веке ((HT 12)).
Historiographi Мариана Скота 1083 г. ((HT 12)).
Хронография Сигебурта из Гемблура , 1105-1112 ((HT 12)).
История пап епископа Оттона Фризингенского, 1146 г. ((HT 12)).
История Ричарда Пуатье 1172 года ((HT 12)).
Пантеон работы Готфрида из Витербо, ок. 1186 г. ((HT 12)).
История Герваза из Тибери в 1214 году ((HT 12)).
Но во всех этих случаях самые ранние рукописи не упоминают папу-женщину. есть в редакциях произвел некоторое время после 1275 года, что она появляется. Тщательное изучение показывает, что, когда эти книги были переизданы после этой даты была использована возможность добавить дополнительную информацию, которую можно найти в работе Полонуса. В несколько раз было добавлено примечание о том, что дополнительный материал был «по Полонусу» ((HT 2 и RDP 14-16)). Таким образом, хотя эти Хроники были впервые написаны до Полона, они не содержат какой-либо самостоятельной информации. свидетельство женщины-папы.
ТАМОЖНЯ
После возвращения папства в Рим в 1377 году поток деловых посетителей, туристов и паломников значительно увеличилось. Был опубликован туристический путеводитель Mirabilia Urbis Romae, в котором не только принял историю «Джона Англика», но добавил свои собственные идеи. Посетители хотели увидеть место «рождения», так появился мемориал с надписью. Рядом с дорогой была установлена статуя или обозначена более ранняя статуя. Эти удовлетворяли туристическую торговлю, но нет никаких свидетельств их существования до 1377 г.
Для папы традиционно было путешествие процессией из своего дворца в Латерану, а не вдоль прямой дорогой, но более длинным маршрутом. Эта традиция, по-видимому, установилась задолго до 1275 г. вряд ли автор вставки сослался бы на событие, которое его современники знать было неправдой. Этот маршрут продолжал использоваться почти до конца 16 века. Это была интерполяция в работе Полонуса, которая ввела понятие объезда, сделанного для того, чтобы показать отвращение к улице в котором папа родил. Но после возвращения папы в Рим в 1377 г. эта причина была принята как часть Рассказ Джона Англика. В 1486 году папа намеренно пошел более коротким путем, чтобы разрушить это суеверие. Общепринятое сегодня мнение состоит в том, что прямой путь был узким и его можно было использовать только с трудом. Также возможно, что это мешало бы торговцам, так как Папе приходилось часто ездить туда и обратно. Латеранский. В 1590 дорога была расширена и впоследствии использовалась для шествия.
Впечатляющий мраморный трон среди музейных экспонатов хранился в Ватикане. Этот трон имел отверстие в сиденье и, возможно, первоначально использовался в римских банях. Распространился слух, что его использовали в папской хиротонии, чтобы пол папы можно было проверить во время церемонии, чтобы избежать повторения предыдущей ошибки. Такая процедура не упоминается в Ordo Romaus, содержащем указания для обряд освящения.
ДОКТРИНА
Одна из причин, по которой не было дано срочного оспаривания этой истории, заключалась в том, что она не затрагивала учение. Именно епископ Рима принимает на себя власть Папы. Поскольку Церковь считает, что Она не обладают властью посвящать женщину в качестве священника или епископа любую церемонию «посвящения» с участием женщины не будет иметь никакого эффекта. Поэтому все летописцы относились к ней как к ненастоящему папе и считали, что Престол Рима был вакантным в годы ее предполагаемого самозванства.
Аргумент, использованный Яном Гусом на Констанцском соборе в 1414-1415 гг., заключался в том, что когда Церковь была без папы, а самозванка (он назвал ее папой Агнес) сидела на папском престоле, церковь Христос не перестал действовать. Его оппоненты не оспаривали историческую достоверность его заявления, но отрицал, что это обстоятельство имело доктринальное значение ((RDP 36)).
ДРУГИЕ ‘ПАПА ДЖОАНС’
Взглянув на список понтификов, видно, что Папа Иоанн XX не появляется. Это привело к утверждению что он был «папа Иоанна». Но это не так. Иоанн XIV правил с 9 г.83–84 и Иоанна XV с 985–986 гг. На период в между ними могущественный человек получил контроль над Римом и провозгласил себя папой. Он держал папу Иоанна XIV в тюрьме четыре месяца, где он и умер. Сотни лет спустя выросло мнение, что посаженный в тюрьму папа был Иоанн отличается от Иоанна XIV и должен был быть назначен Иоанном XV. Это означало бы, что все папы с имя Иоанна после этой даты будет неправильно пронумеровано. Поэтому, когда 300 лет спустя другой Джойн стал папой, он называл себя Иоанном XXI, а не XX. Позже историки установили, что первоначальная нумерация была правильной. Но эта неразбериха привела к пропуску Иоанна XX. Это временное сомнение касалось инцидента 130-летней давности. после предполагаемого существования Иоанна Англика.
ПОСЛЕДНЯЯ ИСТОРИЯ
Самое раннее свидетельство того, что образованные люди сомневались в легенде, содержится в переписке епископа Сиены в 1451 году. Но, хотя в частном порядке он подвергал сомнению эту историю, статуя мифического папы не был удален из своего собора. Указание на трудность оспаривания «установленной мудрости» может можно увидеть в письме, написанном префектом библиотеки Ватикана в 1479 году. Письмо другу об истории он добавил: «Все то, что я упомянул, широко распространено, хотя авторами малоизвестными и не заслуживающими доверия, поэтому я рассказал их кратко и ясно, чтобы меня не сочли упрямым и настойчивым в опуская то, что почти все считают истинным». Так что в следующие полвека история была понижена образованный класс классу мифа, хотя он все еще господствовал среди менее образованных. Без сомнения, это было бы вымерли в последующие годы, если бы протестантское восстание не произошло в 16 веке. История папы рождение незаконнорожденного ребенка стало частью протестантской полемики и было включено в навязанное государством история, которую преподают в протестантских странах. Имя «Жанна» придумали протестантские писатели.
Но в 19 веке даже протестантские страны признали, что эта история была ложной, только чтобы поддерживать жизнь в 20-м небольшими сектами. Недавнее возрождение произошло благодаря небольшому числу писателей, часто мужчина, злоупотребляющий феминистским движением как средством распространения басни.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФА
Хотя можно показать, что история женщины-папы была мифом, возникает вопрос, как и почему оно возникло. Любой ответ может быть только догадкой, но есть подсказки.
Хроника Салернитанума около 980 г. сообщает, что во время правления Карла Великого патриарх Константинополь держал в своем дворце племянницу, переодетую евнухом. После смерти Патриарха она была избрана заменить его. Хроники продолжали рассказывать, что принц Арихис из Беневенто был проинформирован дьяволом во сне. об этой «племяннице». Арихис отправил послов в Константинополь, и женщина была низложена ((RDP 57)). Карл Великий правил с 768 по 814 год, и из контекста отрывка мы также знаем, что это произошло во время правления папы Стефана. Стефан IV был папой с 768 по 772 год, а с 766 по 780 год Никита был патриархом. Известно также, что Никита был евнухом, поскольку они не были лишены священства, если их состояние не было связано с членовредительством. В восточной части Церкви духовенству не разрешалось бриться. Так как Никита, вероятно, не мог отрастить бороду, он оказались женственными ((RDP 57)). Район Беневенто в Италии в то время был частью Византийской империи. из Константинополя. Так что эта история могла быть частью политически мотивированного шага по подрыву авторитета императора, согласившегося на избрание Никиты. Нет никаких доказательств того, что Никита был отстранен от должности. ((RDP 57)), но эта история стала хорошо известна в Италии.
В 1054 году Константинопольская церковь восстала против власти Рима и в течение этого года Папа Лев IX написал Патриарху, обвиняя его церковь в небрежном соблюдении Священного Закона. Экстракт гласит: «Не дай Бог нам верить в то, что общественное мнение, не колеблясь, утверждает, произошло за Константинопольская церковь; а именно, что в продвижении евнухов без разбора против Первого Закона Совета из Никеи, он однажды возвел женщину на престол своего понтифика». Далее он сказал, что, исходя из того, как Константинополь действовал, событие могло легко произойти. Вполне возможно, что именно эта история вновь всплыла в искаженная форма где-то в Западной Европе сотни лет спустя. Хотя титул «понтифик» широко использовался на востоке, на западе оно вскоре стало относиться только к римскому епископу. Это могло быть причиной путаницы тому, кто живет в северной Европе. Примечательно, что в инциденте был замешан «Папа Лев». письма и рассказа Иоанна Английского ((RDP 58)). Кроме того, узурпатор разоблачен «злым духом» в обоих случаях. в истории Арихиса и в одном из первых намеков на папу-женщину (Chronica Minor Exphordensis) около 1270 г. ((НТ 5)).
ПОЧЕМУ В КНИГУ ПОЛОНА БЫЛА ДОБАВЛЕНА ИНТЕРПОЛЯЦИЯ?
Опять же, можно строить догадки только на основе нескольких подсказок. Первый намек на самку Папу можно найти в Chronica Universalis Mettensis, написанной неизвестным автором ((HT 2)). В нем появляется примечание: «Вопрос. В отношении некоего папы или, скорее, пап, потому что она была женщиной, которая притворялась мужчиной». .. В один день, когда он ехал верхом, он родил ребенка’ ((h2 3)). Этот отрывок был вставлен между 109 лет9 и 1100 г., когда Папой был Пасхал II. Вскоре после этого Джон де Майи повторяет «Вопрос» в своей книге. ((РДП 16)). Стивен де Бурбон несколько лет спустя переписал рассказ и, позволив себе увлечься негодованием, отнесся к этому как к фактическому, хотя и добавил «как утверждается в хрониках» ((HT 4)). Тогда более краткая версия появился в «Chronica Minor Exphordensis», автор признал, что имя и дата – годов «ложного папы» неизвестны ((HT 5)). Эти книги были бы в обращении, пока Мартин Полонус занимался поиском в архивах Ватикана, и они, скорее всего, были доведены до его сведения.
Некоторые монахи в то время были недовольны тем, что Папа ограничил их деятельность. мог привести к духу, который хотел высмеивать работу папства. История правления женщины-папы в 1099 году длился недолго, но 855 год стал утверждаться. Когда Полон проигнорировал эти невежественные сплетни, некоторые монахи могли счесть это унизительным разоблачением своей легковерности.
Как только его книга была закончена, Полон покинул Рим, чтобы стать епископом в Польше, но умер следующий год. Это оставило бы побежденным возможность надавить на человека, который осталось размножить экземпляры книги, чтобы включить ссылку на их мнение. Книги приходилось переписывать руку в то время. Они могли бы возразить, что для того, чтобы книга была полной, в ней должна быть хотя бы упомянута эта цифра. раздора. Ради мира и единства у ответственного лица возникло бы искушение разрешить некоторое упоминание «Иоанн Ангилик». Весьма примечательно и имеет большое значение, что добавление к работе Полона не не сказать, что Иоанн Англикий существовал. Мы читаем: «Он, утверждается была женщина… А потом умерла, она была, она есть сказала … есть некоторые полностью убежденные что…’
Итак, этот вставной абзац, написанный неизвестной рукой, на котором держится вся легенда.