Жизнь и быт древних славян кратко: Жизнь древних славян — Русская историческая библиотека

нравы, обычаи и быт славянских народов

История

12.11.21

14 мин.

Жизнь древних славян изучают на уроке истории в 5 классе. Эти народы населяли территорию Восточной и Центральной Европы. Первые племена возникли еще за 3 тысячелетия до н. э. Через время они организовали родовые общины и начали проживать семьями. В процессе исторического развития люди создали собственную самобытную культуру, религиозные представления и быт.

Оглавление:

  • Кратко об истории славян
  • Нравы и быт
  • Особенности гигиены
  • Древние ремесла
  • Религия и обряды
  • Отношения в семье

Кратко об истории славян

Сегодня множество споров относительно того, как жили наши предки славяне и кем они были на самом деле. Большинство сообщений, картинок и исторических сведений, которые смогли бы пролить свет на происхождение, условия, образ жизни и их окружающий мир в древности, навсегда потеряны.

Исследователей и историков, которые в то время пытались пролить свет на эту ситуацию, подвергали преследованиям и уничтожали их работы. В качестве примера можно выделить Ломоносова, именно он подвергался жесткой критике со стороны иностранцев, которые заседали в Российской академии наук. А его доклады до неузнаваемости переделывал немец-историк и издавал после кончины великого русского ученого. Но, невзирая на это, человечество все равно по частичкам собирало и сберегло все, что относится к истории предков.

Считается, что славяне являлись варварами, дикими племенами. Сегодня повсеместно производят раскопки древних поселений и артефактов:

  1. Древние мегалиты, которые расположены возле Уральского хребта, по своему масштабу превосходят Стоунхендж. Когда возникли эти цивилизации, еще не были построены пирамиды в Египте.
  2. Триполье на Украине, которым 8 тыс. лет. Они старше культуры Шумеров на 800 лет.
  3. Город Аркаим на Урале, ему приблизительно 6 тыс. лет.

Нравы и быт

Древние славяне продолжительное время считались дикарями, которые не имели собственной письменности и жили племенами. Относительно этого сегодня ведется множество споров, поскольку существуют предположения, что азбука возникла еще до Кирилла и Мефодия.

То есть до 8−9 века существовала своя письменность. А древние ученые создали алфавит одновременно с христианством. Исследователям еще предстоит много работы по сбору этих доказательств. Кроме подтверждений, немаловажен и факт, как славяне до этого могли обходиться без письменности?

В то время у них была собственная государственность, они занимались рыночными отношениями с другими странами, заключали различные соглашения, вели войны с близнаходящимися государствами. И у них не было письменности? Вывод вполне логичен.

В древности славяне не являлись варварами. Этот народ не отличался воинственностью, что нельзя сказать о греках и римлянах. Можно лишь прочитать историю этих народов и удостовериться.

Славянам приходилось вынуждено вести различные захватнические войны, только так они могли сохранить свое государство, но варварами, в отличие от европейских народностей той эпохи, они не были.

Особенности гигиены

Чистота играла немаловажную роль в быту славян. При этом европейские государства утопали в нечистотах. Люди в Европе не мылись месяцами, поскольку думали, что грязь сможет защитить их организм от различных заболеваний.

Чума «выкашивала» целые страны. Славяне, вне зависимости от финансового положения, строили бани. В каждой семье была традиция устраивать банные дни. Если кто-то из людей начинал болеть, первое, что делали — прогревали человека в бане с добавлением разных целебных растений.

Свои селения, а через время города, славяне сооружали на берегу реки, которая защищала их от врагов. Здесь люди ловили большое количество различной рыбы, она всегда находилась в рационе. В лесах, находившихся на побережье, они охотились на разных животных. Собирали ягоды, растения и травы.

Быт населения тесно связан непосредственно с земледелием, поэтому оно являлось одним из главных занятий. Издавна люди выращивали в огромном количестве различные злаки. Это был довольно тяжелый труд, поскольку землю нужно было обрабатывать вручную мотыгой и сохой, а территории приходилось огнем «отвоевывать» у леса (пепел являлся одним из основных удобрений).

У древних людей было очень сильно развито бортничество. Воск и мед играли немаловажную роль в жизни народа. Эти продукты могли заменить сахар, из них делали алкогольные напитки, но с низким процентом спирта.

Неверно мнение, что славяне все время много пили — хмель был запрещен на Руси. Можно было употреблять хмельной мед, и то лишь по большим праздничным дням. Девушкам полностью запрещалось пить спиртное, а мужчины впервые его пробовали только после рождения первенца. При этом в европейских государствах употребление алкоголя было нормальным явлением и не секрет, что даже священнослужители злоупотребляли этими напитками, не говоря уже о других людях.

Древние ремесла

В зимнее время, когда завершались работы в поле, славяне изготавливали разные изделия для бытовых нужд, одежду и украшения. Позже начинали развиваться ремесла. Для большинства людей это являлось главным занятием. С развитием крупных городов начали возникать районы, где жили представители лишь одного ремесла.

В древние времена были развиты следующие направления:

  1. Деревообработка. Из этого материала сооружали дома для обычных людей, терема для зажиточных слоев общества, все хозяйственные помещения. Вся домашняя утварь делалась из древесины. Украшения и посуда также были из дерева. Древнерусские бытовые предметы — это великолепное народное творчество, которое и сегодня радует многих людей.
  2. Металлообработка. Кузнечное дело являлось одним из основных. Эти изделия применялись везде. Это инструменты для обработки земли и ведения хозяйства, латы для защиты воинов, ножи, сабли, металлические украшения. Однако наибольшей виртуозности древние славяне достигли в создании оружия. В этом можно убедиться, посмотрев на изделия, сохранившиеся до сегодняшних дней.
  3. Гончарство. Из глины делали разную посуду, украшения и бытовые изделия. Глиняные предметы были довольно распространенными на Руси. А непосредственно гончарное дело продолжает жить, и сейчас изделия из глины также довольно популярны.
  4. Ювелирное дело. Еще с древности славянские народы знали множество сложнейших технологий для того времени. Их украшения и сейчас поражают воображение множество людей. Золотые и серебряные изделия с удовольствием приобретали торговцы из разных стран.

Религия и обряды

Славяне, как и многие племена этого времени, являлись язычниками. Точной информации об их религии нет из-за отсутствия соответствующих текстов, потому в качестве источников по этому вопросу выступают труды арабских и древнегреческих путешественников, разные памятники культуры и этнографические сведения.

Была тотемистическая религия. Характерными зверями тотема являлись кабан, медведь и лось. На протяжении всей истории восхваление животных-предков принимало форму почитания определенного божества. К примеру, священным животным Велеса являлся медведь, а для Перуна — кабан.

Общего славянского божественного пантеона не существовало. Последняя попытка его сделать предпринималась князем Владимиром Святославовичем в 980 году. В него входили 6 божеств. Но их выбор не столько отражал реальности верованиям разных народов, сколько служил политическим целям.

Во главе находился Перун, который являлся покровителем войска и князей. Остальные божества:

  • Стрибог;
  • Даждьбог;
  • Макошь;
  • Симаргл;
  • Хорс.

Но эта реформа не дала больших плодов и веру в 988 году заменили на новую — христианскую.

Это был закат язычества.

Отношения в семье

В это время довольно рано вступали в семейные отношения, это объяснялось тяжелым трудом, нехваткой рабочей силы, детей с малолетства учили работать. Юноши женились в 15−17 лет, а девушек отдавали замуж в 11−13 лет. После этого женщина относилась к члену рода своего супруга.

Непосредственно определение родства у славян находилось на первом месте. Славянские народы проживали родами, это для них являлось главной основой. Быт и нравы древних славян подчинялись именно этому понятию. В это время даже был бог, отвечавший за это, его звали Род. Зажиточные мужчины могли иметь несколько жен, также эти люди окружали себя множеством наложниц. Это реальный факт, который указан в «Повести временных лет» — летописи, описавшей быт восточных народов.

На Руси огромное значение было уделено военному воспитанию юношей. И без разницы, кем он вырастет в дальнейшем, гончаром или земледельцем, мужчина должен был отлично владеть оружием и знаниями об основах военного дела.

Ему было дозволено жениться лишь после этого обучения.

Молодых людей рано учили находиться в седле, а лет в 8−10 лет их посвящали в члены рода. Для чего мальчиков уводили в лес в специальную избу и проводили ритуальный обряд. Именно за счет этого факта и появились сказания о Бабке-Яге, похищавшей малышей.

Девочек с детства учили делать пряжу, вести хозяйство и иным делам, которые пригодятся в супружеской жизни. И в этом случае также использовались некоторые обряды. К примеру, когда она сделала первый клубок, его сжигали, а пепел она смешивала с водой и выпивала эту жидкость.

Факты доказывают, насколько семья являлась важной для племен. Непосредственно определение рода они обожествляли, называли в его честь одного из своих божеств. Это понятие находится в основе их обычаев. Поскольку не зря в некоторых русских словах есть корень «род».

Общественная культура и быт древней Руси доказывают насколько уникальной и самобытной являлась жизнь славян, у которых сильно были развиты ремесла. Предки делали по-настоящему произведения искусства из древесины, железа, драгметаллов, глины. И сегодня люди занимаются этими ремеслами и перенимают опыт из древности.

Жизнь древних славян. окружающий мир 4 класс. – УчМет

концентрации внимания Отправляемся в путешествия в далёкие времена, V –VIII

Чтоб узнать к какому народу мы принадлежим, разгадайте . кроссворд.

2.Работа по новой теме :

Учитель : Сегодня группа ребят нашего класса подготовила исследовательскую работу по теме: «Жизнь древних славя»

Сообщение учащегося о теме исследовательской работы,

о целях поставленных перед группой (работа с 3 слайдом)

Сообщение учащегося на тему « Кто были наши предки» (работа с 4 и 5 слайдом)

Славяне – это обширная группа племён и народов, принадлежащей к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные и восточные, южные. Сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род- это несколько семей, живущих вместе.

Наши предки, восточные славяне, жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр,  Западная Двина.
На Днепре, где кончался лес, и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили   среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.
По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина.

 
Сообщение учащегося на тему «Внешний вид славян» ( работа с 6, 7, 8 слайдом)

«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов.

Сообщение учащегося на тему: « Занятие славян, орудия труда и предметы быта» ( работа с 9, 10, 11,12 слайдом)

Древние славяне занимались:

Охотой – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Рыболовством – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.

Скотоводством — Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Собирательством— диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.

Бортничествомславяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть — “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).

Гончарное дело.

Строительство.

Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.

Сообщение учащегося на тему: «Жилища славян» ( работа с 13, 14 слайдом)

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.
Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.

Физминутка.

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели – все в полном порядке.

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько девочек у нас.

Столько сделаем хлопков

Сколько в комнате цветков.

Сообщение на тему « Верования славян» ( работа с 15-18 слайдом)

Прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.
•    Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями  Это был грозный бог, его считали ещё богом войны.  В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. 
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна. 
— Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» — говорили тому, кому желали зла. 

•    Ярило — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах  о теплом лете и хорошем урожае.

•    Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.
•    Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

•    Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
•    Стрибог – бог ветра.
•    Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» — мать, «кошь» — корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

Сообщение на тему: «Духи, божества природы».( работа с 19,20 слайдом)
Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. 
Домовой — это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой — самый добрый из «малых» божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.
«Леший» на старославянском языке означает «лесной дух».Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом.  Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда..
 Водным божеством был Водяной — мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников
    Русалка. Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

Праздники славян.

— Чтобы боги были к людям добрее, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. 
Масленица.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Иванов день.
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

В результате исследования мы пришли к выводу:

1. Наши предки Восточные славяне.

2. Это были трудолюбивые, сильные , русоволосые, голубоглазые люди.

3. Они жили племенами, каждое племя состояло из нескольких родов.

4. Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки на

пригорке.

5. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

6. Прежде чем начать любое дело наши предки обращались к богам. А их было очень много.

7. Чтобы боги были добрее, славяне устраивали в честь них праздники.

3. Закрепление изученного.

    • В какой части Европы было поселение славян?

    • Какие национальности позднее произошли от Восточных славян?

    • Как жили славяне?

    • Почему славяне были крепкими выносливыми?

    • Чем занимались мужчины?

    • Кто такие бортники?

    • Чем занимались женщины?

    • Почему славяне жили племенами?

    • Как древние славяне выбирали место для жилья?

    • Опишите дом древних славян.

    • Каких богов древних славян вы запомнили?

    • Назовите праздники древних славян.

    • Почему верования славян были так тесно связаны с природой?

    Подведение итогов:

    Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили?

    Вы сегодня молодцы!

    Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы.

    Домашнее задание

    Прочитать текст учебника, ответить на вопросы « Проверь себя» ( с34 – 38)

    Литература

    1. Учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас».

    2. О.И. Дмитриева « Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» .

    3. Детская энциклопедия « Я познаю мир история»

    4. Мария Семёнова «Мы –славяне», Санкт-Петербург, Группа «Азбука-классика», 2010г.

    5. Наталья Майорова «Русская История», Москва, «Белый город», 2004г.

    Музей славянской мифологии — Программа «Равный диалог»

    Первый музей славянской мифологии

    Музей славянской мифологии

    Мало кто из иностранцев знает о русской культуре и мифологии. Хотя есть много похожих героев и знакомых сказок, славянская мифология также уникальна. Мы посетили Первый музей славянской мифологии, чтобы открыть для себя легенды и прикоснуться к исторической культуре!

    История и структура

    Первый музей славянской мифологии находится за Воскресенской горой и был создан в Томске в 2007 году выпускником Томского государственного университета Геннадием Михайловичем Павловым. Сегодня вы можете узнать о славянской мифологии и услышать русские сказки, узнав о традиционных обычаях древнего славянского народа. Экскурсии с гидом доступны на английском и русском языках, чтобы узнать о различных славянских художниках, чьи работы воплощают в жизнь богатую и древнюю культуру.

    Сразу у входа находится сувенирный магазин с традиционными русскими угощениями, такими как матрешки, расписные ложки, расписная керамика и традиционная одежда. На втором этаже вы найдете Картинный зал с более чем 50 произведениями искусства, каждое из которых имеет русское и английское описание. На третьем этаже в течение нескольких месяцев выставляются вращающиеся экспонаты, поэтому обязательно посещайте их почаще. Это действительно место, которым россияне могут гордиться, и которое обязательно нужно посетить посетителям Томска!

    Наш опыт

    Наш опыт начался на первом этаже, где нас встретил наш замечательный гид, который пригласил нас войти и рассказал нам нашу первую русскую сказку «По щучьему велению». По сказке, ленивый Емеля уговорили пойти на реку за невестками за водой. Он нашел там большую щуку и поймал ее, но рыба умоляла сохранить ему жизнь и обещала исполнить любое его желание, если он ее попросит, говоря: «По щучьему велению, по моему велению». Емеля пожелал ведра с водой домой и стал намного полезнее своим золовкам, желая дрова и прочее. Но прослышал о нем царь и послал свою стражу, чтобы привести к нему Емелю. Они обманом заставили Емелю прийти во дворец, где он влюбился в царскую дочь. Поэтому он пожелал: «По желанию щуки и по моему приказу, я хочу, чтобы эта красивая девушка влюбилась в меня».

    Но царь не обрадовался, взял Емелю с дочерью и отправил в бочке по реке. Княгиня была огорчена, поэтому Емеля пожелал им на берег, где они создали на острове свое царство. Супруги пожелали себе и пышного дворца, и много слуг, и чтобы Емеля был привлекательнее для княгини! В конце концов царь услышал об этом месте и пошел в гости, но не узнал Емелю. Когда он встретил свою дочь, она объяснила, как все произошло, и семья жила долго и счастливо по желанию щуки и повелению Емели. После рассказа нам предложили загадать свои желания и подарить их щуке. Мы бросили наши бумажки в щучью бочку и повторяли: «По щучьему веленью, по моему велению», но мы не будем рассказывать вам наши пожелания и портить их! Подробную сказку (и многое другое!) читайте здесь.

    Щука из сказки

    Матрешки из сувенирной лавки Музея

    Пример расписной лошадки

    Мы перешли к большой ложке, расписанной вручную в стиле хохлома, распространенный подарок на перворожденные для придания сил и здоровье. В сувенирном магазине нам подарили матрешки, традиционные русские матрешки, а иногда и куклы-бабушки, как говорят американцы. Как мы узнали, последней самой маленькой куклой традиционно является младенец. Познакомившись с традициями и сказками, приветливый персонал одел нас в традиционные сарафаны и специальный праздничный кокошник.

    Как только у нас появилось время на осмотр, нас повели наверх, чтобы заняться декоративно-прикладным искусством. Музей подготовил гипсовые плакетки с изображением лошади, символа Томска. Нам посоветовали использовать яркие цвета и дали модели солнц для раскрашивания в традиционном стиле. Как и произведения искусства вокруг нас, каждая лошадь была нарисована уникальным и красивым образом!

    На крыше нас пригласили на чаепитие, где персонал угостил нас чаем из красивого традиционного самовара. Делились вареньем из сосновых шишек и кедровых орешков и сушками (маленькими сухими колечками хлеба). Мы осмотрели город Томск и заметили много достопримечательностей, которые уже посетили. После группового фото и вторых порций мы ненадолго осмотрели специальную выставку «Древние арийцы реки Томь», где осмотрели карты, древнюю глиняную посуду и реконструированную колесницу. Мы посмотрели в микроскоп на самую маленькую матрешку в мире. Он измеряет всего один миллиметр! Впечатленные, мы купили себе матрешки и сувениры перед тем, как покинуть музей.

    Свидетельства

    Андрей Звягин: Мне нравятся семинары, потому что они дают уникальную возможность взаимодействовать с культурой и создавать искусство. Эти мероприятия, как правило, предназначены для детей, и такое раннее погружение бесценно для сохранения традиций и памяти о прошлом.

    Кайли Миллер: Мне очень хотелось посетить музей и продолжить узнавать о славянской культуре и обычаях. Традиции и история кажутся важными аспектами повседневной жизни россиян, поэтому не только слушать истории, но и становиться частью культуры интересно как американцам, так и русским.

    Посетите веб-сайт музея

    Читать дальше Русские сказки.

            Сувенирный магазин Музея (это видео с сайта Музея)

    Кирилл

    Кирилл

    СТ. Кирилл, СТАРЫЙ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ И СОЗДАНИЕ ГЛАГОЛИЦЫ

    Жизнь Константин (Вита Константин) — это самый ранний известный текст, написанный на старославянском языке. Биография была составлена ​​где-то между смертью Константина в 862 г. Декабрь 885 г. (когда мы знаем, что текст использовался в Риме), возможно в 879или 880 кем-то из окружения Мефодия. Текст выживает в более чем пятидесяти экземплярах, но ни один из них не ранее пятнадцатого века (самая ранняя сохранившаяся копия датируется 1469 годом). Это давно было отмечено, что хотя и написано на старославянском языке, «новый» язык в девятом веке, Жизнь Константина был написан как обычный византийский святой жизни: нет никакой заботы о точном или хотя бы исчерпывающем описание описываемых событий и политические взгляды неизвестного автора. повестка дня не обязательно совпадала с первоначальными целями Моравская миссия, несмотря на то, что работа, скорее всего, была составленный во время или вскоре после Моравской миссии. Цель этот текст должен был оправдать канонизацию своего героя, будущего Святой Кирилл. Это объясняет, почему автор тратит гораздо больше времени на чудеса, чем на фактах. Перевод Марвина Кантора, средневековый славянский Жития святых и принцев (Анн-Арбор, 1983), стр. 25-33 и 65-81.

    1. Милосерд и сострадателен Бог, кто ждет покаяния человека и будет иметь все, чтобы быть спасенным, и прийти к познанию истины, ибо Он не желает, чтобы грешник смерть, но покаяние и жизнь, даже если он будет предан злобе. Ни один позволяет ли Он человечеству отпасть из-за слабости или впасть в искушению противника и погибнуть. Вернее, в каждый век и эпоху Он не перестает даровать нам Свою обильную благодать даже сейчас, как и было в начале: сначала через пророков, патриархов и Отцы, а после них через пророков, потом через Апостолов и мучеников, и праведников и учителей, которых Он избирает среди суеты этой жизни. Ибо Господь знает своих, которые принадлежат Ему, как Он сказал: «Овцы Мои слышат голос Мой, и Я знаю их, и я зову их по имени, и они следуют за мной: и я даю им жизнь вечная» [Иоанна 10:27-28]. Он сделал это и в нашем поколении, воспитав для нас этого учителя, просветившего наш народ, которые не желали ходить во свете заповеди Божией и чье понимание было затемнено слабостью и еще более Дьявольские козни.

    Ненадолго, его Вита показывает, что такой уж он был человек, так что, услышав, кто пожелает – примет мужество и отказ от праздности — могут следовать за ним. Ибо как апостол сказал: «Будьте моими последователями, как и я Христу» [I Кор. 11:1].

    2. Жил-был некий знатный и богатый человек по имени Лев из города Фессалоники, который владел рандом drungarios [высокопоставленный военный офицер] при стратеге [генерал и губернатор тема или провинция Фессалоника]. Он был, как когда-то Иов, благочестивым человеком и соблюдал верно все заповеди Божии. Он родил семерых детей, из которых самый младший, седьмой, был Константин Философ, наш наставник и учитель. И когда его мать родила его, ему дали к кормилице для кормления. Однако до тех пор, пока ребенок не был отлучен от груди. он не брал никакой другой груди, кроме материнской. Это было Божий замысел, чтобы от доброго корня было доброе ответвление. А также после этого хорошие родители согласились не лгать друг другу. Они ни разу не нарушили обета своего, но так жили в Господе 14 лет, расставшись со смертью. И когда этого набожного человека разыскивали В Судный день мать этого ребенка плакала, говоря: «Я беспокоюсь ни о чем, кроме этого ребенка и того, как его будут воспитывать». затем он сказал: «Поверь мне, жена, я возлагаю свою надежду на Бога. Он даст ему за отца и домоправителя, который руководит всеми христианами». Так и случилось.

    3. В семь лет мальчику приснился сон о чем он рассказал отцу и матери, говоря: «После стратегов собрал всех девушек нашего города, он сказал мне: «Выбери ту, кого вы желаете, как ваша жена и помощница из их числа. Глядя на них и замечая каждую, я различил самую красивую из всех, с сияющим лицом, богато украшенным золотыми ожерельями и жемчугом, и манера наряда. Звали ее София, то есть Премудрость. Я выбрал ее».

    Когда родители услышали эти слова, сказали ему: «Сын! соблюди завет отца твоего и оставь не закон матери твоей [Притчи 6:20,23]. Ибо заповедь есть лампа; и закон легок [Притчи 7:4]. Скажи Мудрости: Ты искусство моей сестры; и назови Понимание своей родственницей. Для мудрости светит даже больше, чем солнце. И если ты потом возьмешь ее к себе, как жена твоя, то через нее ты будешь избавлен от многих зол». Когда его послали на обучение, он превзошел всех своих однокурсников в обучении, так как его память была очень острой. Он тогда был чудом.

    Как было принято среди сыновей богатый, чтобы позабавиться на охоте, он однажды взял своего сокола и вышел в поле со своими товарищами. И он выпустил его, ветер поднялся по Божьему замыслу, поймал сокола и унес его. мальчик стал очень подавленным и унылым от этого, и не хотел есть на два дня. Но в Своей любви к Человеку милосердный Бог не пожелал юноше привыкнуть к вещам этого мира и Он соблазнил его без труда. Подобно тому, как Он соблазнил Плакиду [св. Евстафий] с оленем во время охоты давно, так что теперь Он сделал Константин с соколом. Константин думал о тщеславии этой жизни и раскаялся, говоря: «Неужели эта жизнь такова, что скорбь забирает место радости? С этого дня я пойду другим путем, лучше, чем этот. Но я не буду тратить свои дни в суматохе этой жизни»

    Приступая к учебе, он остался в дома и запомнил на память сочинения св. Григорий Богослов. И перекрестившись над стене, он написал следующий панегирик святому Григорию: «О Григорий, ты человек телом, но ангел духом. Ты, человек в теле, явился как ангел. Ибо уста твои восхваляют Бога, как один из Серафимов, и просвети вселенную учением истинной веры. Следовательно, прими меня, приходящего к тебе с любовью и верой, и будь моим учителем и просветитель». Таким вещам он обещал себя.0063

    Он погрузился в многочисленные речи и в возвышенных мыслях, но не мог понять их глубины и стал жертвой великой печали. Жил-был некий иностранец, знающий грамматику. Подойдя к нему и упав к его ногам в смирение, Константин умолял его основательно обучить его искусству грамматика. Но, закопав свой талант, человек сказал ему: «Молодой человек, сделай не утруждайте себя. Я отказался обучать этому кого бы то ни было остаток моей жизни». Юноша снова умолял его, говоря со слезами: «Возьми всю долю, причитающуюся мне из дома отца моего, но научи меня». человек не пожелал слушать его дальше, Константин вернулся домой и молился, чтобы он исполнил свое заветное желание. Бог вскоре исполняет желание боящихся Его. Услышав о остроте, мудрости и рвение к учебе, которым он был проникнут, администратор, называемый Логофет [Феоктист, Логофет из Быстрый курс при императрице Феодоре, 842-856 гг. послал за Константином учиться вместе с императором [Михаил III, в то время только 3 года старый]. Узнав об этом, мальчик радостно отправился в путь. И в пути он преклонил колени в молитве ко Господу, говоря: «Боже отцов наших и Господь милости, сотворивший все Словом Твоим и устроивший человека чрез Твоя Мудрость, что он должен владычествовать над тварями, которых Ты сотворил, дай мне Мудрость, сидящую у престола Твоего, чтобы я мог познай, что есть воля Твоя, и будешь спасен. Ибо я Твой слуга, и сын рабы Твоей». И вдобавок он прочел остаток Молитва Соломона [Прем. Соломона 9:5] и, поднявшись, сказал: «Аминь».

    4. Когда он прибыл в Имперский город [Константинополь] он был доверен учителям для обучения. Через три месяцев он освоил грамматику и приступил к другим занятиям. Он изучал Гомера и геометрия с Лео [the математик, архиепископ Фессалоникийский], и диалектика, и все философские занятия с Фотием [будущим патриархом Константинополь, 858-867 и 876-886]; и вдобавок к этому, риторика и арифметика, астрономия и музыка и все прочее Эллинские искусства. Он освоил их все так же, как если бы он овладел только один из них. За усердие, соединенное с рвением, тот, кто соперничает с другие, с помощью которых совершенствуются способности к обучению. Но более чем прилежание, новое безмятежное лицо стало ему. Он совещался с тех, кто был более выгоден и отвернулся от тех, кто обратился к злобы, ибо он думал и действовал только для того, чтобы приобрести небесное в место земных и оставить свое тело и жить с Богом.

    Когда Логофет увидел, что он такой расположен, он дал ему контроль над всем своим домом и свободный вход в королевский дворец. Через некоторое время после этого он однажды спросил его, сказав: «Философ, я хочу узнать, что такое философия». С его быстрым умом, он немедленно ответил: «Знание дел божественных и человеческих, чтобы до какой степени человек может приблизиться к Богу и как через добродетель человек учится быть по образу и подобию Того, кто сотворил его». Логофет полюбил его еще больше, чем он, этот великий и почтенный человек, спросил его об этих вещах. Константин сообщил ему изучением философии и в нескольких словах показал большую увлеченность разум. Живя в целомудрии и весьма угождая Богу, Константин стал еще больше любим всеми. И многие желали и желали присоединиться к ему любовью и, по мере своих сил, подражать как полностью, насколько это возможно, его добродетельный и благочестивый образ жизни. Для всех просто любил его kennees ума очень. И логофет отдал ему самые высокие почести и предложил ему много золота, но он не принял. Один раз, некоторое время спустя он сказал ему: «Больше всего на свете твой острота ума и мудрость заставляют меня любить тебя. у меня есть крестница которого я вынул из купели [т. е. для чьего крещения я послужил спонсор]. Она красива, богата и из хорошей и знатной семьи. Если хочешь, я отдам ее тебе в жены. И от Императора принять высокое положение и губернаторство. И жди еще большего, ибо скоро ты будет стратегом». Тогда философ ответил ему, сказав: «Это действительно великий подарок для те, кто в этом нуждается. Но для меня нет ничего важнее обучения. Приобретя знание, через него я желаю добиваться чести и богатства моих предков». Услышав его ответ, логофет отправился в императору и сказал: «Этот молодой Философ не любит этого жизнь. Не будем исключать его из общины, но постригем его и предать его священству и служению. Пусть он будет библиотекарем патриарх в св. Софии. По крайней мере, так мы его сохраним». И это то, что они сделали с ним. После пребывания с ними как таковой на короткое время Константин ушел в Узкое море и спрятался там в монастыре [возможно, монастырь Кледион на берегу Босфор]. Они искали его шесть месяцев, прежде чем смогли найти его. Не в силах убедить его принять эту позицию, они убедил его занять академическую кафедру и преподавать философию своим соотечественников и иностранцев при полном содействии и помощи. И он принял это.

    […]

    14. Пока Философ радовался в Боге возникло еще одно дело и задача не меньшая, чем первая. Для Растислава, князя Моравии [846-870], по воле Божией наставление, посовещался со своими моравскими князьями и обратился к Император Михаил, говоря: «Хотя наш народ отверг язычество и соблюдать христианский закон, у нас нет учителя, который мог бы объяснить нам в наш язык истинной христианской веры, так что другие страны, которые посмотрите на нас может подражать нам. Поэтому, Господи, пошли нам такого епископа и учитель; ибо от вас исходит хороший закон для всех стран». собрал свой совет, император [Михаил III, 839-867] вызван Константина Философа и заставил его выслушать это дело. И он сказал: «Философ, я знаю, что ты устал, но необходимо, чтобы ты идешь туда. Ибо никто не может заняться этим делом так, как ты». Философ ответил: «Хоть я и утомлен и болен телом, я пойду с удовольствием, если у них есть письменность для их языка». Император сказал ему: «Мой дед [император Михаил II] и мой отец [Император Феофил] и многие другие искали этого, но не нашли Это. Как же мне найти его?» И Философ ответил: «Кто может написать язык на воде и приобрести себе имя еретика?» И вместе с дядей своим, Вардасом, опять ответил ему государь: «Если хочешь, Бог может дать тебе это, как Он дает каждому, кто просит без сомнения, и открывает им этот стук.» Философ пошел и, по старой привычке предался молитве вместе с этим другие соратники. Услышав молитву Своих рабов, Бог вскоре явился Для него. И тут же Константин составил письма и стал писать языком Евангелия, то есть: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Иоанна 1:1] и так далее. вперед.

    Император возрадовался, и вместе с его советники прославляли Бога. И послал он Константина со многими дарами, после написания следующего послания к Растиславу: «Боже, кто будет иметь все люди приходят к познанию истины [I Тим. 2:4] и поднять себя к более высокому положению, заметив вашу веру и борьбу, устроен сейчас, в наше время, чтобы выполнить вашу просьбу и раскрыть сценарий для твоего языка, которого вначале не было, а только в позднее время, дабы вы могли быть причислены к великим народам, которые хвалить Бога на своем языке. Поэтому мы отправили вам ученый человек, философ. Таким образом, примите этот дар, который больше и дороже всякого золота и серебра, драгоценных камней и преходящих богатство. И усердно старайтесь вместе с ним усилить дело его, и с всем сердцем искать Бога. И не отвергай всеобщего спасения. Убеди всех не бездельничать, а идти по истинному пути, дабы, имея привел их к божественному пониманию через вашу борьбу, вы тоже должны получите свою награду — и в этом веке, и в будущем — за души всем желающим веровать во Христа Бога нашего ныне и присно. Таким образом ты оставляешь память грядущим поколениям как великий император Константин» 9.0063

    15. Когда Константин прибыл в Моравию, Растислав принял его с большим почетом. И он собрал студентов и передал их Константину для наставления. Как только все были приняты церковные службы, он учил их утрени и часам, Вечерня и повечерие, и Литургия. И по слову пророка [Исаия 35:5], уши глухих были открыты, Слышались слова Писаний, и языки заикающих говорили четко. Поскольку Слово Божье распространялось, злой завистник из дней творения, трижды проклятый Дьявол не мог вынести этого хорошо и вошел в его сосуды. И начал многих будить, говоря им: «Не этим прославляется Бог. Ибо если бы это было угодно Ему, разве Он не мог предназначить с самого начала, чтобы они прославить Его, написав на своем языке своим письмом? Но только три языки, иврит, греческий и латынь, были выбраны в соответствии с воздавая славу Богу». Это были когорты латинян говоря, протоиереи, священники и их ученики. И сражаясь с ними, как Давид с филистимлянами [I Царств 17], Константин победил их словами из Писаний и назвал их трехъязычников, поскольку Пилат таким образом написал название слова [Иоанн 19:19-20]. И это было не все, что они говорили, но они также были поучая других нечестивцев, говоря: «Под землей живут люди с огромными головы; а все гады — создание Дьявола, и если убить змея, он будет освобожден от девяти грехов из-за этого. Если один убивает человек, пусть три месяца пьет из деревянной чаши и не прикасается из стекла». И они не запретили ни приносить жертвы по древнему обычаю, ни постыдных браков. Вырезать все это вниз, как шипы, Константин сжег их огнем Писания, говоря: «Принесите Богу жертву благодарения, и воздай свои обеты Всевышнему. Не отсылай жену юности твоей. Ибо если, начав ненавидеть ее, ты отсылаешь ее, нечестие не покрывает похоть твою, говорит Господь Вседержитель. И обратите внимание на свой дух, и пусть никто не оставляет жену юности твоей; и то, что я ненавидел то, что вы делали, потому что Господь был свидетелем между тобою и жена юности твоей, которую ты оставил; но она твоя спутница и жена завета Твоего. А в Евангелии Господь говорит: «Вы слышали, что сказано им в древности: ты должен не прелюбодействуй: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщина возжелала ее, уже прелюбодействовал с нею в его сердце.’ И еще: «А Я говорю вам: всякий, разведется со своей женой, кроме вины за блуд, вводит ее в заблуждение прелюбодействуй: и кто женится на разведенной прелюбодействует». Апостол сказал: «Что Бог соединил вместе, да никто да не разлучает».

    Константин провел сорок месяцев в Моравию, а затем отправился рукополагать своих учеников. По пути, Кочел, Принц Паннонии принял его и очень полюбил славянские буквы. Он выучил их сам и дал ему около пятидесяти учеников. учить их. Он оказал ему большую честь и сопровождал его. Но Константин не взял ни золота, ни серебра, ни других вещей ни от того, ни от другого. Растислав или Коцел. Он изложил слово Евангелия без пропитания, попросил только девятьсот пленников и отпустил их.

    16. Когда он был в Венеции, епископы, священники и монахи собрались против него, как вороны против сокола. И они выдвинули трехъязычную ересь, говоря: «Скажи нам, о человек, как это вы теперь учите, создав грамоты для славян, которые никто другой не был найден прежде, ни апостол, ни папа Рим, ни Григорий Богослов, ни Иероним, ни Августин? Мы знаем о только три языка, достойные восхваления Бога в Писаниях, иврит, греческий и латинский». И Философ ответил им: «Разве не Бог дождь падает на всех одинаково? И не всем ли светит солнце? И не все ли мы дышим воздухом одинаково? Вам не стыдно упоминать только три языка и повелевать всем другим народам и племенам быть слепым и глухим? Скажи мне, ты делаешь Бога бессильным, что Он не в состоянии предоставить это? Или завистливый, что Он этого не желает? Мы знаем множество народов, владеющих письменностью и воздающих славу Боже, каждый на своем языке. Ведь это очевидно: армяне, персы, абхазы, иберы, согдийцы, готы, авары, тюрки, хазары, арабы, египтяне и многие другие. Если вы не хотите понимать это, по крайней мере, признать суждение Писания. Для Дэвида восклицает, говоря: «Пойте Господу, вся земля! Господи песнь новую’ [Псалом 96:1]. И еще: «Сделай радостный шум в Господи, вся земля: шумите, и радуйтесь, и пойте». [Псалом 97:4]. И так же: «Пусть вся земля трудится над Тобой и поет к Тебе; да поет имени Твоему, Боже в вышних» [Псалтирь 66:4]. А также далее: «Хвалите Господа, все народы; хвалите Его, все вы люди. Все дышащее да хвалит Господа» (Псалом 117:1]. А в Евангелии от Иоанна сказано: «Но сколько приняли Его, им Он дал силу стать детьми Божьими». [Иоанна 1:12]. И еще, в том же Евангелии: «И не молю о сих одних, но и уверовавших в Меня по слову их, чтобы все они были одним; как Ты, Отец во Мне, и Я в Тебе’ [Иоанна 17:20-21]. […] И этими словами и многими другими он пристыдил их и ушел, оставив их.

    17. Узнав о Константине, Папа Римский послал за ним. И когда он пришел в Рим, апостольский Сам отец, Адриан [II, 867-872] и все горожане вышли встречать его, неся свечи. Ведь он нес мощи св. Климент Мученик и Папа Римский. И сразу Бог сотворил славные чудеса ради него: исцелился расслабленный и многие другие излечились от разных болезней. И даже пленники были сразу освобождены из рук своих похитителей, когда призвали Христа и Святой Климент.

    Принятие Славянских Писаний, Папа поместил их в церкви Святой Марии по имени Фатне [ныне Санта-Мария Маджоре в Риме] И совершилась над ними святая литургия. Затем Папа командовал двумя епископами, Формозом [епископом Порто] и Гаудерих [епископ Веллетри], чтобы посвятить славянских учеников. И когда их освятили, то тотчас же совершили литургию в славянский язык в церкви апостола Петра. И следующий день праздновали в церкви св. Петрониллы, а на на следующий день в Андреевской церкви. А потом праздновали всю ночь, прославляя Бога по-славянски еще раз в храме Апостол Павел [С. Паоло Фуори ле Муре в Риме], великий вселенский учитель. И в утром опять отслужили литургию над его блаженной могилой с помощью епископа Арсения [Ортийского], одного из семи епископов, и библиотекаря Анастасия. Философ и его ученики не переставайте воздавать должное Богу за это. И римляне сделали не переставайте приходить к нему и расспрашивать его. И если бы кто-то хотел спросить об этих вещах, они получили двойные и тройные объяснения вопросы от него и с радостью возвращались домой опять таки. Тогда один иудей, который хотел прийти и спорить с ним, сказал ему однажды: «Христос еще не пришел по числу лет когда Тот, о ком говорят пророки, родится от девы». Исчисляя ему все годы от Адама по поколениям, Философ точно сказал ему, что Он пришел, и число лет с тех пор до сих пор. И, наставив его, отпустил его.

    18. И постигли его многие труды его, и он заболел. Терпя свою болезнь в течение многих дней, он однажды божественное откровение и начал воспевать следующее: «Когда они сказали мне: пойдем в дом Господень, возрадовался дух мой и возвеселилось сердце мое» [Пс. 122:1]. одежды, так он провел весь день, радуясь и говоря: «Отныне я не слуга ни Императора, ни кого-либо другого. на земле, а только от Всевышнего Бога. Меня не было, и я стал, и есть навсегда. Аминь». На следующий день он облачился в святое монашеское одеяние. и, приняв свет в свет, назвал себя Кириллом. Он потратил пятьдесят дней в этом платье. И когда час, чтобы отдохнуть и удалиться в приблизились к вечным обителям, он воздел руки к Богу и со слезами молился, говоря так: «Господи, Боже мой, сотворивший все чины ангелы и бестелесные силы, распростерли небеса и основали землю и сотворил все вещи из небытия, кто Всегда внимай тем, которые исполняют волю Твою, боятся Тебя и хранят Твою заповеди, внемли молитве моей и сохрани Твое верное стадо, которое Ты назначил мне Твоего бесполезного и недостойного раба». […] И таким образом преставился ко Господу в возрасте 42 лет, в 14-й день месяца февраля, второго индикта, 6370-го года от сотворения мира сего [862].[…] Тогда Мефодий, брат его, умолял Апостольский Отец говорит: «Наша мать заклинала нас, чтобы один из нас скончался первым быть доставленным в монастырь своего брата для погребения там».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *