Жена а с пушкина: Биография Натальи Гончаровой — РИА Новости, 06.09.2012

Содержание

5 малоизвестных и неприятных фактов о Наталье Гончаровой, супруге Пушкина

Жизнь Натальи Николаевны Гончаровой прошла в тени супруга, Александра Сергеевича, поэтому о жене Пушкина широким массам известно совсем немного. Но, оказывается, жизнь этой женщины изобилует интересными моментами, причем далеко не всегда позитивными.

Познакомьтесь с 5 фактами из жизни любимой женщины поэта, которые она с радостью бы скрыла от всех.

Дочь сумасшедшего алкоголика

Отец Натальи Гончаровой, Николай Афанасьевич, страдал психическим заболеванием, которое делало жизнь его семьи невыносимой. Официально считалось, что недуг вызван падением с лошади, произошедшем в 1810 году, но как современники, так и супруга утверждали, что виной всему было пристрастие мужчины к алкоголю.

Николай Афанасьевич Гончаров — отец Натальи

Когда наступало обострение, Николай Афанасьевич метался по дому с ножом, угрожая жене и детям. В такие моменты Наталья Ивановна, забирала трех дочерей и уезжала в поместье к отцу мужа, Афанасию Гончарову. Дедушка души не чаял во внучках, а особенно в Наталье. Он ни в чем не отказывал любимице, покупая ей дорогие наряды и украшения, поэтому Гончарова росла достаточно избалованным ребенком.

Легкомысленная потеря ребенка

Наталья Гончарова подарила мужу четверых детей, но пятого малыша она потеряла. Произошло это исключительно по вине самой Натальи Николаевны, которая не хотела отказываться от развлечений. Будучи на достаточно серьезном сроке, жена поэта не пропускала ни одного бала, не делая себе ни единой поблажки.

На одном из светских раутов Гончарова так безудержно танцевала, что у нее открылось сильное кровотечение и произошел выкидыш. Можно сказать, что пятый ребенок стал жертвой легкомыслия собственной матери.

Пощечина мужу

Всем известно, что Александр Сергеевич Пушкин был большим любителем женщин и нередко изменял своей супруге. Гончарова отлично была об этом осведомлена, да и сам поэт не слишком скрывал свою не слишком строгую натуру. На одном из балов Пушкин так увлекся посторонними дамами, что вызвал у Натальи Николаевны приступ ярости.

Женщина перестала танцевать и удалилась в конец зала, подальше от разошедшегося супруга. Когда Пушкин подошел к ней узнать, что заставило ее прервать танец, Гончарова влепила ему увесистую пощечину. Русский поэт имел легкий характер и перевел все в шутку. Присутствовавшим при неприятном объяснении друзьям он со смехом рассказал, что, наконец, узнал, насколько у жены тяжелая рука.

Шутки над внешностью

Наталья Николаевна считалась красавицей, но был у нее и небольшой недостаток внешности — легкое косоглазие. Пушкин, который подшучивал над всеми вокруг, не упускал случая иногда сострить и по поводу своей супруги. Александр Сергеевич мог назвать свою жену «Моя косая Мадонна», что первое время приводило ее в ярость, но потом она привыкла.

Со временем женщина смирилась с острым языком своего гениального мужа и перестала остро реагировать на его не злые, но немного обидные подколы.

Роман с государем

Пушкин был не слишком верным мужем, но жена, похоже, платила ему той же монетой.

На одном из придворных балов совсем еще юную красавицу заметил император Николай I. Монарх начал оказывать девушке знаки внимания, которые та охотно принимала.

Николай I

Гончарова проводила немало времени в обществе государя, что вызывало массу неприятных для ее мужа слухов. Судя по всему, они были далеко не беспочвенными, по крайней мере, так считают множество самых авторитетных пушкинистов. Существуют упоминания неверности жены поэта и в дневниках современников, которые не давали повода усомниться в своей объективности.

Смотрите также:
Невольник чести: 27 дуэлей Александра Пушкина,
Так себе «корпоратив»: как выглядел и чем пах настоящий бал,
Людовик XIV: данный Богом король-солнце, разоривший Францию,
«Прядильные дома», «хористки» и другие особенности продажной любви в Российской империи

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

СОПЕРНИЦЫ ПРЕКРАСНОЙ НАТАЛИ | Наука и жизнь

Александр Сергеевич Пушкин. C гравюры Н. И. Уткина по портрету О. А. Кипренского.

Наталья Николаевна Пушкина. Акварель А. Брюллова. 1832 год.

Усадьба на косогоре. К. И. Кольман. 1830-е годы.

Надежда Львовна Соллогуб — одна из первых красавиц российских столиц. Не избежал ее чар и Пушкин, свои чувства он выразил в стихотворении ‘Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…’

Лист из дамского альбома примечателен тем, что вышивка на нем сделана шелком по бумаге. 1810-е годы.

Анна Петровна Керн. встречу с ней поэт воспел в стихах ‘Я помню чудное мгновенье…’

Княгиня Мария Николаевна Волконская.

Княгиня Ольга Николаевна Долгорукова — любимица в своей семье, она пользовалась большим успехом в свете. Обаяние, неподдельная веселость и остроумие делали ее душою общества.

Среди красавиц той поры блистала и Идалия Григорьевна Полетика — подруга и родственница Н. Н. Пушкиной. Ее роль в дуэли Пушкина с Дантесом была весьма неблаговидной.

Жена Льва Сергеевича Пушкина, младшего брата поэта, — Елизавета Александровна, в девичестве Загряжская.

Слыла красавицей и Анна Михайловна Энгельгардт (урожденная Белкина). Неизвестный художник. Конец 1820-х годов.

Свадьба А. С. Пушкина вызвала немало пересудов в московских и петербургских гостиных. Многие прочили молодой чете несчастли вую будущность. Графиня Д. Ф. Фикельмон, прозванная за свою прозорливость «Сивиллой», делилась с П. А. Вяземским такими наблюдениями: «Физиономии мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей; у жены — вся меланхолия отречения от себя». Сестра поэта О. С. Павлищева в письме мужу 13-15 августа 1831 года признавалась, что даже внешне этот брак кажется дисгармоничным: «В физическом отношении они представляют совершенный контраст: Вулкан и Венера». Но, превознося красоту юной Натали, Ольга Сергеевна добавляет: «По моему мнению, есть две женщины еще более красивые, чем она: я их тебе не назову, чтобы ты, вернувшись, их угадал — одна новобрачная не особенно высокого рода, другая — титулованная фрейлина».

Исследователи полагают, что под «титулованной» особой Павлищева подразумевала графиню Надежду Львовну Соллогуб, 16-летнюю фрейлину великой княгини Елены Павловны. Расцветающая красота Надины, как называли ее в интимном кругу, вызывала всеобщие восторги. А. В. Никитенко в дневнике 11 марта 1828 года, рассказывая о званом вечере у Нарышкиных, писал: «Я, между прочим, видел здесь одну из первых красавиц столицы, графиню Н. Л. Соллогуб: она поистине очаровательна». В нее был безнадежно влюблен Андрей Карамзин, сын известного историка. Одно время ему даже казалось, будто своенравная красавица отвечает ему взаимностью. Его сестра, Софья Карамзина, в письме 3 ноября 1836 года сообщала: «Надина питала к тебе очень нежные чувства несколько месяцев назад и даже теперь в ее письмах постоянно слишком много говорится о тебе».

Не устоял перед очарованием юной графини и уже женатый Пушкин. Впоследствии друзья Пушкина, супруги Вяземские, рассказывали издателю «Русского архива» П. И. Бартеневу, что Пушкин на светских вечерах «открыто ухаживал» за Соллогуб. Судя по письмам Пушкина, Наталья Николаевна ревновала супруга ко всем хоть немного привлекательным женщинам и своими упреками постоянно заставляла оправдываться в том, что его поведение не выходит за рамки благопристойности. П. Е. Щеголев в исследовании «Дуэль и смерть Пушкина» предполагал, что происходило это вовсе не из-за глубокой сердечной привязанности Натальи Николаевны к мужу: «Увлечение Пушкина, его предпочтение другой женщине было тяжким оскорблением, жестокой обидой ей, первой красавице, заласканной неустанным обожанием света, двора и самого государя».

Надежда Соллогуб, соперничавшая с Натали на придворных балах, вызывала у нее самые неприязненные чувства. С мстительным торжеством Натали сообщала в одном из писем к мужу, как ей удалось отбить поклонника у Соллогуб. Андрей Карамзин в письме В. Ф. Вяземской (17-18 октября 1834 года) рассказывал о Наталье Николаевне, дружившей с дочерью Вяземских Марией: «Она сердится на Мари за молчание и за дружбу с графиней Соллогуб; постоянство ее ненависти к последней заставляет хохотать до слез».

Уехав в 1834 году в калужское имение родителей Полотняный Завод, Наталья Николаевна никак не может отрешиться от злых мыслей о сопернице. Пушкин в конце мая 1834 года выговаривал ей в письме: «Лучше бы ты о себе писала, чем о Sollogoub, о которой забираешь в голову всякий вздор — нa смех всем честным людям и полиции, которая читает наши письма».

Рассказ Пушкина о том, как он представлялся великой княгине Елене Павловне, опять вызывает ревнивые предположения Натальи Николаевны, что самым знаменательным в этом событии была встреча с фрейлиной княгини Надиной. И Пушкину в ответном письме приходится терпеливо объяснять, что в тот день дежурной при княгине была другая фрейлина.

Стараясь избежать ревнивых обвинений, Пушкин в письмах к жене о всех женщинах отзывался с нарочито грубоватым пренебрежением. А. П. Керн, которую поэт некогда воспел как «гения чистой красоты», в письме к Наталье Николаевне 29 сентября 1835 года он презрительно называет «дурой». А в то же время деловую записочку, посланную самой Керн, заканчивает словами: «Прощайте, прекрасная дама, будьте покойны и довольны и верьте моей преданности».

По поводу графини Надины Пушкин писал супруге 21 октября 1833 года: «Охота тебе, женка, соперничать с графиней Соллогуб. Ты красавица, ты бой-баба, а она шкурка. Что тебе перебивать у ней поклонников? Все равно кабы граф Шереметев стал оттягивать у меня кистеневских моих мужиков». Однако истинные его чувства к Надежде Львовне невольно вылились в проникновенное поэтическое признание:

Нет, нет, не должен я, не смею,
не могу
Волнениям любви безумно
предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать
и забываться;
Нет, полно мне любить;
но почему ж порой
Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое, чистое, небесное созданье,
Пройдет и скроется?..
Ужель не можно мне,
Любуясь девою в печальном
сладострастье,
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость
и на счастье,
И сердцем ей желать все блага
жизни сей,
Веселый мир души, беспечные досуги,
Всё — даже счастие того,
кто избран ей,
Кто милой деве даст название
супруги.

Эта история проливает свет на одно загадочное обстоятельство. Весной 1833 года Пушкин брал позволение «отправиться на два дня в Кронштадт». Сохранился даже его билет с датой 26 мая. Дело в том, что 27 мая из Кронштадта уезжала за границу на пароходе прекрасная Надина. Поэт не удержался, чтобы не проводить ее. И скорее всего — втайне от жены.

В июле 1836 года Соллогуб уезжает в Баден-Баден. Мать Андрея Карамзина, находившегося в то время за границей, шлет ему встревоженное письмо по поводу Надины, прося «серьезно поразмыслить над своим поведением по отношению к ней». Мать не допускает возможности брака между молодым человеком и девушкой, которая старше его, и советует Андрею сдержать свои чувства, чтобы не скомпрометировать себя и Надину и не оказаться замешанным в какую-нибудь скандальную историю. Особенно ее беспокоит то, что у хорошенькой фрейлины появился могущественный поклонник, соперничество с которым было бы весьма опасным. «Она влечет в своей свите одно известное лицо, которое, говорят, покинуло Россию, чтобы следовать за ней. ..» — сообщала Карамзина. Речь шла о брате царя великом князе Михаиле Павловиче.

Но беспокойство Карамзиной, как и ревность Пушкиной оказались напрасными. Шутя вскружив головы своим многочисленным обожателям, Соллогуб за границей неожиданно вышла замуж за отставного штаб-ротмистра А. Н. Свистунова (брата декабриста П. Н. Свистунова) и была очень счастлива своим выбором. Впоследствии ее муж стал членом совета Министерства иностранных дел и получил звание камергера двора.

Ни Наталья Николаевна, ни друзья Пушкина, упрекавшие его за то, что и после женитьбы он не может не отдать дань восхищения красоте других женщин, не поняли того, что сумела понять чуткая и проницательная М. Н. Волконская, писавшая: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался <…> В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел…»

Другая упомянутая в письме Павлищевой женщина — «новобрачная не особенно высокого рода», чье обаяние затмевало красоту Натальи Николаевны, — это Ольга Александровна Булгакова, дочь московского почт-директора. Незадолго до свадьбы Пушкина ее обвенчали с князем А. О. Долгоруковым. Пушкин был на празднике, устроенном в доме молодоженов. Отец Ольги, А. Я. Булгаков, писал брату в Петербург 19 февраля 1831 года: «До сих пор еще толкуют о славном бале наших молодых, хваля особенно ласку и ловкость Ольги <…> Поэт Пушкин также в восхищении от нее; говорил, что невозможно лучше Ольги соединять вместе роль девушки, только что поступившей в барыни, и хозяйки».

В увлечении Пушкин признавался: «Я бы ее воспел, да не стихи на уме теперь». Действительно, более чем неуместным было бы для поэта воспевать в стихах чужую жену накануне собственной свадьбы. Вскоре на одном из московских вечеров чета Пушкиных и супруги Долгоруковы, сидевшие рядом, оказались в центре всеобщего внимания. Булгаков с гордостью сообщал брату 23 февраля 1831 года: «Беспрестанно подходили любопытные смотреть на двух прекрасных молодых. Хороша Гончарова бывшая, но Ольге все отдают преимущество».

Ольга не отличалась классической красотой, недаром домашние прозвали ее «курноской». Но ее живость, ум, значительная образованность и великолепное знание всех тонкостей светского такта делали ее неотразимой.

Оказалось, что ранее всех прелесть Оленьки успел оценить сам государь. Юную красавицу царь приметил на одном из маскарадов, когда она приезжала погостить к родным в Петербург. Восторженные комплименты по поводу ее маскарадного костюма, видимо, вскоре повлекли за собой особые царские милости, которые в то время одни считали великой честью, другие — бесчестьем. Что касается отца Оленьки, то он, как образцовый подданный, с благоговейным почтением воспринял монаршее внимание. С гордостью рассказывал брату в письмах, как царь, посетивший Москву в 1831 году, интересовался подробностями жизни и замужества Оленьки и спрашивал: «Помнит ли она маскарад князя Волконского?» В этом, скорее всего, скрывался интимный намек: видимо, именно там, на маскараде у министра двора и уделов П. М. Волконского, исполнявшего и негласные функции посредника в амурных увлечениях императора, и решилась участь Оленьки.

Судя по письмам Булгакова 1831 года, отношения царя и Ольги выглядят весьма близкими. Приглашая ее на полонез, чтобы открыть один из московских бальных вечеров, царь «подошел к Ольге, взял ее за руку и прижал крепко: «Я надеюсь, что мы навсегда добрые друзья, как было в Петербурге?» Во время чинного танца Николай и его партнерша оживленно беседовали. «Обо многом была тут речь», — многозначительно заканчивал А. Я. Булгаков (письмо К. Я. Булгакову от 27 октября 1831 года).

В другой раз он замечает, как Николай, найдя укромное место, нежничал с Ольгой: сняв с ее руки перчатку, «он поцеловал руку, а Ольга поцеловала его в щеку» (К. Я. Булгакову 8 ноября 1831 года). Узнав, что Оленька в положении, царь с заботливым вниманием следил за состоянием ее здоровья, давал советы. Да и свой приезд в Москву подгадал так, чтобы это совпало с ее родами. В день, когда она разрешилась от бремени, прислал нарочного, чтобы узнать о самочувствии матери и ребенка, и предупредил, что вскоре сам заедет посмотреть на новорожденную малышку. Николай стал крестным отцом девочки, которую нарек Александрой.

Привязанность государя оказалась продолжительной. Пушкин в дневнике 1834 года рассказывал о новом приезде Николая в Москву: «Царь мало занимался старыми сенаторами, заступившими место екатерининских бригадиров, — они роптали, глядя, как он ухаживал за молодой княгиней Долгоруковой (за дочерью Сашки Булгакова! — говорили ворчуны с негодованием)». Что же, сановников можно понять: их раздражало, что объектом монаршего внимания оказалась особа незнатного происхождения.

Масленицу 1834 года княгиня Долгорукова провела в Петербурге и получила специальное приглашение на дворцовый бал в Концертном зале. Дядя Ольги, петербургский почт-директор К. Я. Булгаков в письме ее отцу 26 февраля 1834 года отмечал, что это «милость особенная». Ольга на балу имела необычайный успех, затмив всех петербургских красавиц, от кавалеров не было отбоя, она «танцевала беспрестанно, за ужином сидела возле государя». Пушкин присутствовал на этом вечере и был свидетелем торжества своей московской знакомой. Еще месяц назад, 26 января 1834 года, мать Пушкина писала дочери — О. С. Павлищевой, что на вечере в доме Бобринских Наталья Николаевна удостоилась чести сидеть за столом рядом с императором Николаем. Но как только явилась блистательная княгиня Долгорукова, она стала единственной владычицей царского сердца. К. Я. Булгаков 3 марта 1834 года сообщал брату, что на празднике в доме Волконского за ужином Ольга «опять сидела между государем и великим князем».

Брат царя, великий князь Михаил Павлович, относился к молодой княгине запросто, словно к человеку, близкому их домашнему кругу, и заезжал к ней, когда хотелось. Из письма К. Я. Булгакова 12 марта 1834 года узнаем: «Великий князь в субботу пил чай у Ольги и изволил пробыть от 8 до 11 часов». В 1836 году Ольга путешествовала за границей, и сестра Андрея Карамзина Софья писала ему: «Предсказывают, что в баденском уединении ты влюбишься в княгиню Долгорукову, — она обольстительница известная». Но в то же время Ольга с присущим ей тактом сумела поставить себя так, что не потеряла ни уважения общества, ни симпатий друзей дома.

Судьба Оленьки в свете — лишь один из многочисленных подобных эпизодов, характеризующих нравы двора. Так, дневник Пушкина 1834 года открывается записью о драме флигель-адъютанта С. Д. Безобразова, который после свадьбы узнал о связи своей жены, бывшей фрейлины, с царем и сгоряча хотел было убить обоих. В обществе это восприняли как «сумасшествие», нисколько не сочувствуя чересчур щепетильному супругу.

Пушкина тревожило, что восхождение Натальи Николаевны по лестнице придворного успеха слишком напоминает историю Оленьки Булгаковой. Царь также отметил ее на одном из маскарадов, устроенных князем-сводней П. М. Волконским. Мать Пушкина в письме дочери Ольге 16 марта 1833 года писала, что их Наташа на маскараде «имела большой успех. Император и императрица подошли к ней и сделали ей комплимент по поводу ее костюма…» Царь начал оказывать ей особенное внимание. В качестве исключительной милости ее приглашали на вечера в Аничков дворец, куда муж ее до получения камер-юнкерского звания доступа не имел. Сестры Натали, обычные провинциальные барышни, стали фрейлинами, точно так же, как с началом возвышения Оленьки ее сестра Екатерина получила фрейлинский вензель.

«Не кокетничай с царем», — обеспокоенно предупреждал Пушкин в письме 11 мая 1833 года жену, с наивным тщеславием радовавшуюся царским ухаживаниям. А в светских кругах уже делали определенные выводы. Посланник Геккерн настоятельно советовал Ж. Дантесу держаться подальше от Натали, видимо, опасаясь не столько ревности супруга, сколько монаршего гнева. Недаром Дантес в письме Геккерну 6 марта 1836 года вспоминал: «Ты <…> написал, будто до меня она хотела принести свою честь в жертву другому». И обещал, что выполнит совет наставника: «Я принял решение пожертвовать этой женщиной ради тебя <…> Я ни мгновения не колебался; с той же минуты я полностью изменил свое поведение с нею: я избегал встреч так же старательно, как прежде искал их; я говорил с нею со всем безразличием, на какое был способен <…> На сей раз, слава Богу, я победил себя». Трудно судить: то ли Натали была настолько привлекательна, что Дантес не сдержал своего обещания; то ли ей не захотелось расстаться с обаятельным и веселым поклонником… Недаром Дантес в письме 6 марта 1836 года с горечью говорил: «Желай она, чтобы от нее отказались, она повела бы себя по-иному». А в письме 6 ноября, с трудом избежав дуэли с Пушкиным, с недоумением высказывался о поведении «жеманницы»: «Это большая неосторожность либо безумие, чего я к тому же не понимаю, как и того, какова была ее цель».

Странные поступки Натали отмечает и Софья Карамзина в письме брату 29 декабря 1836 года: «Она же, со своей стороны, ведет себя не очень прямодушно: в присутствии мужа делает вид, что не кланяется с Дантесом и даже не смотрит на него, а когда мужа нет, опять принимается за прежнее кокетство…»

Однако свет гораздо более был занят другим романом красавицы, развертывавшимся посреди бальных дворцовых зал. И в ехидном пасквиле, анонимно разосланном по столице и поздравлявшем Пушкина с вступлением в Орден рогоносцев, имелись в виду вовсе не отношения его жены с Дантесом. В нем в качестве великого магистра Ордена назван Д. Л. Нарышкин, снисходительный супруг бывшей любовницы Александра I, а Пушкину выдавался патент на должность его преемника. Это привело Пушкина в бешенство. Но тот, на кого намекал пасквиль, был недосягаем, и потому к барьеру пришлось встать Дантесу…

Ольга Долгорукова узнала о гибели поэта за границей и 14 марта 1837 года писала П. А. Вяземскому: «Эта грустная история рассказывалась в стольких различных вариантах, что поистине остаешься без собственного мнения о том, кто же виноват? Решить это — трудная задача, и я думаю — это тайна для света. Жертвы нам известны: во-первых, Ваш несчастный друг и, во-вторых, молодой Дантес <…> Я и не пытаюсь, дорогой князь, сколько-нибудь утешать Вас, ибо я нахожу, что в жизни бывают минуты, когда этого нельзя делать; друг еще может быть заменен (хотя и очень редко), но будет ли существовать другой Пушкин для его друзей? А нам? Кто вернет нам нашего любимого поэта?»

Отцу же чуть ранее она признавалась в письме: «По-моему, очень трудно судить об этом печальном деле, так покрытом мраком, что один Бог знает виновного. Тем не менее бедная женщина будет, быть может, всегда упрекать себя в смерти мужа».

Была ли жена Пушкина любовницей царя Николая I | Кириллица

Несколько десятилетий назад появилась версия о том, что «ветреная Натали» поддерживала интимные отношения не только с Дантесом, но и с царем Николаем Первым. Предлагаем чуточку приблизиться к разгадке тайны личной жизни Пушкина и его жены, а также узнать, какие доводы выдвигают сторонники этой гипотезы и что за контраргументы звучат от их оппонентов.

Ангел чистой красоты

Российский искусствовед Виталий Вульф, тщательно изучавший пушкинские архивы, рьяно защищает репутацию Натальи Николаевны и настаивает: верная жена и хорошая мать стала жертвой сплетников и интриганов. Они попросту завидовали вниманию поклонников, которые с разных сторон обступали красивую и грациозную Натали на каждом балу. Но дальше флирта и пристойных бесед дело не заходило, ведь со свойственным Наталье тактом она умела отклонить любые притязания.

Могла ли она отказать Государю, который, как считается, очень тепло относился к Наталье Николаевне? Доподлинно это неизвестно, но в пользу того, что Натали все-таки смогла умерить пыл царя, говорит один достоверный факт. Николай I пожелал стать посаженым отцом на второй свадьбе Натальи Гончаровой, которая случилась через 7 лет после убийства Пушкина. Сохранился ее письменный ответ, в котором просила передать императору: «Пусть он простит меня<за отказ>, иначе не простит меня Бог!». Свой отказ Наталья объяснила просто — свадьба будет скромной и присутствовать на ней могут «родные и самые близкие друзья». Как видим, Николай I в список «самых близких друзей» не попал.

Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна

Мнения о том, что Наталья Николаевна была добропорядочной женой, придерживается и пушкиновед Лариса Черкасова. В опубликованной к 200-летию со дня рождения Натальи Гончаровой биографии говорится: «Преклоняться перед Пушкиным и очернять его Мадонну — мысли несовместимые». После изучения личной переписки Натальи и архивных документов пушкинской эпохи, исследовательница утверждает, что жена Пушкина «отличалась острым умом и не была женщиной-вамп». Российский очеркист и автор серии книг о великих женщинах Серафима Чеботарь уверяет: у матери большого семейства просто не было времени «бегать по танцулькам!» и ее связь с Николаем — «полная чушь!».

А глаз меж тем с нее не сводит какой-то важный генерал

Авторитетные исследователи жизни Пушкина — Павел Щеголев и Викентий Вересаев — придерживаются иной точки зрения. В своих монографиях они описывают Гончарову как красивую пустышку, «чрезмерно расточающую ласки» окружающим. То, что эффектной внешностью и душевной простотой Натали вскружила голову императору, отмечал лицейский друг Пушкина Модест Корф, который, впрочем, искренне недолюбливал Александра Сергеевича и не скрывал этого. Корф писал, что «император Николай был очень живого и веселого нрава, а в тесном кругу даже и шаловлив», а жена поэта «входила в узкое число лиц ближнего круга государя». Впрочем, по подсчетам Щеголева, и сам Пушкин имел донжуанский список из 113 женщин.

В архивных документах описывается случай, как на одном из балов-маскарадов государь Николай Павлович подвел облаченную в древнееврейские одеяния Наталью к своей супруге, Александре Федоровне, и на всю залу сказал: «Смотрите и восхищайтесь!». Императрица сразу же пригласила придворного художника для написания портрета Гончаровой. Уменьшенную копию того портрета Николай Павлович якобы до самой смерти носил в крышке карманных часов.

В качестве косвенного подтверждения романа Натали с императором приводится тот факт, что после гибели поэта царь оплатил его большие долги, распорядился о назначении пенсии вдове и детям. И это было не простой «заботой о подданных», как пишет Щеголев. Например, когда Пушкин решил не появляться при дворе, чтобы Натали смогла блистать на балах, император распорядился назначить его камер-юнкером, в обязанности которого входило обязательное присутствие на светских мероприятиях. По мнению Щеголева, даже брак Дантеса со старшей сестрой Натали — это попытка императора оградить фаворитку от настойчивых ухаживаний молодого француза, которые жена Пушкина охотно принимала.

Сторонники версии о наличии романа считают, что связь продлилась 5 лет и начался роман через 2 года после гибели Пушкина. Когда Наталья Николаевна забеременела, император якобы быстренько подобрал ей «достойного человека» — друга «котильонного принца» (так Ахматова называла Дантеса) и его сослуживца Петра Ланского.

Я верю, я любим; для сердца нужно верить

На версии, что связь между Николаем и Натали была, настаивает академик РАН и многолетний исследователь судьбы и творчества Пушкина Николай Петраков. Он вводит понятие «иерархического эротизма» и считает, что жизнь высшего света во времена Пушкина выстраивались на отношениях между мужчиной и женщиной, при этом «главным мужчиной» был император. Исследователь настаивает: все светские дамы были не прочь разделить постель с государем: одни боялись отказать, другим льстило внимание «главного мужчины», третьи завидовали привилегиям царских фавориток и хотели оказаться на их месте.

В книге «Последняя игра Александра Пушкина» Николай Петраков высказывает гипотезу, что, вызывая Дантеса на дуэль, поэт иносказательно приглашал к барьеру императора, ведь бросить ему перчатку открыто он не мог. По мнению ученого, не мог Пушкин опуститься до того, чтобы ревновать и вызывать на дуэль «слащавого французика». В действительности поэт жестко противостоял Николаю Первому.

В начале ухаживаний за Натали император, как пишет Петраков, «облагодействовал» ее мужа. Пушкину назначали жалование, которое многократно превышало стандартный оклад, и определили на непыльную работу — архивариусом в Министерстве иностранных дел. Как аргумент связи с императором выступает факт, что графиня Нессельроде приглашала Наталью (без супруга) в Аничкин дворец, куда, как известно, съезжались любовницы царя и других знатных особ.

После назначения в камер-юнкеры Пушкин делает недвусмысленную запись: «Я становлюсь Донжо при русском дворе». А Донжо — это историограф интимной жизни Людовика Четырнадцатого. Пушкин фактически сам говорит о том, что после назначения ему придется лицезреть все похождения императора Николая.

Внимания заслуживает и небезызвестное интимное свидание Натальи Николаевны у Идалии Полетики. По наиболее распространенной версии, Натали встречалась с Дантесом, но Николай Петраков в этом сомневается. Под окнами квартиры, где проходило свидание, дежурил будущий второй муж Натальи — ротмистр Ланской. Он был и по званию, и по годам старше Дантеса, и вряд ли стал бы караулить покой новоиспеченного поручика Дантеса. Не исключено, что Наталья встречалась с императором, чьим доверенным лицом был Ланской. Как бы то ни было, умирающий на руках жены поэт сказал ей: «Я тебе верю», а также повелел ей 2 года носить траур, а затем выйти замуж повторно за «достойного человека».

История любви А.С.Пушкина и Н.Гончаровой.: arina_lebrun — LiveJournal

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором Ланская (27 августа (8 сентября) 1812, поместье Кариан, Тамбовской губернии — 26 ноября 1863, Петербург) — супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В 1837 году, после гибели Пушкина, на его вдову Наталью Николаевну посыпались обвинения. «Жена — твой враг, твой злой изменник… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта», — писал анонимный сочини­тель. «Женщина осиротила Россию», — вторил ему литератор Яков Неверов.
Проходили годы, века, а имя Натальи Гончаровой в покое не оставляли. «Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И — сразила», — писала о Наталье Николаевне Марина Цветаева. Анна Ахматова, откровенно не любившая жену Пушкина, называла ее «сообщницей Геккернов в преддуэльной истории», «агенткой» нидерландского посланника.
И это все о той, кого Пушкин называл «моя Мадонна», «чистейший прелести чистейший образец»? Возможно ли, чтобы трид­цатилетний поэт так заблуждался? Не видел, кого воспевал, на ком женился? 

Пушкин сам со своей гениальной интуицией предчувствовал трагедию. Накануне свадьбы он писал матери своей невесты:
«…Только привычка и продолжительная близость могут доставить мне привязанность вашей дочери; я могу надеяться со временем привязать ее к себе, но во мне нет ничего такого, что могло бы ей нравиться; если она согласится отдать мне свою руку, то я буду видеть в этом только свидетельство спокойного равнодушия ее сердца… Не явится ли у нее сожаление? Не будет ли она смотреть на меня, как на человека, обманом захватившего ее? Не почувствует ли она отвращения ко мне? Бог свидетель, — я готов умереть ради нее, но умереть ради того, чтобы оставить ее блестящей вдовой, свободной хоть завтра же выбрать себе нового мужа…»

«Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив», — писал он жене через три года после свадьбы.

Наталья росла робкой и застенчивой. Она мечтала стать поэтессой. Вот почему, когда перед ней, шестнадцатилетней девочкой, предстал Пушкин, величайший поэт ее страны, он показался ей полубогом. Гордая его вниманием и поклонением, девушка, сияя от счастья, отдала ему свое сердце — сразу и навсегда. Но любила она его так, как позволял собственный темперамент — спокойно и сдержанно, без лишних эмоций. 

Пушкин же любил страстно, со всем пылом своего южного характера.Пушкин ни на минуту не сомневается в чистоте и верности своей Натали, пишет ее матери: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом».

Но в письмах к самой Наталье Николаевне чувствуется скрытая тревога. Тревога скорее не за жену, а за себя, за свою репутацию. А репутация действительно была под угрозой. Как ни чиста и непорочна была Гончарова, но откровенное ухаживание царя давало повод для сплетен. Нет, нельзя было простить счастье молодой четы, нельзя было простить и самого поэта, всем своим поведением, разговорами, стихами бросавшего вызов светской «черни». Вызов, брошенный поэтом, был подхвачен, война объявлена. 

Но до отчаяния был доведен скорее сам Пушкин. Доведен зависимостью от царя, безденежьем, кредиторами, несвободой, кле­ветой и сплетнями. И в это самое тяжелое для Пушкина время появляется Дантес. «Не отдельные лица были причиной гибели Пушкина — не Дантес, Геккерн или Нессельроде, взятые порознь, а все петербургское общество в целом, глубоко враждебное к поэту. 

А Натали так неопытна, так доверчива и обо всем, ничего не скрывая, рассказывает мужу — и кто ухаживал, и какие записки писал… Все рассказывает, и кому — африканскому Отелло! Вот уж святая простота! 

Он верит ей, понимает, как никто. «А душу твою люблю я еще более твоего лица ».  

И уж совсем нелепо звучит обвинение Натальи Николаевны в том, что ее якобы не интересовало творчество мужа. Наоборот, в своих письмах к жене Пушкин весьма подробно отчитывается пе­ред ней обо всех своих литературных делах.

Наталья Николаевна вышла замуж за Пушкина в очень юном возрасте. Она была слишком молода и неопытна. Пора ее расцвета как женщины в полном смысле этого слова наступила лишь годам к тридцати… Увы, Пушкина тогда уже не было в живых…

Она прожила на этом свете 51 год и из них была всего шесть лет вместе с Пушкиным…


Наталья Николаевна Гончарова — Биография.

Дети Пушкина: сколько их было?

У Александра Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

Старшая дочь, Мария, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, а позже — попечительницей городской аудитории-читальни (современное название — Библиотека-читальня имени А.С. Пушкина). Свояченница Льва Толстого, Татьяна Кузьминская, писала в мемуарах, что именно Мария Гартунг послужила писателю «типом Анны Карениной». Кузьминская утверждала, что Толстой встретил дочь Пушкина на бале у генерала Тулубьева в Туле зимой 1868 года именно такой, какой предстает Анна Каренина на страницах романа: это была «дама в черном кружевном платье, ее легкая походка легко несла довольно полную, но прямую и изящную фигуру».

С Марией Гартунг связано и другое произведение Толстого. Мужа Марии, Леонида Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве, несправедливо обвинили в казнокрадстве — и в 1877 году он застрелился в зале суда, а позднее был посмертно оправдан. Похожая развязка судебного процесса была описана в пьесе Толстого «Живой труп». Хотя источником вдохновения для писателя послужило другое дело, Толстой так и не опубликовал пьесу при жизни, понимая, что сцена самоубийства Протасова и сам выход произведения могут глубоко ранить Марию.

Вторая дочь, Наталья, была одной из главных столичных красавиц своего времени. Ее первый брак с Михаилом Дубельтом, известным дурным нравом и страстью к играм, быстро распался, а через несколько лет Наталья стала супругой принца Николая Вильгельма Нассауского. В 1876 году она обратилась к Ивану Тургеневу с просьбой отредактировать и опубликовать коллекцию писем Пушкина, за что Тургенев взялся с радостью. Однако публикацию восприняли как пошлость и попытку подрыва авторитета поэта.

Сын Пушкина Александр стал известным русским генералом и активно занимался развитием образования в России. Александр был членом советов по учебной части Екатерининского и Александровского женских институтов, заведующим учебной частью Московского Императорского коммерческого училища, а также опекуном Московского присутствия Опекунского совета Учреждений императрицы Марии.

Младший сын поэта, Григорий, создал первый мемориальный уголок Пушкина: он обустроил памятный кабинет отца в Михайловском, где собрал многие его личные вещи, рукописи и книги. Интерьер этого кабинета некоторыми деталями напоминал знаменитый кабинет Онегина. Сам же Григорий жил с семьей под Вильнюсом, был членом Виленской судебной палаты и одним из главных благотворителей местной гимназии.

Также доподлинно известно, что 1 июля 1826 года родился Павел — сын Пушкина и крепостной Ольги Калашниковой, который умер во младенчестве.

Наталья Николаевна Пушкина / Централизованная библиотечная система Канавинского района

Урожденная Гончарова, во втором браке — Ланская.

Годы жини: 1812 — 1863.

Наталья Николаевна Гончарова (27 августа (8 сентября) 1812 г. – 26 ноября (8 декабря) 1863 г.) – любимая супруга и прекрасная Муза-вдохновительница великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, сыгравшая в его судьбе роковую роль, – безусловно, яркий персонаж в истории отечественной литературы, который невозможно оставить без внимания.

Она была спутницей Пушкина последние шесть лет его жизни. Не просто первая красавица и царица светских раутов, не просто жена гения и мать его детей. Она была образованна и талантлива, умна и обаятельна. Скандал в свете, порожденный ее поведением и приведший к гибели поэта, до сих пор вызывает споры в среде пушкинистов. Одни видят ее злым гением «солнца русской поэзии», другие – несчастной жертвой сплетен и обманутой женой, нашедшей утешение в романтической любви молодого белокурого гвардейца.

 

Татьяна Шепелева

 

А что вы думаете о Н.Н. Гончаровой? Оставьте свой комментарий.

Рекомендуем вам познакомиться с книгой Агнии Кузнецовой «Моя мадонна», в которой автор излагает свою точку зрения на роль Натальи Гончаровой в судьбе поэта.

Об избраннице гения, о ее жизни и неоднозначной оценке ее роли в судьбе А.С. Пушкина читайте на следующих сайтах:

ВикипедиЯ

Люди

 

Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:

  1. Баранская Н.  Цвет темного меду. Платье для г-жи Пушкиной : повесть // Роман-газета. — 2009. — Июнь (№ 11). — С. 1-18.
  2. Вересаев В. Спутницы Пушкина // Роман-газета. — 2009. — Июнь (№ 11). — С. 19-64.
  3. Доризо Н. Жена поэта : полемические раздумья // Роман-газета. — 1999. — № 15. — С. 40-61.
  4. Зархи С.Б. «Друг мой женка»: литературная композиция, посвященная образу Н.Н. Пушкиной-Ланской, для учащихся 8-11-х классов // Читаем, учимся, играем. — 2012. — № 3. — С. 36-46. — Библиогр.: с. 46.
  5. Карнаухова Л.А. «Нетленный свет…» : [портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской кисти И.К. Макарова] // Читаем, учимся, играем. — 1999. — № 1. — С. 143-144.
  6. Куприянова Н.И. По делу госпожи Ланской… : [отношение к Наталье Николаевне, жене А. С. Пушкина, родственников поэта] // Записки краеведов. — Нижний Новгород, 1983. — C. 181-182.
  7. «Моя Мадонна» : литературно-поэтический вечер: для старшеклассников // Мировая литература. — Нижний Новгород. — С. 25-46.
  8. Наталья Николаевна Пушкина (1812-1863) // Спутницы Пушкина: по книге В. Вересаева «Спутники Пушкина». — Москва :Профиздат, 1996. — С. 204-222.
  9. Ободовская И.М. Вокруг Пушкина : неизвестные письма Н.Н. Пушкиной и ее сестер Е.Н. и А.Н. Гончаровых / И.М. Ободовская, М.А. Деменьтьев. — Москва : Советская Россия, 1975. — 384 с. : ил.
  10. Ободовская И.М. Наталья Николаевна Пушкина : по эпистолярным материалам / И.М. Ободовская, М.А. Дементьев; худож. Ю.К. Бажанов; предисл. В.И. Кулешова. — Москва : Советская Россия, 1985. — 368 с. : ил.
  11. Пищулин А. Пушкина после Пушкина. Ложь и правда о знаменитой «женщине без сердца» // Фома. — 2015. — № 10. — С. 66-70.
  12. Сазонова Т.А. «А душу твою люблю …» : литературная композиция для читателей старшего школьного возраста // Читаем, учимся, играем. — 1998. — № 6. — С. 35-42.
  13. Скатов Н.Н. Русская Мадонна : [Наталья Гончарова] // Литература в школе. — 2012. — № 6. — С. 9-13. — портр.
  14. Черкашина Л. «Жена моя прелесть» // Берегиня дома твоего. — 2004. — Март-апр. (№ 2). — С. 11-19.
  15. Энгель С. Загадка писем Н.Н. Пушкиной // Солнце нашей поэзии. — Москва, 1989. — С. 277-292.

 

 

Нравится

Интриги пушкинской поры. Н.Н.Гончарова — Год Литературы

Текст: Наталья Соколова/РГ

Фрагмент картины Н. П. Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом», 1937 г., Институт русской литературы, Петербург

На вечере можно было узнать все подробности жизни Натальи Николаевны после гибели поэта.


Какой у нее был характер? Была ли она замужем? Была ли счастлива вторым браком? Появлялась ли в свете?


Обо всем этом рассказала исследователь-пушкинист, член Союза писателей России Татьяна Рожнова. Будучи студенткой Ленинградского государственного института культуры, она пришла на работу во Всероссийский музей А. С. Пушкина на Мойке. А летом уезжала на Псковщину, в любимое поэтом Тригорское, — сначала — в качестве экскурсовода, а потом — научного сотрудника. Позднее ее пригласили на должность заведующей научно-методическим отделом в музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Рожнова собрала обширный архивный материал — официальные документы, воспоминания, письма, записки, отклики современников. В 2010 году она выпустила книгу «Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки». Много лет Рожнова посвятила восстановлению доброго имени вдовы поэта.

С личностью Натальи Гончаровой связано немало мифов. Она стала женой поэта 18 января 1831 года. С этого момента


свет разделился на две части — тех, кто считал ее бездушной красавицей, которая была в сговоре с царем, задумавшим погубить Пушкина, и тех, кто считал ее ангелом-хранителем поэта.


Как считает Рожнова, резко отрицательное отношение к Пушкиной в советских исторических трудах можно объяснить тем, что задача историков того времени была очернить монархию. В союзники к «плохому» царю записывали и Наталью Гончарову. Подхватила это веяние Марина Цветаева в своей книге «Мой Пушкин». Недолюбливала Наталью Николаевну и Анна Ахматова. «Пушкин любил Натали, — говорит Татьяна Рожнова. — Об

этом забывают те, кто ревнует ее к поэту».

Больше всего Наталья Николаевна страдала после смерти поэта, и Пушкин это предвидел. В свете князь Петр Вяземский повторял: «Пушкин стал жертвой того, что его жена не умела вести себя в обществе».

Где правда, а где домыслы, выяснить очень трудно по еще одной причине — Наталья Николаевна сожгла почти все свои письма к Пушкину, зато сохранила письма второго своего супруга генерала Петра Ланского. Сохранилось и письмо Жоржа Дантеса к отчиму, в котором он пишет, что Наталья Николаевна никогда не изменяла супружескому долгу. Кроме того, Наталья Николаевна редко делилась с кем бы то ни было тем, что у нее было на душе, тем более не откровенничала на тему отношений с Пушкиным. «Это было самое святое для нее, эти чувства она носила в своем сердце», — считает Татьяна Рожнова.

…Весь свет знал, что жить Пушкину оставалось считанные дни. Но чуть ли не самая острая на язычок светская дама Софи Карамзина распространяла слух, что Наталья Николаевна не похожа на женщину, которая в скором времени может лишиться мужа. Она по-прежнему свежа, и ничто не свидетельствует о ее скверном расположении духа. А все

потому, что по воле поэта его супруге не говорили, насколько тяжело ранение. И сам поэт безмолвно переносил самые страшные боли, боясь побеспокоить ночью супругу своими стонами. Кстати, как говорит Рожнова, семья Карамзиных часто приглашала в свой дом всех вместе — Жоржа Дантеса, Пушкина и Наталью Николаевну, как будто бы специально, чтобы позлить поэта и заставить его найти повод для ревности. Как часто друзья Пушкина, будучи друзьями на словах, на деле оказывались его предателями.

Наталья Пушкина овдовела в 24 года.


Поэт перед смертью сказал ей:

«Носи траур по мне два года, а потом выходи замуж, за человека порядочного».

Друзья семьи опасались за душевное здоровье молодой вдовы, и не верили, что она сможет пережить эту утрату. Но Наталья Николаевна нашла в себе силы жить дальше. Она увезла детей в имение Гончаровых под Калугой — подальше от злых языков. «Она жила только ради своих детей, — рассказывает Рожнова. — Их у нее было четверо, младшему едва исполнилось восемь месяцев. Пушкин оставил 140 тыс. долга. Она занимала даже у слуг. Вернувшись в Петербург, она отказывалась от визитов друзей, в свет не выходила. Как отмечают многие ее современники, с момента гибели поэта улыбка с ее лица исчезла навсегда».


Наталья Николаевна носила траур в течение семи с половиной лет.


К тридцати годам она похорошела еще больше. К ней стали свататься. Николай Аркадьевич Столыпин часто бывал в ее доме, но официального предложения руки и сердца так и не последовало. Сватался граф Лев Алексеевич Перовский — она отказала ему по неизвестным причинам. Князь Голицын засылал своих гонцов. Он требовал от нее отправить детей в пансион и стать одной из самых богатых жен Петербурга — у Голицына было огромное состояние. И еще немало людей, так и оставшихся неизвестными.

«Ее призвание — быть матерью в многодетной семье, — говорит Татьяна Рожнова. — И она исполнила его в полной мере. Ее мужем не мог стать человек, который бы не полюбил ее детей». Наталья Николаевна вышла за генерала Петра Ланского, командира лейб-гвардии Конного полка. Он был очень ласков с ее детьми, младшие из которых совсем не помнили своего отца. Мужчины в доме бывали редко, но, как только приходил Ланской, дети тут же повисали на плечах статного военного и проводили с ним много времени. 16 июля 1844 года Ланской и Гончарова поженились. Ему было 45, ей — 32. Наталья Гончарова родит Ланскому еще трех дочерей.

После смерти Натали Петр Ланской больше не женится и оставит завещание похоронить себя рядом с ней. Хотя


пересуды будут преследовать и Ланского: якобы он сделал карьеру, благодаря браку со вдовой поэта, к которой был неравнодушен сам царь.


 

«Первый брак восемнадцатилетней Натали в силу возраста был еще не вполне осознанным опытом, — считает исследователь. — Второй — осознанный брак зрелой женщины. В одном из писем к дочери она написала: «Выбирая свое семейное счастье, нужно быть предельно осторожным». А в письме к Ланскому она признавалась: «Ты единственный дал мне счастье без примеси». Что бы ни говорили злые языки, это был брак не по расчету. У Натальи Николаевны были другие, более блистательные в денежном отношении предложения, но она их отвергла. Душа и благородство Петра Петровича привлекли Наталью Николаевну больше всего».

Ссылки по теме:

Натали. Жизнь после Пушкина — ГодЛитературы.РФ, 19.01.2016

Рэп — поэзия? — ГодЛитературы.РФ, 05.02.2016

Письмовник. Дельвиг — Пушкину, 19.03.2016

Письмовник. Пушкин — Нащокину, 12.02.2016

Самые выдающиеся — Пушкин и Есенин, 22.03.2016

Пушкин. Выстрел, 08.02.2016

Интриги пушкинской поры, 22.01.2016

Возрождающаяся Наталья Гончарова, жена и муза Пушкина

Грациозно, с тонкой талией, обтянутой тугим корсетом, с шуршащими за спиной по полу слоями юбок, в комнату вошла Наталья Пушкина. Вместо двоюродного брата, который, как она думала, ждал ее, она увидела давнего поклонника: элегантного французского эмигранта барона Жоржа Дантеса, который также оказался ее шурином. Бросившись к ногам Натальи, Дантес страстно умолял ее пойти с ним; в противном случае он пустил бы себе пулю в голову.В этот самый момент в комнату вбежала дочь родственницы, позволив Наталье избежать неловкой сцены.

Наталья Пушкина, более известная под девичьей фамилией Гончарова, была признана царским двором самой красивой женщиной России. Она прославилась тем, что разбивала сердца всем вокруг, от лицеистов до российского императора, который души не чаял в ней. Ее муж, великий поэт Александр Пушкин, называл ее «моя Мадонна».

Стычка Натальи с Дантесом имела трагические последствия.Той же зимой 1837 года Дантес вызвала своего мужа на дуэль, смертельно ранив его. Пушкин умер через два дня, в нежном возрасте 37 лет, в своей петербургской квартире на берегу реки Мойки.

На протяжении восьмилетнего романа Наталья была не только женой Пушкина и матерью его четверых детей, но и живой музой поэта. На полях своих тетрадей Пушкин набросал десятки ее этюдов: ноги танцовщицы, изящно обвитые балетными лентами; ее гордый силуэт с длинной шеей и тонкими чертами лица, обрамленными короной из тяжелых кудрей.Он посылал одурманенные письма своей 113-й любви, как он ее в шутку называл (до знакомства с Натальей он был настоящим Дон Жуаном), подписывая послания: «Целую кончики твоих крыльев». Хотя он и боролся с долгами, ревностью и придворными интригами, но был уверен по крайней мере в одном: «Без тебя, — писал он Наталье, — я был бы несчастен всю жизнь».

Поэт тоже яростно защищал красавицу. «Бедная жена, она страдает без всякой вины, общество будет ее мучить!» — воскликнул однажды в муках раненый Пушкин, умоляя своих друзей оградить Наталью от злых сплетен.После его смерти его опасения подтвердились. Хотя друзья смогли спасти Наталью от безумия и разрухи, она терпела ожесточенные нападки на свой характер. На протяжении десятилетий критики упрекали ее в том, что Пушкин завидует ее кокетливому, легкомысленному характеру; некоторые даже утверждали, что она никогда не любила его.

Действительно, в анналах литературной истории наследие Натальи явно нелестно. Пушкинисты называли ее восходящей красавицей и дразнилкой, кокетничавшей с Дантесом. Известные российские поэтессы XX века Анна Ахматова и Марина Цветаева — обе заядлые пушкинские фанатки — нападали на Наталью как на «пустое место» в жизни поэта и «куклу», которая жила только придворными балами и вечеринками, а дома вяла от скуки. .Под конец жизни Ахматова, захваченная водоворотом сталинизма, дошла до того, что назвала Наталью «агентом» и «пособником» врагов Пушкина и упрекнула ее в том, что она не создала надлежащего культа вокруг пушкинской поэзии после смерть художника. Совсем недавно современный писатель и поэт Дмитрий Быков, человек, популярный в России настолько, насколько может быть популярен только поэт, сказал, что разделяет сожаление Ахматовой о том, что выбор музы Пушкиным пал не на одну из его прежних, более достойных возлюбленных.

Ученым потребовалось два столетия, чтобы попытаться возродить репутацию Натальи.Но как раз к 200-летию со дня рождения Натальи пушкинист Лариса Черкашина представила новую биографию музы. Наталья Гончарова , изданная в России этой осенью и являющаяся 11-й книгой автора о жизни Пушкина, отмечает, что «поклоняться Пушкину и очернять его Мадонну — две совершенно несовместимые идеи». Основываясь в своей защите Натальи на личных письмах и документах, в том числе на некоторых малоизвестных жемчужинах, обнаруженных Черкашиной в государственных библиотеках и музеях, автор настаивает на том, что молодая женщина, с которой Пушкин познакомился 16-летней девушкой на московском балу и которую он любил до последнего дня своей жизни, заслуживает большего внимания. Хотя она была молода, ее интеллект был острым, и она была намного сложнее, чем простая роковая женщина .

Среди открытий Черкашиной — собственные сочинения Натальи: заметки, стихи и даже большие тома студенческих книг, написанных ею на французском языке, по истории и теории русской поэзии. Ученый даже нашел небольшое стихотворение, которое Наталья написала своему мужу. Песнь наивна и нежна, и она могла бы написать больше, если бы не письмо обратно от Пушкина, который просил ее перестать присылать ему стихи.«Я устал, — сказал он ей, — от своих». Это был не единственный раз, когда Пушкин был суров с женой. В другом письме ее мужа — одного из более чем 60 Натальи, сохранившихся в ее имении, — он говорит королеве петербургских придворных балов: «Какая ты дура, мой ангел». Другая женщина могла бы сжечь такое неприятное послание, но Наталья сохранила его «с чистым, невинным и искренним сердцем», пишет Черкашина.

Биограф также беззаботно отмахивается от самых резких критиков Натальи. Она говорит, что Цветаева и Ахматова, как и многие женщины при русском дворе XIX века, просто завидовали сильной страсти Пушкина к своей жене.Поэты-женщины — конечно, меньшие красавицы — не любили Наталью, потому что они «просто жалели, что не жили рядом с гением и не вдохновляли его поэзию».

Поэт, который души не чаял в Наталье, погиб на дуэли с одним из ее поклонников. Универсальный архив истории-Getty Images

Есть свидетельства того, что образ Натальи действительно начинает смягчаться. Пушкинцы стали отмечать день рождения красавицы как День Натальи, и в этом году в Лопасня-Зачатьевском дворце, где Наталья жила в последние годы жизни, состоялся грандиозный бал к ее 200-летию.(Ей было всего 24 года, когда Пушкин умер, и она семь лет оставалась вдовой, хотя он и велел ей оплакивать его только два года.) Торжественное торжество оживляло атмосферу российского двора в пушкинские и натальиные дни, когда дворяне стекались из по всей Европе танцевать в императорских бальных залах. Дресс-код партии был установлен в начале 19 века (воздушные платья с открытыми плечами и офицерская форма), и благородные манеры были в изобилии. Флирт поощрялся. Квартет исполнил традиционную французскую кадриль — та самая музыка, которая прозвучала бы на Рождественском балу на Тверском бульваре в Москве много веков назад, когда Пушкин впервые увидел Наталью в изящном белом платье с золотым кольцом в блестящих темных волосах.На нынешнем гала-вечере российская интеллигенция гордо парила по паркетному полу дворца.

Молодые российские писатели, кажется, поддерживают возрождение образа Натальи. Захар Прилепин, писатель-бестселлер, сказал, что книга пришлась по душе молодым русским женщинам, очарованным «умной и красивой» Натальей, которая всю свою юность была поглощена одержимостью модой и романтикой, но при этом не чувствовала себя поверхностной.

По мере того, как новая постсоветская элита России начнет пересматривать свою историю — число читателей книг по истории России почти удвоилось за последние несколько лет — наверняка будет больше возрождений персонажей, подобных проекту Черкашиной.А пока некоторые русские красавицы находят в Наталье родственную душу. «Сегодня мы также сталкиваемся с интригами и ловушками, которые не менее интенсивны, чем во времена Гончаровой», — говорит Мирослава Дума, модница, принадлежащая к группе светских львиц, называющих себя «новыми царицами». Эти девушки в некотором роде современные Натальи: они посещают главные мировые показы мод, блистают эффектными нарядами и гордятся тем, что путешествуют независимо от своих богатых и знаменитых мужей и отцов.Есть только одно отличие дня Натальи от их собственного, говорит Дума. «Невинность и скромность [больше] не популярны. Сегодняшние красавицы просто хватают мужчин, которых считают полезными».

5 малоизвестных неприятных фактов о Наталье Гончаровой, жене Пушкина

Жизнь Натальи Николаевны Гончаровой проходила в тени супруги Александра, поэтому о жене Пушкина широким массам известно очень мало. Но, оказывается, жизнь этой женщины полна интересных моментов, не всегда положительных.

Узнайте 5 фактов из жизни любимой поэтессы, которые она с удовольствием скрыла бы ото всех.

Отец Натальи Гончаровой Николай Афанасьевич страдал психическим заболеванием, которое делало жизнь его семьи невыносимой. Официально считалось, что болезнь вызвана падением с лошади, которое произошло в 1810 году, но, как утверждали современники и жена, это произошло по вине мужчин, пристрастившихся к алкоголю.

Николай Афанасьевич Гончаров — отец Натальи

Когда обострялось, Николай Афанасьевич метался по дому с ножом, угрожая жене и детям.В такие моменты Наталья забрала трех дочерей и оставила имение отцу мужа, Афанасию Гончарову. Дедушка души не чаял в своих внучках, а особенно в Наталье. Он отказывал избраннице, покупая ей дорогие платья и драгоценности, поэтому Гончаров в детстве рос довольно избалованным.

Наталья Гончарова подарила мужу четверых детей, но пятерых младенцев потеряла. Произошло это только благодаря Наталье, которая не хотела отказываться от развлечения. Находясь на серьезном сроке, супруга поэта не пропускала ни одного бала, ничего не делая себе.

На одном из светских мероприятий Гончарова так дико танцевала, что у нее началось сильное кровотечение и случился выкидыш. Можно сказать, что пятый ребенок стал жертвой невнимательности собственной матери.

Всем известно, что Александр Сергеевич Пушкин был большим любителем женщин и часто изменял жене. Гончарова это прекрасно понимала, да и сам поэт не слишком скрывал свою не слишком-серьезную натуру. На одном из балов Пушкин так увлекся иностранными дамами, что вызвал у Натальи Николаевны ярость.

Женщина перестала танцевать и отошла в дальний конец комнаты, подальше от расходившегося супруга. Когда к ней подошел Пушкин, заставивший ее прекратить танцевать, Гончарова влепила ему здоровенную пощечину. Русский поэт имел мягкий характер и все переводил в шутку. Присутствовавший при неприятном объяснении друзьям он со смехом сказал мне, что наконец-то узнал, как жена держит руку на пульсе.

Наталью считали красивой, но у нее был небольшой недостаток внешности — слегка косоглазие. Пушкин, дразнивший всех вокруг, не упускал возможности иногда пошутить над женой. Александр мог называть жену «Моя косая Мадонна», что сначала приводило ее в ярость, но потом привыкла.

В конце концов женщина смирилась с острым языком своего гениального мужа и перестала остро реагировать на его не злые, а какие-то обидные штучки.

Пушкин был не слишком верным мужем, но жена, кажется, платила ему той же монетой. На одном из придворных балов еще совсем юную красавицу заметил император Николай I.Монарх стал оказывать девушке знаки внимания, которые она охотно принимала.

Николай I

Гончарова много времени проводила в обществе Императора, что доставляло немало хлопот ее мужу по слухам. Судя по всему, они были далеко не беспочвенны, по крайней мере, так считают многие влиятельные ученые. Имеются упоминания о неверности жены поэта и дневники современников, не дающие повода усомниться в их объективности.

Жена Пушкина.История любви

Будущая жена Пушкина с детства была милой девочкой. С 8 лет Наташа привлекает внимание необычайно редкими и древними чертами лица. Она воспитывалась в строгости, мать, на которой лежали все заботы о доме и благополучии семьи, не баловала детей. Свою любовь к детям Наталья Ивановна выразила в воспитании. Наташа обучалась нескольким иностранным языкам, истории, географии, чтению и письму, изучала литературу.Детство с требовательной матерью и безумным отцом наложило отпечаток на всю жизнь Таши. Единственной отдушиной девочки был дед Афанасий Николаевич, безмерно любивший свою внучку и всячески баловавший ее. Молчаливость, застенчивость, покорность и безукоризненное послушание сослужили в будущем Наталье дурную службу.

Была — Таша, стала — женой Пушкина

Знакомство Натали и Пушкина произошло зимой 1828-1829 гг. На балу танцора Йогеля.Будущая жена А.С. Пушкин был молод (едва ли 16 лет) и царственно красив в белоснежном платье с золотым обручем в волосах. Такой была ее память у Александра Сергеевича, она сразу покорила его сердце.

Ухаживание Пушкина было долгим, он написал письмо Наталье Ивановне, где открыто признался в своих глубоких и сильных чувствах к ее дочери. Поэт попросил руки Натали, но свекровь не сразу ответила. Александр Сергеевич год был в статусе жениха, долго велись переговоры о приданом.

Духовное состояние писателя на века обогатило русскую литературу. В это время Пушкин написал замечательные стихи: «Я любил тебя…», «На горах Грузии» и «Не пой, красавица, со мною…».

Влюбленные написали друг другу множество уникальных писем. Будущая жена Пушкина, не выдержав разлуки с поэтом, 5 мая 1830 года отправила деду письмо, в котором рассказала о своих чувствах к Пушкину. 6 мая 1830 года Александр Сергеевич и Гончарова были объявлены женихом и невестой.Но препятствием к свадьбе стал проходящий на время холерного карантина в Москве. 18 февраля 1831 года состоялась свадьба писателя и Натальи.

Жена Пушкина и Дантес

Дантес был французом по происхождению, после Французской революции приехал в Россию с намерением сделать карьеру. Молодой человек был принят в приемные сыновья барона Геккерена, голландского посланника из Петербурга. Дантес состоял на особом учете при дворе императора Николая I и был принят в полк офицером.

Дантес имел правильные и красивые черты лица, был самодовольным и высокомерным юношей. Молодой человек начал ухаживать за Натальей. Жена Пушкина, не придавая этому значения, рассказывала мужу о его светских успехах и порабощениях Дантеса.

За полгода до смерти Пушкин писал: «Отцы дезертиров и жены непорочны». Словно предчувствуя исход предстоящей дуэли, Александр Сергеевич создал этот молитвенный стих.

27 января 1837 г. состоялась дуэль между приемным сыном Геккерена и поэтом.Во время дуэли Пушкин был тяжело ранен, это ранение привело к смерти Александра Сергеевича.

Наталья, хотя и вышла замуж во второй раз, через всю жизнь пронесла любовь к поэту. Последние слова Гончаровой тоже были о Пушкине.

Посвящал ли Пушкин любовные стихи собственной жене?

Александр Сергеевич Пушкин во многом черпал творческое вдохновение из своего дамского окружения. Бурные чувства, страсть, любовные переживания наполняли его жизнь яркими красками, которые он выплескивал в процессе создания новых литературных шедевров.

Посвящал ли Пушкин любовные стихи собственной жене?

Супруга

Достоверно известно, что часть своих произведений великий русский поэт посвятил своей жене Наталье Гончаровой.

Помимо поэмы «Мадонна», Натали были посвящены также произведения «Нет, я не ценю бунтарского восторга», датированные 1831 годом, и «Пора, мой друг, пора» 1834 года.

Одна из них — знаменитая Мадонна.

Накануне ее создания Александр Пушкин был в Москве, где сделал возлюбленной второе предложение руки и сердца (после неудачной первой попытки).На этот раз предложение создать семью было принято.

После этого счастливый поэт отправляется в свое личное родовое поместье, чтобы дождаться наступления самого прекрасного дня в своей жизни. Чтобы скрасить долгие дни разлуки, он вешает в своей комнате портрет белокурой Мадонны, которая, по его словам, имеет почти идентичное внешнее сходство со своим возлюбленным. В то же время Пушкин отправляет жене письмо, в котором отражает свои чувства и переживания перед свадьбой, на что она шлет ему ободряющий ответ, что скоро ему не придется смотреть на бездушную картину, так как у него будет жена.Вдохновленный этим прекрасным событием, он создает великолепную любовную поэму «Мадонна», посвященную Наталье Гончаровой.

Стихи А. Пушкина «Мадонна»

Поэма «Мадонна» написана А.С. Пушкина за полгода до свадьбы, в 1830 году. В первых же строках произведения поэт утверждает, что никакие портреты известных художников не сравнится с той любовью и пониманием, которые достигаются в счастливом браке. Поэт считает, что именно гармоничная атмосфера притягивает влюбленных друг к другу и затем воплощается в прекрасной семейной жизни, где царит взаимное уважение и доверие.Также в стихотворении поэт отметил, что мечтает вечно созерцать только одну картину, где главными героями являются он и его жена как идеальная супружеская пара, живущая долгую и счастливую жизнь. И, конечно же, Пушкин благодарит Бога за ниспосланные ему с небес «прелести чистейшей пробы», ведь Наталья Гончарова сочетала в себе красивую внешность, высокий ум и образованность.

При всех трудностях Наталья Гончарова осталась для поэта самой желанной и любимой женщиной, что он и доказал в смертельной дуэли, состоявшейся именно из-за нее.

Однако на тот момент автор даже не подозревал, что через несколько месяцев у него и его избранницы произойдет громкая ссора из-за свадебного преданного. Невеста ведь принадлежала к очень знатному роду, который к тому времени нажил кучу долгов, и после свадьбы они перешли бы к роду Пушкиных. Несмотря на то, что поэт не планировал отдавать эти обязательства, свадьба все же состоялась, однако вместе с ней немного померк образ Мадонны, описанный в известном стихотворении.

Царский поэт: роман о Пушкине

ЧЕТВЕРТЫЙ КОРОЛЬ Глен Петри Атенеум. 433 стр. $ 17,95

ЕСЛИ бы ОН жил так, как писал, — сказал Анри Тройа, — Пушкин был бы спокойным и счастливым человеком; если бы он писал так, как жил, то был бы безумным, ребячливым, многословным романтиком». литературная традиция, призывавшая к самому грандиозному языку, — вот почему русские всегда почитали Александра Пушкина.Он представил стиль, который был возвышенно ясным и почти безобразным. Но его поэзия полагалась на словесную структуру, рифму и ритм, а это означает, что перевод в прямом смысле невозможен. Мы, жители Запада, должны верить его соотечественникам на слово, что он был величайшим поэтом России.

В «Четвертом короле» речь идет не столько о ясной манере письма Пушкина, сколько о его сумбурном образе жизни. Книга позиционируется как художественная литература, а не как биография. Отчасти это может быть связано с тем, что он предполагает определенные разговоры и перестраивает или телескопирует определенные события.(Двое детей Пушкина, например, удобно опущены.) Но что больше всего похоже на выдумку, так это то, что вся сюжетная линия сформирована ухаживаниями и женитьбой Пушкина. Это поворот, который мог бы его удивить, так как его так и не удалось приручить.

В 1826 году царь Николай I вызвал Пушкина из глухой семейной усадьбы, где он провел четыре года в политической ссылке. Это было вскоре после восстания декабристов, в результате которого некоторые из ближайших друзей Пушкина были повешены или сосланы в Сибирь.У него были причины чувствовать тревогу, когда он совершал долгий путь в Москву. Однако, к его облегчению, царь был настроен прощать. Он представил его суду как «нового Пушкина» и пообещал, что впредь будет лично санкционировать работы Пушкина. На прощание — по крайней мере, так написано в романе — Николай посоветовал ему найти себе жену и остепениться.

В то время Пушкину было 27 лет, он был неисправимым бабником, известным своим сексуальным аппетитом и экзотической внешностью. (Он происходил по материнской линии от абиссинского князька, известного как «Негр Петра Великого».») Невеста, которую он выбрал через некоторое время после аудиенции у царя, была ему настолько не к лицу, что он, видимо, еще до свадьбы почувствовал угрызения совести. Наталья Гончарова была детской, застывшей девственницей на 14 лет моложе его, потрясающе красивой, но поверхностна и необразованна. Хуже всего то, что над ней доминировала сварливая мать, единственная цель которой состояла в том, чтобы продать свою дочь тому, кто больше заплатит. Что никто не предлагал больше, чем Пушкин, который, хотя и уважаемый как писатель, был обременен различными долгами и семейными обязанностями — ничего не делало, чтобы подсластить характер матери.Историки в целом сходятся во мнении, что Пушкину вскоре наскучила Наталья и что после медового месяца, должно быть, разочаровывающего, он возобновил свои романы с другими женщинами, в то время как Наталья предалась головокружительной череде балов, вечеринок и легкого флирта. Однако Глену Петри эти отношения не кажутся такими безрадостными, как предполагали другие. Он изображает пару нежной, хотя и несовместимой, и цитирует письма, которые показывают постоянную заботу Пушкина о благополучии своей жены. Но нельзя отрицать, что их брак в конечном итоге привел к катастрофе.Репутация Натальи была настолько запятнана — вероятно, безо всяких на то оснований, — что Пушкин был вынужден драться на дуэли, защищая ее честь. Через два дня он скончался от ран.

Итак, в самом буквальном смысле, история Пушкина действительно была сформирована его женитьбой; в конечном итоге это закончилось его женитьбой. Но это только в самом буквальном смысле, и поэтому «Четвертый король» кажется немного искаженным в своей направленности.

Где это точно в цель, так это в отрывках, повествующих о вечной борьбе Пушкина с цензорами.Независимо от того, проверялись ли его работы правительственными учреждениями или самим царем, они обычно искажались или запрещались. Даже самые невинные его стихи подозревали в «бессознательной неверности». Его личная переписка была достоянием общественности. В какой-то момент ему приказали прекратить писать на год.

Пушкин несколько раз показан плачущим настоящими слезами разочарования, и его слезы кажутся вполне понятными. В этом самая сильная сторона книги. Хотя в «Четвертом короле» нет глубины и серьезности Пушкина Анри Труа, он ярко передает жестокую расточительность и безвоздушность жизни без свободы самовыражения.

Энн Тайлер — писательница, специализирующаяся на русской литературе.

Стенографистка, вышедшая замуж за Достоевского и спасшая его от разорения , в разгар того, что казалось политическим переломным моментом, в Москве был открыт новый памятник, посвященный русскому поэту Александру Пушкину. Великие реформы Александра II 1860-х годов, включая освобождение крепостных, не удовлетворили аппетиты радикалов к переменам.Наиболее тревожными для умеренных россиян были женщины, которые начали пополнять ряды самопровозглашенных нигилисток. Они курили сигареты, коротко стриглись, предпочитали Фейербаха любовным романам и отвергали брак в пользу карьеры в науке и медицине (или, иногда, в терроризме).

Все чувствовали, что Россия идет на столкновение с самой собой, и мало кто боялся возможного исхода больше, чем Федор Достоевский. На церемонии открытия он произнес пламенную речь, в которой призвал россиян считать новые теории социального прогресса, идущие с Запада, духовно чуждыми. Он хвалил Татьяну, героиню романа Пушкина «Евгений Онегин» 1833 года в стихах, за воплощение уникально русского духа самопожертвования. Замужняя женщина, которая отвергает ухаживания своего бывшего любовника, Татьяна была для Достоевского доказательством того, что, как выразился Эндрю Д. Кауфман в «Жене игрока», настоящая «русская женщина всегда отказывалась бы строить свое счастье на несчастье других». ».

Биография второй супруги писателя, Анны Достоевской, книга Кауфмана предполагает, что читатели мужа слышали бы его речь и вспомнили бы его собственных персонажей, как Соню в «Преступлении и наказании», «следующую за кающимся Раскольниковым в сибирскую тюрьму лагерь.И все же Кауфман, специалист по славянской литературе из Университета Вирджинии, главным образом обеспокоен тем, что эта философия означала бы для женщины, которая не была выдумкой. В первые годы замужества Анна была призвана практиковать сверхчеловеческие уровни бескорыстия и прощения. Она жила во власти пристрастия мужа к азартным играм, в течение многих лет балансируя на грани финансового краха — однажды ей пришлось заложить собственное нижнее белье. Достоевский мало что делал, чтобы оградить ее от своей властной семьи, которая пыталась контролировать его кошелек.Когда Анна захотела поехать в свадебное путешествие в Германию, пасынок от первого брака упрекнул ее: «Я не разрешаю никаких европейских поездок».

Кауфман описывает агонию Анны в таких душераздирающих сценах, какие мы могли бы встретить в романах ее мужа, и даже самые ярые поклонники Достоевского задаются вопросом, были ли эти отношения, несмотря на то, что он позволил ему закончить некоторые из его самых знаменитых произведений. , оно того стоило. Анна не была готова к такой судьбе, так как выросла в величественном доме в Санкт-Петербурге.В Петербурге в семье, писала она позже, «без ссор, драм и катастроф». Ее отец, государственный служащий, был большим поклонником Достоевского и много говорил о многообещающем молодом авторе «Бедных людей» (1846). «К сожалению, — сказал он дочери, — этот человек запутался в политике, попал в Сибирь и бесследно там пропал».

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой

На четной стороне улицы установлен памятник Александру Пушкину и его молодой невесте Наталье Гончаровой. Через дорогу от памятника бирюзовое двухэтажное здание раньше было Пушкинским домом, а сейчас является Пушкинским домом-музеем.

Бронзовая статуя Пушкина с молодой невестой Гончаровой была установлена ​​на Арбате в последние месяцы 1999 года. Композиция призвана создать впечатление, что знаменитый поэт идет по парку со своей невестой к новому дому, где они поделятся своей супружеской жизнью. Влюбленные молодые пары кажутся странным образом вдохновленными этой статуей и обожают фотографироваться возле нее.

Александр Пушкин считается величайшим русским поэтом, а в России ему присвоен бесспорный статус литературного героя страны. Он вырос из обычной семьи, но его незаурядные способности были замечены еще в юности и вознаграждены стипендией в лицее — самой престижной частной школе страны, находящейся под королевским покровительством. Затем последовала оплачиваемая должность, хотя его быстро отправили на Кавказ, чтобы предотвратить его новую дружбу с политическими радикалами.

Это «наказание» стало поворотным моментом – поразительная красота природы Кавказа вдохновила его на первые крупные изданные сборники по возвращении. Красивый и талантливый поэт стал любимцем приличного общества, и вскоре он был помолвлен с красавицей-дебютанткой Натальей Гончаровой.

Она пригласила своих родственников переехать к Пушкиным – и, что еще хуже, ее тусовочный образ жизни стал скандальным, поскольку она принимала приглашения других мужчин. Ходили слухи, что она стала любовницей Дантеса, французского кавалерийского офицера.

Пушкин вызвал этого полкового халтурщика на дуэль из-за чести своей жены — и, разумеется, был скошен противником 10 февраля 1837 года на месте в предместье Петербурга.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *