Жанр лермонтов маскарад: тематика и проблематика, идея и пафос

«Маскарад» краткое содержание для читательского дневника по драме Лермонтова (8 класс) – отзыв, главная мысль, сюжет, суть

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 296.

Обновлено 20 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 296.

Обновлено 20 Августа, 2021

«Маскарад» – одно из лучших драматических произведение М. Ю. Лермонтова, в центре которого оказались душевные переживания умного и мятежного Евгения Арбенина.

Краткое содержание «Маскарад» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: Маскарад

Число страниц: 192. Лермонтов М. Ю. «Маскарад». Издательство «Речь». 2014 год

Жанр: Пьеса

Год написания: 1835 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место

Действие пьесы разворачивается в 30-х годах XIX века в Петербурге в светском обществе. Наиболее значимые, драматичные действия пьесы происходят на торжественных мероприятиях – во время маскарада и бала.

Главные герои

Арбенин Евгений Александрович – богатый дворянин, умный, решительный, с мятежной душой, в прошлом профессиональный игрок в карты.

Настасья Павловна (Нина) – молодая супруга Арбенина, красивая, нежная молодая женщина, верная жена.

Звзедич – молодой гвардеец, князь, красивый, ветреный молодой человек.

Баронесса Штраль – светская дама, вдова, которая ради соблюдения собственных интересов пожертвовала безупречной репутацией Нины.

Неизвестный – мужчина, доведённый до нищеты Арбениным, мстительный, жестокий.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Будучи профессиональным игроком в карты, Евгений Александрович Арбенин сумел заработать приличное состояние. Решив покончить с фривольной жизнью гуляки и картёжника, он женился на юной особе.

Арбенин был уже не первой молодости и решился на этот шаг скорее, чтобы приобрести статус степенного мужа, нежели по любви. Но неожиданно для самого себя герой всем сердцем полюбил свою красавицу-жену Настасью Павловну, или, как ее называли близкие, Нину.

Однажды Арбенин отправился на маскарад со своим новым знакомым – гвардейцем Звездичем, которого он выручил в картёжной игре. Евгений Александрович заметно скучал на балу, в то время как его приятель прекрасно проводил время. Молодой и красивый князь Звездич принялся отчаянно флиртовать с прекрасной незнакомкой в маске. Молодой человек потребовал у прелестницы какое-то украшение на память, и та, не желая рисковать, подарила ему случайно найденный чужой браслет. Довольный Звездич поспешил поделиться с Арбениным радостью своей победы.

Евгений Александрович смутно помнил, что похожий браслет был и у его жены. Настроение ему изрядно испортил и незнакомец, который предрёк несчастье в эту праздничную ночь. Вернувшись домой, Арбенин попросил Нину показать свой браслет, но она ответила, что где-то потеряла украшение.

По приказу хозяина слуга обыскал весь дом и, не найдя браслета, высказал мнение, что Настасья Павловна, очевидно, потеряла его на маскараде.

Узнав о тайном посещении маскарада, Евгений Александрович разгневался: мало того, что светским женщинам не пристало в одиночку посещать такие мероприятия, так ещё в его душе возникло страшное подозрение о неверности любимой жены. Поругавшись, супруги разошлись по разным комнатам.

С этого дня Арбенин потерял покой и сон. В нём говорило ущемлённое чувство достоинства, даже гордыня и он никак не мог совладать с собой. Герою казалось, будто всем известно об измене его жены и он стал настоящим посмешищем в обществе.

Нина отправилась к приятельнице, вдовствующей баронессе Штраль, чтобы поделиться неприятностью. Там же оказался и Звездич. Ничего не подозревающая Нина заговорила о потерянном ею браслете, и молодой князь решил, что она и есть та таинственная незнакомка. Он принялся домогаться её, но та ответила ему решительным отказом.

Тем временем баронесса Штраль, которая и подарила Звездичу найденный браслет, поняла, что её проделка зашла слишком далеко, но решила промолчать.

Арбенин, видя повышенный интерес Звездича к жене, убедился в измене. На балу, решив сыграть роль бесстрастного судьи, он предложил жене отравленное мороженое. Перед смертью Нина попыталась заверить, что ни в чём не виновата перед ним. У тела Нины появились Звездич и тот самый незнакомец, который предрёк Арбенину страшный конец. Им оказался старый приятель Евгения Александровича, которого тот много лет назад сделал нищим, обыграв в карты. Мужчина при всех заявил, что Арбенин собственными руками убил свою супругу. В свою очередь молодой князь рассказал историю потерянного браслета, подтвердив невиновность Нины. Арбенин, осознав свой страшный поступок, лишился рассудка.

Вывод и своё мнение

Главные герои произведения, будучи заложниками социума, погрязли во лжи, лицемерии, подлости. Для них непозволительной роскошью было жить честно, открыто, говорить то, что думаешь и совершать поступки, продиктованные сердцем и совестью – все это противоречило тем устоявшимся правилам, которые никто из героев не решался нарушить, чтобы не прослыть изгоем. Вся их жизнь была сплошным маскарадом, в котором они играли определённые роли.

Главная мысль

Лицемерие общества, скрывающего своё прогнившее нутро за маской благополучия.

Авторские афоризмы

«…Язык и золото… вот наш кинжал и яд!..»

«…Портрет хорош, – оригинал-то скверен!..»

«…глупец, кто в женщине одной мечтал найти свой рай земной…»

«…У маски ни души, ни званья нет, – есть тело…»

Толкование непонятных слов

Банкомёт – в некоторых карточных играх: тот, кто держит или мечет банк.

Понтер – в карточных азартных играх: противник банкомёта, лицо, ставящее куши на карту против банкомёта.

Эполеты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме.

Барин – человек из высших сословий, господин.

Новые слова

Франт – нарядно одетый человек, щеголь, модник.

Стеклярус – разновидность стеклянных бус.

Табакерка – небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой.

Вероломство – злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия.

Тест по пьесе

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Василиса Егорова

    11/11

  • Никита Быстров

    8/11

  • Дмитрий Смирнов

    11/11

  • Ирина Пивовар

    11/11

  • Раиса Федоровна

    11/11

  • Алексей Тимошин

    8/11

  • Наталья Романенко

    10/11

  • Мария Воробьёва

    10/11

  • Валентина Шоркина

    11/11

  • Ольга Швец

    11/11

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 296.


А какую оценку поставите вы?

жанр, сюжет, композиция, система персонажей.

Жанр – пьеса

Вершина драматургии Лермонтова — драма «Маскарад» (1835—1836). Это единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене. Однако цензура так и не пропустила ее, хотя поэт вынужден был в процессе работы идти на некоторые уступки. Название пьесы приобретает символическое значение. Вся жизнь светского общества — маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешнего приличия и светской благопристойности скрываются порок, интриги, клевета, предательство и разврат. «Маскарад» — романтическая драма о трагической судьбе мыслящего героя, о его безуспешных попытках преодолеть свое роковое одиночество. Арбенин дан в драме как бунтарь, восстающий против лицемерия окружающего его общества:

…Я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал,

Любил я часто, чаще ненавидел,

И более всего страдал!

Сначала все хотел, потом все презирал я,

То сам себя не понимал я,

То мир меня не понимал.

В Арбенине все же сохранились стремление к идеалу, жажда человеческой любви, обновления. В его любви к Нине заключены «семена веры» в жизнь и людей.

Но он отравлен ядом неверия; презираемое им общество все же наложило на него свой отпечаток. Он отравляет Нину, но это не просто расплата за измену (которой в действительности не было). Он мстит за поруганный идеал, за крушение своих надежд на обновление:

«Прочь, добродетель: я тебя не знаю,

Я был обманут и тобой…»

В этом отношении сюжет «Маскарада» соотносим с «Отелло» Шекспира. В «Маскараде» герой дан уже и через оценку других персонажей, что открывает возможность для морального суда над ним и одновременно создает условия для осознания моральной ответственности человека перед судом собственной совести. Сила духа, мощная энергия отрицания, тоска по иной жизни, жажда возрождения — все эти черты Арбенина позволяют говорить о его внутренней близости с Демоном. Арбенин — один из предшественниковПечорина. Их сближает и характер взаимоотношений с миром, и эгоизм, и трагический удел причинять зло тем, кого они любят.

Наиболее зрелое драматическое произведение Лермонтова отличается несомненным художественным мастерством. Точный и меткий язык, блестящий диалог, сжатые характеристики, сразу раскрывающие облик человека, сатирическая обрисовка светского общества, свободная стихотворная речь — все это свидетельствует о том, что Лермонтов не прошел мимо художественного новаторства Грибоедова и вместе с тем открыл новые возможности для дальнейшего развития русской драматургии.

Опорные образы лермонтовкой драмы — игра, бал и маскарад. В произведении игра сравнивается с жизнью. Бал — это еще одна метафора жизни. Маскарад тоже метафора жизни, но это жизнь под личиной, это в тоже время естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска — это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, ему противостоит карточная игра. Игра — это соперничество и тоже отступление от правил, но взамен привычных правил выдвигаются другие – более низкие. Это нижний этаж — преисподняя. Тот, кто вступает в игру, отпадает от общества.

 

В свое время Арбенин втянул в игру неизвестного, также в начале втягивают Звездича и Арбенин помогает ему отыграться. Перед нами проходит процесс отчуждения от мира, человек который вступает в игру, но Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное — любовь к жене. Однако подозрение в измене жены приводят его к новому ветку отчуждения. Маскарадность не позволяет обнаруживать свое неверие, если участвовать в маскараде человеку становится непосильно, то он должен решать свои проблемы на дуэли. Арбенин, однако, не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли — это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не дает ему восстановить честь законным путем. Игра и маскарад предполагают элемент неизвестности, которая связана с тайной судеб. Для главного героя же в игре уже нет никакой неизвестности, однако эта неизвестность подстерегает его. Все начинается с предостережения, затем история с браслетом, потом возвращение Нины и в финале появляется Неизвестный, который оказывается мстителем. Арбенин, который сам считает себя мстителем, оказывается жертвой собственной мести. Неизвестный воплощает высшую волю.

База данных рукописей | Эстонский музыкальный информационный центр

12.05.2023

21 мая в 17:00 Эстонская симфониетта исполнит в таллиннском Доме Черноголовых музыку венского классика Вольфганга Амадея Моцарта и нового классика композитора Арнольда Шенберга.

Подробнее

27.03.2023

В течение десяти дней с 12 по 21 июля летняя столица Эстонии будет наполнена шумом и любовью к музыке. Пярнуский музыкальный фестиваль 2023 года привезет в Эстонию легендарного скрипача и альтиста Пинхаса Цукермана, а Неэме Ярви проведет концерт открытия фестиваля. Пааво Ярви руководит Эстонским фестивальным оркестром на четырех концертах, а Кристьян Ярви возвращается с Филармонией Балтийского моря.

Подробнее

17. 03.2023

Крупнейший в Эстонии фестиваль премьер «Estonian Music Days» объявил программу концертов современной музыки, которые пройдут с 26 апреля по 7 мая.

Подробнее

30.01.2023

Объявлен эстонский классический альбом 2023 года. Это альбом «Estonian Premieres», записанный Эстонским фестивальным оркестром и дирижером Пааво Ярви, выпущенный Alpha Classics.

Подробнее

26.01.2023

Пярнуский городской оркестр даст щедрый концерт произведений Михкеля Керема под управлением дирижера Микка Мурдвеэ. Со скрипачкой Трийн Руубель-Лиллеберг в качестве солиста будет исполнен первый большой инструментальный концерт Керема — Концерт для скрипки. Мировая премьера состоится недавно написанного Концерта для виолончели (2020), в котором голландский виолончелист канадского происхождения Виллем Стам выступит в качестве солиста. Вечер завершится Симфонией № 6 Керема.

Подробнее

24.01.2023

Концерт для скрипки с оркестром № 1 Эркки-Свена Тюйра. Премьера 3 «Беседы с неизвестным» (2019/2020) состоится в исполнении скрипача Вадима Глузмана и Орегонского симфонического оркестра под управлением Дэвида Данзмайра.

Подробнее

21.12.2022

21 декабря в бельгийском ансамбле современной музыки Fractales состоится премьера ансамблевой пьесы Тойво Тулева «To a Far Friend» (2020) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

Подробнее

20.12.2022

В этом году звание «Музыкант года» Эстонской радиовещательной корпорации присуждается виолончелисту Марселю Йоханнесу Китс.

Подробнее

19.12.2022

Ушел из жизни композитор Урмас Сисаск (09. 09.1960 – 17.12.2022).

Подробнее

16.12.2022

Темы фестиваля «Дни музыки Эстонии 2023» — душа и дух. Дни музыки Эстонии проходят с 27 апреля по 7 мая в Тарту и Таллинне, художественные руководители фестиваля – Хелена Тульве, Тимо Штайнер и Мярт-Матис Лилль. Билеты на фестиваль со скидкой поступят в продажу с 14 декабря.

Подробнее

Архив