принятие, издание, значение и суть кратко
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 49.
Обновлено 22 Марта, 2022
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 49.
Обновлено 22 Марта, 2022
Одним из важнейших событий царствования Екатерины 2 стало издание Грамоты на права и выгоды городам Российской империи в 1785 году. На тот момент Российская империя имела один из самых низких в Европе показателей численности городского населения, его было около 5 %. Принятие Жалованной грамоты городам можно оценить как завершающий шаг в деле создания в России городского сословия и общества.
Предпосылки и исторические условия издания грамоты
Принятие жалованной грамоты стало одним из этапов реформирования страны в духе просвещённого абсолютизма.
Рис. 1. Екатерина II.Екатерина II вступила на престол в 1762 году после свержения своего некоронованного супруга — императора Петра III. Перед императрицей стояла задача реформирования страны, и она начала с секуляризации церковных земель, создания Вольного экономического общества и выпуска бумажных денег.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, охватившее за короткий промежуток времени несколько ключевых городов среднего и нижнего Поволжья, стало причиной проведения в 1775 году губернской и судебной реформ. В ходе губернской реформы в Российской империи появилось 53 новых губернии — наместничеств. Они состояли из 10–12 уездов. Центром уезда был город. В ходе проведения реформы городской статус получили некоторые сельские населённые пункты.
Датой издания Жалованной грамоты городам стало 21 апреля 1785 года. Этот законодательный акт, состоявший из манифеста, 16 разделов и 178 статей, регламентировал статус сословия «городских обывателей».
Одним из событий начала царствования Екатерины II стала градостроительная реформа, проведённая из-за пожара в Твери 1763 года. Этот город на Волге стал первым, где применили классическую трёхлучевую планировку.
Рис. 2. Жалованная грамота городам, 1785 г.Суть Жалованной грамоты городам
Значение этого документа в том, что создавались новые выборные учреждения городского управления и немного расширялся круг избирателей. С 1785 года городское население, исходя из имущественного или социального признака, делилось на шесть категорий:- Настоящие городские обыватели. Наиболее привилегированная часть общества — чиновники, духовенство, владельцы недвижимости.
- Купцы, относящиеся к трём гильдиям.
- Ремесленники, организованные по цехам.
- Иностранцы и иногородние. Например, в Петербурге проживало некоторое количество выходцев из Европы — немцев французов, итальянцев.
- Именитые граждане.
- Посадские люди.
Такая категория населения, как именитые граждане, существовала недолго, с 1785 по 1832 год. Они были освобождены от телесных наказаний и могли иметь различную собственность, в том числе фабрики и морские суда. У них был шанс получить дворянство. К ним относились банкиры, оптовые торговцы, люди творческих профессий, например архитекторы и живописцы.
Согласно Жалованной грамоте, был установлен порядок записи сведений о горожанах в обывательскую книгу. Городское население делилось на два сословия: купечество и мещанство, для которых были созданы основы самоуправления и отдельные суды.
К 1787 году в Российской империи существовало 497 городов, а к концу правления Екатерины II, то есть к 1796 году, их количество увеличилось из-за присоединения белорусских и большей части украинских земель в ходе второго и третьего разделов Речи Посполитой. Новшества, появившиеся при Екатерине II, действовали до городской реформы 1870 года.
Рис. 3. Россия при Екатерине II.Что мы узнали?
Жалованная грамота городам была направлена на устройство городского общества и закрепление единого сословного статуса горожан. Кратко говоря, её значение для Российской империи сопоставимо с аналогичным законодательным актом 1785 года для дворянства.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4. 5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 49.
А какая ваша оценка?
Жалованная грамота Дворянству, Пасха, захват Берлина и трагедия в Одессе. День в истории
По указу Императрицы Всероссийской Екатериной II, 2 мая 1785 года была издана «Жалованная грамота дворянству», формулирующая и закрепляющая права и привилегии дворянства, которое отныне резко отделялось от других сословий и именовалось «благородным сословием».
Внутренняя политика императрицы была отмечена заботой о благосостоянии и просвещении подданных, стремлением к достижению внутренней устроенности страны. В числе прочих реформ, направленных на укрепление государственного аппарата, Екатерина провела ряд реформ вносящих стройность в жизнь сословий. Она была твердо уверена, что опорой ее власти может являться только дворянство. Не зря период правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.
Подтверждалась свобода дворян от уплаты податей, телесных наказаний и обязательной службы, судить их мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей с ее недрами и крепостными крестьянами, имели право заниматься торгово-промышленной деятельностью. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации.
Также были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило право на самоуправление, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее местную исполнительную власть и имевшее право делать представления властям о своих нуждах.
Той же датой, что Грамота дворянству, была издана «Жалованная грамота городам», которая закрепляла сословную структуру горожан и впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы «городовых обывателей», определяла их права и обязанности. Все население города по имущественным и социальным признакам делилось на шесть сословных категорий – разрядов. Крестьян, в число горожан не включали, хотя подати с них брали.
Православная церковь ежегодно отмечает свой самый большой и светлый праздник – Воскресение Христово. Еще его называют Пасхой, то есть Днем, в который совершился наш переход от смерти к жизни и от земли к Небу. Пасха – самый древний и важный праздник богослужебного года. Пасха в 2021 году отмечается 2 мая.
У праздника Пасхи нет постоянной даты, она каждый год высчитывается по лунному календарю. Такое решение было принято на первом Вселенском христианском соборе в Никее (325 году), участниками которого были святые Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский.
Пасху празднуют в день весеннего равноденствия, в первое воскресение после полнолуния,но если полнолуние выпало на воскресенье, то Пасха переносится на следующую неделю.
Евангелия говорят, что Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин – Мрия Магдалина, Иоанна, Саломия, Мария Иаковлева и другие с ними, несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?».
Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними.
Чествование этого торжественного дня стоит у самых истоков зарождения христианства. Если прочие праздники постепенно наслаивались и обретали значимость в процессе развития структуры литургической жизни Церкви, то Пасха – ось, на которую они собраны. Этот статус выражен в определении «Пасха есть праздник праздников, торжество торжеств».
Пасха установлена в честь воскрешения Иисуса Христа, поэтому распространенное название Пасхи – Воскресение Христово. Этот праздник имеет множество особенностей, народных традиций, он любим и очень почитаем.
Пасха является для христиан главнейшим праздником в году. Ее дата вычисляется по лунно-солнечному календарю, поэтому каждый год дату Пасхи рассчитывают отдельно, причем по разным пасхалиям: католическую – по Григорианской, а православную – по Александрийской.
Празднование православной Пасхи включает пасхальное богослужение, пасхальное приветствие, пасхальную трапезу, пасхальный огонь, пасхальный крестный ход, пасхальный перезвон. Также празднование Пасхи включает ряд народных обычаев.
Войска Первого Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Георгия Жукова, при содействии войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Ивана Конева, после упорных уличных боев завершили разгром Берлинской группы немецких войск и 2 мая 1945 года полностью овладели столицей Германии городом Берлин.
Берлинский гарнизон, оборонявший город, во главе с начальником обороны Берлина генералом Вейдлингом и его штабом, в 15 часов прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен.
К 21 часу 2 мая 1945 года советскими войсками было взято в плен в Берлине более 70 000 немецких солдат и офицеров. В числе пленных: генералы для особых поручений при начальнике обороны Берлина генерал-лейтенант Курт Веташ и генерал-лейтенант Вальтер Шмидт-Данкварт, представитель ставки вице-адмирал Фосс, начальник штаба обороны Берлина полковник Ганс Рехиор, начальник штаба 56-го немецкого танкового корпуса полковник Теодор фон Дифвинг.
Также были взяты в плен первый заместитель Геббельса по пропаганде и печати доктор философии и истории Фриче, руководитель печати доктор философии и истории Клик, правительственный советник доктор философии и истории Хайнрихсдорф. Именно Фриче при допросе показал, что Гитлер, Геббельс и вновь назначенный начальник Генерального штаба генерал пехоты Кребс покончили жизнь самоубийством.
Массовое убийство в Доме Профсоюзов противников Евромайдана 2 мая 2014 года, стала страшным эпизодом политического кризиса на Украине. Трагедия произошла на одной из главных площадей города Одессы – Куликовом Поле. Противостояние между противниками и сторонниками Евромайдана закончилось пожаром и страшной гибелью десятков людей.
Сторонники Евромайдана выступали за смену власти в стране и установление Украины на путь евроинтеграции, а противники – за восстановление порядка в стране и против экстремизма праворадикальных группировок. Однако, смена власти, активизация протестного движения на юго-востоке Украины и, в частности, отделение Крыма и присоединение его к России привели к обострению противостояния.
В Одессе, как раз на Куликовом Поле, сторонники антимайдана разбили палаточный лагерь, который местные власти грозились «зачистить» не раз. А активисты-одесситы, занявшие площадь, угрожали не допустить маршей «фашистов-бандеровцев» и постоянно выражали протест против политики новой киевской власти. Слухи о готовящемся столкновении сторон стали появляться еще за две недели до событий.
Известно, что 2 мая в Одессе должен был состояться матч между двумя футбольными командами местным «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Планировалось, что фанаты команд пройдут маршем «За единство Украины», а потом уйдут на стадион.
Однако сразу было понятно, что стороны готовились к стычкам, и призывы дать отпор звучали на официальных страницах противоборствующих сторон в соцсетях. Многие считают, что в городе была проведена спланированная акция подавления протестующих на Куликовом Поле силами радикалов «Правого сектора» и футбольных фанатов, так называемых ультрас.
Напряженность достигла пика, вылившись в масштабные столкновения на улицах города. Так, еще утром из Харькова прибыл поезд с «болельщиками», а примерно к 14 часам начался сбор активистов Евромайдана. Здесь также присутствовали члены «Самообороны Майдана», вооруженные битами и металлическими цепями и экипированные касками и щитами, при этом многие скрывали свои лица под масками, а также боевики праворадикальных организаций из других городов Украины.
Для противостояния данному маршу выдвинулась колонна активистов Антимайдана, их по данным милиции было меньше, чем сторонников Евромайдана, на руках которых были повязаны Георгиевские ленточки. Однако после завязавшейся потасовки, сторонники единой Украины стали оттеснять своих противников, применяя к тому же огнестрельное и пневматическое оружие, тяжелые предметы и «коктейли Молотова».
Уже тогда появились первые жертвы. Кстати, в момент стычки на Куликовом Поле оказались не только сторонники и противники Евромайдана, но и самые обычные жители города, дети и просто случайные прохожие.
Большая часть сторонников Евромайдана двинулись на Куликово Поле, где они разгромили и сожгли расположенный возле Дома Профсоюзов антимайдановский палаточный лагерь.Те, кто находился в лагере, попытались укрыться в Доме профсоюзов, это примерно 400 человек, но это не остановило радикалов. По сообщениям очевидцев, в Доме Профсоюзов не было ни иностранцев, ни вооруженных огнестрельным оружием людей, последнее подтвердилось впоследствии следователями.
Евромайдановцы забрасывали здание «коктейлями Молотова», вели по окнам стрельбу и подожгли центральные двери здания, откуда огонь стал распространяться вверх по этажам, чему способствовало и слишком позднее прибытие пожарных расчетов. Тех же, кому удавалось вырваться из горящего здания, экстремисты потом жестоко избивали. Боясь попасть в руки к радикалам, люди не покидали Дом профсоюзов, в результате десятки человек сгорели заживо или задохнулись. Некоторые разбились, прыгая из окон.
Это сборник начал и концов средневековых рукописей, которые помогут вам в написании писем. Среди них публичные увещевания, частные любовные письма, валентинка, письма королей и письма слуг. Надеюсь, вы найдете здесь что-то интересное. Обратите внимание, что ссылки на полные тексты ведут за пределы сайта DragonBear к «оригинальному» электронному тексту. Полный список источников находится внизу этой страницы. Константинополь 4 века МОЕЙ ГОСПОДИ, Константинополь 4 века ВЛАДЫКЕ МОЕМ, ПРЕПЯТСТВЕННОМУ И БОГОЛЮБИМОМУ ЕПИСКОПУ ИННОКАНТУ, ИОАНН ШЕЛ ПРИВЕТ В ГОСПОДЕ. XI век Франция: 1098 Граф Стефан Адель, его самой милой и самой любезной жене, его дорогим детям и всем его вассалам всех рангов — его приветствие и благословение. Франция XII век К своему господину, нет, отцу, мужу, нет, брату; его служанка, нет дочь, его супруга, нет сестра: Абеляру, ЭЛОИЗА. Германия XII века: 1148 [заголовок] Конрад, по милости Божией, августейший король римлян, достопочтенному Вибальду, аббату Корви, его любезнейшее приветствие. Поскольку мы знаем, что вы особенно желаете услышать от нас и узнать о состоянии нашего процветания, мы считаем уместным сначала рассказать вам об этом. Франция 12 века: 1160 Почтенному и превосходному Людовику, королю Галлии, Констанции, дочери Алана, графа Бретани, привет и узы дружбы. Англия XII века: середина октября 1170 г. [адрес] Уильяму Брито, помощнику приора, Роберту, ризничему, и послушникам Крайст-Черч, Кентербери. Его дорогим друзьям и братьям, Вильгельму-младшему настоятелю, Роберту-ризничему и другим, кто заведует святой церковью Кентербери, их Иоанну: приветствуйте — и сделайте мудрые приготовления на будущее. Подумайте о себе и о нас, в любви и прощании. Германия 13 века: 1229 Фридриху, милостью Божией, августейшему императору римлян, королю Иерусалима и Сицилии, своему возлюбленному другу Генриху, королю англов, здоровья и искренней привязанности. 13 век Франция: 1249 [заголовок] Из Дамиетты, 1249 г. Его дорогому сводному брату и всеми любимому другу, мастеру Б. Шартрскому, студенту в Париже, Ги, рыцарю из дома виконта Мелуна, привет и готовность сделать его удовольствие.… Когда мы узнаем что-нибудь достоверное или замечательное о татарах или других, мы сообщим вам либо письмом, либо через Роже де Монтефаги, который весной должен вернуться во Францию, в земли нашего господина виконт, чтобы собрать деньги нам. Англия 13 века: 1265 «Превосходнейшему лорду Генриху, милостью Божией, королю Англии и т. д. Бароны и другие, его верные подданные, желающие соблюдать свои клятвы и верность Богу и ему, желают здоровья и заботятся о своих законной службе со всем уважением и честью». Англия 13 века: 1265 «Генрих, милостью Божией, король Англии и т. Д., Симону де Монфору и Жильберу де Клэр и их сторонникам». Италия 13-14 веков Величайшему и победоноснейшему владыке лорду Кан Гранде делла Скала, генеральному викарию принципата императора Священной Римской империи в городе Вероне и муниципалитете Виченца, его преданнейшему Данте Алигьери, флорентийцу по происхождению, но не по манерам, желает ему счастливую жизнь на протяжении долгих лет, а также постоянное повышение его славной репутации. Италия 14 века: 1311 Данте Алигьери, незаслуженно изгнанный флорентиец, самым беззаконным флорентийцам
внутри города. Англия 15 века: 1430 Мой достойный и почтенный господин, я рекомендую меня вам. Англия 15 века: 1444 [адрес] Моему обожаемому мужу У. Пастону будет принято это письмо. Дорогой муж, я рекомендую меня вам и т. д. Англия 15 века: 1445 [адрес] Эдмонду Пастону из Clyfford’s Inn в Лондоне примите это письмо. Моему возлюбленному сыну, я приветствую тебя хорошо и советую тебе подумать о том дне, когда твой отец посоветовал тебе изучить закон; Англия 15 века: 1454 Достопочтенный и мой особенный господин, я рекомендую меня вашей милости, умоляю вашу светлость, чтобы вы не вызывали неудовольствия, хотя я пишу вам, как я здесь говорю. .. Англия 15 века: 1459 [адрес] Справа от меня почтенная мать Агнес Пастон. Достопочтенная и всецело возлюбленная моя мать, самым смиренным образом рекомендую меня вашему доброму материнству, умоляя вас ежедневно и еженощно о вашем материнском благословении, все более желая услышать о вашем благополучии и процветании, о чем я молю Бога. продолжайте и увеличивайте желание вашего сердца; и если твоему доброму материнству нравилось слышать обо мне и о том, как я это делаю, то, когда писал это письмо, я был в добром здравии, слава Иисусу. Англия 15 века: 1472 Высокому и могучему принцу и моему доброму и милостивому лорду, милорду герцогу Норфолку. Смиренно умоляю ваше высочество, вашего бедного и верного постоянного слугу и оратора Джона Пастона-младшего, чтобы вашей милости было угодно призвать вас к самым благоразумным и выдающимся воспоминаниям о том, что позднее, Англия 15 века: 1474 Поскольку это делается для того, чтобы я не мог так часто, как хотел бы, быть там, поскольку я мог бы передать свое сообщение сам, моя прекрасная госпожа Энн, я прошу вас принять этот счет, чтобы мой посланник рекомендовал меня вам в моем самом верном мудрым, как тот, кто больше всего желает знать о вашем благополучии, которое, я молю Бога, увеличит к вашему наибольшему удовольствию. Англия 15 века: 1476 [адрес] Джордж Сели. [заголовок] (Anno lxxvj) Возлюбленный брат, я от всей души рекомендую вам, кроме того, сообщаю вам, что … Англия 15 века: 1476? Госпожа, хотя я, еще не знакомый с вами, беру на себя смелость написать вам без вашего ведома и оставить, однако, госпожа, за ту плохую услугу, которую я сейчас, по моему мнению, должен вам, намеренно , вы не возражаете, чтобы в течение моей жизни продолжать то же самое, я умоляю вас простить мою дерзость и не пренебрегать, а принять этот простой законопроект, чтобы рекомендовать меня вам таким образом, как я лучше всего могу или могу вообразить к вашему наибольшему удовольствию; Англия 15 века: 1477 [адрес] Справа от меня, возлюбленный Валентин Джон Пастон, сквайр, пусть этот счет будет доставлен и т. д. Совершенно благоговейный и почтенный и мой возлюбленный Валентин, я от всей души рекомендую меня вам, желая услышать о вашем благополучии, которое я умоляю Всемогущего Бога сохранить для Его удовольствия и желания вашего сердца. И если вам будет угодно узнать о моем благополучии, я не в добром здравии ни тела, ни сердца, и не буду, пока не получу известие от вас; Англия 15 века: 1477 [адрес] Право почтенной и моей очень хорошей леди и двоюродной сестре Даме Элизабет Брус. Преподобный, моя старшая дама и кузина, так искренне, как только могу, я рекомендую себя вам. Сударыня, я хотел бы, чтобы вы поняли, что главная причина, по которой я пишу вам в это время года, заключается в следующем. Англия 15 века: 1478 [адрес] Моему достопочтенному отцу Ричарду Сели, торговцу из Штапла в Кале, живущему в Лондоне на Марк-лейн, так что пришло. [заголовок] Jesu M l iiij c lxxviij Досточтимый Отец, после всех должных рекомендаций, притворяясь, что я рекомендую меня вам в самом низком смысле, который я могу или могу. Дальше более приятно понять … Англия 15 века: 1478 [адрес] Доставьте это Джорджу Сели в Кале. [заголовок] Ричард Сели Старший Я хорошо приветствую тебя, и я получил от тебя письмо, написанное в Брюгге шестого июня, в этом письме я хорошо разбираюсь во всех пунктах. .. июня в большой спешке. Англия 15 века: 1481 [адрес] Справа от меня досточтимый господин Джон Пастон, в спешке. Достопочтенный и почтенный сэр, в моем самом скромном мудром я рекомендую меня вам так скромно, как я могу, и т. д. Англия 15 века: 1480-е? [адрес] Моему полному хорошему другу Джорджу Сели. Мой полный верный друг, которого я рекомендую вам. Я получил ваше доброе и любящее письмо и хорошо понимаю все, что в нем содержится, за что благодарю вас и за ваше доброе и искреннее сердце. Англия 15 века: 1487 [адрес] Справа от меня достопочтенные господа Ричард и Джордж Сели, торговцы основным продуктом Кале в Лондоне на Марк-лейн, так что это дд: [заголовок]Jesu M l iiij c iiij xx vij Досточтимые господа и мои почтенные господа, после всех надлежащих рекомендаций, предшествующих мне, я смиренно рекомендую меня вашим господам. Более того, пожалуйста, это ваше мастерство, чтобы понять, что… Италия 15 века: 1490-е годы Бенедикту Арсагусу Папиенсису Лаура Серета передает привет. Италия 15 века: 1497 [заголовок] Пьеру Содейни, гонфалоньеру Флорентийской республики Великолепный Лорд. После смиренного почтения и должной похвалы и т. д. Может быть, ваше величество будет удивлено [этим сочетанием] моей опрометчивости и вашей обычной мудрости в том, что я так нелепо взялся за то, чтобы написать вашему величеству настоящее столь многословное письмо. : зная (как и я), что Ваше Великолепие постоянно участвует в высших советах и делах, касающихся хорошего управления этой возвышенной республикой. И сочтут меня не только самонадеянным, но и праздно вмешивающимся в то, что я начинаю писать о вещах, не соответствующих вашему положению, не занимающих и написанных в варварском стиле и не соответствующих всем канонам приличной литературы. добродетели и истина моего писания, а это вещи, [которые] не написаны ни древними, ни современными писателями, как в дальнейшем увидит ваше великолепие, делают меня смелым. Англия XVI века: 1579 [заголовок] Досточтимым — его очень необычный хороший друг, мастер Г. Х., член Тринити-холла в Кембридже. Добрый господин Г. По вашим любезнейшим и дружеским письмам я вижу, что ваша доброжелательность на деле не меньше, чем я всегда считал. Англия XVI века: 1589 [заголовок] Справа, благородный и доблестный, сэр Уолтер Рэли, рыцарь, Ло. Смотритель Стэннери и лейтенант Ее Величества графства Корнуолл. Сэр, зная, как сомнительно могут быть истолкованы все аллегории, и моя книга, которую я озаглавил «Королева фей», являющаяся продолжающейся аллегорией или мрачным тщеславием, я счел хорошей и для того, чтобы избежать завистливых мнений и неправильных истолкований, и для того, чтобы ваш лучший свет в чтении этого, (будучи таким повелеваемым вами) открыть вам общее намерение и значение… счастье, я смиренно прощаюсь. Англия 17 века: 1620 [заголовок] НАШЕМУ САМОМУ СВЯТОМУ И МОГУЩЕСТВЕННОМУ ПРИНЦУ И ЛОРДУ ДЖЕЙМСУ, МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ, КОРОЛЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИЯ И ИРЛАНДИЯ, ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И Т.Д. САМЫЙ СВЯТОЙ И МОГУЩЕСТВЕННЫЙ КОРОЛЬ: |
, составлено Кэрол Хэнсон в марте 2000 г. (электронная почта) |
ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Письмо 127 (Иероним)
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, книги отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19 долларов США..99…
Принципам
Это письмо на самом деле является мемуарами Марселлы (см. примечание к Письму XXIII.), адресованным ее лучшему другу. Описав ее историю, характер и любимые занятия, Иероним продолжает рассказывать о ее выдающихся заслугах в деле ортодоксии в то время, когда благодаря усилиям Руфина казалось вероятным, что оригенизм восторжествует в Риме (§§ 9, 10). ). Он кратко описывает падение города и последовавшие за ним ужасы (§§12, 13), которые, по-видимому, явились непосредственной причиной смерти Марселлы (§14). Дата письма — 412 г. н.э. 9 г.0009
1. Ты часто и усердно просила меня, Principia, дева Христова, посвятить письмо памяти этой святой женщины Марселлы и изложить добро, которым мы так долго наслаждались, чтобы другие знали и подражали. Я так стремлюсь сам воздать должное ее заслугам, что меня огорчает, что вы подгоняете меня и воображаете, что нужны ваши мольбы, когда я не уступаю даже вам в любви к ней. Отмечая ее выдающиеся добродетели, я сам получу гораздо больше пользы, чем могу дать другим. Если я до сих пор хранил молчание и позволил пройти два года без каких-либо признаков, то это произошло не из-за желания игнорировать ее, как вы ошибочно полагаете, а из-за невероятной печали, которая настолько овладела моим разумом, что я лучше оценил его. помолчать какое-то время, чем восхвалять ее достоинства неадекватным языком. Не буду я теперь следовать правилам риторики и восхвалять столь дорогую нам обоим и всем святым Марселлу славу родного Рима. Я не буду описывать ее знатную семью и высокое происхождение, а также не буду вести ее родословную по линии консулов и префектов преторианцев. Я буду хвалить ее только за добродетель, которая является ее собственной и которая является более благородной, потому что, отказавшись от богатства и положения, она искала истинное благородство бедности и униженности.
2. После смерти отца она осталась сиротой, и она была замужем менее семи месяцев, когда у нее забрали мужа. Затем, когда она была молода и знатного происхождения, а также отличалась красотой, всегда привлекавшей мужчин, и самообладанием, знатный консул по имени Цереалис ухаживал за ней с большим усердием. Будучи стариком, он предложил передать ей свое состояние, чтобы она могла считать себя не столько его женой, сколько его дочерью. Ее мать Альбина изо всех сил старалась найти для молодой вдовы столь возвышенного защитника. Но Марселла ответила: если бы я хотела выйти замуж, а не посвятить себя вечному целомудрию, то искала бы мужа, а не наследства;
и когда жених утверждал, что иногда старики живут долго, а молодые умирают рано, она остроумно возразила: молодой человек действительно может умереть рано, но старик не может жить долго.
Этот решительный отказ от Цереалис убедил других в том, что у них нет надежды выиграть ее руку.
В Евангелии от Луки читаем следующий отрывок: была некая Анна, пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова; она была в глубоком возрасте и прожила с мужем семь лет от девства своего; и была вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, но служила Богу постами и молитвами день и ночь.
Луки 2:36-37 Неудивительно, что она удостоилась видения Спасителя, которого так усердно искала. Давайте тогда сравним ее случай со случаем Марселлы, и мы увидим, что последняя во всех отношениях имеет преимущество. Анна прожила с мужем семь лет; Марселла семь месяцев. Анна надеялась только на Христа; Марселла крепко держала Его. Анна исповедовала его при Его рождении; Марселла верила в Него распятого. Анна не отрицала Младенца; Марселла радовалась Человеку как королю. Я не хочу проводить различие между святыми женщинами по их заслугам, как это сделали некоторые лица в отношении святых мужчин и руководителей церквей; вывод, к которому я стремлюсь, таков: поскольку у обоих одна задача, у обоих одна награда.
3. В таком любящем клевету сообществе, как Рим, наполненном, как и прежде, людьми со всех концов и несущем пальму первенства за злодеяния всех видов, клевета нападала на праведных и стремилась осквернить даже чистых и чистых. В такой атмосфере трудно отделаться от дуновения клеветы. Безупречной репутации добиться трудно, почти невозможно; пророк жаждет этого, но вряд ли надеется завоевать его: Блаженны,
говорит он, непорочны в пути, ходящие в законе Господнем.
Незапятнанными в этом мире являются те, чью честную славу никогда не запятнало ни дуновение скандала, и кто не заслужил позора от рук своих ближних. Именно это заставляет Спасителя говорить в Евангелии: соглашайся,
или будь угодлив, противнику твоему, пока ты на пути с ним.
Матфея 5:25 Кто когда-либо слышал клевету на Марселлу, заслуживающую наименьшего доверия? Или кто когда-либо приписывал такое, не обвиняя себя в злом умысле и клевете? Нет; она привела в замешательство язычников, показав им природу того христианского вдовства, которое в равной степени изложили ее совесть и вид. Ибо мирские женщины имеют обыкновение красить свои лица румянами и белилами, носить одежды из блестящего шелка, украшать себя драгоценностями, надевать на шею золотые цепи, прокалывать уши и вешать в них самые дорогие жемчужины. Красного моря и надушиться мускусом. Скорбя о мужьях, которых они потеряли, они радуются собственному избавлению и свободе выбирать новых партнеров — не для того, чтобы, как воля Бога, повиноваться этим посланиям к Ефесянам 5:22, а чтобы властвовать над ними.
С этой целью они выбирают себе в партнеры бедняков, которые довольствуются одним только именем мужей, тем более готовы мириться с соперниками, что знают, что, если они хоть ропщут, их тотчас же отвергнут . Одежда нашей вдовы должна была защищать от холода и не показывать ее фигуру. Из золота она не носила даже перстня с печатью, предпочитая хранить свои деньги в желудках бедняков, а не держать их в своем собственном распоряжении. Она никуда не ходила без матери и никогда не увидит без свидетелей таких монахов и священнослужителей, которых ей требовали опросить нужды большого дома. Ее свита всегда состояла из девственниц и вдов, и эти женщины были серьезными и степенными; ибо, как она хорошо знала, легкомыслие служанок плохо говорит о хозяйке, а характер женщины показывается ее выбором компаньонов.
4. Ее восхищение божественными писаниями было невероятным. Она вечно пела: Слова Твои сокрыла я в сердце моем, чтобы не грешить против Тебя,
а также слова, описывающие совершенного человека, радость его в законе Господнем; и в своем законе он размышляет день и ночь.
Под этим размышлением в законе она понимала не рассмотрение написанных слов, как думают фарисеи у иудеев, а действие, согласно слову апостола: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию.
1 Коринфянам 10:31 Она вспомнила также слова пророка: благодаря вашим заповедям я обретаю разум,
и была уверена, что только когда она исполнит их, ей будет позволено понимать писания. В этом смысле мы читаем в другом месте, что Иисус начал и делать, и учить.
Деяния 1:1 Ибо учение краснеет, когда совесть обличает человека; и напрасно его язык проповедует бедность или учит милостыне, если он купается в богатствах Креза и если, несмотря на свой ветхий плащ, у него дома есть шелковые одежды, чтобы спастись от моли.
Марселла голодала, но умеренно. Она воздерживалась от мяса и знала скорее запах вина, чем его вкус; касаясь его только ради ее желудка и ее часто немощей. 1 Тимофею 5:23. Она редко появлялась на публике и старалась избегать домов знатных дам, чтобы ей не пришлось смотреть на то, от чего она раз навсегда отказалась. Она часто посещала базилики апостолов и мучеников, чтобы убежать от толпы и предаться уединенной молитве. Она была так послушна своей матери, что ради нее делала вещи, которые сама не одобряла. Например, когда ее мать, не заботясь о собственном потомстве, была за то, чтобы передать все свое имущество от детей и внуков семье своего брата, Марселла желала, чтобы деньги вместо этого были отданы бедным, и все же не могла заставить себя помешать этому. родитель. Поэтому она передала свои украшения и другие вещи людям, уже богатым, довольствовавшись тем, что выбросит свои деньги, а не огорчит сердце своей матери.
5. В те дни ни одна знатная дама в Риме не исповедовала монашеской жизни и не осмеливалась — таким странным, постыдным и унизительным это казалось тогда — публично называть себя монахиней. Оно исходило от некоторых александрийских священников и от папы Афанасия, а впоследствии и от Петра, которые, спасаясь от преследований арианских еретиков, все бежали в Рим как к наилучшему убежищу, в котором они могли найти причастие, — оно было от что Марцелла слышал о жизни блаженного Антония, тогда еще живого, и о монастырях в Фиваиде, основанных Пахомием, и о дисциплине, установленной для дев и вдов. Она также не стыдилась исповедовать жизнь, которая, таким образом, научилась угождать Христу. Много лет спустя ее примеру последовала сначала Софрония, а затем и другие, о которых можно хорошо сказать словами Энния:0009
Было бы это никогда в лесу Пелиона
Если бы топор эти сосны срубил.
Моя уважаемая подруга Паула была благословлена дружбой с Марселлой, и именно в камере Марселлы постепенно обучался Евстохий, этот образец девственниц. Таким образом, легко увидеть, какого типа была хозяйка, которая нашла таких учеников.
Неверующий читатель, может быть, посмеется надо мной за то, что я так долго останавливаюсь на похвалах простых женщин; и все же, если он только вспомнит, как святые женщины следовали за нашим Господом и Спасителем и служили Ему от своего имущества, и как три Марии стояли перед крестом, и особенно как Мария Магдалина, названная башней из-за искренности и пыла ее веры, была удостоившийся увидеть воскресшего Христа прежде всего перед самыми апостолами, он скорее уличит себя в гордыне, чем меня в глупости. Ибо мы судим о добродетели людей не по их полу, а по их характеру, и считаем достойными высшей славы тех, кто отказался от знатности и богатства. Именно по этой причине Иисус любил евангелиста Иоанна больше, чем других учеников. Ибо Иоанн был знатного происхождения и был известен первосвященнику, однако его так мало ужаснули заговоры иудеев, что он ввел Петра в свой двор и был единственным из апостолов, достаточно смелым, чтобы встать перед крестом. Ибо именно он взял родителя Спасителя в свой дом; Джон 19:26-27 именно девственный сын получил в наследство от Господа девственную мать.
6. Затем Марселла много лет жила подвижнической жизнью и очутилась старой прежде, чем вспомнила о себе, что когда-то была молода. Она часто с одобрением цитировала высказывание Платона о том, что философия состоит в размышлении о смерти. Истину, которую поддерживает наш собственный апостол, когда говорит: за ваше спасение я ежедневно умираю.
Ведь по древним спискам сам Господь наш говорит: кто не несет ежедневно креста Его и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
Века прежде Дух Святой сказал через пророка: ради вас мы убиваем весь день: мы считаемся, как овцы на заклание.
Много поколений спустя были сказаны слова: помни конец и никогда не согрешишь,
Сирах 7:36 а также то завет красноречивого сатирика: живи со смертью в уме своем; время летит; это мое высказывание так много взято из него.
Ну вот, как я уже говорил, она проводила свои дни и жила всегда мыслью, что должна умереть. Сама ее одежда была такова, что напоминала ей о могиле, и она представила себя в жертву живую, разумную и угодную Богу. Римлянам 12:1
7. Когда нужды Церкви наконец привели меня в Рим вместе с достопочтенными понтификами Павлином и Епифанием, первый из которых управлял церковью Сирийской Антиохии, а второй руководил церковью Саламина на Кипре, я скромность моя заключалась в том, что я избегал взглядов знатных дам, но она так умоляла, и во время, и не во время,
2 Тимофею 4:2, как говорит апостол, что наконец ее настойчивость преодолела мое сопротивление. И так как в те дни мое имя пользовалось некоторой известностью как имя исследователя священных писаний, она никогда не приходила ко мне, чтобы не задать мне какой-нибудь вопрос о них, и она не сразу согласилась бы с моими объяснениями, но на наоборот оспорил бы их; однако не ради спора, а для того, чтобы узнать ответы на те возражения, которые, как она видела, могут быть сделаны против моих утверждений. Сколько добродетели и способностей, сколько святости и чистоты я нашел в ней, боюсь сказать; как для того, чтобы не выйти за пределы человеческой веры, так и для того, чтобы умножить вашу печаль, напомнив вам о тех благословениях, которые вы потеряли. Скажу только одно: все, что во мне было плодом долгого изучения и как таковое, благодаря постоянному размышлению, стало частью моей природы, это она попробовала на вкус, это она выучила и сделала своим. Следовательно, после моего отъезда из Рима, в случае возникновения спора относительно свидетельства Священного Писания по какому-либо вопросу, для разрешения его приходилось обращаться к ней. И так она была мудра и так хорошо понимала то, что философы называют τό πρέπον, то есть становление, в том, что она делала, что, отвечая на вопросы, давала свое мнение не как свое, а как от меня или от кого-то другого. , тем самым признав, что тому, чему она учила, она сама научилась от других. Ибо она знала, что апостол сказал: Я не позволяю женщине учить,
1 Тимофею 2:12, и она, казалось бы, не причиняет зла мужскому полу, многие из которых (включая иногда священников) расспрашивали ее о неясных и сомнительных вопросах.
8. Мне говорят, что мое место у нее тотчас же заняли вы, что вы привязались к ней и, как говорится, ни на волосок не встанете между ней и собой. Вы оба жили в одном доме и занимали одну комнату, так что все в городе знали наверняка, что вы нашли в ней мать, а она в вас дочь. В пригороде вы нашли себе монашеское уединение и выбрали деревню вместо города из-за его одиночества. Долгое время вы жили вместе, и, поскольку многие дамы формировали свое поведение на вашем примере, я имел удовольствие видеть, как Рим превращается в еще один Иерусалим. Монастырские заведения для девственниц стали многочисленными, а отшельников было бесчисленное множество. В самом деле, так много было служителей Божиих, что монашество, бывшее прежде порицанием, впоследствии стало почетным. Тем временем мы утешали друг друга в нашей разлуке словами взаимного ободрения и в духе уплачивали долг, который плотью мы не могли оплатить. Мы всегда шли навстречу письмам друг друга, старались превзойти друг друга в знаках внимания и предвосхищали друг друга в любезных расспросах. Не так уж много было потеряно из-за разлуки, которую таким образом эффективно соединяла постоянная переписка.
9. В то время как Марселла таким образом служила Господу в святом спокойствии, в этих провинциях поднялся смерч ереси, который привел все в смятение; действительно, так велика была ярость, в которой он хлестал себя, что не щадил ни себя, ни что-либо хорошее. И как будто этого было слишком мало, чтобы все здесь потревожить, он ввел корабль, нагруженный богохульствами, в самый порт Рима. Блюдо вскоре нашло себе прикрытие; и грязные ноги еретиков загрязнили чистые воды Иезекииля 34:18 римской веры. Неудивительно, что на улицах и на рыночных площадях прорицатель может ударить дураков по спине или, схватив свою дубину, выбить о него зубы таким, как карпы; когда такое ядовитое и грязное учение, как это, нашло в Риме обманщиков, которых оно может ввести в заблуждение. Далее последовала скандальная версия 9-й книги Оригена.0404 О первых принципах , и тот «счастливый» ученик, которому действительно повезло бы, если бы он никогда не попал к такому мастеру. Затем последовало опровержение, выдвинутое моими сторонниками, которое разрушило доводы фарисеев и привело их в замешательство. Именно тогда святая Марселла, которая долго сдерживалась, чтобы не подумали, что она действует из партийных побуждений, бросилась в брешь. Сознавая, что вера Римская, восхваляемая некогда апостолом Римлянам 1:8, теперь в опасности, и что эта новая ересь привлекала к себе не только священников и монахов, но и многих мирян, кроме навязывания епископу, возлюбившего других каким бы бесхитростным ни был он сам, она публично противостояла его учителям, решившим угодить Богу, а не людям.
10. В Евангелии Спаситель хвалит неправедного управителя за то, что он, хотя и обманул своего господина, но поступил мудро в своих интересах. Луки 16:8 В этом случае еретики шли тем же путем; ибо, видя, какое большое дело зажег небольшой огонь, Иак 3:5, и что пламя, поднесенное ими к основаниям, к этому времени достигло крыш домов, и что обман, употребленный на многих, уже не может скрывать, они просили ибо и получили рекомендательные письма от церкви, так что могло показаться, что до дня своего отъезда они продолжали в полном общении с ней. Вскоре после этого понтификат унаследовал выдающийся Анастасий; но его вскоре увезли, ибо не подобало, чтобы голова мира была отрублена во время епископства такого великого. Его удалили, без сомнения, для того, чтобы он не стремился отвратить своими молитвами приговор Божий, вынесенный раз и навсегда. Ибо слова Господа к Иеремии об Израиле относились в равной мере и к Риму: Не молитесь за этих людей во благо им. Когда они постятся, Я не услышу их вопля; и когда они приносят всесожжения и приношения, Я не приму их; но истреблю их мечом, голодом и моровой язвой.
Иеремия 14:11-12 Вы скажете, какое это имеет отношение к похвалам Марцеллы? Я отвечаю: Она была инициатором осуждения еретиков. Это она представила свидетелей, сначала наученных ими, а затем увлеченных их еретическим учением. Это она показала, какое множество они обманули, и воздвигла против них нечестивые книги 9.0404 О первых принципах , книги, переходившие из рук в руки после «улучшения» рукой скорпиона. Наконец, она в письме за письмом призывала еретиков выступить в свою защиту. Они действительно не осмелились прийти, потому что были настолько угрызены совестью, что предпочли оставить дело против себя, чем предстать перед своими обвинителями и быть осужденными ими. Эта славная победа исходила от Марселлы, она была источником и причиной этого великого благословения. Вы, разделившие с ней эту честь, знаете, что я говорю правду. Вы также знаете, что из многих случаев я упоминаю только некоторые, чтобы не утомлять читателя утомительным повторением. Если бы я сказал больше, недоброжелатели могли бы вообразить, что я под предлогом похвалы женских достоинств даю волю собственной злобе. Теперь я перейду к остальной части моего рассказа.
11. Вихрь прошел с запада на восток и грозил своим течением погубить многие благородные суда. Тогда исполнились слова Иисуса: когда сын человеческий придет, найдет ли веру на земле?
Луки 18:8 Во многих охладела любовь. И все же те немногие, кто еще любил истинную веру, сплотились на моей стороне. Люди открыто стремились покончить с собой, и против них применялись все средства. Настолько сильно свирепствовали гонения, что 90 418 Варнава тоже увлекся их лицемерием; более того, он совершил убийство, если не с применением фактического насилия, то по крайней мере по воле. И вот, Бог подул, и буря утихла; дабы сбылось предсказание пророка, отнимешь у них дыхание, они умрут, и возвратятся в прах свой. В тот же день погибнут помыслы его,
как и евангельское изречение, Безумец, в эту ночь душа твоя с тебя потребуется: тогда чьи же будут вещи, которые ты приготовил?
Луки 12:20
12. Пока все это происходило в Иевусе, с запада дошел ужасный слух. Рим был осажден, и его граждане были вынуждены покупать свою жизнь золотом. Затем, таким образом ограбленные, они были снова осаждены, чтобы лишиться не только своего имущества, но и своей жизни. Мой голос застревает в моем горле; и, как я диктую, рыдания заглушают мое высказывание. Город, захвативший весь мир, сам был взят; более того, еще больше голода было вызвано мечом, и лишь немногие граждане остались в плену. В своем исступлении голодающие люди прибегали к отвратительной пище; и разрывали друг друга на части, чтобы поесть плоти. Даже мать не пощадила младенца у своей груди. Ночью был взят Моав, ночью пала стена его. Исаия 15:1 Боже, язычники пришли в удел Твой; святой храм твой осквернили; они превратили Иерусалим в сад. Мертвые тела рабов Твоих отдали в пищу птицам небесным, плоть святых Твоих — зверям земным. Кровь свою они пролили, как воду, вокруг Иерусалима; и некому было их хоронить.
Кто может описать бойню той ночи?
Какие слезы равны его агонии?
В древности падает совранский город;
И бездыханные на его улицах и в домах лежат
Ненумерованные тела своих граждан.
Во многих ужасных формах появляется смерть.
13. Тем временем, как это было естественно в такой суматохе, один из окровавленных победителей пробрался в дом Марселлы. Теперь позволь мне сказать, что я слышал, рассказать о том, что видели святые люди; ибо были такие присутствующие, и говорят, что и ты был с ней в час опасности. Когда солдаты вошли, она, как говорят, встретила их без всякого беспокойства; и когда они попросили у нее золота, она указала на свое грубое платье, чтобы показать им, что у нее нет зарытого сокровища. Однако они не поверили в ее самоизбранную бедность, а стали бичевать ее и бить дубинами. Говорят, что она не чувствовала боли, но бросилась к их ногам и со слезами умоляла вас, чтобы вас не забрали у нее, или по вашей молодости пришлось вынести то, чего она, старая женщина, не могла вынести. повод испугаться. Христос смягчил их ожесточенные сердца, и даже среди окровавленных мечей естественная привязанность отстаивала свои права. Варвары отвели вас и ее в базилику апостола Павла, чтобы вы могли найти там или безопасное место, или, если не то, по крайней мере могилу. Говорят, что после этого Марселла очень обрадовалась и поблагодарила Бога за то, что он сохранил вас невредимыми в ответ на ее молитву. Она также сказала, что благодарна за то, что взятие города сделало ее бедной, а не сделало ее бедной, что теперь она нуждалась в хлебе насущном, что Христос удовлетворил ее нужды, так что она больше не чувствовала голода, что она могла сказать словом и делом: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь туда: Господь дал, и Господь взял; благословенно имя Господа.