Завоевание арабов – Арабские завоевания — Википедия

Арабские завоевания. История войн и сражений

Арабский мир в VI-VII вв.

Аравийский полуостров — жаркая, высушенная местность, соединяющая Азию и Африку. В центре его раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня. Люди жили в основном по её границе и в районах, примыкающих к морю. В VI и VII вв. эти земли населяли преимущественно бедуины — арабские кочевники-скотоводы. Особенное значение для них имели верблюды. Эти животные служили средством передвижения, верблюжье молоко и мясо шли в пищу, а из верблюжьей шкуры шились шатры. В некоторых оазисах, где было достаточное количество воды, население занималось и земледелием.

К середине VI в. в Северной Аравии сложились три крупных города. Они находились в гористой местности под названием Хиджаз, между Красным морем на западе и пустыней на востоке. В центре Хиджаза, в небольшом плодородном оазисе, располагался Ясриб, позднее переименованный в Медину. Южнее, в горах, находился Таиф, а севернее — Мекка. Мекка являлась самым процветающим из трёх городов, благодаря выгодному положению на пересечении караванных путей и большому количеству паломников, прибывающих, чтобы поклониться Каабе — «чёрному камню» — огромному метеориту. Аллах, впоследствии почитаемый как единый Бог всех мусульман, считался одним из главных божеств Мекки. Но, кроме него, здесь поклонялись ещё 300 богам и богиням.

Проповедь Мухаммада

Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.

По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.

В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».

Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).

Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.

В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.

Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.

Пророк Мухаммад, восседающий на волшебном животном ал-Бураке в сопровождении праведных халифов Абу Бекра, Омара и Османа. Средневековая миниатюра

Три праведных халифа

После смерти Мухаммада в 632 г. главой мусульманской общины был провозглашён его ближайший соратник Абу Бекр (632—634 гг.), отец Айши — любимой жены пророка. Абу Бекр принял титул халифа, что означает «преемник», «заместитель». Под его руководством вооружённые силы мусульманской общины Медины совместно с племенами бедуинов приступили к вторжениям в соседние страны. Позже дело Абу Бекра продолжили халифы Омар (634—644 гг.) и Осман (644—656 гг.). Все они считаются «праведными», «законными» халифами, так как принадлежали к числу ближайших сподвижников Мухаммада. Так начались история Арабского халифата и масштабные завоевания, в результате которых в VII и VIII вв. было установлено арабское господство на обширных территориях Азии, Африки и Европы.

Осенью 633 г. (или весной 634 г.) три арабских отряда (по 7500 воинов в каждом) вторглись через Сирийскую пустыню в Палестину и Сирию. Слабые византийские гарнизоны (эти территории в то время подчинялись Византии) и спешно набранное ополчение из коренного населения не могли оказать арабам достойного сопротивления. Местные кочевники неохотно сражались с арабами. Они предпочитали вступать с ними в переговоры и сдаваться с условием сохранения жизни и имущества и обязательством выплачивать подати.

В марте 634 г. арабский военачальник Халид ибн ал-Валид во главе отряда из 500—800 всадников осадил Дамаск. Его воины заняли Гуту, район садов под Дамаском, и встали под стенами города, не имея ни технических средств, ни опыта брать укреплённые города. После шестимесячной осады комендант и епископ под давлением горожан в сентябре 635 г. сдали Дамаск арабам. Однако войти в побеждённый город оказалось непросто: крепостные ворота были завалены изнутри камнями и брёвнами, а у осаждавших не нашлось ни одной лестницы, чтобы взобраться на городскую стену. Чтобы войти в Дамаск, победителям пришлось позаимствовать лестницу в одном из монастырей Гуты.

Осознав силу угрозы, исходившей от арабов, византийский император Ираклий сосредоточил большую армию в Северной Сирии. В её состав вошли, помимо греков, отряды сирийцев и армян. Численность византийского войска, по преувеличенным данным арабских историков, достигала 200 тыс. человек. Общая численность бойцов в арабских отрядах, по их же сведениям, не превышала 24 тыс.

При приближении византийских войск арабы, оставив Дамаск, отошли к реке Иармук, восточному притоку Иордана. Здесь 20 августа 636 г. произошло решающее сражение, в котором византийцы потерпели сокрушительное поражение. Причиной разгрома императорских войск стал разлад между греческими и армянскими частями, которые ещё накануне вступили в вооружённую драку между собой. Сирийцы же во время сражения перешли на сторону арабов. После этой победы арабы стали полностью контролировать Сирию. По преданию, император Ираклий, покидая эту страну, воскликнул: «Прощай, Сирия! Какая это прекрасная страна для нашего врага!».

В 638 г., после двухлетней осады, арабам сдался Иерусалим, а в 640 г., после семилетней осады, — Кейсария (Цезария). Такая продолжительная осада Кейсарии объясняется не только отсутствием у арабов военной техники, но и тем, что гарнизон этого портового города постоянно получал помощь из Византии по морю. Средствами борьбы с византийским морским флотом арабы в то время ещё не располагали.

В то же время в Ираке арабы потерпели несколько поражений в битвах с войсками державы Сасанидов. Потрясающее впечатление на бедуинов произвели иранские боевые слоны — животные, которых они никогда до этого не видели. Однако с конца 635 г. арабы стали одерживать победы, и в 637 г., разгромив большое иранское войско в битве при Ка-дисии, вступили в столицу державы Сасанидов Ктесифон (Мадаин). Его жители открыли арабам ворота после того, как шахиншах Йездигерд III и его придворные бежали из города.

Перемирие, заключённое арабскими военачальниками с персами, вскоре, как утверждают арабские историки, было противником нарушено. Тогда арабские отряды продвинулись на север и в 644—645 гг. вышли к границам Индии. К 651 г. они дошли до реки Амударьи. Иран был окончательно завоёван. Ещё раньше, после завоевания Сирии, в 640 г. арабы вторглись в Армению и взяли её столицу город Двин. К 654 г. они продвинулись дальше, в глубь Кавказских гор, и дошли до Тбилиси.

После первых успехов в Сирии арабские войска приступили к завоеваниям в Африке. Первое вторжение в Египет (в то время он входил в состав Византии) в декабре 639 г. совершил небольшой отряд под командованием Амра ибн ал-Аса. Существуют две версии причин этого похода. Согласно первой, этот военачальник самовольно предпринял поход в долину Нила, будучи недовольным своим подчинённым положением в войске. По другой, поход был вызван необходимостью доставлять в долину Хиджаз продовольствие из Египта. Дело в том, что после объединения Аравии потребительские запросы Мекки сильно возросли, так как стало быстро увеличиваться число мусульманских паломников, прибывающих сюда для поклонения святыням. Выросло и население Медины, ставшей столицей халифата.

В январе 640 г отряд Амра форсировал Нил и совершил набег на Файюм. В июне того же года, когда к гарнизону города прибыло подкрепление, арабы нанесли под Гелиополем поражение византийским войскам. Затем, в сентябре 640 г., Амр осадил Вавилон. Эта крепость сдалась ему в апреле 641 г., после чего арабы приступили к осаде Александрии — столицы Египта. В ноябре 641 г. александрийский патриарх Кир заключил с Амром соглашение о сдаче этой неприступной для арабов крепости, согласно которому город переходил в руки арабов после 11-месячного перемирия, необходимого для эвакуации греков, живших в нём. В сентябре 642 г., после завершения эвакуации, арабское войско вступило в Александрию. Однако в 645 г. византийский флот ворвался в гавань Александрии и высадил десант, вытеснив арабов из города. Арабы вторично осадили его и летом 646 г. взяли штурмом. Из Египта арабские отряды предпринимали набеги в соседнюю Ливию. Не встретив сопротивления местных берберских племён и нанеся поражение византийским гарнизонам, они подчинили область Киренаику.

Таким образом, за время правления трёх халифов (632—656 гг.) арабы завоевали обширные территории, входившие в состав Византийской империи в Азии и Африке, и покорили всё Иранское царство.

Завоевания Омейядов

В 660 г. в Иерусалиме преемником халифа Османа был провозглашён Муавия ибн Абу Суфийан — основатель династии Омейядов (661 — 750 гг.). Ему удалось победить в борьбе за власть четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба (зятя Мухаммада), который погиб в 661 г.

Во время правления Омейядов арабские войска продолжили завоевания в Закавказье, Средней Азии и Восточном Иране. Но основные силы были направлены на борьбу с Византийской империей. Малая Азия стала ареной постоянных грабительских набегов арабов.

В 668 г. арабы впервые осадили Константинополь. Зимние холода при отсутствии тёплой одежды, острый недостаток продовольствия, эпидемии чумы и дизентерии опустошили лагерь осаждающих. Из Сирии было направлено подкрепление под командованием Йазида, сына халифа Муавии I, но взять Константинополь, большую крепость с сильными оборонительными укреплениями, арабы, не имея осадной техники, так и не смогли, и летом 669 г. отступили.

В 673 г. арабы предприняли второй, на этот раз гораздо лучше подготовленный поход на Константинополь. Теперь сухопутное войско сопровождал сирийский военный флот. Столица империи была блокирована и с суши, и с моря. Осада затянулась на пять лет и была снята только после разгрома арабского флота греческим.

В конце VII — начале VIII в. арабы приступили к завоеванию Северной Африки. Племена кочевников-бер-беров, населявшие эти территории, оказали захватчикам упорное сопротивление. В конце VII в. (точную хронологию восстановить невозможно) арабские войска взяли древний город Карфаген. В начале VIII в., завоевав весь Магриб (Северная Африка), они вышли к побережью Атлантического океана. Это завоевание представляло собой ряд крупных набегов, сопровождавшихся непрочным подчинением отдельных берберских племён, которых завоеватели насильственно обращали в ислам. Такая политика была вызвана стремлением использовать новообращённых в качестве вооружённой силы для завоеваний в Европе.

Осада арабами сирийского города. Средневековая миниатюра

Весной 711г. отряд из 300 арабов и 7 тыс. берберов высадился на Пиренейском полуострове. Предполагалось, что он произведёт глубокую разведку на территории Вестготского королевства. Но вследствие междоусобиц вестготов и их военной слабости разведка превратилась в ударную силу вторжения. В следующем году на Пиренейском полуострове высадилось новое арабское войско. Арабы захватили обширные земли на Пиренеях вплоть до горной цепи близ города Толедо. Мусульманская экспансия в Европе была остановлена только после сокрушительного разгрома арабов франками при Пуатье 25 октября 732 г.

Одновременно с завоеваниями на западе арабы вели военные действия в Средней Азии и на Среднем Востоке. Так, в 673—674 гг. они форсировали реку Амударью, разорив окрестности Бухары. В 676 г. набег на Бухару повторился, и, хотя арабы потерпели поражение под Самаркандом, они вернулись с богатой добычей. В начале VIII в. арабские отряды совершили набеги на Афганистан, Восточный Иран, Индию. Завоевав равнинный Афганистан, арабы взяли Кабул. В 708 г. 6 тыс. арабов продвинулись в область нижнего течения реки Инд и включили её в состав Арабского халифата.

Причины военных успехов арабов

Основной причиной стремительного продвижения арабских войск можно считать общую политическую ситуацию в регионе.

Основными противниками халифата были Византийская империя и Персия, истощённые внутренними и внешними конфликтами. Кроме того, для многих народов, населявших территории, подчинённые этим странам, смена власти мало что значила. В их жизни не происходило почти никаких перемен. Нередко арабы-завоеватели терпимее относились к местному населению, чем их противники.

Арабское войско не имело единой стратегии и не подчинялось жёсткой дисциплине. Его вооружение нередко оставляло желать лучшего. Однако у него было главное преимущество, которого не было у противника, — религиозный фанатизм. Традиционное стремление к славе и наживе дополнялось идеологией ислама, который обещал вечное райское блаженство всем, кто погибнет во имя веры на поле боя. А знание пустыни дало арабам возможность использовать новые пути на территорию противника, возможность внезапного нападения с той стороны, с которой их никто не ожидал.

СОЗДАНИЕ АРАБСКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА. Сирийско-арабский военный флот был создан будущим халифом Му-авией для обороны побережья страны. В то время, при полном господстве византийского флота в Восточном Средиземноморье, берега Сирии находились под постоянной угрозой с моря. Однако сначала идее строительства флота в Сирии решительно противодействовал халиф Омар, который считал недопустимым доверять души мусульман «плавающим доскам». К строительству судов приступили лишь при халифе Османе, при котором Муавия стал полновластным хозяином в Сирии. Кораблестроителями были опытные в этом деле жители ливанского побережья, потомки древних финикийцев. Из них же комплектовались экипажи.

По мере расширения географии завоеваний арабы совершенствовали своё военное дело. Если первые завоевательные походы были одиночными рейдами, после которых воины возвращались с добычей домой, то потом арабы стали устраивать постоянные лагеря на пути маршрутов в завоёванные страны или на чужой территории. Из таких военных лагерей выросли города Каир и Басра. А благодаря созданию военного флота арабы получили возможность устраивать набеги по всему Средиземноморью.

Завершение арабских завоеваний

Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.

Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.

Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.

Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Ещё Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нём говорилось: «Покорись (прими ислам), и ты спасёшься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания[2]! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счёл нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрылённой новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли земли с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Всё это сделало халифат богатейшим государством мира.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они обладали светской и духовной властью. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

Мечеть Омара в Иерусалиме

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоёванных областей, обладавшие реальной военной силой, всё меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Ещё более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоёванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоёванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоёванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоёванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье жёлтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…». Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближёнными. Средневековая миниатюра

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье. В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоёванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдалённых провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины. Арабская миниатюра

Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы её несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Пользуясь картой, перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Мусульманская культура

Культура Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была тесно связана с мусульманской религией.

Обучение в медресе. Арабский рисунок

Обучение чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5—10 лет создавались начальные школы.

Государство заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе, где подростки и взрослые продолжали образование.

Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок

Они собирались вокруг учителя, который зачитывал древние тексты и труды учёных, объясняя непонятные места. В медресе изучали историю и основы ислама, математику, медицину, геометрию и другие науки.

Страницы из арабской рукописи по медицине

Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане, сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали то, что считали чуждым своей вере. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох, в том числе известных мудрецов древности: Платона, Аристотеля, Архимеда. С некоторыми из этих трудов средневековых европейцев познакомили именно арабы.

Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.

Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. На составленных ими картах и в географических трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», в «Книге путей и государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных земель.

Миниатюра из арабской книги

Из далёкой Индии арабские учёные заимствовали удобную десятичную систему счёта, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала известна в Европе именно под арабским названием «ал-джебр».

Большая мечеть в Дамаске. VIII век

Далеко за пределами мусульманского мира было известно имя жившего в конце X – начале XI века учёного Ибн Сины (в Европе его звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки».

Слияние различных культурных потоков привело к возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях, возвышенные чувства любви, радости жизни.

Арабы любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали, сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название «Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе, совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны.

Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок

Законы мусульманской религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Нередко это были цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое распространение получила каллиграфия. Арабский язык и арабская письменность были известны во всех странах, жители которых исповедовали ислам.

Подведём итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии. Арабы-мусульмане стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией. Многое из достижений учёных Арабского халифата превосходило уровень науки европейских стран того времени.

Сунниты – сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты – сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законным халифом только Али и его потомков.

Медресе – учебное заведение в исламских странах.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма.

• 661 год. Начало правления династии Омейядов.

• 750 год. Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

«Все знания в конечном счёте связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».

Пророк Мухаммед

Вопросы

1*. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?

7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете, почему?

8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?

Задания

1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».

Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?

2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Арабские завоевания — это… Что такое Арабские завоевания?

Рост Арабского Халифата в эпоху Пророка Мухаммада и правления праведных халифов

Арабские завоевания или мусульманские завоевания начались ещё при жизни основателя ислама Мухаммада. Он основал исламское государство в Аравии, которое за одно столетие захватило многие страны вне Аравии. Арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит.

Под натиском арабских завоевателей рухнула огромная Сасанидская империя в Иране. Под ударами арабов пали Государство Гассанидов, Королевство вестготов, Кавказская Албания, Хорезм, Согд и Синд. Греческая Византийская империя потеряла Египет, Сирию, Месопотамию, Крит, Мальту, Сицилию, Родос, Эгриси (за исключением Мисиминии) и Святую Землю.

Во время войн против франков арабы дошли до Пуатье, в войнах с хазарами достигли «Славянской реки» (видимо Дона или Волги), а в своих походах на восток проникли вплоть до Раджастана и Таласа.

Арабские завоевания можно разделить на следующие периоды:

Первое вторжение

Изначально началось завоевание Ближнего Востока. Византия потеряла Левант, а империя Сасанидов — Месопотамию. Противостояние с Византией вылилось в многовековые арабо-византийские войны.

В 633-652 годах арабы разгромили и покорили Сасанидский Иран.

В 641-642 годах произошло арабское завоевание Египта военачальником Амром ибн аль-Асом.

Первое вторжение в Северную Африку было начато в 647 г. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий, объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами. Но был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). С гибелью Григория Карфаген платил дань арабам. Кампания продлилась ещё пятнадцать месяцев, но в 648 г. войска Aбдуллаха возвратились в Египет. К 661 г. арабы захватывают все Закавказье, а также Дербент.

Все мусульманские завоевания были скоро прерваны гражданской войной между конкурирующими арабскими фракциями. Гражданская война началась с убийства Халифа Усмана в 656 г. Он был заменен Али ибн Абу Талибом, который в свою очередь был убит в 661 г. За это время из состава Халифата при помощи Византии и Хазарии вышли многие страны Закавказья за исключением Восточной Армении.

Второе вторжение

После гражданской войны арабы продолжили завоевания в Северной Африке. В 665 г. началось новое военное вторжение в Африканский экзархат. В 689 г. новая североафриканская военная кампания была закончена. Армия византийских греков (30 000 солдат) была побеждена в процессе этой кампании. К 40 000 мусульман, начавших эту войну, вскоре прибыли ещё 10 000 арабов во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи. Выйдя из Дамаска, армия прошла почти всю Северную Африку. В 670 г. захваченный арабами город Кайруан был перестроен, стал сильной крепостью и основой для дальнейших военных действий. Этот город стал столицей Исламской области Ифрикии (арабское название Туниса). Город-крепость прикрывал прибрежные районы того, что является сегодня Западной Ливией, Тунисом, и Восточным Алжиром. После обустройства Кайруана арабы снова продолжили завоевание Магриба (так называли арабы северо-западную Африку). В процессе завоевания Магриба Укба ибн Нафи захватил прибрежный город Буджия и современный город Танжер. Оба города когда-то входили в состав римской Мавретании.

Но Укба не смог долго удерживать завоеванные земли. В тылу его армии вспыхнуло восстание берберов. Вскоре его отозвали назад вместе с его войском на подавление этого восстания. В одном из сражений против греко-африканских мятежников Укба ибн Нафи погиб. На его место пришёл новый полководец Зухейр, но он также погиб в борьбе с мятежниками. Константинополь к тому времени уже успел послать в Африку большое войско.

Тем временем новая гражданская война вспыхнула в Аравии и Сирии. Завоевательные походы арабов снова были приостановлены.

Третье вторжение

В Азии арабы смогли вернуть утраченные страны Закавказья. В 687 г. арабы взяли Картли, Кахети и Эрети — три княжества Восточной Грузии, но Кахети и Эрети находились на выгодном местоположении, поэтому арабы не смогли закрепиться там. 10 лет спустя, в 697 г. арабы двинулись уже на запад Грузии. Наместник Эгриси — крупнейшего в Западной Грузии государства, зависимого от Византии — пригласил арабов занять гарнизоны и изгнать греков. Однако в Западной Грузии относительно надолго арабы закрепились лишь в Эгриси (это обуславливалось родным тропическим для завоевателей климатом и сильными гарнизонами и крепостями, а также центральным положением страны в Западной Грузии): Абасгия и Апсилия (кроме южной, принадлежавшей Эгриси) освободились уже в 711 году. Чанети, на которую арабы тоже посягали, осталась в сфере влияния Византии. Но так или иначе, к 700 году арабы захватили все Закавказье за исключением горной Мисиминии и Алании, которая была на стороне византийско — хазарского альянса.

Новое завоевание Северной Африки началось с повторного взятия арабами городов Ифрикии. Но Византийская империя быстро перебросила войска из Константинополя. К византийцам присоединились солдаты из Сицилии и сильный контингент вестготов из римской Испании. Это вынудило арабскую армию отступить к Кайруану. Следующей весной арабы предприняли новые наступления морским и сухопутным путём. Вскоре они разбили византийцев и их союзников в битве при Карфагене. В 698 г. арабы вошли в Карфаген. Его камни послужили материалом для строительства города Туниса. Другой бой велся около Утики, и арабы снова победили, вынудив византийцев оставить Северную Африку. Пять лет прошли прежде, чем Хасан ибн аль-Нуман, новый генерал мусульман, получил новые войска из Халифата. Тем временем люди, в ещё не захваченных городах Северной Африки, стали гневаться на берберское господство. Таким образом, Хасана приветствовали по его возвращению. В 709 г. арабы захватили почти всю Северную Африку и поделили её на три области: Египет с его губернатором в аль-Фустате, Магриб (современные Марокко и Мавритания) с губернатором в Фесе и Ифрикия с её губернатором Мусой ибн Нусайром.

Муса ибн Нусайр был генералом. Он был назначен губернатором Ифрикии и нёс ответственность за подавление возобновленного берберского восстания и распространения ислама в завоеванных землях. Муса и его два сына имели 300 000 пленников. Почти все пленники были проданы в рабство и доходы от их продажи поступили в общественное казначейство. Еще 30 000 пленников были принуждены нести военную службу. Mуса также имел дело с постоянными набегами византийского флота. Для борьбы с ним Муса построил собственный флот. Продвигаясь вглубь Магриба, его силы взяли Танжер в 709 г.

Карательные акции в Закавказье

В 30 — х гг. 8 века начались волнения в Закавказье. Установленные подати не устраивали население, поэтому они поднимали открытые мятежи. Обостряла ситуацию и деятельность византийцев и хазар. На Западе Грузии формально осталось в составе Халифата только Эгриси и то потому что было слабо, и там стояли многочисленные гарнизоны, способные дать отпор византийцам; на Востоке удерживалась только Картли; а Кахетия и Эрети же изгоняли завоевателей и прятались в горах. Тоже было и в Армении. Халиф принимает решение прислать туда верного полководца — Марвана Глухого, которого таким прозвали грузины за жестокость. Он разорил всю Грузию, а также надолго выбил хазар, заставив принять ислам каганат. В ходе экспедиции Картли и Эгриси потеряли множество поселков и городов, обе столицы были практически на грани уничтожения, хотя Тбилиси повезло больше, чем Цихе — Годжи. В этот период в захваченных Картли и Эгриси оседали сарацины, которые ассимилировались с выжившими картлийцами и мегрелами. Тяжелее всего было мегрелам, поскольку климат их страны был на порядок теплее, чем в Картли или в Армении. Поэтому многие мирные арабы бежали туда и даже после установления абхазской власти в Эгриси, они остались в тех краях (после мерванских экспедиций в 736 и 738 гг. страх перед повторением резни не позволил им изгнать арабское население). Лишь в Абасгии Марван терпит поражение под стенами Анакопии. Однако перевес был на его стороне в течение боя, и лишь эпидемия помешала взять город штурмом.

Завершение завоевания

К 709 г. вся Северная Африка находилась под контролем Арабского халифата. Единственным исключением был город Сеута. Завоевание Северной Африки позволило арабам подготовить плацдарм для нападения на Испанию. Несколько лет Муса военными и дипломатическими способами подготавливал это вторжение. В 711 г. Тарик ибн Зияд, арабский военачальник, был отправлен Мусой для завоевания Испании.

В отличие от многих других завоёванных мест арабы смогли прижиться в Северной Африке, где они до сих пор составляют большинство населения.

В IX—X веках Арабский халифат переживал упадок. Спустя некоторое время началась серия Крестовых походов, за возвращение влияния христиан на Ближнем Востоке. Казалось, что Европа снова обрела силу. Но Крестовые походы завершились изгнанием европейцев с Ближнего Востока. Вскоре появилась новая мусульманская сила — Османская Турция, которая фактически продолжила исламские завоевания.

Ссылки

Литература

  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. М., Вече, 2006

dic.academic.ru

Арабское завоевание Средней Азии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Завоевание Средней Азии арабами — военные действия Арабского халифата в Средней Азии (VII—VIII веках) в целях распространения ислама.

После завоеваний обширных территорий в Северной Африке, Европе и Азии, арабы в 705 году вступили в Мавераннахр.

Начиная с 705 г. н. э. из Ирака, наместником которого являлся ал-Хаджжадж, ежегодно совершались завоевательные походы Кутейбы ибн Муслима на восток, завершавшиеся присоединением новых территорий. В 705 г. н. э. Кутейба подчинил Бадгис, граничивший с Хорасаном; в 706 г. н. э. Халифату отошёл Пайкенд; в 707 г. н. э. началось покорение Бухарского оазиса, завершившееся лишь к следующему (708 г. н. э.) году. Непосредственно Бухара продержалась ещё год — до 709 г. н. э. — выдержав три или четыре штурма. После закрепления арабской армии на местности продвижение на восток продолжилось — в 711 г. н. э. войска Кутайбы подчинили Сиджистан и вступили в область Синда.

Таким образом, в период 705—711 г. н. э. в состав Халифата на правах васальных государств вошло четыре государства, уничтожено — два. Присоединённые территории составляли порядка 600 км кв., а их население — порядка 1 млн человек. Последовавший в 712—713 г. н. э. поход Кутейбы в области Ферганы и Шаша был прерван смертью ал-Хаджжаджа; продвижение Халифата застопорилось.

Попытка усиленной исламизации региона, предпринятая Кутейбой в 713—714 г. н. э., не была проведена до конца. Когда же в 715 г. н. э. халиф Аль-Валид I скончался, обязанный ему положением Кутейба поднял мятеж и предпринял попытку отделиться от Халифата. Попытка эта не нашла единодушной поддержки в рядах самого Кутейбы — в том же году под Мервом произошло столкновение противоборствующих лагерей, окончившееся победой лоялистов и казнью Кутейбы. Покорённые арабами народы, однако, недолго пробыли под властью Омейядов.

Правление Сулеймана, прошедшее в восточных провинциях Халифата незамеченным, в 717 г. н. э. сменилось резко религиозно окрашенным правлением Умара II. Возвращение к нормам раннего ислама, установленным Пророком и первыми двумя халифами, протекало с серьёзными затруднениями даже в Аравии — и тем более трудно приживались подобные практики в регионе, вошедшем в состав Халифата едва десятилетие назад. Особенно остро воспринимались запреты играть на музыкальных инструментах (в том числе, на свадьбах), запреты оплакивать мёртвых, а также ряд иных, но не менее важных запретов[1]. Все последующие годы восточные провинции Халифата, составляющие ядро будущего государства Саманидов, вставали в оппозицию халифам (как Омейадам, так и Аббасидам) и поддерживали все антиправительственные восстания.

Кризис в восточных провинциях резко обостр

ru.wikipedia.org

Арабские завоевания — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ара́бские завоева́ния — военные походы арабов в середине 7 — начале 9 веков, завершившиеся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы. В ходе арабских завоеваний был создан Арабский халифат — теократическое мусульманское государство. Взаимодействие арабов и завоеванных народов привело к складыванию средневековой арабской культуры. Освободительная борьба народов Средней Азии, Персии, Закавказья (вторая половина 9 — 10 века), а также Испании (Реконкиста 8-15 веков) привела к их освобождению от арабского господства. В дальнейшем на значительной части Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки образовались арабские государства.

Экспансия ислама

Арабские завоевания проходили под знаменем ислама, священной войны мусульман против неверных. Созданная в начале 7 века пророком Мухаммедом мусульманская община (умма), сумела подчинить своей власти арабские племена. После смерти Мухаммеда (632) произошло восстание арабских племен (632-633), подавленное мусульманами во главе с первым халифом Абу Бекром (632-634). Первый этап арабских завоеваний проходил в 630-650-х годах при халифах Омаре (634-644) и Османе (644-656).
В 633 году отряд арабских войск под командованием Халида ибн аль-Валида овладел городом Хира на юге Месопотамии. В том же году в Палестину и Сирию вторглись три отряда арабских племенных ополчений. Слабый заслон византийских войск был разбит арабами в Вади-Араба, а его остатки уничтожены в феврале 634 года у Дасина. Известие о движении византийской армии, сформированной императором Ираклием в Эдессе, вызвало переброску (март 634) отряда Халида из Хиры в окрестности Дамаска. После шести месяцев осады Дамаск в сентябре 635 года сдался арабам. Однако приближение пятидесятитысячного византийского войска вынудило арабов оставить занятые сирийские города и сосредоточиться у берегов Ярмука. Здесь 20 августа 636 года византийское войско было разбито арабами. Вслед за тем арабы вновь заняли Дамаск, а после овладения Иерусалимом (638) и Кесарией (640) вся Сирия и Палестина оказались под их властью.
В Месопотамии после взятия Хиры арабские отряды потерпели ряд поражений от войск Сасанидов и были вынуждены уйти в Аравию. В начале лета 637 года арабы одержали победу над сасанидским войском в битве при Кадисии и заняли сасанидскую столицу Ктесифон. В 641 году арабские войска взяли Мосул, в 642 году у Нехавенда одержали решающую победу над войсками Йездегерда III Сасанида. После этого сопротивление арабам на территории Персии оказывали только отдельные области и города. В 651 году вся территория государства Сасанидов до реки Амударьи была включена в состав Арабского халифата. В 640 году арабские войска вторглись в Армению, правители которой в 652 году признали зависимость от халифа; в 654 году по договору арабам сдалась столица Восточной Грузии — Тбилиси.

Становление Халифата

В конце 639 года небольшой арабский отряд под командованием Амра ибн аль-Аса вторгся в Египет. С течением времени, благодаря прибывавшим подкреплениям, число арабских войск в Египте постоянно росло, они занимали один город за другим. В 642 году арабам по договору была сдана Александрия, но в конце 645 года византийский десант с помощью восставших жителей вытеснил захватчиков из города. Летом 646 года арабские войска вторично взяли Александрию штурмом и установили свой контроль над Египтом. В Северной Африке арабские конные отряды в конце 642 года и в 643 году совершили рейды в Барку и Триполитанию, покорив местные берберские племена. В 648 году был захвачен Кипр. Военные успехи арабов, намного уступавших своим противникам в вооружении и военной технике, объяснялись политическим и военным ослаблением Византии и государства Сасанидов в результате продолжительной войны, которую они вели между собой в 602-629 годах, а с другой — тем, что население покоренных стран не оказывало завоевателям серьезного сопротивления; дань, установленная арабами, в ряде случаев была меньше прежних налогов.
В середине 7 века в наступательные действия арабских войск были приостановлены из-за религиозно-политических осложнений, связанных с восстаниями хариджитов и борьбой между халифом Али и Муавией, завершившейся установлением власти династии Омейядов. На втором этапе арабских завоеваний, начавшемся в конце 7 века, арабы, сделав своим опорным пунктом город Кайруан, основанный в 670 году, завоевали Северную Африку, к 709 году дошли до Танжера и берегов Атлантического океана. В 711 году войска арабов и берберов во главе с Тариком высадились на Пиренейском полуострове. Разгромив вестготов 19 июля 711 года в битве у озера Ханда и одержав победу у Эсихи, арабские войска овладели Кордовой и Толедо. Войско прибывшего в 712 году из Северной Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью, Мериду. К 718 году Пиренейский полуостров, за исключением небольшой части на севере, перешел в руки арабов. В 720 году арабы вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн. Их дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома арабских войск франкской конницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатье 4 октября 732 года. Франкский король Пипин Короткий в 759 году отбил у арабов Нарбонн и Септиманию.
На Востоке арабы в 711-713 году завоевали провинцию Мекран в Персии, временно отпавшую от халифата во время междоусобиц, Синд, область по нижнему течению Инда, город Мултан, а в 706-712 годах — Согд и Хорезм. В первой четверти 8 века, сломив сопротивление местных ополчений и уничтожив слой аристократов, арабы завоевали Закавказье. В первой половине 9 века были завоеваны Крит, Мальта, Сицилия. Во второй половине 9 века арабские завоевания в основном прекратились. Результатом арабских завоеваний стала арабизация и исламизация ряда завоеванных стран. Язык, религия, элементы материальной и духовной культуры арабов оказали большое влияние на местные народы. В свою очередь арабы восприняли ряд элементов культуры завоеванных народов, сложилась своеобразная арабская культура.

megabook.ru

Арабские завоевания. История религий Востока

Арабские завоевания

Сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII–VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, вновь побывав у стен Константинополя. Была завоевана часть Грузии, совершались набеги на Хазарию. В начале VIII в. наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к Халифату почти всю Среднюю Азию, достигнув рубежей Индии и Китая. В северной Африке к Халифату были присоединены Ливия, затем Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, что и позволило Халифату просуществовать немало веков. Этой основой был ислам. Дело в том, что завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились. В условиях Халифата, в рамках которого религия была слита с политической администрацией и даже играла ведущую роль в этом симбиозе, на передний план вышла исламизация. Наместники пророка, халифы, считали своим долгом присоединять к империи все новые земли, обращая при этом в мусульманство их население.

Как достигалась основная цель – распространение ислама? В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен – в Месопотамии, Сирии, Палестине, исламизация практически свелась к арабизации. Местное население с помощью ислама было сравнительно легко ассимилировано и вскоре фактически стало арабским по языку, культуре и основным этническим признакам. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке – с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским. Тем не менее, процесс постепенной ассимиляции египтян, ливийцев (берберов) и остальной части местных народов привел к тому же результату, т. е. к арабизации, к ассимиляции местного населения арабами почти без остатка, к замещению местных языков и культур арабским языком и исламской арабской культурой.

Иначе обстояло дело с теми народами и районами, где арабов было немного, – в Иране, Афганистане, Закавказье, Средней Азии, не говоря уже об Испании. Здесь (кроме Испании, где процесс исламизации был ограниченным) исламизация шла не столько путем арабизации, сколько за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае, вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль.

Вся земля в Халифате была объявлена государственной собственностью, причем от имени государства ею распоряжался халиф, а на местах – его наместники в завоеванных районах, эмиры. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам (за исключением выморочных, шедших в казну и распределявшихся между новыми владельцами на правах икта, т. е. условного должностного владения). Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр – одну десятую часть дохода, а все остальные – харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также по-; душную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5 % против 5 % для остальных).

Результаты такого рода экономической политики были очевидны: мощные экономические рычаги создавали безотказный стимул для исламизации покоренных арабами народов, так что этот процесс почти не отставал от быстрого темпа завоеваний и расширения границ Халифата. Принятие же ислама завоеванными, народами, в том числе и странами высокой и древней культуры (Египет, Иран), влекло за собой резкое изменение исторически складывавшихся культурных традиций. Исламизация сильно трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории Халифата. В одних случаях это сопровождалось арабизацией (Египет, Месопотамия), в других – нет (Иран), но повсюду то, что противоречило догматам ислама, не вписывалось в его строгие предписания, постепенно отходило на задний план либо вовсе забывалось. Ислам же во всех районах Арабского халифата выходил на передний план, и именно его нормы определяли дальнейшее направление развития культуры исламизированных народов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Еще Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нем говорилось: «Покорись (прими ислам) и ты спасешься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания[3]! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счел нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрыленной новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В решающем сражении арабы потеряли треть своего войска, но не устрашились и разгромили иранцев. Их царь бежал в дальнюю провинцию и там погиб.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли страны с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки. Все это сделало халифат богатейшим государством мира.

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они совмещали в своих руках светскую и духовную власть. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоеванных областей, обладавшие реальной военной силой, все меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома. При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Еще более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоеванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Завоевания изменили жизнь и быт принимавших в них участие арабов-кочевников. Некоторые из них отказались от прежних занятий, становясь жителями городов и плодородных долин. Арабский язык стал общим для населения подчиненных стран. Однако многие арабы вернулись в Аравию, продолжая вести привычный образ жизни.

Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоеванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоеванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоеванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье желтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…» Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближенными. Средневековая миниатюра

В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоеванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдаленных провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины. Арабская миниатюра

Главной опорой халифов стали отряды, состоявшие из рабов, воспитанных и обученных при дворе. Такая армия жестоко подавляла выступления против правителя. Но и халифы порой не в силах были справиться с воинами-рабами, которые могли легко сместить их с трона. Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы ее несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат

Пользуясь картой, назовите страны и народы, завоеванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Подведем итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии.

Сунниты сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законными халифами только Али и его потомков.

• 661 Начало правления династии Омейядов.

• 750 Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

Вопросы

1. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоеванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

Задание

С помощью текста параграфа и карты заполните таблицу «Завоевания арабов».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *