Суть военной реформы – Суть и результаты военной реформы Александра 2-го

Содержание

Суть и результаты военной реформы Александра 2-го

Военная реформа Александра 2-го — комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х гг. 19-го в. министром Милютиным.

Предпосылки военной реформы

Необходимость реформы русского войска назревала достаточно давно, однако очевидной она стала после поражения России в Крымской войне. Русская армия не только проиграла войну, но также показала свою полную несостоятельность и слабость, обнажились все недостатки — плохое оснащение, плохая подготовка солдат и недостаток человеческих ресурсов. Проигрыш сильно ударил по престижу правительства, и Александр 2-й решил, что необходимо срочно менять политику государства и провести полную реформу армии.

Изменения в армии начались еще в 50-х гг., сразу после войны, однако самые заметные реформы были проведены в 60-х выдающимся военным деятелем, тогдашним военным министром В.А. Милютиным, который хорошо видел все недостатки системы и знал, как от них избавиться.

Содержание военной реформы

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны.

Главное событие всей военной реформы — Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Была отменена рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял шесть лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим способом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

Однако, прежде чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить граждане всех категорий. В 1864 г. Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге.

Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства, и передать их в ведение округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории.

После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения.

Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура — это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия.

И, наконец, благодаря всеобщей повинности армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Результаты и значение военной реформы

В результате проведения преобразований появилась совершенно новая армия, а также система военного управления. Солдаты стали более образованными, их численность значительно возросла, армия стала хорошо вооруженной и подготовленной. Благодаря мобильности новой системы государство могло тратить значительно меньше денег на содержание военных, но при этом рассчитывать на лучший результат.

Страна была готова к возможной войне.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Содержание военной реформы

Целью военной реформы было создание армии, которая бы была незначительной в мирное время (и не требовала больших средств на содержание), но при этом могла бы быстро мобилизоваться и развернуться в период военных действий.

Главным событием всей военной реформы стал выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устава о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян. Откупиться от службы в армии было невозможно, призывались лица старше 20 лет. Это не только позволяло создать более обширную и мобильную армию, но также давало возможность представителям низших сословий достигнуть успеха благодаря службе в армии.

Однако еще до принятия манифеста модернизации подверглась система управления армией. В частности, в 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру. Это позволило избежать многих трудностей в управлении армией и сделать систему более организованной.

Кроме того, для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники.

Дисциплина и образование солдат и офицеров также претерпели изменения. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.

Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.

Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.

Результаты и значение военной реформы Александра 2

Военная реформа была одна из самых длительных в череде великих реформ Александра 2 и заняла почти два десятилетия. Однако, благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

studfiles.net

Военная реформа 1874 г. (кратко) |

 /   /  Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа была одной из главных в ряде важных новаторских реформ Александра Второго. В качестве основной предпосылки к её проведению стало поражение в Крымской войне. Данная правительственная неудача существенно подорвала доверие общества к правителю, обнажив все существующие недостатки в армии, такие как: недостаток человеческих ресурсов, хаос в управлении армией, несвоевременное оснащение, плохая подготовка кадров и пр.

При этом, армия, в качестве одного из самых необходимых стране институтов начала подвергаться изменениям ещё в пятидесятых годах, после войны. Но пик военной реформы был достигнут только в шестидесятых годах. Большая часть трансформаций была совершена российским военным министром Д. Милютиным.

Основной целью военной реформы было формирование армии, не требующей особых затрат на содержание и которая была бы в мирное время незначительной, однако могла бы мобилизоваться в период военных действий в короткий срок.

Так, важным событием рассматриваемой военной реформы становится выпуск Устава о воинской повинности и Манифеста от первого января 1874 года. Этот Манифест провозглашал переход к всеобщей военной повинности мужчин любого сословия, которые теперь обязаны были служить шесть лет. Откупиться от несения службы было невозможно, призывались все лица мужского пола, которым исполнилось более двадцати лет, что дало не только мобильную и более обширную в кадрах армию, но и стало для многих представителей низшего сословия «путёвкой» в лучшую жизнь.

Но и до принятия вышерассмотренных документов русская армия начала меняться изнутри. Так, в 1864 году, когда Россия была разделена на округи с местным самоуправлением, все они подчинялись общему военному министру. Это помогло избежать большинства сложностей управления военными и более организовать военную систему.

Кроме этого, для того чтобы улучшить мощь и качество армии происходит полное перевооружение. Все войска получают современное новое оружие. Также проводится реконструкция военных заводов, которые стали обеспечивать войско качественной техникой в больших количествах.

Нужно отметить, что и солдатская дисциплина претерпела изменения в ходе реформы. Например, были отменены физические наказания, а солдаты и офицеры становятся более образованными, благодаря новейшим принципам обучения. В стране то и дело появляются военные академии и училища.

Основные направления военной реформы 1874 г. (таблица):



Интересные материалы:

student-hist.ru

Военная реформа Александра II

Предпосылки военной реформы

Александр II вступил на престол, когда Россия вела весьма неудачную Крымскую войну. Ее итоги обнаружили необходимость глубоких преобразований во всей русской армии. Учитывая масштаб изменений, Военная реформа Александра II $1860-1870$ гг. стала одной из основных.

Проигрыш в Крымской войне показал, что в русской армии устарело оснащение, в управлении царил хаос, человеческих ресурсов не хватало, а подготовка офицерского состава и солдат оставляла желать лучшего.

Подготовка реформы была осуществлена военным министром Милютиным Д.А.

Содержание военной реформы

В задачи правительства при проведении военной реформы входило создание современной армии, которая, одновременно в мирное время не требовала бы значительных затрат на содержание и могла бы при необходимости быстро мобилизоваться.

Реформа заняла длительное время, но главным ее событием считается издание $1$ января $1874$ г. Манифеста о всеобщей воинской повинности. Этот документ полностью изменил систему русской армии. От рекрутского набора был совершен переход к всеобщей, бессословной воинской повинности. Срок службы равнялся $6$ годам, затем $9$ лет в запасе, служить обязаны были все мужчины старше $20$ лет, но существовали и определенные исключения. Так, от службы освобождались духовенство всех конфессий, а также единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.

После прохождения службы военнообязанные поступали в государственное ополчение, которое составляли и не служившие. Кроме того, в некотором смысле всеобщая воинская повинность явилась плюсом для низов общества, т.к. дала им возможность подняться через службу в армии.

Замечание 1

Отметим, что реальный срок службы определялся уровнем образованности индивидуума. Так, например лица с высшим образованием служили меньше всех – полгода, а те, кто не владел даже грамотой проходили службу полные $6$ лет, где получали и начальное образование.

Одновременно с Манифестом вышел Устав о воинской повинности. До Манифеста была реформирована система управления в армии. Так, в $1864$ г. территория государства была разделена на военные округа, управление которыми проводилось на местах. Общее руководство округами осуществлял военный министр. Такое новшество позволило сократить громоздкость управления армией, система стала организованнее. Через год появился Главный штаб, он стал центральным органом управления войсками. Войска разделились на полевые и местные, армии и корпуса были упразднены.

Также русская армия прошла полное перевооружение, войска получили современное оружие. Немаловажно отметить, что реформирование коснулось и военных заводов, их реконструировали для нужд современной техники. Именно эти новшества и привели к введению всеобщей воинской повинности.

Отметим, что были запрещены телесные наказания в армии. Армия должна была стать более образованной и цивилизованной, для изменилась подготовка кадров. Взамен кадетских корпусов стали появляться военные гимназии, а также военные училища, которые готовили офицеров. Через юнкерские училища офицерами могли стать недворяне. Разумеется, были пересмотрены и образовательные программы для этих учреждений. Военные суды и прокуратура позволили наладить дисциплину. Военные суды в целом копировали общую судебную систему империи – были введены полковой, военно-окружной суд и главный военный суд. Военные суды были также гласными и состязательными.

Результаты и значение военной реформы

Отметим, что не все благосклонно воспринимали проведение военной реформы. Противников возглавлял фельдмаршал Барятинский А.И. Милютина упрекали в бюрократизации, ослаблении командного состава. Тем не менее, русско-турецкая война $1877-1878$ гг. в полной мере продемонстрировала качество проведения военной реформы.

По результатам реформы была полностью обновлена вся военная система Российской империи.

spravochnick.ru

В чем состояла суть военных реформ, проведенных Петром1?

Заслуга Петра в том, что он не ограничился созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант ускорению развития всех начал, возникших до него. Петр как бы подстегивал события. Трудно и, пожалуй, невозможно обнаружить такие области истории России первой четверти 18 века, в которые не вторгался Петр и не оказывал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство.

Мнения о реформе Петра 1 чрезвычайно расходились уже при его жизни. Ближайшие соратники Петра держались мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю.

Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

— создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;

— появление целой плеяды талантливых полководцев Меншиков, Шереметьев, Апраскин, Брюс и др.) ;

— небывалый рост военных расходов и как следствие – покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из простого народа.

— создание мощного военно-морского флота – почти что из ничего.

С завоеванием Прибалтики флот получил удобные незамерзающие порты. Для обороны новой столицы — Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость — Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также части морской пехоты.

Существует и другая точка зрения на военные реформы Петра 1, которую изложил К. Валишевский:

“Как с точки зрения военной, так и с точки зрения торговой, Петр приложил много бесплодных стараний, чтобы обратить русский народ в мореплавателей. Жители обширного пространства, окаймленного морями, далеко не гостеприимными, не были виноваты, что не сумели приспособиться к фантазии царя. В торговом отношении Россия до сих пор остается данницей иностранных флотов. Военный флот Дона со своими подражаниями галерам голландским, английским, венецианским оказался затеей дорогой и неудачной. Необходимость уменьшить осадку даже не позволила воспроизвести основные мореходные качества взятых образцов. Благодаря более благоприятным местным условиям и опыту, приобретенному государем, его северные верфи удались лучше. Они даже внушили некоторое беспокойство Англии, однако, как доказали последствия, забившей тревогу слишком рано. Неумеренность и поспешность – два недостатка, свойственные всем созданиям великого мужа, — здесь, как и в других случаях, помешали успеху стараний. Лес, употребленный в дело, был слишком сыр, оснастка плохого качества, матросы не были обучены. Течь, потеря мачт, неопытность и неподготовленность команды, наскоро набранной, уносимой болезнями, — ежедневные явления в истории Петровского флота. Число судов всякого рода, линейных кораблей, фрегатов или галер, построенных в эпоху великого царствования, достигало почти тысячи. Но когда в 1734 году, девять лет спустя после смерти Петра, для предполагаемой осады Штеттина понадобились их услуги, то налицо с трудом оказалось пятнадцать, способных держаться на воде, и ни одного офицера, чтобы ими командовать.

Петр пошел слишком быстрыми шагами, а главное, хотел зайти слишком далеко. Создать в России флот было прекрасной мыслью, превратить Россию в Голландию – безрассудным намерением”.

otvet.mail.ru

Военная реформа Александра 2 (кратко). Суть и результаты военной реформы Александра 2 :: SYL.ru

Император Александр Николаевич Романов, известный как Александр II, вошел в российскую историю как либерал и смелый реформатор. Именно с его правления начались существенные перемены в сфере государственного управления и социально-политического устройства общества. Либеральному и просветительскому складу ума изначально способствовало воспитание. В качестве учителей будущего императора, сына Николая I, выступали Василий Жуковский, Михаил Сперанский и Егор Канкрин. Наставники стремились воспитать цесаревича человеком просвещенным и всесторонне образованным. На путь преобразований император встал спустя год после вхождения на трон. Его правление запомнилось отменой крепостного права, земской, судебной, образовательными реформами. Также существенные изменения в жизнь народа внесла военная реформа Александра II.

Предвестники военных перемен

В момент прихода к власти императора страна переживала серьезный упадок, связанный в том числе и с поражением в Крымской войне. В 1856 году при посредничестве Австрии и Пруссии в Париже был заключен мир с французами на довольно тяжелых для России условиях. По мирному договору нам был возвращен потерянный Севастополь, в обмен мы вернули Карс Турции. Также российское государство уступало Молдавии устье Дуная, лишаясь тем самым прямой границы с Турцией. И самым серьезным уроном стал запрет иметь военный флот в Черном море, которое обрело статус нейтральных вод. Проливы Босфор и Дарданеллы были официально закрыты для военных судов всех государств.

Таким образом, военная реформа Александра 2 была продиктована серьезным падением авторитета государства на международной арене, упадническим настроением народа и крайне слабой организацией армии.

Необходимость форматирования военных сил

Это поражение обнажило функциональные, управленческие и административные прорехи военной системы. К моменту престолонаследия императора Александра армия представляла собой разрозненные подразделения и части, мало походящие на единый исправный организм. Более продвинутые в техническом, моральном и управленческом планах западные армии ставили под сомнение в принципе способность российских сил защищать свою территорию.

Цель военной реформы Александра 2 — создать высоко дисциплинированный, профессионально подготовленный единый организм. Необходимо было воспитать в личном составе понимание собственного долга перед Отечеством, чего, разумеется, не было в силу низкого культурного уровня офицерства, жестокой системы наказаний солдат, воровства, безнаказанности начальства и полного отсутствия воспитательного компонента в службе.

Император принялся за кардинальную переработку устаревшей, неповоротливой системы, что встречало немалое сопротивление среди сановных лиц. К одной из его задач также относилось стремление сократить численность армии в мирное время и иметь возможность максимально быстро наращивать ее, располагая в запасе обученным составом. Для этого потребовалось внести изменения и в образование.

Начальные стадии реформирования

Причины военной реформы Александра 2 крылись и в том, что отечественная милитаризованная машина не могла противостоять мощи и передовым технологиям своих противников, во-первых, из-за серьезного технического отставания, во-вторых, из-за крепостнических основ государственного устройства.

Первые шаги по перестройке системы были связаны со сменой военного министра. С 1848 года этот пост занимал князь Василий Долгоруков. Его подчиненные отмечали, что он был приятным в отношениях с людьми, но тяготел к чрезвычайному формализму. В 1855 году на этот пост император определил генерал-адъютанта Николая Сухозанета. Серьезных перемен кадровые перестановки не принесли. Под руководством Сухозанета были сокращены военные расходы и упразднены военные поселения. Однако это имело мало отношения к модифицированию самого устройства армии.

Новый министр – новый подход

Реформирование военной машины пошло быстрее и предметнее после того, как в 1861 году министром был назначен 46-летний граф, генерал-фельдмаршал Дмитрий Милютин. С первых дней в военном ведомстве началась активная работа по разработке плана кардинального реформирования. Министр Милютин начал с того, что упорядочил законотворческую деятельность, объединив Военно-кодификационную комиссию, отвечавшую за пересмотр законов, с другими комиссиями, занимавшимися созданием законопроектов. Также была создана комиссия, которая изучала проблемы личного состава и системы организации армии. Уже через два месяца министр доложил императору программу реформирования по основным направлениям деятельности ведомства.

Военная реформа Александра 2, кратко сформулированная генералом Милютиным, предполагала тотальное переустройство военных сил, основанное на полной и подробной программе преобразований.

Широкий размах

Существенным толчком к изменению правил комплектования войск российской армии послужил глубинный анализ рекрутского устава. Комиссия по его пересмотру действовала на протяжении почти шести лет – с февраля 1862 по январь 1867 гг. В процессе работы сформировалось четкое понимание необходимости глобального обновления системы финансирования, подготовки, комплектации вооружения и войск.

Также Милютину удалось ввести запрет отдавать в солдаты в качестве наказания за совершение преступления. В армейском укладе министр отменил телесные наказания, которые широко и без разбора применялись по отношению к простым военнослужащим, что порождало в них еще большую ненависть. Еще одним важным новшеством стало обучение солдат элементарной грамоте.

В 1864 году министр предпринял меры по децентрализации военных сил России, создав военные округа. Смысл нововведения заключался в повышении способности к быстрой мобилизации частей армии по всей стране в случае военной необходимости. Особое внимание уделялось образованности офицерского состава. Общее образование давалось в военных гимназиях, специальное – в училищах, разбитых по отдельным военным отраслям, и, наконец, с целью давать университетское образование были созданы пять академий: Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно-медицинская и Военно-юридическая. Это позволило многократно улучшить качество офицерского состава.

Военнообязанные

Однако требовались куда более радикальные меры реорганизации. Военная реформа Александра 2 не была бы полной без действительно революционного шага. Одним из кардинальных изменений в российской армии многие историки называют введение всесословной воинской повинности. О необходимости данных мер генерал Милютин докладывал императору еще в январе 1862 года. На тот момент инициатива отклика не получила. А спустя восемь лет была создана соответствующая комиссия.

Стоит отметить, что высшие сановные чины сопротивлялись подобному нововведению. Для работы над реформой в 1873 году было создано специальное присутствие при Государственном совете. Многие из вошедших в его состав не одобряли такие смелые шаги и считали, что время для них еще не подошло. Однако открыто выражать несогласие никто не посмел, поскольку документ получил предварительное одобрение у императора до того, как был вынесен на обсуждение. В высшем обществе готовящиеся перемены обсуждали исключительно в негативном контексте. Тем не менее в 1874 году вышел Высочайший манифест о введении всеобщей воинской повинности. Новый устав свидетельствовал о том, что министр отрицает привилегированность сословий. Этот документ полностью изменил порядок формирования личного состава армии.

Преобразование архаичной системы

При Петре I военнообязанными были представители всех сословий без исключения. Однако в 18 веке ряд законов освободил дворянство от этого долга. Рекрутчина всей своей тяжестью легла на самые низшие и беднейшие слои общества, а богатые могли откупаться. Срок службы составлял 25 лет, в итоге семьи теряли своих порой единственных кормильцев, еще более нищали. По новому закону в армию призывались только молодые люди, достигшие 21 года, причем ровно в том количестве, в котором она нуждалась. Правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, которые выбирались по жребию. Оставшиеся зачислялись в ополчение. Срок службы в пехоте был сокращен до 15 лет, из которых шесть лет – в регулярной армии, девять – в запасе. На флоте призванные служили семь лет, в запасе – три года.

Наличие образования также сокращало сроки службы. Начальная школа уменьшала время присутствия в вооруженных силах до трех лет, гимназия – до полутора, получившие высшее образование призывались только на полгода. Были введены и иные льготы. Единственный сын в семье или единственный кормилец освобождался от воинской повинности. Также под льготы попадали лица духовенства, уроженцы Казахстана и Средней Азии, Кавказа и Севера.

Военная реформа Александра 2, таблица
ДатыСобытия
ноябрь 1861 годаНазначение Дмитрия Милютина на пост военного министра.
январь 1862 годаПрограмма преобразования армии представлена императору Александру II на одобрение.
февраль 1862 — январь 1867 гг.Работа комиссии по пересмотру рекрутского устава.
1864 годСоздание военных округов, реформирование системы военного образования.
1874 годВведение в действие Устава о всеобщей воинской повинности.

Прототип нововведения, ставший его стимулом

Реализация реформы, надо признать, шла медленно, тормозилась как по субъективным, так и по объективным причинам. Однако Милютин уже мог наблюдать плоды преобразований в Пруссии. Именно в этой стране устаревшую систему чуть ли не пожизненной повинности заменили на трехлетнюю службу в армии, а отслуживших отправляли в запас. Таким образом, через военную инициацию проходила значительная часть мужского населения в предельно короткие сроки. Регулярная армия не раздувалась, а имела определенную численность. В случае государственной необходимости войска увеличивались за счет запасников в короткое время. Такой подход существенно сокращал траты на содержание армии и уменьшал тяготу службы. Эта система была принята за основу многими европейскими государствами.

В России ее введение тормозилось представителями высшего дворянства, которые были уверены, что таким образом их ставят на одну ступень с «мужиками». Однако возникали и другие препятствия на пути полноценной реализации военной реформы Александра 2, а именно — грандиозные размеры страны и неразвитая система сообщения. Она должна быть отлажена, чтобы мобилизация запасников могла проходить максимально быстро. Железнодорожная система в России бурно расти начала к 1870-м годам. Тогда стало возможным завершение реформы. Весьма кстати случилась франко-прусская война, где вооруженные силы Пруссии довольно быстро разгромили французские войска, выстроенные по рекрутскому принципу.

Результаты

Итак, что собой представляла военная реформа Александра 2? Кратко говоря, это было комплексное преобразование армии, начиная с рекрутов и заканчивая офицерским составом. Здесь учитывалось все, включая образование и техническое оснащение. Преобразования заняли тринадцать лет и завершились в 1874 году. Военная реформа Александра 2 год от года давала положительные результаты. Она позволила значительно увеличить боеспособность вооруженных сил, поднять дух солдат и дисциплинировать офицеров.

Суть и результаты военной реформы Александра 2 свелись к тому, что благодаря новому уставу о повинности в России была сформирована регулярная армия относительно небольших размеров, а на случай необходимости было достаточное количество запасников. Вооружение также претерпело изменения: в комплектации появилась винтовка, активно шло строительство военного флота. И победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. ярко продемонстрировала все положительные моменты преобразований.

www.syl.ru

предпосылки, этапы, итоги :: SYL.ru

Сложная ситуация, возникшая во внешней политике к концу Х1Х в., заставила Александра II в срочном порядке преобразовать военную систему. Военная реформа 1874 была призвана решить целый ряд важнейших проблем. В результате проведения ряда изменений армия должна была стать более боеспособной, хорошо оснащенной как техникой, так и высококвалифицированными кадрами.

Военно-политические предпосылки реформы

Раскрывая данную тему, нельзя ограничиваться только одним годом. Реформа 1874 года юридически закрепила все преобразования в этой сфере. Необходимость военной реформы была продиктована еще до отмены крепостного права. Русская армия была плохо оснащена в военно-техническом отношении. В этом заключалась причина поражения России в Крымской войне. Обострилась внешнеполитическая обстановка: в 1870 г. Франция была разгромлена Пруссией. В Европе образовалась Германская империя, которая претендовала на первенство в мире. Кроме того, продолжалась гонка вооружения и развивалась военная техника. Но военная реформа в России не могла быть проведена быстрыми темпами. Перевооружение армии зависело от экономики России, которая на тот период намного отставала от Европы. Необходимо было развивать промышленность и транспорт. Поэтому военная реформа проводилась поэтапно.

Военная реформа 1861-1874 годов. Этапы

60-70 гг. 19 в.- это время проведения ряда военных реформ. На первом этапе началась реорганизация военной инфраструктуры. Она включала в себя военное управление и военно-учебные заведения. Начало реформы связано с именем военного министра Д. А. Милютина. В январе 1862 г. он представил Александру II план военной реформы. По нему:

  • сокращались вооруженные силы в мирное время;
  • шла переподготовка офицеров;
  • проходило введение новой системы управления армией;
  • срок службы в армии сокращался до 15 лет;
  • отменялись телесные наказания;
  • 15 военных округов подчинялись Военному министерству.

Эта система позволяла оперативно руководить войсками. Если учесть огромную территорию России, это было стратегически важно. Одной из основных проблем реформы был вопрос о подготовке военных кадров. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. А на следующий год учреждены военные училища. Каждый год они выпускали 600 офицеров. Квалифицированных военных выпускали 16 юнкерских училищ. Изменилось высшее военное образование. Были образованы военные Академии по различной специализации: артиллерийской, инженерной, военно-юридической. Эти изменения значительно улучшили подготовку русской армии.

Военная реформа 1874 года

Все эти меры были неэффективны без коренной реорганизации армии. Для этого нужно было внедрить новое комплектование армии, заменить принятую еще при Петре I рекрутскую систему всеобщей воинской повинностью. Это давало возможность создать обученный резерв на случай военных действий. В Европе такая система была введена давно.

Преобразования армии

Еще в 1870 г. был подготовлен проект Закона о введении всеобщей воинской повинности. Уже через два года был готов Устав. На обсуждении в Госсовете многие выступали против. Но несмотря на разногласия, «Устав» был утвержден.

Все воинские силы делились на 4 части:

  1. Армия и флот.
  2. Казачество.
  3. Резервные войска.
  4. Ополчение.

Устав предусматривал всеобщую воинскую повинность всего мужского населения, достигшего 20 лет, независимо от принадлежности к какому-либо сословию. В мирное время количество призывников составляло 25-30%. От службы освобождались по семейному положению и физической непригодности. Призывники тянули жребий. Жеребьевкой определялось нужное число призывников. Годные к службе зачислялись в ополчение, которое призывалось только в военное время. Сроки военной службы сокращались в зависимости от уровня образования. Такие военные поступали на службу добровольно, срок службы сокращался вдвое. Их называли вольноопределяющимися. Во время прохождения службы солдат обучали грамоте. Военная реформа 1874 г. способствовала ликвидации безграмотности среди призывников (80% были неграмотными).

Перевооружение русской армии

С середины 60-х годов началось техническое переоснащение русской армии. Артиллерийские орудия были заменены нарезными. Началось строительство парового флота. С 1876 года в армии стали использовать лошадей, которые тоже подлежали мобилизации. Была взята на вооружение винтовка системы Бердана.

Историческое значение

Военная реформа 1874 г. шла навстречу требованиям времени. Она дала шанс решить проблему модернизации русской армии. В результате военной реформы в России была создана кадровая армия с обученным резервом, а в случае войны, запас и ополчение составляли массовую армию. Изменилось техническое оснащение армии, которое требовало более высоких знаний от кадровых офицеров. Обучению грамоте было подвергнуто все мужское население. Все эти меры были направлены на усиление русской армии в противовес западноевропейским. Она стала более боеспособной.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *