Завоевание арабов: Арабские завоевания — урок. История, 6 класс.

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

серия военных походов арабов-мусульман в VII в., приведшая к созданию на Ближ. Востоке мусульм. империи — Исламского халифата — и во многом определившая совр. религ. и культурную ситуацию в Вост. Средиземноморье и Передней Азии. По мнению совр. исследователей, основатель ислама Мухаммад не ставил перед своими последователями задачи достижения мирового господства, считая, что мусульм. вероучение обращено только к арабам. Однако экспансия мусульман выплеснулась за пределы Аравии и обратилась против Сасанидского Ирана и Византии, истощенных долгой борьбой друг с другом. Природная воинственность бедуинов, потребность раннеклассового об-ва в постоянном притоке военной добычи нашли себе наилучшее обоснование в исламской доктрине джихада — священной войны за веру.

После кончины Мухаммада в 632 г. его преемником (халифом) был избран один из ближайших его сподвижников престарелый Абу Бакр. Он столкнулся с массовым отпадением от ислама новообращенных арав.

племен. В течение года армиям мусульман удалось сломить разрозненное сопротивление отступников; в ходе этих военных операций войско лучшего полководца халифата Халида ибн аль-Валида вторглось в пределы Месопотамии, во владения частично христианизированного араб. племенного союза Лахмидов. В результате ирак. похода (лето 633) мусульмане разгромили бедуинов Приевфратья, вассалов Ирана, и впервые вошли в соприкосновение с сасанидскими войсками.

Окрыленный этими успехами, Абу Бакр задумал масштабный поход на Византию. Зимой 634 г. он сформировал 3 армии общей численностью 20 тыс. чел. и направил их в Юж. Палестину и Заиорданье. В апр. халиф назначил командующим всеми араб. силами в визант. пределах Халида ибн аль-Валида, к-рый, выступив из Хиры, пересек Сирийскую пустыню и появился под стенами Босры (совр. Бусра-эш-Шам, Иордания). Визант. имп. Ираклий, обеспокоенный успехами арабов, направил против них армию во главе со своим братом Феодором; в июле 634 г. она была разгромлена Халидом в битве при Аджнадайне в Юж.

Палестине.

22 авг. 634 г. в Медине скончался халиф Абу Бакр. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), прославившегося аскетической скромностью, решительностью и искусным управлением гос-вом.

В Сирии арабы, после ряда новых локальных побед, окружили Дамаск. Осада продолжалась с марта по сент. 635 г.; не имея осадной техники, арабы взяли город измором. По условиям капитуляции Дамаска жителям гарантировалась безопасность личности и имущества в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати. После покорения Юж. Сирии войско Халида ибн аль-Валида двинулось на север, заняв Эмесу (совр. Хомс) и Епифанию (совр. Хама) (осень-зима 635). Имп. Ираклий сформировал в Сев. Сирии армию в 40-50 тыс. чел. и направил ее навстречу арабам. Видя значительный численный перевес византийцев, арабы в мае-июне 636 г. отступили на юг, оставляя города, в т. ч. Дамаск. Визант. войско двигалось следом, стремясь вытеснить арабов из Сирии; наконец, обе армии остановились друг перед другом у р.

Ярмук, к востоку от Тивериадского оз. В упорном трехдневном сражении 20-22 авг. 636 г. визант. армия была разгромлена; у Ираклия не осталось сил для сопротивления арабам.

В течение осени-зимы 636 г. мусульм. отряды захватили большинство городов Сирии — Дамаск, Эмесу, Верою (совр. Халеб). В тылу у арабов долго выдерживали осаду Иерусалим, Кесария (захвачена только в 640) и неск. приморских крепостей. Зимой 637 г. Иерусалим, оборону к-рого возглавлял Патриарх Софроний I, сдался арабам. Договор о капитуляции с араб. стороны подписал халиф Умар, в тот момент прибывший к своей армии в Палестину для распределения захваченной добычи. При посещении Иерусалима Умар заложил на пустовавшей Храмовой горе мечеть аль-Акса, считающуюся третьей по значению святыней ислама.

Одновременно с наступлением в Сирии арабы вели войну с Ираном в Месопотамии. Здесь в 634-636 гг. военные действия шли с переменным успехом, приевфратские области неск. раз переходили из рук в руки. Наконец, зимой 636-637 гг. (датировки спорны) в битве при Кадисии (южнее Хиры) мусульмане нанесли тяжелое поражение крупной персид. армии, после чего переправились через Евфрат, захватили сасанидскую столицу Ктесифон (апр. 637) и продолжили наступление вверх по Тигру. В результате сир. и ирак. армии арабов охватили полукольцом В. Месопотамию. Отбив попытку визант. контрнаступления из Осроены, арабы без большого сопротивления овладели Антиохией (авг. 638; совр. Антакья), Эдессой (совр. Урфа), Каррами (639; совр. Харран), Амидой (640; совр. Диярбакыр). В 640-641 гг. армия мусульман вступила в Армению, опустошив земли от Майафарикина до Двина; разобщенные арм. княжества не смогли противостоять нашествию.

В дек. 639 г. араб. полководец Амр бен аль-Ас вторгся в Египет. После ряда сражений и взятия арабами неск. крепостей в 640 г. Александрийский Патриарх Кир вступил в переговоры с Амром, предлагая ему покинуть Египет за выкуп. Имп. Ираклий, узнав об этом, обвинил Кира в измене и отправил в ссылку. Осенью 640 г. Амр возобновил военные действия, вторгся в Дельту, 7 месяцев осаждал крепость Бабальюн, к-рая сдалась в апр. 641 г. После этого арабы стали с боями продвигаться к Александрии, но штурмовать сам город не решились и из-за разлива Нила отступили обратно в Бабальюн. В Египет вернулся Кир, освобожденный из ссылки после смерти имп. Ираклия. В нояб. 641 г. он заключил перемирие с Амром на 11 месяцев, по истечении этого срока визант. войска обязывались покинуть Александрию. Кир рассчитывал получить т. о. год передышки и подавить монофизитскую оппозицию в Александрии, после чего можно было бы нанести удар по арабам. За этот год Амр завершил покорение Дельты и В. Египта; визант. же гарнизон в Александрии, не получив подкреплений из охваченного смутами К-поля, вынужден был, выполняя условия договора, оставить город (22 сент. 642).

Столь быстрое завоевание арабами обширных территорий объясняется внутренней непрочностью визант. власти в Сирии и Египте, вызванной противостоянием Православия и монофизитства. Подспудная неприязнь со стороны арамеев и в еще большей степени коптов подрывала боевой дух визант. армий. Христ. население гос-ва Сасанидов восприняло араб. завоевания так же пассивно, как сиро-егип. монофизиты; с т. зр. месопотамских христиан, происходила простая смена одной иноверной власти на др.

Продолжая экспансию на неск. направлениях, арабы в 637-641 гг. завоевали Хузистан. Упорное сопротивление оказал мусульманам наместник этой провинции Хурмузан, более года выдерживавший осаду араб. войска в г. Тустар. При взятии города арабами было перебито множество жителей, в т. ч. местное христ. духовенство. Иран. шах Йездигерд III, имевший после битвы при Кадисии неск. лет передышки, сумел собрать значительную армию в районе г. Нехавенд в Зап. Иране. В 642 г. она была разбита арабами в ожесточенном трехдневном сражении. После этого мусульмане за 3 года покорили весь Зап. Иран с городами Хамадан и Рей.

За 10 лет территория халифата увеличилась вдвое, а по населению — вчетверо; араб. гос-во вобрало в себя множество народов и культур, стоявших на более высоком, чем арабы, уровне развития. Территория халифата была разделена на наместничества во главе с эмирами, обладавшими всей полнотой военной и гражданской власти. Арабы охотно использовали отлаженные механизмы и управленческий персонал визант. и сасанидской адм. систем; делопроизводство в халифате до нач. VIII в. велось на местных языках. Завоеванные земли причислили к коллективной собственности мусульм. общины и обложили налогом (харадж). Иноверные подданные (см. Зиммии) должны были платить подушную подать (см. Джизья). Ставка налогообложения была ниже, чем в Византии и у Сасанидов. В раннем халифате сохранялась веротерпимость, христиане пользовались внутренней автономией, свободой отправления культа. Арабы одинаково относились ко всем христ. исповеданиям, поэтому гонимые в Византии монофизиты явно предпочитали мусульм. владычество визант.

В нояб. 644 г. халиф Умар был убит рабом-персом. Группа ближайших сподвижников Мухаммада избрала новым халифом Усмана ибн Аффана (644-656).

В его правление произошел последний всплеск масштабных араб. завоеваний. В Африке мусульмане совершили поход на Карфаген (648), вторглись в Нубию (651/52). Сир. наместник Муавия ибн Абу Суфьян доходил со своей армией до центральных областей М. Азии. В портах Сирии и Египта арабы строили военные корабли, совершали набеги на острова Вост. Средиземноморья и ок. 655 г. уничтожили визант. флот в морском сражении у побережья Ликии. В 1-й пол. 50-х гг. VII в. мусульмане покорили значительную часть Армении и Грузии, вторглись в Арран (Кавказскую Албанию), однако их попытка продвижения через Дербент в земли Хазарского каганата была отбита.

Но в халифате назревал социальный кризис, накапливались противоречия между находившимся в Медине халифом и могущественными наместниками, между обогатившейся мусульм. аристократией и массой рядовых воинов, между арабами и новообращенными мусульманами неараб. происхождения. Власть халифа, за отсутствием развитого аппарата управления, держалась на личном авторитете, однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие из к-рых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульм.

общины. Главными очагами брожения были новооснованные военные поселения арабов — Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте, где в основном проживала мединская элита. Летом 656 г. группы недовольных из этих городов прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении накопившихся злоупотреблений. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе к-рого мятежники взяли штурмом дом Усмана, а сам он был убит.

Убийство халифа привело к расколу мусульм. общины и кровопролитной гражданской войне. Власть новоизбранного халифа Али, двоюродного брата Мухаммада, не была признана наместником Сирии Муавией, объявившим себя мстителем за погибшего Усмана. Против Али также выступили старые сподвижники Мухаммада Талха и аз-Зубейр, посчитавшие себя обойденными в делах гос. управления. В дек. 656 г. в битве под Басрой их войско было разгромлено халифом, оба вождя мятежников пали в бою.

Противостояние Али и Муавии также переросло в открытую войну. В отечественной историографии противоборство этих лидеров рассматривалось как отражение конфликта феодализировавшейся араб. знати Сирии, сторонников Муавии, и ревнителей патриархальных военно-демократических традиций из Аравии и военных поселений Ирака, поддерживавших Али. Армии противников встретились летом 657 г. в урочище Сиффин к западу от Ракки. В конце июля, после неск. дней тяжелых боев, Муавия сумел склонить своего соперника к переговорам и т. о. выиграть время.

В лагере сторонников Али произошел раскол; часть их обвинила халифа в соглашательстве с врагами и отделилась от него, образовав радикально-эгалитаристское движение хариджитов. Али пришлось бросить все силы на борьбу с мятежниками, число его сторонников уменьшалось. Муавия, заключив в 657/58 г. перемирие с Византией на условиях выплаты арабами тяжелой дани, обезопасил свой тыл и перешел в наступление. В июле 658 г. его войска захватили Египет. Через год Муавия провозгласил себя халифом. В янв. 661 г. Али был убит в Куфе хариджитом, мстившим за гибель своих соратников. После этого единственным реальным претендентом на власть в халифате стал Муавия, родоначальник первой мусульм. династии Омейядов.

Лит.: Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. СПб., 1895. Т. 1; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. 4 т.; Hitti P. H. History of Syria. N. Y., 1951; Бартольд В. В. Избр. соч. М., 1966. Т. 6; Колесников А. И. Завоевание Ирана арабами. М., 1982; Большаков О. Г. История халифата. М., 1989-1998. 3 т.; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, 600-1258. М., 1991; Kaegi W. Byzantium and the Early Islamic Conquest. Camb., 1993.

К. А. Панченко

Ола, Андалус! Как арабское завоевание повлияло на Испанию,

Ола, Андалус! Как арабское завоевание повлияло на Испанию, | Perito

Чаты и каналы по границам в телеграме: собрали все основные по Грузии, Казахстану, Монголии, Финляндии и Норвегии

PeritoНаправленияЕвропаИспания

ИсторияКультураИсламИспания

Дата публикации 01.12.2020

Испания всегда немного отличалась от остальной Европы, и корни этого расхождения уходят в эпоху, когда на территории Иберийского полуострова господствовали мусульмане.

Елизавета Соколова

текст

Противостояние Востока и Запада складывалось и укреплялось на протяжении многих веков. Сегодня Европа — идеальный пример высокоразвитой цивилизации, впитавшей лучшие черты разных культурных систем. Европейцы заимствовали, преобразовывали и упорядочивали ценности, которые получали из всех направлений. Но Испания до сих пор держится особняком в компании выдающихся соседей. А причина этого кроется в продолжительном присутствии на территории страны представителей другой религии.

Иберия — ключевой регион сразу по нескольким причинам. Он соединяет Средиземноморье и Атлантику, Европу и Африку, здесь начинаются кратчайшие морские пути в Западное полушарие. Мягкий климат и обилие полезных ископаемых тоже не могли не привлечь завоевателей.

Иберийский полуостров постоянно переходил от одного народа к другому: от иберов к кельтам, от римлян к вестготам. Но настоящий расцвет наступил во времена арабского завоевания и последующей за ним Реконкисты. Именно смешение исламской и христианской религий определило становление испанской культуры. Без арабов не было бы фламенко и запоздали бы переводы греческих философов, пришлось бы долго ждать появления университетов и общественных бань. Дело в том, что мусульмане не вели себя как типичные завоеватели: они не стремились радикально поменять местный уклад и не насаждали свои традиции по всей территории. Поэтому сейчас Испания стоит немного особняком от остальной Европы и представляет собой любопытную смесь западного и восточного наследия. Для того чтобы разобраться глубже, посмотрим, какие сферы жизни испанцев больше всего подверглись арабскому влиянию.

Архитектура

Если мы отправимся в большое путешествие по Испании, то заметим, что чем дальше продвигаемся на юг, тем необычнее становится архитектура. Возносятся минареты, расширяются внутренние дворы, появляются надписи на арабском. Это объясняется тем, что мусульманская Испания процветала в пределах Аль-Андалуса, центра исламской культуры на самом юге Иберийского полуострова. Именно там и получила особенное распространение мавританская архитектура.

Дворец Альгамбра в Гранаде, Испания

Мавританский стиль складывался на испанской почве под влиянием берберского зодчества на протяжении всего мусульманского владычества. К важнейшим памятникам мавританской архитектуры относятся дворец Альгамбра в Гранаде, Мескита, алькасар и башня Хиральда в Севилье.

Башня Хиральда в Севилье, Испания

По мере того как мусульмане и христиане продолжали мирно сосуществовать, менялась и архитектура. Появился стиль мудехар, сочетающий в себе черты мавританского и готического стилей с отголосками раннего Ренессанса. Для мудехара характерна подковообразная арка, стрельчатые деревянные потолки, яркие изразцы и мукарны — своды, напоминающие пчелиные соты.

Почитать по теме: Архитектурное наследие мавров в Испании: топовые здания

Ярким представителем мавританского стиля стала Кордовская соборная мечеть, или просто Мескита. Построенная еще вестготами, а затем наполовину разрушенная, она стала главным памятником исламского господства. Мечеть постоянно менялась, новые правители добавляли что-то свое: кто-то строил минарет, кто-то расширял площадь. В результате Мескита не только соответствует традиционным представлениям о мавританском стиле, но и отражает его развитие и связь с европейскими течениями. К признакам римской архитектуры, например, можно отнести двойные арки, напоминающие акведуки. Также в мечети мы обнаружим огромный внутренний двор, купол с растительными орнаментами, 12 непохожих друг на друга дверей, расположенных по периметру, и резной, ослепляющий позолотой михраб.

Кордовская соборная мечеть, Испания

Кухня

Испанская кухня — одна из самых ярких в Европе, несмотря на то, что знаковые блюда варьируются в зависимости от региона. В Андалусии едят рыбу, в Каталонии предпочитают рагу, а в Валенсии не обойтись без знаменитой паэльи. Но привычные на первый взгляд блюда средиземноморской кухни не появились из неоткуда. Если бы не долгое присутствие на полуострове арабов, испанская кухня представляла бы собой совсем другой набор продуктов и технологий. У истоков образования местной кулинарной культуры стояли берберы.

Благодаря исламской аграрной революции, которая происходила с VIII по XIII век на арабских территориях, на Пиренейском полуострове появились апельсины, нут и кофе, распространился сахарный тростник. На происхождение новых для Испании культур часто указывает даже название: almendra — миндаль, azafrán — шафран, alcohol — алкоголь. Кстати, крепкий алкоголь появился в Европе во многом благодаря мусульманам, которые владели техникой дистилляции, однако использовали ее для изготовления ароматических масел и эссенций. От них секрет перегонных кубов перешел к испанским алхимикам, а затем — к будущим создателям коньяка во Франции.

Многие классические рецепты испанской кухни представляют собой либо вариацию, либо полную копию арабской гастрономии. Главный рождественский десерт туррон не что иное, как нуга, восточная сладость. О толедском марципане или же пасте из миндаля есть упоминания еще в памятнике персидской литературы «Тысяча и одна ночь». Что уж говорить о легендарной паэлье! Рис и систему ирригации для его выращивания привезли сами-знаете-кто.

Десерт туррон (испанская нуга)

Мусульмане сделали традиционными кисло-сладкие и сладко-соленые сочетания вкусов, установили порядок трапезы из закуски, главного блюда и десерта, навсегда закрепили важность специй и соусов.

Язык

Испанский язык в современном виде сложился на основе кастильского наречия, на котором говорили в центральной Испании в XIII веке. Он вобрал в себя германское и вестготское наследие и продолжал активно пополняться арабскими словами.

По оценкам экспертов, около 8 % испанской лексики восходит к арабской. В основном это существительные, имена собственные и географические названия. Новые слова появлялись для обозначения городских явлений, изобретений, научных и военных терминов, продуктов. Так, привычные современному испанцу слова alcalde («мэр»), algebra («алгебра), naranja («апельсин») являются чистейшими арабизмами. Даже междометие ojalá, означающее «вот бы», «пусть», неспроста напоминает мусульманское «иншалла».

Арабское языковое влияние не ограничивается лексическим уровнем. Типично испанский звук [j], «хота», к необычному произношению которого сложно привыкнуть человеку, уже владеющему, например, английским и французским, тоже имеет берберские корни.

С морфемной точки зрения интересен еще один выходец из арабского — суффикс -í-, который стал обозначать принадлежность или происхождение (marroquí — «марокканский»). В XIII веке в языке закрепилось слово alfonsí для определения явлений, связанных с эпохой короля Альфонсо X.

Дворец Альгамбра в Гранаде, Испания

Общее количество арабизмов, появившихся в испанском языке в результате мусульманских завоеваний, превышает 4000 лексических единиц, утверждает испанский лингвист Рафаэль Лопеса. Хотя очевидно, что, несмотря на серьезное влияние, кардинально изменить испанскую речь арабский язык не смог.

Происхождение

Если каждый из нас попробует представить типичного, стереотипного испанца, то, скорее всего, образ получится примерно один и тот же: черные волосы, темные глаза, острые черты лица и смуглая кожа. Сомнительно, что этот фенотип население Пиренейского полуострова унаследовало от предков-вестготов.

Русская поговорка «Поскребешь русского — найдешь татарина» свободно проецируется и на жителей Пиренейского полуострова. Только скрести надо, соответственно, испанцев, а находить — арабов.

Фиеста Сан-Фермин в городе Памплоне, Испания

Через Пиренейский полуостров за века прошло множество этнических групп. Изначально территорию населяли иберы, затем на южном побережье были основаны греческие колонии, в VI веке до нашей эры греков вытеснили карфагеняне, примерно в это же время северные центральные районы были завоеваны кельтами. После II Пунической войны полуостровом владели римляне, затем здесь воцарились вестготы, которых в итоге вытеснили мавры. Именно к концу Реконкисты, к началу XVI века, и заканчивается формирование собственно испанской нации. С учетом того, что предыдущие восемь веков в этих землях жили и контактировали с местными арабы, мусульманские «гены» не могли пройти незамеченными.

Искусство

Архитектура — значимая, но все же только часть искусства, которое преобразовали завоеватели. Например, главный испанский музыкальный жанр фламенко тоже во многом их рук дело. Страстный танец пронесся по временам и народам, вобрав в себя всего по чуть-чуть. Мотивы фламенко мы обнаружим и в мусульманской музыке, и в культуре сефардов (этническая группа евреев). Однако главными популяризаторами танца стали цыгане, которые благодаря кочевому образу жизни собрали и переосмыслили музыкальные обычаи разных периодов и местностей.

Танцовщица фламенко в городе Севилья, Испания

Мусульмане не обошли стороной и декоративно-прикладное искусство. Они привезли в Иберию технику майолики (обработку керамики, отличающейся яркими цветами глазури) и люстрирования (имитация металла и радужных эффектов). Поэтому испано-мавританскую керамику отличает особенный золотистый отблеск, из-за чего создается впечатление, что предмет сделан из металла. У этой иллюзии есть практическое назначение: ислам запрещал использовать для еды изделия из золота и серебра, но, чтобы посуда не смотрелась просто и даже бедно, арабы имитировали драгоценный металл с помощью технологий.

Наконец, хотя это и не имеет прямого отношения к искусству, нельзя не упомянуть, что даже виды спорта берут начало в арабской культуре. Мусульмане привезли с собой шатрандж — предка современных шахмат, которые уже из Испании распространились по континенту.

Несмотря на то, что мы (в силу известных и неподвластных нам причин) не можем в полном объеме позволить себе окунуться в арабский мир на испанской территории, повода отчаиваться нет. Помимо домашней паэльи, гитары в наушниках и самоучителя на рабочем столе при желании можно обнаружить неподалеку даже мавританскую архитектуру. Начать можно, например, с особняка Арсения Морозова на Воздвиженке. А когда уже будете путешествовать по Пиренейскому полуострову, попробуйте чаще оглядываться вокруг и находить типично восточные детали повседневной испанской жизни.

ИсторияКультураИсламИспания

Дата публикации 01.12.2020


Елизавета Соколова

текст

Читать дальше

МаякиСтрит-артИспания

Дата публикации 13. 10.2020

Читать дальше

ИсторияАрхитектураИсламИспанияПодборки

Дата публикации 17.08.2020

Египет | История, карта, флаг, население и факты

флаг Египта

Аудиофайл: Государственный гимн Египта

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Мостафа Мадбули
Капитал:
Каир
Население:
(оценка 2022 г.) 104 239 000
Глава государства:
Президент: Абдель Фаттах ас-Сиси
Форма правления:
многопартийная республика с двумя законодательными палатами (Палата представителей [596] и Сенат [300 1 ])

Посмотреть все факты и статистику →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Египет , страна, расположенная в северо-восточном углу Африки. Центральная часть Египта, долина и дельта реки Нил, была родиной одной из основных цивилизаций древнего Ближнего Востока и, как и расположенная дальше на восток Месопотамия, местом зарождения одного из первых в мире городских и грамотных обществ. Египет фараонов процветал около 3000 лет благодаря ряду местных династий, которые сменялись короткими периодами иностранного правления. После того, как Александр Македонский завоевал этот регион в 323 г. до н. э., городской Египет стал неотъемлемой частью эллинистического мира. При греческой династии Птолемеев в городе Александрии процветало развитое грамотное общество, но то, что сейчас является Египтом, было завоевано римлянами в 30 г. до н. э. Он оставался частью Римской республики и империи, а затем частью государства-преемника Рима, Византийской империи, до его завоевания арабскими мусульманскими армиями в 639 году.–642 н.э.

До мусульманского завоевания египетская сельская жизнь была типична для преемственности. Несмотря на несовпадающую этническую принадлежность сменявших друг друга правящих групп и космополитический характер крупных городских центров Египта, язык и культура сельских, аграрных масс, жизнь которых во многом измерялась ежегодными подъемами и падениями реки Нил с ее ежегодными разливами, — лишь незначительно изменился на протяжении столетий. После завоеваний как городская, так и сельская культура начала перенимать элементы арабской культуры, и арабский народный язык в конечном итоге заменил египетский язык в качестве общего средства разговорной речи. Более того, с того времени история Египта стала частью более широкого исламского мира, и хотя египтянами продолжала управлять иностранная элита — арабская, курдская, черкесская или турецкая — культурная среда страны оставалась преимущественно арабской.

Египет со временем стал одним из интеллектуальных и культурных центров арабского и исламского мира, статус, который был укреплен в середине 13-го века, когда монгольские армии разграбили Багдад и положили конец Аббасидскому халифату. Мамлюкские султаны Египта, при которых страна процветала на протяжении нескольких столетий, создали псевдохалифат сомнительной легитимности. Но в 1517 году Османская империя победила мамлюков и установила контроль над Египтом, который продлился до 1798 года, когда Наполеон I возглавил французскую армию для непродолжительной оккупации страны.

Французская оккупация, закончившаяся в 1801 году, стала первым случаем, когда европейская держава завоевала и оккупировала Египет, и подготовила почву для дальнейшего европейского вмешательства. Стратегическое положение Египта всегда делало его центром торговых путей между Африкой, Европой и Азией, но это естественное преимущество было усилено в 1869 году открытием Суэцкого канала, соединившего Средиземное море с Красным морем. Забота европейских держав (а именно Франции и Великобритании, которые были основными акционерами канала) о сохранении канала по стратегическим и коммерческим причинам стала одним из важнейших факторов, повлиявших на последующую историю Египта. Соединенное Королевство оккупировало Египет в 1882 г. и продолжало оказывать сильное влияние на страну вплоть до окончания Второй мировой войны (19 г.39–45).

Викторина «Британника»

Изучение Африки: правда или вымысел?

Хотя этот континент полон природных ресурсов и разнообразной дикой природы, что вы на самом деле знаете об Африке? От Каира до Хартума разберитесь с фактами в этой африканской одиссее.

В 1952 году в результате военного переворота был установлен революционный режим, продвигавший сочетание социализма и панарабского национализма. Крайняя политическая риторика нового режима и национализация им компании Суэцкого канала спровоцировали Суэцкий кризис 1956, которая была решена только благодаря вмешательству Соединенных Штатов и Советского Союза, чье присутствие в Средиземноморском регионе впоследствии держало Египет в центре внимания международной общественности.

Во время холодной войны центральная роль Египта в арабоязычном мире увеличила его геополитическое значение, поскольку арабский национализм и межарабские отношения стали мощными и эмоциональными политическими силами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Египет возглавил арабские государства в серии войн против Израиля, но первым из этих государств заключил мир с еврейским государством, что он и сделал в 19 г.79.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

В авторитарной политической системе Египта долгое время доминировали президент, правящая партия и службы безопасности. Когда политическая деятельность оппозиции была жестко ограничена, десятилетия общественного недовольства вылились в массовые демонстрации в 2011 году. Хосни Мубарак ушел в отставку, оставив совет офицеров управлять страной. Власть была передана избранному правительству в 2012 году, а в конце года была принята новая конституция. Это избранное правительство, однако, было свергнуто год спустя, когда военные вмешались, чтобы свергнуть новоизбранного президента Мохамеда Мурси, члена исламистского Братства-мусульман, после серии массовых публичных демонстраций против его администрации. (Для обсуждения беспорядков и политических изменений в Египте в 2011 г., см. Египетское восстание 2011 г.)

Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Действительно, высокая производительность сельского хозяйства в стране — это один из основных производителей продуктов питания в регионе — долгое время поддерживала многочисленное сельское население, занимающееся обработкой земли. Однако современный Египет в значительной степени является городским. Столица, Каир, является одной из крупнейших в мире городских агломераций, а производство и торговля все больше опережают сельское хозяйство в качестве крупнейших секторов национальной экономики. Туризм традиционно обеспечивал огромную часть иностранной валюты, но эта отрасль подвергалась колебаниям во время политических и гражданских беспорядков в регионе.

Дерек ХопвудЧарльз Гордон СмитАртур Эдуард ГольдшмидтРедакторы Британской энциклопедии

Арабское завоевание Персии 633-654 Н.Э.

 

Хотя когда-то это была одна из самых могущественных империй поздней античности, к 632 году н.э. империя Сасанидов стала тенью самого себя. Византийско-сасанидская война 602-628 гг. н.э. закончилась казнью сасанидского царя Хосрова II. Это привело к Сасанидской гражданской войне 628-632 гг. н.э., во время которой поднимались и пали десять претендентов на престол. К тому времени, когда этот порядок был восстановлен, империя Сасанидов была опустошена в политическом, военном и экономическом отношении. В то же время чума опустошила население, и централизованная власть в значительной степени уступила место местному правлению. Тем не менее, окончательное падение империи Сасанидов было вызвано захватчиками с юга в одном из самых примечательных конфликтов арабского завоевания.

 

Падение империи Сасанидов: Возвышение халифата Рашидун
Рукопись Бирмингемского Корана, арабский c. 568-645 гг. н.э., через Викимедиа

 

Когда Пророк Мухаммед умер в 632 г. н.э., его сподвижники устроили дебаты, чтобы определить, кто теперь их возглавит. В то время для выживания общины было необходимо избрать лидера, который мог бы объединить разные партии. В конце концов, они остановились на Абу Бакре (ок. 573-634 гг. н.э.), известном соратнике, близком советнике и тесте Мухаммеда. Это оспаривал Али ибн Аби Талиб (ок. 600-661 гг. н.э.), чье заявление в качестве лидера общины было столь же сильным.

 

Несмотря на то, что в конце концов спор был решен в пользу Абу Бакра, позже этот спор имел более серьезные последствия. Абу Бакр принял титул «халиф», который обычно переводится с арабского языка как «преемник», «управитель» или «наместник». Это было началом первого «халифата»; учреждение или государственная должность, которая управляет территорией в соответствии с исламским правом. Халифы обычно считаются или претендуют на роль политико-религиозных преемников пророка Мухаммеда и лидеров всего мусульманского мира. Первые четыре халифа правили тем, что стало известно как Рашидунский халифат или «правильно ведомый».

 

Первой задачей Абу Бакра было разобраться с различными племенами Аравийского полуострова, восставшими и отступившими после смерти Мухаммеда. Многие из этих племен утверждали, что их верность и приверженность исламу закончились после смерти Мухаммеда. Новый халиф Абу Бакр утверждал, что они присоединились к мусульманской общине, и теперь он является ее главой. Это привело к серии конфликтов, известных как Войны Ридда (632-633), в ходе которых непокорные племена были поставлены на свои места. После этого конфликта Абу Бакр отправил налетчиков в богатые сасанидские земли Месопотамии.

 

Освоение Месопотамии
Руины Так Касры или Арки Ктесифона, Сасаниды 242-637 гг. н.э., через Wikimedia

Вам понравилась эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Сасанидская Месопотамия была очень заманчивой мишенью: в регионе проживало много арабских племен, они были недовольны тяжелыми сасанидскими налогами, можно было получить много добычи, а завоевание региона устранило угрозу зарождающейся мусульманской общине. Имея это в виду, Абу Бакр направил в регион полностью добровольческую армию из 18 000 человек под командованием своего лучшего генерала Халида ибн аль-Валида (ум. 642 г. н.э.). Халид одержал серию из четырех последовательных и решающих побед над Сасанидами. Это позволило ему захватить несколько городов, в результате чего большая часть региона оказалась под контролем мусульман.

 

Однако Халид был вынужден бороться с восстанием в Северной Аравии. Это позволило Сасанидам собрать большую армию. Прежде чем четыре подразделения армии Сасанидов смогли объединиться, Халид нанес удар первым, разделив свои силы и победив Сасанидов, прежде чем они смогли объединить свои силы. Затем Халид начал работать над изгнанием Сасанидов из Южной и Западной Месопотамии, чтобы он мог изолировать столицу Ктесифон.

 

Прежде чем Халид смог завершить эту кампанию, Абу Бакр отозвал его и отправил в Сирию, чтобы противостоять римлянам. Абу Бакр передал кампанию Умару ибн аль-Хаттабу (ок. 583–644 гг. Н. Э.), Еще одному близкому соратнику Мухаммеда. Его непосредственной задачей была стабилизация ситуации, поскольку уход Халида и его войск позволил Сасанидам восстановить контроль над большей частью региона. Сасанидский царь Язгерд III (ок. 624-651 гг. н.э.) объединился с римлянами и подготовил огромную армию, чтобы союзники могли изгнать арабов как из Сирии, так и из Месопотамии. Однако Сасаниды и римляне не смогли скоординировать свои усилия и потерпели решительное поражение в битвах при Ярмуке и Кадисии в 636 г. н.э. Язгерд III бежал на восток, а Ктесифон пал в 637 г. н.э. после трехмесячной осады.

 

Сасаниды наносят ответный удар
Сасанидские серебряные тарелки со сценой охоты (слева), VI-VII вв., через Государственный Эрмитаж; и король, охотящийся на львов (справа), 5-7 века, через Британский музей

 

К 638 г. н.э. арабское завоевание Месопотамии было практически завершено, и Сувад, долина Тигра и долина Евфрата оказались под контролем мусульман. В то время как политическая ситуация оставалась хаотичной, а персидские набеги продолжались, казалось, что горы Загрос станут границей между халифатом Рашидун и империей Сасанидов. К этому моменту Абу Бакр умер, и Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом.

 

Пока Умар боролся с сильной засухой и голодом, обрушившимися на Аравийский полуостров в 638 г. н.э., Сасаниды готовили контратаку. Под предводительством Ормузана, одного из семи самых важных вельмож империи Сасанидов, персы нанесли удар вглубь Месопотамии. Ормузан терпел поражение во всех своих кампаниях в Месопотамии. В 640 г. н.э. он потерпел поражение в битве при Тастере от сил Аммара ибн Ясира, Абу Мусы и Нумана ибн Мукарина. После битвы Ормузан был схвачен и отправлен к Умару в Медину, где он, похоже, принял ислам и служил советником во время завоевания Персии.

 

После битвы при Тастере стратегически важный город Сузы был осажден и захвачен в начале 641 г. н.э. Это открыло путь в сердце персидской территории и поставило под контроль мусульман всю провинцию Хузистан. В этот момент Умар, похоже, искал мира с персами, которые, хотя и потерпели поражение, все еще были сильны. Персидская гордость и презрение к арабам сделали мир невозможным. Язгерд III собрал армию численностью около 100 000 человек со всей империи Сасанидов, которую он сосредоточил в Нахаванде. В ответ была отправлена ​​​​арабская армия численностью около 30 000 человек под командованием Нумана ибн Мукарина. Путем осторожных маневров, стычек и притворного отступления мусульмане рассеяли и уничтожили армию Сасанидов в результате битвы при Нахаванде, нанеся Сасанидам решающее поражение.

 

Центральная Персия
Сасанидские золотые ножны и ремешок для ножен, 244-677 гг. н.э., через Лувр; Сасанидский меч с серебряной отделкой, 6-7 век н.э., через Лувр

 

После битвы при Нахаванде Язгерд III бежал дальше на восток, пытаясь собрать новую армию. Тем временем Умар подготовил трехстороннее вторжение в Персию, которое нанесет удар по северу, югу и центру империи. Первой целью была центральная провинция Исфахан, поскольку она служила важным каналом для снабжения и связи. Кроме того, если Исфахан будет захвачен, другие части империи Сасанидов будут изолированы друг от друга. Готовясь к вторжению, Умар очень тщательно подбирал командиров на каждом уровне командной структуры. Он также повторно назначил Халида руководить вторжением, но Халид умер до начала вторжения, поэтому командование было передано Абдулле ибн Усману.

 

Из Нахаванда Нуайм ибн Мукарин, брат Нумана ибн Мукарина, двинулся в Хамадан, который он захватил, а затем двинулся, чтобы осадить город Исфахан, столицу провинции. Уничтожив поблизости армию Сасанидов, арабы затем осадили город, который сдался через несколько месяцев. В 643 году Нуайм ибн Мукарин захватил город Рей, который был захвачен после ожесточенного боя, и Кум, который был захвачен относительно легко. Однако и Хамадан, и Рей восстали после того, как мусульманская армия двинулась, чтобы вынудить Нуайма ибн Мукарина вернуться и подчинить их.

 

После того, как оба города снова оказались под контролем мусульман, Нуайм ибн Мукарин повернул на север, в сторону Табаристана, к югу от Каспийского моря. Здесь местный правитель Гиль Гавбара поднял восстание против Сасанидов. Поскольку Язгерд III не смог подавить восстание, он признал Гиля Гавбара независимым правителем. Когда прибыли силы Рашидунского халифата, Гил Гавбара подписал с ними мирный договор и таким образом сохранил свое правление.

 

Южная Персия
Сасанидская тарелка с юношей и крылатыми лошадьми, V-VI века н.э., через Музей Метрополитен

 

Первое мусульманское нападение на южную персидскую провинцию Фарс произошло в 638/639 году н.э. без разрешения Умара. Это вторжение было разбито Сасанидами, и им едва удалось отойти в Бахрейн через Персидский залив. Новое вторжение было начато в 643 г. н.э. при поддержке Умара и гораздо лучшем планировании. После некоторого первоначального успеха это вторжение столкнулось с трудностями из-за сопротивления персов, убийства Умара персидским рабом Абу Лу’лу’а Фируза, возможно, с помощью Хормузана, и избрания Усмана ибн Аффана (ок. 576 г. или 579- 656 г. н.э.) в качестве нового халифа.

 

На выборах участвовал Али, опять же главный претендент, который был обойден вниманием, что будет иметь более серьезные последствия в будущем. После убийства Умара были казнены Абу Лу’лу’а Фируз, его дочь Ормузан и христианин по имени Джуфайна, хотя их точная роль в заговоре обсуждается.

 

После избрания Усмана завоевание Южной Персии возобновилось. Фарс оказалось гораздо труднее завоевать, чем другие части Персии. Местные правители упорно боролись за сохранение своей независимости, и города Бишапур и Эстахр оказались довольно мятежными. Какое-то время Язгерд III пытался использовать Фарс как базу для организации сопротивления. К 650/651 г. н.э. ничья решительно повернулась против персов, и города Этахр, Гор, Казерун и Сираф быстро пали.

 

Фарс был завоеван, но мусульманское правление оставалось шатким. Язгерд III бежал в провинцию Керман, где дела обстояли немногим лучше. Южные провинции Керман и Макран были захвачены в 651 г. н.э. и завоеваны относительно легко. Мусульманские армии бешено прошли через Шираз и Персеполис в 643 году н.э., прежде чем войти в Керман, где они победили армию Сасанидов в генеральном сражении.

 

Северная Персия
Камни для пращи из обожженной глины, Сасаниды близ Мерва, 6–7 века н.э., через Британский музей

 

Мусульманское вторжение в Северную Персию было приурочено к южному вторжению в Фарс, Керман и Макран в 643 г. н.э. Сасанидская Армения и Азербайджан были первыми объектами вторжения. Гористая местность этого района создавала трудности, так как благоприятствовала защитникам. Однако Умар руководил серией разнонаправленных атак, которые позволили мусульманским армиям обойти и сломить оборону обоих регионов. Эта стратегия, которая уже применялась несколько раз в прошлом, еще раз доказала свою высокую эффективность в преодолении местного сопротивления. К моменту смерти Умара в конце 644 г. н.э. почти весь Южный Кавказ был завоеван, так что и Сасанидская Армения, и Азербайджан теперь были частью Рашидунского халифата.

 

Хорасан был второй по величине провинцией империи Сасанидов и к 650 г. н.э. был, наряду с Сакастаном, единственной частью, еще не завоеванной мусульманами. Таким образом, вторжение в Хорасан началось в 650 г. н.э., а Сакастан был захвачен в 651 г. н.э. Язгерд III бежал в этот регион после своих поражений на западе, но быстро оттолкнул местную элиту. Его требования о налоговых поступлениях и продолжающееся сопротивление не были встречены хорошо, Герат в Южном Хорасане был захвачен после нескольких месяцев осады, а столица провинции Мерв пала без боя.

 

В Сакастане столица провинции Зранг была сдана после того, как силы Сасанидов потерпели очередное сокрушительное поражение на поле боя. Язгерд III собрал свою последнюю армию возле Балха, где он надеялся получить помощь от своих танских китайских и турецких союзников. К этому моменту ни танские китайцы, ни турки не желали вступать в войну с халифатом Рашидун. Итак, когда Язгерд III наконец столкнулся с мусульманскими войсками под командованием Анафа ибн Кайса в битве при Оксе (651 г. н.э. ), результатом стало сокрушительное поражение Сасанидов.

 

Персидские восстания
Железные и медные шлемы, Сасаниды, ок. 6-7 век, через Британский музей

 

После битвы при Оксе Язгерд III бежал на территорию Китая. Тем не менее, он не отказался от своей надежды изгнать мусульман и возродить империю Сасанидов. Таким образом, Язгерд III совершил несколько трансграничных набегов, чтобы попытаться собрать новые армии Сасанидов. К этому моменту он, по сути, был беглецом и в конце 651 г. н.э. был убит мельником недалеко от Мерва. Убийство обычно связывают с желанием мельника украсть кошелек или драгоценности Язгерда III, но некоторые утверждают, что он был убийцей, подосланным правителем Мерва, которого Язгерд III глубоко оскорбил. Язгерд III был похоронен христианскими монахами-несторианами и запомнился в фольклоре как принц-мученик, и, несмотря на его многочисленные личные, военные и политические неудачи, многие правители исламского Ирана заявляли о своем происхождении от него.

 

После смерти Язгерда III централизованное персидское сопротивление Рашидунскому халифату и мусульманскому правлению было фактически прекращено. Сын Язгерда III, Пероз III, и внук Нарси продолжали активно действовать в танском Китае. В течение многих лет они пытались продолжать попытки заручиться поддержкой кампании по восстановлению империи Сасанидов. Однако в значительной степени они были малоэффективны. Самая большая угроза мусульманскому правлению исходила от местной персидской знати и простых людей. Во время правления Усмана в качестве халифа почти все бывшие территории Сасанидов подняли восстание. Основные восстания были в Армении, Азербайджане, Фарсе, Сакстане, Хорасане и Макране. Несколько бывших вассальных государств Сасанидов, ныне находящихся под властью мусульман, также восстали. Усман был вынужден отправить несколько экспедиций, чтобы подавить эти восстания, что часто сопровождалось большим кровопролитием.

 

Последствия падения империи Сасанидов
Серебряная драхма с изображением сасанидского дворянина, полумесяца и звезды ислама, араб-сасаниды 682 г. н.э., через Британский музей

 

Арабское завоевание империи Сасанидов положило конец 400-летнему периоду персидского правления. В культурном, политическом, экономическом и даже религиозном отношении территории бывшей империи Сасанидов окажут глубокое влияние на новую исламскую империю Рашидун Кальпихата. Длительное и продолжающееся сопротивление Сасанидов обострило многие трения между арабскими и неарабскими мусульманами, которые сохраняются и по сей день. Это выявило напряженность между лидерами раннего исламского сообщества. Усман был убит в 656 г. н.э., что привело к избранию Али, который теперь должен был возглавить поляризованное сообщество. Его попытки преодолеть различные разногласия в конечном итоге потерпели неудачу, что привело к первой Фитне или исламской гражданской войне (656–661 гг. Н. Э.), Которая закончилась убийством Али. Этот конфликт в конечном итоге разделил исламское сообщество на шиитскую и суннитскую ветви.

 

Бронзовый бюст неизвестного царя Сасанидов 224-677 гг. н.э., через Лувр; с руинами Так Касры или Арки Ктесифона, Сасаниды 242–637 гг. Н. Э., Через Викимедиа

 

Хотя империя Сасанидов была завоевана, сами персы исламизировались, а не арабизировались. Персы остались персами и создали свою собственную форму иранского ислама, иногда известную как Ислам-и-Аджам. Однако это был процесс, растянувшийся на многие столетия. Сын Язгерда III, Пероз III (ок. 636-679 гг.).н.э.), а его внук Нарси провел много лет, пытаясь собрать армию, с помощью которой они могли бы восстановить империю Сасанидов. Последняя тщетная попытка прямого потомка Язгерда III возродить империю Сасанидов закончилась неудачей в 729 г. н.э. при тщетной осаде Камарджи.

 

Многие другие дворяне и простые люди приветствовали халифат Рашидун, обратились в ислам и служили администраторами, солдатами, поэтами и ремесленниками. Они предоставили технические знания, которые имели решающее значение для роста халифата и распространения ислама. Таким образом, падение империи Сасанидов, несомненно, было одним из самых важных достижений арабского завоевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *