Записки из мертвого дома краткое содержание: «Записки из Мёртвого дома» за 4 минуты. Краткое содержание повести Достоевского

«Записки из Мёртвого дома» за 4 минуты. Краткое содержание повести Достоевского

1860

Краткое содержание повести

Читается за 4 минуты, оригинал — 10 ч

Микропересказ: Дворянин попадает на каторгу, где проводит десять лет. Постепенно он привыкает к каторжной жизни и её неписанным законам, находит приятелей, переносит болезнь и счастливо обретает свободу.

В маленьком сибирском городке рассказчик познакомился с дворянином Горянчиковым, отбывшим десять лет каторги за убийство жены. Через три месяца тот умер, оставив после себя дневник с описанием каторжной жизни. Часть этого дневника рассказчик решил опубликовать.

Повествование в дневнике ведётся от первого лица. Названия частей — условные.

Часть 1. Первый год каторги

Острог, в который попал Горянчиков, состоял из двух длинных казарм, хозяйственных построек и большого двора. В казармах жили каторжники разных разрядов, различались они цветом одежды и по-разному выбритыми головами.

Реклама:

Многие каторжане жили милостыней и своим ремеслом, получая заказы из города, хотя официально это запрещалось. Каторжная работа была тяжёлой и бесполезной, заключённые её не любили.

Копить деньги было невозможно — по ночам проводились обыски и всё забиралось. Заработанное каторжане сразу пропивали, покупая вино у контрабандистов. Начальник каторги, майор, был злым и непорядочным человеком.

Самый лучший начальник для арестантов тот, кто их не боится, а самим арестантам приятно такое доверие.

Дворян на каторге не любили. Один из каторжан, злобный и буйный татарин, торговавший вином, чуть не убил Горянчикова.

Большинство каторжан считали дворян белоручками, но некоторые обитатели каторги добровольно становились дворянскими «прислужниками». Горянчиков пытался привыкнуть к физическому труду, однако в первый же месяц у него появилось два «прислужника», которые готовили ему еду и стирали одежду.

Постепенно круг знакомств Горянчикова расширился.

К Рождеству у него появились друзья.

На Рождество начальство устроило для заключённых трёхдневные праздники. Каторжане подготовили театральное представление для офицеров и благородных посетителей.

Реклама:

Часть 2. Болезнь, дальнейшая жизнь на каторге и долгожданное освобождение

После праздников Горянчиков заболел и попал в военный госпиталь, где для арестантов было отведено несколько палат. Там собрались люди со всевозможными заболеваниями, в том числе и венерическими. Больше всего было наказанных розгами. Горянчиков наслушался рассказов об острожных палачах.

Свойства палача есть почти в каждом человеке, но развиваются они неравномерно.

В острог из госпиталя Горянчиков вернулся к Пасхе. К весне арестанты стали беспокойнее, некоторые пытались бежать. Горянчиков тоже затосковал, его жизнь отравляла ненависть со стороны простых заключённых.

Летние каторжные работы были тяжелее зимних, приходилось строить, копать землю. Горянчикова тяжёлый труд сделал сильнее, через год он привык к острожной жизни.

Однажды среди арестантов начались волнения из-за плохой еды, но Горянчиков и другие дворяне не приняли в них участия. Недовольные успокоились после угрозы майора отдать их под суд и увеличить срок. После выяснилось, что заключённые даже не рассчитывали на поддержку дворян, и Горянчиков понял, что никогда не станет своим среди простых людей.

С тех пор Горянчиков общался в основном с дворянами, которые были у острожного начальства на особом положении — их наказывали не так часто, как простых заключённых.

Реклама:

Вскоре каторгу заменили военной арестантской ротой. Начальство тоже сменилось. Новые унтер-офицеры оказались порядочными людьми, и арестанты вздохнули свободнее.

Дальнейшие годы Горянчиков почти не запомнил, у него едва хватало сил ждать и надеяться. Иногда случались побеги. Один из них произошёл в последний год пребывания Горянчикова в остроге. Беглецов поймали, отдали под суд и наказали палками.

В последний год каторги Горянчикову жилось легче. У него нашлись приятели в городе, он писал на родину и покупал книги. В день освобождения Горянчиков обошёл казармы и попрощался со всеми приятелями-арестантами, затем ему сняли кандалы и выпустили на свободу.

Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Аудиокниги

Краткое содержание Записки из Мёртвого дома Достоевский за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Достоевский
  • Записки из Мёртвого дома

В данном произведении Фёдора Михайловича Достоевского идёт речь о жизни и опыте пребывания в тюрьме одного главного героя, которого звали Александр Горянчиков. Это был достаточно умный и воспитанный человек, который волею судьбы попал в тюрьму за совершенное им убийство жены. И за все десять лет, которые отбывал главный герой на каторжных работах, он писал в своей тетради свои мысли и рассуждения.

Данное учреждение он назвал «Мертвым домом» из-за того, что люди там во многом теряют все свои человеческие качества, совесть и чувство справедливости. Каждый живет по своим правилам, кто-то пытается подстроиться под сложившиеся обстоятельства, зарабатывают все различными способами. Абсолютно разные люди собираются в одном месте и вынуждены жить по одним и тем же правилам. Только все люди разные противоположности, некоторые осуждены незаконно, а для некоторых и такого наказания мало.

Главный герой делает определённые для себя выводы и решает, что он не сменит свои жизненные позиции, стараясь тем самым улучшить себе жизнь, облегчить условия существования. Он никогда ничего не выпрашивает и не жалуется жизни. Просто старается жить, оставаясь при этом человеком. В данном учреждении он находит себе только одного друга, это местная собака. Периодически он ее ласкает и подкармливает, отдавая последнее для животного. В последствии он конечно стал знаком и с другими попавшими туда людьми, но многих все же он старался избегать.

Передаёт так же заключенный и атмосферу их быта как в будни, так и в праздники. Рассказывает о радости людей, которым разрешили перед Рождеством помыться в бане. О церкви, которая не отвернулась от данных людей, стараясь помогать им, пусть не материально, но оказать психологическую поддержку.

Так же Александр и рассказывает о своём лечении в госпитале. Описывает он и те телесные наказания, которые получают люди и не могут этому противостоять.

Передаётся и бунт, который устроили заключенные и их радость за улучшение условий жизни и питания. За все время пребывания в данном учреждении человек делает выводы о изменении своего характера, о определённых выводах и ошибках.

А так же можно прочитать и ту непередаваемую радость и лёгкость, которую испытывает человек после выхода на свободу.

Данное произведение учит людей относиться ко всему с чувством собственной гордости и достоинства, которое не сломится ни при каких обстоятельствах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Белые ночи
  • Бесы
  • Братья Карамазовы
  • Вечный муж
  • Двойник
  • Дядюшкин сон
  • Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
  • Записки из Мёртвого дома
  • Записки из подполья
  • Игрок
  • Идиот
  • Крокодил
  • Кроткая
  • Легенда о Великом Инквизиторе
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Мальчики
  • Неточка Незванова
  • Подросток
  • Преступление и наказание
  • Село Степанчиково и его обитатели
  • Скверный анекдот
  • Сон Раскольникова о лошади
  • Сон смешного человека
  • Униженные и оскорблённые
  • Хозяйка
  • Эпилог романа Преступление и наказание

Записки из Мёртвого дома.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Оперы Вагнера Валькирия

    Опера «Валькирия» была написана Рихардом Вагнером. Опера состоит из 3 действий. Действия начинаются в хижине Хундинга. Спасаясь от грозы и врагов, в хижину вбежал раненный воин Зигмунд

  • Краткое содержание Погодин Зеленый попугай

    В произведении «Зеленый попугай», созданном советским писателем Радием Петровичем Погодиным, рассказывается о том, как автор в детстве воспринимал окружающий мир и разнообразные запахи.

  • Дюма

    Это великий писатель, который смог проявить себя в различных сферах деятельности. Не ни одного жанра, существовавшего на момент его жизни, в котором он себя бы не попробовал. Человек, который не поддавался политическим взглядам

  • Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник былина

    Илья Муромец, богатырь русский, выехал из города Муромля села Карачарово в Киев — град. С утра он был на утренней службе в церкви, а к обедне хотел успеть в Киев. Дорога вела через город Чернигов.

  • Краткое содержание Бианки Лупленый бочок

    Вы не за что бы, не догадались, что лупленый бочонок — это кличка зайчика. Получил он такое прозвище при очень курьёзных обстоятельствах. Как вы уже наверно поняли, зайчик этот был не простой.

Записки из мертвого дома

Записки из мертвого дома , пер. Джеймс Скэнлон, или Notes from a Dead House,  пер. Р. Пивер и др. др.

Рецензия Такумы Уоррена

Предыстория

Роман Записки из мертвого дома — одно из великих произведений Федора Достоевского, и тем не менее оно не первое, что приходит на ум многим. Тем не менее, читатели могут ожидать стиля письма Достоевского, ставящего под сомнение моральные вопросы и пытающегося понять человеческое поведение, наряду со свежестью, характерной для этой книги. Поклонники Достоевского могут насладиться этой книгой как своего рода историей происхождения его желанного стиля, а поскольку книга полуавтобиографична, читатели могут заглянуть в его невероятный ум. Для тех, кто никогда не читал книги Достоевского, не бойтесь. Может быть сложно начать с 840-страничного Братья Карамазовы или почти 600-страничная книга Преступление и наказание, , и в этом случае эта сравнительно короткая книга из 368 страниц является отличным местом для начала, не ставя под угрозу глубину его анализа.

 

Синопсис

Рассказчика по имени Александр Петрович Горянчиков отправляют в сибирский лагерь за убийство жены. История исследует кадры из его пребывания в тюрьме, которые записаны в его произведениях, когда он, как и автор, пытается справиться с реальностью того, что они испытали. Через Петровича Достоевский дает нам возможность заглянуть внутрь трудовых лагерей и показывает жестокость царской системы, а также создает литературную преамбулу к тому, что позже станет Архипелаг ГУЛАГ .

Петрович встречает многих заключенных, все из которых точно отражают жизнь в трудовых лагерях (а также в более широкой России, которая его охватывает), и многие персонажи являются реальными людьми, с которыми сам Достоевский столкнулся в тюрьме. Таким образом, книгу можно также читать как психологическое исследование, в котором читатели могут проанализировать влияние горя, голода и каторжного труда на разум, тело и душу человека.

 

Анализ

Во второй главе Достоевский почти сразу же показывает, что делает его великим писателем. Это первая глава, в которой мы познакомимся с тюрьмой, и, конечно же, его письмо позволяет нам испытать мрачность тюрьмы, как это делает главный герой Петрович. Тем не менее, он также дает нам моментальные истории, которые редко превышают абзац, в котором он рассказывает историю о своих сокамерниках. Одним из примеров является эта история о мужчине, который потерял свою жену из-за другого мужчины, находясь в тюрьме.

 

«Помню еще один вечер арестанта, бывшего зажиточного сибирского крестьянина. Шесть лет назад он получил известие о повторном браке своей жены, что причинило ему сильную боль. В тот же вечер она пришла в тюрьму и попросила его, чтобы сделать ему подарок! Они поговорили вместе две минуты, вместе поплакали, а потом разошлись, чтобы больше никогда не встретиться. Я видел выражение лица этого арестанта, когда он снова вошел в барак. Там ведь и учатся все поддерживать» (с. 9).)

 

Эта история могла быть быстро рассказана в том виде, в котором я ее только что резюмировал, а могла продолжаться довольно долго. Тем не менее, ему отводится идеальное количество времени, чтобы полностью объяснить ситуацию, выражая при этом резкость реальности. Не существует бесконечного количества времени, которое можно выделить на вашу борьбу. Демоны, с которыми человек сталкивается в тюрьме, — это лишь один из бесчисленного множества других демонов, с которыми сталкивается бесчисленное множество других людей. Показывая эту сцену неизмеримой боли, а затем экстраполируя на тюрьму в целом, мы можем увидеть общее количество страданий, испытанных в тюрьме.

Кульминацией всего этого является невероятное построение мира, создающее нужное настроение и дающее читателю достаточно информации, чтобы он мог точно представить себе то, что читает. Таким образом, Достоевский может бросить вызов читателю как эмоционально, так и интеллектуально, что является идеальной комбинацией для размышлений.

В последней главе первого акта Достоевский рассказывает историю о пьесе, к которой повествование разворачивается в течение нескольких глав (с. 171-193). Это момент облегчения среди всей боли, и во многих отношениях все эти начальные главы изображают моменты облегчения среди скорбных ситуаций. Так много контрастов происходит одновременно, и разница между радостью и отчаянием довольно произвольно удерживается в руках майора, который может (и в прошлом) отменить спектакль в любой момент. Идея спектакля, то есть разыгрывания роли, чрезвычайно метафорична, учитывая роли, которые заключенные должны играть в своей повседневной жизни. Однако есть свобода в том, как заключенные могут действовать на сцене, и, как ни странно, в это время заключенные наиболее свободны. Напряжение между унылым нескончаемым круговоротом тюремной жизни и этим, по сути, спонтанным событием, приносящим радость и смех, прожигает всю главу этой главы. Как кульминация первого акта, часть 1 заканчивается маленькой победой; мгновенная передышка от всех страданий. В следующей главе Александр попадает в больничную палату, и история в целом переходит от знакомства с персонажами к рассказам о страданиях. Это важно, потому что после спектакля персонажи максимально очеловечиваются, что делает их недочеловеческое отношение еще более резким.

 

 

Оценка

Что делает эту книгу особенно замечательной, так это организация повествования. Многие русские книги разбиты на разделы, что является литературной формой, которую хорошие писатели могут эффективно использовать для усиления смысла произведения в целом. Достоевский делит эту книгу на две части, темой первой из которых является надежда, а второй — отчаяние. Через эти две контрастирующие темы рождается тема, поскольку Достоевский утверждает, что в таком месте, как сибирский лагерь для военнопленных, всякая надежда превращается в отчаяние. И не только это, но и то, что отчаяние преследует вас всю оставшуюся жизнь. Это не то отчаяние, которое вы можете просто оставить в своем прошлом, это бремя, которое вы должны нести, пока не умрете.

Назвать это шедевром было бы правильно, но это утверждение не обошлось без доли разногласий. Некоторые критики считают, что «Запискам из мертвого дома» не хватает типичного чутья Достоевского, к которому они привыкли, читая другие его великие произведения. В конце концов, это первая книга, которую он написал в своем фирменном стиле. Однако многие согласны с тем, что это отличная книга, укрепляющая цепочку идей Достоевского, присутствующих во многих его произведениях. Это великолепная первая встреча с Достоевским, но даже если вы, как и я, сначала прочтете «Записки из мертвого дома», потому что они приветствующе короткие, из этой книги все равно можно многому научиться. Я нашел эту книгу очень разносторонней в том, что ею можно наслаждаться как самостоятельно, так и вместе с другими произведениями Достоевского и даже с произведениями великих писателей, таких как Толстой, который сказал, что это была единственная книга, которую он уважал. .

Краткий обзор Дома мертвых

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 14 ноября 2022 г., редакция eNotes. Количество слов: 589

Полуавтобиографический роман Федора Достоевского «Мертвый дом» начинается с того, что неназванный рассказчик восхваляет достоинства жизни в сибирском сельском городке. В одном из таких городков, вспоминает он, он встретил Александра Петровича Горянчикова, бывшего каторжника, отсидевшего в трудовом лагере за убийство жены. Когда-то дворянин, бывший каторжник теперь живет мирской жизнью. Рассказчик нашел его историю увлекательной, поэтому решил взять у него интервью и узнать правду о тюремной жизни. Александр, однако, оказался незаинтересованным в разговоре с этим человеком и дал ему отпор.

В конце концов рассказчик узнает от бывшей квартирной хозяйки Александра, что грубый человек скончался. Она дает ему коллекцию бумаг и сочинений, оставленных Александром, и рассказчик начинает их читать. Когда он это делает, повествование переходит к Александру, посмертно говорящему через разбросанные бумаги, которые теперь принадлежат первоначальному рассказчику.

См. eNotes без рекламы

Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Александр, персонаж буржуазного происхождения, с такой же чувствительностью, что и Достоевский, начинает с объяснения первых дней своего заключения. Как русского дворянина, другие заключенные, преимущественно крестьяне или иные представители обедневших классов, презирали его. Он изо всех сил пытается найти свое место в тюрьме и приспособиться к суровым условиям тюремной жизни, поскольку они сильно отличаются от щедрой роскоши, к которой он привык. Из этого вступления Александр рассуждает о природе тюремной жизни. В то время как роман рассказывает о десятилетнем заключении Александра, больше ничего не мешает связному сюжету. Вместо этого Дом мертвых основан на ярких и чрезвычайно подробных описаниях повседневной жизни в тюрьме. Александр описывает жестокость охранников, трудности каторжных работ и трагедию несбывшихся надежд на свободу.

Это повествование изобилует историями заключенных, чьи преступления и своеобразное поведение невероятно убедительны и богаты и, несомненно, отражают аспекты личного опыта Достоевского. Эти наброски персонажей добавляют глубины рассказу о жизни в тюрьме, объясняя, что такое порка, как функционирует экономическая динамика и почему заключенные, даже самые уравновешенные и мирные, в конце концов сдаются. В какой-то момент Александр попадает в тюремную больницу; он описывает этот опыт как травмирующий. Вместо того, чтобы помочь ему исцелиться, его пребывание в больнице было мучительным и изнурительным. Через эти разрозненные истории Александр раскрывает каждый аспект жизни в тюрьме. Он обсуждает тяжелую работу, которую он был вынужден выполнять, ритуалы иерархии заключенных и опыт тюремных каникул.

Извилистые мемуары изобилуют воспоминаниями, связанными друг с другом так, что это слабо напоминает повествование, и заканчиваются освобождением Александра, днём, которого он ждал, затаив дыхание. Однако спустя десять лет мужчина привык к тюремной жизни и почти жалеет о своем освобождении. Он комментирует отход, который представляет собой заключение, вспоминая силу, энергию и интеллект мужчин, оставленных застаиваться в его стенах. История Александра заканчивается, когда он покидает тюрьму, оплакивая тех, кого должен оставить. Однако его горе недолговечно, и он с энтузиазмом размышляет о том, что, наконец, может снова жить и «воскрес» из существования живой смерти, которую он пережил все эти годы.

Дом Мертвых — книгу, которую трудно точно обобщить, поскольку в ней отсутствует линейное повествование, и она больше напоминает документальный фильм, рассказывающий о духовном путешествии рассказчика. Как указывает подзаголовок романа «Тюремная жизнь в Сибири», произведение представляет собой точный портрет жизни в трудовом лагере, который Достоевский передает с особой тщательностью.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Дом мертвых — Краткое изложение» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 1 декабря 2022 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 5 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 1535

Сюжет, тонко завуалированный отчет о четырех годах Федора Достоевского в сибирской военной тюрьме, имеет мало общего с обычной повествовательной структурой. Вместо этого автор представляет серию сцен из тюремной жизни, замаскированных под воспоминания Александра Петровича Горянчикова, родовитого юноши, отсидевшего десять лет на каторге за убийство жены. В отрывочном рамочном рассказе анонимный рассказчик от первого лица восхваляет многие достопримечательности сибирской жизни, особенно маленький городок, где он встретил Горянчикова, который зарабатывал себе на жизнь репетитором французского. Горожане считают бывшего заключенного «ужасным мизантропом», возможно, даже сумасшедшим. После смерти Горянчикова рассказчик покупает остатки бумаг Горянчикова у хозяйки репетитора. Среди них объемистая тетрадь, в основном заполненная тюремными воспоминаниями: их рассказчик предлагает на суд общественности.

Основное повествование начинается с того, что Горянчиков прибывает в тюрьму и изображает мрачную крепость, содержащую около 250 заключенных из разных слоев общества, отправленных туда за всевозможные преступления, уголовные и политические. Описав зловоние, шум и другие ужасные условия своего барака, он заключает: «Человек — существо, которое ко всему может привыкнуть, и я считаю, что это самое лучшее определение его». Горянчиков кратко перечисляет виды отправляемых туда заключенных, уделяя особое внимание особому классу — заключенным с бессрочным приговором, еще более суровым, чем у их собратьев. В общем, Горянчиков мнит себя в аду, «преисподней яме и кромешной тьме». Заключенные постоянно дерутся, воруют друг у друга — даже Библию Горянчикова быстро отбирают — и подчиняются садистским прихотям коменданта острога, который порет мужчин за малейшую провинность. В этом преступном мире тоже есть подпольная деятельность: контрабанда водки, зарабатывание денег, даже ростовщичество. И все же эта первая глава заканчивается на любопытно обнадеживающей ноте: Горянчиков вспоминает, как маленькая девочка дала ему копейку «во имя Христа».

Затем Горянчиков вводит персонажей, иллюстрирующих тюремную жизнь, существование, к которому его ничто не могло подготовить. Принадлежность к дворянству, например, почти два года работала против него, а остальные арестанты с восторгом наблюдали за страданиями этого господина. Другой русский барин, Аким Акимович, помогает Горянчикову разобраться в их предрассудках, над которыми он поднялся силой своего характера и способностями ремесленника. Первые два года Горянчиков оказывается «под властью» Акима Акимовича, который первым предупреждает его о припадках пьяного майора. После долгого отступления о заключенных, занимающихся контрабандой водки, Горянчиков представляет Газина, татарина огромной силы, который в пьяном виде впадает в убийственную ярость. На одном из них он нападает и чуть не убивает Горянчикова, который заканчивает свой первый полный день в тюрьме печально, учитывая неравенство наказаний заключенных их преступлениям, в частности, жестокой порке заключенных за мелкие провинности.

«Отбой» дает еще одно описание еще двух аспектов тюремной жизни: нелегального занятия различными ремеслами и запрещенной игры в карты. Горянчиков также описывает некоторых других узников своего барака, уделяя особое внимание Алею, молодому татарину, который олицетворяет как несправедливость карательной системы, так и невероятную способность человеческой души пережить ее, относительно нетронутой и чистой. Хотя Алей и мусульманин, он ценит слово Иисуса. Горянчиков противопоставляет его другому нехристианину, Исайе Фомичу Бумштейну, хитрому еврею, предмету многочисленных забав в казарме. Продолжая наброски характеров, Горянчиков резко противопоставляет Сушилова и Аристова. Считающийся дураком, бывший довольствуется служением другим, особенно Горянчикову; последний до сих пор занимается тем, за что его посадили в тюрьму: доносом на невиновных людей. Орудие майора, Аристов нетипичен для заключенных, среди которых Горянчиков в конце концов обнаруживает своеобразную честность, даже честь. Горянчиков видит, что он сам слился юридически и внешне с этими простыми людьми, и размышляет о важности свободы или ее иллюзии для заключенных. Это объясняет спорадические запои, во время которых они выбрасывают все свои тщательно припрятанные деньги, или внезапные вспышки агрессии со стороны тихих мужчин. Он решает не бояться и не потворствовать своим товарищам, а вести себя настолько просто и независимо, насколько это возможно. Он завершает главу, описывая свою дружбу с Шариком, презираемой дворняжкой, которую он считает единственным существом во вселенной, любящим его.

Шарик предвещает Петрова, еще одну тварь, примкнувшую к Горянчикову. Отметив предпочитаемые им тюремные работы — шлифовать гипс, точить на станке, сгребать снег, — Горянчиков выделяет среди расширяющегося круга знакомых этого человека, с которым он, по-видимому, не имеет ничего общего. Другие считают его отчаявшимся и бесстрашным, и Петров с готовностью признается, что украл у Горянчикова Библию, однако Горянчиков поддерживает с ним дружбу, отчасти из-за удивительного интеллектуального любопытства Петрова.

Заключительные главы части 1 посвящены рождественскому сезону. Заключенных редко купают; как это ни парадоксально, долгожданное событие кажется сценой из ада. В канун Рождества и в праздничный день заключенные мало работают или вообще не работают. В своей праздности они болезненно вспоминают праздники своего прошлого, бессознательно осознавая, что наблюдение за этим днем ​​сближает их с остальным миром. Даже в тюрьме все «такое же, как у настоящих людей». После подготовки к празднику и его религиозного обряда мужчины постепенно становятся разочарованными, угрюмыми, сварливыми. Мрачное послепраздничное настроение поднимается только на третий день после Рождества, когда заключенные устраивают театральный вечер, довольно подробно и с критическим взглядом описанный Горянчиковым. Он с удивлением обнаруживает, что обычно враждебно настроенные простолюдины подчиняются ему, и приветствует их способность отбросить свои предрассудки в поисках его одобрения, утверждая, что аристократы могут учиться у простых людей. Он восхищается мастерством музыкантов, утверждает, что два главных актера лучше московских и петербургских, и скрупулезно описывает драматические пьесы, реакцию публики и атмосферу удовольствия, царящую среди заключенных. Действительно, их моральный облик, кажется, временно изменился из-за этого краткого перерыва в тюремной рутине. В ту ночь Горянчиков размышляет об этих необыкновенных днях, своих товарищах и своем окружении. На мгновение охваченный ужасом, он утешает себя тем, что не будет там вечно.

Часть 2 начинается с трех глав о больнице, где Горянчиков провел необычайно много времени. Хотя он немного удобнее, он содержит страдания и смерть, невиданные в бараке, особенно среди таких заключенных, как Орлов, прошедших сквозь строй. Он размышляет о благоговении обычных заключенных перед врачами, временно ограждающими их от такой жестокости. Напротив, он представляет различных офицеров, которые отдавали приказы или применяли порку, делая вывод, что такое наказание является «язвой общества» и разрушает любую цивилизацию.

С приближением лета в Сибири мужчины начинают еще больше тянуться к свободе: весной резко возрастает количество попыток побега, как и грусть Горянчикова среди всеобщего веселья и обновления в природе. Празднование Пасхи похоже на празднование Рождества, только грустнее, потому что дни длиннее. Больше дневного света также означает больше и более тяжелую работу, например, изготовление кирпичей, самую тяжелую работу из всех. Но от такой работы Горянчиков крепчает, и она выносит его на берега Иртыша, откуда ему видны «вольные, одинокие степи».

Долгие дни оживляются только такими событиями, как предстоящий визит инспектора (что оказывается разочаровывающим), покупка новой лошади (что побуждает Горянчикова обсуждать других тюремных животных) и недовольство заключенного тяжелой работой и плохим питанием ( протест о том, что рядовые заключенные не допускают Горянчикова к себе). Однако прежде всего Горянчиков мечтает о свободе и полнее понимает пропасть между простонародьем и дворянством. Он описывает других «джентльменов-изгнанников» и их отношение к высшим властям, которые иногда смягчают резкость тех, кто ниже их. Рождение и образование Горянчикова время от времени влекут за собой более легкие обязанности, например, работу писарем в армии. Более ощутимое облегчение наступает, когда майора заменяют за порку наглого экс-профессора.

Описывая новый тюремный режим, Горянчиков признает, что его вольный хронологический отчет о первых месяцах заключения затронул все важные вопросы его пребывания. Повторять их было бы только монотонно и угнетающе. Он даже начинает не доверять собственной памяти, кроме своего «страстного стремления к воскресению, обновлению, новой жизни». Воспоминание об этом стремлении к свободе приводит к его последней истории, рассказу о неудавшемся побеге и меняющейся реакции заключенных на него. Покушение происходит в последний год пребывания Горянчикова в тюрьме, когда он понимает, что у него много друзей: наконец-то простой народ его принял. Он получает новые привилегии, самое главное право читать книги и журналы, которые избавляют его от мучений. Он также обретает новое уважение к заключенным, которых он теперь считает, возможно, «самыми одаренными и самыми сильными из всех наших людей». Он познал ценность свободы: когда с него наконец снимают оковы, он называет это «воскрешением из мертвых».

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Дом мертвых — Краткое содержание» Основы литературы: мировая художественная литература Эд. Фрэнк Нортен Мэджилл. eNotes.com, Inc. 1988 eNotes.com 1 декабря 2022 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *