Я бог я царь я раб я червь державин: — — — ! – Dslov.ru

Гавриил Романович Державин цитата: Я царь — я раб — я червь — я …

—  Гавриил Романович Державин

Последнее обновление 27 сентября 2022 г.

Темы
бог, раб, черви, царь

Гавриил Романович Державин
13русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный… 1743 — 1816

Похожие цитаты

„Мой бог меня рабом не называет.“

—  Князь Киевский Святослав

„Богу не нужны рабы, богу нужны подельники.“

—  Анатолий Николаевич Рыжов 1938 — 1995

„Я не раб бога, которого не существует. Я не раб мира, которому насрать.“

—  Мэрилин Мэнсон американский рок-певец, поэт-песенник, художник и бывший музыкальный журналист 1969

Fight Song

„Никогда не уступаю желанию, всегда — причуде. От сильных своих желаний мне как-то оскорбительно, от причуды — весело.
В желании я — раб, в причуде — царь.“

—  Марина Ивановна Цветаева русский поэт, прозаик, переводчик 1892 — 1941

„Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека.“

—  Максим Горький русский писатель, прозаик, драматург 1868 — 1936

„И радость, и скорбь, все минует, как сон, —
Жить вечно никто на земле не рожден.
Когда ты прославился доблестью дел,
Будь царь или раб — твой бессмертен удел.“

—  Абулькасим Фирдоуси персидский поэт 940 — 1020

„Не создавайте царя, даже если это добрый царь.“

—  Арсен Борисович Аваков министр внутренних дел Украины 1964

2014 год
Источник: Арсен Аваков: У премьера должны быть МВД, Минюст и Минфин. Это минимум http://www.theinsider.ua/politics/5468dc0a6d2cd/

„А всё-таки <…> быть царём так же плохо, как и не быть царём!“

—  Эдуард Николаевич Успенский, книга Вниз по волшебной реке

глава 2
Вниз по волшебной реке, 1972

„Нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей. Не столько блистателен царь, одетый в багряницу, сколько молящийся, украшающийся беседой с Богом.“

—  Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский, богослов 349 — 407

Слово седьмое http://www. odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/1_2/11_7

„Война есть отец всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными.“

—  Гераклит

„»Олух царя небесного» — этот тот, у кого «нет царя в голове».“

—  Принцалександр

„Морской пучине я предпочитаю компанию червей.“

—  Раймонд Чандлер американский писатель-реалист и критик 1888 — 1959

Вечный сон (1939)

„Синоптика мучил дождевой червь сомнения.“

—  Леонид Семёнович Сухоруков советский и украинский писатель 1945 — 2014

„Кто же все-таки повинен в том, что люди стали рабами жестоких обычаев? Кто и как сотворил это? Почему люди так охотно становятся рабами? Рабами других, рабами привычек, рабами бога или богов, рабами обычаев, рабами собственных желаний, наконец. Почему они так боятся жить самостоятельно, не выдумывая себе костылей? А этот чудовищный вымысел о том, что Творцу нужны покорные, жалкие, ни о чем не рассуждающие и постоянно о чем-то умоляющие черви? И ведь какая философская база подводится под это мнение… Не для того ведь дал Создатель творениям своим свободу воли, чтобы они покорно ждали милостей от него, постоянно скуля и добровольно принимая рабство. Ибо Он могуч, а тому, кто могуч, не нужны покорные рабы! Господь создал людей для сотворчества, а отнюдь не для покорного и тупого выполнения Его воли. И человек должен стать свободным, свободным хотя бы в душе своей, если уж обстоятельства его жизни таковы, что не позволяют ему реализовать эту свободу на практике. Да, конечно, полная анархия невозможна, и необходимо ограничивать людей в проявлении свободы их воли — но только в одном: ограничение свободным индивидуумом свободы воли другого существа запрещено.“

—  Иар Эльтеррус российский писатель-фантаст 1966

Цикл Девятимечье. Серый Меч

„Душа — это царь страны тела, если она здорова, и тело здорово, если она больна, больно и оно. Того, кто владеет душой своей, можно считать царем царей. От чистоты и нечистоты души зависят чистота или нечистота тела, так же как благоустроенность и неблагоустроенность царства зависят от справедливости и несправедливости царя. Царь — душа государственного тела, душа — царь телесного государства. Бейт:
«Для пользы государства здоровым должен быть прибежище страны — великий государь,
Душа для пользы тела здоровой быть должна, ведь в государстве тела она — великий царь». Царь должен иногда быть милостивым, а иногда суровым. Чтобы отличать своего от врага, он должен быть проницательным и мудрым, чтобы отличать друга от недруга, он должен быть опытным и разумным, потому что и друг и враг из страха или надежды ведут себя как рабы царя. Они не покажут, каков их настоящий лик, пока не настанет удобный для этого миг.“

—  Алишер Навои среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана 1441 — 1501

„В мире червей лучшие яблоки становятся червивыми.“

—  Принцалександр

„Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?“

—  Иммануил Кант немецкий философ, развил теорию познания 1724 — 1804

„Если женщина без царя в голове, значит царь её ещё не родился.

—  Леонид Семёнович Сухоруков советский и украинский писатель 1945 — 2014

Вариант: Если женщина без царя в голове, значит царь её ещё не родился.

„Мудрецы не умеют разговаривать с царями: с царями надо говорить или как можно меньше, или как можно слаще.“

—  Эзоп древнегреческий баснописец -620 — -564 до н.э.

„Что сделал Иисус, то и сделали верующие. Иисус не был идолопоклонником. Иисус говорит нам: я только такой человек, как вы. Иисус-раб Божий. Сказать, что Иисус — бог, — значит оскорбить его и отвергнуть. Бог Иисуса-мой Бог и Бог всех нас. Отрицание Иисуса-отрицание Бога. Иисус не имеет ничего общего с Богом“

—  Бауыржан Карасаев, книга Новый максимы

Связанные темы

  • Бог
  • Раб
  • Черви
  • Царь

Г.Р.Державин. Ода «Бог»

Литература для школьников

 
JPG»> Главная
 Зарубежная  литература
 Державин Г.Р.
 

Портрет Г.Р.Державина
работы В.Л.Боровиковского, 1811 г.

 

Державин Г.Р. Ода «Бог»

 

Державин Г.Р.
Властителям и судиям

 

Державин Г.Р.
Памятник

 

Державин Г.Р.
Ода «Фелица»

 

Слушать стихотворение Г. Р. Державина «Бог» в исполнении Н. Бурляева (07:16)

 
 
 
 
 
JPG»>

Г. Р. Державин
на сайте
«К уроку литературы»

Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816)

 

Ода «Бог»

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества,1
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем – Бог!

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет,
Хотя и мог бы ум высокий,
Тебе числа и меры нет!
Не могут Духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

Хао́са бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал;
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал.
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет исте́к.
Создавый все единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся.
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,2
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют;
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры,
Перед Тобой – как нощь пред днём.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия;
Но что мной зримая вселенна,
И что перед Тобою я? –
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты.
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есь и Ты.

Ты есь! – Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет;
Ты есь – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты Духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я Царь, – я раб, – я червь, – я Бог! –
Но будучи я столь чудесен,

Отколь я происшел? – Безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое́.

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей.
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.3

1784

Источник: Сочинения Державина. Т. I. М., 1798


Авторские примечания

Без лиц, в трёх лицах Божества. – Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические; то есть: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое Бог в себе и совмещает. Пылинки инея сверкают. – Обитателям токмо Севера сия великолепная картина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в большие морозы, по большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет, и пары, в ледяные капли обратившиеся, вниз и вверх носясь, как искры сверкают пред глазами. И благодарны слезы лить. – Автор Первое вдохновение, или мысль, к написанию сей оды получил в 1780 году, быв во дворце у всенощной в Светлое воскресенье, и тогда же, приехав домой, первые строки положил на бумагу; но, будучи занят должностию и разными светскими суетами, сколько ни принимался, не мог окончить оную, написав, однако, в разные времена несколько куплетов. Потом, в 1784 году получив отставку от службы, приступал было к окончанию, но также по городской жизни не мог; беспрестанно, однако, был побуждаем внутренним чувством, и для того, чтоб удовлетворить оное, сказав первой своей жене, что он едет в польские свои деревни для осмотрения оных, поехал и, прибыв в Нарву, оставил свою повозку и людей на постоялом дворе, нанял маленький покой в городке у одной старушки-немки с тем, чтобы она и кушать ему готовила; где, запершись, сочинял оную несколько дней, но не докончив последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом; видит во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле, воображение так было разгорячено, что казалось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим вместе полились потоки слёз из глаз у него; он встал и ту ж минуту, при освещающей лампаде написал последнюю сию строфу, окончив тем, что в самом деле проливал он благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были.


Об оде «Бог» Державина. Фрагмент из книги В.Ходасевича «Державин»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Г.Р.Державина

 

Державин в Тамбове. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги «Державин»

 

Дом Державина на Фонтанке. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги «Державин»

 
JPG»>

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 

Литература для школьников

 

В чем заслуга Державина перед русской литературой. Свой путь в литературе

Портрет 1811 года
Боровиковский В.Л.

Гавриил Романович Державин родился 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года в родовом имении в селе Сокура в Казанской губернии (ныне село Сокура, Республика Татарстан, Российская Федерация) в небогатой дворянской семье. Отец — Роман Николаевич, был офицером и часто переезжал с семьей с одного места службы на другое. В 1750 году Гавриил Романович стал учиться в немецком пансионе в Оренбурге. В 1754 году, после выхода на пенсию, умирает отец, и семья оказывается в затруднительном финансовом положении.

Мать — Фекла Андреевна, решает переехать в Казань. А в 1759 г.Державин поступил в Казанскую гимназию, которую успешно окончил в 1762 году. Во время учебы Гавриил Романович был одним из лучших учеников.
После учёбы начинается военная служба Державина в чине рядового Преображенского полка. В том же 1762 году он принял участие в дворцовом перевороте и в восхождении на престол Екатерины II. Во время службы участвовал в подавлении восстания Пугачева. Во время службы он начал писать стихи, которые впервые были опубликованы в 1773 г.
В чине офицера вышел в отставку в 1777 году и с помощью князя Вяземского устроился в Сенат. В 1778 году женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1761-1794). В 1782 году, после издания оды «Фелиция» во славу Екатерины, Державин стал известен как поэт. В 1783 году он стал членом только что созданной Императорской Российской академии. В 1784 г. после конфликта с князем Вяземским вышел в отставку. В том же году Екатерина II назначила Державина правителем Олонецкого наместничества (с 1801 г.
Олонецкой губернии). Здесь он участвовал в создании административных учреждений. А с 1786 года он служит правителем Тамбовского наместничества, где также проявляет себя как хороший руководитель, оставив заметный след в истории края. В 1791 он стал статс-секретарем Екатерины II. А через два года, в 1793 году, он был назначен сенатором. В 1794 году жена Державина умирает, а через полгода он женится во второй раз на Дарье Алексеевне Дьяковой. С 1802 по 1803 год он был министром юстиции. В 1803 году он был уволен. За все время военной и государственной службы он часто вступал в конфликты из-за своей любви к правде и своей горячности, за которую его не любили.
Время государственной службы было рассветом его таланта, и его слава растёт. После ухода со службы он постоянно живет в своем имении Званка в Новгородской губернии и продолжает заниматься литературой. В 1811 году вместе с Александром Семеновичем Шишковым создал литературное общество «Беседы любителей русского слова».
Гавриил Романович Державин скончался 20 июля 1816 года в своем имении. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря под Великим Новгородом.

Несмотря на то, что в основе творчества Гаврила Державина лежит русский классицизм, оно значительно вышло за его пределы. Для стихов Державина характерно сочетание «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечными выражениями наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Другими словами, весь путь развития русской литературы этой эпохи выразился в творчестве Державина — от классицизма через сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, которую художники и поэты обязаны донести до читателя. Задача искусства — подражать природе, то есть объективной реальности. Но это не относится к низменным и грубым сторонам жизни — поэзия, по мнению Державина, должна быть «приятной». Оно должно быть еще и полезным — этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми полно творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного вождя народа и посягать на устои самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, которая уже была прорывом для русской литературы эпохи 18-ый век. Так, впечатления крестьянской войны Пугачева отразились во всех важнейших стихотворениях поэта — от «Читалагайских од» до «Вельмож» — в них он на стороне народа, осуждая его мучения со стороны помещиков и дворяне.

Начиная с 1779 года творчество Державина становилось все более оригинальным — он шел своим путем в поэзии. Заслугой Державина в русской поэзии является введение в литературу «веселого русского стиля»: сочетание высокого стиля с просторечием, сатирой и лирикой.

Державин расширяет тему поэзии, приближает ее к жизни. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлеченно, как это делалось до него, а как живую действительность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овцы, то уже в стихах поэта появляются детали, краски, звуки — он работает словом, как художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушена схема, установленная Ломоносовым — это уже сюжетная поэма, а не набор авторских высказываний в связи с торжественным событием. Наиболее известные оды Державина — «Фелица», «Бог», «Видение Мурзы», «Образ Фелицы», «Водопад» — это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вводят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта — это еще одно его открытие. Работы изображают не абстрактного, а конкретного человека. Поэт в произведениях Державина — неподкупный борец за правду.

Поэтический язык Державина имеет большое значение для последующего развития русской литературы. Поэт прекрасно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда есть риторические и ораторские интонации — он учит, требует, наставляет, возмущается. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был едой, там и гроб», «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог», «Отечество и дым сладок и приятен к нам» и др.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обычного человеческого слова», что было неслыханным, неожиданным и новым. Тема поэзии – обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина оказали влияние почти на всех поэтов конца 18 — начала 19 веков, способствуя наступлению новой вехи в развитии русской поэзии.

Несомненно, вклад Державина в развитие русской литературы и культуры был значителен. Ода «Фелица» дала ему популярность и, выражаясь современным языком, выдвинула его на первый план. Эту работу заметила императрица Екатерина II, что дало Державину возможность продвинуться по карьерной лестнице. Вскоре он станет министром юстиции. Во время службы он создаст новый жанр в русской литературе — философскую оду, напишет оду «Богу» и оду «На смерть князя Мещерского». Далее Державин создаст текст неофициального первого гимна Российской империи, что также принесло ему известность среди населения и светского общества. Он умел сочетать оду (высокий стиль) и сатиру (низкий стиль) — что кажется невозможным (иными словами — сбрасывает оду с небес на землю). В жанре «сатирической оды» Державин напишет оду «Вельможе» и «Владыке и судьям».

Разрушив основы классицизма, Державин дал начало развитию нового художественного направления — реализма. Это одно из самых важных его достижений. Ставит авторское «я» выше нормы.

Обновлено: 24.03.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

в чем заслуга Державина перед русской литературой? и получил лучший ответ

Ответ от ДИНАмовца В духе [гуру]
Гаврила Романович Державин — великий русский поэт конца XVIII века, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении Русская литература от классицизма и формирование элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в русской литературе очень точно определил В. Г. Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был ее первым именем, так Державин был ее вторым. В лице Державина русская поэзия сделал большой шаг вперед». Исторической заслугой поэта является введение им в поэзию «обычного поэтического слова». Для Державина сузились рамки трех стилей, установленных Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, «тем самым… ввел в поэзию русскую разговорную речь и энергично способствовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».
Гражданские оды Державина обращены к лицам, наделенным большой политической властью: монархам, дворянам. В них поэт возвышается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде «Фелица» Державин Просветитель видит в монархе человека, на которого общество возложило заботу о благе подданных, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом сочетании хвалебного и обличительного начал — оды и сатиры. Эта связь является феноменом просветительской литературы, ибо просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу между истиной и заблуждением.
В оде «Дворянин» Державина зло, возникающее от равнодушия дворян к своему долгу, представлено с таким негодованием, какое можно проследить лишь в некоторых произведениях того времени. Поэта возмущает положение людей, страдающих от преступного отношения придворных. В поэме «Владыки и судьи» равнодушие и алчность власть имущих не оставляют поэта равнодушным, и он требует наказания виновных. Поэт напоминает королям, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно они предстанут перед судом.
Божий. В «Памятнике» Державина — идея права их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт вспоминает, что он первый осмелился отказаться от торжественного высокопарного стиля од.
Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости суждений о современности. Этим Державин разъяснял мысль о личной ответственности поэта за свои суждения, мысль об искренности и правдивости его идейной пропаганды, что очень важно для дальнейшего развития прогрессивной русской литературы. Предшественники Державина — Кантемир, Ломоносов, Сумароков — тоже были вполне правдивы и искренни в проповеди своих идей. Но они думали, что для читателя важно не мнение поэта, а всеобщая очевидность его произведений, что их устами говорит само государство или сама правда, — и ценность этих высоких идей перевешивала вопрос о личный авторитет поэта.
Державин писал иначе, чем его предшественники. Он учил и судил людей именно как человек-поэт, он стал авторитетом нового идейного характера. Державин — монархист. Он сохраняет свою свободную власть гражданина и чувствует, что самодержавие ее ухудшает:
Страх, скованный цепями
И рожденный под розгой
Можно ли с орлиными крыльями
К солнцу мы парим умом?
И когда они приблизятся,
Мы чувствуем наше ярмо…
Раб даже похвалить не может
Он может только льстить.
В 1796 г. Державин в оде афинскому князю воспевал А. Г. Орлова, находившегося в опале, и в начале своей оды подчеркивал значение самостоятельности и правдивости похвалы и осуждения в творчестве поэта и в его Наша работа.
Державин был искренен в своих похвалах и хотел, чтобы читатели поверили его искренности. «Фелицу» — Екатерину, — пел он увлеченно, такой она казалась ему издалека.

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в обедневшей дворянской семье. Детство провел в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 г., Державин учился в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил на службу в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 году произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 — 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

государственная служба

С 1777 года Державин поступил на государственную службу в Правительствующий сенат в чине статского советника. В 1784 — 1788 годах служил правителем Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он принимал активное участие в улучшении экономики края, способствовал становлению губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державин был назначен кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 года поэт служил тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получил должность президента Торговой коллегии. С 1802 по 1803 год он занимал пост министра юстиции.

последние годы жизни

В 1803 году Державин вышел в отставку и поселился в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 г. Державин, биография которого и в этот период была насыщена поездками, отправился на Украину с визитом к В.В. Капнист. В 1815 году он присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

8 (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Поэт был похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря под Великим Новгородом.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились во время его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Древность и новизна» переводом отрывка из «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавнусу» из сочинений Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода величию» и «Ода благородству».

В 1776 году вышел в свет первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные на горе Читалагой».

С 1779 года Державин отошел от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работая над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II, которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились и другие известные произведения Державина — «Вельможа», «Евгений. Званская жизнь», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и др.

В 1808 году вышло собрание сочинений Державина в четырех томах.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Род Державинов берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первой женой Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон, дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III.
  • Державин изучал немецкий язык с семи лет, читал в подлиннике Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно сказалось на его литературном творчестве.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, гряни!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличие в государственной службе Державин Гавриил Романович награжден орденом

Статья о гаврила+романович+державин из «Свободного словаря»

Гаврила+романович+державин | Статья The Free Dictionary о гаврила+романовиче+державине

Гаврила+романович+державин | Статья о гаврила+романовиче+державине в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

гаврила романович державин

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *