Законы хаммурапи стелла: Аудиогид МУЗЕЙ ЛУВРА — Стелла Хаммурапи Крыло Ришелье Зал 3 — Туристический Гид

Содержание

Аудиогид МУЗЕЙ ЛУВРА — Стелла Хаммурапи Крыло Ришелье Зал 3 — Туристический Гид

Вы находитесь перед одним из наиболее интересных экспонатов Лувра: обелиском, на котором выгравирован так называемый Кодекс Хаммурапи или первый в истории человечества письменный свод законов.

Памятник был найден в начале ХХ века на территории Ирана. Стелла выполнена в виде базальтового блока высотой более двух метров. Блок был выгравирован в Вавилоне, на территории теперешнего Ирана, приблизительно в 1760 г. до н.э. Три тысячи лет спустя его привезли в иранский город в качестве военного трофея. Базальт является очень твердой вулканической породой, с которой невероятно трудно работать. Поэтому еще более поразительной видится точность, с какой был высечен этот каменный законодательный кодекс.

Во времена Хаммурапи Вавилон был превращен в самую богатую и славную столицу Месопотамии. Кроме того, это был первый правитель, который преобразовал передаваемые устно правила в письменный свод законов.

Стела делится на две части: верхнюю, на который вы видите две рельефные фигуры, и нижнюю с текстами закона. Стоящий человек — это сам Хаммурапи, получающий свод законов от бога-солнца

ШАмаш, покровителя справедливости (что это бог, свидетельствует пламя за его плечами). Как видите, обе фигуры выглядят квадратными и жесткими, в них мало естественного. На этом примере можно понять, как в искусстве древнего Вавилона было принято изображать легко узнаваемые сцены и персонажей. Как видим, о правдоподобии изображения здесь особо не заботились.

Текст в нижней части выполнен клинописью, причем невероятно изящно. Он содержит 282 закона, разделенных на главы. Содержание охватывает различные области человеческого сосуществования и самые разные категории преступлений. Правило, которому следует большая часть законов, является так называемым «законом возмездия» или правом возместить в равной мере размер намеренно нанесенного ущерба. Короче говоря, «око за око, зуб за зуб!»

Размер наказания относился только к людям одного и того же социального уровня. Если вы убили сына представителя высшего класса одного с вами ранга, уязвленная сторона имела право убить в отместку вашего сына. Если же вы убили раба, то должны уплатить штраф.

 

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: Любопытство: в кодексе Хаммурапи, так называемом «Законе возмездия» существовал даже закон о винах. Нечестных продавцов, продававших разбавленное вино, топили в реке. В общем, кто доливал воду в вино, в воде же и захлебывался.

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Законы Месопотамии

Законам Хаммурапи предшествовал юридический сборник Эшнунны, который был составлен в этом городе приблизительно в 1790 г. до н. э. Фрагменты сборника обнаружили в 1945 и 1947 гг. на руинах г. Шадуппума. Их составителем считается царь Дадуша.

Кто такой Хамурапи?

Первые сведения о вавилонском царе Хаммурапи были получены в 1853 г. Это клинописные таблички с его именем, которые обнаружены исследователем О.Г. Лэйардом. На следующий год У. Лофт в Ираке раскопал глиняные таблички – торговые контракты времен Рим-Сина, Самсу-Илуны и Хаммурапи. В 1898 г. нашли переписку Хаммурапи с секретарем Син-Иддинамом. Дешифрованные документы позволили прийти к заключению, что Хаммурапи являлся организатором объединенной Месопотамии и ее законодателем. Сохранились сведения о сооружении храмов при царе, положении населения, системе орошения в государстве, ирригационной системе, системе правосудия и др.

Кто нашел свод законов?

Производившиеся с 1897 г. Францией раскопки на территории Персии позволили выявить многие ценные находки. В декабре 1901 г. в г. Сузы был обнаружен большой обломок столба из черного камня. В январе 1902 г. из земли были подняты еще два обломка. Из этих обломков и состояла стела. Стелу отправили в Лувр, где ее изучением занимался Ж.-В. Шейль. Уже осенью 1902 г. в четвертом томе «Записок персидской миссии» увидел свет латинизированный аккадский текст и перевод источника на французский язык под названием «Кодекс законов (частное право) Хаммурапи, царя Вавилона, около 2000 г. до Рождества Христова».

Когда возникли законы?

Законы Хаммурапи высечены на стеле конусообразной формы из черного диорита (высота 0 2,25 м, длина — 1,65 — 1,90 м, вес — 4 т).

Точная дата возникновения законов не установлена. В настоящее время ученые пришли к выводу, что законы написаны не ранее 37-го года правления Хаммурапи. Таким образом, законы были составлены около 1755 – 1752 гг. до н. э., то есть в конце правления Хаммурапи.

В начале эпилога говорится об установлении свода в Вавилоне в храме Эсагила, но уже в конце эпилога – в окрестностях храма Эбаббара. Предположительно, найденная стела – копия оригинала, который стоял в Эсагиле. В Сузах стела оказалась ориентировочно в 1155 г. до н. э.

Свод законов

На верхней части лицевой стороны стелы изображен барельеф в виде двух фигур: одна восседает на троне, другая стоит перед первой. Сидящий – бог солнца, света и оракулов Шамаш, стоящий – царь Хаммурапи. Следующая за барельефом часть лицевой и вся обратная сторона стелы покрыты рядами коротких столбцов на аккадском языке.

Законы Хаммурапи делятся на 282 параграфа. Это деление произвел Ж.-В. Шейль. Они касаются вопросов судопроизводства, охраны собственности и брачно-семейных отношений, частного и уголовного права. Примерно 35 параграфов свода законов не сохранились в целости, их восстанавливали по копиям, сохранившимся на глиняных табличках.

Законы Хаммурапи – первый в истории человечества чисто светский законодательный памятник, то есть начало писаного права. Здесь нет сакрально-религиозной мотивировки отдельных законодательных положений, четко разделены правовые аспекты и религиозно-этические. Культовые и обрядовые моменты представлены лишь в неюридических частях сборника – прологе и эпилоге.

Законы Хаммурапи – это первая попытка унификации права. Это не кодекс как акт кодификации права, поскольку законы – многоотраслевой акт и не содержит положения об утрате силы предшествующих предписаний.

По своему содержанию законы можно разделить на группы:

1. отправление правосудия;

2. охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей;

3. охрана имущества, полученного от царя за службу;

4. операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости;

5. торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области;

6. семейное и наследственное право;

7. преступления против личности;

8. операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области.

Законы Хаммурапи и проблема принципал – агент

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный вавилонским царем Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н.э.), является одним из древнейших памятников права. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле (рис. 1), найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901–1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии), территория современной провинции Хузестан в Иране. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).

Рис. 1. Стела с Кодексом Хаммурапи в музее Лувра. В верхней части стелы изображено получение Хаммурапи свода законов от Бога Солнца (фото взято здесь). Ниже на стеле видна клинопись

Скачать заметку в формате Word или pdf

Эпоха Хаммурапи – это так называемый Старовавилонский период (кон. XX – нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами. Междоусобицей воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792–1750 до н.э.) – незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою миссию – объединить Месопотамию. Около 1755 ему это удалось (рис. 2). «Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка. [1]

Рис 2. Вавилон при Хаммурапи

Законы Хаммурапи нас будут интересовать в свете решения проблемы «принципал – агент». Поэтому сначала о самой проблеме.

Экономическая теория о проблеме принципал – агент

В экономической теории проблема «принципал – агент» является следствием асимметричности информации. Эта проблема появляется во многих ситуациях, например, в отношениях «собственник – менеджер». Собственник компании (принципал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные цели. Конечно, менеджер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичными среди которых обычно называют рост личного благосостояния, разрастание управленческого аппарата, сокращение рабочего дня. Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому деятельность фирмы может быть далеко не всегда направлена на максимизацию прибыли. [2]

В более общем случае принципал рассматривается в качестве собственника ресурсов, а агент – как субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. Другими словами, принципал делегирует определенные правомочия агенту. В свою очередь, агент должен представлять интересы (работать в интересах) принципала за определенную плату. Примеров отношений «принципал–агент» мы видим множество: землевладельцы и арендаторы, физлица и риэлторы, работодатели и работники, инвесторы и брокеры, муниципалитеты и подрядчики, избиратели и законодательный орган (например, Государственная Дума, которой мы делегировали право представлять наши интересы). [3] Агент обладает большей информацией, нежели принципал, т.е. информация между ними распределена асимметрично. В этих условиях принципал не может полностью контролировать действия агента. Следовательно, у последнего возникают стимулы к оппортунистическому поведению и использованию своих правомочий исключительно в собственных интересах.

Например, вы и ваш компаньон как принципалы удовлетворены работой ООО «Коржик», производящего печенье. Ваш партнер давно мечтал совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре, и по этой причине собирается сделать перерыв в трудовой деятельности на один год. Вы же, в свою очередь, хотели бы переключиться на коммерческую деятельность в другой области, скажем, заняться закупками товаров народного промысла у коренного населения одного северо-восточного полуострова России с целью дальнейшей продажи на экспорт. На время вашей занятости вы решаете взять на должность руководителя фирмы наемного управляющего (агента), назначив ему фиксированную заработную плату и оставив инструкции по работе. Однако вскоре обнаруживается: что рыночные позиции вашей фирмы ухудшились. Допустим даже, что управляющий обладает порядочностью и профессионализмом. Но, переложив на его плечи ответственность по принятию оперативных решений, вы поставили перед ним непростую дилемму: зачем идти на риск, если он все равно получает стабильный доход? Отрыв функции собственника от функции управляющего порождает так называемое оппортунистическое поведение

ex post (после заключения договора о найме).

Эффекты информационной асимметрии наряду с прочими проблемами приводят к неоптимальному размещению ресурсов. В последнее время экономика информации стала интенсивно развивающейся отраслью микроэкономики. В круг проблем входят методы сигнализирования, позволяющие ограничить асимметрию информации, процедуры торгов, схемы налогообложения, способы оптимизации контрактов. Нобелевская премия 1996 г. по экономике была присуждена Уильяму Викри и Джеймсу Миррлизу за фундаментальный вклад в развитие теории поведения экономических агентов в условиях асимметричной информации. [4]

Нассим Талеб о переносе хрупкости и проблеме принципал – агент

В ставшей бестселлером Антихрупкости… Нассим Талеб пишет: «Одна из худших проблем нового времени – это пагубный перенос хрупкости [5] с одной группы людей на другую; в итоге одни извлекают выгоду, а другие вынуждены мириться с потерями (хотя они ничего не делали). Из-за этого переноса пропасть между этическим и законным все время расширяется. Суть, конечно, в агентской проблеме. И агентская проблема, конечно же, асимметрична».

О чем речь? Рассмотрим таблицу (рис. 3). Здесь мы видим тех, кто не ставит на кон свою шкуру, но извлекает выгоду за счет других, а также тех, кто принимает риск и ощущает на себе негативные последствия. Как решить эту проблему? На помощь приходят, как обычно, древние. Законы Хаммурапи, созданные около 3800 лет назад, предписывают восстанавливать симметрию хрупкости так: если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, должны убить сына этого строителя. Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

Рис. 3. Перенос хрупкости

Как можно видеть, 3800 лет назад люди были мудрее, чем сегодня. Идея этих параграфов состоит в том, что строитель знает куда больше, чем любой инспектор по технике безопасности, особенно о том, из каких материалов делается фундамент. Это лучшее правило управления риском на все времена, ведь фундамент с его отсроченной способностью к разрушению – главное вместилище скрытого риска. Хаммурапи и его советники знали толк в маленьких вероятностях. Ясно, что цель этого закона – не столько наказывать за разрушившиеся дома, сколько спасать жизни, побуждая строителей всячески избегать причинения вреда кому бы то ни было. Подобная асимметрия особенно сильно проявляется, когда дело доходит до очень маловероятных событий, то есть до Черных лебедей, – мало кто понимает, что это такое, и скрыть риск тут легче всего.

Ральф Нейдер придумал простое правило: у каждого, кто голосует за войну, должен быть по крайней мере один потомок (сын или внук), который отправится на фронт. В Древнем Риме инженеры обязаны были какое-то время жить под мостом, который построили. Талеб считает, что всякий, кто принимает решение, должен «поставить на кон свою шкуру», чтобы разделить ущерб, который будет нанесен, если мнение этого человека или запущенная им информация окажутся неверными. Второе правило гласит, что нам нужны перестраховка и запас прочности; мы должны избегать оптимизации и уменьшать (а то и сводить к нулю) асимметрию нашей чувствительности к риску.

Мы привыкли воспринимать интеллектуала и комментатора как непредвзятых и защищенных членов общества, однако Талеб утверждает, что глубоко неэтично говорить, ничего не делая, не подвергая себя потенциальной опасности, не ставя на кон собственную шкуру и совершенно ничем не рискуя. Вы выражаете свое мнение; оно может навредить другим (тем, кто вам доверяет), а вы при этом не несете никакой ответственности. Разве это честно?

В старину привилегии появлялись вместе с обязательствами. Хотите быть феодалом – вы будете первым, кто в случае чего умрет. Хотите войны? Пожалуйте сразу же в бой. Наполеон подвергался риску: когда он появлялся на поле боя, армия будто увеличивалась на 25 тысяч бойцов. Черчилль доказал, что в боевых условиях он отважен как лев. Эти полководцы воевали и верили в то, за что они воевали. Статус предполагает, что вы подвергаетесь риску физически. В традиционных обществах даже те, кто проиграл, но брал на себя риск, – имеют более высокий статус, чем те, кто не подвергался риску вовсе.

Возможно, социальной справедливости сегодня больше, чем до эпохи Просвещения, но что касается переноса опциональности, его сегодня тоже больше – и вообще больше, чем когда-либо, а это очевидный шаг назад. Как и всегда, когда вместо дела на кону слова, побеждает не тот, кто близок к истине, а тот, кто более очарователен, – или тот, кто способен выдать самый наукообразный текст.

Лекарство от многих этических болезней таково: никогда никого не просите высказать мнение, сделать прогноз или дать совет. Спрашивайте только, какие инвестиции человек сделал – или не сделал. У психолога Герда Гигеренцера есть простое эвристическое правило. Никогда не спрашивайте врача, что вам нужно делать. Спросите его, что он сделал бы на вашем месте. Вы удивитесь разнице между ответами. [6]

Обобщая, можно сказать, что Мать-Природа и в грош не ставит мнения и предсказания; существенно только выживание.

Вопиющее проявление агентской проблемы состоит в следующем. Есть разница между бизнесом, который управляется наемными менеджерами, и бизнесом, который управляется собственником; в последнем случае владелец отчитывается сам перед собой и готов нести убытки. У менеджеров корпораций есть стимулы, но не ограничители, однако общественность этого не понимает, сохраняя иллюзию, что менеджеры «стимулируются» должным образом.

В «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» Адам Смит весьма осторожно отнесся к идее позволить кому-либо получать прибыль и не нести убытки: «Однако от директоров подобных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем своими собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Подобно управляющему на службе у богатых людей, они склонны считать мелкие дела ниже достоинства своих хозяев и очень легко освобождают себя от заботы о них. Поэтому небрежность и расточительность должны всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении делами такой компании. Вследствие этого акционерные компании для внешней торговли редко обнаруживали способность выдерживать конкуренцию частных торговых товариществ. Они редко имели успех без исключительных привилегий; часто не имели успеха и с привилегиями. Без исключительных привилегий они обыкновенно расстраивали торговлю. При исключительных привилегиях они и расстраивали, и стесняли ее». [7]

Талеб считает, что чем меньше людей из левой колонки (см. рис. 3) будет в любой версии «капитализма» или какой-либо иной экономической системы, тем лучше для экономики. Никто не понимает, в чем заключалась главная беда советской системы: каждого, кто был связан с экономикой, она вынуждала перейти в отвратительную левую колонку, отвечающую за хрупкость.

В долгосрочном плане корпорации хрупки настолько, что в итоге рушатся под весом агентской проблемы, ну а менеджеры доят их, получают премии и бросают косточки налогоплательщикам. Корпорации обанкротились бы раньше, если бы не лоббисты: те берут государство в заложники.

Чхан Ха Джун о проблеме принципал – агент наоборот

В книге 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм Чхан Ха Джун обращает внимание на обратную проблему. Считается, что компании принадлежат акционерам. Поэтому компании должны работать в их интересах. Это не только моральный постулат. Акционерам не гарантированы фиксированные выплаты, в отличие от работников (которые получают фиксированные зарплаты), от поставщиков (которым выплачивают определенные цены), от банков-кредиторов (которые получают фиксированные проценты) и от других участников бизнеса. Доходы акционеров варьируются в зависимости от показателей компании, что дает им мощнейший стимул заботиться о том, чтобы компания показывала хорошие результаты. Когда компания становится банкротом, держатели акций теряют все, тогда как остальные заинтересованные лица получают хотя бы что-то. Тем самым, акционеры несут риск, который не несут остальные участники, что заставляет первых максимизировать результаты компании. Когда вы управляете компанией на пользу акционерам, ее доход (то, что остается после осуществления всех фиксированных выплат) максимально увеличивается, что, в свою очередь, максимально увеличивает ее общественный вклад.

Всё это красиво в теории, но… Возможно, акционеров и можно считать владельцами корпораций, но их, как наиболее непостоянных из всех «участников процесса», зачастую меньше всего заботит отдаленное будущее компании (за исключением случаев, когда они являются столь крупными пайщиками, что не могут продать свои акции, не нанеся при этом серьезного ущерба бизнесу). Поэтому акционеры, особенно мелкие, но не только они, предпочитают корпоративные стратегии, которые максимально увеличивают краткосрочную прибыль, обычно в ущерб долгосрочным инвестициям, и максимально увеличивают дивиденды с этой прибыли, что еще больше ослабляет долгосрочные перспективы компании — тем, что сокращают объем нераспределенной прибыли, которую можно было бы пустить на реинвестирование. Когда компанией управляют акционеры, это нередко снижает ее возможности долгосрочного развития.

И, наконец, вклад законов Хаммурапи в проблему принципал – агент

Посмотрите, как изящно в 1755 г. до н.э. проблему принципал – агент решали вавилоняне. Вспомните, что упомянутая проблема связана с асимметрией информации: агент располагает значительной информацией, но в соответствии с логикой Талеба «не ставит шкуру на кон», принципал же знает меньше, зато рискует всем. Современное право опутывает агента всевозможными законами, пытаясь предусмотреть как можно больше нюансов (отсюда и многостраничные контракты, описывающие всё и вся). Древние просто «переводят стрелки» на агента: раз ты располагаешь информацией, ставь на кон свою шкуру!

§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель должен быть убит.
§ 9. Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед Богом то, что они знают, и тогда продавец – вор. Он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.
§ 10. Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель – вор. Он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.
§ 11. Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он – лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.
§ 42. Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
§ 109. Если шинкарка, в доме которой собирались преступники, не схватила этих преступников и не привела их во дворец к властям, то эта шинкарка должна быть убита.
§ 120. Если человек ссыпал свое зерно в доме другого человека для хранения, а в амбаре произошла пропажа, или же хозяин дома открыл амбар и взял зерно, или же он совсем отрицал, что зерно было ссыпано в его доме, то хозяин зерна может перед Богом поклясться относительно своего зерна, и хозяин дома должен будет удвоить количество зерна, которое он взял, и отдать хозяину зерна.
§ 138. Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.
§ 188. Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
§ 189. Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
§ 218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом н убил этого человека, то ему должны отрубить кисть руки.
§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
§ 230. Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
§ 231. Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
§ 232. Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.
§ 234. Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
§ 253. Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.

[1] Цитируется по «Законы вавилонского царя Хаммурапи», см., например, здесь.

[2] Используются материалы из Курса экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой, главы 8 и 9.

[3] Подробнее о проблеме «принципал–агент» в отношениях между избирателями и законодателями см. в книге Дугласа Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики».

[4] Подробнее см. «50 лекций по экономике», лекция 49 Асимметрия информации.

[5] Под хрупкостью Талеб понимает свойства нашей организации ведения дел, которая не способствует выживанию… фирм, сообществ, человечества в целом. Мать-природа предусмотрела много резервных ресурсов, что помогает выживать организмам и целым экосистемам, даже в условиях катастроф. С другой стороны, наши организации оптимизированы настолько, что незначительные колебания конъюнктуры способны их убить. «Заточенность» на извлечение прибыли делает наши компании хрупкими при появлении Черных лебедей – неожиданных негативных событий.

[6] См., например, эссе Герда Гигеренцера (на русском языке), посвященное тому, как научиться брать на себя ответственность и жить в ситуации неопределенности. Книги Гигеренцера на русский язык не переводились, но на английском их вышло немало; см., например, на Ozon.ru или Amazon.com. Дополнение от 6 мая 2017 г. В 2015 г. на русском языке вышла книга Герд Гигеренцер. Понимать риски. Как выбирать правильный курс.

[7] Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — С. 691.

Rustik68 – Законы Хаммурапи

 

Законы Хаммурапи*

 

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), шестого царя первой Вавилонской династии, были найдены в 1901-1902

   
    Законы Хаммурапи
годах французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) и ныне хранится в Лувре. Этот литературный памятник древнего законодательства, написанный классическим старовавилонским языком (аккадский диалект) датируется XVIII веком до н.э. Введение и заключение составлены в ритмической форме.

Чёрный базальтовый столб, на котором высечены эти законы, был захвачен в качестве трофея эламитами при их очередном набеге на Вавилонию. По повелению эламского царя несколько строк текста было стёрто, очевидно, с целью поместить имя этого царя, в результате 35 из 282 высеченных изначально статей написанных на лицевой стороне столба к моменту его находки отсутствовали. На фото справа (кликнете изображение стеллы, чтобы разглядеть её подробнее) видно, что верхняя часть лицевой стороны столба украшена рельефным изображением Хаммурапи стоящего в молитвенной позе перед сидящим богом Солнца и Правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена клинописным текстом. По приведённой выше причине на стеле сохранились 247 из 282 статей законов. Позднее недостающие статьи были почти полностью восстановлены на основе фрагментов клинописных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашурбанипала.

Текст состоит из трёх частей: введения, собственно законов и заключения. Сами законы принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву и раскрывают многие важные вопросы социальной истории Вавилонии первой половины II тысячелетия до н.э. Примечательно, что за любой мало-мальски серьёзный проступок по этому законодательству полагается смерть.

 

 

В настоящий момент существует много переводов на русский язык законов

&nbsp &nbsp
Хаммурапи, моими источниками по ознакомлению с эти вавилонским кодексом явились различные советские хрестоматии, где публиковались как его отрывки, адаптированные варианты, так и полновесный текст. В «Хрестоматии по истории древнего мира»
&nbsp &nbsp
(Учпедгиз М., 1950) перевод текста был дан по изданию: I Kohker, A.Ungnad und F.Peiser, Hammurabis Gezetze. B-de I-III. Leipzig, 1904-1909. A.Ungnad, Die Keilschhrifttexteder Gezetze Hammurabis. В «Хрестоматии по истории древнего мира» (М., 1956) публиковался облегчённый вариант перевода с издания клинописного текста A.Ungnad, Keilschhrifttexteder Gezetze Hammurabis.Leipzig, 1909. Более свежий двухтомник «Хрестоматии по истории Древнего Востока» публикует комментированный перевод Липина Л.А. (восполняющий лакуны), по клинописному изданию Bergmann E. Codex Hammurabi. Textusprimigenius, ed. Teria . Roma, 1953. с использованием работ Drirer G.R. and Miles J.C. The Babylonian laws. Oxford. 1955-1956, vol. I-II. Следует ещё отметить перевод Дьяконова И.М «Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства» (ВДИ, 1952, №3)

Сам текст лучше читайте в библиотеке МСУ в проверенном переводе, т.к. он
ПОЛНОСТЬЮ ВЫЛОЖЕН В СЕТЬ.
В свою очередь обязуюсь, если вдруг тот сайт перестанет работать, выложить версию перевода из указанных хрестоматий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Из переписки царя Хаммурапи

 

Глиняные таблички первой половины XVIII в. до н. э. из архива царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.).

Письма Хаммурапи и получавшиеся им донесения, содержащие много сведений о земельных отношениях в Вавилонии, иллюстрируют примерами из жизни некоторые установления кодекса этого царя. Особенно интересны тексты, в которых сообщается о спорах за воду для орошения и земельные участки. Документы эти показывают также, как активно царь Вавилона вмешивался в отношения между подданными и контролировал деятельность старейшин и собраний жителей различных городов.

ПИСЬМО ПРИБЛИЖЕННОГО ЦАРЯ ХАММУРАПИ К ГРАДОНАЧАЛЬНИКУ ГОРОДА ЛАРСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВИЛЬНОЙ ВЫДАЧИ НАДЕЛА СЕМЬЕ ЦАРСКИХ СЛУГ

Шамаш-хасиру скажи: так говорит Авель-Нинурта. Шамаш да животворит тебя.

Пирхум, сын Мутум-эля, известил меня о следующем, говоря так: «В доме моего отца1 мы выполняли одну должность в качестве гонцов [и] одну должность в качестве волопаса; [а теперь] поле2 дому нашего отца дано полностью только на волопаса». Если должность только одна, то они наделены полностью. Расследуй дело: если в доме отца их две должности, то раздели им их доли надвое. Он не должен обращаться во дворец.

1 Дом отца — род или большая семья.
2 Служебный надел, являвшийся вознаграждением за работу по данной должности.

 

ПИСЬМО ЦАРЯ ХАММУРАПИ ГРАДОНАЧАЛЬНИКУ ГОРОДА ЛАРСЫ ПО ПОВОДУ СУДЕБНОГО ДЕЛА О ЗЕМЕЛЬНОМ НАДЕЛЕ

Шамаш-хасиру и Мардук-насиру скажи: так говорит Хаммурапи.

Иби-Адад,… (название должности), известил меня о следующем, говоря так: «Поле дома отца моего, которое мы с давних пор держали, оспорил у меня Шеп-Син Глухой, сын Абиятума; затем Шамаш-хасир, город[ской совет] и старейшины собрались и рассмотрели дело об этом поле, установили клятвенными показаниями, что Абиятум, отец Глухого, этого поля не держал, [что] это поле — наше держание, и выдал мне таблетку. А в таблетке, которую они мне дали, Абиятум, отец Глухого, записан в свидетели. Теперь же Глухой, сын Абиятума, опять оспорил у меня мое поле, и даже ячмень мой он сторожит». Так он известил меня. Если это так, как сказал Иби-Адад,… (название должности) и дело об этом поле Шамаш-хасир, город[ской совет] и старейшины рассмотрели и установили клятвенными показаниями, что поле [принадлежит] только Иби-Ададу, а в таблетке Абиятум, отец Глухого, записан в свидетели, то верните поле и ячмень Иби-Ададу; еели же дело об этом поле не рассматривалось, Шамаш-хасир не установил [принадлежности] этого поля клятвенными показаниями и затем не отдал Иби-Ададу, то пусть оружие бога сойдет к полю, а затем вы, город[ской совет] и старейшины, перед богом установите дело об этом поле клятвенными показаниями и передайте это поле в вечное владение 1.

1 То-есть в состав полей, связанных с определенной деятельностью.

 

ПИСЬМО ЦАРЯ ХАММУРАПИ ГРАДОНАЧАЛЬНИКУ ГОРОДА ЛАРСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕРАВНОГО ЗАХВАТА ПОЛЯ

Шамаш-хасиру, Син:Мушаллиму и товарищам их скажи: так говорит Хаммурапи.

Уруш-мубаллит, старшина «Западных»1, поместил стражу на поле, которое держит плотник Идин-Нана, что между Забнатумом и Эгиккирумом, которое прежде Ирра-каррад ограбил у Идин-Наны.

Уруш-мубаллиту я написал настоятельно, чтобы он убрал стражу, которую он поместил на поле Идин-Наны. А вы же сами уберите стражу, которую Ураш-мубаллит поместил на поле Идин-Нана, и поле подтвердите за плотником Идин-Наной.

1 Наемников из числа кочевников.

 

ПИСЬМО ЦАРЯ ХАММУРАПИ ГРАДОНАЧАЛЬНИКУ ГОРОДА ЛАРСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕКОТОРЫХ ИРРИГАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Шамаш-хасиру и товарищам его скажи: -так говорит Хаммурапи. Маниум и Авель-илим, воины, написали мне о следующем, говоря так: «В канале Угдимша спала вода, и до арендованного нами поля не доходит». Так они напиcали мне. Пойдите к устью канала Угдимша, и если вода спала и до арендованного ими поля вода не доходит, то устройте им в устье канала Угдимша проточную воду. Если воды, которая сейчас подымается в канал Угдимша, не мало и достаточно, чтобы увеличить [подачу] на арендованное ими поле, то никакого [оросительного] сооружения в устье канала Угдимша не ставьте. А кроме того, Маниум и Авель-илим, воины, оспаривают [друг у друга] их арендованное поле. Согласно таблетке (табличке) пожалования (?), которую я пожаловал (?) им, подтвердите за ними арендуемое поле.

 

Перевод И.М. Дьяконова по публикации клинописных текстов E.Thureau-Dangin, La corres-pondence de Hammurabi avec Samas-Hâsir, №№ 64, 40, 39,36.

 

P.S.
Но вот с историей находки самой стеллы Хаммурапи, до сих пор ещё меня смущает один пунктик. Текст на найденной стеле имел некоторый дефектик, а именно: 35 из предположительно выбитых там 282 статей законов были затёрты, т.е. сохранились 247 из 282 статей. Вроде, учёным историкам повезло и позднее недостающие статьи были почти полностью восстановлены на основе фрагментов клинописных табличек (tables), найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашурбанипала. Тут только можно порадоваться за учёных, за то что им так удачно подфартило… Но вот интерпретация изначальной причины утраты 35-ти строк… вызвала некоторое изумление, ещё раз рассмотрим подробнее этот странный пунктик:
Чёрный базальтовый столб, на котором высечены эти законы, был захвачен в качестве трофея эламитами при их очередном набеге на Вавилонию. По повелению эламского царя несколько строк текста было стёрто (речь как раз об утраченных 35 статьях Закона), очевидно, с целью поместить сюда имя царя-победителя.
У меня возник вопрос, почему затёрт именно участок со статьями закона, а не «введением», и вообще, почему именно там, где текст, а не там, где изображение Хаммураби? Заради удобства? Но если глянуть на стелу, то для увековечивания имени эламского победителя-наследителя (пришёл – увидел – наследил), помимо текста места более чем предостаточно. Конечно, имя победителя могли не выбить, а «прорисовать» краской, следы которой могла и не сохраниться, — вопрос не в способе исправления, а в локализации места «корректуры». В Лувре не бывал, и, видимо, не туда не попаду, поэтому разглядывал и скачанный с луврского сайта фотографию столба с ЗХ. Да, есть там участок (под ногами Hamurabi), где текст как-то плохо виден. Видимо это и есть «затёртости», а маленький скол, что прямо под ногами Шамаша, вряд ли способен скрыть 35 статей Закона.
Возникают вопросы:
1) Раз стелу привезли в кач-ве трофея, значит выбитые на ней законы, представляли для «победителей» определённую ценность. Потому, вроде резоннее было затереть эламитам нашего Hamurabi и пририсовать там своего эламского господаря.
2) Ещё проще было надписать, прямо наверху, что портрет получился не шибко удачным, и просьба, мол, не путать – здесь на самом деле выбит профиль достославного царя эламитов, а не случайно оказавшегося немножко похожим на его недостойного вавилонского князька хаммурабки, — все совпадения считать случайными!!!.
3) Если, эламиты особо красками и малярными кисточками не баловались, но держались традиций камнерезного дела, то почему не выбито имя эламитского господаря, т.е. дело не доведено до «ума»? Не могу поверить в ситуацию, что когда эламитским господарем был дан приказ затереть кусок текста законов, и на месте оного, выгравировать «главное» эламитское имя, случилось следующее: внезапно пришёл другой соседский царёк, из соседского нома, с которым наш эламит был дюже дружен, и предложил царственному эламиту: знаешь, я тут сетку протянул между нами и игрушку новую купил на рынке – Бирюльки-3, а эти бирюльки покруче пятой кваки будут… Тут наш эламит забыл про законы, сел за комп и айда гонять по сети, а его придворный камнерез посмотрел на это, да и думает, да нашиша мне надо тут париться, наш господарь-то пока играет, забудет про даденное задание. Ну,… что и случилось, — так получается?…
Просто как-то странно всё в хрестоматиях разъяснено, как-то бестолково. Весьма сомнительно выглядит версия, что удалялась ценная трофейная надпись из ЗАКОНА запечатленного на каменнной глыбе которую проволочили не один лье, речь именно о возможно неверной интерпретации. Какова логика приведённой в хрестоматиях формулировки: «по повелению эламского царя, увезшего эту надпись в кач-ве трофея, несколько строк было стёрто, ОЧЕВИДНО, с целью поместить имя этого царя…»
Может на самом-то деле никто и не затирал, а надпись повредилось временем или эламитами, когда они волокли (именно волоком) стелу из Вавилона, или на первоначальном этапе во время раскопок тюкнули эту стелу киркой или лопатой?

Законы хаммурапи | Правовой совет

Законы Хаммурапи — один первых сводов законов человеческой цивилизации, памятник древнего мира и источник знаний о быте, устройстве общества и порядках наших предков.

На реках Вавилонских

Давным-давно, в месте, где реки Евфрат и Тигр ближе всего подходят друг к другу, стоял прекрасный город Вавилон — столица великого Вавилонского царства.

Легендарный город Вавилон, он пережил многочисленные набеги, захваты, перенес неоднократные разрушения, и окончательно опустел во II столетии. Но такова была сила Вавилона, что слава о нем сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить город в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

Я — Хаммурапи, царь совершенный

Люди, даже мало интересующиеся историей, все равно что-то да слышали о Хаммурапи. Хотя даже специалисты знают о нем доподлинно очень мало. Точно известно только, что он — самый успешный из вавилонских царей, который правил страной 43 года.

В начале правления его государство было весьма скромным, и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. Но всю жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона. А к концу правления Хаммурапи был единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».

Справедливость Хаммурапи

Наряду с военными победами, Хаммурапи прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Начало его царствования ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

“Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я — пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью”.

Хаммурапи придавал большое значение хозяйственным делам, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы. Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

Стела со сводом законов

Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на стеле высотой в 2,25 метра из чёрного диорита. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл, которые символизируют справедливость и правоту. Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти. Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

Стела была установлена на главной площади как напоминание горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Подобные стелы были и в других частях государства. Сам текст законов распространялся среди подданных на глиняных табличках.

«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне… для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя -законодателя… Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике.
Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи — владыка, который для своего народа как бы отец во плоти…доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».

Спустя 600 лет во время одного из набегов на Вавилон стела в качестве военного трофея была вывезена в Сузы, где позднее ее обнаружили археологи.

Какие законы ввел Хаммурапи?

Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк.

До нас дошли только 247 записей из 282, поскольку остальные были стерты с течением времени. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.

Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить. Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.

В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз. В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.

Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

Вы также можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Задать вопрос юристу

Законы Хаммурапи – кратко — Русская историческая библиотека

Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.), самый известный царь Вавилона, издал свои знаменитые Законы (см. подробную статью о них на нашем сайте), вероятно, ок. 1755 г. до Р. Х. Они переписывались потом полторы тысячи лет как великий памятник мудрости – как позднее римское право или кодекс Юстиниана. Однако, новизны в них, скорее всего, было мало – объединив Месопотамию, Хаммурапи просто внедрил по всему её пространству законодательные установления, большинство которых использовалось уже и раньше. Главной новой чертой в кодексе Хаммурапи стало усиление роли государства в экономике, регулировка им цен, арендных отношений, долговых процентов, водопользования. После краха древних шумерских «социалистических» империй значение государства в хозяйственной жизни заметно ослабло, но теперь оно вновь возросло, хотя далеко не до прежних размеров.

 

Законы Хаммурапи. Краткая характеристика. Видеоверсия этой статьи

 

Защищая бедных от богачей, Законы Хаммурапи установили предельный срок долгового рабства – 3 года. Они запрещали отбирать для покрытия долга не только землю, но и урожай. Каждые 10-15 лет Хаммурапи его преемники «указами справедливости» освобождали долговых рабов и кассировали часть долгов вообще.

Тем не менее, эти Законы отнюдь не устраняли сословной неравноправности. Низший слой месопотамского общества делился в эту эпоху на три основных сословия: авилумы (крестьяне свободных, самоуправляющихся общин), мушкенумы («склоняющиеся под покровительство» – крепостные или полукрепостные арендаторы царской земли) и вардумы (частные рабы, которые, правда, часто имели собственное имущество и семью). Кодекс Хаммурапи не отменял этого деления, и ущерб, нанесённый личности авилума, в нём карался сильнее, чем в случае, если бы пострадал мушкенум. Однако в браках людей разных сословий дети должны были наследовать права более привилегированного родителя. Рабам разрешалось выступать на суде в свою пользу. Обращённый в рабство на чужбине вавилонянин по прибытии на родину немедленно освобождался без выкупа.

Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

 

Принцип талиона (наказания «равным за равное») Законы Хаммурапи проводили в самом буквальном смысле. Выбивший глаз или зуб лишался собственного глаза или зуба. За необоснованное обвинение клеветник наказывался карой, которая угрожала бы ответчику, если бы обвинение оказалось истинным. Смертная казнь применялась широко – в том числе и за многие виды воровства. При шумерах широко применялись наказания штрафами, но в кодексе Хаммурапи их почти не было. Впрочем, самые распространённые уголовные преступления (большинство видов воровства, убийство) в Законах почти не упоминаются: они решались по обычному праву, которое Хаммурапи не собирался менять. Зато он уделял большое внимание семейному праву.

Изданный им сборник законов Хаммурапи считал главным достижением своей жизни, возглашая: «Мои законы отменны и не имеют равных» Он запретил преемникам уничтожать или менять их (хотя некоторые учёные полагают: в этом запрещении он имел в виду лишь то, чтобы с его собственным именем никто не связывал никакого другого кодекса). До нас дошло около 40 копий Законов Хаммурапи – столько не имеет ни один иной клинописный текст. Их продолжали делать даже тогда, когда в Месопотамии действовало уже другое законодательство.

 

#хаммурапи Instagram posts (photos and videos)

20 ноября 1959 Генеральная ассамблея #ООН приняла декларацию по правам ребёнка. Сам термин #педиатрия пришел к нам с греческого языка, и сложился он из двух слов – #paidos, что значит #ребенок или #дитя, и #iatreia – #лечение Педиатрия, как отдельное направление медицины, появилась не так давно, но тем не менее первые советы, касающиеся ухода за детьми, встречаются в древних работах Ибн Сины, Гиппократа, и других выдающихся ученых и медиков. В начале 20 века была найдена #библиотека царя Ашшурбанипала, состоящая из глиняных табличек. Среди них было около тысячи табличек с медицинским содержанием. Тогда же годы археологи обнаружили каменную плиту царя #Хаммурапи (1730-1685 годы до н. э.), на которой был высечен #кодекс, свод законов. Среди них существовал один, предусматривающий ответственность врача за допущенные ошибки. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях государства Урарту, Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. «Отец» медицины, греческий врач #Гиппократ (460—377 гг. до н. э.), в книге «О природе ребенка» приводит сведения о закономерностях роста ребенка и развития ребенка. В трудах таких врачей античного мира, как Соран Эфесский, #Гален, также можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В XV—XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням. В XVII в., благодаря классическим работам английских ученых Глиссона, Сиденхемао рахите, оспе и кори, скарлатине, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей. Как отдельную науку педиатрию начали выделять только во второй половине 19 века. К концу 19 века в Париже была основана школа, которая готовила квалифицированных педиатров. В 20 веке другие страны также подхватили эту идею и начали создавать свои педиатрические школы.

Стела Хаммурапи: определение и концепция

Стела Хаммурапи

В некоторых случаях стелы использовались для передачи идей группе людей. Правитель Вавилона, Хаммурапи , разработал новый правовой кодекс, в котором содержались руководящие принципы для всех аспектов вавилонского общества. Код Хаммурапи дифференцировал людей в соответствии с их социальным классом и полом и применял соответствующие законы и наказания. Например, кодекс Хаммурапи требовал, чтобы фермеры-арендаторы тщательно обрабатывали землю и содержали все каналы и канавы в хорошем состоянии.Фермер, пренебрегавший своими полями и каналами, либо должен был заплатить за ущерб, либо, если затраты были особенно высокими, фермера могли продать в рабство, чтобы выплатить долг.

Крупный план стелы Хаммурапи

Другой раздел кодекса Хаммурапи контролировал частную жизнь жителей Древнего Вавилона. Согласно кодексу, родители молодой пары несли ответственность за организацию брака.Невеста получала приданое от отца, а отец жениха должен был сделать подарок отцу или невесте. Как только пара поженилась, новая жена должна была оставаться полностью верной своему мужу. Неверная жена предстала перед судом и могла быть приговорена к смертной казни в случае признания ее виновной.

Поскольку кодекс Хаммурапи касался очень многих различных аспектов вавилонской жизни, Хаммурапи вырезал свои законы на высоких стелах. Стела Хаммурапи была размещена в общественных местах по всему королевству и была написана на родном языке жителей Вавилона.Это гарантировало, что любой грамотный мог прочитать кодекс Хаммурапи и увидеть, как законы применимы к их жизни.

Стела Хаммурапи в Лувре

Кодекс Хаммурапи был первым письменным юридическим кодексом в древнем мире. Код помог гарантировать, что королевство работает гладко и что люди знают, как себя вести в соответствии с кодексом. Многие другие правители подражали кодексу Хаммурапи и создали свои собственные правовые кодексы для управления своими обществами.Когда через много лет после правления Хаммурапи был захвачен Древний Вавилон, захватчики забрали одну из стел Хаммурапи обратно в Персию, где она была обнаружена в 1901 году.

Сегодня вы можете увидеть стелу с почти полной версией кода Хаммурапи в Лувре. Музей в Париже. В музеях Чикаго, Нидерландов, Берлина и Ирана также есть точные копии стелы.

Реплика стелы Хаммурапи из Берлина

Краткое содержание урока

Стела — это большой резной кусок дерева или камня, содержащий информацию о конкретном обществе.Самый старый письменный свод законов в мире, кодекс Хаммурапи, был вырезан на нескольких стелах и выставлен в общественных местах. Кодекс Хаммурапи повлиял на все аспекты жизни Древнего Вавилона. Публичная демонстрация кода на стелах позволила жителям Вавилона самому прочитать код и понять, как он применим в их жизни. Одна стела Хаммурапи сохранилась до наших дней и в настоящее время выставлена ​​в Лувре.

Результаты обучения

Когда вы закончите, вы сможете:

  • Сказать, что такое стела
  • Опишите стелу Хаммурапи
  • Обсудить влияние кода Хаммурапи на древние культуры

Кодекс Хаммурапи | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Опишите значение кода Хаммурапи

Ключевые моменты

  • Кодекс Хаммурапи — одно из старейших расшифрованных длинных писаний в мире (написано ок.1754 г. до н.э.) и содержит свод законов древнего Вавилона в Месопотамии.
  • Кодекс состоял из 282 законов с наказаниями, которые варьировались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники).
  • Некоторые рассматривают Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и как возможность представить доказательства по своему делу.
  • Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод.Почти половина кода сосредоточена на контрактах, а треть — на семейных отношениях.
  • Было три социальных класса: амелу (элита), мушкену (свободные люди) и арду (рабы).
  • Женщины имели ограниченные права, и в основном основывались на брачных контрактах и ​​правах на развод.

Условия

клинопись

Клиновидные буквы, использовавшиеся в древних системах письма Месопотамии, отпечатаны на глиняных табличках.

ardu

В Вавилоне раб.

мушкену

В Вавилоне свободный человек, вероятно, безземельный.

амелю

В Вавилоне элитный социальный класс людей.

стела

Каменная или деревянная плита, обычно выше ширины, установленная как памятник.

Кодекс Хаммурапи — одно из старейших расшифрованных длинных писаний в мире, содержащее свод законов древнего Вавилона в Месопотамии. Написанный примерно в 1754 г. до н.э. шестым царем Вавилона Хаммурапи, Кодекс был написан на каменных стелах и глиняных табличках.Он состоял из 282 законов с наказаниями, которые варьировались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники). Наиболее известен вид наказания «око за око, зуб за зуб» ( lex talionis ). В то время в регионе существовали и другие формы кодексов законов, в том числе Кодекс Ур-Намму, царя Ура (ок. 2050 г. до н. Э.), Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н. Э.) И кодекс Липита. -Иштар из Исина (ок. 1870 г. до н.э.).

Законы были сгруппированы так, чтобы граждане могли легко прочитать то, что от них требовалось.Некоторые рассматривают Кодекс как раннюю форму конституционного правления, а также как раннюю форму презумпции невиновности и способности представлять доказательства по своему делу. Намерение часто признавалось и приводило к наказанию, а халатность сурово наказывалась. Некоторые из положений могли быть кодификацией решений Хаммурапи с целью самовосхваления. Тем не менее, Кодекс изучался, копировался и использовался в качестве модели для юридической аргументации в течение как минимум 1500 лет после этого.

В прологе Кодекса Хаммурапи заявляет, что он хочет «сделать справедливость видимой на земле, чтобы уничтожить нечестивого человека и злодея, чтобы сильный не мог причинить вред слабому».«Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса сосредоточена на контрактах, таких как выплачиваемая заработная плата, условия сделок и ответственность в случае материального ущерба. Треть кодекса посвящена бытовым и семейным вопросам, включая наследование, развод, отцовство и сексуальное поведение. Один раздел устанавливает, что судья, неправильно решивший вопрос, может быть отстранен от должности навсегда. Несколько разделов посвящены военной службе.

Одним из наиболее известных разделов Кодекса был закон № 196: «Если один выколет глаз другого человека, они вырежут ему глаз». Если сломать человеку кость, то сломают и кость. Если один разрушит глаз свободного человека или сломает кость свободного человека, он должен заплатить одну золотую мину. Если разрушить глаз раба человека или сломать кость рабу человека, он должен заплатить половину своей цены ».

Во времена правления Хаммурапи существовало три социальных класса. амелу изначально был элитным человеком с полными гражданскими правами, чьи рождение, брак и смерть были зарегистрированы.Хотя у него были определенные привилегии, он также подлежал более суровому наказанию и более высоким штрафам. К этой группе принадлежали король и его двор, высокопоставленные чиновники, профессионалы и мастера. мушкену был свободным человеком, который, возможно, был безземельным. Он был обязан принять денежную компенсацию, заплатил меньшие штрафы и жил в отдельной части города. ardu был рабом, хозяин которого платил за его содержание, но также забирал свою компенсацию. Ardu мог владеть собственностью и другими рабами, а также мог покупать свою свободу.

Женщины вступили в брак по контракту, заключенному ее семьей. Она пришла с приданым, и подарки, подаренные женихом невесте, также пришли с ней. Развод оставался на усмотрении мужа, но после развода он должен был восстановить приданое и обеспечить ей доход, и все дети переходили на попечение женщины. Однако, если женщина считалась «плохой женой», ее могли выслать или сделать рабыней в доме мужа. Если жена возбудит иск против своего мужа за жестокость и пренебрежение, она может получить разлучение по закону, если дело будет доказано.В противном случае в наказание ее могут утопить. Прелюбодеяние наказывалось утоплением обеих сторон, если только муж не желал помиловать свою жену.

Археологи, в том числе египтолог Гюстав Жекье, обнаружили код в 1901 году на древнем месте Сузы в Хузестане; перевод был опубликован в 1902 году Жаном-Винсентом Шейлем. Базальтовая стела, содержащая клинописный код, начертанный на аккадском языке, в настоящее время выставлена ​​в Лувре в Париже, Франция. Реплики находятся в других музеях мира.

Кодекс Хаммурапи. На этой базальтовой стеле на аккадском языке клинописью начертан Кодекс Хаммурапи.

Аудиогид МУЗЕЙ ЛУВРА — Стела Хаммурапи Зал Ришелье 3 — Экскурсионный гид

Вы находитесь перед одним из самых интересных произведений Лувра, стелой, на которой находится так называемый Кодекс Хаммурапи — самое раннее собрание писаных законов. в истории человека — выгравировано.

Обнаруженная в начале 20 века в Сузах на территории современного Ирана, стела представляет собой большой блок базальта высотой более двух метров.Он был выгравирован в Вавилоне, на территории современного Ирака, около 1760 г. до н.э., и был возвращен в иранский город примерно 3000 лет спустя в качестве военной добычи. Базальт — чрезвычайно прочная вулканическая порода, с которой трудно работать, поэтому точность, с которой выгравирован кодекс законов, еще более ошеломляет.

В дополнение к превращению Вавилона в богатую и известную столицу всей Месопотамии, Хаммурапи был первым правителем, который решил преобразовать правила, ранее передаваемые устной традицией, в настоящий свод законов.

Стела состоит из двух частей: в верхней части видны две рельефные фигуры, а в нижней — текст законов. Вертикальная фигура слева — это сам Хаммурапи, символически принимающий законы от бога солнца Шамаша, покровителя Справедливости, узнаваемого по пламени позади него. Как вы можете видеть, две фигуры изображены жестко, квадратно, очень «неестественно» и типично для вавилонского искусства, которое нацелено на изображение сцен и персонажей, которые было легко узнать, без особого внимания к тому, чтобы сделать их реалистичными.

Текст, который вы видите в нижней части, выполнен клинописью, нарисован очень элегантной рукой и содержит 282 закона, разделенных на статьи. Контент охватывает различные области человеческого сосуществования и различные категории правонарушений. Нормой, регулирующей большинство законов, является так называемый закон возмездия, то есть право в равной мере причинять ущерб тем, кто намеренно причиняет вам вред. Одним словом, «око за око и зуб за зуб!»

Равенство наказания коснулось только людей одного социального уровня.Если сын дворянина был убит другим лицом того же ранга, он мог отомстить за себя, убив сына преступника. Если убитый был рабом, убийца получил штраф.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: в Кодексе Хаммурапи так называемый закон возмездия действовал также и в отношении закона о вине; нечестные торговцы вином были фактически наказаны тем, что их топили в реке. В основном те, кто добавлял воду в вино, умирали в воде!

Хаммурапи и создание кодекса…

На плодородной равнине между иракскими реками Тигр и Евфрат когда-то существовал Вавилон. Основанный незадолго до 2300 г. до н. Э., Вавилон стал крупнейшим городом в мире под властью царя Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н. Э. Хаммурапи (1810-1750 гг. До н.э.) унаследовал власть от своего отца, став шестым и самым известным правителем Вавилона.

Несмотря на то, что он жил почти 4000 лет назад, о Хаммурапи и его правлении известно удивительное количество. Это связано с такими археологическими открытиями, как Марийские архивы, хранилище тысяч табличек в восточной Сирии на краю того, что стало Вавилонской империей.

Вавилон, унаследованный Хаммурапи, был городом, в котором укрепление было приоритетом перед расширением. Хаммурапи изменил это. Хотя он все еще продолжал укреплять Вавилон, в первые десять лет своего правления Хаммурапи руководил строительством каналов, ирригационных систем и мест поклонения. Кроме того, он распространял богатство Вавилона среди его граждан. Добившись успеха в Вавилоне, Хаммурапи затем использовал как дипломатию, так и войну, чтобы расширить границы своей империи. К тридцатому году правления Хаммурапи большая часть Месопотамии находилась под его контролем.Эту великую империю иногда называют Вавилонией. Последние годы Хаммурапи были отмечены значительными усилиями по восстановлению территорий и народов, разрушенных предшествующими войнами и завоеваниями.

Хотя Хаммурапи был опытным правителем, как и все люди, он не был идеальным. Переписка и интервью, обнаруженные в Марийских архивах, показали, что личность Хаммурапи иногда была менее обширной, чем его империя. У него были переменчивые настроения, и он мог питать подозрения по отношению к своим союзникам, так же как они иногда питали подозрения к нему.

Тем не менее историки единодушны в том, что Хаммурапи следует помнить как борца за справедливость. Самым важным свидетельством этого является Кодекс Хаммурапи: в конце своего правления Хаммурапи собрал законы Вавилонии в один правовой кодекс, вырезал его в камне и выставил на всеобщее обозрение.

Кодекс Хаммурапи вырезан на цилиндрической плите из черного базальта, которую часто называют стелой. Считается, что на стеле размером 2,25 метра и шириной 65 сантиметров действовали законы древней Вавилонии.Его обнаружили французские археологи зимой 1901/1902 годов. Поскольку в Кодексе упоминаются города, которые не были частью Вавилонии до тридцать первого года правления Хаммурапи, и поскольку в Кодексе упоминается преклонный возраст Хаммурапи, Кодекс был написан на поздних сроках его правления.

Стелу можно разделить на четыре основных части:

  • В верхней части стелы есть рельефная скульптура, изображающая божественное принятие Хаммурапи Кодекса (или, возможно, власть его создать) от бога солнца Шамаша.
  • Письменная часть Кодекса начинается с пролога, который описывает, как Хаммурапи был избран богами, чтобы восстановить справедливость в Вавилоне. Здесь также обсуждается, как он распространял богатство по Вавилонии. Важно отметить, что в прологе излагается цель Кодекса: «чтобы сильный не подавлял слабого».
  • За прологом следуют примерно 275 законов, написанных на лицевой и оборотной сторонах стелы.
  • Кодекс заканчивается эпилогом, в котором кратко излагается цель законов и подчеркивается величие Хаммурапи.

Скульптура и письмо предполагают, что Хаммурапи получил законы (или получил право создавать законы) от Шамаша, бога солнца.

Однако в действительности все было не так просто. Хаммурапи участвовал в судебных разбирательствах в своей области, вел обширную переписку с судьями и выступал в качестве верховного судьи Вавилонии. Многие решения, которые были приняты Хаммурапи и его судьями, легли в основу его Кодекса.

Тем не менее, эти суждения были вынесены не только по прихоти Хаммурапи.Решения часто основывались на более ранних кодексах законов, включая Кодекс Ур-Намму (ок. 2100 г. до н.э.) и Кодекс Липит-Иштар из Исина (ок. 1860 г. до н.э.). Таким образом, Кодекс Хаммурапи был не столько божественной передачей, сколько продуктом развивающейся системы правосудия. Его законы часто основывались на правовых системах и традициях, неисчислимых поколениями ранее.

Независимо от того, откуда пришли законы для Кодекса Хаммурапи, Кодекс говорит нам, что Хаммурапи верил, что боги дали ему власть, чтобы создать систему правосудия, которая помешала бы сильным угнетать слабых.И стела — не единственное свидетельство этого. Когда в Вавилонии строились здания, для Хаммурапи было обычным делом заказывать на них надписи, объясняющие, как боги выбрали его вождем и как он верил в справедливость. Еще одно свидетельство преданности Хаммурапи справедливости исходит из названий лет его правления. В то время годы регистрировались не числами, а крупными событиями. Годы правления Хаммурапи приправлены такими названиями, как «установил справедливость на своей земле» (первый год) и «статуя Хаммурапи, царя справедливости» (двадцать второй год).

Хотя Хаммурапи был посвящен созданию системы правосудия и выводу законов на всеобщее обозрение, точное назначение стелы и ее Кодекса все еще обсуждается. Некоторые историки полагают, что к нему следует обращаться как к высшему закону Вавилонии. Другие считают, что это должно было стать высшей точкой, по которой будущие короли могли судить о своей приверженности правосудию. И даже другие предположили, что это должно было просто порадовать богов.

Париж — Лувр: Code de Hammurabi, roi de Babylon…

Свод законов Хаммурапи, эмблема месопотамской цивилизации, представляет собой высокую стелу из черного базальта, которая была воздвигнута шестым царем Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. До н.э.), вероятно, в Сиппаре, городе бога Шамаша.Сегодня он представляет собой не просто произведение искусства, истории и литературы, а наиболее полный юридический сборник античности, восходящий к более ранним, чем библейские законы. Он был обнаружен разбитым на три части, но в значительной степени поврежден. Следы надписей в самом низу указывают на то, что текст спускался дальше по обе стороны от стелы. Код был обнаружен в декабре 1901 года в Сузах, Элам, который сейчас является Хузестаном, Иран, где он был похищен эламским царем Шутрук-Наххунте в XII веке до нашей эры.

Основная сцена, изображенная наверху стелы, показывает, как царь получает свою награду, скипетр и кольцо от Шамаша, бога солнца и бога справедливости в Вавилонии и Ассирии. Эта встреча между Царем и Богом была призвана узаконить его суверенитет и придать значимости приведенным ниже словам.

Текст, написанный куниформным письмом на аккадском языке, занимает большую часть стелы. Исторический пролог, описывающий формирование империи Хаммурапи, и эпилог, готовящий увековечение юридических трудов, написаны в лирическом стиле.Эти законы и юридические прецеденты, регулирующие повседневную жизнь. Законы упрощены, состоят из слогов и используют ограниченное количество знаков — король хотел, чтобы его законы были понятны всем. Все статьи построены по одной и той же грамматической схеме: условная фраза, излагающая проблему закона или общественного порядка, за которой следует ответ в будущем времени в виде санкции или урегулирования.

Законы, сгруппированные по главам, пронумерованные от 1 до 282 (номера 13 и 66-99 отсутствуют), охватывают как уголовное, так и гражданское право.Статьи закона Хаммурапи рассказывают нам об организации вавилонского общества, которое состояло из трех основных классов: авилу (знатные люди), мускену (обычные люди более низкого ранга), а также варду и амту (рабы мужского и женского пола, с которыми обычно хорошо обращаются. , которые были рабами при уплате военных долгов).

Кодекс Хаммурапи отличался от предыдущих шумерских кодексов своей концепцией исправления ошибок, особенно в применении им lex talionis. Это состояло в том, чтобы причинить виновной стороне то зло, которое он причинил своей жертве — знаменитый закон «око за око, зуб за зуб», который будет столь широко распространен в библейском правосудии.При Хаммурапи этот закон распространялся только на высший социальный класс.

Сделанный

Стела Хаммурапи Пример бесплатного эссе

Очерк, Страницы 3 (646 слов)

Возвращаясь к 1792 г. до н. Э. Стела Хаммурапи — значительная часть истории, известная во всем мире. Это конкретное произведение искусства известно тем, что вносит свой вклад в самые длинные сочинения, которые позволяют другим существенно узнать о вавилонском искусстве, истории, кодексе и управлении. В своей статье я буду подробно обсуждать этот шедевр и раскрою детали, касающиеся его отличительных черт, важности и его категоризации в современных отделах искусства.

Стела Хаммурапи имеет высоту семь футов 4 дюйма и построена из черного диорита.

Не теряйте время

Обратитесь к проверенному писателю, который поможет вам со стелой Хаммурапи

Нанять проверенного писателя

$ 35,80 за 2-страничную бумагу

На этой стеле выгравирован код, написанный Хаммурапи, чтобы помочь установить правила управления своим народом. В верхней части стелы мы видим скульптуру, изображающую Хаммурапи и Бога Солнца Шамаша. Шамаш — месопотамский бог справедливости, и на вершине стелы Хаммурапи он изображен вручающим Хаммурапи знаки, обозначающие власть.

Что касается значения, то Стела Хаммурапи является самой первой и наиболее известной благодаря своему исключительному описанию, составляющему большую часть нижней части стелы.

Рассматривая, как это произведение искусства дает нам представление не только людям месопотамского периода и сообществу, оно дает нам исторический текст в отношении закона. Хотя этот «кодекс» закона не входит в требования, которые мы используем сегодня в наших судебных системах, он, скорее, предоставляет помощь и ожидания людям, находящимся под властью Хаммурапи.По словам Изелин Клэр, «это не свод законов в том смысле, в котором мы понимаем его сегодня, а скорее сборник юридических прецедентов» (Клэр).

Эта стела не только служит аспектом авторитетных стандартов, но и представляет собой список городов в королевстве Хаммурапи.

Сегодня стела Хаммурапи находится в Лувре в Париже, Франция. Первоначально стела была найдена ценой в Эламе, Иран, и в конечном итоге была выставлена ​​в акрополе Сузы (Клэр).Здесь стела действовала как управляющая сила и атрибут акрополя Сузы. Зная, что «стела вавилонского царя Хаммурапи представляет собой краткое изложение одного из самых престижных правлений древней Месопотамии» (Клэр), она была изучена школой писцов и расшифрована. В этой школе стела использовалась как образовательный инструмент в течение следующих 100 лет.

Меня заинтересовала Стела Хаммурапи, когда я посетил Лувр в мае прошлого года. Ранее изучив аспекты стелы Хаммурапи, я увидел эту стелу лично и немного понял ее важность для искусства, права и истории образования.Увидев стелу Хаммурапи в Лувре, я также заинтересовался написать эту статью и узнать больше об интимных деталях, которые окружают закон, начертанный в нижней части, и значение портрета сцены в верхней части стелы.

В заключение, стела Хаммурапи — это произведение искусства, имеющее важное значение для мировой истории и позволяющее нам узнать о месопотамском способе правления. Это особенно поучительно благодаря подробному описанию правил и кодексов, разработанных Хаммурапи, и того типа управления, который он имел над своим народом.Он предоставляет не только информацию о том, как общаться и писать в этот период времени, но также показывает степень грамотности месопотамского народа в тот период. Это показывает, что жители Месопотамии (особенно Хаммурапи) были способны управлять рациональным и хорошо продуманным образом. Он является учебным пособием по истории права и истории древней цивилизации. В целом Стела Хаммурапи по-прежнему предоставляет проницательную информацию о каждой культуре мира и может быть отмечена своим глубоким описанием и пониманием древней цивилизации.

Процитированная работа

  1. http://en.wikipedia.org/wiki/Code_of_Hammurabi www.emersonkent.com/archaeological…/code_of_hammurabi.htm
  2. www.louvre.fr/en/oeuvre…/law-code-hammurabi-king-babylon

Не теряйте время

Обратитесь к проверенному писателю, который поможет вам со стелой Хаммурапи

Нанять проверенного писателя

$ 35,80 за 2-страничную бумагу

Кодекс Хаммурапи: вавилонский закон высечен в камне

Хаммурапи был первым царем Вавилонской империи, правившим с 1792 г. до н.э.С. — 1750 г. до н. Э. За время своего пребывания у власти он завоевал Шумер и Аккад, накопив эти культуры для своей территории. Он, вероятно, наиболее известен своим непреходящим сводом законов Вавилона, известным как Кодекс Хаммурапи.

Хаммурапи и Шамаш

Mbzt (CC BY-SA)

Хотя это не единственный свод законов на Древнем Ближнем Востоке (кодексы Ур-Намму и Эшнунна предшествуют ему на несколько сотен лет), кодекс Хаммурапи сегодня является фундаментальным примером законов, которые настолько просты, что их нельзя изменить. кем угодно, даже королем.Законы, которых всего 282, перечисляют ряд преступлений и применимые к ним наказания, при этом обвиняемый практически не может давать объяснения в свою защиту.

Кодекс Хаммурапи, прекрасный пример менталитета правосудия «око за око», был создан для того, чтобы доставить удовольствие богам, которым он поклонялся. Для разных цивилизаций Древнего Ближнего Востока было обычным и обычным делом устанавливать свои собственные своды законов, и многие из них очень похожи по содержанию.

Законы были строгими и абсолютными.Кодекс Хаммурапи был вырезан на большой каменной плите из черного базальта (известной как стела) и выставлен на всеобщее обозрение. Таким образом, ни один гражданин или раб не мог утверждать, что он не знал об определенном законе или правонарушении. Эта стела высотой 8 футов была обнаружена в 1901 году в Эламе и сейчас находится в Musee de Louvre в Париже.

Некоторые из законов, согласно Хаммурапи, включают:

Если мужчина обвиняет другого в преступлении, но не может его доказать, обвинитель будет казнен.Если человек обвиняет другого в преступлении и может доказать это, обвинитель получает денежное вознаграждение. Если грабитель пойман во время кражи, он должен быть казнен. Если мужчина женится на женщине, но не имеет с ней отношений, это не считается браком. Если раб ударит своего хозяина, ему отрубают ухо. Если сын ударит мать, ему отрубают руки.

Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *