Глава 1. Общая характеристика Законов Хаммурапи.
История возникновения Законов Хаммурапи.
В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование
Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э.
На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук.. В руках
Хаммурапи жезл- символ судебной власти, врученный царю самим богом.
Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким. образом пытались придать им большую силу. У древних евреев бог самолично является на гору Синай, чтобы вручить
Моисею скрижали законов.
Сесострис получил законы из рук самого бога.
Законник Хаммураппи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.
Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими.
В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много.
Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию насчет допроса взяточников, в другом- требует явки очевидцев.
Статьи Законника Хаммураппи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. » Такую форму изложения называют «казуальной».
Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.
В некоторой своей части Законник восходит к более древним — шумерийским законам. Много общего имеется между ним и недавно найденным Законником царя Билаламы из города Эшнуны, который составлен на 200 лет раньше. Можно предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство.
Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе.
Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.
Право шумерийских городов-государств заслуживает особого внимания. «Закон и правосудие, — пишет известный шумеролог С. Крамер, — были основополагающими понятиями для древних шумеров как в теории, так и на практике… археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами: договоры, соглашения, завещания, векселя, расписки, судебные постановления. В Древнем Шумере ученики старших классов посвящали немало времени изучению законов и усердно осваивали трудные и специфические юридические формулы, а также переписывали своды законов и судебные решения». В недавнее время С. Крамер расшифровал текст шумерийской таблички III тысячелетия до н. э. В нем говорится о денежном возмещении за телесное повреждение и др. Одно это доказывает, как должно было отличаться шумерийское право от позднейшего семитического с его принципом «око за око». К сожалению, шумерийские законы дошли до нас в отрывках.
Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.
Структура Законов Хаммурапи.
Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. » Такую форму изложения называют «казуальной».
Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.
Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 — 5)1 устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “изменение” судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 — 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “).
Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 — 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
п.89 — 126 — торговые и коммерческие операции.
п.127 — 195 — семейное право.
п.196 — 214 — умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 — 282 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).
Законы царя Хаммурапи кратко характеристика (Таблица)
Основные институты |
Законы Хаммурапи |
Формы собственности |
— Царские — Храмовые — Общинные — Частные Царским и храмовым хозяйством управлял царь. |
Ограничение собственности |
Земельные участки могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений со стороны общины не существовало. |
Из договоров |
— Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли и других земель. — Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери вещи или гибели нанятого. — Договор личного найма. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. — Договор займа. Особенностью является стремление оградить должника от кредитора с целью предотвратить долговое рабство. — Договор купли-продажи. Определялся регламент для следующего: продажа ценных предметов (напрмер скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной. |
Права и обязанности мужа и жены |
Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь еще одну побочную жену. |
Порядок наследования имущества |
Основным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. |
Классификация преступлений |
— Против личности — неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаз, зубов, различных костей. Отдельно выделяется причинение побоев. — Имущественные – кража скота, рабов, ценных вещей. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. — Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие власть отца. |
Виды наказаний |
— Смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посадка на кол. — Членовредительские наказания – отрубание рук, отрезание пальцев, отрезание языка и тому подобное. — Различные штрафы — Изгнание из города, поселка Преступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. За преступления против семьи наказание — смертная казнь или членовредительство. |
Кодекс Хаммурапи | Что это такое, о, характеристика, история, законы
Кодекс Хаммурапи | Что это такое, о, характеристика, история, законы | Дети, женщиныРеклама
Publicidad
Закон
Закон Талиона был ясен, при совершении преступления, нарушающего Кодекс Хаммурапи , расплата производилась смертью обвиняемого, отсюда и знаменитая цитата: » око за око, зуб за зуб» . Представленный как предшественник многих современных правовых концепций, этот кодекс претерпевал изменения на протяжении всей истории, чтобы создать баланс с его законами и обществом. Один из самых радикальных и известных его законов гласил: «Если лорд обвиняет другого лорда и выдвигает против него обвинение в убийстве, но не может этого доказать, его обвинитель будет наказан смертью.0009 первый письменный закон Кодекса Хаммурапи.
Похожие темы
Услуга за услугу
Что такое Кодекс Хаммурапи?
Кодекс Хаммурапи — первая в истории группа законов, которым Бог Мардук доверил способствовать и управлять благополучием людей.
- О Кодексе Хаммурапи
- Характеристики Кодекса Хаммурапи
- Какой культуре он принадлежал?
- История Кодекса Хаммурапи
- На каком принципе был основан Кодекс Хаммурапи?
- Закон
- Права женщин
- Права детей
- Значение Кодекса Хаммурапи
- Любопытство
О Кодексе Хаммурапи
, и управление обществом 18-го века в древней Месопотамии, где существовало наказание за обменный эквивалент.Характеристики Кодекса Хаммурапи
Кодекс Хаммурапи регулируется тремя основными особенностями:
- Закон Талиона : «Око за око, зуб за зуб». Иными словами, все, что делал гражданин, он должен был принимать одинаково.
- Получастное правосудие : потерпевший должен был привлечь обвиняемого к ответственности, суд выступал в качестве арбитра , офицеры присутствовали при исполнении приговора.
- Неравенство перед законом: Приговор варьировался в зависимости от типа человека, которым управлял человек (благородный, свободный и раб).
Какой культуре он принадлежал?
Кодекс Хаммурапи принадлежал культуре древнего Востока, в 1750-1790 годах до н.э., в городе Вавилоне.
История Кодекса Хаммурапи
В древней восточной культуре именно боги диктовали людям законы для обращения с более глубоким чувством духовности и равновесия, поэтому законы носят божественный характер. В любом случае именно Бог Самаш, могущественный Бог Солнца и Бог справедливости, дает законы царю Вавилона Хаммурапи (1750-179 гг.).0 г. до н.э.).
На самом деле, до прихода к власти Хаммурапи именно жрецы Бога Самаша выполняли функции судей, но Хаммурапи установил, что эту работу будут выполнять только ключевые царские чиновники, тем самым ограничив власть, которую они осуществляли от жрецов, и получив силы для самого монарха.
Свод законов объединяет различные кодексы, существовавшие в городах Вавилонской империи. При этом он стремится установить применимые законы во всех случаях и, таким образом, предотвратить « взяв правосудие в свои руки », потому что без писаного закона, который судьи могли применять в обязательном порядке, каждому было легко поступать так, как ему заблагорассудится для того времени.
В Кодексе Хаммурапи нет различия между гражданским и уголовным законом , т. е. применяются законы, регулирующие различные ситуации повседневной жизни, и законы, карающие за совершенные преступления. Он использует регулирование торговли, неоплачиваемой работы, различных видов ссуд, арендной платы, наследства для каждой семьи, разводов, собственности, смертной казни за грабежи, убийства и другие.
Большинство наказаний, прописанных в Кодексе Хаммурапи, денежные (штрафы или предупреждения), хотя есть также наказание увечья и даже смертная казнь. Во многих случаях закон предпочитает применять девиз Талиона, то есть делать с агрессором то же самое, что он делал со своей жертвой, это работало до тех пор, пока оба были одной и той же «категории ».
Закон Талиона применяется только между людьми одной категории. Если агрессор более высокой категории, чем подвергшийся нападению (жертва), закон Талиона не применяется, а применяется денежный приговор.
В коде присутствует три « мужчин, категории »: свободные, рабы и промежуточная категория, называемая «мускену», которая может относиться к слугам .
На каком принципе был основан Кодекс Хаммурапи?
Его идеал состоял в том, чтобы основываться на законе Талиона, как символе эквивалентности обмена или равновесия. Это обеспечило контроль через свои законы, чтобы контролировать общество.
Закон
Вот наиболее актуальные законы Кодекса Хаммурапи:
- «Если джентльмен обвиняет другого джентльмена и выдвигает против него обвинение в убийстве, но не может этого доказать, его обвинитель будет наказан смертью».
- «Если лорд обвиняет другого лорда в колдовстве, но не может этого доказать, обвиняемый в колдовстве пойдет к реке и должен броситься в реку. Если реке удастся утащить его, обвинитель заберет его имущество. Но если этот владыка очистился рекой, выходящей из нее в целости и сохранности, то тот, кто обвинил его в колдовстве, будет наказан смертью, а тот, кто бросился в реку, заберет имущество своего обвинителя».
- «Если в процессе появится джентльмен для дачи ложных показаний и не сможет доказать сказанное им слово, если процесс является тяжким, такой джентльмен будет наказан смертью».
- «Если он представится для ложных показаний в процессе зерна или серебра, он полностью понесет наказание за этот процесс».
- «Если судья рассмотрел дело, вынес приговор и сдал на хранение запечатанный документ, то если он затем изменит свое решение, это докажет ему, что судья изменил приговор, и выплатит до двенадцатикратного размера суммы, мотивировал дело. Кроме того, публично он будет отстранен от своего места правосудия и больше не вернется. Он никогда больше не сможет сидеть с судьями в суде».
- «Если лорд украдет религиозную или государственную собственность, этот лорд будет наказан смертью. Кроме того, тот, кто получил украденное из его рук, также будет наказан смертью».
- «Если от руки сына лорда или раба частного лица господин приобрел или получил на хранение серебро или золото, раба, быка, овцу, осла или что-либо еще есть, без свидетелей и договора, такой господин вор: в таких случаях он подлежит наказанию смертью».
- «Если лорд украдет вола, ягненка, осла, свинью или лодку, если украденное принадлежит религии или если оно принадлежит государству, он должен вернуть его в тридцатикратном размере его стоимости; если оно принадлежит подчиненному, он восстанавливает его до десяти раз. Если у вора нет ничего, что можно было бы вернуть, он подлежит наказанию в виде смертной казни».
- «Если лорд, потеряв предмет, находит свой потерянный предмет во владении другого лорда; если господин, у которого была найдена потерянная вещь, заявляет: «Мне продал ее продавец, я купил ее в присутствии свидетелей»; если, с другой стороны, владелец потерянной вещи заявляет: «Если, с другой стороны, владелец потерянной вещи представит свидетелей, дающих показания о потерянной вещи, то судьи рассматривают доказательства, а свидетели, в чьих при совершении покупки вместе со свидетелями, дающими показания об утерянном предмете, заявят все, что им известно, перед Богом. А так как продавец был вором, то он будет наказан смертью. Владелец потерянного предмета восстановит свой потерянный предмет. Покупатель возьмет серебро у продавца».
- «Если покупатель не представил продавца, продавшего его (вещь), или свидетелей, в присутствии которых была совершена покупка, а собственник утраченной вещи представил свидетелей, дающих показания о его утрате, покупатель являлся вор: он будет наказан смертью. Хозяин потерянной вещи вернет свое потерянное имущество».
Права женщин
О правах женщин в Кодексе Хаммурапи, вот несколько цитат:
- Закон 151 : «Если женщина, которая живет в доме мужчины, ее муж пообещал ей, что она не будет взятое ее кредиторами и имеющее по этому поводу записку, если этот человек до женитьбы имел долги, кредитор не возьмет жену; и если женщина, прежде чем войти в дом мужчины, имела долги, кредитор долга не возьмет ее мужа».
- Закон 152 : «Если после того, как она вошла в дом мужчины, их вынуждает долг, они должны заплатить купцу оба».
- Закон 153 : «Если жена одного человека убила его ради другого мужчины; он пойдет на виселицу».
- Закон 154 : «Если кто-то знал свою дочь плотски, он должен быть изгнан из города».
Права детей
- « Если мужчина знаком с дочерью плотски, этот мужчина будет изгнан из города ».
- «Если человек хочет лишить наследства своего сына и говорит перед судьями: «Я хочу лишить наследства своего сына», судьи будут устанавливать обстоятельства его дела, и, если он не представил причин лишения наследства, отец не может лишить наследства своего сына».
Важность Кодекса Хаммурапи
Кодекс Хаммурапи имеет широкое значение, поскольку он привлекает к себе законы и организации, которые уважают и защищают благополучие граждан, а также новаторское вдохновение в последующие века для создания законов во всех странах мира.
Курьезы
- Он был создан для унижения злых и несправедливых.
- Это первое известное юридическое лицо.
- Кодекс Хаммурапи назвал воду высшим выражением чистоты, что показало ее невинность.
Автор: Габриэла Брисеньо В.
Рекомендуется для вас
Писцы и уставы | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Бармаш Памела,
«Писцы и уставы»
,
Законы Хаммураби: при слиянии королевских и писчковых традиций
(
Нью -Йорк,
2021;
онлайн Edn,
Оксфордский академический https://doi. org/10.1093/oso/9780197525401.003.0005,
, по состоянию на 25 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Писцы должны были продемонстрировать свой юридический талант и навыки, пересмотрев и переработав репертуар стандартных дел. Писцы имели свободу и прерогативу составлять статуты такими, какими, по их мнению, они должны быть: писцы определяли, какие элементы в споре были решающими и какие решения следует считать справедливыми и беспристрастными. В этой главе показано, как писец, составлявший Законы Хаммурапи, импровизировал с репертуаром типичных случаев так же, как это делали писцы, составлявшие более ранние сборники законов, но он вышел за пределы объема и сложности сочинений, написанных более ранними писцами. Месопотамские писцы не хотели или, возможно, не могли сформулировать принципы, но писец, составлявший статуты в Законах Хаммурапи, проецировал внутренний смысл неявных понятий. Писец составлял уставы с помощью ряда композиционных приемов, направленных на большую концептуализацию и систематизацию, что позволило получить более всестороннее рассмотрение правовой ситуации.
Ключевые слова: история права, концептуализация, абстрактное мышление, композиционные приемы, понятие закона, схоластика, наказание
Предмет
Библеистика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.