Святитель Филипп, Митрополит Московский / Патриархия.ru
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: «Никто не может работать двум господам» (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери «Хлебенный», чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме († 1478) первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля, 16 октября), Вассиан и Иона Пертоминские (память 5 и 12 июня).
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам внезапно оборвал нить московского летописания), вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский (память 20 сентября) и святой Феодор Черный (память 19 сентября), воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, «мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец». Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души.
Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567-1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою! — Я был слишком мягок с вами», — добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. «Я — пришелец на земле, как и все отцы мои, — смиренно отвечал святитель, готов страдать за истину». Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Таин. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель (11 августа 1591) и оттуда — в Москву (3 июля 1652). Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины — 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января.
Иконописный подлинник | |
Москва. XVII.«Боголюбская» с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI — начало XVII в. Размер створок 35 х 15. | |
Русь. XVII.Свт. Филипп с житием. Икона. Русь. Конец XVII в. ГМЗ «Коломенское». | |
Русь. XVII.Свт. Филипп Московский. Икона. Русь. 2-я треть XVII в. с поновлениями конца XIX начала XX в. | |
Россия. 1970-88.Свт. Филипп. Архим. Зенон (Теодор). Икона. Россия. 1970-88 годы. Троице-Сергиева лавра. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ — Древо
Сщмч. Филипп Московский, икона XX века, из Трапезного Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры. |
Филипп II (Колычев) (1507 — 1569), митрополитМосковский и всея Руси, святитель
Память 9 января перенесенная со дня кончины 23 декабря, 30 мая в память обретения мощей в 1646 году [1], 31 мая в память перенесения мощей на Соловки, 3 июля в память перенесения мощей в Москву, в Соборе Московских святителей, а также в Соборах Архангельских святых, Московских и Тверских святых
В миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
Монашество
В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: «Никто не может работать двум господам» (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе (Шамину), собеседнику преподобного Александра Свирского. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери «Хлебенный», чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
Игумен Соловецкий
В 1548 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.
Митрополит Московский
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному.
Обличение Святителем царя
Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою! — Я был слишком мягок с вами», — добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Церковный суд над Святителем
Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. «Я — пришелец на земле, как и все отцы мои, — смиренно отвечал святитель, готов страдать за истину». Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание.
Заточение
Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.
Кончина
23 декабря 1569 года святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Таин. По преданию, Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу за алтарем храма и опустили в нее священномученика на глазах Малюты.
Почитание
По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии благоверному царю Феодору Иоанновичу в 1591 году, 11 августа того года мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины — 23 декабря.
В 1646 году Соловецкий игумен Илия получил грамоты от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В 1652 году, 3 июля, по царскому указу состоялось перенесение мощей угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь для этого прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом Новгородским Никоном, будущим патриархом, который привёз грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. С 1660 года празднование памяти святого было перенесено на 9 января.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [2].
Критика житийной традиции
Известно, что соловецкое «Житие Митрополита Филиппа», лежащее в основе распространенных ныне версий жития святителя, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р. Г. Скрынников указывает, что: »авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: «старца» Симеона (Семена Кобылина) и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом«. «Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье».
Святитель Димитрий Ростовский, который тщательнейшим образом изучил все имевшиеся факты и документы по данному вопросу, составил житие святого Филиппа где нигде не упоминается о том, что царь Иоанн Грозный как-либо причастен к кончине митрополита. В начале XX века профессора, участвовавшие в переводе Четьих Миней святителя Димитрия на русский язык, вместо жития Димитрия Ростовского вставили в русскоязычное издание дополненное Карамзиным «соловецкое житие».
Молитвы
Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену
Первопристольницы Российстии, / истинии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, Православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.
Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу
Первопрестольников преемниче, столпе Православия, / истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою. / Темже яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.
Тропарь на перенесение мощей
Радостный возсия день светлаго торжества: / днесь церковная расширяются недра, / приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, / струю благодатей неисчерпаемую, / источника чудесем обильна, / чудотворивыя и священныя мощи твоя, / святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога / о воспевающих тя / и кланяющихся священным мощем твоим.
Использованные материалы
- http://www.jmp.ru/svyat/jan09.htm#filipp
- Горбунов, Александр, «Митрополит Филипп и Петр Мамонов», 3 июля 2009:
- https://pravoslavie.ru/37590.html
[1] См. оглавление «зелёной» Минеи-май, ч. 3, с. 536, http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3536.html.
[2] Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Митрополии http://arh-eparhia.ru/news/201/71640
Жизнь митрополита Филиппа
Митрополит Филипп родился 10 июня 1931 года в Абу-Мизане, Ливан, и был четвертым из пяти детей Илии и Салимы Салиба. Получив начальное образование в начальной школе Шуйер, в возрасте четырнадцати лет он поступил в Баламандскую православную семинарию недалеко от Триполи, Ливан. Впоследствии он учился и окончил православную среднюю школу в Хомсе, Сирия, и православный колледж Ассие в Дамаске, Сирия.
Рукоположен в сан диакона в 19 г.49 г. назначен секретарем Блаженнейшего Александра III (Тахана), Патриарха Антиохийского и всего Востока. В 1952 году он был назначен лектором арабского языка и литературы и студенческим советником в Баламандской православной семинарии.
Будучи диаконом, митрополит Филипп получил стипендию и приглашение на обучение в Великобританию в Келхемскую богословскую школу и Лондонский университет. В 1956 году он прибыл в Соединенные Штаты и поступил в Греческую православную богословскую школу Святого Креста в Бруклине, штат Массачусетс. Назначенный на должность в церкви Св. Георгия в Детройте, штат Мичиган, он поступил в Государственный университет Уэйна, который в 1919 году окончил со степенью бакалавра искусств.59.
1 марта 1959 года рукоположен в сан иерея митрополитом Антонием (Баширом) и назначен настоятелем церкви св. Георгия в Кливленде, штат Огайо. Служа в этом качестве, он довел до конца строительство образовательного и культурного центра прихода. Он также занимал многие религиозные и общественные должности в Кливленде, в том числе в Восточном православном совете благосостояния, в Комиссии по телевидению и радио Кливлендской региональной церковной федерации и в Гражданском комитете мэра. Он прошел аспирантуру по богословию в Свято-Владимирской православной богословской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк, и получил степень магистра богословия в 1919 г.65.
В марте 1966 года Антиохийская Архиепископия, собравшись на специальный съезд, назначила Филиппа Салибу преемником покойного митрополита Антония (Башира) на пост архиепископа Нью-Йоркского и митрополита всей Северной Америки. В июле того же года Патриарший викарий овдовевшей кафедры Нью-Йоркской митрополит Ильяс (Курбан), архиепископ Триполийский, Ливанский, возвел Филиппа Салибу в сан архимандрита. Он был избран на кафедру Нью-Йорка Священным Синодом Антиохийского Патриархата 5 августа 19 года.66 г., а 14 августа был хиротонисан во епископа Патриархом Феодосием VI (Абурджайли) в монастыре пророка Илии в Дхур-Шуйер, Ливан. Митрополит Филипп был возведен на престол в своем Свято-Николаевском соборе в Бруклине, штат Нью-Йорк, 13 октября 1966 года. Антиохийские православные верующие в Северной Америке. Это единство было утверждено Священным Синодом Патриархии 19 августа., 1975. Каноническая практика, изданная Патриархом Илией IV (Муавадом), назначила митрополита Филиппа предстоятелем Антиохийской православной архиепископии Северной Америки.
Митрополит Филипп проявлял большой интерес к ближневосточным делам и был признан знатоком в этой области. Будучи студентом Государственного университета Уэйна, он был президентом Федерации арабских студентов, а в Кливленде он был членом Комитета по американской политике на Ближнем Востоке. Он встречался с президентами США Эйзенхауэром, Джонсоном, Фордом, Картером и Рейганом, а также с Папой Павлом VI и Папой Иоанном Павлом II и многими другими мировыми лидерами во имя справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Он был председателем Постоянной конференции американо-ближневосточных христианских и мусульманских лидеров, которая представляет два миллиона американцев арабского происхождения.
В 1968 году он учредил трастовый фонд в размере 100 000 долларов США для предоставления стипендий арабским беженцам, обучающимся в области науки, медицины, экономики и технологий. В 1977 году он учредил благотворительный фонд в размере 500 000 долларов для поддержки Православной богословской академии св. Иоанна Дамаскина в Баламандском Ливане, единственной оставшейся православной семинарии на Ближнем Востоке.
После израильско-арабского конфликта 1967 года митрополит Филипп инициировал ряд кампаний по сбору средств для предоставления еды, жилья и медицинской помощи арабским беженцам и жертвам войны. Под его руководством Архиепископия провела многочисленные благотворительные акции в помощь пострадавшим от стихийных бедствий в США и во всем мире.
За многочисленные благотворительные дела и известную гуманитарную деятельность митрополит Филипп получил похвалу и награды многих правительств. Некоторые из этих наград включают Командорский знак ливанского ордена Кедров и первую степень ордена «За гражданские заслуги» Сирийской Арабской Республики. Награды, представленные ему церковными властями, включают Орден Несгоревшего Куста от Архиепископства Горы Синай, Ливанский Крест от Архиепископства Горного Ливана и Орден Святого Марка от Александрийского Патриархата и всей Африки. В 1981 года Попечители и преподаватели Свято-Владимирской православной духовной семинарии присвоили митрополиту Филиппу степень доктора богословия honoris causia.
5 мая 1986 года Митрополитская альма-матер Детройтского государственного университета Уэйна, штат Мичиган, присвоила ему почетную степень доктора гуманитарных наук. 20 мая 1995 года Крестовоздвиженская богословская школа присвоила митрополиту Филиппу степень почетного доктора богословия в знак признания его безукоризненного руководства Антиохийской Архиепископией и Православием в целом. 26 мая 2007 года Свято-Тихоновской православной семинарией в Южном Ханаане, штат Пенсильвания, ему было присвоено звание доктора богословия honoris causa. В связи со 100 летием Статуи Свободы в 19 годуВ возрасте 86 лет он был одним из немногих американцев, получивших заветную «Премию свободы», которую ему вручил мэр Нью-Йорка Кох 1 июля. 21 мая 1994 года Его Высокопреосвященство получил Почетную медаль острова Эллис. 27 сентября 2007 года Его Высокопреосвященство был награжден Орденом за заслуги перед Ливаном президентом Ливана Эмилем Лахудом.
Его Высокопреосвященство является автором книг Евхаристия в первобытной церкви , Паси овец моих , Он ведет их , а также ряда стихов и медитаций, а также является соавтором книги Из глубины есть я Плакала. Он также написал много статей и монографий в области богословия и Ближнего Востока. Свободно владея английским и арабским языками, а также имея знание французского и греческого языков, Его Высокопреосвященство перевел на арабский язык многие литературные произведения.
В феврале 1987 года около двух тысяч (2000) евангельских христиан присоединились к канонической Православной Церкви и Антиохийской Православной Архиепископии Северной Америки. Это стало возможным благодаря руководству евангельских церквей и Высокопреосвященнейшему митрополиту Филиппу. Они приносят с собой сильное желание принести Православие в Америку.
В 2003 году под руководством митрополита Филиппа произошло поистине историческое событие. Архиепископия Северной Америки запросила и получила от Священного Синода Антиохии статус самоуправляемой архиепископии. В связи с этим событием архиепископия учредила епархиальную структуру и избрала трех новых епархиальных архиереев, которые были рукоположены Блаженнейшим Игнатием IV в Патриаршем соборе в Дамаске, Сирия.
Митрополит Филипп был первым заместителем председателя Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки, вице-президентом и заместителем председателя Попечительского совета Свято-Владимирской православной духовной семинарии, председателем Комиссии по православному образованию.
Митрополит Филипп отошел ко Господу в среду, 19 марта 2014 г. Ему предшествуют в смерти его брат Шахид Салиба и его сестра Назира Кфури, а пережил его старший брат Нассиф Салиба из Шрина, Ливан, его младший брат и невестка доктор Наджиб Салиба и Элейн Салиба из Шрусбери, Массачусетс, а также многочисленные племянницы, племянники, внучатые племянницы, внучатые племянники и крестники в Соединенных Штатах и Ливане.
Вернуться на страницу Митрополит Филипп
Священномученик Филипп, митрополит Московский и всея Руси
Тропарь и кондак
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного дворянского рода Количевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Стефан Иванович, «человек просвещенный и исполненный воинского духа», внимательно готовил сына к государственной службе. Благочестивая мать Феодора Варвара, окончившая свои дни в монахини с именем Варсонофия, вселила в душу сына искреннюю веру и глубокое благочестие. Молодой Феодор Количев усердно прикладывался к Священному Писанию и к писаниям святых отцов. Московский великий князь Василий III, отец Ивана Грозного, привел юного Феодора ко двору, но его не привлекала придворная жизнь. Сознавая свое тщеславие и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих.
В воскресенье, 5 июня 1537 года, в храме на Божественной литургии Феодор остро прочувствовал в душе слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24), определившие его окончательную судьбу. Усердно молясь московским чудотворцам и не простившись с родными, он в крестьянском одеянии тайно покинул Москву и на время спрятался вдали от мира в селе Хизна, близ Онежского озера, зарабатывая себе на жизнь. как пастух.
Жажда подвига привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял очень трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. Через полтора года испытаний игумен Алексий постриг его, дав ему монашеское имя Филипп и вверив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского (память 30 августа).
Под руководством опытных старцев Филипп рос духовно, совершенствовался в посте и молитве. Игумен Алексий направил его на работу в монастырскую кузницу, где святитель Филипп сочетал деятельность непрестанной молитвы с работой тяжелым молотом.
Он всегда первым приходил в церковь на службу, а уходил последним. Подвизался он и в хлебопекарне, где смиренный подвижник утешился небесным знамением. В монастыре впоследствии выставили «Хлебный» образ Божией Матери, через который Небесная Посредница благословила смиренного пекаря Филиппа. По благословению игумена святой Филипп провел некоторое время в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Великом Новгороде архиепископ Феодосий поставил Филиппа игуменом Соловецкого монастыря. Новый игумен всеми силами стремился возвысить духовное значение монастыря и его основателей, святителей Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он искал икону Божией Матери «Одегитрия», принесенную на остров первым главой Соловков, святителем Савватием.
Монастырь пережил духовное возрождение. Был принят новый монашеский устав, регулирующий жизнь в монастыре. Святитель Филипп построил величественные храмы: церковь Успения Божией Матери, освященную в 1557 году, и церковь Преображения Господня. Сам игумен работал простым чернорабочим, помогая строить стены Спасо-Преображенского храма. Под северным портиком он вырыл себе могилу рядом с могилой своего проводника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы в монастыре процветала: подвизались с братией с учениками игумена Филиппа святители Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля) и Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июля).
Святитель Филипп часто удалялся в безлюдное пустынное место для тихой молитвы, в двух верстах от монастыря, который впоследствии стал называться Филипповой пустынью.
Но Господь готовил святого к другому делу. В Москве царь Иван Грозный с любовью вспоминал соловецкого отшельника с детства. Царь надеялся найти в святом Филиппе верного товарища, исповедника и советника, который в своей возвышенной монашеской жизни не имел ничего общего с дворянской мятежностью. Митрополит Московский, по мнению Ивана, должен был иметь некую духовную кротость, чтобы укрощать коварство и злобу в боярской душе. Выбор святителя Филиппа архипастырем Русской Церкви представлялся ему наиболее удачным.
Святитель долгое время отказывался принять на себя великое бремя первенства Русской Церкви. Духовного родства с Иваном он не чувствовал. Он пытался заставить царя упразднить опричники [тайную полицию]. Иван Грозный пытался обосновать его гражданскую необходимость. Наконец, грозный царь и святой митрополит пришли к соглашению: святой Филипп не будет вмешиваться в дела опричников и управление государством, он откажется от митрополита, если царь не сможет исполнить его волю, и что он будет опорой и советником царя, как бывшие митрополиты поддерживали московских государей. 25 июля 1566 года святитель Филипп был рукоположен в кафедру московских святителей-святителей, в число которых вскоре должен был вступить.
Иван Грозный, одна из величайших и самых противоречивых фигур русской истории, прожил насыщенную жизнь. Он был талантливым писателем и библиофилом, занимался составлением Летописей (и сам вдруг оборвал нить московского летописания), вникал в хитросплетения монашеского устава, не раз помышлял об отречении от престола ради монашеская жизнь.
Каждую сторону государственной службы, все меры, предпринятые для переустройства гражданской и общественной жизни, Иван Грозный пытался рационализировать как проявление Божественного Промысла, как Божие действие в истории. Его любимыми духовными героями были преподобный Михаил Черниговский (память 20 сентября) и преподобный Феодор Черный (память 19 сентября).), военные люди, действующие со сложными противоречивыми судьбами, идущие к своей цели через любые препятствия, встречающиеся на их пути, и исполняющие свой долг перед народом и перед Церковью.
Чем больше сгущалась тьма вокруг Ивана, тем решительнее он требовал очищения и искупления своей души. Совершив паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь, он заявил игумену и братии о своем желании принять монашество. Надменный самодержец пал на колени перед игуменом, который благословил его замысел. Иван писал: «Мне кажется, окаянной грешнице, что я уже облачен в черное».
Иван представлял себе опричнину в виде монашеской братии, служащей Богу оружием и воинскими подвигами. Опричники были обязаны облачаться в монашеские одежды и посещать долгие и утомительные церковные службы, длившиеся с 4 до 10 часов утра. «Братья», не явившиеся в церковь в 4 часа утра, получили от царя епитимью. Иван и его сыновья горячо желали молиться и петь в церковном хоре. Из церкви они пошли на трапезу, и пока опричники ели, царь стоял рядом с ними. Опричники собирали остатки еды со стола и раздавали ее беднякам у входа в трапезную.
Иван, со слезами покаяния и желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел омыть и сжечь грехи свои и сподвижников, лелея уверенность, что даже страшные жестокие поступки его докажут на благо России и торжество Православия.
Наиболее ярко духовное деяние и монашеское трезвение Ивана Грозного раскрывается в его «Синодиконе». Незадолго до смерти он приказал составить полные списки убитых им и его опричниками. Затем их раздали по всем русским монастырям. Иван сознавал все свои грехи перед народом и просил святых иноков молить Бога о прощении его истерзанной души.Лжемонашество Ивана Грозного, темное тягчайшее угнетение России, мучило святого Филиппа, считавшего невозможным смешивать земное и небесное, служа Кресту и служа мечу. Святой Филипп видел, сколько нераскаянной злобы и зависти таилось под черными клобуками опричников. Были среди них и откровенные убийцы, закоренелые в беззаконном кровопролитии, и спекулянты, ищущие наживы, укоренившиеся в грехе и беззакониях. Попущением Божиим, история часто делается руками нечестивых, и Иван Грозный хотел отбелить свою черную братию перед Богом. Кровь, пролитая его головорезами и фанатиками, взывала к Небесам.
Святой Филипп решил выступить против Ивана. К этому подтолкнула новая волна казней в 1567-1568 годах. Осенью 1567 года, когда царь собирался в поход на Ливонию, он узнал о боярском заговоре. Заговорщики намеревались схватить царя и доставить его к польскому королю, который уже двинулся с войском на территорию России.
Иван жестоко расправился с заговорщиками, и снова пролил много крови. Горько было святому Филиппу, и совесть святителя понуждала его смело вступать в защиту казненных. Окончательный раскол произошел весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь со своими опричниками в монашеских одеждах, по их обычаю, вошел в Успенский собор, святой Филипп отказался благословить его. , и начал открыто осуждать беззакония, совершенные опричниками. Обвинения иерарха нарушили строй церковного богослужения. В ярости Иван возразил: «Ты будешь нам против? Мы увидим вашу твердость! Я был слишком мягок с тобой.
Царь стал проявлять все большую жестокость в преследовании всех, кто ему противостоял. Казни следовали одна за другой. Судьба святого исповедника была решена. Но Иван хотел сохранить подобие канонической приличия. Боярская дума послушно выполнила его решение о привлечении к суду Предстоятеля Русской Церкви. Был устроен соборный суд для суда над митрополитом Филиппом в присутствии уменьшившейся Боярской думы, нашлись лжесвидетели. К глубокой скорби святителя, это были иноки Соловецкого монастыря, его бывшие ученики и послушники, которых он любил. Святителя Филиппа обвинили во множестве прегрешений, в том числе и в колдовстве.
«Как и все мои предки, — заявил святой, — я пришел в этот мир готовым пострадать за правду». Опровергнув все обвинения, святой страдалец попытался остановить суд, добровольно подав в отставку. Однако его отставка не была принята, и мученика ждали новые поругания.
Даже после вынесения приговора к пожизненному заключению святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, они публично зачитали приговор собора с осуждением, а затем оскорбили святого.