За что в демократических Афинах был казнен Сократ? · «7×7» Горизонтальная Россия
На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».
Родился он в 469 г. до н.э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н.э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно.
Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н.э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, – как одинаково лицемерные и несправедливые.
В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища.
Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам изобразил так:
Встречает пьяного Сократа
Крылатой руганью жена.
Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками – главное Платоном и Ксенофонтом.
Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях – общих понятиях для разных вещей.
Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его Сократ – и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!
Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что Сократ ставил выше всего в жизни – истины.
Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой – кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.
За что же тогда он так почитался уже при жизни – а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально – за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей».
А в сути – за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир – прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы – ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина – не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.
Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, – спрашивает он собеседника, – не оставлять поле боя первым?» – «Конечно». – «А бежать от врага – трусость?» – «Разумеется». – «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине – и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде – или мраку, при неимении достаточного света.
Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его утверждение о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством тайного всезнайки. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное, а в его беседах отрицаний куда больше, чем утверждений, и первые звучат куда убедительный вторых.
Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно – что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос, называемый им «демоном», который никогда не говорил, что надо делать, но говорил, чего делать не надо. Ну а второе – уже самое крамольное. Рассматривая проявления огромного числа тогдашних богов, он заподозрил, что они действуют не абы как, но за ними стоит некий безымянный архибог, и управляющий их действиями.
Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека – что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его.
Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана – члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев – например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.
Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом, рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов – распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем.
Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки – а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.
Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел Сократа как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.
В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества, отрицание отеческих богов и введение нового божества – «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась – да и суд над Сократом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина Сократ, военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.
Когда ему дали слово, он, обычно весьма скромный в самооценках, в корне изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня – вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин – это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния – это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.
После столь дерзкой отповеди судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы примирительного покаяния, взбеленились от ярости. И вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.
Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не осуждали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей стихла, они решили одну свою подлость выправить другой – передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, препятствий этому не будет. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика Сократа, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но Сократ, не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.
Всю свою жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.
Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, Сократ, оттого что ты осужден несправедливо!» На что Сократ ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»
Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин – подтвердив тем предсмертное пророчество философа…
Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа – за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах Сократ даже изображался на иконах.
Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.
Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности – когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов – и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» – но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет ничем подобным свершениям той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения – Ту-204 и Ил-96 – угроблены благодаря текущему «благодаря».
То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.
При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен – и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия!
За что казнили философа Сократа и насколько это было справедливо | История & Жвачка
Сколько выдающихся людей античности вы знаете? Архимед, Пифагор, Гиппократ и многие другие знакомы нам со школьных времен, ведь их открытия лежат в основе профильных предметов. Но, даже среди этих мастодонтов незыблемой фигурой возвышается Сократ, личность которого поделила греческую философию на «до» и «после». Философия же имела для античности огромное значение и влияла на процессы: социальные, культурные, политические и научные.
Забавно при этом, что мы не будем разбирать философские воззрения Сократа, ведь незнакомый с ними человек вряд ли перейдет на подобного рода статью. Мы попытаемся разобраться в причинах его казни чуть глубже, не заостряя внимание на личных мотивах обвинителей.
Принято считать, что справедливости на суде не было, но так ли все просто?
«Смерть Сократа». Жак-Луи Давид, 1787 годСократ — идеальный человек?
Разве что сумасшедший на сегодняшний день будет ставить под сомнение величину личности и достижения философа. Но его жизнь чаще всего рассматривают лишь с опорой на труд Платона, ведь сам Сократ записей не вел, предпочитая постигать истину в живом диалоге. «Апология Сократа» показывает его идеальным, таким же образом Сократа и показывают в наших университетах.
Часто упоминается в лекциях, что он принял казнь, отказываясь отступиться от собственных убеждений, не желая показаться виноватым в преступлениях ему вменяемых. Однако, историк и писатель Ксенофонт, говорил в своей версии «Апологии», что мыслитель просто был слишком стар, чтобы пытаться скрыться, и лучше уж яд, чем стать немощным. Это противоречие заставило меня взглянуть на жизнь и деятельность Сократа с другой стороны.
Статуя Сократа около Национальной Академии в АфинахПричины казни справедливы?
«Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софрониска из дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов.
Обвинение в адрес Сократа описывал Диоген ЛаэртскийОбвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть»
Можно ли сказать, что Сократ не признавал городских богов? Об этом сложно говорить, но, к примеру, историк Алексей Кузнецов считает следующее:
«Неразбериха в умах, горечь поражения и все прочее приводили к тому, что все больше и больше в городе получали распространение чуждые афинянам культы: фракийско-фригийские, северо-восточные, суровые»
Алексей Кузнецов на Эхо Москвы, «Не так»: Суд над Сократом. Древняя Греция
Из этого следует, что общепризнанных в городе богов как таковых не было и Сократ, по описанию процесса суда легко парировал данное обвинение. Но со вторым пунктом все было несколько интереснее. Будучи политическим мыслителем, он одновременно выполнял роль общественного деятеля, выступая на рынках, а не на народном собрании. Там он беседовал и задавал вопросы, как другим мыслителям, так и обычным людям, среди которых было много молодежи.
В некотором смысле, он на самом деле развращал умы молодежи, отводя их от базовых принципов, от отеческих нравов. Сократ навязывал ученикам свободу воли, критическое мышление. Пытался повлиять на политику государства, не заходя в поле государственного управления, поэтому так часто упоминается, что он не принимал плату деньгами, «работая на общественных началах».
Бюст СократаБыли ли обвинения справедливы? Частично были. Была ли возможность избежать столь строгого наказания? В книге М.Д. Гаспарова «Занимательная Греция», где подробно описывается судебный процесс с участием Сократа, мы видим, что такая возможность была.
Он мог просить смягчения приговора, ведь по правилам обвиняемый должен был предложить суду присяжных собственный способ наказания. Вместо этого Сократ наплевал на обычаи, отказался раскаяться, заявил о своей невиновности и попросил наградить его бесплатным обедом за счет государства, тем самым только разозлил толпу.
Итоги сего действа
Лишь спустя почти 2. 5 тысячи лет мы можем сказать, что фактически Сократ показал кризис афинской демократии, обесценивание человеческой жизни, падение общественной морали и влияние на государство людей, которые не должны были на него влиять.
Мне кажется, что победителя/проигравшего в этом судебном процессе нет, но остается вопрос — кто кого судил?
историяантичностьсократплатон
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Футбольное безумие
Наши дни сочтены: 7 сумасшедших фактов о календарях
За и против: государственность Пуэрто-Рико и округа Колумбия
Когда Сократ был вынужден совершить самоубийство из-за различий во взглядах
Иллюстрация (Commons Wikimedia)Поделиться:
901:27 ДЖАКАРТА.
Суд проходил открыто в Афинах, на нем присутствовали три прокурора, присяжные и большое количество зрителей. В течение трех часов прокуроры предъявляли свои обвинения, и в течение трех часов Сократ защищался.
В конце каждого присяжного попросили положить маленький жетон в одну из двух банок: одну с пометкой «виновен», а другую «невиновен». Жюри, состоящее из 500 членов, признало Сократа виновным с 280 голосами и 220 голосами за невиновность.
После вынесения обвинительного вердикта присяжных просят решить, какое наказание подходит. Прокурор Сократ поддержал вынесение смертного приговора. После недолгих размышлений Сократ предложил заплатить штраф, но его сочли слишком маленьким.
Если Сократ предложит изгнание из Афин, его жизнь может быть спасена, но, в конце концов, присяжные все равно примут решение приговорить Сократа к смертной казни. Согласно афинскому закону того времени, смертная казнь назначалась за употребление чаши болиголова, растения, яд которого был настолько смертельным, что Сократ позже покончил жизнь самоубийством.
«Мы должны молиться богам, чтобы наше пребывание на земле продолжало быть счастливым за гробом», сказал он, прежде чем выпить смертельную смесь.
Другая причина, которая привела Сократа на суд, состоит в том, что он немного темный и не может иметь ничего общего с религией. Однако философия и учение Сократа, считавшиеся антидемократическими, рассматривались как угроза афинским правителям.
Афины только что вышли из периода большой нестабильности, когда повстанческая организация под названием «Тридцать тиранов» свергла демократическое правительство и установила жестокий режим террора. Организация изгоняет и казнит тысячи невиновных граждан и стремится установить олигархическое правление.
Лидер Тридцати Тиранов, Критий, был последователем Сократа и, следовательно, вполне мог казнить Сократа. Смерть Сократа описана в сочинении Платона под названием «Федон». «Федон» — один из самых популярных средневековых диалогов. Сократ отказывается от просьбы Критона о побеге из тюрьмы.
Мертвый
«После того, как он выпил яд, ему (Сократу) было приказано ходить, пока его ноги не онемели. После того, как он лег, человек положил руку на тело Сократа и на мгновение осмотрел его ногу, затем ущипнул его нога затвердела, и спросил, чувствует ли он это. Сократ сказал «нет», а затем, после этого, онемение охватило его бедра и остальную часть верхней части тела». снова человек прикоснулся к нему и сказал, что, когда он достигнет его сердца, Сократ умрет. Холод теперь достиг области вокруг паха и открыл его лицо, которое было закрыто. Это последние слова Сократа. ; Критон, мы обязаны Асклепию курица. Пожалуйста, не забудьте отдать долг»,
Асклепий был греческим богом исцеления болезней, и, возможно, последние слова Сократа означали, что смерть была для него лекарством. Сократ и его последователи, такие как Платон и Ксенофонт, расширили цели философии от попыток понять внешний мир до попыток наблюдать свои внутренние ценности.