Информация о рафаэле санти: Рафаэль Санти — биография, личная жизнь, причина смерти, «Сикстинская Мадонна», картины, Леонардо да Винчи

Рафаэль Санти — биография, личная жизнь, причина смерти, «Сикстинская Мадонна», картины, Леонардо да Винчи

Биография

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В полотнах творца, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн — Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской. Спустя века почитатели таланта итальянца приезжают в Италию, чтобы восхититься лиричностью и нежностью его работ.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино. Отец Джованни Санти работал придворным художником герцога Гвидобальдо да Монтефельтро, покровителя искусств, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно.

Уже в детстве Рафаэль проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, — герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли — имена живописцев, известные каждому итальянцу. Они создавали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли.

Embed from Getty ImagesКартина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»

Рафаэль рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, недополученной художником в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. А в 12 лет художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительный талант, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти, как губка, впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

«Мадонна Конестабиле» — ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502–1504 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название — «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).

Живопись

В 1504 году 21-летний итальянец очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши — учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря рисунку Санти.

Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились и «Три грации». На этом полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары — символы совершенства.

Embed from Getty ImagesАвтопортрет Рафаэля Санти

Самой таинственной из ранних мадонн итальянца называют «Мадонну Грандука» — работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным канонам.

В ранних полотнах Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник стал демонстрировать авторский стиль. С ростом популярности итальянец начал получать много заказов на написание образов святых: на свет появились картины «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)», «Святая Екатерина Александрийская» и другие. В этот же период Рафаэль написал автопортрет, ставший одним из самых известных полотен творца.

С 1508 года живописец жил в Риме, куда урбинца пригласил папа Юлий II. Наслышанный о молодом человеке священник позвал Санти расписать станцы — парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года и до дня кончины Санти оставался в Вечном городе, разрисовывая комнаты. Станцы Рафаэля — это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.

Наиболее знаменитая станца — «Афинская школа» (второе название — «Философские беседы»). На ней Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).

Как и многие творцы Ренессанса, Рафаэль разбирался и в архитектуре. В 1514 году после кончины Браманте итальянец занял место главного архитектора строящегося собора Святого Петра. А годом ранее от папы Льва X живописец получил звание первого археолога античного Рима, в ведение которого вошел контроль раскопок, наполнение ватиканских коллекций предметами наследия древних времен, составление карты Вечного города. С 1515 года урбинец занимал в Ватикане должность комиссара по древностям.

В Риме Рафаэль продолжил галерею мадонн. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи / @mariiatsikun, @j_rockefeller

Считается, что Деву Марию в «Сикстинской Мадонне» Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.

Рафаэль писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. В знаменитой работе «Портрет папы Юлия II» взгляд и лицо священника оказались удивительно реалистично выписанными. «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI. Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог.

Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, щедро оплачивали его труд. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.

Согласно многим источникам, дамой, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал Форнарина («булочка, пышка»). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

Embed from Getty ImagesРафаэль Санти и Форнарина

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры и составлявшей счастье его личной жизни. «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Исследователи обнаружили на руке модели кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствовали и украшения в волосах. После смерти Рафаэля дочь булочника, получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне, но точная локация захоронения оставалась неизвестной. Только в 1833-м по разрешению папы Григория XVI произвели вскрытие плиты — для столь значимой церемонии пригласили разных известных персон, в том числе и русского художника Карла Брюллова. После останки урбинца переместили в саркофаг, а на плите, укрывшей его, выгравировали эпитафию:

«Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Память

Еще при папе Юлии II Рафаэлю поручили расписать лоджии верхнего этажа Папского дворца. В конце XVIII столетия в России для Большого Эрмитажа по велению Екатерины II по образцу папской лоджии была создана галерея с копиями работ живописца. Копии выполнялись группой художников, которые специально для этого ездили в Рим, рисовали на холстах, после чего холсты переправляли в Санкт-Петербург. В конце XIX столетия в России на Императорском фарфоровом заводе к 400-летию живописца выпустили сервиз, расписанный сценами из рафаэлевских лоджий.

После смерти художника нашлось много его последователей. Среди них оказались в том числе Огюст Доминик Энгр и Антон Менгс.

Embed from Getty ImagesКартина Рафаэля Санти «Афинская школа»

К 500-летию итальянского живописца в СССР выпустили марку с иллюстрацией «Святого семейства». Несмотря на то что выставки работ художника проводились в мире еще в XX столетии, в России первая масштабная экспозиция творений Рафаэля состоялась в 2016-м. В Пушкинский музей из Италии доставили 8 картин и 3 рисунка урбинца.

В 2017-м на экраны вышел фильм «Рафаэль. Князь искусства» режиссера Луки Виотто, в котором роль художника досталась Флавио Паренти.

Интересные факты

  1. Федор Достоевский признавался, что «Сикстинская Мадонна» стала для него особой: «Никакая картина до сих пор не производила на меня такого впечатления, как эта». Юный Антон Чехов также был знаком с творением Рафаэля — правда, не с оригиналом, а с копией. Полотно подарил гимназии, в которой обучался будущий автор «Трех сестер», таганрогский помещик, после чего картину разместили в актовом зале, где гимназисты, и Чехов в том числе, сдавали экзамены.
  2. Зародившееся в середине XIX столетия направление в британской поэзии и живописи — прерафаэлиты — своим названием демонстрировало концептуальную направленность — равнение на образцы раннего итальянского Возрождения, то есть периода «до Рафаэля».
  3. Для комедийного вестерна Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» создали оригинальную афишу, пародировавшую «Сикстинскую Мадонну». На месте девы Марии появился герой Андрея Миронова, держащий в руках киноаппарат, на местах святой Варвары и святого Сикста — персонажи Александры Яковлевой и Николая Караченцова.
  4. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине Мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом.
  5. В основе медиафраншизы «Черепашки-ниндзя», основанной на серии комиксов, четыре главных героя — черепахи-мутанты — получают от своего наставника, крысы Сплинтера, обучившего их искусству ниндзюцу, имена творцов итальянского Ренессанса: Донателло, Рафаэля, Леонардо и Микеланджело.

Рафаэль Санти — биография и произведения художника

Фото Все
Видео Все

Рафаэль Санти – великий итальянский художник, скульптор и архитектор, яркий представитель Эпохи Возрождения. Автор нескольких десятков изображений Богоматери, среди которых знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Эпоха Возрождения подарила миру множество великолепных мастеров изобразительного искусства, архитектуры и графики. В плеяду божественных гениев вошел и Рафаэль Санти – итальянский художник, ставший лучшим последователем умбрийской и римских школ. Его полотна, отражающие самую суть эпохи Ренессанса, стали символом перехода человечества от Средневековья к периоду Просвещения и Нового времени.

Детство и юность

Художник родился в восточном регионе Италии весной 1483 года. Родителями Рафаэля были Джованни Санти, служивший при дворе покровителя искусств Герцога Урбинского, и Марджи Чарла – домохозяйка. Мальчик рано потерял родителей – ему было около десяти лет, когда с разницей в три года они умерли.

Семья Санти была довольно обеспеченной, и могла себе позволить нанять кормилицу для Рафаэля. Но по настоянию отца, мать выкармливала детей сама.

Портрет Рафаэля Санти в юности

Творческие наклонности у мальчика проявились в раннем детстве. Отец заметил способности сына к рисованию, когда брал его с собой в замок к герцогу, который всегда был полон искусных живописцев. Среди художников, рисовавших портреты герцога и его домочадцев были такие мэтры, как Лука Синьорелли и Паоло Уччелло. Маленький Санти, как завороженный, наблюдал за работой великих мастеров, ловил каждое движение кисти. Когда мальчик начал пробовать свои силы на холсте, отец понял – его отпрыск затмит и его самого, и Синьорелли с Учелло.

После смерти супруги Джованни женился во второй раз. Мачехой Рафаэля стала Бернардина, которая не смогла полюбить сына мужа. Вскоре скончался отец, и мальчик остался один в окружении чужих людей.

В таланте юного Санти уже тогда никто не сомневался, поэтому его отдали на обучение к художнику Пьетро Перуджино. В мастерской Рафаэль был лучшим из учеников, его часто ставили перед классом в пример. Юноша не загордился, он продолжал впитывать наставления учителя и совершенствовать свое мастерство. Перуджино давал Рафаэлю писать копии собственных полотен, и вскоре ни один профессионал не мог отличить их от оригинала.

Искусство

В начале 16-го века начинающий живописец вслед за своим учителем отправился во Флоренцию – туда, где зародился Ренессанс. Благодаря этому переезду юноша многое приобрел, познакомившись с гениальными художниками, архитекторами и скульпторами. Здесь он встретил великих Леонардо да Винчи, Бартоломео делла Порта, Микеланджело и многих других флорентийских мэтров. Мир никогда не узнал бы о существовании утерянного полотна да Винчи «Леда и лебедь», если бы не копия Рафаэля.

Ту часть творческой биографии, которую художник провел на берегах Арно, теперь принято называть Флорентийским периодом. Здесь родилось два десятка мадонн с младенцами на руках, изображая которых молодой Санти передавал свою грусть от потери матери.

Мадонн великий Рафаэль будет писать всю жизнь.

«Три грации» «Сон рыцаря» «Обручение Девы Марии»

В первый же год жизни во Флоренции Рафаэль создал ряд полотен, ставших мировым наследием изобразительного искусства. Среди них знаменитые картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Обручение Девы Марии» и «Мадонна Конестабиле». Первое полотно, изображающее богинь Невинности, Красоты и Любви, в настоящее время является экспонатом музея города Шантийи во Франции. В ранних работах Санти чувствуется подражание Перуджино, но уже через пару лет живописец выработал свой уникальный стиль.

В 1508 году художник по приглашению Юлия II переехал в Рим. Слава о молодом гении уже достаточно распространилась, и римский папа решил поручить ему роспись станцев – парадных помещений во дворце Ватикана. Рафаэль создал пробную фреску, увидев которую священник был восхищен. Он приказал удалить со стен все старые рисунки и все поверхности отдал в распоряжение Санти. С этого момента и до конца своих дней живописец не оставлял Вечный город, трудясь над фресками во дворце.

Рафаэлевские станцы – это масштабная работа в четырех залах, каждый из которых украсили по четыре композиции. Он работал не один – помогали ученики, которые после смерти мастера закончили еще одну фреску по его эскизу.

Самой знаменитой фресковой композицией стала станца «Афинская школа», или как ее еще называют – «Философские беседы». На ней изображены древние философы, в лицах которых можно было узнать современников Санти. Так, Гераклита он писал с Микеланджело, а Платона – с Леонардо да Винчи.

«Афинская школа» Рафаэля Санти

В 1514 году Юлий II скончался, и римским папой стал Лев X. Он назначил Рафаэля на должность главного архитектора и хранителя реликвий. Мастер начал работу над возведением Базилики Святого Петра, усовершенствовав проект Доната Браманте. Помимо этого, Санти построил еще несколько храмов и переписал все памятники Древнеримской империи.

Галерея рафаэлевских мадонн продолжилась и здесь – из-под пера мастера в этот период вышло уже 42 полотна. Как и первые работы, римские картины пронизаны уважением к материнству, это выражается в каждом взгляде, жесте, линии одеяний. Однако, в этих мадоннах уже проглядывается индивидуальный стиль живописца, его уникальный почерк. Каждый женский лик несет чувственность и тревогу за свое дитя. Появились усложненные пейзажи на заднем плане, добавляющие смысловые ноты в полотно.

По мнению исследователей, в ранних мадоннах превалировал стиль кватроченто: художник изображал фигуры преимущественно фронтально, лица героев спокойными и торжественными. Во флорентийский период в кватроченто привнесена чувственность, а в римских мадоннах уже проглядывается зарождающийся стиль барокко.

«Сикстинская Мадонна»

В настоящее время дом в Урбино, где жил и творил мэтр, является музеем Рафаэля. Один из экспонатов – раннее полотно «Мадонна из дома Санти» вызывает у искусствоведов бурные дискуссии. Существует мнение, что работа написана не Рафаэлем, а Санти-старшим, который изобразил супругу с сыном. На полотне указана дата – 1498 год.

Самой загадочной картиной художника считается «Мадонна Грандука», хранящаяся в музее Уффици во Флоренции. Ее мастер создал в 1505 году. Сделав рентгеновский снимок, исследователи обнаружили наличие второго слоя, нанесенного через сто лет после создания картины. Ученые пришли к выводу, что темный фон был нанесен художником Карло Дольчи, который посчитал, что такое решение будет соответствовать религиозным обрядам.

«Мадонна Грандука»

«Мадонну Конестабиле» Рафаэль создал в Умбрии, будучи 20-летним юношей. Эту миниатюру художник завершить не успел в связи с переездом во Флоренцию. Второе название полотна – «Мадонна с книгой». На нем изображена богоматерь, нежно и с грустью смотрящая на своего сына, рука которого лежит на книге (скорее всего, Святом Писании).

«Мадонна Конестабиле»

В конце 19-го века русский император Александр II приобрел эту миниатюру в подарок супруге. Через несколько лет полотно решили перевести с деревянной основы на холст, при этом изображение повредилось. Но зато при реставрационных работах выявилась тайна полотна – верхний слой скрывал, что изначально мадонна держала в руке не книгу, а гранат, символизирующий пролитую Христом кровь.

В этой картине есть еще одна ценность – это рама, которая является ровесницей полотна. Как предполагают ученые, над ее эскизом работал сам Рафаэль.

Еще одно гениальное произведение – «Мадонна с щеглом», ставшая плодом флорентийского периода. Ее мастер написал на заказ для знакомого купца, в подарок на свадьбу. Судьба деревянного полотна непростая – оно сильно повредилось, когда дома купца обрушился. Рентгеновское исследование показало, что картину собрали почти из двадцати элементов.

«Мадонна с щеглом»

В Дрезденской галерее хранится бесценный шедевр, созданный Санти в Риме. Натурщицей для «Сикстинской Мадонны» стала юная натурщица Маргарита Лути. На картине изображена Богоматерь, спускающаяся с небес держа в руках младенца, взгляд которого по-взрослому серьезен. На Земле мать и дитя встречают Святая Варвара и папа римский Сикст II. В нижней части полотна художник изобразил двух ангелов, бесстрастно смотрящих вдаль. Их видимым равнодушием живописец передал мысль о неизбежности божественного промысла.

К римскому творческому периоду Рафаэля относится еще одна картина – «Мадонна Альба». До 30-х годов прошлого века полотно хранилось в Эрмитаже, но в 1931 году ее продали Национальной галерее искусств Соединенных Штатов. В Российскую Империю картина попала в начале 19-го века – ее за 14000 фунтов приобрел государь Николай I.

Помимо работ религиозной тематики, Санти писал портреты. Его шедевр «Портрет папы Юлия II» настолько реалистичен, что зритель смотрит на изображение, как на живого человека.

«Портрет папы Юлия II»

В римскую галерею художника вошли картины «Портрет молодой женщины, или Форнарина» и «Дама с вуалью, или Донна Велата». Их Рафаэль рисовал со своей пассии – натурщицы Маргариты Лути. Искусствоведы заметили на пальце девушки колечко с рубином, которое являлось обручальным. То, что Маргарита была замужем, подтверждают и украшения на ее голове.

В музее Боргезе хранится полотно «Портрет дамы с единорогом», датируемое 1506 годом. В роли натурщицы выступила Джулия Фарнезе, которой приписывали любовную связь с папой Александром VI. Эта работа примечательна своей многослойностью — мастер несколько раз ее дорабатывал. Изначально Санти хотел изобразить собаку, но потом решил поменять ее на единорога.

Картина «Голова молодого апостола», созданная гением в 1519 году, стала одной из последних его работ. Это эскиз, который должен был стать фрагментом полотна «Преображение». На аукционе «Сотбис» в 2012 году это произведение было продано почти за 30 миллионов фунтов стерлингов. Это стало рекордом – до сих пор графические изображения за такую сумму не продавались.

«Голова молодого апостола»

Творения Рафаэля Санти бесценны, а интерес к его работам не иссяк и по сей день. В 2016 году Государственный музей им. А. С. Пушкина встретил в своих залах сокровища, созданные великим мастером. На выставке было представлено восемь полотен и три рисунка итальянского живописца.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Рафаэль жил в шикарном особняке, построенном по его проекту в античном стиле. Его мастерство было оценено при жизни: дабы не допустить, чтобы талантливого итальянца переманили за границу, покровители ему хорошо платили. Он был завидным женихом – многие состоятельные купцы и дворяне мечтали выдать за него своих дочерей. Но Санти не торопился обустраивать личную жизнь, отказывая самым высокопоставленным вельможам. Однажды кардиналу Биббиене удалось организовать помолвку именитого живописца со своей племянницей, но перед самой свадьбой Рафаэль жениться отказался.

Портрет Рафаэль Санти и Маргарита Лути

Единственной женщиной, которой мастер открыл свое сердце, стала Маргарита Лути. Она была дочерью булочника, за что в последствии Санти дал ей прозвище «Форнарина» (в переводе пышка или булочка). Юную Маргариту он встретил. Когда трудился над Амуром и Психеей в саду Киджи. Художниц дал отцу девушки вознаграждение за то, чтобы он позволил ей поработать натурщицей. Вскоре молодая красавица стала музой творца, и он выкупил ее у родителя за большие деньги.

На протяжении шести лет Маргарита позировала мастеру и вдохновляла его на новые шедевры. Когда любимый скончался, «Форнарине» в наследство остались дом и приличное содержание. Оставив все это, убитая горем девушка уехала в монастырь. Сохранившиеся монастырские записи свидетельствуют о том, что Маргарита считалась вдовой живописца.

Смерть

Точной причины смерти творца не знает никто. Существует версия художника Вазари о том, что виной всему стало распутство Рафаэля. Проведя бурную ночь с любовницей, Санти почувствовал резкое недомогание. Он позвал врача, который сделал кровопускание. Состояние еще больше ухудшилось, и Санти умер. По другой версии художник скончался от сильной простуды, которой заболел во время раскопок погребальных галерей.

Памятник Рафаэлю Санти

Дата смерти маэстро – 6 апреля 1520 года. Он был с почестями захоронен в одной из гробниц Римского Пантеона.

Картины

«Мадонна с щеглом» «прекрасная садовница» «Сикстинская Мадонна» «Мадонна Грандука» «Мадонна Конестабиле» «Сон рыцаря»
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Рафаэль | Биография, произведения искусства, картины, достижения, смерть и факты

Рафаэль: Мадонна великого князя

Смотреть все медиа

Дата рождения:
6 апреля 1483 г. Урбино Италия
Умер:
6 апреля 1520 г. (37 лет) Рим Италия
Известные работы:
«Диспут» «Школа Афин» Станца д’Элидоро Станца делла Сеньятура «Освобождение Святого Петра» «Женитьба Богородицы» «Преображение»
Механизм/стиль:
Раннее Возрождение Ренессанс

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Почему Рафаэль так важен?

Рафаэль был одним из самых талантливых художников итальянского Возрождения. Его работы восхищают своей ясностью формы и легкостью композиции, а также визуальным достижением неоплатонического идеала человеческого величия. Он также был популярным архитектором при жизни.

Чем известен Рафаэль?

Рафаэль, вероятно, наиболее известен своими картинами, в том числе Мадонна на лугу (1505/06), Афинская школа ( ок.

1508–11), Сикстинская Мадонна (1512/ 13), Преображение (1516–20) и Портрет Бальдассаре Кастильоне ( ок. 1514–1515).

Какой была семья Рафаэля?

Рафаэль родился у Джованни Санти, художника, и Магии ди Баттиста Чиарла, оба из которых умерли, когда Рафаэль был ребенком. Биограф Джорджо Вазари указал, что Рафаэль позже был помолвлен с племянницей друга, который был кардиналом, но Рафаэль постоянно откладывал свадьбу.

Какое образование получил Рафаэль?

Отец Рафаэля, художник, дал сыну первые уроки. Позже Рафаэль присоединился к мастерской Перуджино примерно в 1490-х годах, но ученые спорят, был ли он учеником или помощником. К 17 годам Рафаэля называли «мастером», но он продолжал изучать работы своих современников, особенно Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Как умер Рафаэль?

Рафаэль умер от лихорадки в возрасте 37 лет. Биограф Джорджио Вазари упоминает любовь Рафаэля к женщинам и утверждает, что лихорадка была вызвана ночью чрезмерной страсти, рассказ, который мифологизировал Рафаэля как снисходительного ловеласа.

Raphael , итальянец в полном Raffaello Sanzio или Raffaello Santi , (родился 6 апреля 1483 года, Урбино, герцогли Урбино [Италия] — 6 апреля 1520, Rome, Papal States [Italy]) мастер живописи и архитектор итальянского Высокого Возрождения. Рафаэль наиболее известен своими Мадоннами и крупными фигурными композициями в Ватикане. Его работы восхищают своей ясностью формы и легкостью композиции, а также визуальным достижением неоплатонического идеала человеческого величия.

Ранние годы в Урбино

Рафаэль был сыном Джованни Санти и Магии ди Баттиста Чарла; его мать умерла в 1491 году. Его отец, по словам художника и биографа 16-го века Джорджо Вазари, был художником «небольшой заслуги». Однако он был культурным человеком, находившимся в постоянном контакте с передовыми художественными идеями, распространенными при дворе Урбино. Он дал своему сыну первое обучение живописи и перед своей смертью в 1494 году, когда Рафаэлю было 11 лет, познакомил мальчика с гуманистической философией при дворе.

Урбино стал центром культуры во время правления герцога Федерико да Монтефельтро, который поощрял искусство и привлекал к своему двору выдающихся людей, в том числе Донато Браманте, Пьеро делла Франческу и Леона Баттиста Альберти. Хотя на Рафаэля оказали влияние крупные художники Флоренции и Рима, Урбино стал основой для всего его последующего обучения. Кроме того, культурная жизнь города, вероятно, стимулировала исключительную не по годам развитость молодого художника, который еще в начале 16 века, когда ему едва исполнилось 17 лет, уже проявлял незаурядный талант.

Ученичество в Перудже

Дата прибытия Рафаэля в Перуджу неизвестна, но некоторые ученые относят ее к 1495 году. Первое упоминание о деятельности Рафаэля как художника содержится в документе от 10 декабря 1500 года, в котором говорится, что молодому художнику, которого к тому времени называли «мастером», поручили помочь написать запрестольный образ, который должен был быть завершен к 13 сентября 1502 года. Из этого ясно, что Рафаэль уже доказал свое мастерство настолько, что между 1501 и 1503 годами он получил довольно важное поручение — нарисовать Коронация Богородицы для часовни Одди в церкви Сан-Франческо, Перуджа. Великий умбрийский мастер Пьетро Перуджино выполнял фрески в Коллегио дель Камбио в Перудже между 1498 и 1500 годами, что позволило Рафаэлю, как члену его мастерской, приобрести обширные профессиональные знания.

Викторина «Британника»

Кто написал самые дорогие картины в мире?

Помимо этого практического наставления, на Рафаэля повлиял и спокойно-изысканный стиль Перуджино. «Вручение ключей святому Петру» , написанная Перуджино в 1481–1482 годах для Сикстинской капеллы Ватиканского дворца, вдохновила Рафаэля на первую крупную работу «Свадьба Богородицы » (1504 г. ). Влияние Перуджино проявляется в акценте на перспективах, в градуированных отношениях между фигурами и архитектурой, а также в лирической сладости фигур. Тем не менее, даже в этой ранней картине ясно, что чувствительность Рафаэля отличалась от его учителя. Расположение фигур менее жестко связано с архитектурой, а расположение каждой фигуры по отношению к другим более неформально и оживленно. Милосердие фигур и нежные отношения между ними превосходят все, что есть в работах Перуджино.

Три небольшие картины, написанные Рафаэлем вскоре после Бракосочетание Богородицы Видение рыцаря , Три грации и Святой Михаил — являются мастерскими примерами повествовательной живописи, показной, а также юношеской свежесть, зрелая способность управлять элементами собственного стиля. Хотя он многому научился у Перуджино, к концу 1504 года Рафаэлю понадобились другие модели для работы; ясно, что его стремление к знаниям заставляло его смотреть за пределы Перуджи.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Школа Афин | Рафаэль, «Живопись, люди, история и факты»

Афинская школа , фреска (1508–1511 гг.), написанная художником Рафаэлем, в Станце делла Сеньятура, комнате в личных покоях Папы Юлия II в Ватикане. Это, пожалуй, самая известная из всех картин Рафаэля и одно из самых значительных произведений эпохи Возрождения.

Рафаэль был вызван в Рим в конце 1508 года Юлием II по предложению архитектора Донато Браманте. В это время Рафаэль был мало известен в Риме, но молодой человек вскоре произвел глубокое впечатление на непостоянного Юлия и папский двор, и его авторитет как мастера рос день ото дня. Его первой задачей в городе было написать цикл фресок в анфиладе комнат среднего размера (позже названных Stanze di Raffaello [Комнаты Рафаэля]) в папских покоях Ватикана, в которых жил и работал Юлий. Станца делла Сеньятура (1508–1511 гг.) и Станца д’Элиодоро (1512–1514 гг.) были практически полностью украшены самим Рафаэлем; фрески Станцы дель Инсендио (1514–17) и Сала ди Костантино (1517–25), хотя и выполнены по проекту Рафаэля, в основном выполнены его многочисленными помощниками и учениками.

Что означает Афинская школа Рафаэля ?

Посмотреть все видео к этой статье

Темой фресок Станцы делла Сеньятура, самого известного зала, было историческое оправдание могущества Римско-католической церкви через неоплатоническую философию. Афинская школа и Диспут находятся на больших стенах, а Парнас и Кардинальные добродетели на меньших стенах. Двумя наиболее важными из этих фресок являются Афинская школа и Disputa . Disputa показывает небесное видение Бога, Его пророков и апостолов над собранием представителей, прошлых и настоящих, Римско-католической церкви и приравнивает через свою иконографию торжество церкви и торжество истины. Афинская школа представляет собой сложную аллегорию светского знания или философии, изображающую Платона и Аристотеля в окружении философов прошлого и настоящего в великолепной архитектурной обстановке; он иллюстрирует историческую преемственность платоновской мысли. Здесь Рафаэль заполняет упорядоченное и стабильное пространство фигурами в богатом разнообразии поз и жестов, которыми он управляет, чтобы заставить одну группу фигур следовать за другой в переплетающемся и взаимосвязанном узоре, приближая взгляд к центральным фигурам Платона. и Аристотеля в точке схождения перспективного пространства. Пространство, в котором собираются философы, определяется пилястрами и цилиндрическими сводами большой базилики, которая, как говорят, основана на проекте Браманте для нового собора Святого Петра в Риме. Общее впечатление от фрески — величественное спокойствие, ясность и равновесие.

В центре Афинской школы находятся Платон и Аристотель. У этих двух мужчин были разные занятия: Платон занимался такими духовными идеями, как истина, красота и справедливость, а Аристотель интересовался мирской реальностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *