Юстиниан I Великий, Флавий | |
483-565 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Юстиниан I Великий, Флавий Петр СавватийЮстиниан I. Фрагмент мозаики в церкви св. Виталия (Сан-Витале), Равенна. Кодификатор римского праваЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I, правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.Войны. Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая
руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его
восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с
Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом.
Полководец Юстиниана Гораздо более значительные кампании были предприняты Юстинианом на Западе. Некогда Средиземное море принадлежало Риму, но теперь Италией, южной Галлией, а также большей частью Африки и Испании владели варвары. Юстиниан вынашивал честолюбивые планы возвращения этих земель. Первый удар был направлен против вандалов в Африке, где правил нерешительный Гелимер, сопернику которого Хильдерику Юстиниан оказывал поддержку. В сентябре 533 Велисарий без помех высадился на африканском побережье и вскоре вошел в Карфаген. Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой. Частная жизнь. Замечательным событием в жизни Юстиниана явилась его женитьба в 523 на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Он беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее смерти в 548, обретя в ее лице соправительницу, которая помогала ему управлять государством. Однажды, когда во время восстания «Ника» 13–18 января 532 Юстиниан и его друзья были уже близки к отчаянию и обсуждали планы бегства, именно Феодоре удалось спасти трон. Восстание «Ника» разразилось при следующих обстоятельствах. Партии, сложившиеся вокруг скачек на ипподроме, обычно ограничивались враждой друг с другом. Однако на этот раз они объединились и выдвинули совместное требование освободить своих взятых под стражу товарищей, за чем последовало требование уволить трех непопулярных должностных лиц. Юстиниан проявил уступчивость, но здесь к борьбе подключилась городская чернь, недовольная непомерными налогами. Волнениями воспользовались некоторые сенаторы, которые выдвинули в качестве претендента на императорский трон Ипатия, племянника Анастасия I. Однако властям удалось расколоть движение, подкупив лидеров одной из партий. На шестой день верные правительству войска напали на собравшийся на ипподроме народ и учинили дикую резню. Претендента на трон Юстиниан не пощадил, но в дальнейшем проявил сдержанность, так что из этого тяжелого испытания он вышел еще более сильным. Следует отметить, что рост налогов был вызван расходами на две широкомасштабные кампании – на Востоке и Западе. Министр Иоанн Каппадокийский проявлял чудеса изобретательности, добывая средства из любых источников и любыми способами. Религиозная политика. Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов. Кодификация права. Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. «права народов» и даже «естественного права». Юстиниан решил обобщить и систематизировать этот обширный материал. Работу наладил выдающийся юрист Трибониан с многочисленными помощниками. В результате на свет явился знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) Codex Iustinianus («Кодекс Юстиниана»). Впервые его издали в 529, но вскоре он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона – именно в той форме, в которой мы его теперь знаем. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана. 2) Pandectae или Digesta («Дигесты»), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов. 3) Institutiones («Институции», т.е. «Основы»), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae («Новеллы»), дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка. Репутация и достижения. Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota), особенно по поводу Феодоры. История еоценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю. В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565. Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас». Вернуться на главную страницу Юстиниана I
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Церковь и государство в законотворчестве Юстиниана
Нефедовский Геннадий Викторович –адвокат МОО АЮР, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
[email protected] тел.89151343918.
Церковь и государство в законотворчестве Юстиниана
В статье рассматривается формирование доктрины симфонии властей на основе идей законодательства Юстиниана. Указывается, что в процессе формирования Византийской модели государственно-конфессиональных отношений на разных этапах симфония властей приобретала особенные черты. Государственная власть мыслилась как власть и церковная, в основе которой лежит принцип полноты власти, принадлежащей носителю верховной власти, ограниченной только религиозно-нравственными нормами.
История взаимоотношений церкви и государства берет свое начало с Миланского эдикта императора Константина Великого, изданного в 313 году. Благодаря его принятию открывается новая эпоха в истории права. Как отмечает А.И.Овчинников: «Особое значение он играет для правовых систем самых разных государств, не только христианских. Если для христианской церкви он значим, во-первых, тем, что прекратил почти трехсотлетние гонения на христианскую Церковь и даровал ей равноправие с прочими религиями Римской империи; во-вторых, тем, что заложил фундамент государственно-церковных отношений на долгие столетия, то для права современных государств он значим христианским, нравственным очищением права, его преображением и новым этапом развития. Благодаря миланскому эдикту возникает новое право в истории человечества – «человеколюбивое право»
В дальнейшем император Константин продолжил установление крепких государственно-церковных связей, так как был уверен, что исключительно вера христианская только способна стать единым фундаментом разноплановой в этническом плане империи. Император разнообразно поддерживал Церковь, вел строительство храмов церкви, заботился о духовенстве. По его повелению в Никее в 325 году был проведен Первый Вселенский Собор, на котором 318 епископов осудили арианскую ересь. Среди его участников были такие знаменитые священники как святитель Николай Чудотворец. При этом, император присутствовал на заседаниях Собора.
Важным этапом в развитии отношений церкви и государства стали Дигесты Юстиниана, которые представляли собой широкий кодифицированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов, ставший важнейшей частью свода римского гражданского права Corpus iuris civilis. Дигесты были составлены по приказу византийского императора Юстиниана I в 530—533 годах н. э. В преамбуле к шестой новелле Святого императора Юстиниана содержится принцип симфонии властей в Византийской империи: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, — это священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится ο делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся ο благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, a царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (συμφωνία’)»»[1,34]. Последнее слово в этой фразе – симфония, что означает соработничество.
По мысли одного из отцов церкви Августина, епископа Гиппонского, церковь и государство – это два противоположных царства, одно из которых Град Небесный, а другое – град земной. И оба этих града оказывают влияние на общество. Существует несколько моделей соотношения церкви и государства: примат Града Небесного (церкви) над законами человеческими; примат государства; симфония (согласие) церковной и светской власти. Об этой симфонии и говорит законодательство Юстиниана.
Время правления Юстиниана I считается новым этапом в развитии Византии и формирования христианской империи на Востоке. В этот период, точнее к его началу, государственность уже осознавалась монолитно христианским государством. A христианский император — уже не епископом только внешних дел церкви, как это сознавал Константин Великий, но и внутренних.
Свою узаконенную власть в церкви Юстиниан воспринимал с большим размахом. Во-первых, он имел право назначать всех патриархов. За папой римским оставлена форма выборов. При этом, Юстиниан мыслил их всех своими органами по управлению церковью. Во-вторых, он позволял себе управлять богословскими спорами. При этом для него руководство богословской мыслью церкви воспринималась как должное. A именно — декретирование в области богословия и проведение в жизнь таких декретов посредством сбора подписей патриархов по отдельности. Такой порядок представлялся многим как угроза соборности.
Юстиниан взял в свои руки управление далеким от стабильности государством, которое было наполнено разнообразными источниками смут и беспорядков. В Константинополе соперничали партии ипподрома и поддерживали оппозицию новому порядку со стороны отвергнутых наследников императора Анастасия. В провинциях многочисленные ошибки в управлении вызывали беспорядки и восстания, власти не чувствовали себя в безопасности. В условиях роста количества обнищавших слоев населения и оскудения налоговых поступлений религиозные споры и дискуссии могли привести к краху государственного режима. Религиозные споры увеличивали внутреннее разделение страны и еще более обострили кризис государства. Требовались серьезные реформы, в том числе в церковной жизни.
Юстиниан по признанию историков был человек набожный. Будучи православным христианином Юстиниан не терпел ереси и еретиков, о которых он выразился в одном документе так: «Одно их прикосновение есть скверна, и след их и самое имя должны исчезнуть с лица земли» [2,370]. Желая истреблять «проклятых еретиков», полагая, что Богу ничто не может быть более угодным, чем соединение всех христиан в единой чистой вере без всяких раздоров в лоне святой церкви, Юстиниан почитал за честь выступить защитником православных догматов. При этом он считал себя сведущим в их содержании и в вопросах веры. Кроме того, статус императора – наместника Бога, его представителя на земле к этому обязывал.
Об императоре говорилось как об учителе веры, а политическая ситуация к этому обязывала. Как глава империи он осознавал значимость и важность для безопасности страны отсутствие религиозных раздоров. Император в течение всего правления был защитником Церкви. От самой Церкви он принимал статус верховного деятеля и учителя.
Уже на первой странице Дигест можно увидеть проявление его веры в Бога. Начинаются они с главы «О пресвятой Троице и кафолической вере». Никейский символ веры, текст молитвы повторяется не один раз на страницах Дигест, сопровождаясь анафемами еретикам. Далее идут главы религиозного законодательства, что означает помещение последнего в основу законодательства цивильного или гражданского: «Упование на Бога составляет наше единственное прибежище для существования монархии; в нем спасение нашей души и империи; поэтому подобает, чтобы все наше законодательство вытекало из этого принципа, чтобы он был для него началом, серединой и концом».
Законодательство Юстиниана регулирует церковную жизнь. Надлежит избирать священников безупречных, полагает Юстиниан, перечисляя все тонкости этого процесса в деталях: порядок выборов нового епископа, его нравственные качества, гарантии праведности, возраст клириков, требованиям к ним, к монастырской жизни, казне монастырей и т.д. На страницах Дигест можно встретить наставления о поведении клира, инструкции по распоряжению церковными доходами, нормы, устанавливающие ответственность административных сотрудников церквей.
Для всех служителей Церкви установлена особая юрисдикция. Светский суд не ведет их дел, напротив, епископу даны особые полномочия контроля над гражданскими, светскими чиновниками. У него привилегии, позволяющие быть особым покровителем бедных, узников, рабов, защитником униженных и угнетенных.
Император оставил после себя огромное количество построек для церкви: в каждом крупном городе империи на его средства была построена Церковь или монастырь. Боролся он и с язычеством, которое еще было популярно среди чиновников, в том числе, находившихся на видных постах. Ереси также досаждали Юстиниану, который через некоторое время после начала своего правления перестал демонстрировать религиозную терпимость, искренне полагая необходимым заботиться о других подданных: «Справедливо лишать земных благ тех, кто не поклоняется истинному Богу». Еретики были поражены в правах на занятие должностей, на профессиональную деятельность в качестве адвокатов и профессоров учебных заведений, им было запрещено собираться вместе, миссионерствовать, давать показания на суде против православных, передавать имущество по наследству, оставлять завещания и т.д.
Однако степень гонений варьировалась в зависимости от вида ересей. Максимальна она была по отношению к манихеям и язычникам. Чуть менее строгим был Юстиниан по отношению к евреям, которые, однако, постоянно восставали вместе с самарянами, что приводило к кровавым подавлениям их восстаний и авторитарному обращению в православие.
Таким образом, в сфере церковной дисциплины и управления законодательная деятельность Юстиниана опередила законодательство церковное. Из разрозненных соборных постановлений еще не составилось одного церковного кодекса. Юстиниан в своем «Кодексе» и в «Новеллах» синтезировал церковные узаконения и обычаи. Например, 123-я новелла является сводкой всех узаконений о епископах и клириках, 133-я — ο монашестве, и т.д. Эти законодательные сводки практически восприняты церковью, как законы церковные. Они положили начало церковному «Номоканону» или «Кормчей».
Ради выполнения на деле программы монолитной христианской империи Юстиниан, оставляя в стороне монофизитство, ультимативно обрушился на всех других еретиков и на еще оставшихся язычников.
«Мы, — писал Юстиниан в 6-й новелле, — озабочиваемся и ο хранении православной веры, и ο благоустроении священства, чем надеемся получить великие блага от Бога и соблюсти твердый порядок в государстве». Историки сообщают, что после восхождения на царство император Юстиниан осуществил преследование язычников эллинов и еретиков и «постановил, что только вера православных христиан признается государственной, и все церкви еретиков отдал православным.» Было предписано тем, кто еще не крещен немедленно креститься и идти с детьми и женами и со всеми домочадцами во святые церкви, чтобы в спешном порядке крестить своих малолетних детей. Со взрослыми Юстиниан предполагал иной порядок обращения, что подтверждает его глубокую преданность церковным и христианским нормам: взрослые должны прежде изучить Священное Писание, ознакомиться со смыслом таинств христианских, и только затем приступить к крещению своему. Если они не будут креститься, ссылаясь на военную службу или должность или дела имущественные, и своих детей, жен, слуг и всех при них находящихся оставят в заблуждении и таким образом окажутся небрежными в этом деле, то Юстиниан обязывал описывать их имение и изгонять их из государства.
По мнению ряда исследователей, теория симфонии духовной и светской власти в версии Юстиниана является следствием или отзывом на теорию, концепцию государственно-церковных отношений, сформулированную в конце V — начале VI в. Геласием и Симмахом, которые ставили своей целью доказать главенство власти Церкви над светской в вопросах устроения Церкви, церковной жизни, вероучения, то есть в церковных делах, полагая, что правитель должен кротко и смиренно воспринимать наставления духовенства в вопросах веры. С одной стороны, это было выражением римского клерикализма, который тогда уже существовал, с другой стороны, это было вполне оправдано тем, что наставления адресовались императору Анастасию, который склонялся на сторону монофизитов. Юстиниан переинтерпретирует концепцию государственно-церковных отношений, которую он мог взять у этих римских и некоторых других отцов. Следует не отождествлять священство и Церковь, тогда становится понятным, почему в предисловии к «6-й новелле» Юстиниана говорится не о главенстве духовенства, но о единстве и согласии царства и священства внутри Церкви. Император Юстиниан прекрасно знал православное догматическое богословие, которые тогда уже начало складываться в догматическую систему и не отождествлял духовенство и Церковь. Следует иметь ввиду, что слово «Церковь» вообще отсутствует в его предисловии. Церковь понимается им как Богочеловеческий институт, объединяющий христиан, и Юстиниан говорит о дарах Божиих человечеству, т.е. соотношение царства и священства понимается вовсе не как соотношение государства и Церкви, а как соотношение различных властей внутри Церкви. Юстиниан при этом пользуется понятиями Божественного и человеческого. Однако в соответствии с Халкидонским догматом, который здесь как бы экклезиологически прилагается, он говорит о нераздельном единстве и также указывает на общение свойств между Божественным и человеческим. По тексту «6-й новеллы», «царство заботится и о догматах, и о чести священников, и о соблюдении церковных правил», т.е. устраивает предельно широко понимаемую человеческую сторону Церкви.
В его модели симфонии властей обращает на себя внимание разный вес ее частей. Понятие «священство» служит для отражения всех служителей церкви – епископов, священников, диаконов, чтецов, пономарей. По его суждению, «священство служит вещам Божественным», «оно более Божественная часть Церкви», «но это отличие духовенства от прочих членов Церкви относительно», «дело священства — молитва», т.е. предельно широко понимаемая литургическая и сакраментальная жизнь Церкви. Но при этом утверждается верховенство царства. В одном из своих законов Юстиниан говорит: «Что же есть более великого, более святого, чем императорское величество?!». В одном из законов, прямо относящемся к церковной жизни («Новелла 133-я» — «О монахах и монахинях и их образе жизни»), Юстиниан говорит в предисловии: «Нет ничего недоступного для надзора царю, принявшему от Бога общее попечение о всех людях. Императору подобает верховное попечение о церквах и забота о спасении поданных. Император — блюститель канонов и Божественных Законов. Царь через Собор и священников утверждает Правую веру». Таким образом, Юстинианова модель симфонии властей представляет собой результат воцерковления государственной власти, которая не мыслила себя вне церкви, не осознавала свою секулярность и индифферентность к вопросам веры, то есть тех характеристик власти, которые возникли в Западной Европе в эпоху Просвещения.
07.11.2016
НАЗАД К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Планеты в космосе: правда или вымысел?
5 примечательных зданий в Венгрии
Кораллы и морские анемоны превращают солнцезащитный крем в токсины — понимание того, как это может помочь спасти коралловые рифы
Император Юстиниан Великий: жизнь и правление дальновидного римлянина
Из многочисленных императоров в долгой и захватывающей истории Рима и Византии выделяется один – Юстиниан Великий. Его правление стало поворотным моментом, открытием новой эры, наполненной революционными изменениями на большой сцене Европы. Это принесло новую искру, всплеск надежды для когда-то великой Римской империи – надежды, которая никогда не будет такой сильной в последующие столетия.
Проницательный и тактичный, смелый и мудрый Юстиниан сумел подняться из ничего, до самых высоких высот истории. Движимый желанием восстановить разрушенную Римскую империю, за свои достижения он по праву получил прозвище «Великий». Сегодня мы расскажем его историю, напомнив себе о золотом веке Византийской империи и человеке, который помог ее создать.
Мозаика Юстиниана старшего возраста. Источник: Jbribeiro1 / CC BY-SA 4.0 .
Из грязи в князи – приход к власти императора Юстиниана
Флавий Петр Саббатий Юстиниан Август – или сокращенно Юстиниан, родился где-то после 450 г. в римской провинции Дардания. Благодаря своему дяде Юстину, который станет будущим императором, Юстиниану не суждено было вести жизнь простого крестьянина. Вместо этого его дядя отвез его в Константинополь, где он получил образование в области богословия, права и истории, вырос во влиянии вместе со своим дядей и даже служил в рядах экскубиторов — императорской гвардии, во главе которой стоял его дядя Юстин. .
Древний город Тавресий, родина Юстиниана I, расположенный на территории современной Республики Македония. (Dvacet / Public Domain )
Когда император Анастасий умер, именно Юстину удалось подняться по служебной лестнице имперской гвардии и стать императором Восточной Римской империи. Он вырос из семьи свинопасов. Будучи в свои шестьдесят и не имея собственного сына, Джастин был вынужден рассматривать своих племянников как своих будущих преемников.
А главным среди его племянников был не кто иной, как Флавий Петрус – сын его сестры. Джастин взялся обучать его и в конце концов усыновил. В свою очередь, Флавий Петрус добавил к своему имени «Юстиниан», демонстрируя благодарность своему благодетелю.
В последующие годы Юстиниан стал амбициозным советником уже старого императора Юстина. Когда последний заболел и начал дряхлеть, он решил сделать своего племянника Юстиниана соправителем. Это произошло в 527 году.
Но правда в том, что Юстиниан де-факто был правителем года года, даже уже в 518 году, поскольку Юстин в последние годы своей жизни все больше не мог править. Так или иначе, всего через четыре месяца после провозглашения племянника соправителем Юстин умер 1-го августа 527 года, оставив престол Юстиниану — новому императору Византийской империи.
Бурное начало: раннее правление Юстиниана
Первые официальные годы Юстиниана в качестве правителя были настоящим испытанием его навыков, поскольку они были полны новых событий, которые требовали суровых решений. Одно из его первых начинаний, принесшее ему широкую известность позже в истории, — это так называемая Corpus Juris Civilis – сборник судебных реформ, направленных на полный пересмотр всех римских законов.
Два фрагмента рукописи Corpus Iuris Civilis, изданной по приказу императора Юстиниана I. (Fæ / Public Domain )
Он также занимался законодательством, направленным против язычества и его поклонников. им фактически запретили любую практику и отправили в изгнание и даже на смерть. Около 532 г., в начале царствования Юстиниана, его правление подверглось величайшей опасности, превратившись из обыденности в серьезную проблему.
Насилие было проблемой в Константинополе в то время, в основном из-за соперничающих группировок сторонников гонок на колесницах. Две фракции, Синие и Зеленые, становились беспокойными и часто вызывали небольшие беспорядки по всему городу. Их жалобы обычно были направлены на непопулярных чиновников, которых Юстиниан назначал на важные посты.
Беспорядки спровоцировали еще большую беспощадность со стороны правительства и введение на службу новых непопулярных чиновников – проблема превратилась в замкнутый круг. И именно эта проблема породила самую большую угрозу правления Юстиниана — бунты Ники.
В январе 532 года эти растущие беспорядки обострились, когда соперничающие фракции объединились и приняли свой боевой клич — Ника! (по-гречески « Победить !») и подстрекательство к восстанию, основанному на заключении в тюрьму двух членов их фракций. Это восстание быстро обострилось и стало самым жестоким бунтом в истории Константинополя.
Разбушевавшиеся толпы грабили и сжигали город, стремясь свергнуть Юстиниана и посадить на трон нового императора. В ответ Юстиниан поручил двум своим наиболее способным генералам — Мундусу и Велисарию — подавить беспорядки, чего они не смогли сделать.
Столкнувшись с почти смертельной ситуацией, Юстиниан сумел в последний момент подкупить фракцию Синих, а впоследствии расправиться с собравшимися Зелеными и другими повстанцами на ипподроме. Беспорядки продолжались неделю, в результате которых сгорела половина города, погибло более 30 000 человек.
Но, сумев подавить это восстание, Юстиниан успешно укрепил свою власть и воспользовался случаем, чтобы отстроить Константинополь и возвести несколько прекрасных зданий, главным из которых является всемирно известный собор Святой Софии.
Ангел показывает Юстиниану модель собора Святой Софии в видении. (GifTagger / Public Domain )
Царствование завоевателя: восстановление империи
Беспорядки в Нике были первым серьезным препятствием на пути правления Юстиниана, но им не удалось отвлечь его от самой большой намерение – восстановление Римской империи, или renovatio imperii , как ее называли. Это повторное завоевание потерянных римских провинций станет жемчужиной всего правления Юстиниана и одним из последних значительных расширений Византийской империи.
Еще до беспорядков в Нике Юстиниан воевал с империей Сасанидов на востоке, как и его дядя Юстин. С 527 года война была в центре внимания. Под командованием искусного полководца Велисария византийцы выиграли два сражения в 530 г., но потерпели поражение в 531 г.
«Вечный мир», который стоил Юстиниану колоссальных 11 000 фунтов золота. Но даже в этом случае ему удалось обезопасить свои восточные границы и переключить свое внимание на запад и потерянные римские провинции.
- Чрезвычайно редкая древняя мозаика с греческой надписью «чудесным образом» обнаружена в Иерусалиме
- Феодора: от скромного начала до могущественной императрицы, изменившей историю
- Юстинианская чума, вероятно, вызвана бактериями — неизвестно, как она появилась
Золотая монета Юстиниана I, 527–565 гг., найденная при раскопках в Индии, вероятно, на юге, пример индо-римской торговли того периода. (Uploadalt/ CC BY-SA 3.0 )
Всего через год, в 533 году, Юстиниан начал поход против вандалов Северной Африки. Вандалы были германским племенем, которому удалось основать королевство на территории современного Туниса, и они успешно совершали набеги через Средиземное море, даже разграбив Рим.
Опытный полководец Велизарий доказал свою компетентность в этой молниеносной кампании, сумев победить вандалов всего за год, разгромив их в двух ключевых битвах – при Ад-Децимуме и Трикамаруме. Победа привела к учреждению «префекта преторианцев Африки» и стала первым шагом к восстановлению утраченных провинций Рима.
Уже на следующий год Юстиниан начал свое очередное завоевание, на этот раз нацеленное на остготов, еще одно германское племя, и их королевство на итальянском полуострове. Этот конфликт, известный как Готическая война, длился значительно дольше предыдущего — почти 20 лет.
Несмотря на то, что византийцы завоевали столицу остготов и, по сути, весь итальянский полуостров в первые пять лет конфликта, он все же перерос в длительную борьбу против короля Тотилы – борьбу, которая продлится следующие 15 лет. В конце концов, Юстиниан повторно завоевал Италию, но впоследствии потерял большую ее часть из-за вторжения лангобардов примерно десять лет спустя. В результате этих войн весь полуостров был разорен, обезлюден и обезлюден.
Возможно, последним крупным конфликтом правления Юстиниана была возобновленная война с империей Сасанидов. Воодушевленный неожиданным восстанием в Армении, а также по настоянию остготских послов, персидский царь Хосров нарушил установленный «Вечный мир» и разграбил византийские территории.
Война затянулась на несколько лет без каких-либо серьезных достижений с обеих сторон. В итоге была заключена новая сделка. И снова Юстиниану пришлось платить — на этот раз ежегодную пошлину в размере 30 000 солидов.
Восстание славян
Даже когда Юстиниану удалось вернуть себе Северную Африку, Южную Иберию и Италию, Восточная Римская империя все еще страдала от угроз, с которыми невозможно было успешно справиться. Одно из крупных таких вторжений было сосредоточено на Балканском полуострове. С середины 520-х годов славяне начали мигрировать все глубже и глубже, в конце концов перейдя Дунай и вступив в конфликт с римлянами.
К 540 году они достигли Фессалоники в Греции, а также Далмации и Адрианополя. Славянские народы оказались одними из самых больших противников римского владычества.
Император Юстиниан отвоевал многие бывшие территории Западной Римской империи, включая Италию, Далмацию, Африку и южную Испанию. (Tataryn / CC BY-SA 3.0 )
Таким образом, Юстиниану лишь частично удалось достичь своей цели по восстановлению Римской империи. После первоначального успеха против вандалов готическая война затянулась слишком долго. Эти кампании оказались дорогостоящими для казны империи, а также для рабочей силы, и это потребовало повышения налогов и сборов по всей империи, что вызвало некоторую неприязнь Юстиниана к народным массам.
В целом мы видим амбициозное и уверенное правление Юстиниана. Он был склонен к риску, сумев выиграть большинство своих кампаний, даже опасно перенапрягая ресурсы своей империи.
Последние годы Юстиниана и непреходящее влияние
Смерть застала Юстиниана в его 83 -м -м году. Он умер бездетным. Единственный свидетель был тогда рядом с ним и утверждал, что последним действием Юстиниана было назвать своего племянника Юстина своим наследником. Было это правдой или нет, мы никогда не узнаем, но наиболее вероятным вариантом является заранее оговоренная сделка.
Правление Юстиниана при жизни имело свои положительные и отрицательные стороны. Поначалу шаткий, он был объектом большой враждебности, и ему пришлось бороться с восстанием Ника. С другой стороны, он выпустил свои судебные реформы, которые имели большое влияние в то время и были быстро приняты многими развитыми королевствами. Он также уделял большое внимание искусству, литературе и культуре и был активным строителем церквей, монастырей, укреплений и множества подобных зданий.
Юстиниан также очень интересовался теологией и был набожным христианином, особенно в последние годы своей жизни. Он яростно боролся за то, чтобы искоренить язычество раз и навсегда, издав ряд законодательных актов и законов, которые преследовали их, лишали их собственности и всякой свободы. Сегодня Юстиниан Великий почитается Восточной Православной Церковью как святой.
- Занятым римлянам тоже нужен был перерыв в середине зимы… и он длился 24 дня
- Тайны собора Святой Софии — целительные силы, загадочные мозаики и святые реликвии
- Божественное зарабатывание денег: монеты римской империи имели уникальную ценность в скандинавских культурах
Мозаика Святой Софии с изображением Девы Марии с младенцем Христом на коленях. Справа от нее стоит Юстиниан, предлагающий модель собора Святой Софии. (Мирабелла / Public Domain )
Юстиниан был похоронен с высочайшими почестями, и процессия привела его к месту упокоения в его личном мавзолее в церкви Святых Апостолов. Во время разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы разграбили мавзолей и осквернили его останки.
Заключение — Наследие Юстиниана Великого
Очевидно, что во время его правления Юстиниан ходил по тонкой грани между любовью и ненавистью. Его смелые и революционные решения были явным признаком его дальновидной натуры, но окружающие не всегда это ценили.
Тем не менее, Юстиниан принес в Восточную Римскую империю эру процветания, расширив ее территории за счет повторного завоевания и обезопасив все морские пути. Его судебная деятельность и реформы всех римских законов стали исторической вехой и актуальны даже сегодня.
Но, к сожалению, все, что ему удалось принести под купол восточной империи, будет постепенно утрачено в поколениях после его правления. Золотой век в архитектуре, литературе и искусстве, начавшийся во времена Юстиниана, не наступит еще несколько столетий спустя.
Все эти вещи, любимые и ненавистные, вместе взятые, служат для того, чтобы изобразить Юстиниана как правителя, которым он действительно был – честолюбивого мечтателя, умелого человека, выросшего из семьи свинопасов, чтобы стать императором империи. Его правление дало важные уроки тем, кто пришел после него, а его завоевание германских племен стало катализатором, который открыл Европе новую эпоху, породив новые нации и королевства. И правильно, этот император заслужил свой эпитет – Юстиниан Великий.
Верхнее изображение: римский император. Кредит: Feenstaub / Adobe Stock
Алекса Вучкович
Ссылки
Бейкер П. 2002. Юстиниан, последний римский император. Cooper Square Press.
Баркер В. 1966 . Юстиниан и Поздняя Римская империя. Издательство Висконсинского университета.
Кавендиш Р. 2015. Смерть Юстиниана I. История сегодня. [Онлайн] Доступно по адресу: www.historytoday.com/archive/months-past/death-justinian-i
Diehl C. 1920. История византийской империи. Открытый исходный код.
Эванс А. 1998. Римские императоры – Юстиниан. [Онлайн] Доступно на: www.roman-emperors.org/justinia.html
Эванс А. 2005. Император Юстиниан и Византийская империя. Гринвуд Пресс.
Маас, М. (отредактировано). 2006. Кембриджский компаньон эпохи Юстиниана . Издательство Кембриджского университета.