Ярослав Мудрый: реформы: VIKENT.RU
978 год
—
1054 год
Россия (СССР)
Великий князь киевский с 1019 года, второй сын крестителя Руси князя Владимира Красное Солнышко.
К 1037 году Ярослав Мудрый объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства…
При нём был принят сборник законов «Русская Правда».
В Киеве был возведён в камне по византийскому образцу Софийский собор.
В правление Ярослава Мудрого впервые начала складываться русская культура и язык.
«Быстрый темп преобразований эпохи Владимира всё же не смог обеспечить завершения феодальной реформы при его жизни. Для этого требовалось больше времени, и его дело завершил сын — Ярослав Мудрый. Как сказано в летописи, Владимир вспахал, Ярослав засеял, а мы (то есть следующее поколение) пожинаем плоды. В чём же заключался «посев» Ярослава? Заняв после тяжёлой междоусобной борьбы киевский стол, Ярослав стал не менее энергично, чем его отец, продолжать начатую реформу.
Ярослав продолжает интенсивную строительную деятельность, явно стремясь сделать Киев не хуже Константинополя. Если Константинополь знаменит своим собором Софии, то величественный Софийский собор возводится и в Киеве; и тут и там городские укрепления украшают Золотые ворота и т.п. Много сил отдал Ярослав и развитию торговли: при нем начали чеканить не только золотые, но и серебряные монеты. Однако главной заботой Ярослава стало создание собственной, русской интеллигенции (при всей условности применения данного понятия к той эпохе).
Эту задачу Владимир не мог решить за недостатком времени. Требовалась не просто грамотность, надо было сделать так, чтобы Киевская Русь не нуждалась в «импорте» греческого или болгарского духовенства, чтобы она имела собственных учёных, писателей, философов, чтобы она могла при необходимости вести идейную борьбу, в частности против имперской идеологии Византии.

В средние века единственным местом, где человека обеспечивали всем необходимым и давали возможность заниматься науками, были монастыри. Они играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые разнообразные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья и цари ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета — ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.
Неудивительно, что при Ярославе возникает русское монашество, появляются русские монастыри. Описи XV-XVII веков (более ранние погибли) показывают, что большинство книг монастырских библиотек носило не богослужебный, а иной характер. Здесь хранились жития, творения Отцов и Учителей Церкви, летописи, хронографы, различные «хождения» (то есть географические сочинения), философские и военные трактаты, такие классические труды, как «История Иудейской войны»
Монах-учёный должен был быть всесторонне образованным.

Раушенбах Б.В., Пристрастие, М., «Аграф», 2000 г., с. 69-71.
Новости
-
С 22 января 2023 (воскресенье) продолжаются online-лекции И.Л. Викентьева о творчестве
23.12.2022
С 22 января 2023 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций — крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
Регистрация на XV-й сезон
Видео-интервью И.Л. Викентьева о проекте VIKENT.RU с навигацией по тематическим разделам
Подробнее
-
48-я конференция VIKENT.
RU «Стратегии творчества»
21.12.2018
48-я конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества», пройдёт 02 мая 2021 года (воскресенье).Более 100 видеозаписей Докладов прошлых конференций. Подробнее
-
В 2018 году нами опубликована рукопись создателя ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера
25.02.2018
В 2018 году нами опубликована рукопись создателя ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера, написанная им в 1946 году: «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа».
Подробнее
-
Продолжаются ежедневные публикации в основных группах VIKENT.RU в соц-сетях
19.
02.2018Продолжаются ежедневные публикации в основных группах VIKENT.RU в соц-сетях:
Подробнее
-
В социальных сетях открыты группы: «Новости изучения креатива | творчества» (ВК) и «Творческие личности и коллективы» (ФБ)
20.01.2013
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU — крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»
Подробнее
Все новости
Случайная цитата
-
Истинное вдохновение и развитие души актера по М.
А. Чехову
«Когда актёр будущего начнет развивать свои внешние выразительные средства, он одновременно станет развивать свою душу. Он будет знать, как это делается. Он раскроет свою душу навстречу тому ценному, что мы находим в работах великих мастеров, навстречу высоким достоинствам сострадания и любви, и он не будет стыдиться своих попыток познать духовные истины. Он будет знать, что, оставаясь на земле, не пытаясь оторваться от неё, нельзя создать ничего значительного и ценного. Ибо тот, кто отрицает д…
Подробнее »»»
Развитие образования в России
Развитие образования в России | Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. Вологодско-Пермская летопись о школе Владимира Святославича 988. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». Польский историк Ян Длугош (1415—1480) о Киевской школе «книжного учения» «Владимир… русских юношей привлекает к изучению искусств, кроме этого, содержит запрошенных из Греции мастеров» . Для создания трехтомной истории Польши Длугош использовал польские, чешские, венгерские, немецкие источники, древнерусские летописи. Видимо, из не дошедшей к нам летописи он почерпнул известие об изучении в Киевской школе Владимира искусств (наук). По приблизительным подсчетам, «школа Владимира» с контингентом в 300 учащихся за 49 лет (988—1037) могла подготовить свыше тысячи образованных воспитанников. Учителя X—XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не мог заниматься более чем с 6—8 учениками. Князь набрал в школу большое количество детей, поэтому вынужден был на первых порах распределить их между педагогами. Такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря — 6 человек, в женских начальных школах Тиля — 4—5 учениц . Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого «Жития Сергия Радонежского», 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой «Азбуки» 1637 г. В. Бурцова. О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Одна с почерком, отличным от почерка Онфима (№ 201), отсюда В. Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование. Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом». Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород. Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». 1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны. Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом). |
ПРИНИМАЯ УКРАИНСКУЮ НАГРАДУ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПОЗДРАВЛЯЕТ СТРАНУ С ПУТЬМ, ПРОЙДЕННЫМ С ПОМОЩЬЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
Принимая украинскую премию, Генеральный секретарь поздравляет страну
по пути, взятый со времен независимости
Следующие примечания Генерального секретаря Кофи Аннан по получению ордена Принца Ярослава The Wies in Kiev, UKRAINE , 3 июня:
Вы оказали мне большую честь, отдав мне этот приказ. Я знаю, что Ярослав Мудрый — один из самых уважаемых исторических деятелей вашей страны, и я непременно буду носить его орден с уважением.
Уже в 11 веке князь Ярослав олицетворял ценности, выдержавшие испытание историей – кодификацию права, поощрение образования и искусства, укрепление отношений с другими странами. Сегодня, тысячелетие спустя, мы видим, что те же ценности выходят на первый план в современной Украине. Это новая глава в истории страны, характеризующейся богатством своих традиций и решимостью своего народа.
Я только вчера прибыл в Украину с этим первым визитом в качестве Генерального секретаря, но еще до этого у меня были причины быть впечатленным вашей страной. После обретения независимости вы приняли конституцию, призывающую к плюралистической политической системе с защитой основных прав и свобод человека. Вы работали над установлением дружеских отношений со своими соседями, играете активную роль на международной арене, в том числе в Организации Объединенных Наций. Вы с большим мужеством сталкиваетесь со значительными экологическими проблемами. Вы стали свидетелями резкого роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом и предприняли решительные шаги для борьбы с ним, о чем свидетельствует Ваше решение, г-н Председатель, объявить 2002 год годом борьбы со СПИДом. Вы много работали для проведения реформ в сфере образования, сельского хозяйства, экономического и социального развития. Короче говоря, вы совершаете переход от командной к рыночной экономике, от контролируемой к демократической политической системе со всеми вытекающими отсюда радикальными взглядами.
Опыт вашей страны подтверждает, что демократия означает больше, чем проведение выборов. Что для процветания демократии необходимо постоянное и эффективное внимание — со стороны правительства, находящегося у власти, политических партий и, прежде всего, со стороны динамичного и бдительного гражданского общества. Такой энергичный подход является лучшей гарантией соблюдения прав человека и основных свобод для всех.
Равным образом работа по укреплению демократии не выполняется изолированно. Она неразрывно связана с работой на благо развития. Демократия намного сильнее
, когда люди увидят, что бедность сокращается, что общество становится более справедливым и что эти достижения можно сохранить в будущем.
По мере того, как ваша страна будет мужественно идти по этому пути, она будет пользоваться полной поддержкой семьи Организации Объединенных Наций. Мы будем сопровождать вас в вашем путешествии. И я буду носить орден князя Ярослава Мудрого в знак нашей непреходящей дружбы.
Дуже дякую. Большое спасибо.
* *** *
Определение Санкт-Петербурга в мировой истории.
(существительное)
Второй по величине город России после Москвы и важный российский порт на Балтийском море. Основанный Петром Великим в период с 1713–1728 по 1732–1918 годы, он был имперской столицей России. Он остается самым вестернизированным городом России, а также ее культурной столицей.
Внутренние реформы Петра
- Петербург .
- Петр перенес столицу из Москвы в Святой Петербург в 1712 году, но упоминается Святой Петербург как столица (или резиденция правительства) еще в 1704 году.
- До сегодняшнего дня Санкт-Петербург — самый вестернизированный город и культурная столица России.
Краткое царствование Петра III
- Елизавета пригласила юного племянника в Святой Петербург , где он был принят в Православную Церковь и провозглашен наследником в 1742 году.
- В июле 1762 г., всего через полгода после того, как стал императором, Петр поехал отдыхать со своими голштинскими придворными и родственниками в Ораниенбаум, оставив жену в Санкт Петербург .
- Елизавета пригласила юного племянника в Святой Петербург , где он был принят в Православную Церковь и провозглашен наследником в 1742 году.
От немецкой принцессы до русской царицы
- На следующий день состоялась официальная помолвка в Санкт Петербург .
- Императорская чета переехала в новый Зимний дворец в Святой Петербург .
- В июле 1762 года, всего через шесть месяцев после того, как стал императором, Петр отдыхал со своими голштинскими придворными и родственниками в Ораниенбауме, оставив жену в Санкт Петербург .
Триумфы царицы Елизаветы I
- Способствовала созданию Михаилом Ломоносовым Московского университета и созданием Иваном Шуваловым Императорской Академии художеств в Санкт- Петербург .
- Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт- Петербург являются одними из главных памятников ее царствования.
Петр Великий
- В Англии он также занимался рисованием и деятельностью, связанной с военно-морским флотом, а также посетил Манчестер, чтобы изучить методы градостроительства, которые он позже с большим успехом применил по адресу Saint Petersburg .
- Петербург
Внешнеполитические цели Екатерины
- С 1788 по 1790 год Россия вела войну против Швеции, конфликт, спровоцированный двоюродным братом Екатерины, королем Швеции Густавом III, который рассчитывал просто догнать русские армии, все еще участвовавшие в войне против турок-османов, и надеялся нанести удар по Святым Петербург напрямую.
Просвещенный деспотизм
- Ведущие европейские экономисты своего времени стали иностранными членами Вольного экономического общества, созданного по ее предложению в Святой Петербург в 1765 году.
- Ведущие европейские экономисты своего времени стали иностранными членами Вольного экономического общества, созданного по ее предложению в Святой Петербург в 1765 году.
Католическая церковь
- В 530, Святой Бенедикт написал свой Правило Святого Бенедикта как практическое руководство для жизни монашеской общины, и его послание распространилось по монастырям по всей Европе.
- За этим последовали приказы о запрете живописного изображения семьи Христа, последующих христианских святых и библейских сцен.
- В этой среде христианство распространилось из римской Британии в Ирландию, чему особенно способствовала миссионерская деятельность Святой Патрик.
- Вскоре ирландские миссионеры, такие как Святых Колумба и Колумбан, распространили это христианство с его отчетливо ирландскими чертами в Шотландии и на континенте.
- Вскоре важные английские миссионеры, такие как Святых Уилфрид, Виллиброрд, Лулл и Бонифаций, начали евангелизировать своих саксонских родственников в Германии.
Ярослав Мудрый
- Строительство Св.
Софийского собора и первых монастырей на Руси, им. Святой Джордж и Святой Ирэн.
- Основание библиотеки и школы при Святой Софийском соборе и поощрение перевода греческих текстов на церковнославянский язык.
- Великий князь Ярослав I скончался в 1054 году и был погребен в году Святой Софии года. Кафедральный собор.
- На этой фреске XI века в Софийском соборе св. изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.
- Строительство Св.
Французские исследователи
- Заселение южноамериканского побережья на территории современной Французской Гвианы началось в 1624 году, а в 1625 году на острове Сент- была основана колония.
- Колонии на Гваделупе и Мартинике были основаны в 1635 году, а на Сент-Люсии в 1650 году.
- Важнейшее карибское колониальное владение Франции было основано в 1664 году, когда на западной половине испанского острова Эспаньола была основана колония Сент--Доминго (сегодня Гаити).