Ярослав мудрый 1: Ярослав Мудрый – КиноПоиск

Содержание

Ярослав Мудрый null, история жизни, значимые события и заслуги

Ярослав был сыном князя Владимира Святого. Существует множество версий относительно старшинства Ярослава среди своих многочисленных братьев, что дает основание увидеть именно в личности Ярослава князя своего времени, человека, который сумел преодолеть все трудности и установить законный порядок наследования, определивший развитие России на следующие два столетия.

Первоначально Ярослав получил от отца в удел Ростов, но правил он не самостоятельно, а под опекой воеводы Буды (или Будая). После смерти брата Вышеслава Ярослав в 1011 г. получил его удел — Новгородскую землю, которая по статусу стояла второй после Киевских земель. Традиционно новгородские князья жили не в самом Новгороде, а недалеко от него — в Городище, но Ярослав стал первым князем, который создал свой двор (Ярославово дворище) в самом городе.

Новгородский князь должен был ежегодно отправлять в Киев дань в размере 2000 гривен, но в 1014 г.

Ярослав неожиданно отказался посылать дань отцу и нанял на эту сумму дружину из варягов для похода на Киев. Однако варяги в Новгороде спровоцировали его жителей и были перебиты, а Ярослав фактически остался без военной силы. В этом же году скончался и великий князь Киевский Владимир.

После его смерти было не ясно, кто из сыновей должен стать следующим князем в Киеве. Любимый сын Владимира Борис был готов уступить это право старшему брату Святополку, который воспользовался миролюбием брата, убив его и самого младшего из владимировичей — Глеба. Князя Ярослава предупредила о злодеяниях Святополка сестра Предслава.

Ярослав собрал новое войско из варягов и новгородцев и выступил против Святополка, захватив в 1016 г. Киев. Отметим, что перед походом, в котором участвовало множество новгородцев, Ярослав собрал первый писаный свод законов — Правду Ярослава, ставшую впоследствии основой становления национального права России. В 1018 г. польский король Болеслав, союзник Святополка, разбил Ярослава на р.

Буг и занял Киев. Киевляне не приняли власть Болеслава, требуя оставить князем Святополка. Это разрушило союзнические отношения Болеслава и Святополка, который, оставшись без польской помощи, в 1019 г. был разбит на р. Альте, а в Киеве утвердился Ярослав.

Ярослав, став киевским князем, не забывал о поддержке, которую ему оказали новгородцы. В 1030 г. он разбил племя чуди и заложил город-крепость Юрьев в Прибалтике. За годы своего правления Ярослав остановил набеги печенегов на Русь, разбив их в 1038 г. у стен Киева, в честь чего был заложен Собор Святой Софии. Стремясь к укреплению международных связей, Ярослав использовал династические браки, в частности, выдал свою дочь княжну Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I.

Скончался князь Ярослав в 1054 г., оставив своим детям завещание, в котором определил очередной (лествичный) порядок правления. Некоторые историки полагают, что именно этот порядок стал одной из причин раздробленности на Руси.

Владимир Святой и Ярослав Мудрый: выбор полюса цивилизационного притяжения | Асонов

1. Алексей (Николин) свящ. Церковь и государство. М., 1997.

2. Булгаков С.Н. Мистика и этика православия // Жизнь и житие Сергия Радонежского. М.,1996.

3. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. 1. М., 1996.

4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987

5. Кирилл (Гундяев), патриарх. Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви / Православная газета. 2015. № 1 (802). Янв.

6. Кирилл (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.

7. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. III. М., 1988.

8. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

9. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. II. М., 1995.

10. Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997.

11. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию / Российская газета. 5 декабря 2014 г. № 278 (6550).

12. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 1. М., 1984.

13. Слово о погибели русской земли // Изборник. М., 1966.

14. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. I. М., 1988.

Монета Украина 1 и 2 гривны 2018 (Владимир Великий и Ярослав Мудрый) стоимостью 42 руб.

27 апреля 2018 года Национальный банк Украины ввёл в оборот первые в истории страны металлические деньги номиналом 2 гривны регулярного чекана и обновил дизайн монеты 1 гривна.

История монет: 3 рождения национальной валюты

Свою историю украинская гривна ведёт ещё со времён киевского князя Владимира Великого, который впервые отчеканил собственную валюту – золотники и сребреники. В XII–XIV веках, начиная с периода феодальной раздробленности, чеканка монет в княжествах Киевской Руси прекратилась, вместо денег использовали серебряные слитки, которые называли «гривнами». И только в 1918–1921 году, во времена Украинской Народной Республики, гривна вернулась. В этот период появляется закон о выпуске новой банкноты, в оборот вышли тысячи новых национальных бон.

Третье рождение гривны – 16 сентября 1996 года. Тогда Украина провела денежную реформу, в результате которой рубли и купоны сменила новая национальная валюта – бумажные гривны и металлические копейки.

В 2018 году Национальный банк выпустил металлические деньги номиналом 1 и 2 гривны. Монета 1 гривна сосуществует со старым образцом, а вот две гривны – абсолютно новое платёжное средство. В этом же году прекратили печать банкнот аналогичного достоинства. Замену банкнот металлическими номиналами объяснили развитием безналичных платежей, изменением поведения потребителей и экономией средств.

В апреле 2018 года в оборот ушло более 7 млн экземпляров каждого номинала, а в целом в 2018 году отчеканили около 140 млн 1-гривенных и 145 млн 2-гривенных монет.

От бумаги до металла: новый дизайн гривны

Монеты 2018 года – компактные, лёгкие, изготовлены из стали с гальваническим покрытием никелем. Современная технология производства снизила стоимость изготовления денег и их массу. Вес 1 гривны составляет 3,3 грамма, 2 гривен – 4 грамма. Гривенная монета вдвое легче, чем предыдущий образец, который весит 6,8 грамм. Диаметр 1-гривенной монеты – 19,9 мм, толщина – 1,7 мм. Диаметр монеты 2 гривны – 20,2 мм, толщина –1,8 мм.

В основе оформления металлических денег – образ князя Владимира. Лицевая сторона новых монет идентична – в композицию включены номинал с крупной цифрой (в центре), надпись «Украина» и малый Государственный Герб (вверху поля). По окружности размещён древнерусский орнамент, в который внизу «вписан» год чеканки, а справа – логотип Банкнотно-монетного двора.

Древнерусские монеты оформляло изображение Владимира Великого с гербом-трезубцем на реверсе, а на аверсе размещали лик Христа. В новых украинских монетах портрет Владимира Великого вынесен на реверс 1-гривенной монеты, а оборотную сторону монеты номиналом 2 гривны украшает изображение Ярослава Мудрого. Рельефные портреты на реверсах монет дополнены легендами – «Владимир Великий» и «Ярослав Мудрый».

Дизайн монет создавали художник Владимир Демъяненко и скульптор Роман Чайковский.

Ярослав Мудрый — краткая биография

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей.

Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т. е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» — это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

Посмертные приключения князей • Arzamas

Конспект

Если говорить о роли женщины в Древней Руси, очевидно, что ей было определено более чем скромное место. Можно сказать, что ее функция сводилась только к продолжению рода и связи одной династической ветви с другой. Таким образом, с помощью брака скреплялись и подтверждались военно-политические союзы, а имя княжьей жены часто даже не было упомянуто в летописи. С другой стороны, именно женщины были связующим звеном между разными традициями: они могли выйти замуж за пределами страны и приносили на чужбину свои порядки, обычаи, в том числе имена. Например, королева Франции, наша соотечественница Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, дала своему сыну греческое имя Филипп, которое впоследствии стало традиционным династическим именем французских королей. Таким образом, именно жена короля, а не сам правитель, подарила Франции одно из самых впоследствии популярных и престижных имен.

Конечно, о династическом браке можно говорить только в христианскую эпоху, так как о браке языческом до нас не дошло практически никаких сведений. Точно известно, что с приходом христианства брак стал считаться незыблемым, освященным церковью таинством. Существовало негласное правило: все Рюриковичи должны были быть женаты, холостой князь для того времени — это нонсенс, супругу находили практически всем, а неженатый князь просто не мог править. Еще одна необычная традиция: Рюриковичи никогда не женились на вдовах других князей Рюриковичей, что довольно странно на фоне того, что в то время происходило в династиях Западной Европы, Скандинавии и Византии. Там вдова традиционно считалась хорошей партией, заключив брак с ней, правитель только выигрывал. Весь XI век после Крещения Руси русские князья женились на иностранных принцессах, таким образом укрепляя браком политические связи и в некотором роде работая на внешнеполитические нужды государства. Каждый новый брак — выгодный союз. При этом остается неясным, что было первостепенно: брак ли совершался в результате взаимного интереса двух сторон, или же только в результате женитьбы появлялся новый военно-политический союз.

«Вообще брачные отношения того времени, конечно, не так похожи на современные, как может показаться. В эпоху Средневековья брачные отношения — это не столько отношения жениха и невесты, то есть молодых, это прежде всего отношения сватов, то есть родителей жениха и невесты. Отчасти черты этого сохранились в деревенском быте России, скажем, и в XIX веке, да и, может быть, в XX тоже. То есть брак часто заключался исходя из политических нужд, выгод и запросов старшего поколения, а вовсе не молодых, которые, как хочется себе представить и вообразить, полюбили друг друга и попросили своих родителей поженить их».

Федор Успенский

Если в XI веке династия Рюриковичей концентрировала свое внимание преимущественно на международных отношениях и союзах, то в XII веке курс очевидно сменился на укрепление связей внутридинастических. Связано это с тем, что открылась возможность жениться на близких родственницах, женских представительницах династии. Разумеется, это было очень выгодно, так как всякий брак был сопряжен с образованием некой военно-политической коалиции. А в бесконечной, не прекращающейся ни на минуту междоусобной борьбе внутриродовые браки были очень выгодным средством объединения против врага и укрепления своих позиций.

«Можно выделить некоторых князей, которые особо охотно прибегали к этому средству. В их числе Юрий Долгорукий, который очень хорошо женил своих сыновей на некоторых представительницах династии Рюриковичей».

Федор Успенский 

Что касается разводов, конечно, в то время они считались вещью неслыханной и осуждались, но прецеденты все же были. Основная сложность заключалась в том, что даже церковь не была в состоянии официально брак упразднить, если на то не было из ряда вон выходящих причин. Но князья, желавшие избавиться от неугодных жен, все же находили способы освободить себя от опостылевшего союза.

«Например, князь Рюрик Ростиславич выдал свою дочку замуж за Романа Галицкого. Этот Роман Галицкий с ней какое-то время жил в браке, от этого брака у них была дочка. Но потом он по неведомым нам причинам решил развестись и отослал от себя жену, завел себе другую. Он понял, что надо что-то, видимо, решать с этой ситуацией. И ничего лучше не придумал, как насильно постричь свою бывшую жену в монахини, а заодно он постриг в монахи — тоже, безусловно, насильно — ее отца и мать».

Федор Успенский   

Международный фестиваль «Ярослав Мудрый» прошел в Ярославле в десятый раз

Участие приняли свыше 700 человек 


С 22 по 30 июля в Ярославле в 10-й раз прошел Международный шахматный фестиваль «Ярослав Мудрый», в котором приняли участие свыше 700 человек из различных регионов России, а также из Ирландии и Беларуси.  

На открытии фестиваля выступил заместитель председателя правительства Ярославской области Валерий Холодов.

Программа фестиваля включала в себя восемь турниров Детского Кубка России, опен-турнир, межрегиональный чемпионат Ярославской области — этап Кубка ЦФО по быстрым шахматам и этап Кубка ЦФО по блицу.

В этапе ДКР соревновались 255 юных спортсменов 2005 гр и моложе. Победители этих турниров получают зачётные очки, по сумме которых они попадают в финал ДКР, где они могут выиграть путёвку на первенство мира или Европы.

Победители и призеры ДКР

Девочки до 9 лет:                       

1 — Кудряшова София, Санкт-Петербург, 6 очков;
2 — Павлушова Ирина, Московская область, 5;
3 — Исаева Арина, Вологодская область, 4,5.
            
Мальчики до 9 лет:                     

1 — Лихачев Максим, Московская область, 9 очков;
2 — Афинеевский Илья, Москва, 7;
3 — Марочкин Владислав, Ярославская область, 6,5.
            
Девочки до 11 лет:                    

1 — Царева Дарья, Ярославская область, 7 очков;
2 — Анисимова Анна, Республика Коми, 7;
3 — Чекина Анастасия, Саратовская область, 6,5.
            
Мальчики до 11 лет:                      

1 — Щеглов Глеб, Ярославская область, 8 очков;
2 — Рыжов Сергей, Смоленская область, 7;
3 — Агкацев Альберт, РСО — Алания, 7.
            
Девочки до 13 лет:                     

1 — Волкова-Медова Анастасия, Ярославская область, 8 очков;
2 — Марочкина Ярослава, Ярославская область, 7,5;
3 — Зайцева Дарья, Московская область, 6,5.
            
Мальчики до 13 лет:                 

1 — Тарасенко Ярослав, Пензенская область, 7,5 очков;
2 — Кузьминых Никита, Воронежская область, 7;
3 — Веселов Ярослав, Владимирская область, 7.
            
Девушки до 15 лет:                      

1 — Волегова Полина, Московская область, 7,5 очков;
2 — Новожилова Полина, Ивановская область, 7;
3 — Широкова София, Ярославская область, 6,5.
            
Юноши до 15 лет:

1 — Кулик Артур, Нижегородская область, 8 очков;
2 — Неклюдов Тарас, Московская область, 7,5;
3 — Степанов Павел, Ярославская область, 6,5.
 
В опен-турнире, собравшем 112 участников, приняли участие все желающие шахматисты разных возрастов: в этот раз самому молодому участнику было 9 лет, а самому старшему — 80.
 
Победители и призеры опен-турнира:
                       
1 — Першин Денис, Санкт-Петербург, 7,5 очков;
2 — Ноздрачев Леонид, Московская область, 7;
3 — Садовский Артём, Тульская область, 7. 
 
Женщины:        

1 — Мокшанова Елизавета, Ярославская область, 6 очков;;
2 — Левичева Екатерина, Ярославская область, 5,5
3 — Давыдова Кира, Вологодская область, 5,5.
 
Ветераны:           

1 — Овчинников Юрий, Ярославская область, 5,5 очков;
2 — Субботин Андрей, Ярославская область, 5,5;
3 — Московкин Геннадий, Ярославская область, 5.
 
Этапы Кубка ЦФО получились самыми масштабными в истории «Ярослава Мудрого»: в рапиде приняли участие 179 человек, в блице — 167.
 
Итоги

Рапид: 

1. Садовский Артём, Тульская область;
2. Першин Денис, Санкт-Петербург; 
3. Гоголев Артемий, Вологодская область.
 
Блиц:

1. Ноздрачев Леонид, Московская область;
2. Волков Сергей, Московская область;
3. Кретов Евгений, Москва.
 
Также впервые игроки могли поучаствовать в командном зачёте: в начале турнирной дистанции собиралась команда из четырёх человек, которые боролись и за командные призы.
 
Победитель и призеры командного зачета:

1. «Школа Карпова», Мытищи;    
2. «Воронеж»;    
3. «Вологодская область».   
    
Фестиваль — не последнее шахматное событие, которое проводится этим летом в Ярославской области. С 14 августа в посёлке Красные Ткачи пройдёт командный чемпионат России среди юношей и девушек, в котором будут бороться сильнейшие команды из разных регионов страны.
 
Видео:

https://youtu.be/kGPj2L7DI1Y  

https://www.youtube.com/watch?v=UqtRQnEcUfU 

Информацию предоставил Алексей Москвин 


святой правитель или первый западник на троне? – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Н.В. АСОНОВ доктор политических наук, академик АПН, профессор кафедры политологии и социологии МПГУ

Ярослав Мудрый: святой правитель или первый западник на троне?

На 2016 г. приходится юбилей весьма важного события в политической истории нашего государства. Ровно тысячу

лет назад Ярослав Мудрый, овладев Киевом, сел «на столе

1

отьни и дедни» , став главой русского государства и утвердив над ним господство своих наследников. Первым же преемником доставшейся ему власти Ярослав видел любимого сына — Владимира Новгородского.

Если открыть православный иллюстрированный церковный календарь «От Пасхи до Пасхи» за 2014-2015 гг., то можно обнаружить в нём имена этих князей, причисленных к лику святых в качестве благоверных правителей. Отечественная литература показывает их как достойных князей, которым Русь обязана своим политическим и культурным подъёмом. Но за это к лику святых не причисляют. Как известно, данная процедура требует соблюдения целого ряда положений, учитывающих в первую очередь праведный образ жизни и кончины человека, а также наличие достоверных примеров помощи людям, отражающих действие Божьей благодати, идущей через него. Значит, чтобы стать православным святым, правителю надо для начала жертвенно и много порадеть за православие, содействуя его укреплению и защите. Но был ли Ярослав именно таким человеком или он вместе со своим сыном Владимиром придерживался иного религиозно-политического курса?

Сначала обратим внимание на даты их канонизации. Разница между ними составляет почти 500 лет и в обоих случаях связана с политическими событиями, когда светская и

* Асонов Николай Васильевич, e-mail: [email protected]

1 Лаврентьевская летопись. Полн. собр. русских летописей (далее ПСРЛ), T.I. М., 1997, стб. 142

духовная власти, исходя из возникших условий, должны действовать вопреки церковным правилам. Владимир к лику святых был причислен по инициативе Новгородского архиепископа Евфимия II. Это случилось осенью 1439 г., когда пришла весть о том, что 5 июля на Ферраро-Флорентийском Соборе император Византии Иоанн VIII со своими 33 иерархами подписал унию. Среди подписавших оказался и грек Исидор, занимавший пост московского митрополита.

Последовавший на Руси всплеск религиозно-патриотических настроений заставил власть в центре и на местах встать спиной к Византии, вспомнив тех князей, кто с ней боролся, став христианином. Первым в этом ряду оказался Владимир Ярославич, захороненный в Софийском соборе Новгорода в 1052 г. и пребывавший там без всяких признаков святости. День его памяти был назначен на 4 октября. Интересно, что Ярослава Мудрого как новгородского князя и отца Владимира летописи даже не упоминают, указывая на его сына только как на «внука великаго Воло-димера»1. Но Владимир Ярославич был нужен Новгороду и как свой небесный заступник, способный защитить его от централизаторской политики Москвы. К этому времени усобица Василия II Тёмного с домом Звенигородских князей была в разгаре, и Новгород занял к противникам Василия II благожелательный нейтралитет, готовясь к полному обособлению от центра и создавая свой пантеон святых.

Гораздо более сложной представляется проблема изучения равнодушного отношения к Ярославу Мудрому как вероятному кандидату в список русских святых. Хотя А.Ю.

Карпов указывает нам, что имя этого князя «присутствует во

2

многих русских святцах» , выводы напрашиваются совершенно иные. Если бы Ярослав был достоин такой чести, то был бы причислен к лику святых ещё до 1917 г. Между тем, это событие произошло только 9 марта 2004 г. в Киеве, когда антимосковские настроения украинцев (как когда-то новгородцев) требовали усиления суверенности, в том числе за счёт появления своего святого покровителя, упокоенного в Софийском соборе «матери городов русских». Чтобы показать значимость Ярослава и для Москвы, Русская Право-

1 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов //ПСРЛ, т. III. М., 2000, с. 420; Новгородская четвёртая летопись. ПСРЛ, т.1У. М., 2000, с. 436.

2 Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001, с. 457.

славная Церковь также решила 8 декабря 2005 г. признать его святым, назначив день памяти на 20 февраля.

Теперь есть смысл взглянуть на известные нам факты под иным углом зрения, чтобы понять причины столь долгого нежелания канонизировать Ярослава и его сына. Считается, что после принятия христианства в 988 г. Киевская Русь приступила к созданию относительно единой государственной доктрины, и политика Ярослава Мудрого виделась как продолжение широкой социальной модернизации, начатой Владимиром Святым. Однако можно заметить важное расхождение в их действиях. Оно указывает на то, что каждый из названных князей по-своему видел дальнейший путь развития Руси, разворачивая её на Восток и на Запад христианского мира. Поэтому мысль В.О. Ключевского о том, что после Смуты социально-политическая ориентация власти и общества у нас разделилась на два направления, тяготеющих к Западу и к православному Востоку1, требует доработки.

Попробуем в этом контексте рассмотреть политическую деятельность Владимира Святого и Ярослава Мудрого, чтобы понять, почему креститель Руси совершенно заслонил собой и сына, и внука. Когда Владимир решал вопрос о том, к какому из двух направлений христианства примкнуть (тема неприятия ислама и иудаизма стоит особого разговора), Византия была на пике своего расцвета. Её конкурентом выступала только Священная Римская империя, возглавлявшая в указанный период обширное геополитическое поле из стран, ориентированных на престол Святого Петра. Оно охватывало территорию Европы от Скандинавии до Италии и от Ирландии до Венгрии. В то же время независимый православный мир, если не считать пришедшего в упадок Западно-Болгарского царства и нескольких мелких княжеств Грузии, съежился до размеров Византии. Поэтому, с точки зрения геополитической выгоды, Русь должна отдать предпочтение западному христианству.

Но Владимир подчиняет страну духовной власти вселенского патриарха. Произведенное «испытание вер» показало нравственную слабость западного христианства, где римские первосвященники, поправ принцип соборности как один из символов веры, подобно пророку Мухамеду,

1 См.: Ключевский В.О. Соч. В 9 т. М., 1988, т. III, с. 246-247.

узурпировали всю полноту высшей светской и духовной власти в своих руках, сославшись на подложный «Константинов дар». Он, как известно, предоставлял римским папам «власть и почёт, равные императорским… и главенство над всеми христианскими церквами»1. Кроме того, престол святого Петра, стремясь увеличить число своих «духовных чад», стал подстраиваться под стереотипы и ценности язычников, спровоцировав на Западе движение к приоритету материальных благ над духовными.

В православии же спасение «осмыслялось как внутреннее перерождение человека, его преображение духовное»2. Православный мир стремился, «пусть не всегда удачно, приблизить своё делание к церкви, поднять всё до её уровня, уйти в неё, а не отделиться, эмансипироваться и снизить всё возвышенное до потребностей обывателя»3. По этой причине на щит была поднята классическая формула бытия человеческого: «Если не спасёшься сам, то не спасёт и Бог». Поэтому принимать сторону внешне успешного, но уходившего от высокой духовности Запада Владимир Святой не стал. Он понял, что путь сближения с рома-но-германским миром, возможно, приведёт Русь к материальному обогащению, позволит расширить границы и укрепит её международное положение, но не поможет людям спасти свои души. Понимание правильности сделанного Владимиром выбора породило в русском сознании понятие «Святой Руси» и взгляд на Запад как на «немой» мир (мир немцев), не понимающих и не слышащих язык Бога.

Подобная идеологическая установка князя сразу стала сказываться и на внешней политике Руси, стремившейся к дружбе в первую очередь с православным миром. Благодаря династическим связям Владимир Святой породнился не только с царями болгар и византийским императорским домом, но и с князьями Польши и Чехии, владения которых входили в состав православной Моравской епископии. Он же стал первым русским князем, который постарался отгородить свой народ от влияния романо-германской цивилизации. Владимир сократил контакты со странами Западной Европы и даже был вынужден вступить с ними в воен-

1 Цит. по: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986, с. 57.

2 Дунаев М. М. Православие и русская литература, ч.1. М., 1996, с. 5-

3 Кирилл (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М.,

1996, с. 21.

ное противоборство, в котором Запад в качестве ударной силы решил использовать Чехию и Польшу.

Следует отметить, что, борясь за сохранение православия на Руси, князь Владимир смог подняться выше любви к сыну Святополку, которому должен отойти киевский стол. Согласно «Хронике» Мерзебургского епископа Титмара Святополк вошёл в тайные сношения с польским королем и с его помощью готовил восстание против отца. Владимир раскрыл заговор и арестовал сына вместе с его женой полькой и её духовником епископом Рейнберном. Но когда планы западных христиан рухнули, они в 1013 г. двинули на Киев польско-немецкую рать. Поскольку отпор идеологическому и военному натиску Запада стал частью государственной доктрины Руси, её союзником стала Византия. Во-первых, потому, что Русь после крещения вошла в константинопольский патриархат, во-вторых, императорский дом Византии породнился с домом Рюриковичей, и святые князья Борис и Глеб были детьми византийской принцессы Анны1. В-третьих, на Руси стали рассматривать борьбу с западной агрессией как священную войну, ведущуюся ради сохранения истинного христианства.

Ориентируясь на Византию как на эталон христианского государства, Владимир Святой стал перестраивать социально-политическую систему Руси. Поэтому нормативные документы, разработанные в странах Запада, оказались отвергнуты как не отвечающие запросам христианской морали. Взамен на основе византийского права был разработан «Устав», в котором была изложена политическая воля Владимира Святого по переустройству Руси в духе православных требований. Эта воля выражалась в согласии князя с принципом «симфонии двух властей», принятым на V Вселенском Соборе в 553 г. и закреплённым во II и III Титулах «Эпанагоги». Этим было пресечено на Руси движение власти в сторону неограниченной монархии, тогда как Запад уже «заразился» этой болезнью, идя от абсолютизации власти римских пап к абсолютизации власти светских правителей. Неслучайно в «Уставе» подчёркивалось, что князь принял «святое крещение от грецьс-кого царя и от Фотия патриарха», составив сей документ «с

1 См.: Соловьев С.М. Соч. М., 1988, кн.1, с. 195.

княгинею Анною», по «первых царей уряжению и по все-ленскых семи святых зборов великых святитель»1.

Смерть Владимира Святого в 1015 г. показала, что на Руси помимо восточной (православной) ориентации во властных кругах сильные позиции занимают сторонники сближения с Западом. Святополк, сев на княжеский стол, снова сошёлся с западными христианами Польши и Венгрии. Тот же путь избрал и Ярослав, но он больше тяготел к союзу со Священной Римской империей и скандинавскими странами, которые были меньше подвержены греко-византийскому влиянию, чем Италия. Никто из них не ориентировал себя на дружбу с Византией. Поэтому нравственная планка их политического поведения была весьма низкой. Они не гнушались ради достижения своих политических целей наводить на Русь иностранные полки, отдавать её земли мнимым союзникам и жертвовать благополучием собственного народа2. Можно даже предположить, что подготовка похода Владимира на Ярослава в 1015 г. была продиктована в первую очередь их религиозно-политическими расхождениями. Иначе, как объяснить отказ Ярослава платить дань отцу, последовавший вскоре после нападения западных христиан на Русь? Более того. Ярослав из-за моря «приведе Варягы»3, чем поставил отца под двойной удар. И если Владимир Святой в этой тяжелейшей ситуации решил нанести удар по Ярославу, значит, он считал его более опасным врагом православия на Руси.

После внезапной смерти ещё не старого и полного сил Владимира Святого оппозицию Святополку и Ярославу составили Борис и Глеб. В этой борьбе, как известно, верх одержал Ярослав, но единоличным правителем он стал только в 1036 г. Прямым следствием его прозападной политики стала война с Византией, против которой в 1043 г. был направлен Владимир Новгородский. В 1046 г. война закончилась поражением Ярослава и подписанием мирного договора. Его условия нам неизвестны. Возможно, Византия, пользуясь победой, постаралась восстановить своё утраченное значение на Руси. Неслучайно под влияние Византии попал пятый сын Ярослава — Всеволод. Его жени-

1 Устав святого князя Володимира // Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. М., 1984, т. 1, с. 148-149.

2 См.: Соловьев С.М. Соч., кн. I, с. 202-203.

3 Лаврентьевская летопись // ПСРЛ, т. I, стб. 130.

ли на дочери византийского императора Константина Мономаха. От этого брака в 1053 г. родится Владимир Мономах. Приняв вслед за отцом государственную доктрину Владимира Святого, он окончательно развернёт Русь в сторону православного востока.

Ярослав же не стал ограничиваться одной войной против Византии и шёл дальше. В 1051 г. он, нарушив 28 правило IV Вселенского Собора, давшего патриарху Константинополя право рукополагать митрополитов для «народов, получивших оседлость в Азиатской, Понтийской (к северу от Чёрного моря) и Фракийской областях»1, самовольно поставил епископа в Новгород и митрополита в Киев. Этим был нанесён первый большой удар по авторитету византийской духовной власти на Руси, а сама духовная власть у нас в первый раз попала в зависимое положение от главы государства. Важно и то, что агрессивная политика Ярослава в отношении Византии и «греческой церкви» проводилась в канун её окончательного разрыва с престолом святого Петра в 1054 г., за которым последует образование западной (католической) и восточной (православной) церквей. Именно в эти годы норманны при поддержке римского папы отняли у Византии земли на юге Италии, пользуясь её борьбой с Русью и внутренними неурядицами.

Следовательно, проводя свою политику, Ярослав думал не о сближении, а о разобщении с Византией. Отталкиваясь от её берега — берега её духовной и политической культуры, он направлял «русский корабль» к иной пристани. Этой пристанью был для него католический Запад. Веским подтверждением тому служат широкие брачные союзы Ярослава. Сам он был женат на дочери шведского короля. Его дети породнились с королевскими домами Франции, Норвегии, Венгрии, Польши и Германии. Ярослава Мудрого, как и Петра I, православные династии не интересовали. Западный дух меркантилизма стал основой проводимой ими государственной доктрины. Неслучайно Петр, подобно Ярославу, тяготел к абсолютизации своей власти, став в 1721 г. неограниченным монархом. А Ярослав, благодаря

1 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М., 1995, кн. II, с. 111-129.

своей политике, оказался «самовластець Русьтеи земли» . «Мудрым» он станет позже, но не для всех.

В данной связи важно видеть принципиальное отличие между такими терминами, как «самовластец» и «самодержец». На первый взгляд может показаться, что это близкие по смыслу слова. В действительности разница между ними определяется понятиями «владеть» и «держать». В первом случае подразумевается широкое единоличное правление. Оно позволяет главе государства самому определять характер политической системы, ибо он сам есть персонифицированное воплощение закона и власти. Во втором случае держание носит договорной характер (дать подержать). Страна даётся в держание конкретному лицу на определённых условиях, ограничивающих его власть. Неслучайно термин «самодержавие» оказался связан с институтом соборности и принципом «симфонии властей». О тяготении Ярослава к Западу указывают монеты и печати того времени. Если Владимир на них изображён с бородой и с короной в подвесках и крестом, как требовал православный этикет, то голову Ярослава венчает конический шлем, а лицо украшают одни только усы, подобно тем, которые носил Карл Великий.

В заключение отметим, что нормативная составляющая новой доктрины Ярослава Мудрого также отличалась от той, что была принята Владимиром Святым. Если «Устав» ориентировал власть на ценности православной жизни, утвержденные первыми Вселенскими Соборами, то «Русская Правда» такой привязки не имела. Она имела характер договора между наёмниками-варягами, составлявшими военную опору Ярослава Мудрого, и жителями Руси. Здесь, в отличие от «Устава», бросается в глаза ослабление нравственных начал в регламентации социальных сфер. «Правда» как бы подстраивается под господствующие на севере Руси языческие традиции. В противном случае она не относилась бы так мирно к обычаям кровной мести и наличию института рабства2. Эта особенность опускаться до уровня язычества отличала все «варварские Правды» от византийских законов.

1 Лаврентьевская летопись // ПСРЛ, т. I, стб. 150.

2 См.: Русская Правда // Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. М., 1984, т. 1, ст. 1, 11, 17.

Приведённые доводы позволяют утверждать, что деятельность Ярослава Мудрого сделала его основателем русского западничества. Оно было нацелено на ликвидацию византийского влияния и православной веры на Руси, составивших затем идейную основу славянофильства (самобытничества). По этой причине есть смысл подвергнуть более тщательному анализу «святость» Ярослава и его сына Владимира. Как писал в XIII в. безымянный автор «Слова о погибели русской земли», именно «от великого Ярослава» началась «в ты дни болезнь крес-тияном» на Руси и продолжалась вплоть «до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья князя володимерьскаго»1. Эта «болезнь» носила духовный характер и потому считалась одной из причин Божьего гнева на Русь, излившегося на неё в виде монголо-татарского нашествия.

Асонов Н. В. Ярослав Мудрый: святой правитель или первый западник на троне? В статье раскрывается характер властных приоритетов Ярослава Мудрого, отразившийся в отношении к двум цивилизационным полям христианского мира, между которыми оказалась Русь после принятия христианства, и делается вывод о том, что этот правитель не может считаться святым. Он первый западник на троне.

Ключевые слова: Ярослав Мудрый, православие, святой, первый западник, Русь.

Asonov N.V. Yaroslav the Wise: holy ruler or the first wester-niazer on the throne. The article reveals the nature of power priorities of Yaroslav the Wise, driven relation to the two civilizational fields of the Christian world, between which Ancient Rus was after the adoption of Christianity, that monarch is not saintly person. He east the first westerniazer on the throne.

Key words: Yaroslav the Wise, orthodoxy, saintly, first westerniazer, Ancient Rus.

1 Слово о погибели русской земли и по смерти великого князя Ярослава // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981, с. 130.

Ярослав Мудрый | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Обозначьте ключевые элементы правления Ярослава Мудрого и его культурное влияние

Ключевые моменты

  • Ярослав I пришел к власти после кровопролитной гражданской войны между братьями.
  • Он захватил Киевский престол из-за преданности новгородских и варяжских войск его делу.
  • Великий князь Ярослав был первым киевским правителем, зафиксировавшим юридические обычаи в «Правде Ярославы».
  • Во время своего правления он укреплял границы и поощрял политические союзы с другими крупными европейскими державами.

УСЛОВИЯ

первородство

Политика, согласно которой старший сын становится наследником престола после смерти отца.

Новгородская Республика

г. Северный оплот Киевской Руси, где Ярослав рано получил поддержку своего дела.

Ярослав Мудрый был великим князем Киевским с 1016 года до своей смерти в 1954 году.Он также был наместником Новгорода с 1010 по 1015 год до смерти своего отца Владимира Великого. Во время своего правления он был известен распространением христианства среди людей Руси, основанием первых монастырей в стране, поощрением иностранных союзов и переводом греческих текстов на церковнославянский язык. Он также создал некоторые из первых юридических кодексов Киевской Руси. Эти достижения во время его длительного правления дали ему титул Ярослава Мудрого в ранних летописях его жизни, и его наследие сохраняется как в политической, так и в религиозной истории России.

Молодежь и восхождение к власти

Ярослав был сыном варяжского великого князя Владимира Великого и, скорее всего, его вторым сыном от Рогнеды Полоцкого. Его юность остается окутанной тайной. Свидетельства из Первичной летописи и исследование его скелета позволяют предположить, что он один из младших сыновей Владимира и, возможно, сын от другой матери. Скорее всего, он родился около 978 года.

Реконструкция лица Ярослава I работы Михаила Герасимова.

Он был поставлен наместником Новгорода в 1010 году, как и положено старшему наследнику престола. В это же время Владимир Великий пожаловал Киевский престол своему младшему сыну Борису. Отношения в этой семье были натянутыми. Ярослав отказался платить новгородскую дань Киеву в 1014 году, и только смерть Владимира в 1015 году предотвратила жестокую войну между этими двумя областями. Однако следующие несколько лет прошли в ожесточенной гражданской войне между братьями. Ярсолав боролся за место в Киеве против своего брата Святополка I, которого поддерживал князь Болеслав I Хробровский.В последовавшие годы кровавой бойни трое его братьев (Борис, Глеб и Святослав) были убиты. Ярослав выиграл первое сражение под Киевом против Святополка в 1016 году, и Святополк был вынужден бежать в Польшу.

После этого знаменательного триумфа началось восхождение Ярослава к величию, и он даровал свободы и привилегии Новгородской республике, которая помогла ему занять Киевский престол. Эти первые шаги также, скорее всего, привели к появлению первого правового кодекса Киевской Руси при Ярославе. Он был записан как Ярослав Мудрый в пересказах этих событий из-за его беспристрастного отношения к войнам, но весьма вероятно, что он был причастен к убийству своих братьев и другим ужасным военным действиям.

Мудрое царствование

Гражданская война не закончилась полностью в 1016 году. Святополк вернулся в 1018 году и отвоевал Киев. Однако варяжские и новгородские войска отбили столицу, и Святополк бежал на Запад, чтобы никогда не вернуться. Другой братский конфликт возник в 1024 году, когда другой брат Ярослава, Мстислав Черниговский, попытался захватить Киев. После этого конфликта братья разделили владения Киевской Руси, и Мстислав правил регионом слева от Днепра.

Ярослав Мудрый сыграл важную роль в защите границ и расширении владений Киевской Руси. Он защищал южные границы от кочевых племен, таких как печенеги, построив линию военных фортов. Он также успешно претендовал на Херсонес в Крыму и пришел к мирному соглашению с Византийской империей после многих лет конфликта и разногласий по поводу земельных владений.

Софийский собор в Киеве. Этот культовый собор пришел в упадок и был почти разрушен в советское время, но был спасен и восстановлен в своей былой славе.

Ярослав Мудрый заслужил свою продуманную репутацию благодаря многолетнему пребыванию у власти. Он был правителем, любившим литературу, религию и письменность. Среди его многочисленных достижений:

  • Строительство Софийского собора и первых монастырей в России, названных Святым Георгием и Ириной.
  • Основание библиотеки и школы в Софийском соборе и содействие переводу греческих текстов на церковнославянский язык.
  • Разработка более устоявшейся иерархии в Русской Православной Церкви, включая статут, определяющий права духовенства и устанавливающий собор епископов.
  • Украшение Киева элементами дизайна Византийской Империи, включая Золотые ворота Киева.
  • Составление первой книги законов Киевской Руси, называемой «Правда Ярослава». Этот первый сборник установил четкие законы, отражающие феодальный ландшафт 11 века. Этот первоначальный правовой кодекс будет жить и преобразован в Русскую правду в XII веке.
  • Установление первородства, что означало, что его старший сын унаследует его как Великий князь над Новгородом и Киевом, надеясь, что будущий конфликт между его детьми будет предотвращен.

Золотые ворота Киева в 2016 году. Этот важный памятник был одним из величайших архитектурных достижений, созданных при Ярославе Мудром, и теперь на переднем плане находится памятник правителю.

Семья и смерть

Ярослав женился на Ингегерд Олофсдоттер, дочери шведского короля, в 1019 году. У него было много сыновей, и он поощрял их оставаться в хороших отношениях после всех лет войны и кровопролития с его собственными братьями. Он также женил трех своих дочерей на европейской королевской семье.Елизавета, Анна и Анастасия вышли замуж за Харальда III из Норвегии, Генриха I из Франции и Андрея I. Эти браки создавали мощные союзы с европейскими государствами.

Дочери Ярослава Мудрого. На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.

Великий князь Ярослав I скончался в 1054 году и был похоронен в Софийском соборе. Его культурная экспансия и военная мощь, а также объединение Киевской Руси оказали сильное влияние на русскую историю.Многие города и памятники остаются посвященными этому лидеру.

Источники

Перейти к основному содержанию Искать