Ярополк киевский князь: Ярополк Святославович null, история жизни, значимые события и заслуги

Содержание

Ярополк Святославович null, история жизни, значимые события и заслуги

Точных исторических данных о рождении Ярополка нет. Также нет точных данных и о матери Ярополка. Предположительно, это могла быть угорская княжна Предслава. Впервые имя Ярополка упоминается в «Повести временных лет», когда его бабка, княгиня Ольга, заперлась в Киеве с тремя внуками при набеге печенегов в 968 году. Одним из внуков и был Ярополк.

Правление Ярополка

Князь Святослав, отец Ярополка, перед походом на Византию поручил Ярополку управление Киевом. В 972 году у Днепровских порогов в битве с печенегами погиб князь Святослав, и Ярополк стал киевским князем. Его братьям, Олегу и Владимиру, достались другие части Древнерусского государства.

Историки отмечают, что между братьями всегда были непростые отношения. Они все были рождены от разных матерей, и наставники у них были разные. Отсутствие взаимных привязанностей в дальнейшем усилило разлад и сыграло роковую роль.

Внешнеполитическая деятельность Ярополка

При Ярополке начали активно развиваться дипломатические связи с германским императором Оттоном II, русские послы посетили императора на съезде князей в декабре 973 года.

Согласно Никоновской летописи, Ярополк встречался с послами римского папы. Летописи отмечают, что он был человек кроткий и милостивый и, хотя сам не крестился, никому не запрещал. Благосклонное отношение к христианам не всегда находило понимание у киевлян.

Одним из важных моментов политики Ярополка стала чеканка собственных монет Древнерусского государства, которые имеют название «псевдодирхемы Ярополка».

Междоусобица и смерть

В 977 году тлеющая вражда между братьями разгорелась с новой силой. Боевые действия начал Ярополк. Он по наущению своего воеводы Свенельда напал на владения древлянского князя Олега. При борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Союзник Олега новгородский князь Владимир бежал за границу, и в результате Ярополк стал полноправным властителем земли русской.

В 978 году Владимир вернулся с большим варяжским войском. Он занял Новгород, затем Полоцк и двинулся на Киев. Противостояние Ярополка и Владимира закончилось гибелью киевского князя. Летописи указывают, что гибель Ярополка и восхождение на киевский престол Владимира произошли в 980 году.

Князь Ярополк Святославич

Князь Ярополк Святославич

КНЯЗЬ ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ
(ум. 978 г.)
Ярополк Святославич - сын князя Святослава Игоревича, киевский князь с 970 г. Ярополк впервые упоминается в летописи под 968 г., когда он вместе с бабушкой, княгиней Ольгой и братьями был осажден печенегами в Киеве. В 970 г. Ярополк получил от отца, навсегда уходившего в Болгарию, Киев, а другие братья, Олег - Древлянскую землю, Владимир - Новгород.
Правление князя Ярополка Святославича не было спокойным. Сначала от Киевского княжества отпали вятичи и радимичи. А в 977 году началась усобица между сыновьями Святослава. 
У Ярополка был воевода по имени Свенельд. Это был старый и могущественный боярин. Он ходил в походы еще с дедом Ярополка, князем Игорем и с отцом - князем Святославом.
Однажды сын Свенельда по имени Лют отправился на охоту и оказался в землях древлян, которыми владел князь Олег Святославич. А Олег и сам в это время был на охоте. Увидел он, что чужак вторгся в его владения, рассердился, напал на Люта и убил его.
Когда Свенельд узнал о смерти сына, то возненавидел Олега. И стал требовать от Ярополка: "Пойди на своего брата и захвати земли его". Ярополк послушался своего боярина, собрал дружину и пошел войной на брата. Олег же во главе войска вышел навстречу Ярополку. И началась сеча, и победил в сражении Ярополк Олега. Олег со своими воинами бежал с поля битвы в город. Через ров перед городскими воротами был перекинут узкий мост. Испуганные воины Олега устроили на мосту давку, стали теснить друг друга и сталкивать в ров. И Олега в ров столкнули, а сверху на него попадало много людей с конями, и кони давили людей. Так и погиб князь Олег Святославич. Ярополк же, захватив город и узнав о страшной гибели брата, горько оплакал его, ибо не желал смерти Олега.
Весть об этих событиях вскоре донеслась до Новгорода. Князь Владимир в страхе бежал из русских земель, а Ярополк прислал сюда своих посадников, чтобы они управляли Новгородом.
Так Ярополк присоединил владения братьев к своим землям. В дальнейшем он заключил союз с другими князьями (в частности, с полоцким князем Рогволодом). В 978 г. одержал победу над печенегами, а затем привлек к себе на службу печенежского князя Илдея. В том же году заключил новый договор с Византией. Вел дипломатические переговоры с Римом.
Но Владимир не собирался отдавать власть Ярополку. За год Владимир собрал войско из варягов, в 978 г. вернулся в Новгород, а посадников Ярополка выгнал. И отправил Ярополку весть: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться".
В это время в городе Полоцке у кривичей правил князь Рогволод. Правил он самостоятельно, не подчиняясь ни Ярополку, ни Владимиру. И была у Рогволода дочь - Рогнеда. И пришли в Полоцк послы от Владимира из Новгорода, и стали просить Рогнеду в жены Владимиру. Князь Рогволод спросил Рогнеду: "Хочешь ли пойти замуж за Владимира?" А та ответила гордо: "Не хочу я идти за сына рабыни, но хочу стать женой Ярополка". Когда Владимир узнал об этом ответе, то собрал он дружину и отправился воевать с Рогволодом. Напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду взял в жены.
А потом Владимир с большим войском отправился к Киеву. Ярополк же, не имея большой дружины, затворился в городе. Но и у Владимира не хватало сил, чтобы взять Киев штурмом. Тогда послал Владимир весть воеводе Ярополка Блуду: "Будь мне другом!" И согласился Блуд, ответив: "Буду с тобой в любви и дружбе". И начал Блуд вредить Ярополку.
Придумал Блуд такую хитрость. Уверил он Ярополка, что киевляне готовы предать его, и потому Ярополку надо бежать из города. Ярополк послушался своего воеводу, выбежал из Киева и укрылся в городе Родне. А Владимир беспрепятственно вошел в Киев, но чтобы добиться полной победы, он начал осаду Родни.
А Блуд продолжал обманывать Ярополка. "Видишь, - говорил он князю, - сколько воинов у брата твоего. Нам их не перебороть. Мирись с братом своим". И снова согласился Ярополк: "Пусть будет так!" Блуд же послал Владимиру известие: "Сбывается замысел твой: приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его". Ярополк, ничего не зная о коварном замысле, пришел во дворец к Владимиру. И едва он вошел в двери, как два варяга, затаившиеся неподалеку, ударили его мечами, и убили. С тех пор князь Владимир Святославич стал княжить в Киеве один. А жену Ярополка, гречанку, Владимир взял себе. В то время эта гречанка уже была беременна и вскоре у нее родился Святополк, который официально считался сыном Владимира, а на самом деле был сыном Ярополка. Впоследствии, Святополк станет печально известным на Руси, получив прозвание Окаянный.
В 1044 г. при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром останки Ярополка Святославича были выкопаны и крещены.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Ярополк Святославич — жертва предательства

«И сказал Блуд Ярополку: «Пойди к брату своему и скажи ему: «Что ты мне ни дашь, то я и приму»». Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов», и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».

Излишнее доверие своему воеводе, Блуду, погубило киевского князя Ярополка и подвело под варяжские мечи сторонников младшего брата Владимира. В результате братоубийства в 978 или в 980 году будущий креститель Руси занял Киев, а в честь своей победы приказал возвести языческие капища в крупнейших городах своего государства.

Тёмное прошлое

Год рождения старшего сына князя Святослава Игоревича неизвестен современным исследователям. Также не вполне ясно, кто была матерью будущего киевского князя — но, в отличие от своего младшего брата, тот мог похвастаться благородным происхождением. Так, русский историк В. Татищев указывает на угорскую княжну Предславу как на возможную мать Ярополка.

Памятник Святославу Игоревичу в городе Запорожье. (discover.net.ua)


О детстве князя летописи не содержат никакой информации. Вплоть до начала знаменитых балканских военных кампаний Святослава Ярополка словно не существует в Киеве, пока в 970 году отец не оставляет его за старшего в столице своего государства. Через два года на днепровских порогах воинственный князь пал от рук печенежских наёмников — эту весть в Киев принёс воевода Свенельд. После этого Ярополк становится главой государства, а варяжский дружинник фактически делается его соправителем — влияние Свенельда на внутренние дела Древней Руси было велико.

Таким образом, после смерти Святослава его сыновья, Ярополк, Олег и Владимир, обосновываются в Киеве, древлянской земле и Новгороде одновременно.

Княжение Ярополка — пять лет стабильности и процветания

Современные исследователи довольно высоко оценивают период княжения Ярополка. История отвела ему не так уж много времени — до начала междоусобной войны старший сын Святослава занимал княжеский стол в Киеве всего лишь 5 лет. Несмотря на такой короткий срок, его достижения за этот временной промежуток трудно переоценить.

Великий князь Ярополк. Иллюстрация В. Верещагина. (bagira.guru)


После крайне антихристианского княжения Святослава Ярополк меняет религиозную политику и занимает нейтральную позицию в споре языческого жречества с многочисленными почитателями Христа в Киеве. Стабилизация ситуации позволила летописцам впоследствии вспоминать о времени «всеобщей любви и тишины». Исторические источники не сообщают нам о сколь-нибудь крупных выступлениях славянских племенных союзов против центральной власти.

Улучшение внутреннего положения позволило Ярополку успешно противостоять кочевникам-печенегам. Летопись сообщает об удачном походе киевского князя в степи в 978 году и обложении кочевников данью. Уже в следующем году на службу к Ярополку поступает печенежский князь Илдея. Он поселяется на восточных рубежах Древней Руси — «чёрные клобуки», часто упоминаемые в исторических источниках в 12 веке, ведут свою родословную в том числе и от этих печенежских переселенцев.

Черные клобуки. (warhead.su)


При Ярополке Киевская Русь активно расширяет свои международные контакты. Наряду с Византией, в 979 году подтвердившая силу договора 945 года, отношения с Киевом активно налаживает и Священная Римская империя во главе с Оттоном II. Русские послы присутствовали на съезде князей в Кведлинбурге. Средневековый хронист сообщает: «Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских».

Владимир Красное Солнышко — соперник за княжеский стол

Однако идиллия прекратилась довольно рано. Согласно сообщениям летописей, главным «зачинщиком» первой междоусобной войны в истории Киевской Руси стал уже упоминавшийся воевода Свенельд. Варяг ненавидел брата Ярополка, древлянского князя Олега, за то, что тот, якобы убил его сына, Люта. В результате интриг киевский князь выступил против Олега и разбил его в битве у местечка Овруч, причём сам древлянский князь погиб, упав в крепостной ров. Новгородский князь Владимир, узнав о судьбе своего брата, сбежал к варягам, где стал собирать силы для борьбы с Киевом.

Смерть древлянского князя Олега. (zaist.ru)


Так, в 977 году Ярополк стал единоличным правителем государства, оставив своих наместников в бывших владениях братьев. Тогда же киевский князь пытается установить контакты с Папой Римским: зарубежные письменные источники сообщают, что в 978−979 годах Ярополк просил Великого Понтифика выслать в Киев миссионеров. Современные историки полагают, что именно этот недальновидный поступок князя обусловил его поражение в войне с Владимиром. С одной стороны, Ярополк настроил против себя языческое жречество, а с другой — христианскую общину Киева, соотносившую себя, всё же, с Восточной Церковью с центром в Константинополе.

Тем временем во главе варяжского войска возвращается Владимир и первым же ударом выводит из игры потенциального союзника Ярополка — полоцкого князя Рогволда. К этому времени его дочь, Рогнеда, уже несла в своём чреве сына киевского князя, будущего Изяслава. Разгромив полочан, Владимир продолжил движение на юг и в 980 году подошёл к Киеву.

Воевода Блуд, сговорившийся до этого с Владимиром о совместных действиях, посоветовал Ярополку покинуть могучие стены столицы и укрыться в городке Родне. Археологические данные сообщают нам, что здесь проживало большое количество христиан — видимо, киевский князь надеялся на их поддержку против «язычника"-Владимира. Тем не менее, вера в слова Блуда оказалась фатальной ошибкой. Он пошёл на переговоры с братом — в шатре Владимира, не без помощи предателя, Ярополка убили варяжские наёмники.

Убийство Ярополка. Гравюра Б. А. Чорикова. (osminin-history.my1.ru)


***

Спустя почти 70 лет после событий первой междоусобицы в Киевской Руси, Ярослав Мудрый, сам переживший похожие события, в 1044 году перенёс останки Олега и Ярополка в Десятинную церковь в Киеве. Примечательно, что перед погребением их кости были освещены по христианскому обряду, что запрещено канонами православной церкви — этот факт, вкупе с другими косвенными свидетельствами, породил гипотезу о том, что Ярополк был крещён ещё при жизни. Этот шаг стал важной идеологической акцией и для самого Ярослава — он таким образом примирил враждовавших родственников.

Ярополк Святославич — Биография. Факты. Личная жизнь

Яропо́лк Святосла́вич (др.-рус. Ярополкъ Свѧтославичь; ум. 11 июня 978) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича и Предславы. Пал жертвой междоусобицы.

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны (однако Татищев предполагает, что матерью его и Олега Древлянского была некая угорская княжна Предслава, упоминаемая в договоре с Византией от 945 года). Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, правили остальными частями Древнерусского государства.

Историк Константин Богданов писал:

Вероятно, между братьями с самого начала сложились довольно непростые отношения. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались гораздо чаще, чем следовало бы это делать. Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль. Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильнее

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком. С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров).

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую»

О крещении Ярополка после смерти его отца Святослава, негативно относившегося к христианству, могут свидетельствовать и другие, независимые летописные известия.

Междоусобица и гибель

Ярополк Святославич.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлянской земли Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Он упал с моста во время бегства от киевской дружины и был задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми. Летопись представляет Ярополка, сокрушающегося о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.

Семья и дети

Согласно Повести временных лет, женой князя была некая бывшая греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом во время его походов. По этому источнику, князь Святополк Окаянный родился у гречанки от Ярополка, однако это дискуссионный вопрос. Более того — известно, что княжна Рогнеда Полоцкая сваталась к Ярополку, когда он был женат на гречанке. Из этого Карамзин делает вывод, что в те времена многоженство не было вне закона.

В современной культуре

В кино

  • «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004, Россия) режиссер Булат Мансуров, в роли Ярополка Александр Филиппенко.
  • «Викинг» (2016, Россия) режиссёр Андрей Кравчук, в роли Ярополка — Александр Устюгов.

В мультфильмах

  • «Князь Владимир» (2006, Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ярополка озвучивает Анатолий Белый.

Русские земли

Из Полоцка Владимир двинулся с большим войском на Ярополка; тот не был в состоянии сопротивляться ему, и затворился в Киеве, а Владимир окопался на Дорогожичи, между Дорогожичем и Капичем. Это бессилие Ярополка легко объяснить: храбрая дружина ушла с Святославом в Болгарию, много ли возвратилось с Свенельдом? Ярополк мог и с малою дружиною одержать верх в сшибке с еще меньшею дружиною брата своего Олега, но ему нельзя было выйти с нею против войска Владимирова, которое летописец не один раз называет многочисленным, состоявшим из наемных варягов и северных племен. Притом известно, что народонаселение наших древних областей неохотно принимало участие в княжеских усобицах; далее, надобно заметить, что северное народонаселение — новгородцы, чудь и кривичи, которого ратники были под знаменами Владимира, сражалось за этого князя по тем же побуждениям, по каким после новгородцы с таким усердием отстаивали Ярослава против Святополка; Владимир был их князь, у них выросший; с его низложением они должны будут опять подчиниться посадникам Ярополка; но возвращение последних не могло быть выгодно для новгородцев, ибо трудно предположить, чтобы Владимир выгнал их без ведома и согласия последних, которые поэтому не могли быть в приязненных отношениях к киевскому князю; заметим еще и то, что северное народонаселение — новгородцы, чудь и кривичи — издавна было гораздо теснее соединено между собою, чем южное; мы видим эти племена действующими заодно при изгнании варягов, в призвании князей, следовательно, имеем право думать, что они относительно яснее понимали свои выгоды и дружнее могли отстаивать своего князя, чем племена южные, недавно только оружием князей приведенные в некоторую связь и зависимость от одной общей власти. Итак Ярополк, будучи не в состоянии биться с Владимиром в чистом поле, затворился в Киеве с людьми своими и с Блудом, воеводою. Этот Блуд является главным советником князя, главным действователем во время события; князь беспрекословно исполняет его внушения, что и понятно, если вспомним возраст Ярополка, если вспомним, что и при Владимире роль Блуда исполнял Добрыня. Следовательно, Владимиру или Добрыне нужно было иметь дело с Блудом, а не с Ярополком. И вот Блуд от имени новгородского князя получил предложение покинуть Ярополка, предать его младшему брату. Переманить Блуда можно было только обещанием, что он ничего не потеряет, что и при Владимире он будет иметь такое же значение, какое имел при Ярополке, т. е. значение наставника, отца при молодом князе; Владимир велел сказать ему: «Помоги мне; если я убью брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь». В летописи помещены тут же слова Владимира, в которых он оправдывает поведение свое относительно брата: «Не я, говорит он, начал избивать братию, но он, я пришел на него, побоявшись такой же участи». Блуд велел отвечать Владимиру, что он будет всем сердцем помогать ему. Летописец старается сложить всю вину на Блуда. По его рассказу, Блуд стал обманывать Ярополка, беспрестанно ссылаясь с Владимиром, советуя ему приступать к городу, а сам придумывал, как бы убить Ярополка; но посредством граждан нельзя было убить его. Тогда Блуд замыслил погубить князя лестью: он не пускал его на вылазки из города и говорил: «Киевляне ссылаются с Владимиром, зовут его на приступ, обещаются предать тебя ему; побеги лучше за город». Ярополк послушался, выбежал из Киева и затворился в городе Родне, на устье реки Рси. Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, где сделался большой голод, так что надолго осталась пословица: «Беда, как в Родне». Тогда Блуд начал говорить Ярополку: «Видишь, сколько войска у брата твоего? Нам их не перебороть, мирись с братом». Ярополк согласился и на это, а Блуд послал сказать Владимиру: «Твое желание сбылось: приведу к тебе Ярополка, а ты распорядись, как бы убить его». Владимир, получивши весть, вышел на отцовский теремный двор и сел тут с дружиною, а Блуд начал посылать Ярополка: «Ступай к брату и скажи ему: что мне дашь, то и возьму». Ярополк пошел, хотя один из дружины, именем Варяжко, говорил ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги лучше к печенегам и приведи от них войско». Но Ярополк не послушал его, пошел к Владимиру и как стал входить в двери, то два варяга прокололи его мечами, а Блуд затворил двери и не дал своим идти за ним. Так был убит Ярополк. Варяжко, видя, что князь убит, бежал с двора к печенегам и много раз приходил с ними на Владимира, так что тот едва успел перезвать его к себе, поклявшись не делать ему никакого зла. Следовательно, из начальной киевской летописи оказывается, что Владимир был одолжен своею победою, во-первых, тому, что Ярополк не имел достаточно войска, чтобы стать против него в чистом поле: во-вторых, измене Блуда, который, стращая князя вероломством киевлян, не пускал его на вылазки и потом уговорил совершенно оставить Киев.
При рассказе об этом событии нельзя умолчать об известном отрывке из Иоакимовой новгородской летописи, сохраненном у Татищева; не заключая в себе никакого противоречия начальной Киевской летописи, летопись Иоакимова главною причиною Владимирова торжества выставляет борьбу христианства с язычеством; если бы даже это объяснение было выдумано, то и тогда нужно было бы упомянуть о нем, как о догадке, очень остроумной и вероятной. Известно, что отец Владимира Святослав по своему характеру не мог склониться на увещания св. Ольги и что поклонники Христа при нем подвергались ругательствам от поклонников Перуна, хотя собственно гонения не было. Но во время греческой войны, по свидетельству Иоакима, Святослав переменил свое поведение относительно христиан: поверив внушениям окружавших его язычников, будто виновниками неудач военных были христиане, находившиеся в дружине, князь воздвиг на них гонение, причем не пощадил даже своего брата Глеба и послал в Киев приказ разорить христианские храмы. Но, отказавшись от принятия христианства сам, Святослав между тем осгавил сыновей своих при бабке-христианке; ясно, какие внушения должны были получить от нее молодые князья. В Иоакимовской летописи читаем, что Ярополк был кроток и милостив, любил христиан и если сам не крестился, боясь народа, то по крайней мере другим не препятствовал. Те, которые при Святославе ругались над христианством, естественно, не любили князя, приверженного к враждебной религии: этим нерасположением к Ярополку воспользовался Владимир (т. е. Добрыня) и успел отнять жизнь и владение у брата. Ярополк, по словам Иоакимовой летописи, послал увещевать брата к миру и вместе войско в землю Кривскую. Владимир испугался и хотел было уже бежать к Новгороду, но дядя его Добрыня, зная, что Ярополк нелюбим язычниками, удержал племянника и послал в Ярополков стан с дарами к воеводам, перезывая их на сторону Владимира. Воеводы обещали передаться и исполнили свое обещание в битве при реке Друче, в трех днях пути от Смоленска. Последующие события описаны, согласно с начальной Киевской летописью.

Ярополк Святославич - Вики

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ярополк.

Яропо́лк Святосла́вич (др.-рус. Ꙗрополкъ Свѧтославичь; ум. 11 июня 978[1]) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича и Предславы. Пал жертвой междоусобицы.

Биография

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны (однако Татищев предполагает, что матерью его и Олега Древлянского была некая угорская княжна Предслава, упоминаемая в договоре с Византией от 945 года[2]). Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, правили остальными частями Древнерусского государства.

Историк Константин Богданов писал[3]:

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись[8]:

Междоусобица и гибель

Ярополк Святославич.[10]

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлянской земли Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Он упал с моста во время бегства от киевской дружины и был задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми. Летопись представляет Ярополка, сокрушающегося о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние[11]) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.

Семья и дети

Согласно Повести временных лет, женой князя была некая бывшая греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом во время его походов.[12] По этому источнику, князь Святополк Окаянный родился у гречанки от Ярополка, однако это дискуссионный вопрос. Более того — известно, что княжна Рогнеда Полоцкая сваталась к Ярополку, когда он был женат на гречанке. Из этого Карамзин делает вывод, что в те времена многоженство не было вне закона.[13]

В современной культуре

В кино

В мультфильмах

Предки Ярополка Святославича

Примечания

  1. ↑ «Повесть временных лет» относит его гибель к 980 году. Однако «Память и похвала князю Русскому Владимиру» Иакова мниха, которая использовала не дошедшие до нас источники, указывает, что Владимир Святославич начал править в Киеве 11 июня 978 года. Поскольку даты в «Повести временных лет» в этом периоде относительны, а также учитывая древность источников «Памяти и похвалы», в настоящее время историки считают дату, приведённую Иаковом мнихом, более достоверной. Подробнее см. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 1997. — С. 87—88.
  2. ↑ Татищев В. Н."История Российская", часть 2, глава 4, прим.148
  3. ↑ Богданов, 2013, с. 111.
  4. ↑ По словам хрониста XI века Ламперта Герсфельдского: «973 г.: Император Оттон Старший вместе с Младшим пришёл в Кведлинбург и отпраздновал там 23 марта Святую Пасху. Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских.»: [1]
  5. ↑ Генеалогия Вельфов, 4
  6. Назаренко А. В. Русь и Германия в 70-е годы X века // Russia Mediaevalis. 1987. Вып. 6 (1). С. 38—89;
    Поппэ А. Феофана Новгородская
  7. ↑ Ярополк Святославич, великий князь Киевский (рус.). Дата обращения: 21 октября 2015.
  8. Татищев В. Н. История Российская. Собрание сочинений: в 8 томах. — М.: Ладомир, 1994—1996. — Т. 1, Гл. 4. — С. 111—112.
  9. Щавелев А. С. Летописные известия о крещении Ярополка Святославича
  10. Уильям Тук. История России от основания монархии Рюриком до царствования Екатерины II. — 1800.
  11. ↑ См. 26-е правило Карфагенского собора, см. также: Алексеев А. И. Крещение костей (к интерпретации статьи Повести временных лет под 1044 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 1 (11). С. 102—106.
  12. ↑ Повесть временных лет, 977 год
  13. ↑ Н. М. Карамзин «История государства Российского», т. I, гл. VIII, стр.48

Литература

Российский Императорский Дом - Ярополк I Святославич (972-980)

Великий Князь Ярополк I Святославич (Киев, 953 – Киев, 980). Старший сын Великого Князя Святослава I Игоревича и Предславы (по некоторым данным, урожд. Венгерской или Болгарской Княжны). В 969 находился вместе с бабушкой св. Равноапостольной Великой Княгиней Ольгой в Киеве при осаде его печенегами. В том же году, после блаженной кончины св. Ольги, получил от отца, отбывшего на войну, в управление Киев. После гибели отца в 972 стал полноправным Великим Князем Киевским. В 973 вел переговоры о союзе с Императором Оттоном II. В 975 начал вражду с братом Князем Древлянским Олегом. В 976 одержал победу над печенегами и возложил на них дань. В 977 в битве у г. Вручий разбил Олега Древлянского, причем сам Олег погиб, о чем Ярополк искренно скорбел. Подчинил себе Великий Новгород, откуда, узнав о гибели Олега Святославича Древлянского, бежал Князь Владимир Святославич. Также в 977 Ярополк I посватался к Княжне Полоцкой Рогнеде и вел успешные переговоры с Восточной Римской Империей и послами Папы Римского Бенедикта VII. На некоторое время он стал единодержавным правителем Руси, но в 978 вернувшийся брат Владимир изгнал его посадников из Новгорода, занял Полоцк, убил Князя Рогволода и его сыновей и насильно взял в жены невесту Ярополка Рогнеду Рогволодовну. В 980 Владимир осадил Киев и переманил на свою сторону воеводу Ярополка I по имени Блуд. Предательство Блуда погубило Ярополка Святославича. По лукавому совету изменника он бежал из Киева в г. Родня, оказался там осажден, сдался брату Владимиру и был вероломно убит в тереме их отца Святослава. В 1044 останки Ярополка I вместе с останками Князя Древлянского Олега по распоряжению их племянника Великого Князя Ярослава I Мудрого перезахоронены по христианскому обряду в Десятинной Богородицкой церкви Киева. Вопреки 26 правилу Карфагенского собора, в порядке крайнего исключения, останки братьев, погибших язычниками, были предварительно крещены в присутствии Митрополита Феопемпта.

Пантеон

  • Визуализации
  • Рейтинги
    • Люди
    • Места
    • Профессии
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Занятия
    • 9000
    • Данные
      • Разрешения
      • Скачать
      • API
    • Ежегодник
    • Главная страница
    • Визуализации
    • Рейтинг
    • Профили
      • Люди
      • 0003 Места
      • Eras
    • Около
    • Данные
      • Разрешения
      • API
    • Ежегодник
    • API
    • Поиск
    • Оставить отзыв
    • Цитата об использовании

    , страница не найдена.

    Вы можете попробовать новый поиск или эти страницы:
    • Isaac Newton

      Physicist

      United Kingdom

      Rank 6

    • Walt Disney

      Producer

      United States

      Rank 82

    • 9
      Роджер Федерер

      Теннисист

      Швейцария

      Рейтинг 124

    • Racing Driver

      Занятие 16

      665 Физические лица

      Sports Domain

    • Agnez Mo

      Actor

    • Laozi

      Philosopher

      China

      Рейтинг 157

    • Винсент Ван Гог

      Painter

      Нидерланды

      Рейтинг 20

    • Fashion Designer
    • 5

      Род занятий

    • Васко да Gama

      Explorer

      Portugal

      Рейтинг 99

    • Celebrity

      Занятие 40

      142 Физические лица

      Public Figure Domain

    • Marie Curie

      Physicist

      9104

    • Изучите
      • Визуализации
      • Рейтинги
    • Профили
      • Люди
      • Места
      • Страны
      • Занятия
      • Занятия / Страны
      • Eras
    • Условия
    • Условия службы
  • Данные
    • Разрешения
    • Загрузить
    • API
  • Приложения
    • Ежегодник
3
  • Ярополк II Владимирович (1082–1139), князь Переяславский (1114–1132), Великий князь Киевский (1132–1139) Stock Photo 1746-21119634: Superstock

    Superstock предлагает миллионы фотографий, видео и стоковых ресурсов для креативщиков по всему миру.Это изображение Ярополка II Владимировича (1082–1139), князя Переяславского (1114–1132), Великого князя Киевского (1132–1139) , подготовленное Всемирным архивом истории / Всемирным архивом истории, доступно для лицензирования сегодня.

    Детали

    Номер изображения: 1746-21119634
    Права управляемого
    Кредит: Архив всемирной истории / Архив всемирной истории
    Версия модели: Нет
    Права собственности: Нет
    Детали: 4464 x 4698px | 14.88 дюймов x 15,66 дюймов | 62.92MB | 300 точек на дюйм


    ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ EASY RM

    $ 250

    Издательское дело / образование

    400

    Прямой маркетинг - внутреннее использование

    $ 1600

    Продлить лицензию

    Для индивидуальных тарифных планов со скидкой, без водяных знаков или пакетов изображений для частных лиц или корпораций нажмите кнопку
    НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ ниже.


    В поисках материалов для подписки посетите наш дочерний сайт PURESTOCK .

    Добавить в корзину Нужны дополнительные параметры?


    Ключевые слова

    Свяжитесь с нами

    Продажи и исследования SuperStock
    Эл. Почта: yourfriends @ superstock.com
    Телефон: 1-866-236-0087


    Владимир Великий Князь Киевский

    Владимир Великий Князь Киевский

    • Родился: Киев, Украина
    • Брак: Рагнхайд из Польши 160
    • Умер: 15 июля 1015, Киев, Украина 160

    Другое имя Владимира было Владимир Святославич.

    Общие примечания:

    ~ Наследственные корни некоторых американских колонистов, прибывших в Америку до 1700 года, 8-е издание, 241, St.Владимир, крещеный василий или Василий, великий князь Киевский, женился на Рогнеде, дочери Рогволода или Рогнвальда, князя Полоцкого. Святой Владимир был сыном Святослава I, князя Киевского, и его жены Малуш. 160

    Отмеченных событий из его жизни:

    Из архивов Gen-Medieval. 193
    "Джон Бейли" размещен на soc.genealogy.medieval 6 ноября 1997 г.
    Тема: Киевская династия Рюриковичей; От Рюрика до Ярослава Мудрого

    «Незадолго до своей смерти в 972 году, отец Владимира поделил свое имущество между тремя сыновьями.Великое княжество Киевское было отдано Ярополку; земля древланов (ныне Галичина) была отдана Олегу. Когда ни один из них не отправился в древнюю русскую столицу Новгород, угрожавшую восстанием, эта земля была отдана Владимиру , незаконнорожденному сыну.

    Вскоре после смерти отца началась война между двумя старшими братьями, Ярополком и Олегом. Олег не только был свергнут, но и погиб в ходе борьбы. Узнав об этом, Владимир испугался, что Ярополк будет угрожать и ему, и поэтому бежал за помощью к варягам Скандинавии.

    Несколько лет спустя, Владимир вернулся с большим отрядом наемников и отвоевал Новгород. Осмелев, он начал войну против Ярополка, победил его и сыграл важную роль в его убийстве. Убрав Ярополка, Владимир стал правителем всего Киевского царства в 980 году.

    Несмотря на обращение своей бабушки в христианство, Владимир был воспитан язычником и предавался излишествам, которые были доступны ему. русский князь в то время.Историки отмечают, что он занимался «безудержным распутством», и называют его «вопиющим многоженцем». Помимо его жены Рагнильды, у него было еще пять жен и множество рабынь. От этих женщин у него было десять сыновей и две дочери.

    В награду за помощь в защите от наступления болгарских войск и восстания в Малой Азии Владимир попросил брака с сестрой императора Василия II Анны . Угроза похода на Константинополь была сделана, если его предложение будет отклонено.Император ответил, что его сестра была христианкой и не могла выйти замуж за язычника, но если Владимир был христианским князем, он санкционировал бы брак.

    Владимир согласился креститься и принял причастие в 988 году. С этого года отсчитывается христианизация России. Вернувшись в Киев, Владимир позаботился об обращении своих подданных и приказал разрушить статуи богов. Деревянная статуя бога Перума (бога грома и молнии) была сорвана с пьедестала и протащена по грязи к реке Книпер, где ее бросили в воду.Уничтожение идолов было настолько впечатляющим, что люди охотно последовали примеру своего монарха и приняли христианство.

    В русских православных и русинских греко-католических календарях праздник св. Владимира отмечается 15 июля. Поскольку он был канонизирован до Великого раскола, он также признан Римом святым Вселенской Церкви ».

    Интернет-ссылка: Средневековые земли Чарльза Коули, Вкадунур Святосльвич.
    Первая летопись называет Ярополка, Олега и Владимира внуками Ольги [Русская первая летопись (1973), 968, с.85]. В Первой летописи Малуша, стюардесса Ольги и сестры Добриньи, упоминается как мать сына Святослава Владимира, когда он записывает, что отец отправил его в Новгород в 970 году вместе с дядей по материнской линии после того, как жители потребовали своего собственного князя [Русская летопись. (1973), 970, стр. 87]. В Первой летописи записана смерть Владимира на Берестово 15 июля 1015 года [Русская летопись (1973), 1015, с. 124].

    Первой женой Владимира была Рогнед из Полостка, вдова ярла в Швеции, дочь Рогволода, князя Полоцкого.В Первой летописи упоминается Рогнед, дочь Рогволода, князя Полоцкого, и отмечается, что она сначала отказалась выходить замуж за Владимира, отдав предпочтение его сводному брату Ярополку [Русская Первичная летопись (1973), 978-980, с. 91]. Позже они развелись, и Рогнед стала монахиней.

    Владимир женился на Рагнхейде Польском, дочери Рогволода, князя Полоцкого и Неизвестного. 160


    Ольга и Владимир, первые христианские правители России

    Ольга и Владимир, первые христианские правители России



    Ольга (или Хельга), около 890 г.р., была женой князя Игоря Великого. Россия, а после его смерти в 945 году она была регентшей при их сыне.Она похоже, хорошо управлял по светским стандартам. В 957 году она посетила Константинополь и тогда или раньше стал христианином. Она сделала не преуспели в обращении ее сына или значительной части их соотечественники. Она умерла в 969 году, вероятно, 11 июля.

    Владимир, правнук Рюрика (традиционного основателя русского государства), внук Ольги и младший из трех сыновей Святослава Киев, родился в 956 году и был провозглашен новгородским князем в 970 году. отец умер, и трое сыновей боролись за корону.Ярополк убит Олед, а Владимир бежали к своим сородичам-викингам в Скандинавию. В 980 г. вернулся с поддержкой викингов, убил Ярополка и занял трон. Он расширил свою империю серией завоеваний. В 988 году он предложил военный союз с византийским императором Василием II и брак с сестра императора Анна. Взамен он согласился преобразовать в Христианство. Договор был заключен, Владимир крестился, а когда Император нарушил брак, Владимир вторгся в Крым. В брак состоялся должным образом, и союз процветал.

    Владимир серьезно относился к своей христианской приверженности, и под его правлением Христианизация Руси шла стремительно. Он отложил свою бывшую собрание языческих жен и любовниц, уничтоженных идолов и языческих храмы, построенные церкви и монастыри и школы, привезенные на греческом миссионеры для обучения своего народа, упразднены или сильно ограничены смертная казнь и раздавала щедрую милостыню бедным. Превратив его людей, однако, он был готов прибегнуть к военным методам (все его жизнь, которую он выжил, сражаясь), и некоторые из его бывших языческих жен и их сыновья подняли против него вооруженное восстание, в ходе которого он был убит под Киевом 15 июля 1015 года.Он и его бабушка Ольга почитается как основоположники русского христианства.

    МОЛИТВА (традиционный язык):
    О Боже, звавшая рабов Твоих Ольгой и ее внуком Владимира на земной престол, чтобы они продвинули твой Небесного Царства, и дал им ревность о Твоей Церкви и любовь к народу Твоему: милостиво даруй, чтобы мы, соблюдающие они в этот день могут быть плодотворными в добрых делах и достичь славный венец твоих святых; через Иисуса Христа, Господа нашего, Живущий и царствующий с тобою и Святым Духом, один Боже, во веки веков.
    МОЛИТВА (современный язык):
    О Боже, звавшая твоих слуг Ольгу и внука ее Владимиром К земному престолу, чтобы они могли продвинуть ваш небесный царство, и дал им рвение к вашей Церкви и любовь к вашей люди: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие их в этот день может быть плодотворным в добрых делах и достигнет славного венец ваших святых; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствует с вами и Святым Духом, единым Богом, во веки веков и Когда-либо.


    Если не указано иное, этот биографический очерк был написан Джеймс Э.Кифера и любые комментарии по поводу его содержания следует направлять ему. Домашняя страница Биографических очерков есть дополнительная информация.

    »равноапостольных Ольги и Владимира Великого

    Когда американцы двадцать первого века думают о викингах, они могут представить себе мореплавателей из Скандинавии, плывущих в Исландию и Гренландию или совершающих набеги на побережья Англии и Ирландии. Мы редко думаем об их внутренних родственниках, правление которых распространилось на территорию современной России в IX-XIV веках.Двое из почитаемых на этой неделе святых были лидерами этих «внутренних викингов», которые изменили облик Европы. Начиная с 862 года нашей эры князь викингов Рюрик и его братья основали сеть государств на территории сегодняшней Румынии, Украины и западной России, которые стали называться Киевской Русью. Около 945 года великий киевский князь Игорь, младший сын Рюрика, был убит восставшими дравидийскими племенами. Жена Игоря Ольга (ок. 890–969) отомстила за мужа, разрушив дравидийские города и поработив их вождей.Затем Ольга правила, сначала как регент от имени их маленького сына. Святослав. Юный князь достиг совершеннолетия в 962 году, но впоследствии Ольга часто руководила Киевом во время военных походов Святослава.

    «Равноапостольный»

    Некоторые христиане жили в Киеве с IX века, когда святитель Фотий Великий послал к ним миссионерского епископа. По общему мнению, местный правитель Аскольд тогда принял веру. Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство.Она крестилась в Константинополе в 957 году, взяв имя Елена, и попыталась распространить христианское присутствие на Руси. Говорят, что она построила церкви Святого Николая над Аскольдовой могилой и Святой Премудрости в Киеве (места, почитаемые по сей день), Благовещения в Витебске и Святой Животворящей Троицы в Пскове. Она безуспешно пыталась добиться назначения постоянного митрополита в Киев. Не убедила она и сына Святослава стать христианином. Сначала он ради нее мирился с растущим христианским присутствием в своем царстве, но позже разрушил некоторые из их церквей, в том числе построенные ею.Его сын Владимир, которого сама воспитывала бабушка, сделает из своего царства христианский народ. Ольга скончалась 11 июля 969 года. В 1007 году во время правления ее внука князя Владимира мощи святой Ольги были перенесены в Десятинскую Успенскую церковь в Киеве и помещены в специальный саркофаг. Она была первой женщиной, канонизированной Русской Церковью. Одна из пяти женщин-святых, провозглашенных Равной Апостолами, она была удостоена такой чести за свою роль первопроходца в славянском христианстве.

    Святой Владимир Великий

    Внук Ольги, Владимир, был третьим сыном Святослава от слуги его матери Малуши. В 969 году Святослав отдал Киев своему старшему сыну Ярополку, сделал своего второго сына Олега князем древлян и назначил Владимира князем Новгорода, пока тот сражался с булгарами. Вскоре братья вступили в бой, и Владимир был изгнан из Новгорода войсками Ярополка. С помощью своего двоюродного брата Хокона, правителя Норвегии, Владимир отвоевал Новгород и двинулся на Киев.В 978 году он победил своего брата Ярополка и стал великим князем всея Киевской Руси, распространив свое правление на окружающие территории в течение следующих нескольких лет.

    Повесть временных лет

    В 1113 году преподобный Нестор составил историю Киевской Руси с 850 по 1110 год нашей эры. Это произведение, также известное как Русская Первичная летопись, повествует об основании и ранней истории Киева. Нестор рассказывает, как Владимир принял христианство и подавил поклонение местным богам в Киеве.По словам Нестора, «Владимир созвал своих вассалов и старейшин города и сказал им:« Вот, булгары пришли передо мной, убеждая меня принять их религию. Затем пришли немцы и восхваляли свою веру; а за ними пришли евреи. Наконец появились греки, критикующие все другие религии, но одобряющие свою собственную, и они долго говорили, рассказывая историю всего мира с самого его начала. Их слова были хитрыми, и их было чудесно и приятно слышать.” Дворяне призвали Владимира послать свой народ для расследования претензий этих соперничающих религий. По возвращении они рассказали: «Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, а они стоят без одежды. Болгар кланяется, садится, смотрит туда-сюда, как одержимый, и счастья среди них нет, а только печаль и ужасная вонь. Их религия плохая. «Потом мы пошли к немцам и увидели, как они совершают много обрядов в своих храмах; но мы не видели там славы.Затем мы отправились в Грецию, и греки привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся мы на небе или на земле. Ибо на земле нет такого великолепия или такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служение справедливее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту. Каждый человек, попробовав что-нибудь сладкое, впоследствии не желает принимать горькое, и поэтому мы не можем больше здесь оставаться.«Тогда вассалы заговорили и сказали:« Если бы греческая вера была злой, ее не приняла бы твоя бабушка Ольга, которая была мудрее всех »». Что так впечатлило киевлян? Нестор объяснил это так: «На следующий день император послал патриарху послание, чтобы сообщить ему, что прибыла русская делегация для изучения греческой веры, и приказал ему подготовить церковь и духовенство и расположиться в его священнические одежды, чтобы русские могли узреть славу Бога греков.Когда патриарх получил эти приказы, он приказал духовенству собраться, и они выполнили обычные обряды. Они курили благовония, а хоры пели гимны. Император проводил русских в храм и размещал их на большом пространстве, обращая их внимание на красоту здания, песнопения, чины архиерея и служение диаконов, а он объяснил им богослужение. его Бога. Русские были изумлены и в своем удивлении восхваляли греческий обряд.” В 988 году Владимир захватил греческий город Херсон в Крыму. Нестор сообщает, что Владимир угрожал идти маршем на Константинополь, если император не отправит свою сестру замуж за Владимира. Император ответил: «Христианам не принято выдавать замуж за язычников. Если вы креститесь, вы получите ее в жены, унаследуете Царство Божье и будете нашим товарищем в вере ». Нестор сообщает, что княгиня призвала Владимира креститься, если он хочет исцелиться от болезненного глазного недуга.Владимир принял и крестился от епископа Херсонского, приняв имя Василий. Получив исцеление, Владимир восхвалял Бога, говоря: «Теперь я увидел единого истинного Бога». Многие из его товарищей также приняли крещение. По возвращении в Киев Владимир крестил своих дворян и вассалов, положив начало христианизации Киевской Руси, которая продолжалась на протяжении всего его правления. Владимир умер в 1015 году, и его мощи распространились по основанным им церквям и монастырям. В XIII веке 15 июля было назначено праздником святого Владимира в ознаменование его заступничества за войска великого князя Александра Невского, разбившего шведских захватчиков 15 июля 1240 года.

    Святой Владимир Святославич

    Владимир Святославич Святой Святой (980-1015)

    Отец - Святослав I Игоревич , Великий князь Киевский ( младший Владимир ) князя).
    Мать - по легенде , Малуша, княгиня Ольга эконом (несмотря на достаточно высокий социальный статус царевны при дворе двора, по действующему законодательству была рабыней, что, естественно , заниженный общественный статус сына).Предположительно Владимир родился в 947 году. В 969 году он был назначен отцом на княжение в Новгороде (по просьбе новгородцев).

    Во время внутренней войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом закончилась смертью Олега , Владимир испугался любви старшего брата к власти и бежал « за границу » варягов. Он вернулся в 980 году во главе отряда варягов с целью вернуть утраченное.Он выполнил задание: захватив Киев, с помощью предателя выманил Ярополка на переговоры и убил его.

    С 980, после убийства Ярополка I Святославич , стал великим князем Киевским. В разное время князь Владимир I покорил племена вятичей (, поход, , 981 и 982), радимичей (986) и ятвяг. Воевал с печенегами, эта война шла с переменным успехом: в 992 году напали печенеги, войска Владимира встретили их под Переяславлем, русские стояли на одном берегу река , печенеги - с другой и ни один из них не спешил переходить реку; в итоге князь печенегов предложил решить дело единоборством: если победит русский князь , они заключат мир на три года , а если сделает печенегский князь - они будут на войне три года; русский князь победил и печенеги обратились в бегство; Владимир был так доволен великим , что приказал основать на этом месте город и назвал его Переяславль, «потому что русский воин взял славу у печенегов» (Соловьев С.М. Указ, Работа. Vol. 1. п. 188.).

    В 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от Печенегов около Васильева ; в 997 году, когда Владимир пошел в Новгород, чтобы собрать войско, печенеги напали на Белгород (город был чудом спасен). Воевал с Волжской Болгарией. Известны были его войны с Византией и Польшей (кампания 992 г.).

    Именно Владимир основал первых грамотных школ в России , хотя уже было сделано под влиянием христианства , чтобы иметь возможность обучать русских священников.

    Владимир больше всего известен крещением Россия , то есть по его приказу многие приняли христианство. По происхождению и образованию он был язычником. Когда он в году победил брата Ярополка и принял княжение в Киеве, он прежде всего приказал построить язычников из величайших языческих богов в городе, включая бога Перуна. Но постепенно пришло к тому, что интересы государства потребовали принятия общей религии , которая могла бы объединить изолированные племена в одну нацию, чтобы противостоять врагам и заслужить уважение союзников.Но люди, живущие около России , молились разным богам. Мусульман - Аллаху, еврея, - Иегову, христиане - христианскому Богу. И хотя все они признавали единственного истинного бога, их обряды и законы были разными. Поэтому выбрать одну религию оказалось непросто.

    Летописец пишет, что, услышав о стремлении князя Владимира принять новую религию, следующие народы послали к нему послов, чтобы склонить князя к своим убеждениям. Владимир внимательно их всех выслушал.

    Самыми первыми были послы волжских болгар, которые к тому времени уже приняли мусульман. Но закон, запрещающий пить вино, князя не устроил. Владимир заявил: "вино - веселье для россиян , без него жить не могут". (Цит. По: Карамзин, Н.М. История , Государства Россия, . М., 1988. Т. 1. С. 127.). Итак, ислам был отвергнут.

    Посланники западных христиан (католиков) также потерпели неудачу, поскольку, по словам Владимира , «наши отцы не приняли веры Папы». (Та же цитата). Князь спросил евреев, во что они верят, если их вера не помогает им сохранить свою землю . Наконец, посол из Византии из православных христиан приехал в Владимир . Его рассказ о сотворении , рае, грехе, потопе, последнем суде, и т. Д.поразил Владимир . Но князь не мог так быстро и легко принять новую веру. Он попросил совета у товарищей, и они предложили послать курьеров во все страны , чтобы те могли на месте хорошенько осмотреться, на что на самом деле было похоже каждое верование.
    Посланники посетили болгарские и немецкие земли, но церкви там были маленькие и некрасивые, церемонии не впечатляли, а лица людей были грустными. Но великолепие и богатство греческой столицы Константинополя, величие его храмов, значение и таинственность церемоний поразили послов.И когда они рассказали об этом князю, Владимир решил принять греческую веру.

    В 988 Владимир взял Херсон.
    Позже женился на византийской принцессе Анне .

    Владимир был многодетным от множества жен и наложниц. В истории упоминаются следующие сыновья: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, Святослав, Станислав, Позвизд, Борис , Глеб, Мстислав, Судислав и Святополк.
    В 995 году Владимир разделил Русь на судьбы и отдал их во владение сыновьям.Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных , которая в последствии привела к разделению России на отдельные княжества и междоусобной междоусобице.

    Владимир умер в 1015 году и был похоронен в десятиной церкви в Киеве. С.М. Соловьев писал о князе Владимире : «... Личный Владимира был способен ... вызывать сильную национальную привязанность. Владимир был совсем не воинственным, не отличался смелостью, против отца, в крайности обратился в бегство перед врагом, поспешил спрятаться в безопасном месте; легенда, хранящаяся в песнях, также не показывает его личного мужества, не разоблачает его как любителя демонстрации силы.Но Владимир обладал щедрой душой, которая в молодости могла привести его к излишествам, освященным, однако, языческими представлениями и которые в зрелые годы, особенно под влиянием христианства, сделали его солнцем для народа »(С.М. Соловьев. Указ. Труд. Том 1. С. 191.).

    Соловьев отмечал, что «его главной заботой была защита русской земли, постоянная борьба со степными варварами». Процветание Киева Россия был во время правления Великого князя Киевского Владимира .Возможно, именно поэтому в летописях его называли Великим (в его честь в 1782 г. императрица Екатерина II учредила орден св. Владимир ), в народе его называли Красным Солнцем, а церковь - священным (князь Владимир канонизирован Русской Православной Церковью).

    Владимир Великий Великий Князь Киевской Руси, при котором Русь была обращена в христианство :: люди :: Россия-Инфоцентр

    Владимир, младший сын князя Святослава и его рабыни, стал его преемником.Чтобы занять киевский престол, Владимиру пришлось бороться со сводными братьями. Первоначально это был его брат Ярополк, который сидел в Киеве и имел все преимущества, в отличие от Владимира, которого отправили в далекий Новгород, когда его отец был еще жив. Сначала Ярополку удалось устранить брата Олега, а затем вытеснить Владимира из Новгорода. Владимир бежал за океан и через два года, собрав отряд варяжских, снова овладел Новгородом. Недобросовестный Владимир перетянул на свою сторону бояр из окрестностей Ярополка.Следуя их совету, Ярополк согласился на переговоры со своим братом. Однако, как только он вошел в шатер своего брата для переговоров, его зарезали поджидавшие его убийцы.

    Гонка за властью завершилась в 980 году воцарением Владимира Святославича в Киеве. Первая в истории Древнерусского государства междоусобная война свидетельствовала о его хрупкости. Однако после окончания противостояния Киевская Русь восстановила единство.

    Владимир - одна из самых неоднозначных фигур в истории России.В реальной жизни Владимир был очень далек от того идеализированного образа, который создавался в древнерусской литературе. Тем не менее он решился на некоторые дела государственного масштаба, которые потребовали незаурядного мужества и политической воли. В отличие от своего отца, князя Святослава, стремившегося только к завоеванию новых земель, Владимир выступал в роли распорядителя и реформатора. Из всей его деятельности главным была христианизация Древней Руси.

    Конечно, не стоит все упрощать и думать, что принятие христианства сразу чудесным образом изменило дикую природу Владимира.Очевидно, что принятие Православия было продиктовано политическими мотивами, а не духовными поисками. Тем не менее решение обратиться к христианству оказало огромное влияние на дальнейшую историю России. Так что не случайно Русская Православная Церковь канонизировала князя Владимира.

    В последние годы своей жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и передать власть своему любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свой отряд.Два его старших сына - Святополк Туровский и Ярослав Новгородский - почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заключив в тюрьму своего старшего сына Святополка, Владимир готовился к борьбе с Ярославом, но внезапно заболел и умер в загородной резиденции. Берестова 15 июля 1015.

    Владимир похоронен в Десятинной церкви в Киеве; посреди церкви стояли мраморные саркофаги Владимира и его жены. Десятинный храм был разрушен монголами в 1240 году.

    русссылка100029

    .
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *